Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иосиф Песнописец Иосиф Песнописец (греч. Ιωσφ μνογρφος; + 883 / 886 ), преподобный Память 4 апреля Родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес . В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Он отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера. Преподобный Григорий Декаполит посетил монастырь и заметил молодого инока. Он взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви святых мучеников Сергия и Вакха. Это было в царствование императора Феофила (829-842) - время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков. Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и патриарх были иконоборцами. В то время римские епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и папа Лев III , неподвластный византийскому императору, мог бы оказать большую помощь православным. Православные иноки избрали посланником к папе преподобного Иосифа как наиболее стойкого и красноречивого. Преподобный Григорий благословил его ехать в Рим и известить о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит . Там они передали его иконоборцам. Преподобный Иосиф был заключен в темницу. Мужественно перенося все лишения, он поддерживал и других узников. По молитвам преподобного один православный епископ, начавший было колебаться, настолько укрепился духом, что мужественно принял мученическую кончину.

http://drevo-info.ru/articles/10027.html

Где красота твоя, рай? Где благодетельная сила души и тела прелестей твоих духовных? Где тела апостолов господа моего, издавна почивавшие в вечно цветущем раю? Где среди них пурпуровая багряница, копье, губка, трость, лобзая которые, мы видели и представляли вознесенного на кресте? Где мощи святых? Где останки мучеников? Где прах Константина Великого и остальных императоров? Улицы, портики, перекрестки, поля, виноградные сады – все это переполнено останками святых, телами благородных, телами непорочных иноков и инокинь! О наказание! «Смертные останки рабов твоих, господи, отданы на съедение птицам небесным, а плоть святых твоих – зверям земным вокруг Нового Сиона, и некому похоронить их». 3 . О храм, о небо земное, о алтарь небесный, о божественное и священное место, о красота церквей, о книги священные и слово божье, о законы древние и новые, о скрижали, начертанные перстом божьим, о евангелия, вещающие устами божьими, о богословия ангелов во плоти, о речения великих духом людей, о наставления полубогов и героев, о государство, о народ, о войско, чрезмерное прежде, а теперь уничтоженное, подобно кораблю, потонувшему в море во время плавания, о дома и разного рода палаты, и святые стены, сегодня я взываю ко всем вам и оплакиваю вас, как одушевленных, приведя для начала горестный плач Иеремии 568 : 4 . «Как одиноко сидит город, некогда многолюдный; он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами его. Азия переселилась по причине бедствия и тяжкого рабства, поселилась среди язычников и не нашла покоя; все, преследовавшие ее, настигли ее в тесных местах. Пути города сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели; священники его вздыхают, девицы его печальны, горько и ему самому. Враги его стали во главе, неприятели его благоденствуют, потому что господь послал на него горе за множество беззаконий его; дети его пошли в плен впереди врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господь через Моисея дал такое повеление: «Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник свой, и собирай произведения их; в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай. Если скажете: " что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем сеять, ни собирать произведений наших " , Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года» (Лев. 25:3-4, 20-21). Все эти годы, в которые Господь установил праздничный покой и для людей и для земли, начинались, также по повелению Господню, с сентября месяца. «И воструби, - сказал Господь, - год покоя в седьмой месяц» (Лев. 25:9), т.е. в сентябре, так как сентябрь от марта, первого месяца от сотворения есть седьмой месяц». Однако, есть еще и одно воспоминание - из жизни Церкви - весьма для нас важное. 1 сентября святой равноапостольный император Константин наголову разгромил под Римом узурпатора Максенция, после того как ему явился Животворящий Крест на небе со словами: «Сим победиши». Победа над Максенцием стала прологом к Миланскому эдикту 313 года, свободе Церкви и вначале ее равноправию с другими вероисповеданиями, а затем и ее торжеству в Римской империи. Достаточно трудно определить, когда первое сентября стало началом Нового года в Византии. Достаточно долго благовещенский новый год успешно конкурировал с сентябрьским. Вероятно, начало сентябрьского года связано с введенным во времена царствования Юстиниана I (527-565) индиктом (или индиктионом) - 15-летним периодом наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение размера податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова, индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление - так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление - начиналось с 1 сентября 312 г., однако, скорее всего оно было введено позднее - при императоре Льве Ι или даже еще позже.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=30&iid=2...

