2000. С. 164), по другим - в 1780 г. ( Дмитриев. 1909. С. 45). После пожара 1812 г. храм был вновь расписан только в 1877 г. В. Д. Фартусовым ; стенописи поновлялись в 1898 г. М. В. Титовым и в 1907 г. А. А. Алексеевым (Памятники. 2000. С. 164). Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». 1791–1795 гг. Архит. Е. С. Назаров Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». 1791–1795 гг. Архит. Е. С. Назаров На нижнем этаже, под главным престолом, в 1843 г. на месте монашеской рухлядной на средства московского купца Н. П. Титова над могилой его супруги была устроена церковь во имя вмц. Екатерины ( Дмитриев. 1909. С. 48). В 50-х гг. XIX в. в Н. П. м. был перенесен домовый храм Мельгуновых в честь Печерской иконы Божией Матери и устроен над семейным склепом в юго-вост. углу трапезной, у ц. во имя вмц. Екатерины ( Круглик. 1999. С. 72). С запада к Покровской ц. примыкает устроенная на подклете 2-этажная одностолпная трапезная (типологически близка к Грановитой палате), в к-рой размещались хлебная, поварня и кладовая, погреба ( Морозов. 1982. С. 30). По предположению Морозова, трапезная была сооружена ранее храма, в сер. XVII в. (Там же). Позднее она утратила свое назначение и стала частью Покровской ц., там были устроены 2 придела: во имя свт. Димитрия Ростовского и во имя вмц. Варвары (1758) (Там же); в 1863 г. они были достроены до уровня главного алтаря, у них были сделаны собственные завершения в виде небольших главок, нижний этаж храма с ц. св. Екатерины получил аналогичные верхнему этажу алтарные апсиды. В 1907 г. в правую из этих апсид был перемещен алтарь ц. в честь Печерской иконы Божией Матери, а в левой возобновлена ц. во имя прп. Саввы Освященного ( Дмитриев. 1909. С. 45-52). С севера к трапезной примыкает Хлебодарная палата (Памятники. 2000. С. 162). Во 2-й пол. XVIII в. в связи с разборкой старой колокольни в нее был перемещен престол во имя прп. Саввы Освященного, к-рый находился там до 1812 г., а после пожара был перенесен в ц. свт. Николая Чудотворца ( Дмитриев. 1909. С. 51-52; Круглик. 1999. С. 69). В 1843 г. престол возобновлен в палате на прежнем месте, а в 1907 г. перемещен к ц. во имя вмц. Екатерины (Там же. С. 47-48, 52; Снегирёв. 1863. С. 50). В янв. 1913 г. было получено одобрение на освящение придела Нерукотворного образа Спасителя (до перестроек 1900-х гг. одноименный престол находился в ц. во имя свт. Николая Чудотворца), устроенного на средства московского купца 2-й гильдии П. Д. Грачёва близ Покровского храма, на месте, где до 1907 г. находился престол прп. Саввы Освященного ( Круглик. 1999. С. 97-98). Придел Нерукотворного образа Спасителя отмечен в репортаже о посещении Н. П. м. имп. Николаем II 26 мая 1913 г. как воздвигнутый вблизи Покровского храма «в память 300-летия царствования Дома Романовых» (Правительственный вестн. 1913. 114, 28 мая. С. 4). Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение»

