Относительно же имени Логгина очень вероятно, что униаты и король в своих грамотах продолжали называть Карповича его мирским именем и в то время, когда он был уже монахом Леонтием и архимандритом, подобно тому как впоследствии они называли Мелетия Смотрицкого его мирским именем Максима Герасимовича, когда он был не только архимандритом виленского Свято-Духова монастыря, преемником Карповича, но и архиепископом. Это потому, что они не хотели признавать в Вильне никакого православного архимандрита, тем более архиерея, и настаивали, что в Вильне может быть один только законный архимандрит — троицкий, т. е. униатский . Как бы, однако ж, ни было, но в 1615 г. Леонтий Карпович был уже несомненно архимандритом. В этом году напечатаны два его «Казанья»: одно на Преображение Господне, другое на Успение Пресвятой Богородицы которые произнес он в церкви Сошествия Святого Духа как «архимандрит монастыря общежительного братского виленского». Обе проповеди теперь напечатаны вновь, притом с русским переводом, и сделались общедоступными. В первой проповеди, по поводу слов святого апостола Петра, сказанных во время Преображения Господня на Фаворе, о трех сенях, автор рассуждает о трояком состоянии рода человеческого: состоянии подзаконном, состоянии благодати и состоянии славы, когда Господь преобразит самое тело смирения нашего (Флп. 3. 21); раскрывает, что этого славного преображения удостоятся только те, которые еще здесь, на земле, преобразятся своими душами, и объясняет, в чем состоит троякое преображение души. Во второй проповеди автор старается подробно изобразить чрезвычайную славу и чрезвычайные совершенства, или преимущества, Пресвятой Девы Богородицы. Обе проповеди весьма обширны. В авторе виден не простой начетчик, какие прежде являлись у нас нередко, но человек с научным образованием и не только знаток Священного Писания и святых отцов, но довольно развитый мыслитель и довольно искусный оратор, знакомый с ораторскими приемами. Мы не можем удержаться, чтобы не представить несколько отрывков из каждой его проповеди.

http://sedmitza.ru/lib/text/436119/

а. В соборном храме Воскресения Господня: 1 и 2. Местные иконы: Воскресение Христово (Сошествие во ад) и Божией матери (Ангелов радости), с серебряными позолоченными венцами, украшенными драгоценными камнями, остаются на своих местах. 3 . Лампада спускная серебряная прорезная в ризнице. 4 . Аналойный образ Воскресения Христова (Сошествие во ад), без оклада и камней, с окладом одних полей, с венцем в ризнице. 6 . Евангелие напрестольное, дар Царевны Татьяны Михайловны, в окладе с драгоценными камнями – в ризнице 7 . Крест благословящий (напрестольный) золотой с драгоценными камнями, Царя Феодора Алексеевича в ризнице 8 . Сосуды служебные золотые с драгоценными камнями, копие, ручка убрана драгоценными камнями – в ризнице 9 . Апостол печатной с серебряными накладками в ризнице, но без накладок, которые переложены на Евангелия, в книгохранилище. 11, 12 Облачения Священнические, из числа их, как замечено выше, оставлено на память 5 риз – Царских вкладов XVII столетия (Турских бархатов), что видно по вышитым на оплечьях двуглавым орлам, хранятся в ризнице без употребления 24, 64). 16 . Покров и воздухи шитые жемчугом – дар Царевны Татьяны Михайловны, хранятся в ризнице. 37 . Покров на гроб Святейшего Патриарха Никона , на коем крест выложенной дробницами – в ризнице. 45 . Кадило серебряное лощатое, верх прорезной – в ризнице. 46 . Служебник в полдесть печатной – в библиотеке. 47 . Синодик Царевны Татьяны Михайловны с рисунками ее работы – в библиотеке. 55 . Два ковша серебряные, один с подписью, что тот ковш «Архиепископа Ионы Новгородского и Псковского», весом 1 фунт 36 золотников, данье Чудовского Архимандрита Левкия – в ризнице. 56 . Два блюда серебряные антидорные – в ризнице. 58 . Образ Пресвятые Богородицы (Виленской) над жертвенником, есть и находится на своем месте. 63 . Сосуды лощатые, поддон шестигранной, дар Царя Алексея Михайловича в 1657 году – в ризнице. 64 . Две репиды серебряные золоченые целы, но были переделаны. 