Слава, дне, глас 6: Днешний день тайно: И ныне, праздника, Послан бысть: Вход со евангелием. Свете тихий: Прокимен не глаголем, но абие иерей глаголет: Премудрость: и чтения дне по чину их. По скончании же чтения, ектениа малая, и возглас. и поем вместо трисвятаго: елицы во Христа крестистеся: Аллилуиа. Прокимен дне, и праздника. Апостол дне, и праздника. Вместо же херувимския песни поется: Да молчит всякая плоть: и по ряду божественная литургиа великаго василиа. Вместо Достойно, поем ирмос: Не рыдай мене мати: В храме же благовещения Богородицы поем ирмос: яко одушевленному божию кивоту: Причастен дне, и праздника.    Подобает ведати, яко аще случится в самую святую и великую неделю пасхи, еже есть кириопасха, праздник благовещения пресвятыя Богородицы.    В великую субботу вечера, на Господи воззвах, поставим стихов 10: и поем стихиры воскресны три, и великия субботы три: и праздника 4. Слава, глас 6: Днешний день тайно: И ныне, праздника, глас тойже: Послан бысть: Вход со евангелием. Свете тихий: Прокимен же не глаголется, но абие иерей: Премудрость: и чтения, 1-е чтение дне: В начале сотвори Бог небо и землю: едина паремиа: Таже праздника благовещения чтений 5. и прочая чтения дне, по чину их, и по ряду божественная литургиа великаго василиа. По отпущении же литургии, Бывает ядение, и чтение деяний святых апостол по чину их, якоже указася в великую субботу: и кончану бывшу чтению, благословившу иерею, глаголем трисвятое, и по Отче наш, Господи помилуй, 12: Слава, и ныне: Приидите поклонимся, трижды. таже псалом 50, и поем канон праздника, со ирмосом на 6: и великия субботы со ирмосом на 8. Катавасиа, ирмос субботный, оба лика вкупе. По 3-й песни, кондак и икос праздника, и седален дне. Слава, и ныне, праздника, и чтение праздника. По 6-й песни, кондак и икос дне, и чтение дне. По 9-й песни трисвятое, по Отче наш, тропарь: егда снизшел еси к смерти: Слава, и ныне, праздника, ектениа, и отпуст.    И аще будет время порану, Прилагается чтение дне: емуже чтому, Настоятель раздает свещи братии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Это день строгого поста, когда не принято есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы. В Великую субботу (служба начинается вечером в Великую Пятницу) Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай . В Великую субботу совершается литургия Василия Великого , начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прославися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола вместо «Аллилуиа» поется по принципу великого прокимена псалом 81 с припевом: «Воскресни, Боже, суди земли». По чтении Апостола поются, вместо «Аллилуиа», семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча». В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

http://azbyka.ru/strastnaya-sedmica

Вторая часть литургии называется «литургиею оглашенных» потому, что к слушанию её допускались сверх верных, т. е. крещёных, и оглашенные. В литургии оглашенных верующие приготовляются к совершению великого таинства Причащения молитвами, песнопениями, чтением Апостола и Евангелия. Молитва, протяжно произносимая, называется «ектениею». Ектений четыре: великая, малая, сугубая и просительная. Первые три ектении произносятся за литургиею оглашенных, а последняя два раза читается во время литургии верных. Из песнопений литургии оглашенных в особенности замечательны: 1) песнь во славу Единородного Сына Божия, 2) песнь во славу Пресвятой Троицы. Первая из сих песней поётся так: «Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертен Сый 1 и изволивый, спасения нашего ради, воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно 2 вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас». Песнь в честь Пресвятой Троицы: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный помилуй нас». В некоторые дни эта песнь заменяется другими, а именно: во дни Рождества Христова, Крещения Господня, в субботы Лазареву и Страстную, в неделю Пасхи, в день Пятидесятницы вместо Трисвятого поётся: «Елицы 3 во Христа крестистеся, во Христа облекостеся 4 , аллилуйя». Такая замена произошла от того, что в древности накануне этих праздников было совершаемо крещение оглашенных, и они стояли в храме в белых одеждах. В день Воздвижения Креста (14 сентября) и в третье воскресение Великого поста, по причине поклонения кресту, вместо Трисвятого поётся: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Чтение Апостола и Евангелия произносится посреди солеи на амвоне. Чтение Апостола должно напоминать нам проповедь апостольскую, а чтение Евангелия проповедь Самого Иисуса Христа. Потому и слушать Слово Божие должно с полным вниманием и благоговением, как бы мы слышали Самого Иисуса Христа, или Его апостолов. От древних времен остался в литургии весьма знаменательный обряд, а именно торжественное несение св. Евангелия, известное под именем малого входа. Прежде это делалось потому, что по случаю гонений на христиан Евангелие хранилось не на престоле, а в особом месте, а теперь этот обряд сохраняется ради священного воспоминания, которое с ним соединяется, а именно: верующие, созерцая благоговейно святое Евангелие, должны представлять себе, как Господь ходил по городам и селениям в стране иудейской и проповедовал евангелие царствия Божия, исцелял больных и творил другие чудеса, по Своей великой к нам милости. Литургия верных

