2:18). Смотри, как и здесь он делает то же самое. Смысл слов его следующий: (Христос) прошел тем же путем, которым мы идем теперь, или даже труднейшим; Он испытал все человеческое. Когда (апостол) сказал: " И нет твари, сокровенной от Него " , - то указывает на божество; а когда стал говорить о плоти Его, то опять говорит нечто уничиженное: " Итак, имея " , - говорит, - " Первосвященника великого, прошедшего небеса " ; - показывает великое Его попечение (о людях), о которых Он ходатайствует как о своих, и не хочет, чтобы они падали. Моисей, говорит, не вошел в по­кой, а Он вошел; и каким образом, это я объясню. Впрочем не удивительно, что (апостол) нигде прямо не выразил этого: он или для того, чтобы (евреи) не думали искать себе оправдания, включил (Моисея) в число других, или для того, чтобы не подумали, будто он порицает этого мужа, не выра­зился ясно, - потому что если они, хотя он не сказал ничего подобного, обвиняли его, будто он говорит против Моисея и закона, то гораздо более стали бы обвинять, если бы он ска­зал, что (покой есть) не Палестина, а небо. Впрочем он не все приписывает Первосвященнику, но требует некоторого дела и от нас, именно: исповедания. " Итак, имея " , - говорит, - " Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего] " . О каком исповедании говорит он? (Об исповедании того), что есть воскресение, воздаяние и бесчисленные блага, что Христос есть Бог, что (наша) вера - правая: это мы должны исповедывать, это содержать. Истинность всего этого очевидна из того, что первосвященник вошел (в небо) (Евр. 9:24). Итак, будем исповедывать, чтобы нам не отпасть; хотя этих благ (здесь) и нет, но мы будем исповедывать; если бы они были теперь же, то были бы ложью. Истинно и то, что они отло­жены, потому что Первосвященник наш велик: " мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших " . Он не не знает нашего состояния, как многие из первосвященников, которые не знают (не только) страждущих, но и того, что такое страдание.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

