К утрени присоединяется 1-й час. б) Часы пасхальные (1-й, 3-й, 6-й и 9) состоят не из псалмов и молитв, составляющих обычные часы, а из песней, воспевающих воскресение Господа и Его победу над смертию и адом, а именно: вместо «Приидите поклонимся» поется: Христос воскресе 3-жды – взамен 3-х псалмов – стихира: Воскресение Христово видевше 3-жды, упакой – Предваривше утро, кондак – Аще и во гроб... Тропарь: Во гробе плотски... слава – Яко живоносец... и ныне Богородичен: Вышито освященное Божественное селение. Господи помилуй 40, слава и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови, отче. Иерей: Молитвами святых отец... Лик: аминь, Христос воскресе 3-жды. Слава и ныне, Господи помилуй 3-жды. Благослови и отпуст. Песнопения часов поются вместо полунощницы и повечерия. в) На литургии, в начале ее, после возгласа: «Благословенно царство» священник, держа в руках св. крест, возженную свечу и кадило, поете в алтаре песнь: Христос воскресе трижды. Песнь эту повторяет и лик после известных пасхальных стихов, возглашаеных священником. Далее к особенностям Богослужения относится пение праздничных антифонов, пение вместо трисвятого: Елицы во Христа крестистеся и торжественное чтение Евангелия от Иоанна: В начале бе Слово. Евангелие, для лучшего усвоения его верующими, читается по частям, попеременно всеми священнослужителями, а в соборных храмах, кроме сего, оно читается на разных языках в ознаменование того, что слава воскресшего Господа распространилась по всем народам и возвещается на разных языках. Чтение Евангелия сопровождается колокольным звоном, который как бы возвещает всей твари высокое благовестие о Божестве и воплощении Бога Слова. В поздней части литургии находятся следующие особенности: вместо «Достойно есть» поется ирмос канона: Светися, светися.., с припевом» Ангел вопияше; вместо: Благословен грядый... Видехом свет истинный и Да исполнятся уста, и вместо: Буди имя Господне и псалма: Благословлю Господа, лик поет тропарь: Христос воскресе. Отпуст священник совершает так же, как и на утрени, с крестом в руках. После литургии освящаются молитвою и окропляются святою водою принесенный верующими в храм яйца, сыр, масло и домашние артосы (куличи), чем и дается им разрешение от поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