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

Мирная ектения охватывает все стороны нашего бытия. Мы молимся: о мире всего мира, о святых церквях, о храме, где совершается служба, о епископах, пресвитерах, диаконах, о стране нашей, властях и воинах ее, о благорастворении воздухов и изобилии земных плодов, необходимых для пропитания. Здесь мы также просим у Бога помощи всем путешествующим, больным и находящимся в пленении. Литургия — это общее дело, и молитва на ней совершается соборно, то есть всем верующим народом, «едиными устами и единым сердцем». Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20), — говорит нам Господь. И по уставу священник не может совершать литургию один, с ним должен молиться хотя бы один человек. После великой ектении поются псалмы, называемые антифонами, так как их положено петь на двух клиросах попеременно. Псалмы пророка Давида входили в состав ветхозаветного богослужения и составляли значительную часть песнопений в службе первохристианской. После второго антифона всегда поется песнопение: «Единородный Сыне...» — о пришествии в мир Христа Спасителя, Его вочеловечении и искупительной жертве. Во время пения евангельских заповедей блаженства из Нагорной проповеди Христа открываются царские врата и совершается малый вход, или вход с Евангелием. Священник или диакон, возвышая Евангелие, знаменуя им в царских вратах крест, возглашает: «Премудрость, прости!» В переводе с греческого прости значит прямо . Это сказано как напоминание нам о том, что нужно быть внимательными в молитве, стоять прямо. Также здесь говорится о той премудрости, которую несет нам Божественное Евангелие и проповедь Господа, ибо Евангелие выносится из алтаря в знамение того, что Христос вышел на проповедь и несет Благую весть миру. После пения тропарей, посвященных празднику, данному дню, святым дня и храма, поется Трисвятое: «Святый Боже...» В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху и пасхальную седмицу, в день Святой Троицы, а также в субботу Лазареву и Великую вместо Трисвятого поется: «Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись). Аллилуиа». В древности оглашенные принимали крещение традиционно в эти праздники. В праздник Воздвижения Креста Господня и неделю Крестопоклонную Великого поста вместо Трисвятого поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

