Кроме греческих реалий, в изображениях кремлевской иконы были отмечены и русские (донаторские портреты); в связи с этим необходимо упомянуть одну важную цитату из Псалтири в «Повести о неседальном», которая связывает этот переводной греческий текст с русской культурой и заставляет для определения второго пророка и других иконографических деталей обратиться к источникам третьего ряда – древнерусским историческим повестям. Речь идет о строке 10 из 113 псалма 145 «Да не когда рекут языцы, где есть Богъ ихъ», посвященного Исходу Израилеву, которая в «Повести» повторена дважды. А. С. Орлов, исследовавший особенности формы русских воинских повестей, отметил, что «наиболее популярной цитатой в молитвах и речах является видоизмененный 10 стих 113 псалма, и назвал ряд древнерусских сочинений, посвященных военным событиям, ни одно из которых не считается созданным ранее первой четверти XV в. Все эти повести по своей тематике созвучны «Повести о неседальном», во всех описываются военные победы, но лишь в одной из них сюжет строится вокруг чудесного заступничества за город божественных сил в результате обращения к образу Богоматери – иконе Владимирской, то есть вокруг события, сходного типологически с освобождением Константинополя, это – «Повесть о Темир-Аксаке», рассказывающая о нашествии на земли московского князя в 1395 г. войск Тимура (Тамерлана). § 4. Русская историческая «Повесть о Темир-Аксаке» и ее источники Параллелизм событий, описанных в «Повести о неседальном», в которой Константинополь спасается от осады огромного войска в результате обнесения по стенам города Чудотворной иконы и омовения в море ризы Богоматери, с событиями «Повести о Темир- Аксаке», со спасением Москвы в момент принесения Владимирской иконы – совершенно очевиден, он отмечен и в тексте одного из старших сохранившихся списков этой повести, процитированном выше. Зависимость русского исторического сочинения от «Повести о неседальном», заимствование фрагментов текста из нее неоднократно отмечалось исследователями этого литературного памятника В.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

