Среди наиболее ранних списков сочинений античных авторов - отрывки 2 рукописей: Sinait. gr. МГ 26, XI-X вв., содержащей 5 песней «Илиады» Гомера с пояснениями игум. Софрония (в 836-859 Софроний I, патриарх Александрийский), и Sinait. gr. M 138, X-XI вв., с трактатами Аристотеля «Об истолковании» со схолиями и толкованиями XIII-XIV вв. Другие сочинения Аристотеля, Еврипида, Софокла, Аполлония Родосского, а также Ливания сохранились в рукописях XIV- XVI вв. (Sinait. gr. 1194-1196, 1198, 1387, 1415, 1667, 1720, 1721, 1883). Из исторических сочинений наиболее интересны «Церковная история» Евсевия Кесарийского (Sinait. gr. 1183, X в.), «Краткая история» Георгия Кедрина (Sinait. gr. 1184, XI в.), «Топография» Космы Индикоплова (Sinait. gr. 1186, нач. XI в.), «Краткая история» патриарха Никифора (Sinait. gr. 1185, XI-XII вв.). Среди естественно-научных и медицинских трактатов следует отметить трактаты Гиппократа (Sinait. gr. 1387 и 1660, XV в.) и «Физиолог» (Sinait. gr. 103 М, XI-XII вв.). Арх. Михаил. Икона. 3-я четв. XVI в. (мон-рь вмц. Екатерины) Арх. Михаил. Икона. 3-я четв. XVI в. (мон-рь вмц. Екатерины) На разговорном греч. языке написаны «Сокровище» Дамаскина Студита (Sinait. gr. X 139, XVII в.), трактат по астрологии и алхимии (Sinait. gr. X 326, XVII-XVIII вв.), трактат в стихах о лунном цикле (Sinait. gr. X 383, XVI-XVII в.), «Война мышей и лягушек» Димитрия Зину (Sinait. gr. X 384, XVI в.) и др. Новые находки имеют большое значение для текстологического изучения мн. произведений визант. лит-ры или позволяют уточнить атрибуцию ряда произведений. Так, Похвальное слово на Успение Пресв. Богородицы, относившееся ранее к сочинениям прп. Иоанна Дамаскина, надписано в кодексе Sinait. gr. МГ 10, IX в. (являющемся древнейшим списком этого произведения) именем свт. Модеста Иерусалимского. В унциальных рукописях встречаются типы письма: библейский унциал (maiuscola biblica), заостренный унциал (maiuscola ogivale) 2 разновидностей - заостренный наклонный (ogivale inclinata) и заостренный прямой (ogivale diritta), литургический унциал (maiuscola liturgica). Тип письма, к-рым написан текст «Илиады» Гомера в переложении Софрония, патриарха Александрийского (Sinait. gr. МГ 26, IX-X вв.), П. Г. Николопулос предложил назвать «народным синайским» унциалом (maiuscola demotica sinaitica) (Τ να ερματα το Σιν. 1998. Σ. 101, 124). В написанных минускулом рукописях встречаются практически все известные типы этого письма.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

History of the Martyrs in Palestine/Ed., transl. W. Cureton. L.; P., 1861 [сир. версия и англ. пер.]) позволяет установить соответствие между греч. и сир. вариантами терминов «мученик» (μρτυς;  ), «мученичество» (μαρτριον;  ) и между глагольными формами «свидетельствовать/претерпевать (мучение)» (μαρτρησεν;  ). Слово   могло использоваться в сир. источниках и в составе устойчивых словосочетаний. Так, содержащуюся в «Эдесской хронике» под 657 г. эры Селевкидов (345/6 г. от Р. Х.) информацию о том, что еп. Авраам построил в городе «дом исповедников» (     - Chron. Edess. 18), следует понимать как указание на возведение мартирия. В некоторых случаях слово   употреблялось в своем буквальном значении («исповедник»), а термин «мученик» обозначался другим, также достаточно распространенным словом -   которое происходит от корня   («свидетельствовать») и является точным эквивалентом греч. μρτυς (Thesaurus Syriacus. T. 2. Col. 2534-2536; ср. араб.   - см. разд. «В исламе»). Однако в ранних текстах (тахвитах (гомилиях) Афраата и гимнах, традиционно атрибутировавшихся прп. Ефрему Сирину ) принципиальной разницы в употреблении этих 2 слов не наблюдается (см., напр.: Aphr. Demonstr. XXI 22; Biesen K., den. Bibliography of Ephrem the Syrian. Giove in Umbria, 2002. N 20, 29, 30). На этом основании, а также ввиду традиц. именования «исповедниками» мучеников Гурия, Самона и Авива Петерс сделал вывод, что в IV - нач. V в. в Эдессе слово   («исповедник») могло выступать традиц. эпитетом М. ( Peeters. 