Сигизмунд III разрешил клиросам управлять церковным имуществом в отсутствие епископа. С другой стороны, вводились и подтверждались ограничительные меры: в 1577 г. Стефан Баторий запретил строить в Вильно правосл. храмы и школы без разрешения Виленского католич. епископа (на практике запрет не выполнялся); в 1596 г. Сигизмунд III Ваза подтвердил этот запрет. Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Вильнюсе. 1597 г. Фотография. 2013 г. Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Вильнюсе. 1597 г. Фотография. 2013 г. Во 2-й пол. XVI в. территория Л. входила в состав Киевской митрополичьей епархии. Вильно был центром ее Литовско-Белорусской части, имевшей в то время большее значение, чем собственно Киевская часть, и охватывавшей территорию Виленского, Трокского, Новогрудского и Минского воеводств, а также Жямайтии. Особая роль в адм. управлении этой части епархии принадлежала митрополичьим наместникам (протопопам) и кафедральным (соборным) клиросам. Виленский протопоп имел особые полномочия, в т. ч. осуществлял надзор за богослужением в церквах Вильно. Также в этой части епархии были активны церковные братства. Интерьер церкви Св. Духа. Фотография. 2014 г. Интерьер церкви Св. Духа. Фотография. 2014 г. В 1584 г. в Вильно при виленском во имя Святой Троицы мужском монастыре образовалось православное братство, ставшее важным центром правосл. просвещения и книгопечатания. В 1588 г. оно получило от К-польского патриарха Иеремии II Траноса статус ставропигии и некоторые права по управлению Церковью (сообщать патриарху о недостойном поведении епископов и митрополита, участвовать в их избрании, распоряжаться делами монастырей, церквей, «шпиталей»). После заключения Брестской унии в 1596 г. правосл. братство возглавило борьбу против ее экспансии на землях Л. и Белоруссии. Из-за преследований со стороны униат. митр. Ипатия Потея часть братчиков недалеко от Троицкого монастыря, на землях православных шляхтянок из рода Воловичей, построила ц. Сошествия Св. Духа на апостолов и в нач.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ (Юзвьюк (Юзьвюк) Николай Порфирьевич; 2.10.1880, с. Дмитровичи Брестского у. Гродненской губ.- 27.08.1965, одесский во имя арх. Михаила жен. мон-рь), архиеп. бывш. Пинский и Полесский. Из семьи псаломщика. Брат прот. Владимира Юзвьюка, депутата IV Гос. думы. По окончании в 1899 г. (Литовские ЕВ. 1899, 27. С. 263) Жировицкого ДУ поступил в Литовскую ДС, которую окончил по 1-му разряду. В 1905-1913 гг. надзиратель и библиотекарь Виленского муж. ДУ. По окончании в 1913 г. в С.-Петербурге курсов при Мин-ве юстиции служил земским начальником Лидского, затем Виленского уездов Виленской губ. В 1917-1918 гг. временный судья в Виленском у. В 1918 г. переехал в Воронеж, в 1920 г.- в Харьков. В 1922 г. во время репатриации уроженцев зап. областей бывш. Российской империи вернулся в Вильно (Вильнюс, тогда в составе Польши). Даниил (Юзвьюк), архиеп. Пинский. Фотография. 40-е гг. XX в. Даниил (Юзвьюк), архиеп. Пинский. Фотография. 40-е гг. XX в. С сент. 1924 г. служащий Виленской ДС: зав. интернатом, помощник инспектора (с 1925), воспитатель интерната (с 1927), одновременно с 1928 г. по совместительству библиотекарь. Пользовался большим уважением среди семинаристов. Отличался высокой культурой, редким тактом в отношениях с людьми, добросовестным исполнением обязанностей, принципиальностью в сочетании с добрым характером. С разгромом Польши в начале второй мировой войны и присоединением Виленского края к Литве в Вильнюс возвратилась кафедра архипастыря Литовской епархии. С февр. 1940 г. Н. Юзвьюк - секретарь Виленского и Литовского митр. Елевферия (Богоявленского) и одновременно староста храма и секретарь правления вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря . После присоединения Литвы к СССР сменивший почившего митр. Елевферия († 31 дек. 1940) Виленский и Литовский митр. и Патриарший экзарх Прибалтики Сергий (Воскресенский) настойчиво предлагал Юзвьюку подумать об архиерейском служении, на что тот согласился только через год, уже во время нем. оккупации.