798 Б же вн града церковь в женстем монастыри. Воэдвижение честнаго и животворящаго креста. – Никаких документальных известий о существовании муромского Крестовоздвиженского монастыря не сохранилось. В муромских источниках конца XVI–XVII вв. упоминается деревянная Крестовоздвиженская церковь , которая находилась в черте города на посаде. В краеведческой литературе считается, что в XIII в. на этом месте стоял монастырь, упоминаемый в «Повести». 799 ...юноша уклонися в весь, нарицающуся Ласково. – Деревня Ласково находится в Рязанской области в пяти километрах от села Солотчи и бывшего Солотчинского монастыря. До настоящего времени там сохраняется предание о том, как крестьянка этой деревни вышла замуж за муромского князя, однако оно, сохраняя те же имена и географические названия, которые упоминаются в «Повести о Петре и Февронии», имеет свое сюжетное построение, не зависящее от муромской легенды. 800 ...пред нею же скача заец... и видх заец пред тобою скача... – В славянском песенном и обрядовом фольклоре заяц является одним из атрибутов свадебной и любовной тематики. В фольклорном источнике «Повести» героиня, видимо, как и на свои иносказания, должна была дать пояснение о скачущем зайце. Автор «Повести» включил упоминание о зайце в недоуменную речь посланца от князя, в ответе же Февронии об этом не говорится. 801 ...снем з гряд полнце... – Здесь: «грядка» – две жерди над печью, предназначенные для сушки лучины. 802 Блаженный же князь Петръ... держашеся сих, якоже богогласный Матфй в своем Благовстии вещает. – В Евангелии от Матфея говорится, что Христос в ответ на вопросы фарисеев сказал: «Но я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует» ( Мф. 19:9 ). 803 Бста бо своему граду истинна пастыря, а не яко наимника. – Христос говорит о себе: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их» ( Иоан. 10, 11 –12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 . В чем состоит это обещание? «К боящимся Его», – сказано, – «явил силу мышцы Своей». Virtus, или imperium, есть царская власть, так как слово κρατος, которое можно перевести как imperium, происходит от слова, обозначающего того, кто властвует или господствует над всем. Поэтому если ты боишься Бога, то Он дает тебе силу или власть, Он дает тебе царство, чтобы соделаться тебе подданным «царя Царей» ( Откр.19:16 ) и обрести Царство Небесное во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 9. Евангелие от Луки 1:56–64. На отрывок от слов «Пребыла же Мария с нею около трех месяцев» до того места, где сказано: «и он стал говорить, благословляя Бога» 1 . Наше объяснение, как сказанного в Евангелии, так и описанных в нем событий, должно быть достойно Святого Духа и веры во Христа, той веры, к которой мы, верующие, призваны. И поэтому должно нам спросить, почему Мария после того, как зачала, пошла к Елисавете и «пребыла же… с нею около трех месяцев» ( Лк.1:56 ); и почему Лука, когда описывал исторические события в Евангелии, включил в него следующее: «Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой» ( Лк. 1:56 ). Разумеется, этому должно быть какое-то объяснение; и если Господь откроет наши сердца, то рассуждения, приведенные ниже, дадут его. Если только от того, что Мария пришла к Елисавете и приветствовала ее, «взыграл младенец в чреве ее», и «Елисавета исполнилась Святого Духа» ( Лк.1:41 ), предсказала события, записанные в Евангелии, и в одночасье достигла столь многого, то нам остается только предполагать, чего достиг Иоанн за те три месяца, которые Мария пребывала с Елисаветой. 2 . В ту же секунду младенец взыграл и, так сказать, начал резвиться от радости, а Елисавета наполнилась Святым Духом. И было бы очень странно, если бы ни Иоанн, ни Елисавета за те три месяца, когда мать Господа и Сам Спаситель пребывали с ними, не извлекли для себя никакой пользы. Поэтому в течение этих трех месяцев, находясь в утробе матери, он, словно атлет, тренировался, умащивался маслом, как будто готовясь к борцовскому поединку. Его рождение было чудесным, но еще более чудесным было его возрастание. В Писании не сказано о том, как мать вскармливала его или как возлежал он на груди той, которая носила его, но говорится: «И был он в пустынях до дня явления своего Израилю» ( Лк.1:80 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

А почему оно недействительно? спросил я. Потому что они крестят даже младенцев, сказал брат пресвитер. В Евангелии от Марка, в 16 главе в 16 стихе сказано: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк. 16, 16 ). А какая вера у младенцев? Понятно, что никакой. Так? Так, ответил я, это точно. Вернувшись домой, я открыл Евангелие как раз в том месте, где говорилось о детях, и стал читать: Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда ( Мф. 19, 13-15 ). «Значит, Господь заповедал допускать детей к Нему, думал я, а как же вера? Вера у детей есть, но не у младенцев. Все-таки пресвитер, видимо, прав». Тут я снова обратился к нашему брату Иоанну Златоусту, великому проповеднику IV века, и прочитал: «Как иудеев знамение обрезания отделяло от прочих народов и показывало в них народ, избранный Богом, таким же образом и у нас Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных». «Интересно, подумал я, значит, по его мысли, обрезание это прообраз нашего крещения. Но ведь иудеи обрезали младенцев в восьмой день. Значит они обрезали их не по вере? Какая вера у восьмидневного младенца»? Я лег спать, но никак не мог уснуть: мысли о том, что где-то рядом истина, не давали мне покоя. «Где же она? думал я, Кто прав? Пресвитер или Златоуст? Конечно, надо искать ответ в Священном Писании, ведь только оно для нас единственный безупречный авторитет». Чтобы как-то отвлечься от мыслей, я встал и включил радиоприемник. Я настроил его на волну, которую разрешалось нам слушать. К моему удивлению, там читали Евангелие: И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои ( Мк. 2, 5 ).

http://azbyka.ru/way/inok-anastasij-odna...