Да вознесется храм над горою Вознесения! Вид на Елеонскую гору и Гефсиманский сад И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде. И сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус вознесшийся на небо, придет таким же образом, каким вы видели Его восходящим на небо. (Деян. 1:10-11) В борьбе за право православных молиться там, где Христос Спаситель взошел на небо, архимандрит Иоаким потерял мать. Храм, построенный его руками, разрушили бульдозерами. Но даже после этого он не сдается. Сколько глаз хватает, восточный склон Елеонской горы покрыт известняковыми плитами. Это старинное еврейское кладбище. Когда наступит Страшный Суд, покойники выйдут из-под плит, облекутся плотью и предстанут перед Всевышним. Суд, по преданию, будет происходить неподалеку, в долине Иосафата. Поэтому обеспеченные иудеи выкладывают большие деньги, чтобы здесь же, под зелеными оливами, забронировать себе последнее пристанище. Предполагается, что это должно обеспечить лучшее место в раю. А вот православный храм, что расположен на сотню метров выше кладбища, кое-кому показался очень неуместным. Ровная площадка, из которой сквозь бетон местами «растут» скрюченные пучки железной арматуры, да остатки булыжной алтарной апсиды: трудно поверить, что еще недавно здесь была красивая церковь. По мощеной дорожке ко мне приближается фигура в черной куртке и лыжной шапочке с вышитым на боку красным крестом. Торчащая клочьями седая борода, горящий взгляд. Это архимандрит Иоаким, человек, которому уже пришлось много пострадать за Христа. И кто знает, может еще предстоит. Часовня на месте Вознесения на Елеонской горе Христиане всегда хотели молиться здесь, поскольку Спаситель не только вознесся отсюда, но и, согласно преданию, в этом же месте спустится с неба в следующий раз. Служить в восьмигранной часовне неподалеку, которую византийский император Юстиниан построил над реликвией – отпечатком стопы Христа на камне, православные христиане могут лишь раз в год.

http://pravoslavie.ru/40934.html

Доклад на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 28–29 января 2014 года) /      Монашество, как доказано и самой историей, представляет собой попытку деятельно и досконально претворить в жизнь Евангелие Христово – с настроем на жертвенность и полное посвящение себя Богу, сходное с таковым у святых мучеников. Монашество получило развитие в основном после провозглашения свободы вероисповедания византийским императором Константином Великим – как реакция на обмирщение и расслабленность, которые начали проявляться в Церкви после прекращения гонений. Эта абсолютная форма жизни постепенно обрела устойчивость и упорядочилась, войдя в определенные рамки посредством правил и наставлений, составленных старцами – людьми опытными в этом образе жизни, – в виде трактатов или писем к новоначальным и просто интересующимся данным поприщем; или же в виде формальных указаний. Таким образом, с течением времени сформировалось не только чинопоследование монашеского пострига, которое подтверждает решимость кандидата следовать монашескому состоянию на весь остаток жизни, но и целое собрание текстов на эту тему, называемое обычно аскетической литературой. Трактовка нашей темы будет следовать этим текстам, то есть словам старцев и отцов Церкви, которые говорят с нами, исходя из своего опыта, а также из божественных откровений, полученных ими на пользу души своей собственной, своих послушников и всех последующих поколений. Святитель Василий Великий – первый, кто систематически занялся правилами, которые регламентировали бы монашескую жизнь, направляя ее к достижению цели, высказывается об этом следующим образом: «Служение, как думаю, есть напряженное, постоянное и неразвлеченное внимание к тому, кому служишь». Святитель Василий также проводит одно любопытное разделение: «Различие служения разумного от неразумного показывает Апостол, говоря в одном месте: когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас (1 Кор. 12; 2), а в другом месте: представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12; 1). Ибо кто как ведомый ведется, тот совершает служение неразумное, потому что, с одной стороны, он не руководствуется собственным стремлением и произволением, движимым разумом, а с другой – действует не по своему желанию, ведомый авторитетом того, кто его вовлекает. Но кто по здравому разуму и благому изволению с великою заботливостью всегда и во всем имеет в виду и совершает угодное Богу, тот исполняет заповедь о словесном (разумном) служении, согласно с сказавшим: Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс.118; 105); и еще: и совет мой оправдания Твои (Пс.118; 24)».