65 . Кадило серебряное с травами – в ризнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Магистрат обвинял Порошку в оскорблении короля, в обжаловании его действий перед великим князем Московским, в испрашивании у последнего милостыни («ялмужны») для новостроившейся в Вильне русской братской церкви во имя сошествия Св. Духа, в доставлении им для этой церкви елея («олейка») и антиминса («антимиса»). Надо было видеть, как встрепенулось все братство и какое участие проявило оно для выяснения этого дела. 21 декабря того же года оно собралось в обыкновенном месте своих заседаний в полном составе, – по свидетельству присутствовавшего возного «более чем в числе 500 человек, из сословий: дворянства, мещанства и поспольства». Из среды собравшихся выступили два братчика: Карп Лазарович и Григорий Жданович, и во всеуслышание повели такую речь: «братья! до нас дошла весть, что в доме собратчика нашего Виленского мещанина Ивана Васильевича Порошка виленским магистратом положен позов, которым он приглашается в тайный (коллегиальный), криминальный суд по обвинению его в желании обесславить его королевское величество перед московским великим князем. Порошко, будто бы жаловался последнему на нашего Государя и подавал Московскому Князю просьбу («супликацию»), в которой испрашивал денег, а также получил из Москвы какой-то елей и антиминс для новостроящейся в Вильне братской церкви во имя сошествия Св. Духа, и что все эти поступки были им совершены, будто бы, по совету и при содействии некоторых помощников из нашей среды. Мы об этом ничего не слыхали, и не для того мы вступили в снятое братство, чтобы в нем совершалось что-либо преступное против его королевского величества и дорогого нашего отечества – речи посполитой, а лишь для того, что мы увидали в нем высокую цель, состоящую в приумножении славы Божией, в оказании помощи нашей убогой братии, чтобы она не скиталась по улицам, в расширении познания Закона Божия, в приглашении людей ученых, чтобы они могли нами руководить, учить добру, утверждать в христианстве, удалять от зла и вселить верноподданнические чувства к его королевскому величеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В ризнице и библиотеке монастыря хранится не мало достопримечательностей. В первой находятся: пять Евангелий, из которых 3 печатаны в Вильне при Свято-Духовом монастыре, одно в Евье, одно в Москве, в 1657 г.; пожертвованный в 1626 г. Чарковскими напрестольный серебряный крест; серебряный вызолоченный двухаршинный крест на серебряном пьедестале 1641 г.; серебряный вызолоченный напрестольный крест 52 пробы, пожертвованный в 1690 г. Ив. Лодыгиным в церковь Сошествия Св. Духа за Пречистенскими воротами в Москве; серебряный потир 78 пробы 1594 г., который был вкладом царя Феодора Иоанновича в московскую Зачатьевскую церковь в Зарядье, в Китай-Городе, и, наконец, другие пять серебряных потиров XVII века, пожертвованных В.Яцынкевичем и В.Захарьевичевой (1620 г.), А.Доросеевичевой и Е.Шитиковой (1628 г.), Е.Зяловским (1642 г.), П.Дорофеевичем (1645 г.) и Г.Сенчиллой и женой его А.Соколовской (1685 г.). – В монастырской библиотеке хранятся: Требник Петра Могилы киевской печати 1646 г.; Триодион черниговской печати 1685 г.; Евхологион или Требник в 1/8 листа виленской печати 1697 г.; свыше 40 книг киевского, черниговского, почаевского, московского и петербургского изданий XVIII в., а также множество древних редких изданий на славянском, русском, польском, греческом, латинском, французском и английском языках, например, базельское издание 1553 г. Vitae Plutarchi, краковское издание 1595 г. Kasania Skargi, лионское издание 1606 г. Opera Ioannis Cassiani, нарбонское издание 1613 г. Iohannis Piscatoris commentaria, киевское издание 1627 г. Славяно-российского лексикона Памвы Берынды, московское издание 1647 г. на славянском языке Лествицы прп. Иоанна, кельнское издание 1655 г. Lux Evangeliorum, Библия московскаго издания 1663 г., «Ключ разумения» львовского издания 1665 г., кельнское издание 1684 г. Magnum speculum exemplorum. История Стрыйковского на польском языке, напечатанная готическим шрифтом в Кролевце в 1582 г., и, наконец, около ста рукописных грамот, привилегий и разных монастырских актов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав преосвященного Рафаила, архиепископа Киевского, доношения и при нём присланного к его преосвященству доношения ж обретающегося великого княжества Литовского в городе Слуцке архимандрита Иосифа Оранского на Виленского бискупа Михаила Занкевича, который вельми грозную и веру православную уничтожающую выдал ингибицию, и о прочих его бискупских к возмущению являемых на благочестие угрожениях; а по справке в Канцелярии Святейшего Синода в прошлых 1733 г. февраля 