В период, предшествовавший воплощению Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, благодаря военным заслугам Александра Великого повсеместно устанавливается власть Римской империи (языческая монархия). Рим в это время славится достижениями в области права, искусства, образования. После пришествия Иисуса Христа последователи Его, христиане, испытывая гонение со стороны римской власти, скрываются в катакомбах, идут на мученичество. Этим они свидетельствуют свою веру в будущее Царство Небесное, т. е. предпочтение небесного земному, и благодаря этому они удостаиваются величайшего дара от Бога — православного царя. Обращается первый римский император — св. равноапостольный Константин, и Миланским эдиктом прекращаются гонения на христиан, им даруются законные права. Через помазанного Духом императора — царя им открывается дорога от земного (теперь православного) царства в Небесное. Византия достигает высочайшего уровня морали. Византийская культура до сих пор остается недосягаемым образцом. В этот период истории находим бесчисленные примеры самопожертвования и милосердия, святость наблюдается во всех слоях общества, расцветает монашество. Это время славится также изобилием святых мощей и чудотворных исцелений. Все это плоды устроения Божия. Святой Филарет Московский пишет: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2:17). Две эти заповеди соединены для нас, как два ока на лице истины и правды. Не разрозните их: не обезобразьте лица истины, не повредите одного из очей ее! «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн: потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23), — сказал Господь Петру. От Господа подаются царю власть, сила, мужество и мудрость. Отсюда следует, что установленные людьми формы власти Богу не угодны. Когда говорят, что «всякая власть от Бога» , необходимо вспомнить и осмыслить следующее. Св. ап. Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо несть власти не от Бога, — существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1); «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13:4). Но он же, св. ап. Павел, постоянно противился тем властям, которые не были Божиими слугами и шли против его христианской совести и церковных интересов, т. е. против Христа, Которому он служил и Которого исповедовал. Вот его слова первосвященнику Анании: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону велишь бить меня» (Деян. 23:3). Когда власти предержащие запрещали ему и другим апостолам учить о Спасителе, в ответ, им было сказано: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Из этого мы видим, что властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2991...

В православной же трактовке такое «отделение» есть не что иное, как разделение труда между Церковью и государством, осуществляемое ради их общего блага и идущее на пользу народу. Этот византийский принцип получил название «Симфонии» (созвучия) и юридически был оформлен в кодексе императора Юстиниана в VI веке. Суть симфонии заключается в том, что государство защищает Церковь от внешних и внутренних врагов и поддерживает её материально, а Церковь спасает души подданных и воспитывает из них добросовестных тружеников и законопослушных граждан. Надо подчеркнуть, что и в постановке, и в решении.этих двух богословских проблем восточной Церковью не было никакого «человеческого мудрования» — сложившаяся здесь методология богопознания, если сказать совсем кратко, состояла в том, что рассуждение постоянно выверялось обращением к Откровению — это было памятованием слов Христа «без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). При этом Откровение использовалось троякой формы: зафиксированное в Священном Писании и доступное всем; даваемое «алчущим и жаждущим правды» святым отцам; даваемое соборному сознанию Церкви. Постановку проблемы всегда подсказывало Евангелие, размышления над ней направлялись Святым Духом, действовавшим на личном и коллективном уровнях. И так в восточном христианстве было всегда, поэтому мы вправе с полным основанием утверждать, что существует только одно истинное богопознание — православное. Соответственно этому истинной Церковью может считаться только та, которая «хранит и возделывает» это сокровище, завещанное нам Самим Богом. В Средние века его сохранила византийская Церковь, затем оно было передано Русской православной церкви, которую врата ада не одолеют, и она будет свидетельствовать о Христовой истине до конца времён. Европа входит в Новое время Кто-то однажды попросил Толстого кратко пересказать идею «Анны Карениной». «Это невозможно — ответил писатель,— чтобы сообщить вам эту идею, я должен прочитать вслух весь роман от корки до корки». Так сложно бывает всё то, что изобретает человеческая фантазия. А вот происходящее в Божьем мире предельно просто. Сюжет, по которому разворачивалась европейская история с V века и по сегодня, не только элементарно прост, но и до крайности банален. Этот сюжет в нескольких фразах описал (а если хотите, предсказал) первоверховный апостол Пётр. «Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познавши, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи.» ( 2Пет. 2:22 ).

http://azbyka.ru/fiction/imeya-zhizn-ver...