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Провинция Альберта (Канада) Материал из Азбука паломники Кафедральный собор великомученицы Варвары (Эдмонтон) [ править править код ] Собор великомученицы Варвары — один из центров духовно-просветительской деятельности в Канаде. Входит в состав Патриарших приходов Русской Православной Церкви в Канаде. Главной святыней собора является частица мощей (левая стопа) св. вмц. Варвары, вывезенная из Киева и переданная в собор архиепископом Эдмонтонским и Канадским Пантелеимоном (Рудыком), которая по афонской традиции находится в алтаре на престоле. Другие святыни собора — икона св. вмц. Варвары и икона Богоявления Господня, написанные в афонском живописном стиле на Святой Горе в 1970-х годах. Адрес: 10105 — 96 Street, Edmonton, Alberta T5H 2G3 Телефон: +1 780-422-0277 E-mail: ikisil@telus.net Подробнее... Спасо-Преображенская церковь (Лобстик) [ править править код ] Спасо-Преображенская церковь входит в Канадскую архиепископию Православной Церкви в Америке. Преображенский приход был основан в 1953 году. Адрес: Canada, Alberta, Lobstick Проезд: 9 км к западу и 1 км к югу от шоссе 855 на North Bank Road Подробнее... Спасо-Преображенская церковь (Стар) [ править править код ] Спасо-Преображенская церковь входит в Канадскую архиепископию Православной Церкви в Америке. Находится на кладбище, вместе с которым является историческим памятником. Адрес: Junction of Range Rd 192 and Twp Rd 564, Star, Alberta, Canada Почтовый адрес: PO Box 1049, Lamont, AB T0B 2R0 Проезд: Церковь расположена в округе Ламонт, на углу Range Rd 192 и Township Rd 564. На машине необходимо ехать от Ламонта 7 миль на север и 2 мили на восток. Телефон: +1 780-443-3809 Подробнее... Храм апостолов Петра и Павла (Боннивилл) [ править править код ] Храм святых апостолов Петра и Павла расположен в 250 километрах к северо-востоку от Эдмонтона в городе Боннивилл. Приход основан в 1939 году эмигрантами из деревни Загорово Холмского района Украины. Первоначальный храм располагался вблизи города Боннивилл, а в 1952 году прихожане перенесли храм в центр города.

http://azbyka.ru/palomnik/Провинция_Альб...

Расширение круга агиографического и исторического чтения в XVI в. повлияло на возникновение Ж. и. др. св. воинов. Многочисленные Ж. и. посвящены вмч. Никите (Никите-бесогону), их сюжеты основаны как на каноническом, так и на апокрифическом Житии святого: иконы из московской ц. Св. Троицы в Никитниках (кон. XVI в., ГИМ), из ц. вмч. Никиты в Ярославле (2-я пол. XVI в., ЯИАМЗ), из Никитского придела ц. свт. Леонтия Ростовского в Угличе (2-я пол. XVI в., МИХМ); в среднике иногда изображали «Побиение св. Никитой беса» (напр., икона 1-й пол. XVI в., ГТГ) (см.: Саенкова Е. М. О нек-рых русских житийных иконах вмч. Никиты XVI-XVII вв.//Каптеревские чт. М., 2008. Вып. 6. С. 168-174). Житийные иконы вмч. Феодора Стратилата в основном являются храмовыми и происходят из посвященных ему церквей и приделов: из ц. Феодора Стратилата на Ручью (30-40-е гг. XVI в., НГОМЗ), из собора Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском (сер. XVI в., ПЗИХМЗ). Реже встречаются образы вмч. Мины, напр. икона из Воскресенского Горицкого мон-ря (2-я пол. XVI в., ЧерМО), рама с навершием из ц. Богоматери Одигитрии дер. М. Шалга Каргопольского р-на (2-я пол. XVII в., АМИИ), икона кон. XVII в. (ГРМ). Прославление рус. воинов, как правило св. князей, не сопровождалось развитием их житийной иконографии. Самый ранний житийный образ св. Александра Невского, происходящий из кремлевской ц. св. Александра Невского (ГИМ, собор Покрова на Рву), был написан на рубеже XVI и XVII вв. и оставался уникальным вплоть до Нового времени. Огненное восхождение прор. Илии, с житием. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (АМИИ) Огненное восхождение прор. Илии, с житием. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (АМИИ) От XVI в. сохранились Ж. и. св. жен: вмц. Варвары (икона из Варваринской ц. в Переславле-Залесском, сер. XVI в., ПЗИХМЗ) и вмц. Екатерины (икона 40-х гг. XVI в., частное собрание; икона из деревянной ц. вмц. Екатерины Успенского Горицкого мон-ря, 2-я пол. XVI в., КБМЗ, икона 2-й пол. XVI в., ГТГ). В количественном отношении преобладали Ж. и. вмц. Параскевы, в которых была объединена агиография неск. мучениц с этим именем (иконы из Покровской ц. дер. Заклинье Лужского у. С.-Петербургской губ., сер. XVI в., ПИАМ; из собрания П. Д. Корина, сер. XVI в., ГТГ; 2-й пол. XVI в., АМИИ).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Ап. Иоанн Богослов. Икона. 1989 г. (мон-рь ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове) В И. Б. м. хранился также чтимый образ «Распятие Господа нашего Иисуса Христа, древнего письма» - вклад московской купчихи Долговой. На нем с правой стороны помещено изображение Божией Матери с мироносицами, с левой - сотника Лонгина, внизу - 3 воинов, над крестом - 4 ангелов, солнца и луны. Икону украшал серебряный вызолоченный крещатый чеканный оклад. В иконе хранились частицы: древа Креста Господня, гроба Пресв. Богородицы; мощей апостолов Луки, Андрея Первозванного, Клеопы; архидиак. первомч. Стефана, вмц. Варвары, мц. Саломии; святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Михаила, митр. Киевского, Никиты, еп. Новгородского; св. блгв. кн. Даниила Московского; преподобных Феодосия Печерского, Михаила Клопского, Матфея Прозорливого Печерского, Пимена Многоболезненного, Никона Печерского. На окладе (вес 81 золотник) и на иконе имелись надписи с указанием мощей. Также в И. Б. м. хранилась пожертвованная ген.-майором В. А. Мосоловым икона с изображением вмц. Екатерины, мц. Параскевы, святителей Григория Неокесарийского, Афанасия Александрийского, Петра, митр. Московского, и Дионисия. Икону украшала серебряная риза (вес 1 фунт 78 золотников), в середину иконы был вложен серебряный позолоченный крест с 20 частицами мощей, в т. ч. ап. Филиппа, святителей Петра и Афанасия Александрийских, Григория Неокесарийского, Димитрия и Леонтия Ростовских, вмч. Пантелеимона, вмч. Феодора Стратилата, вмч. Димитрия Солунского, вмц. Варвары и др. В ризнице обители хранились напрестольные золотой (1682) и серебряный (1792) кресты с частицами мощей, напрестольные Евангелия XVII в. в драгоценных окладах, богослужебные серебряные сосуды XVI-XVIII вв., старинные облачения и митры (значительная часть из них в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике). Здесь же хранились рукоять от чудотворного образа ап. Иоанна, «строфокомиловое яйцо в медной оправе» и «небольшой остаток изоржавленных лат». По описной книге 1673 г., в монастырской б-ке значилось: «Да книг: Пролог, в нем три месяца - сентябрь, октябрь, ноябрь.