6-го и 1739 г. августа 31 числа по доношениям его ж преосвященства и по представлениям к его ж преосвященству помянутого Оранского архимандрита Иосифа о наносимых и несносных на православные церкви гонениях и обидах, происходящих от униатов, в Коллегию Иностранных Дел посланы указы и при них для надлежащего рассмотрения с писем того архимандрита Оранского сообщены копии, а потом по доношениям же преосвященного Иосифа, епископа Белорусского, о насильном отнятии из епархии его на унию поляками православных церквей, и о воспрещении вместо сгоревших вновь строить церквей же, и о происходящих мятежах, и разорениях, и смертных убийствах, и о прочем в Кабинет Его Императорского Величества сообщено 1739 г. октября 17; потом же для Высочайшего рассмотрения высокославной и вечнодостойной памяти Её Императорскому Величеству доклад подан июня 4 числа прошлого ж 1740 года; да в том же 1740 году июня 2 дня при поданном Святейшему Правительствующему Синоду великого княжества Литовского города Вильны монастыря Сошествия Святого Духа старшего иеромонаха Иеронима Волчанского доношении в выданных оного княжества Литовского из канцелярии воеводств выписях объявлено, что до той обители принадлежащие в разных того княжества местах обретающиеся православные монастыри и церкви поляки разорили и пограбили, и монахов ругательно били, и прочие дерзости чинили, а ксендзы их из веры православно-восточного исповедания людей в свой римский закон принуждали и чинили к тому великое насилие, також и ныне совращение чинят, по которому доношению от Святейшего Правительствующего Синода того ж года июля 2 дня сообщением от Кабинета ж Его Императорского Величества требовано милостивого защищения и обороны; какие же именно учинены обиды, о том при том сообщении экстрактом представлено, точию на оные представления резолюции о поныне не воспоследовало. Того ради приказали : воспомянув о вышепомяненных от Святейшего Синода представлениях с помянутых ныне присланных от архимандрита Иосифа ингибиции и прочего учиня копии, для представления Его Императорскому Величеству о всемилостивейшей от таковых в Польше и Литве благочестивым людям гонения и святым церквам разорения и грабления обороне сообщить в Кабинет Его Императорского Величества, а к преосвященному Рафаилу, архиепископу Киевскому, послать для ведома указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тарасий (Курганский), архиеп. Иларион (Троицкий) , митр. (буд. Патриарх) Сергий (Страгородский) и др. Представляя ценность в своей отрицательной критической части, их работы содержали серьезные недостатки в положительном раскрытии догмата. Исключением является лишь магист. дис. архим. Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении». Однако в этой работе он рассматривал только субъективную сторону спасения. Объективное значение В. Бога Слова и принесенной им жертвы он подробно раскрыл в критике работы прот. С. Булгакова «Агнец Божий» (см. Указ Московской Патриархии преосв. митр. Литовскому и Виленскому Елевферию// Лосский. 2000. С. 485-502). Беляев, Орфанитский, Тареев, Светлов, критикуя зап. юридизм, сами в той или иной мере опирались на зап. концепции, в первую очередь на идеи Ричля ( Фельми. С. 157), в свою очередь восходящие к т. н. теории нравственного влияния, приписываемой П. Абеляру . Митр. Антоний (Храповицкий) в кн. «Догмат искупления» доходит до фактического отрицания искупительного значения Крестной смерти Христа, ставя на ее место Гефсиманскую молитву. Архиеп. Иларион (Троицкий), говоря о тайне спасения, акцентирует внимание лишь на самом факте В., ничего не говоря о сотериологическом значении земной жизни Спасителя, Его Крестной смерти, Сошествия во ад, Воскресения и Вознесения. В целом критикам юридизма, как и их оппонентам, не хватало «подлинного знания патристического предания в его полноте», необходимого для положительного раскрытия на его основе догматов Православия ( Василий (Кривошеин). С. 73). Поэтому не случайно, что в рамках данной полемики не рассматривались такие принципиальные для сотериологии догматические положения, как учение о двух волях во Христе, учение о воипостасном, о рекапитуляции, о взаимообщении свойств, об онтологической связи воплощенного Логоса с Церковью и т. д. Центральная идея святоотеческой христологии и сотериологии - идея обожения - также осталась без внимания. Новые подходы в истолковании догмата В. разрабатывались прот.