В Септуагинте слово встречается всего однажды ( Втор. 32:2 ), а у Отцов Церкви и других византийских авторов только в названиях собраний изречений, т. е. в рамках античной традиции. В Септуагинте оно используется для перевода слова со значением «урок» или «поучение» в Прощальной песни Моисея: «Польётся как дождь учение моё (προσδοκσθω ς ετς τ πφθεγμ μου), как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву». Сопоставляя своё поучение с Моисеевым лексически, рассказчик, естественно, добавляет к нему эпитет смиренный: «мой смиренный урок веры». В НЗ известен лишь соответствующий глагол, он используется как синоним к словам «говорить» и «высказывать», особенно звучно и громко, если высказывается нечто важное и серьёзное, а также «пророчествовать»; см. Деян. 26:25 : «Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла» (ληθεας κα σωφροσνης ματα ποφθγγομαι); ср. Деян. 2:14 особенно Деян. 2:4 : «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (καθς τ πνεμα δδον ποφθγγεσθαι ατος). 61 Эмеса (современный Хомс) крупный позднеантичный и ранневизантийский город в Сирии. Особенно знаменита Эмеса была в начале III в., когда её жрецы становились римскими императорами (Гелиогабал и другие). Автор, однако, не сообщает об Эмесе ничего, что составляло её славу в языческие или христианские времена: возможно, город был выбран автором потому, что уроженцем его был Гелиодор, автор «Эфиопики». В то же время действие романа Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт» заканчивается в Тире, и наш автор переносит его в соседнюю Эмесу: в ранневизантийское время оба эти города относились к одной провинции Phoenicia Libanensis; об открытом финале последнего романа см. ст. «Галактион и Эпистима...», раздел Левкиппа и Клитофонт. 62 Топарх в поздней античности провинциальный чиновник среднего уровня, в ранней Византии провинциальный чиновник, гражданский или военный, в широком смысле, в том числе и правитель области или города, особенно на Востоке (ODB.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Во втором историческом известии, которое ярко характеризует Федора Сабура, содержится выражение, которое стало пословицей - «Бог в кике». Что это значит, сейчас разберемся. В начале 15 века к московским князьям приехал служить представитель литовской династии Гедеминовичей Патрикей Наримунтович. В 1418 году великий князь отдал за его сына Юрия Патрикеевича свою родственницу (по одним источникам сестру, а по другим - дочь) и таким образом, породнившись с Рюриковичами, родоначальник князей Патрикеевых занял очень высокое место при дворе - выше, чем дяди Федора Сабура Константин Шея и Иван Дмитриевич. На свадьбе Юрия Патрикеевича они сидели «ниже», то есть дальше от великого князя. Но когда старший брат Юрия Патрикеевича - Федор захотел также как и молодой муж, сесть поближе к Василию Первому, то Федор Сабур не дал ему этого сделать. Федор Патрикеевич сказал Федору Сабуру: " Посядь брата моего меньшего, князя Юрия Патрикеевича " , то есть после него. Но Федор Сабур ответил ему: " У того Бог в кике, а у тебя Бога в кике нет " , и сел перед ним . Таким образом, здесь дается наглядная иллюстрация евангельского слова Христа: «когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место» (Лк., 14, 8-9). Именно отсюда пошло и слово «кичливость» - кичиться, значит излишне гордиться своей «кичкой», то есть в данном контексте женой, удачным браком. Что такое кика (кичка)? На Руси принято, чтобы замужние женщины носили повойник. Да, именно так: «принято», в настоящем времени, так как в старообрядческих и единоверческих семьях это по сию пору реальная традиция. Так вот повойник - это упрощенная форма кики. То есть когда Федор Сабур говорил о том, что у Юрия Патрикеевича «Бог в кике», он имел в виду, что Бог благословил его через брак с представительницей рода Рюриковичей. А брат Юрия был женат на женщине более простого происхождения, поэтому ему указали его место.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/17/...