1921. P. 56). Начиная с V в. («Акты персидских мучеников») слово   стало наиболее распространенным для обозначения М., хотя   продолжало употребляться в качестве его синонима и в позднейших памятниках сирийской литературы. Е. А. Заболотный Происхождение концепции мученичества Три отрока в пещи огненной. Икона. VII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Три отрока в пещи огненной. Икона. VII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Происхождение концепции мученичества остается предметом научной полемики.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Согласно иконописному подлиннику (XVI в., из собр. С. Т. Большакова), В. В. изображался в светлой крещатой фелони, с Евангелием в левой покровенной руке, правой - благословляющий. Лицо удлиненное, смуглое, «горбонос, брови имея окруженне, чело высоко и смягло», волосы черные с проседью, такая же борода «до персей», сужающаяся к концу ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 8, 62). Древнейший тип изображения В. В.- фронтальный, прямоличный, погрудный, как на иконе VII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Изображения В. В., отца Церкви и автора литургии, входят в специальный ряд фигур прославленных святителей, украшающих алтарь, в рост, как в монументальных росписях, напр. в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (ок. 649; еще одно изображение находится там же в атриуме X в.). К типу фигуры в рост относятся: иконы, напр. створка триптиха «Ап. Фаддей, царь Авгарь и избранные святые» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), В. В. изображен рядом с прп. Ефремом Сирином в светло-серой фелони без крестов; створки царских врат, напр. из ц. Успения Богоматери погоста Кривое Архангельской обл. (2-я пол. XIII в., ГТГ); миниатюры житийных сборников, напр. Минология Василия II (976-1025, Vat. gr. 1613. С. 288) или литургических свитков, напр., XIII в. (Patm. Cod. 7 (свиток 1)), где В. В. представлен за престолом, совершающим службу вместе с ангелами; эмали, напр. визант. работы X-XII вв. на окладах икон ( Хускивадзе Л. З. Средневек. перегородчатые эмали из собрания Гос. музея искусств Грузии. Тбилиси, 1984. С. 40, 49, 56, 62), ставротек, напр. из сокровищницы собора в г. Эстергом (Венгрия, ок. 1150-1200) или на окладах Евангелий, напр. кон. X - нач. XI в. (Marc. ms. Lat. Cl. 1, 100); а также печати (иногда в поясном варианте) рус. князей ( Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 97-112, 168-174, 216, 227, 229, 230; 1998. Т. 3. 38а-в, 97а, 98-2, 101-5, 101-6, 101а, 102а, 103а, 112-2, 170а, 171а, 230а-в, 230-2, 424-426, 429а, 801); каменные рус. иконки XIV в., на к-рых В. В. часто изображен вместе со свт. Николаем , архиеп. Мирликийским ( Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983. 97, 207, 225). В средневизант. время фигура В. В. располагалась, как правило, рядом со свт. Иоанном Златоустом (в темной фелони без крестов - на мозаиках Св. Софии Киевской, 1037-1045; Палатинской капеллы в Палермо, 1146-1151) и позднее, напр., в апсиде к-польской церкви мон-ря Хора, 1315-1320 гг.; фигура В. В. встречается в лицевом шитье облачений иерархов, напр. на Большом саккосе митр. Киевского Фотия (1414-1417, ГММК).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Свт. Николай Чудотворец. Икона. Кон. X в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Свт. Николай Чудотворец. Икона. Кон. X в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Особое почитание Н. на Руси привело к тому, что в Русской Церкви было установлено еще неск. праздников в честь святителя: день Рождества Н. и дни памяти чудотворных икон Н. ( Черкасова. 2004). Рождество Н. отмечено во мн. рус. источниках XVI-XVII вв. под 29 июля (в нек-рых месяцесловах вместо этой даты указываются 20 мая, 23 или 24 авг.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 377); известны 2 полные рус. службы на этот праздник (изд.: Черкасова. Рус. службы. 2008). Дата и др. празднования в честь принесения Зарайского образа Н. из Херсонеса в Рязанскую землю совпадала с праздником перенесения его мощей 9 мая, тем не менее и для этого празднования были созданы особые песнопения: тропарь, кондак, акафист. День 7 июня - память явления Великорецкого образа Н., ежегодно отмечаемая многодневным крестным ходом из Вятки до с. Великорецкого Орловского у. Вятской губ. и обратно; существует полная рус. служба на этот день (изд.: Явление образа святителя Николая на реке Великой. Киров, С. 27-50; см. также: Черкасова. Великорецкий образ. 