11. Судьями епархиальных судов могут быть священнослужители, наделенные епархиальным архиереем полномочиями осуществлять правосудие во вверенной ему епархии. Председатель суда может быть либо викарным архиереем, либо лицом в пресвитерском сане. Членами суда должны быть лица в пресвитерском сане. 12. Председатель епархиального суда назначается епархиальным архиереем сроком на 3 года. Епархиальное собрание избирает, по представлению епархиального архиерея, не менее двух членов епархиального суда. 13. Досрочный отзыв Председателя или члена епархиального суда осуществляется по распоряжению епархиального архиерея с последующим рассмотрением этого решения Епархиальным собранием. 14. Церковное судопроизводство осуществляется в судебном заседании при участии Председателя и как минимум двух членов суда. 15. Компетенция и процедура судопроизводства епархиального суда определяются " Положением о церковном суде " . 16. Постановления епархиального суда подлежат исполнению после их утверждения епархиальным архиереем. В случае несогласия епархиального архиерея с решением епархиального суда он действует по своему усмотрению. Его решение входит в силу немедленно, но дело передается в общецерковный суд, который и принимает окончательное постановление. 17. Епархиальные суды финансируются из епархиальных бюджетов. 18. Общецерковный суд является судом второй инстанции. 19. Общецерковный суд состоит из Председателя и не менее четырех членов в архиерейском сане, которые избираются Архиерейским Собором сроком на 4 года. 20. Досрочный отзыв Председателя или члена общецерковного суда осуществляется решением Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода с последующим утверждением Архиерейским Собором. 21. Право назначать временно исполняющего обязанности Председателя или члена общецерковного суда в случае образовавшейся вакансии принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду. 22. Компетенция и процедура судопроизводства общецерковного суда определяются " Положением о церковном суде " .

http://sedmitza.ru/lib/text/429415/

Сущность дебатов по первому из этих вопросов, дала в результате ясно сознанное и точно формулированное убеждение в неудовлетворительности этого института в том виде, в каком он существует. Между тем, в принципе, – это очень важный институт. Наиболее он был бы использован, если бы викарные епископы были преобразованы в уездных епископов с известной долей самостоятельности по рукоположению и надзору в районе уезда, но, конечно, в канонической зависимости от епархиального или губернского епископа. Польза такого видоизменения очевидна, если принять во внимание даже только следующие соображения: 1) наши епархии так обширны, что ни одному епархиальному архиерею нет физической возможности обозреть все приходы своей епархии не только в три года – по требованию действующего права – но даже и во все время своего епископства. В каждой епархии у нас найдутся приходы, в которых никогда не бывало ни одного архиерея; 2) уездный епископ имел бы возможность не только обозревать все приходы уезда, но и знать их, мог бы даже в некоторых сельских приходских храмах совершать рукоположения в священные степени лиц клира этих приходов: каким великим праздником для сельского прихода было бы это событие – объяснять нет нужды. Но, что особенно важно, так это то, что с введением уездных епископов наш простой православный народ узнал бы, наконец, что такое православный архиерей. Столичный читатель, может быть, с удивлением скажет: да разве наш простой народ не знает, что такое православный архиерей? Не удивляйтесь же, если я, хорошо знакомый с провинциальной жизнью, скажу вам, что, действительно, не знает. Вот факт: мне пришлось быть на уроке в одной церковно-приходской школе. С любезного разрешения законоучителя, я предложил одному умненькому мальчугану вопрос: а знаешь ли ты, что такое архиерей? – «Знаю, что начальник, который осудил Иисуса Христа». -А как его звали? – «Одного Анна, другого-Каиафа». -А у нас есть теперь архиерей? – «Нет». Вот факт, имевший место не в какой-либо захолустной губернии, а в одной из центральных и более культурных-Ярославской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

