Но 12 августа 1711 г. Косьма неожиданно приехал в Александрию, явился к новому правителю Египта Вели-паше и, представив султанский берат и пообещав денежные подарки ему и турецким чиновникам, просил устроить его интронизацию и торжественный приеме в диване. Но христиане, недовольные властолюбивыми притязаниями Косьмы, не только не допустили его в монастырь св. Саввы, но и подвергли оскорблениям, так что он в сопровождении нового правителя Египта вынужден был уехать в Рахити. Здесь утром одного воскресного дня он в мантии и с патерицею внезапно вошел в храм и стал на патриаршем троне. Христиане, находившиеся в храме, немедленно разбежались и сообщили обо всем властям, которые силою и удалили Косьму из церкви. Однако, он, нисколько не отказавшись от достижения своей цели, уехал в Каир, где также находился и правитель Египта. Но пятьсот христиан, с ведома турецких чиновников, которые были на стороне Самуила, подстерегали Косьму и намерены были избить его; узнавши об этом, Косьма переоделся и скрылся в доме одного мусульманина, а потом был удален из города солдатами. Тогда правитель Египта, в виду сделанных ему новых заявлений и ходатайств, официально признал Самуила каноническим патриархом, выдал ему фирман и устроил официальный прием в диване, а Кирилл вынужден был уехать из Египта в Константинополь. Здесь после отречения (4 декабря 1711 г.) от престола вселенского патриарха Афанасия V, его преемником была» избран Кирилл IV, дружески расположенный к Косьме. Кирилл, поддерживая Косьму, как законного александрийского патриарха, даже подверг Самуила грозному церковному наказанию – извержению из сана, а Косьму обеспечил содержанием из патриаршей казны. Однако Самуил не уступал в защите своих законных прав на александрийский престол и своей энергией поколебал настойчивость Косьмы. В конце 1712 г., когда Самуил, перенесши тяжкую болезнь, находился в Рахити, ему были доставлены письма из Константинополя с извещением, что представители столичной корпорации меховщиков и другие лица предлагают свое посредничество для примирения Самуила с Косьмою, который был склонен отказаться от притязаний на александрийский престол, если только получит деньги, на покрытие сделанных им в связи с этим домогательством долгов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Самуил не мог не соболезновать о том, что «возле самой ограды монастыря и даже на монастырской земле имеется (издавна) питейный дом, от которого как для обители, так и для богомольцев происходят великие соблазны». По его просьбе, преосв. Августин относился к гражданскому начальству; «не имея никакого успеха», просил князя Голицына «исходатайствовать у Государя Императора милости, чтоб означенный питейный дом был удален от обители, которую благоугодно было Его Величеству ущедрить умножением числа монашествующих». На письмо преосвященного (от 11 февраля 1818) князь отвечал (27 марта): «По высочайшему Его Императорского Величества повелению, объявленному мною г-ну министру финансов, сделано уже надлежащее предписание Московской казенной палате и вице-губернатору, дабы состоящий на монастырской земле питейный дом, при новом распределении, которое должно быть произведено в 1819 году, был уничтожен, или, в случае нужды, назначен в другом удобном месте». Вот труды и старания о. Самуила! Все, кажется, им сделано для блага обители; разве только недоставало средств к безбедному содержанию братии. Голутвинская обитель, внешним и внутренним благоустройством много обязанная попечительности Самуила, едва не лишилась почтенного старца, по случаю открывшейся в Пешношском монастыре вакансии строителя. Митрополит московский Серафим велел консистории, 31 окт. 1819 г., представить мнение: «кого из пустынских строителей или иеромонахов пустынских, но отлично честного жития и благоразумия и пожилых лет, определить в Пешношскую, яко первейшую и знатнейшую пустынь, в строителя». Консистория не могла не знать, что Самуил – вверенный его надзору «монастырь устроил и общежитие монашествующих содержит в совершенном порядке». Она мнением постановила: «в Николаевский Пешношский мон. перевести в строителя – Самуила, ежели он сам пожелает». Преосв. митрополит утвердил это безусловно (4 ноября). Вот подлинные его слова: «В Пешношскую, яко лучшую и первейшую пустыню, определить в строители, по желанию братии (Пешношской), в письме их к нам изображенному, а наипаче по особенному благоразумию и примерной честности ,– Бобренево-Голутвинской пустыни отца строителя Самуила, коему быть благочинным над всеми пустынями, а на свое место в Б.