В настоящее время в наличности во владении лавры имеется до ста десятин дровяного леса, который теперь служит только для укрытия скитского уединения. Посему обитель преподобного Сергия крайнюю нужду имеет в лесной даче, из которой бы хозяйственным образом можно было заготовлять дрова для отопления, разделив на правильные участки, из коих бы по расчислению одни срубались на дрова, а другие, при хозяйственном наблюдении осеменялись и подрастали к будущему употреблению. Есть близ Лавры лес, сверх наделения крестьян, в двух дачах: 1) Московской губернии Дмитровского уезда, так называемая Запасная роща в урочище Копнине и Олфанове. Всей земли под лесом и под покосами 1176 десятин 1989 квадратных сажен. 2) Владимирской губернии, Александровского уезда урочища Отхожие Пустоши а) Тарбеевские десятины б) Роганиха – 728 десятин 1056 квадратных сажен. А всего в помянутых двух дачах Московской и Владимирской губернии 1905 десятин 645 квад. сажен. Обитель смиренно умоляет предстательствовать пред Благочестивейшим Государем Александром Николаевичем о наделении Лавры помянутыми лесными дачами к поддержанию древней обители преподобного Сергия молитвенника и покровителя земли Русской». В дополнении к сему представлению Учрежденного Собора истребованы от него мною следующие сведения: В Лавре находится ныне: Монашествующих 92 Послушников 98 Живущих временно на испытании 98 Малолетних учеников начального училища 90 Учеников школы иконописания и ремесел 110 Всех 488 В Гефсиманском Ските: Монашествующих 34 Послушников 35 Живущих временно на испытании 50 Всех 119 В Лавре печей: В церквах 18 В келлиях 161 В помещениях служб и странноприятия 108 В двух больницах 22 В двух училищах 6 В гостинице 69 В доме призрения 52 Всех 436 печей. В Гефсиманском ските 125 печей. Дров употреблено в Лавре в прошедшем 1856 году на 5601 рубль, кроме употребленных на кирпичном заводе, который Лавра имеет по необходимости для поддержания многочисленных и обширных зданий своих. По нахождению моему ныне в Лавре, присовокупляю мое нынешнее личное наблюдение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Мысль, и очень хитрая, русских в данном случае была, по мнению Иерофея, ясна: русские искусно возбудили в Иеремии желание и надежду сделаться патриархом Русским, имея при этом только в виду получить от него согласие на учреждение у себя патриаршества, а в действительности вовсе не думая оставлять его у себя. Когда Иеремия неосторожно согласился на предложение остаться в России патриархом и тем самым согласился уже на признание в России патриаршества, русским оставалось только приличным образом отделаться от Иеремии и заставить его посвятить патриарха из русских, к чему, собственно, они и стремились. Чтобы заставить Иеремию отказаться от мысли сделаться партриархом Русским, ему предлагают жить не в Москве, а во Владимире с верным расчетом, что он откажется необходимо от такого предложения, так как по византийским понятиям, которые отлично знали русские, патриарх всегда должен жить при царе, а не вдали от него, что было бы великим унижением для его сана. Русские этой хитростью вполне достигли своей цели: Иеремия соглашался остаться патриархом в России. «Только мне во Владимире, – говорил он, – быти невозможно, за иже патриархи бывают при государе царе всегда. А то, что за патриаршество, что жити не при государе, тому статься никак нельзя». Русские несколько раз повторяли патриарху свое предложение остаться в России, во Владимире, конечно, опять в полной уверенности, что патриарх ни под каким видом не примет этого предложения, и он наконец действительно решительно отказался от всяких переговоров по этому поводу. Того только и нужно было русским. Ввиду решительного отказа Иеремии ему от имени царя прямо заявлено было, что так как он отказался быть на владимирском патриаршестве и жить во Владимире, то государь определил передать ему посоветовать, чтобы он благословил быть на владимирском и Московском патриаршестве из Российского Собора митрополиту Иову. Иеремия против воли, замечает хронограф, принужден был согласиться на это требование царя, и хотя теперь увидел, что был обманут русскими, однако отступиться было уже невозможно, он сам себе отрезал отступление своим неразумным, настойчивым желанием остаться патриархом в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Все фоны средника и кайм зашиты пряденой золотной нитью с желтой прикрепой (шов – «двойная ягодка»). Контуры рисунка и детали в среднике и на каймах обнизаны мелким жемчугом. Жемчугом шиты звезды на очелье и плече Богоматери, монограмма на нимбе Младенца, узор вьюнка на нимбе Богоматери, надписи на каймах, киотчатые клейма и полосы, обрамляющие средник и каймы. Среди жемчужного узора на нимбе Богоматери – три изумруда в гладких золотых оправах. По сторонам нимбов пришиты три серебряные позолоченные крестовидные дробницы с резным с чернью растительным орнаментом и надписями: мр у, хс. По боковым сторонам пелены пришита восточная золотая тканая тесьма (шириной 5 см) с золотым геометрическим узором по вишневому фону. Подкладка из малиновой камки. Наверху подкладки пришито десять петель из цветного шнура. СОХРАННОСТЬ Лики несколько деформировались, потер гость и перегибы золотных нитей, особенно на фоне. Небольшие утраты жемчуга. Подкладка местами грубо прошита, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ 709 Образ Богоматери с Младенцем в среднике и шитые изображения двунадесятых праздников на каймах восходят к двум иконам Успенского собора Московского Кремля: чудотворной «Богоматери Владимирской» (начало XII в., Византия), поновленной в 1514 г. 710 , в золотом «фотиевском» окладе с праздниками (первая четверть XV в., греческие мастера в Москве) 711 , и иконе-списку начала XVI в. с праздниками и святыми на полях 712 . Сплошное золото е шитье пелены имитирует золотой оклад чудотворного образа. Однако иконографические и композиционные особенности большинства изображений праздников (а также их расположение на клеймах пелены 713 ) восходят к иконе начала XVI в. Согласно Описи 1701 г. 714 пелена предназначалась для древней чудотворной иконы. Однако не исключено, что изначально она была создана для иконы-списка начала XVI в. и выносилась в малый крестный ход 715 . АТРИБУЦИЯ Основанием для датировки пелены является запись в делах Царицыной мастерской палаты от 26 июля 1639 г.: «Иконники Марк Матвеев да Третьяк Гаврилов знаменили (14 дней) образ Бцы Владимирские, а около образа Дванадесятые праздники, по бумаге знаменовали и красками цветили и по тафте знаменовали» 716 . Для шитья пелены было нужно не менее одного-двух лет. Вероятно, ее вышивали две-три мастерицы. ВЫСТАВКИ 1985–1986 Белград – Скопле, 57. ИСТОЧНИКИ Описи Успенского собора XVII в. Стб. 758; Опись Успенского собора 1853, л. 175; Забелин 1901. С. 725; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12223; Музеи Кремля 1969. Табл. 122; Маясова 1985. С. 207–208, ил. 67. 95. ПЕЛЕНА УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ Москва, мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, знаменщики Марк Матвеев и Сидор Осипов, 1640–1642. Шелк (XVII в., Италия), бархат (XVII в., Турция), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