в) В великую субботу воспоминается погребение Господа Иисуса, и Богослужение сего дня направлено к выражению и уяснению сей мысли. На утрени после «Бог Господь» поются тропари: Благообразный Иосиф... Егда снисшел Ecu ... и Мироносицам женам... Во время пения сих тропарей священнослужители исходить царскими дверями на средину храма, становятся вокруг плащаницы, и при возженных свечах и каждении совершают священнодействие, которое изображает погребение Божественного Мертвеца. Священнодействие сие состоит из пения 118-го псалма, или 17-й кафизмы: Блажени непорочни (разделенной на три статьи) с новозаветными на каждый стих псалма похвалами в честь умершего и погребенного Господа Иисуса. На каждой славе кафизмы совершается каждение вокруг плащаницы и произносится малая ектенья. После кафизмы поются радостные воскресные тропари: Ангельский собор удивися , – а после канона вместо светильна поется «Свят Господь Бог наш». Затем, после великого славословия при умилительном пении «Святый Боже», при погребальном звоне колоколов, в предшествии хоругвий и светильников, совершается торжественный ход вокруг церкви с плащаницею. По совершении хода, плащаница полагается на уготованном столе. Ход сей напоминает перенесение тела Господа Иисуса с Голгофы и положение его в саду Иосифовом. После хода и после возгласа: премудрость прости! поется тропарь: Благообразный Иосиф, читается паримия, Апостол, Евангелие, две обычные ектеньи: Рцем в cu ... Исполним утреннюю молитву. Литургия в сей день совершается Василия Великого , соединенная с вечернею, поздно; и как вечерня относится по церковному уставу к следующему дню (воскресенью), то на ней стихиры на «Господи воззвах» полагаются воскресны из октоиха (1-го гласа) и триоди. После стихир и входа с Евангелием читаются 15 паримий, в которых собраны все важнейшие пророчества и прообразования, относящиеся к лицу Господа Иисуса, искупившего род человеческий Своею смертью и увенчавшего искупление преславным воскресением Своим. После 6-й паримии о чудесном переходе израильтян чрез Чермное море поются стихи песни Моисея, оканчиваемые пением: Славно бо прославися; а после стихов последней паримии о чудесном спасении отроков еврейских в разженной пещи в Вавилоне поют: Господа пойте и превозносите Его во веки. После паримий пред чтением Апостола, вместо трисвятого, поется « Елицы во Христа крестистеся », а после Апостола, вместо аллилуйя, поется пророческий стих: » Воскресни Боже, суди земли «; во время этого пения священнослужители в алтаре снимают с себя черные одежды и облачаются в белые, светлые, изображая тем светлых Ангелов при гробе Спасителя. Диакон выходит тогда читать Евангелие о воскресении Христовом, изображая Ангела, возвестившего мироносицам воскресение Христово. Далее литургия совершается обычным порядком, кроме того, что вместо Херувимской песни поют: Да молчит всякая плоть человеча... вместо: «О Тебе радуется» ирмос 9-й песни канона: Не рыдай Мене, Мати... По отпусти литургии бывает благословение хлебов и вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Прокимен: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Стих: «Господи, услыши молитву мою...». Евангелие от Иоанна, зач. 65. «Воскресение Христово видевше...» не поется. Канонов два: Космы Маиумского «Понтом покры» и Иоанна Дамаскина «Божественным покровен...». К тропарям припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». Катавасия – ирмосы второго канона. По 3-й песни – седален праздника, по 6-й песни – кондак, гл. 8: «Егда снизшел, языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненный языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа» и икос. На 9-й песни вместо «Честнейшую...» поется припев: «Апостолы сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый» 228 . И затем – ирмос 1-го канона. Этот на припев поется и ко всем тропарям обоих канонов. Катавасия поется второго канона: «Радуйся Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витействовати не могут Тебе пети достойно: изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим». Этот же ирмос служит вместо «Достойно» на литургии. «Свят Господь Бог наш» не поется 229 . На литургии – антифоны праздника. Входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоим и поем силы Твоя». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...» 230 . Прокимен: «Во всю землю изыде вещание их...» (этот прокимен поется до отдания – см. Типикон). Апостол – Деян., зач. 3. Евангелие – от Ин., зач. 27. Причастен: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Задостойник: «Радуйся, Царице...» (поется до отдания праздника). В конце литургии, после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя...», в первый раз после Великой Субботы поется: «Видехом свет истинный...». Отпуст праздничный (см. Служебник). К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии 231 . На вечерни к обычным прошениям великой ектений присоединяются особые прошения. Вход с кадилом (но если служит архиерей, то вход совершается с Евангелием) и великий прокимен: «Кто Бог велий...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