http://pravenc.ru/text/171266.html

митрополии, территория которой после Собора 1596 г., принявшего Брестскую унию, значительно сузилась. После восстановления правосл. иерархии в 1620-1621 гг. власть Киевских митрополитов и соответственно территория К. е. постепенно распространились на Левобережье и казацкий юг. Митрополичья область сократилась, после того как Исаия (Копинский) не позднее 1628 г. стал «архиепископом Смоленским, Черниговским и всего Севера, архимандритом монастырей заднепрских». После 1596 г. литовско-белорус. часть К. е. почти целиком приняла унию, в Вильно подавляющее большинство приходских храмов во главе с наместником протопопом Иоанном Парфеновичем признали митрополита-униата Михаила (Рагозу). Несмотря на противоречия в 1608-1609 гг. между униат. митр. Ипатием Потеем и униатским духовенством в Вильно, Новогрудке, Гродно, Минске, Жировицах и др., к-рое протестовало против латинизации униатства и грозило вернуться в правосл. Церковь, уния при вооруженной поддержке властей сохранила свое господство в белорусско-литов. части К. е. Оппозицию унии возглавило правосл. братство, переместившееся в монастырь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (Святодуховское). Братство вело активную полемическую, книгоиздательскую и образовательную деятельность. В 1609 г. в Вильно было совершено покушение на Ипатия Потея. В 1609-1611 гг. неск. правосл. мон-рей появилось в Минском воеводстве на частных землях, они находились в зависимости от виленского Свято-Духова мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь ). В нач. XVII в. было создано братство при минском Петропавловском мон-ре, в 1614 г. принявшее устав Виленского братства, при братстве действовала школа. Юж. часть К. е., в пределах Киевского воеводства, не подчинилась унии. Ни один представитель Киева и Киевского воеводства не присутствовал на униат. Брестском Соборе. На правосл. Соборе 1596 г. эта часть К. е. была представлена архимандритом Киево-Печерского монастыря Никифором (Туром), старцем Выдубицкого монастыря Никоном и 8 светскими лицами: князьями, шляхтичами и земскими чиновниками (в т.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В 1886 г., в период епископства К., в Чебоксарах была разобрана ветхая 2-ярусная колокольня при ц. Воздвижения Креста Господня (1702) и началось возведение новой. 27 июля 1887 г. К. был назначен временно управляющим Пермской епархией. 6 окт. по решению Синода К. был освобожден от управления Пермской епархией и вернулся в Казань. 23 янв. 1888 г. назначен епископом Екатеринбургским и Ирбитским, но по болезни не решился занять столь ответственный пост. 2 апр. того же года по собственному прошению уволен на покой в Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери муж. монастырь , ненадолго «получил облегчение от глазной болезни» (ПрибЦВед. 1891. 1. С. 13-14). Несмотря на болезни К., обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев настаивал на его возвращении к архипастырскому служению. 13 мая 1889 г. по ходатайству архиеп. Литовского и Виленского Алексия (Лаврова-Платонова) , к-рый знал К. по учебе в Московских духовных школах, был назначен епископом Ковенским, викарием Литовской епархии. Одновременно был председателем виленского православного Свято-Духовского братства и Виленского епархиального училищного совета. С 10 нояб. 1890 г., после кончины архиеп. Литовского Алексия (Лаврова-Платонова), управлял епархией. По воспоминаниям современников, «был весьма прост, прямодушен, кроток и незлобив», «в последние годы мало служил, было заметно, что продолжительность служения и усиленные движения утомляли его. В 53 года казался несколько дряхлым». 29 дек. 1890 г. К. был похоронен в Свято-Духовском соборе (с левой стороны входа) на территории вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря . Чин погребения совершили викарий Литовской епархии еп. Брестский Анастасий (Опоцкий) , епископы Полоцкий и Витебский Антонин (Державин) и Минский и Туровский Симеон (Линьков). В 1883 г. К. был награжден орденом равноап. кн. Владимира 3-й степени, в 1887 г. за «отлично-усердную» службу и заботы о просвещении инородцев - орденом св. Анны 1-й степени. Соч.: Речь, сказанная в Св. Синоде настоятелем моск. Знаменского мон-ря при наречении его во еп. Острогожского, вик. Воронежской епархии, дек. 10 дня 1880 г.//Воронежские ЕВ. 1881. 2. С. 49-50.