«Епископы, когда хотят поставлять священника, или диакона, пусть испытают житие его, как он жил прежде поставления, пусть призовут знакомых, соседей, которые знали бы его издетска, как говорит седьмое правило Феофила, архиепископа Александрийского: «пусть о поставлении извещены будут все священники, и тогда епископ да испытает, одинаково ли они рассуждают о сем, и когда придут свидетельствовавшие о избираемом – да поставлен будет». Поставление же втайне не бывает, но всем нам пусть объявлено будет, чтобы поставляемый не оказался пришельцем из иной страны и, утаив согрешение, не украл бы посвящения. Никакого незнакомца не посвящать, как говорит шестое правило шестого собора: ни из чужого города в иной не поставлять, а если поставляемый будет из своего предела, – не ставить прежде, чем он даст обещание не отходить со своего места; ни раба не приводить на священство, если прежде господин не отпустит его пред многими свидетелями с грамотою и не пустит его, куда он хочет; и по поставлении пусть не присвояет его себе. Но пусть подробно испытывают желающих поставления, окажется ли житие их чисто, соблюли ли они девство, взявши за себя девицу – по закону и при законном с нею сожитии, знают ли хорошо грамоту: но и то скоро их не поставляйте, хотя бы и были ни кощунники, ни хищники, ни пьяницы, ни охотники клясться, ни сварливые. Потом подобати испытывать их о делах греховных... или в татьбе, разве только было это в детстве, не растлил ли он девства прежде поятия жены своея, не со многими ли он возлегал и не сотворил ли блуд от законныя жены своея; не виновен ли он в лжесвидетельстве, не сотворил ли убийство волею, или нуждою, не лихоимник ли, или прислугу свою не удручал ли голодом и наготою, страданиями, причиняя насилие, не убегал ли дани и не чародеен ли. Если кто из вышесказанных вин, хотя одной одержим будет, таковый не может быть священником, ни диаконом, ни причетником. А кто свободен будет от всех сих вин, – такового, за поручением отца духовного, и поскольку еще семь других священников, с прочими добрыми свидетелями, поручаются за него, – такового пусть поставляют».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

В ЮНЕСКО обеспокоены новостройками вокруг Киево-Печерской лавры и Софийского собора Москва, 4 июня 2009 г. Эксперты ЮНЕСКО обеспокоены многочисленными новостройками и строительством, которое продолжается в пределах охранной зоны объектов всемирного значения в Киеве Софийского собора, Киево-Печерской лавры и прилегающих монастырских сооружений, сообщает Патриархия.ru . О таких результатах визита представителей организации в Киев в марте этого года сообщила на пресс-конференции советник секретариата Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Роксолана Иванченко. В частности, обеспокоенность экспертов вызвало появление фитнес-центра «Софийский» и отеля на Софийской площади с видом на заповедник, ресторана «Да Винчи» по ул. Владимирской, гостиницы по ул. Михайловской, новостроек по Рыльскому переулку, а также на улицах Стрелецкая, Гончара, Сретенская и Рейтарская. Кроме того, вызывает тревогу строительство по улице Десятинной в непосредственной близости от Андреевской церкви, которую планируется включить в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Также в списке значатся высотка на склонах Днепра (ул. Грушевского), застройка Почтовой площади, здание и территория вокруг обувной фабрики «Киев» по Лаврскому переулку, запланированное строительство небоскреба на Крещатике. По мнению экспертов, вышеперечисленные объекты не только построены с нарушением законодательства по охране памятников, но и угнетают архитектурный ансамбль исторической части города своими стеклянными фасадами. В связи с этим представители ЮНЕСКО считают необходимым расширить буферную зону Софии Киевской до Крещатика, Бессарабской площади и рынка, поскольку это единая планировочная система, а территорию Киево-Печерской лавры до земляных валов комплекса «Мистецький арсенал». При этом эксперты выразили неудовлетворение работой Государственной службы по вопросам национального культурного наследия, которая выдает разрешения на строительство в буферных зонах без информирования об этом ЮНЕСКО. Официальный отчет экспертов по результатам визита в Украину будет представлен на рассмотрение 33-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая состоится 22-30 июня 2009 года в Севилье (Испания). 4 июня 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30651.html