2008). Еще один праздник в честь Великорецкой иконы - принесение чудотворного образа в Москву, совпадал с Рождеством Н. 29 июля; в совр. рус. изданиях Минеи расширенного состава (в гражданской графике) под этим числом помещаются тропарь и кондак обоим праздникам. Помимо ряда полных служб и многочисленных канонов и песнопений небольшого объема известны и 3 многострофных кондака Н. Первый из них имеет акростих Ανος κα ψαλμς το Ρωμανο (издания: Pitra. Analecta Sacra. Vol. 1. P. 203-209; см. издание обоих кондаков: Maas P., Trypanis C. A., ed. Sancti Romani Melodi cantica: Cantica dubia. B., 1970. P. 121-130. 77; см. также: Амфилохий. Кондакарий С. 80 паг.], 26-28 паг.]); его проимий является кондаком (в совр. смысле этого термина) службы 6 дек. Из акростиха кондака на первый взгляд следует, что он якобы был создан прп.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

В капелле св. Врачей в базилике Санта-Мария-Антиква на Римском Форуме, расписанной при папе Римском Иоанне VII (705-707), К. и Д. фигурировали дважды: на сев. и зап. стенах - в ряду со св. целителями Пантелеимоном, Киром и Иоанном (не сохр., изображение Д. см.: Nordhagen. 1968); на юж. стене - в нише со святыми аввой Киром, архидиак. Стефаном и Прокопием (сохр. фигура К., греч. надписи с именами др. святых). К.- средовек, держит свиток (футляр?) c большим количеством отделений для лекарств и для инструментов и медицинских снадобий. Аналогичным образом - со свитками - К. и Д. изображены: на синайских иконах VII в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае ( Weitzmann. 1976. Vol. 1. Pl. LXV; CII); на фреске VI-VII вв. в капелле 28 в мон-ре прп. Аполлония в Бауите, Египет,- оба средовеки; на фреске VI-IX вв. в оратории на кладбище св. Луции в Сиракузах, Сицилия, К.- средовек, Д. юный, помимо свитков в руках сумки-футляры для медикаментов ( Harrold. 2007. P. 99-108). Прототипами этих ранних изображений святых, по-видимому, были чтимые образы, находившиеся в главных местах почитания св. целителей, в частности в Космидионе в К-поле (утрачены), обновленном в сер. VI в. имп. Юстинианом (Ibid. P. 110). Св. бессребреник Косма. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония). 1164 г. Св. бессребреник Косма. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония). 1164 г. В дальнейшем атрибуты в руках К. и Д., связанные с родом деятельности св. врачей, варьируются. Их изображают с разной формы ящичками в левой руке, напр. со сдвоенными футлярами (фреска в оратории на кладбище св. Луции в Сиракузах, Сицилия, VI-IX вв.; икона «Св. Дамиан» в мон-ре вмц. Екатерины на Синае, X в.; триптих «Распятие, с избранными святыми», 2-я пол. X в., и Арбавильский триптих, сер. XI в.,- оба в Лувре, Париж), с ковчежцами с крышкой (фреска в базилике Мучеников в Чимитиле, Италия, X в.; фреска в Гроте святых в Кальви-Ризорта, Италия, XI в.; росписи в крипте Сан-Леонардо в Массафре, Юж. Италия, XI-XII вв.; мозаика в соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале, Сицилия, 1183-1189), с прямоугольными коробочками-пеналами (костяная икона, Музей Виктории и Альберта, Лондон, кон.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Христос Пантократор. Фрагмент мозаики предалтарной арки базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. В 1702-1715 гг. по заказу папы Климента XI (1700-1721) базилика была отреставрирована. Новая орнаментальная декорация в стиле барокко выполнена по проекту архит. К. С. Фонтаны. Первоначально мраморные разные по форме и стилю капители заменены стуковыми и однотипными ионическими. На стенах клеристория между окнами появились живописные панно со сценами из Жития сщмч. Климента и сщмч. Игнатия Богоносца. В XVIII в. был сделан деревянный кессонированный потолок. Распятие с предстоящими Богоматерью и ап. Иоанном Богословом. Фрагмент мозаики центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Распятие с предстоящими Богоматерью и ап. Иоанном