2 . Дать распоряжение о зарегистрировании местными административными органами местной староцерковнической иерархии: епархиальных и викарных архиереев, с правом иметь при себе канцелярии (если нет других вспомогательных органов управления, как-то: епархиальных, викариатских или пресвитерских советов и т. п.), пользоваться бланками и печатью. Примечание. Дальнейшая наша задача по получении регистрации будет состоять в организации, через выборы на соответствующих съездах, коллективных органов правления для руководства церковными делами (учреждении там, где их нет); организовавшись же на местах, мы сможем потом приступить и к делу созыва Поместного нашего Собора во всесоюзном масштабе для выбора Патриарха, организации при нем Священного Синода и Высшего Церковного Совета и прочих общецерковных дел. 3 . Впредь до Поместного Собора и до организации коллективного при Патриархе управления, прошу разрешить мне, для обсуждения возникших церковно-канонических вопросов, время от времени собирать небольшие собрания архиереев (от 5 до 15 человек) в Москве и других городах (преимущественно там, где возникает вопрос) под моим председательством или под председательством другого архиерея под моею ответственностью. О таких собраниях и принятых на них решениях своевременно будет осведомляться местная администрация. 4 . Прошу разрешить мне при упомянутой выше Канцелярии издание периодического «Вестника Московской Патриархии» для осведомления приходских общин о ходе церковной жизни, о распоряжениях церковной власти и для помещения статей по церковно-вероучительным вопросам. 5 . Прошу разрешить нашему староцерковническому обществу организацию духовного образования... В случае общего разрешения по пунктам 4 и 5 будут представлены своевременно проспекты и другие нужные сведения. Прилагаемое мое «Обращение» имеет целью выявить мое и единомысленных со мною староцерковных Патриарших архиереев отношение к Советской власти и к назревающим церковно-политическим вопросам, 1 июня 1926 года. Страгородский Иван Николаевич, Сергий, Митрополит Нижегородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается епископов титулярных ( ο π ψιλν ττλον πσκοποι, ο π τ ψιλ νματι πσκοποι), то они занимают в составе иерархии Константинопольской Церкви особое положение. В Общих Канонисмах о титулярных епископах содержатся лишь немногие сведения. В «Уставе» об архиереях предписывается, между причем, следующее: «Все вообще архиереи должны, согласно церковным канонам, пребывать в своих епархиях, совершая в них поездки в определенные времена, – по обычаю каждой епархии, и духовно надзирая за христианами, но без обременения их. Они не имеют разрешения приглашать на службу к себе титулярных архиереев и чрез их посредство рассматривать (подлежащие их ведению) дела, за исключением только глубокой старости или неизлечимой болезни, а равно (и таких случаев), когда по какой-либо благословенной причине, церковной или политической, архиерей будет вызван в Константинополь» (§ 7). Затем тот же «Устав» говорит, что имущество, оставшееся после смерти титулярных епископов, находящихся на покое, должно распределяться так же, как и имущество патриархов и митрополитов, скончавшихся на покое (§ 11). Наконец, патриарху с синодом вменяется в обязанность заботиться о достойном обеспечении и проживающих на покое титулярных епископов (III-§ 11). Таким образом. Канонисмы принципиально высказываются против титулярных епископов. Лишь по «экономии» допускается избирать и титулярных архиереев. Исключение обусловливается тремя мотивами, кановы: глубокая старость правящих митрополитов, неизлечимая их болезнь и благословенное оставление епархии для поездки в Константинополь, например, для участия в деятельности священного синода, по вызову правительства и т. п. Таково требование действующего церковного устава. Практика во многих случаях подтверждает его и свидетельствует о своем соответствии закону. Но, с другой стороны, нельзя отрицать и того, что иногда избрание титулярных епископов не стоит в строгом согласии с рекомендуемой в Канонисмах экономией, – как это можно видеть из представленных выше фактов такого избрания в течение 1901–1912 годов. По-видимому, и в Константинопольской Церкви вопрос о титулярных епископах получил в последнее время направление аналогичное вопросу о викарных епископах в Церкви Русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