http://pravoslavie.ru/68608.html

Дорога вдоль Средиземного моря  ведёт в город Кейсарию - столицу римской провинции Сирия. Там жили прокураторы Иудеи, в Иерусалиме они бывали лишь несколько раз в году во время трёх больших иудейских праздников. Кейсария была построена Иродом Великим и названа в честь римского кесаря. Сейчас  в этом собрании римских, византийских и средневековых развалин трудно увидеть то великолепие, которым когда - то поражал этот эллинистический город. Ирод Великий строил  много и красиво и был умелым политиком и хорошим администратором, хотя народ его не любил за жестокость и союз с римлянами. Одержимый властолюбием, он не щадил не только младенцев в Вифлееме и окрестностях, но и своих жён и детей. Когда в Риме услышали об убийстве Иродом своего сына, то император, зная, что иудеи не едят свинину, заметил, что безопаснее быть свиньёй Ирода, чем его сыном. Напрашивается историческая аналогия с одним правителем нашего недавнего прошлого, он тоже обладал безупречным архитектурным вкусом, был прекрасным администратором и восточным деспотом, наполнившим страну доносами и лагерями. На берегу моря стоял дворец Ирода, в котором находилась тюрьма, где два года провёл апостол Павел. Сейчас трудно сказать наверняка, где именно было это помещение, здания разрушились, береговая линия изменилась, хорошо сохранился лишь огромный амфитеатр тех времён.     Из Кейсарии мы оправились на гору Кармель, туда, где подвизался пророк Илия, дальше в Хайфу, крупный промышленный центр страны, а потом через Канну Галилейскую в Назарет, где жила Дева Мария с Иосифом обручником, и наш Господь до Своего выхода на проповедь Евангелия как пишет об этом евангелист Матфей:   Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. (Мф. 2: 22-23).                  Назарет - самый христианский город Израиля. Христиан там 31% , а выходной день – воскресенье.

http://radonezh.ru/analytics/zemlya-gde-...

Душа, оказываясь вне восприятия чувственных вещей, с помощью входа святых тайн «возводится к делающемуся явным, нематериальному, простому, неизменному, богоподобному, свободному от всякого образа и вида знанию вещей духовных». Через это знание человеческая душа, собрав свои силы, «приближается к Слову и соединяет умным лобзанием совершеннейшее и таинственнейшее новое учение и ведение о домостроительстве Божием нашего спасения». В этом обряде показывается преходящность чувственного и обнаружение умопостигаемого, «новое учение божественного о нас таинства, тождество единомыслия, единодушия и любви, в котором все будут находиться между собой и с Богом» . Говоря об общем смысле обряда Великого входа, преподобный Максим замечает, что этот вход «есть начало и прелюдия к новому обучению, которое совершится на небесах, о домостроительстве Божием касательно нас и откровением тайны спасения нашего, сущей в святилищах божественной сокровенности» . В качестве свидетельства и подтверждения этого святой приводит слова Господа Иисуса Христа: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26: 29). Великий вход у преподобного Максима имеет возвышенное духовно-­символическое значение, которое заключается в возведении души к Богу и созерцании умопостигаемых истин. Вход святых даров расположен после евангельского чтения, которое в общем плане прообразует «скончание мира сего» и Страшный суд. Поэтому вход символизирует то, что совершится после суда в Царстве Божием, – некое «новое обучение», познание истинного Бога, в котором будут совершенствоваться все, удостоившиеся Небесного Царства Его, как сказано у апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13: 12). 2.3. Святитель Герман Константинопольский Святой Герман родился между 630 и 650 годами, скорее всего, в середине 640-х годов. Он был византийцем из знатной семьи, его отец приходился родственником императору Ираклию и занимал во время его правления высокий пост.

http://pravoslavie.ru/32083.html

Заметим, что упомянутые в тропаре апостолам пеленки Павла – это одна из многочисленных священных реликвий Константинополя, или, как называли их греки, «символов» 285 . По-видимому, эти священные реликвии появились после VII Вселенского Собора как реакция православного населения столицы на гонение императоровиконоборцев. Основанием к их появлению служил «Догмат трехсот шестидесяти седми святых отец Седмаго Вселенскаго Собора Никейскаго, о иконопочитании». Согласно «Догмату», допускалось почитание изображения, согласующееся с «повествованием евангельской проповеди… служащее нам к уверению истиннаго, а не воображаемаго воплощения Бога Слова, и к общей пользе». Общую пользу иконопочитания Собор видел в том, когда позднейшие указания соответствуют и таким образом подтверждают предыдущее. («Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются».) Собор установил почитание изображений не только Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, но и бесплотных ангелов, и всех святых и праведных. Кроме икон в собственном смысле этого слова, Собор допустил такие изображения на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и при дорогах. Само иконопочитание Собор указал выражать целованием и почитательным поклонением «по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящаго Креста и Святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается». Странное на первый взгляд появление священной реликвии в виде пеленок апостола Павла имело глубокий смысл. В духе догмата VII Вселенского Собора оно было обосновано тем, что сам апостол о себе говорил: «Я иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне» ( Деян. 22, 3 ). Скованный цепями, апостол этими словами начал свою речь к иудеям, в которой говорил о чудесном его обращении из гонителя христиан в апостола ( Деян. 22, 4–21 ). Кроме апостола Павла, о Гамалииле упоминает Дееписатель ( Деян. 5, 34 ) как о мудром законоучителе, который, будучи членом синедриона, выступил в защиту апостолов. Итак, с реликвией пеленок апостола Павла связаны два имени, «повествованию евангельския проповеди согласующий»: апостол Павел, который сам о себе говорил» что он «даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин» ( Деян. 22, 4 ), и его учитель Гамалиил, который, увещевая членов синедриона не преследовать апостолов, говорил: «Если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» ( Деян. 5, 38–39 ). Кровавое гонение на иконопочитателей по ассоциации вызывало воспоминание о гонении в Иерусалиме на апостолов, а мудрые слова Гамалиила не преследовать апостолов, чтобы не оказаться богопротивниками, воспринимались как пророческие в отношении иконоборцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