Богословом. Фрагмент мозаики центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Боковые капеллы верхней церкви относятся к XV-XIX вв. (вмц. Екатерины Александрийской (XV в.), св. Иоанна Крестителя (XVI в.), Богоматери Царицы св. Розария (1715), св. Доминика (XVIII в.), прп. Кирилла (1882)). Капелла вмц. Екатерины расписана фресками по заказу кард. Бранды Кастильони; их создание связывают с итал. художниками эпохи Кватроченто Мазолино и Мазаччо. Свт. Амвросий Медиоланский. Фрагмент мозаики центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Свт. Амвросий Медиоланский. Фрагмент мозаики центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. В XVIII в., во время обновления верхней церкви, были обнаружены и тогда же переписаны без изменения иконографии росписи в нижней части апсиды, над троном епископа (представление о них дают рисунки К. Фонтаны 1715 г., см.: Lond. Brit. Lib. Royal. 10345). В центр композиции помещен Христос, по сторонам от Него - разделенные пальмовыми деревьями изображения Богоматери и 11 апостолов в рост. Датировка первоначальной живописи затруднена из-за плохой сохранности красочной поверхности. Ллойд предполагал, что роспись относится к оригинальной декорации базилики нач. XII в. ( Lloyd. 1989. P. 43); Андалоро предлагает датировать ее кон. XIII в. (?) и условно относить ко времени правления кард. Джакомо Каэтани Томмасини (La Pittura Medievale a Roma: Atlante. 2006. P. 168, 170).

http://pravenc.ru/text/Климента сщмч ...

Ряд византийских икон из синайского мон-ря во имя вмц. Екатерины представляют М. В. как инока. Он может быть средовеком в монашеских одеждах и головном уборе, напоминающем чалму, как на иконе «Преподобные Арсений Великий и Макарий» (XI-XII вв.). Его изображали и старцем в темном куколе, с седой курчавой недлинной бородой, как на иконе рядом с прп. Макарием Александрийским (1-я пол. XIII в.). На иконе «Прп. Макарий Египетский, прп. Максим Исповедник, прп. Макарий Римский» афонской мастерской (XVII в., мон-рь Пантократор, Св. Гора Афон) М. В. в монашеских одеждах, без куколя. Как старец с седой бородой до пояса, в одеждах преподобного, с непокрытой головой, с посохом и свитком, с пространной греческой надписью М. В. представлен на синайской иконе 1789 г., написанной, вероятно, критским мастером. Преподобные Макарий Великий и Макарий Римский. Фрагмент иконы. XVII в. (Мон-рь Пантократор, Афон) Преподобные Макарий Великий и Макарий Римский. Фрагмент иконы. XVII в. (Мон-рь Пантократор, Афон) Возможно, к-польский вариант иконографии М. В. основывался на египетских образцах, хотя не исключено и обратное влияние. Образ М. В. как преподобного опознаётся в плохо сохранившихся росписях XI-XII вв. церкви в бывшем мон-ре св. Иоанна Предтечи (Дейр-Абу-Хиннис) близ Маллави. В росписи келии «А» в монастыре св. Иеремии в Саккаре М. В. изображен в ряду египетских подвижников, по правую руку от прп. Онуфрия Великого; облачение М. В. сходно с апостольским: на нем светлая туника и синий гиматий, в левой руке он держит кодекс, крышку которого прикрывает правой. У него короткие темные волосы, недлинная борода, в греческой надписи он назван «духоносный». На фреске XIII в. в правом восточном компартименте ц. во имя Пресв. Богородицы в мон-ре Римлян (Дейр-эль-Барамус) в Вади-эн-Натрун М. В. изображен как основатель монастыря в монашеском чине, в длинных одеждах, покрывающих плечи и голову, на нем аналав, левой рукой он держит кодекс. У него остроконечная борода средней длины. За правую руку святого держит херувим с «многоочитыми» крылами, что указывает на иллюстрирование чудесного преставления подвижника, которому, по тексту Жития, предстал херувим, чтобы сопровождать его душу на небо. Эта часть композиции была повторена в росписях часовни во имя ап. Матфея в мон-ре прп. Макария в Вади-эн-Натрун; М. В. облачен в красный хитон, в светлую схиму, куколь которой покрывает голову, а складки - плечи и руки; как и на послужившей образцом фреске, его правую руку сжимает рука херувима. Схожая композиция сохранилась частично в росписях XIII в. ц. прп. Антония в мон-ре Антония Великого; она известна также в произведениях иконописи визант. времени.