-Голутвинскую пустынь имеет он избрать, обще с братиею, из честных и благоразумных иеромонахов строителя, способного сохранить заведенный им порядок и благочестие». Последствия этой резолюции замечательны.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Но когда таким образом над домом престарелого первосвященника готовился суд Божий, при Скинии рос благоговейный отрок, которому промысл Божий определил передать руководство судьбами народа. Это был Самуил. Рождение, воспитание и призвание к пророческому служению Самуила. 1 Цар. 1–3 У подножия гор Ефремовых раскинулся городок Рама. Там жил благочестивый левит по имени Елкана с двумя женами: Анной и Феннаной. У Феннаны были дети, и она постоянно унижала бездетную Анну. Анна сильно горевала о том, что она не имеет детей, и терпеливо сносила укоры Феннаны. Раз в год это семейство отправлялось в Силом для жертвоприношения у храма Господня. И вот однажды, после жертвоприношения, Анна пришла в Скинию Собрания и стала пламенно молить Господа, чтобы Он даровал ей дитя. Скорбящая Анна дала обещание Богу, что если у нее родится сын, то она посвятит его Господу; он не будет пить вина, и бритва не коснется головы его. В это время на возвышенном месте у входа в храм сидел первосвященник Илий. Видя, как женщина долго молится, беззвучно шевеля губами, он посчитал ее пьяной и стал выговаривать ей за это. Анна смиренно ответила первосвященнику: «Нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом…» Илия тронула скорбь женщины, он отослал ее домой со словами: «Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое…» (1 Цар. 1:15:17). Спустя некоторое время у Анны родился сын, которого она назвала Самуилом, что значит «испрошенный у Господа». Когда Самуил подрос, Анна привела его в Силом и отдала первосвященнику Илию для служения Господу. Самуил остался жить при Скинии и воспитывался здесь под руководством первосвященника. Он был добрым и благочестивым отроком. Безнравственные примеры сыновей Илия не только не испортили нрав Самуила, но, напротив, воспламенили в нем большую ревность и искреннюю любовь к Богу. Паломники любили Самуила и разносили славу о его добродетелях по всей стране. Сам Илий, хотя и продолжал любить своих распутных сыновей, все надежды возлагал на Самуила и в глубине души считал его своим преемником.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

За Шаффатом, вправо от дороги, при Тулейльель-Фуле, развалины Гивы Сауловой; за Гивой Сауловой – деревенька Эр-Рам, та самая Рама, в которой, по выражению Евангелия, был слышен плач Иерусалимских матерей в дни избиения Иродом младенцев израильских. «И глас бысть слышен в Раме...» II. Родина пророка Неби-Самуель, родина Самуила – Великое значение пророков в истории Евреев. – Психологическая сторона проронеского дара. – Чувство демократизма древних Евреев. – Школа и жизнь. – Караванная дорога из Аравии в Дамаск. – Евангельский Михмас. – Приезд в Рамле. Рама, Гива, Неби-Самуель, Массифа, Анафор (теперешняя деревушка Аната немного ближе Гивы) – все эти библейские места теперь кругом нас; все они проникнуты памятью великого судьи и пророка Израиля. Грозная колоссальная фигура Самуила, кажется, еще стоит среди этих каменных гор, среди этих древних развалин, освященных его именем, необоримая как камень... Рама была родина Самуила и в ней до сих пор показывают остатки дома его. Крестоносцы, овладев Палестиной, открыли возле старой еврейской синагоги гробницу Самуила и перенесли ее в Сило: «И был Самуил судьею Израиля по вся дни жизни своей, из года в год он обходил Вефиль и Галгал и Массифу и судил израильтян во всех сих местах. Потом возвращался в Раму, ибо там был дом его, и там судил он Израиля и построил там жертвенник Господу», повествует книга Царств. Как судил этот всенародный судья, никем не избранный, не назначенный никакою властью, но всем и безропотно признаваемый, ставивший и сменявший царей, – об этом тоже сохранила нам память Библия . «Когда пришел Самуил в Вифлеем, то старейшины города ужаснулись прихода его и сказали: «мирен ли приход твой, о прозорливец»? До того страшно было одно только появление этого неумолимого судьи-карателя, хотя его не сопровождала никакая внешняя сила. Самуил был самым полным и могучим воплощением восточного теократизма, каким, быть может, даже не был Моисей. Он дал Израилю царя, полководца для войны, но сам оставался выше царя, его неусыпным цензором и наставником. Царь должен был служить верным орудием Иеговы, помазавшего его на царство, истреблять без жалости слуг чуждых богов, ревниво ограждать Израиля