А «приставание» на улицах, кстати, не прерогатива протестантов. Основатель католического ордена иезуитов Игнатий Лойола тоже начинал с того, что залезал на камень и на углах улиц кричал прохожим о Боге. И потом эта кучка миссионеров (на взгляд обывателя, сумасшедших) со своими последователями обратила ко Христу целые страны. Но почему, когда наша Церковь бросала клич, что алеуты нуждаются в миссионерах, во всей России нашелся только один желающий — будущий святитель Иннокентий Московский? Когда в Японию приезжали сотни католических и протестантских миссионеров, среди них оказался только один православный — святитель Николай Японский? И хоть их мы прославляем в лике святых, почему же в общей массе православная Церковь в миссии так не активна? Отец Иоанн ЕМЕЛЬЯНОВ: — Любой вид миссионерской деятельности должен, как в медицине, отвечать принципу «не навреди». И когда мне говорят: батюшка, вы не правы, Христос сказал: «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15), — и я могу ответить цитатой из Евангелия: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили во глубине морской» (Мф. 18, 6). Что если хотя бы один человек соблазнится навязчивыми миссионерами? Кто может оценить, что нам будет стоить на Страшном Суде один приведенный к Богу человек, против одного, которого мы оттолкнули от Господа? Я помню такую историю: один батюшка в больнице на Крещение закатил стихийную проповедь для врачей о смысле праздника. Его никто не просил, был рабочий день, всех оторвали от работы. Врачи из вежливости слушали, устали, расходились с раздражением, ворча на Церковь, и все это — в великий праздник. Богу дорог осознанный выбор человека. Я служу в больничном храме и по моему опыту знаю: самый сложный контингент в больнице — те, кто согласился исповедоваться и причаститься «заодно» с соседом. Обычно они оказываются совершенно не готовы слушать священника и участвовать в Таинстве. В проповеди можно и нужно использовать средства массовой информации, можно проводить беседы, организовывать комфортные условия в храме, встречать человека, но так, чтобы он сам пришел, сам включил радио или телевизор или сам пришел в библиотеку за православным журналом.

http://pravmir.ru/lovcy-chelovekov-razve...