http://pravoslavie.ru/105005.html

1-го августа, 14-го сентября и в Крестопоклонную неделю, т.е. в третье воскресенье Вел. поста, поется певцами и, соответственно, произносится в алтаре священнослужителями «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». В день Рождества Христова, Богоявление, в Лазареву субботу, в Великую Субботу, во все дни Пасхи и в Пятидесятницу поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуйя». Это является историческим воспоминанием бывшего некогда в Церкви обычая приурочивать крещение оглашенных именно к этим дням церковного года, а в честь этих новокрещаемых и петь вместо «Святый Боже» приведенные слова ап. Павла ( Рим. 6:3; 13:14 ). Это является, таким образом, остатком древних «крещальных Литургий», Taufliturgien, о которых нам повествуют древние христианские писатели (св. мч. Иустин Философ и др.). Независимо от этого, молитва Трисвятого пения остается всегда одной и той же. Восхождение на горнее место По окончании священнослужителями слов Трисвятого или заменяющего его молитвенного стиха, диакон обращается к священнику со словами «повели, владыко». Священник, целуя престол, а не Евангелие 147 , отходит с правой стороны на горнее место, произнося слова «Благословен Грядый во имя Господне». Диакон тоже целует престол. Словами священника символизируется пришествие Господа Спасителя, идущего приять Свое Царство и владычество 148 . Диакон снова обращается к священнику: «Благослови, владыко, горний престол». Священник благословляет горнее место словами: «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на Херувимех, всегда, ныне и присно и во веки веков». Священник не должен садиться или восходить на сам горний престол, который является преимущественным местом епископа, а только на одно из «сопрестолий». На это прямо указывает служебник, и об этом было соответствующее постановление Большого Московского Собора 1666–1667 гг. Молитва восхождения на горний престол имела некогда иной текст. В рукописях IX века и для литургии св. Василия, и для Златоустовой предписывалось молиться так: «Владыко Господи Боже сил ( Иер. 1:6 ; Пс. 83:9 ), спаси народ Твой ( Пс. 27:9 ) и умири его силою Святаго Твоего Духа ( Рим. 15:13 ) образом Честнаго Креста Единороднаго Твоего Сына, с Нимже благословен еси во веки веков, аминь " 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Всенощное бдение на праздник Рождества начинается великим повечерием (в котором, однако, опускаются конечные молитвы) вместо вечерни, которая уже отправлена вместе с литургией. На утрени вместо «Молитвами апостолов...» и «Молитвами Богородицы...», поются на «Слава» – «Всяческая днесь...», на «И ныне» – то же (но конец другой: «Христос родися в Вифлееме...»), затем поются «Помилуй мя, Боже...» и стихира праздника. На 9-й песни вместо «Честнейшую...» поются припевы праздника. Литургия совершается (по рану, труда ради бденного). На литургии положено входное: «Из чрева прежде денницы...»; вместо «Трисвятого» поется: «Елицы во Христа крестистеся...»; вместо «Достойно...» ирмос «Любити убо...», с припевом перед ним: «Величай, душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу». Отпуст – особый. «Аще случится Рождество Христово в неделю, воскресно ничтоже поем». Литургия в день Рождества Христова, как и в день Богоявления, или бывает св. Василия Великого , если праздник случится в воскресенье или понедельник (Типикон, последование 24 декабря), или св. Иоанна Златоуста , если праздник случится в остальные дни. Неделя по Рождестве Следующую после праздника неделю, называемую неделей по Рождестве Христовом, Церковь посвящает памяти свв. праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, союзом родства по плоти соединенных с родившимся Богочеловеком. Обрезание Господне (1 января) В связи с праздником Рождества стоит праздник Обрезание Господне, 8-й день от события рождения Христа. Древнейшие известия об этом празднике имеются лишь от VI в., но, вероятно, он существовал еще гораздо раньше: его введению способствовало то, что с ним на первые числа месяцев в языческих календарях падали праздники новых месяцев (римский календарь), которые проводились в разгуле: праздник Обрезания мог служить церковным противодействием языческим обычаям, которыми могли увлекаться и христиане. Праздник Обрезания, хотя принадлежит к великим праздникам, имеет праздничный знак , но не состоит в числе двунадесятых праздников. Он празднуется один день.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Богослужения в эту беспримерную и незабвенную во все века жизни человечества субботу начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений – на пасхальной заутрени. В Великую субботу совершается литургия Василия Великого , начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прослáвися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо «Аллилуиа», семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды, и затем читается Евангелие от Матфея, зач. 115. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человéча». Великий вход совершается около Плащаницы. Вместо «О тебе радуется» – ирмос 9-й песни канона Великой субботы «Не рыдай Менé, Мати». Причастен – «Востá, яко спя, Господь и воскрéсе, спасáяй нас». Заамвонная молитва читается за Плащаницей. Всё остальное бывает по чину литургии святого Василия Великого . По отпусте литургии непосредственно совершается благословение хлебов и вина. Этот обряд напоминает о древнем благочестивом обычае христиан ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний апостольских. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, и предстоявшего бдения, Церковь подкрепляла силы верных благословенными хлебом и вином. Светлое Христово Воскресение