от заразы отовсюду окружавшего его идолопоклонства. Ни малейшего послабления и отдыха в этом неустанном подвиге обособления Израиля от всего, что не он, в этой неутомимой защите еще не вполне укрепившейся среди евреев идеи единобожия – не допускал грозный судия, и для достижения этой великой исторической цели своей не останавливался ни перед какими жертвами, ни перед какими средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самуил испрошен матерью у Бога и ею же Богу посвящен. Я отдаю его Ягве, говорит Анна, на все дни жизни его, служить Ягве ( 1Цар. 1:27 ). В знак посвящения Богу и пожизненного назарейства у Самуила: длинные волосы, бритва никогда не коснется его головы; полная трезвенность, он не будет пить вина и сикера во все дни своей жизни. Таковы же были судья Самсон, Иоанн Креститель. По случаю рождения сына праведная Анна воспела пророческую песнь Ягве Богу. Рождается начальник пророков, еще не скоро он сам начнет пророчествовать, но пророческим духом уже воспламеняется его родительница. Услышанная Богом, она поет Богу песнь. Песнь эта воспета по случаю чудесного рождения сына Самуила при посвящении его Богу и оставлении его в храме ( 1Цар. 2:1–10 ). Может быть, именно в этой песне впервые произнесено еще одно имя Божие (Ягве Цебаот или Господь Саваоф в русской традиции). Вот поучение раби Елазара: «С тех пор как Господь мир сотворил, не было человека, который назвал бы Господа именем Саваоф, доколе не явилась Анна и первая произнесла имя Саваоф. Подобно нищему у царского пира, который говорит: «Государь! Из всего, что наготовлено для пира твоего, пожалеешь ли ты одного ломтя хлеба для нищего?» – взывала Анна к Господу: «Господь Саваоф! При всём великом множестве существ [Саваоф – Цеваот – означает «Господь воинств» или «Господь существ»], сотворенных Тобою в мире этом, пожалеешь ли Ты дать единого сына мне?» с. 102, Берешит-Раба, 31]. Песнь праведной Анны имеет и мессианское звучание. В Песни выражена надежда «анавим», смиренных и нищих (сравни Соф. 2:3 ), заканчивающаяся указанием на царя-мессию: Ягве будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему, и вознесет рог Мессии (Помазанника) своего ( 1Цар. 2:10 ). Малую верхнюю одежду Анна приносила ежегодно своему сыну, воспитывавшемуся при храме, которую сама и шила. Кроме того, отрок Самуил служил пред Ягве, надевая льняной ефод ( 1Цар. 2:18–19 ), с детства одеваясь, как священник. Об этом одеянии, сшитом матерью Самуила, существует своеобразное иудейское предание. Мидраш говорит, что это одеяние стало как бы частью его самого, оно росло по мере того, как рос Самуил, и оставалось на нем до самой его смерти. Это то самое одеяние, в котором он явился Саулу, когда волшебница из Эйн-Дора вызвала дух Самуила: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду ( 1Цар. 28:14 ) Библейские образы, с. 130]. Всё это говорит о некоей таинственности и загадочности избранника Божия. Кстати, как Анна сшила своему сыну Самуилу верхнюю одежду, так потом руками Пречистой Девы будет соткан хитон Сыну Её Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, писатель имел целью изобразить личность Давида, как первого угодного Богу царя и родоначальника Мессии из колена Иудина. Посему с наибольшею потребностью описывается жизнь его преимущественно в фактах, характеризующих его нравственный и теократически-политический облик. О Самуиле говорится, как о пророке, помазавшем и избравшем Давида, о Сауле преимущественно в его отношениях к Давиду и в поступках, вызвавших его отвержение Господом и выяснявших нравственный характер Давида. Указанная идея отразилась и на плане книги. Во введении – молитве Анны, личность Самуила уподобляется как бы предтече Давида и выражается надежда, что Господь укрепит «Помазанника Своего» ( 1Цар.2:10 ); в середине книги находится как бы центр всего повествования, пророчество Нафана о доме Давида и его вечном престоле (2Цар.7гл.), а в конце помещена молитва Давида, исполненная надежд на «вечный завет» с ним Господа и на происхождение «Владыки верного, действующего по страху Божию» ( 2Цар.23:2–5 ), т.