зб, 6), родом из Вифании. Господь часто во время своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Ин. 11:3, 5, 11). Лазарь умер, но Господь воскресил его, придя на четвертый день после его смерти. Услышав о воскресении Лазаря, иудейские первосвященники говорили об Иисусе Христе: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом (Ин. 11:47—48). Архиерей Каиафа дал синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе крестной смерти Иисуса Христа: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11:49—50). С того дня они решили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин. 11:53, 57). Воскрешение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин. 12:10). Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный Ее руками. Жил Лазарь после воскрешения 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре. В IX веке Византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.     Протоиерей Григорий Дебольский.    «Дни богослужения Православной Церкви» ПЕСНОПЕНИЯ ПРАЗДНИКА         Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носящее, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.    «Прежде Твоих страданий, желая убедить всех в общем воскресении, Ты из мертвых воздвиг Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа в руках своих символы победы, вопием Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне».     Тропарь праздника, глас 1 Неделя шестая Великого поста. Вход господень в Иерусалим...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

и не падеся ветром и волнением нашедшим, и врата адова еретическия силы не одолеша ей Это место важно в двух отношениях, как внешнеполитическом, так и внутриполитическом. Здесь мы видим аллюзию одновременно на два места из Священного Писания - Мф. 7, 24-25 - (Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне) и Мф. 16, 18 - (и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее). Итак, если Россия отождествляется с Церковью, основанной Самим Христом на камни, то Швеция - с вратами адовыми. Доказательством подобной аналогии являются сопоставление Карла XII с Навуходоносором, проводимое в двух тропарях седьмой песни второго канона: Паде Навуходоносор, образ свой, аки Божий, почитати повелевающий, Падоша свеи, образы святых поругающи. Мы же, обоих нечестию сопротвоборцы, силою Вышняго победихом: Благословен Бог отец наших Равно сонному видению Навуходоносорову помышляше король свейский, И паде на него камень и здание умышления его разсыпа, И все мечтание исчезе: Благословен Бог отец наших, сотворивый тако Библейские источники этих двух тропарей понятны - сооружение нечестивым вавилонским царем Навуходоносором золотого кумира (Дан.3,1) и видение им во сне огромного кумира с золотой головой, серебряными руками, бронзовым телом и глиняными ногами (, на который обрушился камень, отсеченный без рук (2, 31-35). Соответственно, шведы уподобляются идолопоклоннику Навуходоносору, при этом Феофилакт Лопатинский, на первый взгляд парадоксально сравнивая иконоборцев-протестантов шведов с идолослужителем, на самом деле, следует византийской традиции, идущей от VII вселенского собора, на котором Навуходоносор был объявлен предтечей иконокластов, поскольку сокрушил херувимов, осенявших очистилище над ковчегом завета Однако Феофилакт идет несколько дальше отцов VII Вселенского собора, поскольку он трезво понимает, что " свято место пусто не бывает " , либо человек почитает образ Христов, либо образ кесарев, а протестантство с его слишком человеческим пониманием Церкви всегда было склонно поставить во главе Церкви земного князя и повторить опыт иконоборческого императора Льва III, заявившего: " Я царь, я и священник " . Кроме того, трудно выразить всеевропейские имперские амбиции Карла XII ярче чем через сравнение их со сном Навуходоносора, идола, который символизировавшего власть над миром.

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/08/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010