Во втором историческом известии, которое ярко характеризует Федора Сабура, содержится выражение, ставшее пословицей, – «Бог в кике». Что это значит, сейчас разберемся. В начале XV века к московским князьям приехал служить представитель литовской династии Гедиминовичей Патрикей Наримунтович. В 1418 году великий князь отдал за его сына Юрия Патрикеевича свою родственницу (по одним источникам – сестру, а по другим – дочь), и, таким образом, породнившись с Рюриковичами, родоначальник князей Патрикеевых занял очень высокое место при дворе – выше, чем дяди Федора Сабура Константин Шея и Иван Дмитриевич. На свадьбе Юрия Патрикеевича они сидели «ниже», то есть дальше от великого князя. Но когда старший брат Юрия Патрикеевича Федор захотел так же, как и молодой муж, сесть поближе к Василию I, то Федор Сабур не дал ему этого сделать. Федор Патрикеевич сказал Федору Сабуру: «Посядь брата моего меньшего, князя Юрия Патрикеевича», то есть после него. Но Федор Сабур ответил ему: «У того Бог в кике, а у тебя Бога в кике нет», – и сел перед ним . Здесь, кстати, перед нами наглядная иллюстрация к евангельским словам Христа: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: “уступи ему место”; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место» (Лк. 14: 8–9). Именно отсюда пошло и слово «кичливость»: «кичиться» значит «излишне гордиться своей кичкой», то есть в данном контексте – женой, удачным браком. Что такое кика (кичка)? На Руси принято, чтобы замужние женщины носили повойник. Да, именно так: «принято» – в настоящем времени, так как в старообрядческих и единоверческих семьях это по сию пору реальная традиция. Так вот, повойник – это упрощенная форма кики. То есть когда Федор Сабур говорил о том, что у Юрия Патрикеевича «Бог в кике», он имел в виду, что Бог благословил его через брак с представительницей рода Рюриковичей. А брат Юрия был женат на женщине более простого происхождения, поэтому ему указали его место.

http://pravoslavie.ru/58026.html

Во-первых, согласно хронике Продолжателя Феофана, Борис был знаком с христианским учением благодаря пленному византийскому монаху Феодору и сестре князя, которая долгое время жила при императорском дворе в Константинополе. Как известно, христианская вера все более распространяясь по болгарской земле, проникала и в правящие круги государства, даже между членами ханского рода были христиане . Во-вторых, то, что творилось в Болгарии накануне 865 года, живо напоминало последние времена. Сказать, что держава Бориса стояла на краю катастрофы, — ничего не сказать. Когда, согласно договору между Борисом и Людовиком Немецким, Болгария в 863 году выступила против Великой Моравии, Ромейская империя и по суше и по морю двинула все свои силы в болгарские земли на защиту своего союзника — моравского князя Ростислава. Мощная византийская армия без труда разбила болгарские войска и опустошила болгарские пределы. А тем временем на Болгарию обрушилось страшное землетрясение, длившееся более месяца. Сразу за ним последовал неурожай, сопровождающийся страшным голодом. Результатом голода явились эпидемические болезни, поражавшие ослабленных голодом болгар . В общем, мало-мальски чуткий человек, хотя бы отчасти знакомый с христианским учением, мог слышать, как по болгарской земле скачут апокалиптические всадники: «И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. ...И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя “смерть”; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6: 4, 7–8). При этих страшных обстоятельствах Борис в сентябре 863 года начинает переговоры с Константинополем, которые приводят к заключению в 864 году мира между враждующими державами и крещению болгарского народа. Царь Борис шлёт послов к императрице Феодоре. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, начало XIII века     

http://pravoslavie.ru/79331.html

Вообще, введение молитвы Товии и Сарры в вечный и ежедневный ритуал брачного жития, в " молитву на сон грядущий " брачных, и притом только их исключительно, - вот начало истинного устроения супружества. Приведем ее здесь полностью: " Благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно Имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты благословил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою - жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворил помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения пожелания, но по истине: благоволи же помиловать меня и дай мне состариться с нею " ( " Книга Товита " , VIII). Как один писатель некогда сказал: " Мы имеем больше, чем конституцию, - мы имеем присягу " , так я о " прилеплении " скажу: " Мы имеем более, чем позволение на него, - мы имеем на него приказание " , - и отсюда-то оно есть " по истине " и должно быть " точию о Господе " (должно быть совершаемо с непрерывною мыслию о Нем). В. Р-в. S. Ignat. Epistola ad Polic, cap. V. M. Сменцовский. Tertullian. Ad uxorem, II, cap. 9. M. Сменцовский. ______________________ Тот же Тертуллиан говорит, что брачные союзы, заключенные без ведома и благословения церкви, считаются наравне с прелюбодеянием и блудом (De pudic., с. 4). Долгое время эта в христианской церкви обязательность церковного благословения в браке опиралась исключительно на требованиях нравственного характера и может служить посему прямым доказательством верования церкви, что именно это благословение соделывает христианский брак тем, чем он должен быть по своей природе. Внешнюю, юридическую обязательность церковный чин бракосочетания получил довольно В гражданских византийских законах церковное благословение брачного союза признано необходимым условием законности брака в первый раз лишь 89 новеллой императора Льва Философа (около 893 г.), на рабов же это постановление распространено еще позднее - при Алексее Комнине (1095 В этом последнем случае сказался взгляд римского законодательства, что в брак может вступать лишь человек свободный; рабы же по римскому праву были лишены этого права: они могли вступать лишь в сожительство (contubernium).