После третьего антифона совершается вход с Евангелием. Этот вход был установлен для донесения Евангелия из сосудохранильницы при наступлении времени чтения его. Вход начинается с той стороны, в которой устроилась сосудохранильница. Вход с Евангелием изображает шествие Господа Иисуса Христа на евангельскую проповедь . Лампады, предносимые Евангелию, означают явление Предтечи, предвозвещавшего о Христе, Свете истинном, просвещающем всякого человека, грядущего в мир ( Ин. 1:6–9 ). Евангелие представляет лицо Самого Иисуса Христа. Перед входом в алтарь диакон произносит: «Премудрость, прости», т.е. возвещает премудрость – дело Божьего смотрения о человеке; прости – стойте прямо, как следует, чтобы, не развлекаясь, вникать прилежно. В великие праздники Господни диакон произносит входное, входный стих праздника. Входное составляет как бы приветствие, которое Церковь выражает или побуждает верующих выражать Сыну Божию, изображаемому предносимым Евангелием. При входе в алтарь священник целует царские двери, ту и другую половину их, и певцы поют: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» и к этому присоединяют припев антифона, а именно: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти, аллилуиа» – в дни седмичные; «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти, аллилупа» – в недели (воскресения), в Пасху и все дни пасхальной седмицы. После входа певцы поют тропарь и на «Слава и ныне» – кондак. Песнопения, которые поются во время входа с Евангелием, имеют связь с чтением Евангелия и с чтением Апостола, возвещающими благую весть о нашем спасении. После пения последнего кондака поется Трисвятое. Под Трисвятым на литургии (по входе с Евангелием) разумеется следующее пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Святый Безсмертный, помилуй нас», и опять: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». В Воздвижение Креста и третью неделю Великого поста, когда бывает поклонение Животворящему кресту Господню, вместо «Святый Боже» поется: «кресту Твоему поклоняемся, Владыко», в Рождество Христово, в Богоявление Господне, в Лазареву и Страстную субботы, в Пасху, во все дни Светлой седмицы, в Пятидесятницу вместо «Святый Боже» поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа». В древней Церкви преимущественно в эти дни крестились новообращенные в христианство . А ныне этим пением св. Церковь напоминает об исполнении обетов, данных при крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 1й – 4. «Слава» – праздника, глас 6й: «Водами Иорданскими…», «И ныне» – праздника, глас 2й: «Днесь Христос…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1й (единожды). Отпуст краткий праздничный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Примечание. До отдания праздника Богоявления в седмичные дни великий отпуст начинается словами: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения…». На часах – тропарь и кондак праздника. Литургия свт. Иоанна Златоуста . Примечание. «В сей день Литургия бывает порану, труда ради бденнаго» (Типикон, 6 января). На Литургии праздничные антифоны. Входное (входный стих): «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь и явися нам». Примечание. Входный стих на Литургии, по Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом. Входный стих является особенностью богослужения Господских двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа. На Литургии этих дней перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости», как и перед пением «Приидите, поклонимся…» (ср.: Типикон, гл. 50я: «Во святую и великую Неделю Пасхи…», «Последование литургии…»; «В четверток 6я седмицы… Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; Триодь Цветная, «Во святую и великую Неделю Пасхи…», «Последование литургии…») . По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Вместо Трисвятого«Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу», и ирмос 9й песни: «Недоумеет всяк язык…» (так до отдания). По заамвонной молитве, по обычаю, – великое освящение воды (как в навечерие).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Водами Иорданскими...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст краткий праздничный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Примечание. До отдания праздника Богоявления в седмичные дни великий отпуст начинается словами: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения...». На часах – тропарь и кондак праздника. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Примечание. «В сей день Литургия бывает порану, труда ради бденнаго» (Типикон, 6 января). На Литургии праздничные антифоны. Входное (входный стих): «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь и явися нам». Примечание. Входный стих на Литургии, по Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом. Входный стих является особенностью богослужения Господских двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа. На Литургии этих дней перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости», как и перед пением «Приидите, поклонимся...» (ср.: Типикон, гл. 50-я: «Во святую и великую Неделю Пасхи...», «Последование литургии...»; «В четверток 6-я седмицы... Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; Триодь Цветная, «Во святую и великую Неделю Пасхи...», «Последование литургии...») . По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Вместо Трисвятого«Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу», и ирмос 9-й песни: «Недоумеет всяк язык...» (так до отдания).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-19/

«Внести в статью 1/1 Федерального закона от 13 марта 1995 года 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, 11, ст. 943; 2005, 30, ст. 3109; 2007, 10, ст. 1149, 44, ст. 5279; 2009, 15, ст. 1781) изменение, изложив ее в следующей редакции: «Статья 1/1. Памятные даты России. В Российской Федерации устанавливаются следующие памятные даты России: 28 июля — День Крещения Руси; ». Таким образом, День Крещения Руси стал не только церковным, но и государственным праздником. Но простое повышение уставного статуса службы равноапостольному князю Владимиру до великого праздника не дает того, что закономерно ожидается от торжественного богослужения в память Крещения Руси. Все песнопения обращены к князю Владимиру, а само Крещение Руси воспринимается опосредованно. По мысли же владыки Афанасия (Сахарова), в этот день " достойно и праведно " благодарно воспевать, в первую очередь, Господа Бога нашего, в Троице славимого, за богатую милость и неизреченный дар нашему Отечеству. Особую актуальность вопросу тематических песнопений в память Крещения Руси придала возникшая недавно традиция празднично и торжественно отмечать более дробные юбилейные даты Крещения Руси. В связи с этим и возникла идея вернуть в богослужебное употребление тексты владыки Афанасия из издания 1988 года, соединив их со службой святому равноапостольному великому князю Владимиру (что как раз и позволяет устав совершения службы во ин день). Идея была поддержана Синодальной богослужебной комиссией. Ей же было одобрено соединение служб, представленное Издательством. Издательство Московской Патриархии подготовило отдельное издание с соединенной службой и, в преддверии празднования 1025-летия Крещения Руси, оно было благословлено к выпуску Святейшим Патриархом Кириллом. Теперь мы имеем праздничную службу, которая содержит, помимо владимировых песнопений, песнопения именно Крещения Руси. А наличие новозаветных паремийных чтений, величаний, праздничных антифонов, «Елицы во Христа крестистеся...» вместо Трисвятого, прокимна и входного стиха придает празднику совершенно особое звучание. Также в тексте службы сохранены стихиры всем святым Церкви Русской, которые могут петься на стиховне, аще изволит настоятель.

http://patriarchia.ru/db/text/3089043.ht...