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛОВ ЧЕЛМОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ И УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья КИРИЛЛОВ ЧЕЛМОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ И УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Челменский, Чермозерский), находился на горе Челма между Лёкшмозером и Челмозером (в 60 км к северо-западу от Каргополя (ныне Архангельской обл.)). К. Ч. м. был основан на месте подвигов прп. Кирилла Челмогорского. Время основания монастыря неизвестно, предположительно между рубежом XIV и XV вв. и нач. XVI в. Основными источниками сведений об обители служат Житие прп. Кирилла, сохранившееся в списках XVIII-XIX вв. (ГИМ. Муз. 1510. Л. 131-156; ГИМ. Барс. 794. Л. 1-60 об.; БАН. 33.6.7. Л. 61 об.- 124 об. и др.), а также составленное свящ. Ф. И. Гурьевым в 40-х гг. XIX в. «Историческое описание Челмогорской пустыни, состоящей в Каргопольском уезде» (ГИМ. Барс. 795. Л. 68-84 об.; ОПИ ГИМ. Ф. 450. 702. Л. 1-14 об.). Прп. Кирилл, постриженик Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , пришел на гору Челма, поселился в пещере, построил «келийцу малу», часовню и ц. в честь Богоявления. Согласно Житию, пребывание Кирилла на Челме осложнялось конфликтами с местными язычниками («чудью белоглазой») с р. Онеги. Незадолго до кончины прп. Кирилла его посетил настоятель каргопольского в честь Преображения Господня монастыря (Вассиановой Строкиной пуст.) игум. Иосиф, который исповедал и причастил преподобного. Во время этой встречи прп. Кирилл предсказал строительство на горе Челма муж. обители и обещал и после своей кончины покровительствовать этому месту. Через неск. лет на Челму, где был погребен прп. Кирилл, пришел из Новгорода мон. Серапион и стал жить в его пещере, соорудив гробницу над захоронением Кирилла. Спустя 3 года мон. Серапион оставил это место. Затем пришел инок Арсений, при нем собралась братия в количестве 24 чел. Вместо сгоревшей Богоявленской ц. над мощами прп. Кирилла монахи построили и 9 мая 1419 г. освятили одноименный храм с приделом во имя вмц. Екатерины. Впосл. храм неск. раз горел и его возводили заново. При Арсении был построен также храм в честь Успения Пресв. Богородицы; пустынь стала именоваться Успенской, насельники начали осваивать земельные угодья. Достоверность содержащихся в Житии дат и изложение событий вызывают обоснованные сомнения, поскольку текст был создан лишь на рубеже XVII и XVIII вв. на основе Жития прп. Нила Столобенского.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН РАИФСКИЙ [греч. Ιωννης τς Ραθο] († VII в.), прп., игум. Раифского мон-ря (пам. в субботу сырную и в среду Светлой седмицы в Соборе Синайских святых). Из сб. Apophthegmata Patrum известно, что И. Р. был родом из обл. Киликия в М. Азии, в «Луге духовном» Иоанна Мосха упоминается, что он прожил в Раифе (ныне Эт-Тур) 76 лет. В изречениях, включенных в состав обоих сборников, И. Р. призывал удаляться от плотских вожделений и подражать в строгости и безмолвии монахам-предшественникам, чтобы место подвижников, очищенное ими от бесов, не стало местом торговцев (PG. 65. Col. 233; PG. 87. Col. 2980). Кроме того, в «Луге духовном» говорится, что И. Р. застал в Раифе старцев, которые питались только травой и финиками (PG. 87. Col. 2980), и приводится история, рассказанная ему монахом из Келлий , когда И. Р. жил в мон-ре Энатон (Девятый) близ Александрии (PG. 87. Col. 3047). Однажды в Келлии пришел инок с просьбой разрешить ему поселиться в том месте, где раньше жил приверженец оригенизма Евагрий . Ему ответили, что враг