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Малом входе звучат и другие изменяемые тексты – тропари и кондаки. Устав их пения очень сложен, поэтому мы рассмотрим только основные правила: торжественность и значительность. Обычно это Господское или Богородичное песнопение. Цикл тропарей и кондаков завершается песнопениями на «Слава: И ныне». На «И ныне» поется последний, наиболее важный кондак (3, с. 147). К изменяемым частям литургии относится Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Оно поется с V столетия. По сведениям прп. Иоанна Дамаскина (книга «О вере православной»), при императоре Феодосии II-oм в Константинополе произошло сильное землетрясение. Христиане вместе со своим архиепископом вышли за город и молились. В это время один отрок был поднят в воздух и услышал дивное ангельское пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Народ, узнав об этом откровении, тотчас же воспел ангельскую песнь с прибавлением слов: «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось. С того времени Трисвятое и вошло в чин божественной литургии (2, с. 108). В богослужебном году есть дни, когда оно не поется. Это песнопение может заменяться двумя другими. На Рождество и Богоявление, Лазареву и Великую Субботы, в Пасху, Светлую седмицу и Троицу вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Исследователи считают, что это связано с древней традицией крещения оглашенных по большим праздникам. В праздник Воздвижения и в Крестопоклонную неделю Великого поста (когда совершается поклонение Кресту) вместо Трисвятого поется: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и святое воскресение Твое славим». Следующая группа изменяемых текстов литургии – это молитвословия перед чтением Священного Писания (прокимен и аллилуарий) и само Священное Писание (Апостол и Евангелие). Прокимен, как уже говорилось, – это стих, предшествующий чтению Священного Писания. Он произносится на литургии перед чтением Апостола. Перед Евангелием такое же значение имеет пение аллилуария. Прокимны и аллилуарии бывают воскресные, дней седмицы, праздничные и святых. И прокимен, и аллилуарий произносятся со стихом. Чаще всего они, как уже говорилось, берутся из Псалтири. Литургисты считают, что в древности перед чтением Священного Писания пелся целый псалом, а с 5го века из каждого псалма стало петься только два стиха, один из которых стал прокимном, а другой стихом к нему (2, с. 109).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

По отпусте литургии параекклисиарх посреди церкви поставляет горящий светильник. Оба лика вместе поют тропарь: Рождество твое, Христе Боже наш... Слава, и ныне, кондак: Дева днесь... В 10 часу ночи (в 4 часа утра) бывает благовест и трезвон во вся кампаны. Иерей и диакон облачаются. Диакон говорит: Благослови, владыко. Иерей: Благословен Бог... и начинает каждение, а на клиросе читают великое повечерие: Аминь. Слава тебе, Боже наш, слава тебе. Царю небесный и т. д. по порядку. На повечерии С нами Бог... поется; вместо обычных тропарей: Просвети очи..., поется тропарь праздника; вместо: Помилуй нас, Господи·– кондак праздника. После Слава в вышних... совершается лития и праздничная утреня. На часах – тропарь и кондак праздника. Порану совершается литургия Златоустого. На ней поются праздничные антифоны: вместо трисвятогоЕлицы во Христа креститеся; вместо Достойно – Любити убо нам. Если навечерие Рождества Христова случится в субботу или воскресенье, то царские часы переносятся па пяток (Типик., л. 132). Поются они так же, как и в другое время. Но на изобразительных пред Ослаби, остави... читается символ веры , а после молитвы: Всесвятая Троице – Буди имя Господне 3. Слава, и ныне. Благословлю Господа (л. 133 на об.). Далее – обычно, т. е.: Премудрость. Достойно есть и т. д. Литургии в пяток в этом случае не бываете 184 а в субботу или воскресенье, в навечерие праздника, совершается литургия Златоустого, на которой после Изрядно о пресвятей.,. поется Достойно есть... (Тпипк., л. 147 на об.). Накануне праздника в 7-м часу дня (в 1-м пополудни) отдельно от литургии отправляется великая вечерня. На ней после великой ектении поется Блажен муж – вся 1-я кафизма, в том случае, если эта вечерня отправляется в субботу, т. е. накануне недели: или же только 1-й антифон 1-й кафизмы в том слчае, если вечерня отправляется в неделю, т. е. накануне понедельника. Вход бывает с Евангелием. После Свете тихий – прокимен дня, т. е. в субботу: Господь воцарися..., в неделю: Се ныне благословите Господа...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

По прочтении последней паремии (о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада) поется песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки», а чтец читает стихи этой песни. Царские врата при этом открыты. После паремии следует малая ектения, возглас: «Яко свят еси...». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...» – в воспоминание древнего обычая Крещения оглашенных в субботу перед Пасхой. Затем прокимен и чтение Апостола (Рим., зач. 91), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения. Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний, и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента в храме отлагается все, что напоминало скорбь предыдущих дней. После Апостола вместо «Аллилуиа» поются стихи 81-го псалма с припевом: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Во время пения этого припева великопостные, черные одежды священнослужителей, а также облачения Престола и жертвенника меняются на белые – в знак небесного света и славы воскресшего Господа и в напоминание о светлых Ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом. В Евангелии (Мф., зач. 115) возвещается о Воскресении Иисуса Христа. Далее литургия св. Василия Великого совершается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом в трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет, Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лица ангельстии со всяким началом и властию, мно- гоочитии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа». Вместо «Достойно есть...» – ирмос 9-й песни канона: «Не рыдай Мене, Мати...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец» 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010