http://pravenc.ru/text/471597.html

Купань. Церковь Иоанна Богослова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Купань или Хупань, как оно называется во всех старинных актах, находится в 12 верстах от уездного города и в 135 от губернского. Село Хупань с деревнями в 1518 г. приложено было в Троице-Сергиев монастырь… В 1764 г. с упразднением монастырских вотчин село Хупань стало казенным. Церковь в нем существует издревле: в сотной выписи 1563 г. сказано, что здесь церковь во имя Иоанна Богослова, а в писцовых книгах 1593 г. сказано: «церковь Иван Богослов, а в церкви деисус и двери царские, образы местные, ризы и книги, клепало железное - строение приходских людей». По писцовым книгам 1628 – 29 гг. в селе Хупани значится деревянная церковь того же наименования, но уже построенная на монастырские средства. Церковь того же наименования значится и в переписных книгах 1678 г. Деревянная церковь в честь Иоанна Богослова была в Купани и в конце прошлого столетия. До 1782 г. при ней была другая деревянная церковь во имя св. и вмц. Варвары, как это видно из сохранившейся храмозданной грамоты епископа Переславского Феофилакта. Предполагалось вместо этой обветшавшей уже церкви построить новую, но постройка почему-то не состоялась. Вместо деревянной церкви в 1814 г. усердием прихожан устроен каменный двухэтажный храм, существующий в настоящее время. Престолов в этом храме два: в верхнем этаже - в честь св. апост. Иоанна Богослова, в нижнем - в честь св. вмц. Варвары. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особо чтима прихожанами икона св. вмц. Варвары; по преданию, эта икона явилась у колодца, где ныне устроена часовня. Церковные документы хранятся в целостности: копии с метрических книг с 1795 г., исповедные росписи с 1825 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: от земли пахотной и сенокосной 100 руб.; от служб и треб 370 руб.; от хлебного сбора 40 руб., а всего 410 руб. в год. Дом у священника церковный. Земли при церкви: усадебной 1652 кв. саж., сенокосной 7 десятин 1174 саж., пахотной 33 десятины 563 саж, неудобной 563 саж.; план на эту землю и межевая книга имеются. Приход состоит из села и дер. Хмельников, в коих по клировым ведомостям числится 351 душа муж. пола и 384 жен., все православные. В селе Купани имеется церковно-приходская школа. Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09731