Следует заметить, что рассматриваемый период отмечен замечательными явлениями не только в церковной архитектуре, но и в изобразительном искусстве. Наиболее яркими и новаторскими были монументальные работы русских художников В.М. Васнецова и М.В. Нестерова в киевском соборе во имя святого князя Владимира (1862–1896). Именно В.М. Васнецова как человека, глубоко чувствовавшего русские традиции, пригласили в Киев для росписи грандиозного собора, убранство которого должно было придать ему «значение памятника русского искусства» и воплотить «идеал, одушевляющий поколения» . Выдающиеся монументальные росписи собора в духе «нового историзма» с явным преобладанием романтических веяний стали на тот момент эталоном для других живописцев, привлекавшихся к монументальным работам. Во многом так называемый «васнецовский стиль» получил широкое распространение благодаря печатным репродукциям и фотографиям . Мастера фактически берут их за основу. При этом обратим внимание на то, что росписи Владимирского собора были оригинальными, органичными и идейно выверенными для интерьера конкретного весьма немаленького храма. Переносились же они в совершенно разные пространства, как по конструкции интерьера, так и по объему . Массовое тиражирование, к сожалению, часто наносило вред качеству. Грановитая палата. Московский Кремль.      Также надо отметить и еще одно знаменательное художественное явление времени. Новые монументальные росписи Грановитой палаты (1881–1882) Московского Кремля стали первым официальным признанием «народного» иконописания палехских мастеров-крестьян династии Белоусовых. Именно мастера Палеха пытались совместить идеи классицизма в монументальных росписях с традициями русского иконописания . Кроме того, осуществлялись попытки, возвращаясь к традициям, украшать интерьеры классических храмов монументальными росписями. Это порой создавало не всегда оправданную эклектическую пестроту, но заказчиков волновали прежде всего, разумеется, не художественно-эстетические проблемы: возвращение к утраченным традициям рассматривалось как следование канону в церковном искусстве.

http://pravoslavie.ru/103807.html

Когда было завершено возведение третьего яруса и светового барабана и в одну ночь демонтированы многоярусные леса, перед строителями открылся величественный простор Божьего храма. Итак, первостепенная задача – восстановление физического объема Владимирского собора была выполнена. 28 июля 2001 года в присутствии президентов Украины и России Л. Кучмы и В. Путина состоялось торжественное возвышение главного креста над центральной баней собора. Однако впереди остается еще очень много работы, в частности нужно закончить выкладки мозаичных полов, завершить декоративное убранство интерьеров, смонтировать мраморный иконостас в приделе верхнего храма, подвесить бронзовые люстры (заметим, что только центральная люстра – паникадило имеет диаметр 5,5 м и весит около 1 тонны). И, наконец, самая главная работа – выполнение росписей. Ведь изначально все стены и своды были сплошь укрыты разноцветными золочеными орнаментами и изящными сюжетными композициями. Работы академика А. Корзухина, профессоров Т. Неффа и Ф. Рисса, прекрасных художников М. Майкова, Е. Сорокина, г. Молокина, М. Прокофьева, И. Малышева и других погибли навсегда. А ответ на вопрос, какой будет восстановленная живопись, должен дать концептуальный проект отделки интерьеров собора, который сейчас готовится. Остается открытым пока и вопрос с золочением центральной бани. Как и в прошлом, сейчас эта идея не реализуется из-за недостатка средств. Летом 2002 года планируется закончить покраску отремонтированных фасадов специальными защитными красками фирмы «РЕМЕРС», после чего собор приобретет «полосатый» вид, как и предусматривал авторский проект Д. Гримма. Завершатся работы окончательным упорядочением прилегающей к сооружению территории. После ликвидации строительной площадки участок вымостят т.н. судакским плитняком, который имеет шероховатую поверхность. Остатки фундаментов древних сооружений, которые обнаружили здесь археологи, будут протрассированы на поверхности известняком. И, наконец, в вечерние и ночные часы собор планируется подсвечивать специальными осветительными приборами, это будет способствовать еще большему увеличению архитектурного образа сооружения.