е. Мессии. О смерти Давида, хотя и известной писателю ( 2Цар.5:5 ), последний умалчивает, потому что она не гармонировала с его идеей о вечности царствования дома Давидова. Можно думать, что книга кончается собственно 23 главой – пророчеством о «будущем Владыке», а последняя 24 глава есть как бы приложение, составляющее переход к эпохе Соломона, строителя храма, так как в ней повествуется о построении Давидом жертвенника на гумне Орны. Так, обозренные нами исторические книги находятся, по Божественному Промышлению, в тесной взаимной последовательной связи, не только хронологической, но и богословско-учительной. А это далеко не то, что рекомендуемое критическими гипотезами признание их «безыдейным конгломератом» или «мозаикой фрагментов " … Видно, что священные ветхозаветные книги и писались и собирались в священный случайно и без разбору, а по высшим планам Господня провидения. Кто был писателем первой и второй книг Царств? Решить этот вопрос довольно трудно. Иудейское предание (Baba Batra 14b) и некоторые из христианских богословов (Иероним, Григорий Великий ), соответственно написанию их в еврейской Библии именем Самуила и упоминанию в книгах Паралипоменон об исторических записях Самуила ( 1Пар.29:29 ), признавали писателем их Самуила.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Само собой разумеется, отсутствие летописных данных многое может извинить в односторонних заключениях по отношению к эпохе Самуила. Благодаря, однако, недавним археологическим исследованиям в центре державы, образованной Самуилом, является возможность бросить некоторый свет как на политический смысл движения, так и на культурное состояние этой эпохи. На эти данные и позволяем себе прежде всего обратить внимание 526 . Центр державы Самуила определяется озером Преспой и его окрестностями. Здесь, в селении Герман, по всей вероятности, была фамильная усыпальница комитопулов. В 1898 г. была списана здесь славянская надпись на надгробной плите, которая была положена на могиле отца, матери и брата Самуила. Этот памятник представляет собой драгоценный и самый древний остаток славянского языка и письма, изображенного кириллицей, и имеет дату 993 г., т. е. относится как раз к периоду войн, которые предстоит нам описывать. Именно там, где находится ныне этнографический раздел между албанцами и славянами, Самуил полагал основать центр своих владений. По берегам малонаселенного в настоящее время Преспанского озера, в особенности же на его островах, находятся остатки монументальных построек, церквей и монастырей, а на окружающих озеро скалах можно еще разбирать следы славянских надписей. Здесь было создано Самуилом укрепленное положение, из которого он простирал властную руку на Адриатическое море и на Эгейское. Без всякого сомнения, когда наступят для этих мест благоприятные политические обстоятельства, здесь будут искать пополнения скудных сведений о деятельности Самуила, сохраненных летописцами. На озере Преспе представляют в этом отношении исторический интерес: остров Град, остров Ахилл и Малый Град. На о-ве Граде особенное внимание обращают на себя кроме христианских надписей остатки церквей. Такова, между прочим, церковь св. Петра с остатками фресок, принадлежащих, впрочем, к позднейшему времени. Более значения имеет о-в Ахилл (Аил). С кургана, находящегося на юго-восточной стороне, открывается вид на оба озера, Большое и Малое, и на все окрестности, так что есть полное основание видеть здесь прежний наблюдательный пункт и искать на этом месте следов крепости.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

3.4. Призвание Самуила 3.5. Поражение от филистимлян. История ковчега 3.6. Самуил — судья Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 3.4. Призвание Самуила О жизни Самуила при скинии говорится следующее. Если сам Илий был человек праведной жизни, то его сыновья поступали бесчинно. Они вопреки закону брали себе из жертв не только то, что им предназначалось, но и то, что им хотелось, причем нередко требовали, чтобы их часть была им отдана даже до того, как совершено жертвоприношение. Они вели развратную жизнь, народ роптал, а Илий не предпринимал против них никаких серьезных мер, кроме кроткого увещания, на которое они внимания не обращали. Заметим, что говорит Писание о сыновьях Илия: «они не знали Господа» (1 Цар. 2:12). Через не названного по имени человека Божия Илий получает откровение о том, что дом его не устоит, и что он, хотя и не будет отлучен от священства, но все потомки его не будут доживать до старости. А два его нечестивых сына погибнут в один день. «И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни» (1 Цар. 2:25). Самуил призывается Богом к служению, ночью, тихим голосом, и сначала первые два раза прибегает к Илии, думая, что тот его зовет. И только в третий раз, когда первосвященник научил его, услышав голос, обратиться к Богу, он получает откровение о том, что грех дома Илии не загладится вовек. «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним» (1 Цар. 3:19–20). Вот начало его служения. Признак истинного пророчества, который содержится в Пятикнижии (что истинный пророк есть тот, чьи слова исполняются), здесь, в начале служения Самуила, играет решающую роль. Прежде этого в Писании пророками названы Авраам, Моисей, Аарон, старцы, пророчествовавшие в стане, и неизвестный пророк во времена Гедеона. 3.5. Поражение от филистимлян. История ковчега