2. Дать распоряжение о зарегистрировании местными административными органами местной староцерковнической иерархии: епархиальных и викарных архиереев, с правом иметь при себе канцелярии (если нет других вспомогательных органов управления, как-то: епархиальных, викариатских или пресвитерских советов и т.д.), пользоваться бланками и печатью. Примечание: Дальнейшая наша задача по получении регистрации будет состоять в организации через выборы на соответствующих съездах коллективных органов для руководства церковными делами – упомянуты выше (там, где их нет). Организовавшись так на местах, мы можем приступить к делу созыва поместного нашего Собора во всесоюзном масштабе для выбора Патриарха, организации при нем Св. Синода и Высшего Церковного Совета и пр. церковных дел. 3. Впредь до Поместного Собора и до организации коллективного при Патриархе управления прошу разрешить мне для обсуждения возникших церковно-канонических вопросов время от времени собирать небольшие собрания архиереев (от 5 до 15) в Москве и др. городах (преимущественно там, где возникает вопрос) под моим председательством или председательством другого архиерея под моею ответственностью. О таких собраниях и принятых на них решениях своевременно будет осведомляться местная администрация. 4. Прошу мне разрешить при упомянутой выше канцелярии издание периодического «Вестника Московской Патриархии» для осведомления приходских общин о ходе церковной жизни, о распоряжениях церковной власти и для помещения статей по церковно-вероучительным вопросам. 5. Прошу разрешить староцерковническому обществу организацию духовного образования, как высшего (в виде духовных академий), так и среднего (пастырские курсы и школы), для лиц старше 18 лет. В случае общего разрешения по пунктам 4 и 5 будут представлены своевременно проспекты и другие нужные сведения. Прилагаемое мое обращение имеет целью выявить мое и единомышленных со мною староцерковных православных архиереев отношение к советской власти и назревшим церковно-политическим вопросам.

http://fond.ru/kalendar/954/petr/

2) Каждый окружной духовный суд, учреждаемый на три, на четыре или более соседних епархий, состоит: а) из членов суда, уполномоченных (по одному или по два) от архиереев этих епархий, и б) из председателя суда, местного викарного или какого либо другого архиерея, который назначается на должность председателя, и следовательно, служит потом как бы уполномоченным от обер-прокурора Святейшего Синода. III). При таком устройстве духовного суда сохранятся начала и выполнятся требования канонического права: 1) сохранится право суда, принадлежащее каждому епархиальному архиерею в пределах его епархии, и участие его в решении всех судебных по епархии дел. Он только судит не непосредственно, а чрез своих уполномоченных, и судебная власть не будет отнята у архиерея, а будет только предоставляться им самим его уполномоченным; 2) сохранится неприкосновенность его епархии от всякого вторжения в пределы ее стороннего архиерея, ибо хотя председателем окружного духовного суда будет архиерей не епархиальный по отношению к каждой из тех епархий, которые войдут, в судебный округ, но членами этого суда будут уполномоченные представители епархиальных архиереев округа, которые, таким образом, в лице своих уполномоченных, сами будут участвовать на окружном суде в решении судных дел по своим епархиям; 3) сохранится то существенное, необходимое свойство окружного духовного суда, без которого решения этого суда не могли бы иметь канонической силы для епархий округа. Состоя из уполномоченных от епархиальных архиереев округа, под председательством старейшего уполномоченного от Святейшего Синода, окружный духовный суд будет, действительно, образом и подобием тех окружных соборов, на которые в древней церкви собирались епископы церковных округов; а иногда присылали своих уполномоченных, и на которых, под председательством старейшего архиерея в округе или митрополита, решались судебные и другие дела, касавшиеся их епархий. – IV). При таком устройстве духовного суда сохранятся также начала и выполнятся требования новых наших судебных уставов: 1) судебная власть в каждой епархии будет отделена от административной, так как духовные судьи и члены окружных духовных судов, получив вначале, при утверждении в должности, уполномоченность от своего архиерея, будут уже затем действовать совершенно независимо от него и самостоятельно, и будут ограждены от всякого стеснения со стороны епархиальной администрации законом; 2) прокурорская власть на духовном суде будет равно отделена от административной и поставлена столько же твердо и самостоятельно, как она поставлена на судах светских; 3) две первые инстанции духовного суда будут вполне соответствовать тем же инстанциям суда светского: духовные судьи – мировым судьям, духовные окружные суды – окружным