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕРОССКАЯ, КАЛИМНОССКАЯ И АСТИПАЛЕЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Λρου, Καλμνου κα Αστυπαλαας], епархия К-польского Патриархата, одна из Додеканесских митрополий; помимо Лероса, Калимноса и Астипалеи охватывает Телендос, Псеримос и др. близлежащие небольшие острова. Митрополичьи резиденции находятся на Леросе, Калимносе и Астипалее, кафедральные соборы освящены в честь Благовещения Пресв. Богородицы (на Леросе), в честь Преображения Господня (на Калимносе) и во имя Пресв. Богородицы Портаитиссы (на Астипалее). Исторический очерк Церковь Пресв. Богородицы Портаитиссы на Астипалее. Сер. XVIII в. Церковь Пресв. Богородицы Портаитиссы на Астипалее. Сер. XVIII в. Базилика «Христос Иерусалимский» на о-ве Калимносе. VI в. О распространении христианства на этих островах не сохранилось сведений. Несомненно этому процессу способствовали тесные контакты с Родосом и городами малоазийского побережья. О расцвете христ. строительства в V-VI вв. можно судить по значительному числу сохранившихся на этих сравнительно небольших островах базилик. На Леросе их обнаружено 11: 3 базилики - в Алинде (рядом с ц. 40 мучеников, у муниципальной гостиницы и в местности Панайес), 2 - в Лаки (ап. Иоанна Богослова и Пресв. Богородицы Лимниотиссы), Пресв. Богородицы - в Палеокастро, Пресв. Богородицы - в Партени, вмц. Варвары - в Айия-Марина, свт. Николая Чудотворца - в Ксирокамбо, ап. Петра - в Дримонасе, св. Иоанна - в Факудье; на Калимносе насчитывается ок. 20: базилики «Христос Иерусалимский» и Св. Софии - в Пигадии, Евангелистрии - в Потии, св. Иоанна Предтечи - в Мелицахе, Живоносного Источника - в местности Кандуни, без названия - в Скалья, в Эмборьо и др., 10 базилик - в Ватисе и его окрестностях (Воскресения Христова, на участке Халкитиса, вмч. Георгия, вмц. Ирины, без названия, Честного Креста с парекклисионом мч. Кирика, прав. Анны, арх. Михаила, Палеопанагия); на Астипалее - 7 базилик (напр., вмц. Варвары в Аналипси (Малтезане)); на Псеримосе - 6: арх. Михаила, Успения Пресв. Богородицы, равноап. Константина, вмч. Георгия, свт. Николая и Пресв. Богородицы Графиотиссы и др.; на Телендосе - 5: свт. Василия Великого, Успения Пресв. Богородицы, Св. Троицы, без названия в местности Пота, равноап. Константина.

http://pravenc.ru/text/2463585.html

С 20 марта 2008 года по решению Епархиального совета при храме действует городской миссионерский центр. При храме действует центр помощи и реабилитации пострадавших от тоталитарных и деструктивных сект и культов. Вознесенский храм стал научно-методическим центром для вновь созданного института помощников благочинных Тульской епархии по миссионерскому служению. Источник : Н. Кириленко, Тульские епархиальные ведомости, (95), июнь, 2009. В.Н. Уклеин «Тула – каменная летопись», 1984. ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Ф. 567, III кат., 13 ед. хр., 1790-1904 гг., 1 оп. (хронол., машинопись). Приход образован в XVII в. В 1712 г. вместо деревянной церкви построена каменная. В 1754 г. начато новое строительство. Нижняя церковь с престолом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы освящена в 1755 г., придел во имя вмч. Варвары - в 1824 г. Верхняя церковь с престолом в честь Вознесения Господня освящена в 1787 г. Закрыта не ранее 1930 г. Источник Вознесенская. Приход этой церкви занимает положение на, так называемой, оружейной стороне г. Тулы. Настоящий район прихода определен в 1880 г., но по времени своего возникновения он относится несомненно к XVII-мy ст. Первыми прихожанами этой церкви были посадские люди – кузнецы и слободские, каменные крестьяне. В настоящее время прихожане принадлежат к различному сословному положению: общее число прихожан 2162 м. п. и 2305 ж. п.; между ними есть незначительное число раскольников. О существовании Вознесенской церкви в первый раз упоминается в строенной книге Тульского посада в 1616 г. По всей вероятности, эта давняя церковь была деревянная. В 1712 г. построена была каменная церковь „тщанием и радением прихожанина Андрея Феодорова Владимирова с протчими прихожанами” и до 1744 г. была „в благополучной твердыни, украшенная всяким церковным благолепием”. Но в 1754 г. при построении нового придела в этой церкви, обнаружилась такая обветшалость церкви, что потребовалось сломать всю церковь с начатым при ней приделом и построить новую. Новая церковь выстроена в два этажа: верхний во имя Вознесения Господня, нижний во имя Введения во храм Пресв. Богородицы. В 1755 г. нижняя церковь была освящена, а верхняя по недостатку средств, только была освящена в 1787 г. В 1824 г. тщанием купца И. И. Владимирова в нижней церкви устроен придел во имя вмц. Варвары. В 1834 г. весь иконостас верхней церкви сгорел и вновь устроен в 1844 г. В нижней церкви иконостас также заменен новым на средства купца Петра Ив. Владимирова. Наиболее чтимые святыни храма: 1) икона Скорбящей Божией Матери – точная копия с чудесно явленной иконы в С.-Петербурге в 1888 г., 2) икона вмц. Варвары и часть мощей вмч. Пантелеймона.