А разве и с каждым из нас не происходит нечто подобное, когда мы, веруя в то, что Бог вездесущ и всевидящ, грешим, осознавая Его присутствие. Скорее, в такие моменты человек впадает в состояние некоего ожесточения, когда и сам грех, приобретая некую протестную форму, обнаруживает в нас наличие мятежа, восстания против власти Бога. Сказано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин.3:8 ). То есть диавол и есть первый диссидент-заговорщик, организовавший и составивший мятеж против Творца и Создателя. Вот почему любой грех как бы уподобляет нас диаволу, как и пишет Иоанн Богослов: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил». Вот почему, обращаясь к составившим против Него (Христа) заговор, Сын Божий изрек: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Истоки любого греха – это мятеж диавола против Бога, начатый в Эдемском саду. Когда, подтолкнув наших прародителей к древу познания добра и зла, лукавый включил, втащил и весь род человеческий к мятежному противостоянию Богу. Древо познания добра и зла реально представляло, а также символизировало собою право и приоритет Бога решать вместо человека и за человека, что такое добро и зло. Иными словами, до грехопадения человек пребывал в свете Божественного видения сих разностей. Зло уже существовало в мире в лице падших ангелов – диавол увлек за собою много светлых духов. (Некоторые святые Отцы утверждали, что Господь и создал человечество, чтобы восполнить отпавшее число небожителей.) И, без сомнения, Адам, который давал имена животным, знал, что такое добро и зло. Святитель Иоанн Златоуст рассуждал по этому поводу так: «Многие любители споров дерзают говорить, что Адам после вкушения от древа получил способность различать добро и зло. Думать так было бы крайне безумно. Чтобы никто не мог говорить так, для этого мы, предвидя это, недавно столько рассуждали о данной Богом человеку мудрости, доказывая ее наречением имен, какие он дал всем зверям, и птицам, и бессловесным животным, и тем, что сверх этой высокой мудрости он удостоился еще и пророческого дара. Как тот, кто дал имена и изрек такое чудное пророчество о жене, мог не знать, что хорошо, а что худо? Если мы допустим это (чего да не будет!), то произнесем хулу на Создателя. Как Он давал заповедь тому, кто не знал, что преступление есть зло? Это не так, напротив, он ясно знал это. Поэтому изначала Бог создал это животное (человека) самовластным, иначе не следовало бы его наказывать за преступление заповеди, награждать за ее соблюдение» 240 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Благочестивые пастыри не отвергают факта, что каждое нарушение священного долга налагает на священника тяжелую ответственность и может повлечь наказание, провозглашенное Господом в притче против неверного управляющего имением (управляющие таинствами — суть священники) (см. Мф. 24:48-51 ; Лк. 12:45-46 ). Однако если ведущий исповедь священник сам по вопросу воспроизведения детей держится мнений, противоположных тем, которым учит истина Православной Церкви (и так или иначе дает согласие на возмущенность, совершаемую родителями, срывающими вовсе зачатие и рождение детей посредством всевозможных методов), то он оказывается соучастником тяжких преступных поступков, за которые и его (священника) ответственность становится особенно страшной. Ибо в этом случае к нему применимы слова Спасителя: …они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму ( Мф. 15:14 ). Теперь обратимся к врачам, и в особенности к тем специалистам ученым и врачам, которые связаны с делом родовспоможения и гинекологией. Известно, что они на деле применяют благородную свою специальность и что человек достоин всяческой чести; и вот врачи сотрудничают в деле рождения нового живого существа (становясь, таким образом, в некотором смысле сотрудниками Самого Творца) и являются — после родителей более ответственными защитниками наиболее невинных по возрасту (то есть детей) и более серьезными работниками в деле сохранения человеческой жизни и восстановления здоровья. Именно потому Бог заповедует воздавать честь врачам. Почитай врача честью… и дай место врачу, ибо и его создал Господь… ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его ( Сир. 38:1, 12, 14, 6-7 ). Равным образом, докторам не следует забывать о своем высоком призвании (что, к сожалению, некоторые из них не делают) и о том, что им не следует играть роль посредников убийства путем выполнения абортов или путем содействия к пресечению продолжения человеческого рода чрез упразднение зачатия и упразднение воспроизведения детей. Пусть они примут во внимание, что уже Гиппократ (живший, как известно, в век идолопоклонства) утверждал: «Буду сохранять в чистоте и святости и мою жизнь, и мое искусство». Своим ученикам он запретил выполнять аборты и во врачебную клятву включил обещание не давать никакой женщине «никакого снадобья, чтобы вызвать аборт». Равно и теперь христианские врачи дают клятву об использовании науки «во славу Божию и ради спасения людей». И после всего этого сами христианские врачи разве же могут унижать свою науку и свою совесть, низводя их до уровня столь дегенеративного и столь преступного?!

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

— В монастырь их надо было бы отправить пожить! — Зачем вы желаете зла монахам, подселяя к ним таких «соседок»? Да и нельзя насильничать над людьми. Мне кажется, проблема не в том, что они сделали, а в нашей реакции. Потому что вновь и вновь говорю, если меня ударили по щеке – это мне сделали поверхностный массаж эпителия, но если я в ответ 3 дня не могу успокоиться и думаю: «Вот я бы их и так и этак», то это уже моя внутренняя проблема. Лекция о.Андрея Кураева в молодежном клубе " Донской " Фото: Андрей Иванов — Но если их не наказать, то  зло будет шириться и повторяться! — Очень логичное размышление. Оно столь логично и правильно, что с ним согласится и атеист, и язычник. Но раз так, то стоит поставить вопрос: вот эта сказанная «правда», приятная даже для атеистов — христианская ли она? « Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» Моя первая реакция была как и у всех – возмущение и негодование. Но затем я включил разум. И потому журналисту сказал уже без проклятий . Сказал, что если бы я был священником этого храма, я бы приказал тех девчонок доставить ко мне в кабинет, угостил бы блинами, по чашке медовухи налил, поговорил бы и пригласил прийти еще раз на Чин Прощения. В итоге, в глазах определенной части православного интернета я оказался богоотступником. Уже слышны мечты побить меня, требования лишить меня сана, призывы к моему покаянию… Мне есть в чем каяться, у меня грехов много. Но я с изумлением смотрю, как в кои-то веки я попробовал поступить по-христиански, хотя бы попробовал, а мне говорят, что именно в этом я и должен каяться… Неужели так все плохо, что русским девушкам мы не можем сказать ничего о нашей вере, не надев на них предварительно наручники? В них же, в этих хулиганках, надо увидеть людей, а не только улюлюкать вслед. Об идеальной Церкви и традиции скоморошества Но кроме  памяти о Нагорной проповеди, у меня был и еще один мотив попридержать свое раздражение.

http://pravmir.ru/glavnoe-oruzhie-xristi...