судам» 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Владыка, но ведь речь, как я понимаю, шла о вашем приезде в качестве викарного архиерея. На тот момент вы уже восемь лет управляли Уфимской епархией. Получается, говоря светским языком, понижении в должности… Почему же вы согласились? — Митрополит Антоний подавал Патриарху прошение об отставке, но его не увольняли. И он мне прямо сказал: «Ты будешь моим наследником в Лондоне». Конечно, «наследников» у архиерея быть не может, это не канонически. Архиерея всегда выбирают. Но митрополит заметил, что приглашает меня как человека, которого он знает и которому может полностью доверять. Хотя для меня всё это было непросто, я даже не верил, что меня отпустят из СССР. Владыка пообещал всё сделать сам, заметив: «Тебя только вызовут и направят». NB: Конечно, митрополиту Антонию пришлось приложить немало усилий, чтобы приезд епископа Анатолия стал возможен. Во-первых, потребовались переговоры с членами Синода и с самим Патриархом Пименом. Во-вторых, подготовка нужных бумаг для получения английской визы. В-третьих, убеждение местного британского духовенства и паствы. — На самом деле, первые два момента были, пожалуй, наиболее просты. В июле 1990 года Синод принял решение о моём назначении в Великобританию. Английскую визу я получил легко. Мой паспорт с визой мне лично вручали посол с супругой, пригласив меня в Москве на ланч в свою резиденцию. Убеждён, что такое хорошее отношение ко мне было благодаря личному ходатайству митрополита Антония... Но вот на месте (в Британии) могли возникнуть вопросы. Дело в том, что старые эмигранты и их потомки были негативно настроены к духовенству Русской Церкви, на которую они смотрели как на зависимую от безбожной власти. Митрополит Антоний провёл большую работу перед моим приездом. Он даже написал специальное послание пастве, в котором отметил, что давно меня знает и вполне мне доверяет. Они меня приняли, отношение с их стороны было хорошим. Первые несколько месяцев я жил в частном доме, занимая свободную комнату в семье эмигрантов. Затем митрополит Антоний подыскал мне небольшую квартиру в Лондоне, где я проживаю по сей день.

http://pravoslavie.ru/158396.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Коровий показал бестактность, отсутствие деликатности и чуткости Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан о встрече трех Винницких архиереев УПЦ МП с главой местной госадминистрации 27.02.2019 1030 Время на чтение 5 минут Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) в статье, опубликованной на своем сайте , предложил ознакомиться с текстом официального сообщения о встрече трех Винницких архиереев УПЦ МП с главой местной госадминистрации: « Управляющие иерархи Винницкой и Могилев-Подольской, а также викарный архиерей Тульчинской епархии встретились с председателем ОГА (Областной государственной администрации. - РНЛ), а также с начальником управления по делам национальностей и религий Винницкой области. 22 февраля 2019 в помещении Винницкой областной государственной администрации состоялась встреча архиереев епархий УПЦ в Винницкой области: митрополита Могилев-Подольского и Шаргородского Агапита, архиепископа Винницкого и Барского Варсонофия и епископа Ладыжинского Сергия, викария Тульчинской епархии, с председателем Винницкой областной государственной администрации Валерием Коровием и начальником управления по делам национальностей и религий Винницкой ОГА Игорем Салецким. На встрече были подняты вопросы, с которыми столкнулись епархии Украинс кой Православной Церкви в Винницкой области в связи с образованием так называемой ПЦУ. Обсудили недопустимое вмешательство во внутренние дела религиозных общин УПЦ бывшего Винницкого митрополита УПЦ Симеона (Шостацкого) и некоторых из его «клириков», агрессивные действия сторонников новосозданнной структуры по отношению к духовенству и верующим УПЦ и неоднократные случаи церковного рейдерства - захват храмов УПЦ с участием представителей государственной местной власти. В. Коровий заявил, что ему неизвестны такие случаи и заверил архиереев УПЦ, что, как государственный служащий, он лично придерживается конституционного принципа невмешательства в процесс добровольного перехода религиозных общин УПЦ в новосозданную ПЦУ, согласно соответствующему действующему закону Украины, и пообещал рассмотреть конкретные случаи его нарушения, о которых ему сообщили архиереи.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/27/va...