рода человеческого, введший в заблуждение Евагрия, не позволяет никому находиться там, но инок продолжал настаивать на своем. Спустя 2 недели после переселения в эту келлию он повесился. В рукописи Sinait. gr. 451 эту историю рассказывает сам И. Р. (Τ Γεροντικν το Σιν. Σ. 140-141). Считается, что И. Р. является современником прп. Иоанна Лествичника († 649) и адресатом «Лествицы» (см. подробнее в ст. Иоанн Лествичник ). Ист.: PG. 65. Col. 233 [Apophthegmata Patrum, алф. собр.]; Τ Γεροντικν το Σιν/Επ. Δ. Γ. Τσμης. Θεσσαλονκη, 1988. Σ. 138-141; Достопамятные сказания. С. 88-89; Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 140, 209-210; Великий Патерик, или Великое собрание изречений старцев: Сист. коллекция. М., 2005. Т. 1. С. 27. Лит.: Gribomont J. La Scala Paradisi, Jean de Raïthou et Ange Clareno//StMon. 1960. T. 2. P. 345-358; Rayez A. Jean de Raïthou (170)//DSAMDH. T. 8. P. 650-651. Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) ГЕОРГИЙ СИНАИТ († 544/5), прп. (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 11 марта) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ЗИНОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную, в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 19 июня) НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской»

http://pravenc.ru/text/471468.html

Прп. Корнилий Палеостровский поучает своего ученика Авраамия. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (частное собрание) Прп. Корнилий Палеостровский поучает своего ученика Авраамия. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (частное собрание) Уникальным образцом иконографии К. является икона «Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с 6 клеймами жития прп. Корнилия» кон. XIX - нач. XX в. (НМРК). О связи образа с Палеостровским мон-рем свидетельствует выбор святых: на иконе кроме местных подвижников изображен прп. Зосима Соловецкий, к-рого в позднее время считали пострижеником Палеостровского мон-ря и уроженцем близлежащего с. Толвуй (см.: Машезерский И. Родина прп. Зосимы, Соловецкого чудотворца//Олонецкие ЕВ. 1899. 2. С. 25-26; ПЭ. Т. 20. С. 367). К., как основатель обители, представлен в центре, фронтально, в полной схиме (с покрытой куколем головой), правой рукой именословно благословляет, в левой держит свиток (на запястье четки). Житийные сюжеты читаются слева вниз, направо и вверх: видение Спасителя К. во время молитвы; вид часовни и пещеры К.; блаженная кончина К.; погребение К.; исцеление болящего Бориса; исцеление «десного ока» девицы Агафии. В момент смерти святой изображен в маленькой пещерке сидящим возле камня с приклоненной головой в простом подряснике, на груди верижный крест, руки лежат на книге. Иконы 3 местных преподобных в это время получили распространение (ок. 1891, НМРК) - возможно, они бытовали в качестве «раздаточных». Интересным образцом иконографии К. является небольшая икона-пядница «Прп. Корнилий поучает ученика своего Авраамия» кон. XIX - нач. XX в. (частное собр., см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 182; святой ошибочно идентифицирован как прп. Корнилий Комельский). Преподобный старец и его юный ученик написаны в интерьере кельи с аналоем, в красном углу - Казанская икона Божией Матери. К. изображен в профиль, одет в полную схиму, на свитке в его левой руке текст: «Поченïе иже аще не сотвориши грха сти есть упо». Прп. Корнилий Палеостровский. Фрагмент иконы «Карельские чудотворцы». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске)

http://pravenc.ru/text/2458675.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010