http://pravenc.ru/text/1840333.html

во имя ап. Петра. В 1655 г., после взятия Вильны рус. войсками, мощи были перенесены в соборный храм правосл. виленского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря . После того как рус. войска покинули город, возникла опасность, что православные вновь могут лишиться своей святыни. Наместник Свято-Духова мон-ря архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский ; впосл. митр. Киевский) скрыл святые мощи в пещере под главным алтарем храма и закрыл вход в нее. В 1814 г. мощи были вновь обнаружены при наместнике Свято-Духова мон-ря архим. Иоиле (Котовиче). По указу имп. Николая I была создана комиссия по освидетельствованию останков святых, в 1826 г. комиссия подтвердила аутентичность святых мощей, их открыто выставили для поклонения. В 1851 г. при митр. Виленском и Литовском Иосифе (Семашко) в храме Св. Духа была оборудована пещерная церковь, в 1852 г. в ней над мощами мучеников устроена рака. 25 сент. 1914 г., сделав в Вильне остановку по пути на фронт, храм посетил св. мч. имп. Николай II и приложился к мощам, от Литовского архиеп. свт. Тихона (Белавина) он принял как благословение икону Виленских святых. 9 авг. 1915 г. в связи с угрозой нем. наступления святые мощи по благословению свт. Тихона были перенесены в Москву в Донской иконы Божией Матери мон-рь . Рака с мощами мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в пещерной церкви мон-ря Сошествия Св. Духа в Вильнюсе Рака с мощами мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в пещерной церкви мон-ря Сошествия Св. Духа в Вильнюсе В июле 1920 г. советскими властями был устроен показательный «процесс виленских угодников». Дело слушалось в 1-м московском городском суде. Патриарх Тихон, выступая в качестве свидетеля, протестовал против вторжения гражданских властей во внутреннюю жизнь Церкви. Суд постановил: «Так называемые мощи виленских угодников, а в действительности мумифицированные трупы, передать в музей древности. Брошюры «Страдания Виленских мучеников», конфискованные в Донском монастыре, уничтожить. Приговор окончательный». Патриарх Тихон обратился с письмом к председателю ВЦИК М.

http://pravenc.ru/text/116066.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ (Тризна; † между янв. 1685 и июлем 1686, Вильно), нареченный еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский (1679-1686). Принадлежал к правосл. шляхетскому роду, к-рый вел свое происхождение от брянских бояр. Родителями К. были Адам Тризна и Евдокия-Елизавета (дочь кн. Федора Григорьевича Бурневского и кнж. Марины Александровны Вишневецкой)). Они владели имениями Лебеда и Голдово в Лидском повете (совр. Лидский р-н Гродненской обл., Белоруссия). В 1633 г. в Голдове иждивением Александра Тризны, брата Адама, при правосл. храме был создан мон-рь. В 60-х гг. XVII в. К. унаследовал оба имения. К 1673 г. К. принял монашеский постриг. 22 нояб. того же года трибунал Великого княжества Литовского обязал К. выплатить гродненскому подстолию И. Глядовицкому и его жене 10 тыс. злотых долга и штраф более 30 тыс. злотых. В документе К. назван «законником рекгулы светого Базилего» (АВАК. Т. 15. С. 339). В 1677 г. К. являлся настоятелем виленского Свято-Духова мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь ), главой Виленского Свято-Духовского братства и ректором братской школы, наместником Киевского митрополита в Великом княжестве Литовском. В авг. 1677 г. К. пригласил в Вильно известного к тому времени проповедника черниговского Успенского кафедрального собора иером. св. Димитрия (Савича (Туптало)) , к-рый произнес в Свято-Духовом храме 2 проповеди. На сейме в Гродно в дек. 1678 - февр. 1679 г. К. был предложен в качестве кандидата на правосл. Могилёвскую епископскую кафедру, в юрисдикции которой состояли все православные на белорус. землях (кафедра была вакантна после кончины в 1678 еп. Феодосия (Василевича) ). Был подготовлен привилей, датированный 25 февр. 1679 г. От К. потребовали произнести на сейме католич. исповедание веры, он отказался, после чего документ был аннулирован. По-видимому, в том же году К. был избран православными на Могилёвскую кафедру, его поддержали нек-рые литов.