Но это не всегда случается. Не просвещение, тёмные пути, какими достигается архиерейское место, интриги, при помощи которых архиерею часто только и удаётся прочно восседать на занятом раз месте, вносят в быт и нравы греческого высшего духовенства много непривлекательного, таких черт, которые характеризуют дурно воспитанных людей и с шаткими убеждениями. Греко-восточный архиерей никогда не мог быть уверен ни в том, что его положение прочно, ни в окружающих —228— его лицах. Мотив, которым управлялась жизнь архиерея, – это деньги, которые нужны ему на всякий случай 293 и нажить которых каждый из них старался как можно больше. Уже одно это составляет грустное явление в жизни греческих архиереев. К этому же присоединяется честолюбие, которое, как известно, тем назойливее, чем менее образован известный честолюбец, деспотизм и так далее. Почти все взаимные отношения архиереев носят характер слишком непривлекательной борьбы за существование с её грубыми атрибутами. Часто архиерей, по каким-либо причинам открывающий в своей епархии место викарного епископа, вместо ожидаемого себе помощника находил в лице последнего – соперника, пускающего в ход все интриги для смещения своего принципала; и случается, что в конце концов летят с места, теряют свои кафедры и тот и другой из них: и обманутый и обманщик 294 . Не редко возникало у того или другого епархиального архиерея стремление увеличить размеры своего архиерейского округа на счёт соседнего (разумеется, из видов корыстных); начинались неприглядные хлопоты, появлялось искательство пред магометанскими властями, обойдя духовные инстанции. И все это при тогдашних порядках оканчивалось неожиданным образом: выигрывала больше всего турецкая власть, пользуясь случаем нагреть свои руки 295 . – Разочарование греческих архиереев, если они почему-нибудь бывали не в состоянии добиться каких-либо честолюбивых или корыстолюбивых целей – выражалось иногда (хотя конечно, и очень редко) в том, что архиерей сбрасывал своё архиерейство – и делался мусульманином.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКОЕ АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 2015 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиерейское совещание в Москве. Зал церковных соборов Храма Христа Спасителя, 2015 г. Для участия в Архиерейском Совещании прибыли 259 архиереев из 342 преосвященных, приглашенных на Совещание (включая архиереев на покое). Из 259 присутствующих иерархов 215 являлись управляющими епархиями, 38 - викарные архиереи. Также присутствовали 6 архиереев, находящихся на покое. В начале Совещания патриарх Кирилл выступил c докладом, в котором будут затронуты основные темы внутрицерковной жизни. В ходе заседания был одобрен документ « Об участии верных в Евхаристии », разработанный Межсоборным Присутствием . На Совещании обсуждалась тема понимания иночества в системе русского монашества . Данная тема была вынесена на обсуждение Архиерейского Совещания Межсоборным Присутствием в связи с подготовкой проекта «Положения о монастырях и монашествующих». Участники заседания обсудили вопросы распределения выпускников духовных учебных заведений. С докладом по данной теме выступил председатель Учебного комитета архиепископ Верейский Евгений. Было одобрено «Временное положение о распределении выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви». Также были затронуты вопросы взаимодействия епархий и канонических подразделений Русской Православной Церкви с художественно-производственным предприятием «Софрино» . Председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) сделал сообщение о ходе работы над Катехизисом Русской Православной Церкви. В завершение заседания были приняты «Постановления Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви» . Видео Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 2 февраля 2015 года Использованные материалы   См. http://www.patriarchia.ru/db/text/3981135.html Редакция текста от: 09.03.2015 20:10:18 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13671747.h...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010