http://sobory.ru/article/?object=01502

Во-первых, техника выполнения этих работ требовала особых навыков и квалификации производственников; во-вторых, предпосылкой сборки такой конструкции является одновременное строительство сооружения. Поэтому было решено выполнить своды в монолитном железобетоне. В результате восстановлен свод, а сооружение, кроме того, усилил жесткий диск, что требовала и общая антисейсмическая программа. Следующим шагом стало восстановление стен третьего яруса собора и устройство над ними так же монолитных железобетонных подпружных лук и сводов с распалубками над окнами. Зато утраченные участки стен, как и в прошлом, составляли из отдельных, специально изготовленных блоков камня-известняка и скрепляли их между собой металлическими пиронами из нержавеющей стали. Здесь также выполнены специальные работы по программе антисейсмических мероприятий. Но настоящим испытанием для проектировщиков и производственников в этом контексте стало восстановление в железобетоне центрального инженерного узла собора – конструкции основы светового барабана с четырех подпружных лук с парусами (пантадивами) и мощной кольцевидной балки. Благодаря этой конструкции осуществляется переход от прямоугольного плана сооружения к круглому, то есть световому барабану. Когда вспомним, что вес светового барабана с внутренним диаметром 10,5 м превышает 900 тонн, станет понятным, какой прочной должна быть конструкция его основы. До разрушения собора этот узел был выполнен из отдельных, различных по конфигурации каменных блоков, взаимосвязанных металлической арматурой. Конструкция его представляла собой чрезвычайно сложную систему, однако преимущество ее заключалось разве что только в том, что строители работали с однородным материалом. Воссоздавая теперь узел в монолитном железобетоне, проектировщики должны были учесть антисейсмические требования и одновременно позаботиться о том, чтобы железобетонные конструкции не «появились» на фасаде светового барабана, потому что фасады не имеют Тиньковой отделки. Несмотря на это, решили изменить форму парусов: они стали меньше, однако общие пропорции светового барабана сохранены. Ближайший ответ парусов такой формы можно видеть во Владимирском (Адмиральском) соборе в Севастополе, возводимом в то же время, что и Херсонесский. Одновременно с работами на уровне третьего яруса и воспроизведением объема светового барабана на четверике, также перекрытого железобетонным куполом, ремонтируемые стены и своды на уровне яруса галерей. И хотя из-за нехватки финансирования эти работы до сих пор еще полностью не завершены, это не задержало дальнейшего строительства.

http://sobory.ru/article/?object=01502

Княжеских законов, которые устанавливали бы, или хотя подтверждали церковно-дисциплинарные нормы первоначально не было. В жизни под влиянием особых национальных условий, складывалось своеобразное обычное церковное право, во многом противоречившее канонам Греко-Восточной православной Церкви и взглядам просвещенных пастырей. За исключением Владимирского собора 1274 года, происходившего уже во время татарского ига, на Руси ранее не было ни одного собора, который бы занимался регулированием церковной дисциплины. 14 Вследствие татарского ига обнаружился сильный упадок народного духа, нравственное развитие общества, его умственное и духовное развитие, если не совсем приостановились, то продвигались вперед весьма медленно. В частности, в состоянии русской церкви, под влиянием татарского ига, произошли важные перемены, чреватые сугубыми последствиями. Дело в том, что на татарское иго многие современники, особенно пастыри церковные, смотрели как на наказание Божие, посланное на Русь за ее грехи. 15 Вследствие такого взгляда чрезвычайно усилилось религиозное чувство русских, переходившее нередко в аскетизм. Под влиянием этого религиозного настроения в XIV и XV веках была основана целая масса монастырей 16 и что особенно важно монастыри эти, и изредка церкви, были снабжены почитателями иноческой жизни всякого рода земельными и иными угодьями и ценными вкладами, даваемыми «подуше», т. е. под условием поминовения вкладчиков. Случаи пожалования монастырям земельных владений встречались и в до-татарском периоде 17 , но никогда размеры этих пожалований не достигали такого развития, как в XIV и XV веках, так что к концу XV века монастыри обладали целой третью всей государственной территории 18 . Образовалось, так сказать, государство в государстве: треть государственной территории находилась в руках духовенства; последнее освобождено от вмешательства в его дела светской администрации; оно подсудно собственному суду, независимому от суда светского; оно освобождено в значительной мере от государственных повинностей и, наконец, живущее в его владениях население также подчинено его администрации и суду, а не администрации и суду государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010