В субботу Господь вошел в Назаретскую синагогу, где уже собрались жители городка. Начальник синагоги разрешил Иисусу прочитать что-нибудь из пророческих книг. Христос встал на возвышенное место, развернул свиток пророка Исайи и прочитал пророчество о приходе Мессии: « Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное » (Лк.4:18). Окончив чтение, Господь свернул священный свиток, сел на место учителя (раввина) и сказал народу, что предсказанное Исайей уже исполнилось и время прихода Мессии уже настало. Жители Назарета слышали о чудесах, которые совершил Иисус, поэтому поняли, что Он говорит о Себе как о Мессии. Но вместо радости присутствующих в синагоге охватила злость. Слишком живы были чисто бытовые воспоминания о Нем. Многие из них знали Иисуса еще мальчиком, знали, что Он плотник, неоднократно принимавший их нехитрые заказы. Естественно их недоумение: « Откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? и сестры Его не все ли между нами?.. И соблазнялись о Нем » (Мф.13:54–57). Господь, видя неверие жителей Назарета, обличил их за это и сказал, что язычники по вере часто бывают достойнее богоизбранного народа. Озлобление против Христа дошло до того, что фарисеи схватили Его, повлекли на высокую гору и хотели убить, но Господь прошел сквозь разъяренную толпу невредимым, так как еще не настало время Его страданий. Покидая Свой родной город, Христос сказал: « Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем. ..» (Мф.13:58). Господь не совершил ни одного чуда в этом городе из-за неверия жителей. Надо отметить, что впоследствии Христос, укоряя иные города за то, что они не поверили и не покаялись, не включил в их число родного Назарета. Христос, удивлялся неверию (Мк.6:6), но понимал особо трудное положение Своих сограждан, не сумевших в Сыне человеческом увидеть Сына Божьего.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Важными конструктивными элементами знаковой системы фряжской иконы становятся и другие «вещи». На холуйской иконе Ивана Афанасьева «Великие князья Владимирские чудотворцы» (илл. 123) особое значение имеют атрибуты царского достоинства корона на голове св. Александра Невского, которая повторяется вместе с его гербовым вензелем на чепраке коня, горностаевый королевский плащ, в который облачен св. Глеб, царские одежды Георгия Всеволодовича и Андрея Боголюбского. Все эти элементы могут служить иллюстрацией к истории костюма. К тому же Александр Невский представлен на коне и с мечом в руке, что усваивает всей композиции идею святости как силы и могущественного влияния. Скорее, это портрет царя, а не святого. Общий силуэт св. Александра и обращенные к нему жесты святых Глеба, Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского и мученика Авраамия лишь подчеркивают репрезентативность фигуры одного из главных святых Российской империи. Икона, кстати, интересно сопоставима с распространившимися в ремесленном искусстве Палеха XIX в. изображениями св. Георгия, имеющими в основе композиции конный парадный портрет (см., например: Князева, ИП, 1994, илл. 101). На рубеже XVII–XVIII веков на иконах меняется способ бытия вещей. Стол, накрытый Авраамом для явившихся ему трех ангелов, включил предметы, которые иконописец мог видеть в придворном быту: ложки и нож, кувшин, кружку и стакан. «И поспешил Авраам к Сарре и сказал ей: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы... И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом» ( Быm. XVIII; 6:8 ). К этому описанию мастер добавил морковь и символические гроздья винограда; живущий в сакральном пространстве «натюрморт». В иконе св. Димитрия Ростовского важнейшим атрибутом святого является библиотека епископа. Изображение модели на фоне полки с книгами – черта «постренессансного» портрета. В данном случае она говорит о значении писательского труда в жизни святого, которая сразу приобретает черты биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010