http://pravenc.ru/text/1841371.html

Лаврентий Зизаний. " Грамматика словенска " . Вильна, 1596. Титульный лист (РГБ) Лаврентий Зизаний. " Грамматика словенска " . Вильна, 1596. Титульный лист (РГБ) В. б. активно участвовало в Брестских Соборах Западнорусской митрополии (1590-1594), на к-рых обсуждались возможные преобразования в церковной жизни для упрочения положения правосл. Церкви. На Соборе 1594 г. В. б. и правосл. дворянство Великого княжества Литовского предложили использовать доходы епископских кафедр на содержание школ, строительство храмов и больниц. Предложение братства Собором не было принято. После заключения Брестской унии 1596 г. большинство архиереев Киевской митрополии перешли в униатство, униатскими стали мн. приходские церкви. По распоряжению (24 сент. 1599) принявшего унию митр. Ипатия Потея в окт. 1599 г. был закрыт принадлежавший В. б. придел Троицкого храма, непосредственной причиной запечатания придела стали антиуниатские проповеди Стефана Зизания. Ранее, в 1597 г., братчики построили недалеко от Троицкого храма деревянную ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Ок. 1600 г. Свято-Духовский храм (с 1605 мон-рь, см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь ) стал братским, братство с того времени именовалось Свято-Духовским. Др. часть братчиков во главе с новогрудским воеводой Ф. Скумином-Тышкевичем приняла униатство и объявила не присоединившихся к унии членов братства узурпаторами королевских и Патриарших грамот. Униатское Троицкое братство, утвержденное королем 20 янв. 1608 г., получило все братское имущество и осталось в Троицком мон-ре, вскоре превратившемся в крупный центр униатской пропаганды. Монахи-униаты и студенты униатской семинарии, открывшейся в Троицком мон-ре, неоднократно совершали нападения на насельников Свято-Духова мон-ря, учеников братской школы, правосл. братчиков. К авг. 1609 г. все правосл. храмы Вильно, за исключением Свято-Духовского, перешли в унию. Противодействие распространению унии стало одним из главных направлений деятельности В.

http://pravenc.ru/text/158638.html

В. Ландсбергис-Жямкальнис). Православное храмостроительство XVIII-XXI вв. Церковь вмц. Параскевы Пятницы в Вильнюсе. Фотография. 2015 г. Церковь вмц. Параскевы Пятницы в Вильнюсе. Фотография. 2015 г. Правосл. диаспора в Вильно в XVII в. была обширной и состоятельной: «...на церковных землях 14 виленских церквей в 1672 г. насчитывалось 64 дома и 6 плацов с оградами» ( Виноградов. 1904. С. 16). Древнейшие правосл. храмы на территории столицы Л. и главного города Виленской и Литовской епархии РПЦ существуют в основном в формах XIX в. Наиболее старое здание - собор виленского Свято-Духова мон-ря (см. ст. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мужской монастырь ). Дата его постройки - 1597 г., монастырь основан строителями - членами Виленского православного Свято-Духовского братства при Свято-Троицком соборе. После швед. разорения собор был восстановлен в 1708 г., после пожаров возобновлен в 1749-1751 гг. под рук. архит. Глаубица в формах барокко. Очевидно, был сохранен план храма в виде крестово-купольной базилики с повышенными рукавами креста и с 2 башнями на зап. фасаде. К архитектуре петровского барокко близки почти квадратные окна в рамочных наличниках на фасадах в рукавах креста и в уровне клеристория (2-го яруса света), пилястры и пилястровые портики с нечетным числом осей в декорации стен. В убранстве интерьера господствуют декоративные мотивы рококо - лепнина арок над проходами в боковые нефы является рамой для живописных изображений на сюжеты НЗ. Высокий резной иконостас, спроектированный тем же зодчим, а также яркое освещение интерьера роднят внутренний вид собора с интерьерами рус. храмов эпохи барокко (1-я пол. XVIII в.), прежде всего с Петропавловским собором в С.-Петербурге (архит. Д. Трезини). В 1850 г. митр. Виленским Иосифом (Семашко) был построен новый вход в склеп к мощам Виленских мучеников, тогда же был установлен образ (сохр.) работы московского проф. живописи Ребуса. В ходе реконструкции 1873 г. были удалены нек-рые барочные элементы внешней декорации (волюты и фронтон на зап.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Игум. Варвара (Трофимова). Фотография. Кон. XX в. (Трофимова Валентина Алексеевна; род. 17.08.1930, г. Чудово Новгородской губ. - 8 фев. 2011), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря . После начала Великой Отечественной войны семья В. эвакуировалась в Кировскую обл., по окончании войны поселилась в г. Луга. С детства В. Трофимова читала и пела на клиросе в храмах. Получив среднее образование, закончила бухгалтерские курсы. 1 авг. 1952 г. поступила послушницей в Пюхтицкий мон-рь. В 1955 г. перешла в вильнюсский во имя святой равноапостальной Марии Магдалины женский монастырь , где жила под духовным рук. настоятельницы игум. Нины (Башашевой, в схиме Варвары), духовным отцом В. Трофимовой стал свящ. Николай Гурьянов . 5 марта 1958 г. наместником вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря архим. Сергием (Вощенко) Трофимова была пострижена в монашество с именем Варвара, исполняла должности помощницы казначеи и руководила работами по восстановлению разрушенного во время войны Марие-Магдалинского мон-ря. В 1960 г. мон-рь перевели в Свято-Духов муж. мон-рь в отдельное помещение. В 1963 г. В. была назначена бухгалтером Виленского ЕУ, находившегося на монастырской территории. К 100-летию Марие-Магдалинской обители (1965) В. составила «Летопись Виленского женского мон-ря», за что получила в благословение от Патриарха Алексия I Иверскую икону Божией Матери. 3 янв. 1968 г. В. была назначена настоятельницей Пюхтицкого монастыря, 19 янв. возведена в сан игумении. Под управлением В. Пюхтицкая обитель была восстановлена, преображена и благоукрашена. Все церкви были отреставрированы, монастырские здания капитально отремонтированы. В храмах и кельях появилось электричество, были проведены отопление и водопровод; расписаны стены Успенского собора, позолочены кресты на главах монастырских храмов и часовен. Выстроены архиерейский дом, Иерусалимский корпус, дом для представительских целей, возрождена монастырская гостиница. Устроена домовая церковь в помещении для престарелых сестер, построены Сергиевская колокольня, Георгиевская часовня на хозяйственном дворе, церковь для крещения детей и взрослых, воздвигнута каменная монастырская ограда. 26 июня 1990 г. Патриархом Алексием II мон-рю была предоставлена ставропигия.