http://sobory.ru/article/?object=00882

Первый расцвет [ править править код ] . «Путеводитель» 1907 г. описывает: «Находится [монастырь] в полторе версты от г. Екатеринослава… Расположен на возвышенном месте, обнесен каменной оградой с двумя башнями по углам. За монастырем тянется на несколько верст дубовый лес… В центре площади находится пятиглавый трехпрестольный храм, с высокой колокольней, во имя Тихвинской Божией Матери и приделами Вознесения и Казанской Божией Матери. В нем копия чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери. Около храма цветники и памятники. Далее идут корпуса, около которых расположены садики. При входе в ограду – небольшая церковь во имя св. Варвары и Марии Магдалины. За монастырем гостиница, в которой паломники получают кипяток и горячую пищу. Для состоятельных лиц имеются номера за плату по усердию посетителей. Земли монастырь имеет 725 дес. в двух уездах. В них экономия большая; часть земли обрабатывается монахинями. Монахинь и послушниц 260 человек, управляемых игуменией Олимпиадой». Согласно книге «Православные монастыри Российской империи» (1908), на тот же 1907 г.: «При монастыре существуют школа для девочек и богадельня (на содержание которой кн. Кудашевым пожертвовано 500 дес. земли)». «Справочная книга Екатеринославской епархии за 1908 год»: «Обе церкви каменные, с такими же колокольнями. Церковно-приходская школа в собственном доме в г. Екатеринославе, обучается 60 девочек… Угодья монастыря – 500 десятин земли, пожертвованной князем Кудашевым, и другой участок земли в 200 десятин, купленный на собственные средства игумении Олимпиады». Постройка Свято-Варваринского и Тихвинского храмов обители была завершена соответственно в конце 60-х и начале 70-х гг. XIX в. Упразднение и возрождение [ править править код ] В 1925 г. обитель закрыли, в 1943 г. она возродилась (при этом, пока шел ремонт Свято-Варваринской церкви, в бывшей просфорной устроили новый одноименный храм; в сгоревшем Тихвинском храме богослужения не совершались), в 1959 г. вновь была закрыта. В 1997 г. началось 2-е возрождение обители. В 2001 г. освящен, после капитального ремонта, храм св. вмц. Варвары конца 1860-х гг. (еще до ремонта, 17 декабря 1997 г. здесь было совершено 1-е после долгих лет перерыва богослужение – торжественный молебен в честь дня св. вмц. Варвары, а с 1998 г. совершались регулярные богослужения; во время ремонта Свято-Варваринской церкви богослужения совершались в храме, устроенном внутри восстановленной в 2000 г. каменной трапезной). Обновлены также корпуса и ограда монастыря, предполагается восстановление Тихвинского храма начала 1870-х гг. на месте старого фундамента. В 2005 г. при монастыре открыт методический кабинет Епархиального управления, основной задачей которого является подготовка учебной программы христианской этики в общеобразовательных школах и повышение квалификации светских учителей и педагогов воскресных школ. Описание [ править править код ] Скиты [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинский_жен...