http://pravenc.ru/text/155236.html

В древности была здесь, в монастыре, типография. По ВЫСОЧАЙШЕ-Конфирмованному 14 Марта 1845 года положению Святейшего Синода, монастырь сей сделан Кафедральным и Преосвященному Литовскому велено быть священно-Архимандритом оного, вместо Троицкого Виленского монастыря. ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в губернском городе Вильне, состоит под управлением архимандрита. О времени основания его сведений нет; известно только, что в XV веке он уже существовал. Здесь соб. церковь Живоначальной Троицы. – До 1840 года монастырь сей был заштатным; а когда Униатские Епархии в Литве, присоединились паки к Греко-российской церкви: то, по Высочайшему Указу был сделан он Кафедральным Литовской Епархии, и состоял в 1 классе; но потом, по Высочайше-Конфирмованному 11 марта 1845 г. положению Святейшего Синода, перечислен в 3 класс. Между древними настоятелями этой обители известен св. Макарий, который из здешних Архимандритов хиротонисан в 1495 году в митрополита Киеву. СУРДЕЦКИЙ-ДУХОВ, муж. заштатный, в уездном городе Вилькомире, на берегу реки Сурдека. О времени основания его неизвестно. Здесь соб. церковь Сошествия Св. Духа. ЦЕРКВИ: НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, в губернском городе Вильне. Здесь погребены Литовские мученики, св. Антоний, Иоанн и Евстафий, пострадавшие в XIV веке за веру от князя Ольгерда. Празднество этим угодникам установлено св. Алексеем Митрополитом, вскоре после страдальческой их кончины. БОГОРОДИЦКАЯ, в губернском городе Вильне; построена в XIV веке Ольгердом Кн. Литовским, по принятии им христианской веры. В этой церкви он, по кончине (1377), и погребен. Витебской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: БОГОЯВЛЕНСКИЙ, муж. 2-го класса, в уездном городе Полоцке; состоит под управлением Архимандрита. В нем две церкви: 1) Соб. Богоявления Господня, 2) Великомученицы Екатерины, теплая. Время основания этой обители неизвестно. МАРКОВ-ТРОИЦКИЙ, муж. заштатный, в губернском городе Витебске; состоит под управлением Архимандрита. Монастырь этот существовал прежде в трех верстах от Витебска, на берегу Двины, где – был основан в XVI веке Монахом Марком; а в 1822 году, по представлению Могилевского Архиепископа Иоасафа, он переведен на нынешнее место, в прежде бывший монастырь Пиаров. Здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальной троицы; 2) Николая Чудотворца, и 3) Казанской Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Русь. XVII.] Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 4097.jpg:   Размер: 681x1200, 0.82 MPix, 201 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (176) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 14 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 4099.jpg:   Размер: 731x1200, 0.88 MPix, 184 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (142) , (1) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4101.jpg:   Размер: 701x776, 0.54 MPix, 69 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (151) , (1) . Описание: [Россия. 1980-е.] Св. Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские с житием. Л.С. Курзенков. Икона. Россия. 1980 - 1985 годы. Храм Сошествия Св. Духа Виленского мужского монастыря. Файл 4102.jpg:   Размер: 1162x1200, 1.39 MPix, 297 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (224) , (2) . Описание: [Москва ] Святые Литовские (Виленские) мученники: Святой Антоний Виленский, Святой Евстафий Виленский, Святой Иоанн Виленский Именная икона (50Х70 см. Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 19140.jpg:   Размер: 550x721, 0.4 MPix, 314 Kb. Дата: 2012-08-14, участник [ Liliya ]. Рейтинг изображения: 7 (161) , (2) .