http://pravenc.ru/text/154099.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Минская икона Божией Матери (собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Минск) Минская икона Божией Матери (собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Минск) (Празд. 13 авг.), чудотворный образ, наиболее почитаемая православная святыня Беларуси. Название иконы (лат. Minscensis), данное ей по месту явления в Минске, а также год этого события приведены в вышедшем в свет в 1672 г. 2-м издании лат. каталога чудотворных икон Божией Матери нем. автора В. Гумппенберга. Краткий рассказ о явлении и чудесах М. и. основан на сведениях, предоставленных ректором Виленской академии, историком и писателем иезуитом Альбертом (Войцехом) Виюком-Кояловичем (1609-1677). В каталоге икон сообщается о том, что в 1500 г. в Минске, «главном городе Литвы» (ВКЛ), на р. Свислочь был явлен образ Божией Матери. После разорения Киева «сарматами» икона по воде прибыла к Минску; явленную икону перенесли в замковую церковь для всеобщего поклонения. Далее упоминается современное автору местонахождение святыни в ц. Св. Духа у монахов-базилиан. Со ссылкой на то, что «кроме других чудес, зафиксированных в источниках (в которых упомянуты исцеления многих слепых и бесноватых)», говорится о прекращении эпидемии чумы, «которую образ не только после шествия с ним по городу остановил, но даже отовсюду и дальше изгнал; упоминается также, что великая победа над скифами была добыта благодаря этому образу» ( Gumppenberg. 1672. P. 947). К рассказу об этом «литовском образе» автор присовокупил, по его словам, недавно сочиненное 3-частное моление к Божией Матери, к-рое он взял из тех же материалов Виюка-Кояловича ( Idem. P. 947-950). Пространная версия истории М. и. с описанием чудес от нее была создана в 1700-1723 гг. в Свято-Духовом монастыре базилианским мон. Яном Ольшевским ( Николай (Трусковский). 1864. С. 62). Хранившаяся в мон-ре рукопись была утрачена, но основные сведения об иконе с добавлениями к ее ранней истории были опубликованы (см.: Stebelski.

http://pravenc.ru/text/2563282.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010