Strasbourg, 1932. Vol. 4; Sempels V. Barbe (1)//DHGE. T. 5. Col. 627-628; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 608-612; Vecellio Segate G. Santa Barbara nella tradizione, nella leggenda e nell " arte. S. l., 1977; Crimi C. Santa Barbara nella tradizione orientale. Paterno, 1999; Αγα Βαρβρα. Λευκωσα, 1999; Grano A. Santa Barbara: il mito, la leggenda, la storia, la passione, la morte. Napoli, 2000. А. В. Бугаевский Мощи и почитание Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки В. и Иулиании и похоронил их в сел. Геласий, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (М. Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Мон-рь, посвященный В., находился в Эдессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть ее мощей. В К-поле, в квартале Василиска, Вириной, вдовой визант. имп. Льва Великого, была построена ц. во имя В. В VI в. при визант. имп. Юстине (по др. версии, еще в IV в.) мощи В. были перенесены в К-поль и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю К-польской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти (SynCP. Col. 278). Этот храм упоминается в лат. описании К-поля XII в. («Аноним Меркати») и в Хождении Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди В., из к-рой сочились кровь и молоко (Описание святынь К-поля. С. 453; Книга Паломник. С. 30). Святые Параскева, Варвара и Иулиания. Икона из ц. вмц. Варвары в Пскове. Кон. XIV - нач. XV в. (ГТГ) Святые Параскева, Варвара и Иулиания. Икона из ц. вмц. Варвары в Пскове. Кон. XIV - нач. XV в. (ГТГ) В К-поле известны еще неск. храмов в честь великомученицы, один из них был расположен в юж. части главной к-польской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина, около «Хлебосырного дома». Др. храм находился в Манганах, ок. ворот св. Варвары. Кроме того, имп. Лев VI Мудрый построил во имя этой святой церковь или часовню в сев.-зап. части Большого дворца (Прод. Феоф. С. 139). Из «Хроникона» Андреа Дандоло известно, что большая часть мощей В.

http://pravenc.ru/text/154091.html

Образ И. не всегда удается отличить от образа мц. Иулиании Илиопольской, пострадавшей вместе с вмц. Варварой. В искусстве не сложилось характерных иконографических особенностей, различающих этих святых. О сходстве их облика и о возможном соединении в восприятии рус. людей 2 св. жен в собирательный образ И. свидетельствует псковская икона «Великомученицы Параскева, Варвара и мученица Ульяна, с житием Варвары, Ульяны Илиопольской и Ульяны Никомидийской» (кон. XV в., НГОМЗ), происходящая из ц. вмц. Варвары во Пскове. В составе клейм перемежаются сюжеты Житий обеих мучениц (св. Ульяна хулит языческих богов; св. Ульяну испрашивают о вере, после исповедования Христа ее предают пыткам; истязание святых дев Варвары и Ульяны; приведение св. Ульяны к епарху перед народом; св. Ульяну бьют плетьми, епарх повелевает пытать ее огнем; св. Варвару и св. Ульяну посекают мечами; св. Ульяну вешают за волосы; св. Ульяну ведут в темницу; св. Ульяна побивает беса в темнице; суд над св. Ульяной; мучение св. Ульяны на колесе; епарх повелевает посечь жен мечами; св. Ульяну мучают на костре и в котле; усечение главы св. Ульяны). Поскольку изображения обеих И. схожи, то неизвестно, была ли эта разница очевидна для составителей программы иконы, или они стремились дать наиболее полную информацию об И. И. изображена в составе святых на псковской иконе «Церковь походная» (3-я четв. XVI в., ТКГ). В рост, в темно-розовом хитоне и оливковом гиматии с крестом в руке среди святых жен И. представлена на иконе-двухряднице «Избранные святые» (кон. XVI в.) из Входо-Иерусалимской ц. в Каргополе (ВГИАХМЗ). Как юная дева в венце, без мафория, в платье с роскошной отделкой и с серьгами в ушах изображена И. в медальоне на склоне арки в росписи Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря (1502). В прикладном искусстве изображения И. известны с раннего времени, как, напр., на каменной иконе «Спас на престоле со святыми Симеоном и Иулианией» (XIV в., ГММК). Образ И. украшал подвесную пелену к престолу (2-я пол. XVI в., ГММК), дробницу подвесной пелены к иконе «Свт. Николай Чудотворец» (80-90-е гг. XVIII в., ГММК) и др.

http://pravenc.ru/text/1237851.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010