http://pravicon.com/icon-1216-photo

146 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви: ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй не пожелай (чужого), и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла, и так любовь есть исполнение закона. 147 Что в этом месте посл. ап. Павла (ср. то же кратко Гал.5:14 ) πλρωμα νóμου не имеет смысла legi satisfacere, это видно, во-первых, из того, что в других местах у него идет речь о соблюдении заповедей, которое обозначается термином τρησις ντολν θεο ( 1Кор.7:19 ), во-вторых, из того, что любовь у него изображается в чертах христианстки-абсолютных. 244 Вступительная лекция в курс Истории философии, произнесенная 15 сентября 1907 г. студентам 2-го курса Московской духовной академии. 249 Первую, гносеологическую, точку зрения Паульсен разъясняет в специальной монографии в Vierteljahrschrift für wissenschaftliche Philosophie (B. I. 1877). Ueber d. principiellen Unterschiede d. erkenntnistheoretischer Ansichen, вторую, метафизическую, намечает попутно в своей известной книге о Канте (Иммануил Кант, его жизнь и учение, перев Лосского, 2-е изд., Спб. 1905, стр. 7–9) 250 См. замечательную диссертацию проф. М. А. Остроумова. История философии в отношении к откровению, Харьков, 1886, стр. 68 след. 251 См. двухтомное исследование Renouvier: Esquisse d’une classification systématique des doctrines philosophiques. Paris Tt. I–II, 1885–1886. 252 Специально в предисловии к курсу Истории философии и – попутно – в книге L’avenir de la Méthaphysique (pp. 133–5). 254 Ср. у Heinrich’a Gomperz’a, Die Lebensauffassung der griechischen Philosophen, 1904, 1-te Vorlesung. – Книга Гомперца представляет интересную попытку осветить историю греческой философии с точки зрения возрастания идеала нравственной свободы. 257 Бывшего Директора Канцелярии Обер-Прокурора св. Синода, потом Попечитель Виленского Учебного Округа. 259 В 11 письме (стр. 12 книги «Письма м.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

687 Зап. на кн. Быт. изд. 2–3, стр. 29–30; изд. 4, стр. 18. В 1-м издании последние слова читаются так: «но в особенности Моисей упоминает о китах – tanninim. Под сим именем заключаются вообще животные великие, и посему особенно примечательные» (стр. 29). Если бы автор Записок считал «все бытописание Моисея» за «приспособление древнейшей мифологии к обычаям евреев», то чего бы он не мог насказать в объяснение имени: танниним, с которым у евреев, как известно, соединялись самые баснословные представления. Так уже в 3 кн. Ездры VI, 49 и дал., в виду Быm. I, 21 , читается: Ты сохранил двух животных, одно называлось бегемотом, а другое левиафаном. И Ты отделил их друг от друга, потому что седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе. Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор. Левиафану дал седьмую часть водяную и сохранил его, чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь и когда хочет. Срав. таргуму Псевдо-Ионафана на Быm. I, 21 : «и сотворил Господь китов великих, Левиафана и его самку, которые приготовлены на день утешения» (см. в нашем исследовании: «Иудейское толкование Ветхого Завета», стр. 146). Срав. также апокрифическую книгу Еноха гл. 60, 7 и дал. и Bereschith rabba на Быm. I, 21 , стр. 40, столбец 2-й, изд. Виленского 1878 года. А между тем автор «Записок» ограничился в настоящем случае краткими, но точными словами: «змеев и рыб великих». Срав. перевод Мандельштама «змеев больших», тогда как у Вадима: «чудовищ больших»; у Макария Глухарева: «большия морския чудовища», как и издании Росс. Библ. Общества; в Синодском издании 1868 и дал.: «рыб больших». Срав. перевод Скорины: «киты великие» (Вульг. сете grandia). Срав. изображение Левиафана и Бегемота в кн. Иова, 40, 10–41, 1–26; 3,8 и др. 688 Вот почему Филарет перевел еврейское: bezalmenn chidmutenu не: в образе нашем по подобию нашему, как по-видимому требовалось бы перевести буквальнго и как переведено у Вадима, хотя и с ущербом не только в ясности, но и в смысле (срав. также перевод Мандельштама), но: по образу нашему и по подобию нашему… по образу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010