http://sedmitza.ru/lib/text/431087/

Написано в писании, как Саул пришел к волшебнице и просил вызвать из мертвых пророка Самуила; женщина сделала чары, и увидел Саул старца, выходящего из земли, одетого в длинную одежду, и понял он, что это Самуил, и спрашивал его, о чем хотел. Что же, могла ли эта волшебница на самом деле воскресить Самуила или нет? Если скажут иудеи, что могла, то признают, что неправда сильнее правды, и волшебство сильнее святости, потому что святой пророк не мог ослушаться волшебницы; говорящие так мерзки и прокляты. Если же скажут, что та волшебница не могла на самом деле вокресить пророка Самуила своими волхвованиями, то и о Христе Господе нашем они не могут сказать, что Он воскрес из гроба волшебной силой. Рассказ же этот священного писания объясняется следующим образом. Как мог диавол, живущий в волшебнице, вызвать на этот свет душу святого пророка, почивающую на лоне Авраамовом? Ведь меньшее не имеет власти над большим, и диавол не может повелевать святому, но отпавшие от Бога ангелы слушаются тех, которые оставили Бога, служат им и вызывают их волшебством; и чего просят у них волшебники, то исполняют диаволы: попросила волшебница повиновавшегося ей диавола, он и принял на себя вид пророка. И это не удивительно, если сам сатана, по слову апостола (2 Кор.11:14), преображается в светлого ангела; поэтому и слуги его могут принимать на себя вид слуг Божиих, так и антихрист примет на себя образ Христов. Стало быть, волшебница не воскресила Самуила, но показала отпавшему от Бога Саулу диавола в образе Самуила; об этом свидетельствует само писание; так, явившийся в образе Самуиловом, говорит Саулу: и ты завтра будешь со мною. Как же может Саул, враг Божий, быть вместе со святым пророком Самуилом? Не лучше ли ему быть с диаволом, которому он покорился, отпав от Бога? Пусть знают лживые иудеи, что нельзя никаким волшебством на самом деле воскресить из мертвых; и как волхвованием она не воскресила Самуила, так и Христос не от волхвования воскрес, а Божественной Своей силою разрушил силу смерти, и как по Своей воле Он пострадал и умер, так по Своей воле воскрес, самовластно, как Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

– Доколе ты будешь пьяною? Вытрезвись от вина твоего и иди от лица Господня! – Нет, господин мой, – отвечала Анна, – я жена, скорбящая духом, вина я не пила; но изливаю душу мою пред Богом, не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе. Тогда Илий сказал: – Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое. И Бог действительно не отверг моление Анны, и не только устами Илия сподобил, таким образом, даровать ей плод, но и сподобил родившегося потом от нее сына пророческого дара. Восприявши с несомненною верою обетование Божие, Анна с радостью возвратилась к мужу своему, и чрез несколько времени зачала и родила Самуила 8270 , бывшего впоследствии пророком и руководителем народа Израильского. Когда младенец вскормлен был грудью, Анна в надлежащее время взяла его с собою и пошла в сопровождении мужа в Силом. Там она опять поверглась пред Господом Богом, воздавая Ему благодарение. По принесении жертвы, отец и мать подвели Самуила к первосвященнику Илии, и Анна сказала ему: – Господин мой! Я – та женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу о сем дитяти, и исполнил Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его – служить Господу. Илий благословил Анну и сказал: – Да подаст Господь тебе детей вместо Самуила. Возрадовалась Анна и, поклонившись пред святилищем, в избытке сердца воспела молитвенную песнь: «возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем» 8271 ( 1Цар.2:1 ). После сего, Елкана с благочестивою супругою своею возвратились в Армафем; Самуил же остался при скинии служить Господу. Впоследствии Анна имела еще трех сыновей и трех дочерей и уже в глубокой старости переселилась в вечные обители 8272 . 8264 Армафем, иначе Рама – город в области Цуф, прилегавший к уделу колена Вениаминова. В этом городе имел свой дом Самуил, когда был судиею Израильского народа; здесь он и проживал тогда и помазал Саула на царство ( 1Цар.7:17, 9:5–27, 10:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010