Каноны: праздника 1й, глас 7й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2й, глас 4й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви…» . Катавасия после каждой песни – сначала ирмос 1го канона (в первой песни – «Понтом покры…»), затем 2го (в первой песни – «Божественным покровен…»). По 3й песни – седален праздника, глас 8й: «Спасовы рачителие…». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6й песни – кондак праздника, глас 8й: «Егда снизшед языки слия…», и икос, глас тот же: «Скорое и известное даждь утешение…». На 9й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.) По традиции, припев к 9й песни канона: «Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый» . По 9й песни «Свят Господь Бог наш» не возглашается, но поется светилен праздника: «Всесвятый Душе…» (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника: «Свет – Отец…». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 4й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6й: «Царю Небесный…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8й (единожды). Ектении и отпуст: «Иже в видении огненных язык с Небесе низпославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны праздника. Входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Вместо Трисвятого«Елицы во Христа…». Прокимен, глас 8й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Апостол – Деян., зач. 3. Аллилуиарий, глас 1й: «Словом Господним Небеса утвердишася…»; стих: «С Небесе призре Господь…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Также известен такой факт, что в древности совершение крещения связывалось с Литургией. Мы знаем древнюю практику совершения крещения в большие праздники, такие как Пасха, Рождество, Богоявление, Пятидесятница. В самом чине Литургии до сих пор в эти дни вместо Трисвятого положено петь «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекосте- ся». Но не только в древности, например, в русских богослужебных книгах (вплоть до VII века) помещались практические указания совершения Крещения и Литургии. Были в Русской Церкви указания совершать крещение взрослых до Литургии, чтобы они могли потом в ней принять участие. Крещение – это умирание для греха, рождение в Новую Жизнь. Полное отречение от «ветхого человека». Здесь, разумеется, невозможен был отрыв от святого Причащения – Таинства соединения со Христом. И, конечно же, приготовление к таинству Крещения не может не быть ответственным. Часто ставится вопрос о значимости подготовки к Евхаристии, но игнорируется вопрос подготовки к Крещению. И одним из важных методов был аспект литургической катехизации. Ибо главное в оглашении – полноценно ввести человека в жизнь Церкви. Катехизация – это не просто передача определённых знаний, но сотворение нового члена Церкви Христовой, рождение новой личности Народа Божия. А как можно ввести в жизнь Церкви без участия в том, что выражает суть жизни Церкви – без участия в богослужении?! «Богослужения Церкви – её дыхание и биение её сердца» (прот. А. Шмеман ). Мы стоим перед проблемой восприятия таинства Крещения как «частного богослужения» (максимум – семейное событие). Но Крещение – это событие в жизни всей Церкви. Оно должно быть воспринимаемо как вступление в радикально новую жизнь, это Пасха и Пятидесятница вступающего. Но уже вступившие не могут быть безучастны, ибо приобретают брата (сестру) во Христе. Именно поэтому мы должны обратить особое внимание на опыт Церкви в приготовлении к Крещению. Ектении об оглашенных и готовящихся к просвещению не являются атавизмом, как утверждают некоторые. Для нас это сохранившееся напоминание о необходимости внимательного отношения к тем, кто готовится вступить в Церковь и ответственной подготовки к таинству Крещения.

http://azbyka.ru/katehizacija/katekhizat...

Служба Лазаревой субботы совершается по Постной Триоди . По своему содержанию утреня похожа на воскресную утреню, на которой не поётся полиелей, а стихословят Непорочны, после них поются воскресные тропари: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием твоим». Затем седален, Евангелие не читается, а после седальна песнопение «Воскресение Христово видевше», Псалом 50 и сразу поется канон, в конце утрени поется Великое славословие. Совершается литургия Иоанна Златоуста и на ней вместо Трисвятого поётся «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 марта, 2020 19 апреля, 2019 15 апреля, 2011 8 апреля, 2023 4 апреля, 2015 18 марта, 2024 1 марта, 2023 5 марта, 2022 4 апреля, 2020 14 марта, 2020 19 апреля, 2019 15 апреля, 2011 8 апреля, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-vosk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010