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Вопрос о разводе является одним из наиболее жизненных вопросов которым не перестают заниматься общество и периодическая печать: постоянно слышатся жалобы на неудовлетворительность бракоразводного института в России и указывается на необходимость реформ в этой области. Представляя, таким образом, современный интерес и являясь весьма важным по своему значению, вопрос этот требует всестороннего обсуждения и прежде всего, конечно, справок относительно его прошлого, изучения его истории. Это изучение, с одной стороны, укажет в каком направлении должна быть совершена желаемая реформа, с другой – поможет удержаться от возможных при этом ошибок и увлечений. Жизнь показывает что реформа бракоразводного института на Руси необходима для сохранения чистоты самого брака; история покажет, насколько эта реформа возможна без нарушения крепости брачного союза освящаемого церковью и подлежащего ведению ея права. Сказанным объясняется желание автора представить читателям настоящей статьи краткий исторических очерк бракоразводного института в России, в связи с законами византийских императоров, вместе с христианством перешедшими к нам в Россию и долгое время у нас действовавшими. У Евреев и Римлян среди которых распространилось прежде всего учение Христово существовала полная свобода развода. В бракоразводном праве Евреев мы встречаем лишь следующие ограничения: 1) не дозволялся развод без написания и вручения мужем жене разводного письма и высылки ея из дома мужа, и 2) воспрещалось возобновление брака с разведённою женой, если она, выйдя замуж за другого, вследствие нового развода со вторым мужем или смерти его, станет свободною... «Если кто, говорит Моисей, – возьмёт жену и сделается ея мужем, и она не найдёт благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-либо противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдёт, и выйдет за другого мужа; но и сей последний возненавидит её и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, или умрёт сей последний муж ея, взявший её себе в жену: то не может первый её муж, отпустивший её, опять взять её себе в жену; после того как она осквернена; ибо сие есть мерзость пред Господом, Богом твоим, и не порочь земли которую Господь, Бог твой, даёт тебе в удел». ( Втор.24:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Вот что говорит Спаситель: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (ст. 9–11). Несколько странные слова: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Кто через Господа Иисуса Христа входит в Церковь, тот через Него восходит к высшим духовным состояниям и как бы обретает пастбища, подобно тому как как овцы, поднимаясь в горы, находят там богатые травами луга. «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы». И таким добрым пастырем, даже, можно сказать, такой дверью, для своих словесных овец явился святитель Григорий Палама. Он выступил на подвиг защиты православного учения о Божественных энергиях, когда был еще священником и отшельничал на Афонской Горе. Как кажется, он не должен был иметь какого-либо отношения к тому, что происходило в миру и волновало умы людей в больших городах. Но он не смог остаться безразличным к тому, что попирается Истина, и выступил на ее защиту. Казалось бы, какое отношение к спасению людей и вообще к жизни большинства православных христиан имело то учение, те догматы, которые защищал святитель Григорий? Ведь они по большей части касались жизни безмолвников. И предметом обсуждения в тех богословских спорах являлся опыт только немногих из безмолвников (по-гречески «исихастов»). Однако, как говорит святитель Василий Великий , если мы исказим веру в чем-то малом, то потом незаметно дойдем и до искажений в самом главном. А богословские споры велись совсем не о малом предмете, речь шла о принципах христианской жизни. Пусть даже и немногие достигают тех возвышеннейших духовных состояний, о которых спорили Варлаам и святитель Григорий Палама, но принципы духовной жизни одинаковы для всех: и для обыкновенного мирянина, живущего как будто бы в суете, и для подвижника-безмолвника. Дело происходило следующим образом. Некий Варлаам Калабрийский, итальянский грек (на юге Италии в то время проживало множество греков), приехал как некий ревнитель Православия из Италии в Грецию. Он сумел войти в доверие к византийскому императору, с некоторыми его дипломатическими поручениями ездил в Италию и мечтал прославиться как философ. Но образованность византийской интеллигенции (если можно здесь употребить это современное слово) в то время была, конечно же, неизмеримо выше, чем образованность людей на Западе. Пытаясь блеснуть на философском поприще в Константинополе, Варлаам потерпел поражение перед другим знаменитым византийским философом.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вмч. Екатерина. Византийская мозаика (XI в.). Монастырь Осиос Лукас, Фокида, Греция Екатерина Александрийская (+ ок. 305 - 313 ), великомученица Память 24 ноября , 25 ноября (Греч. ) Была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305-313). Живя в столице - центре эллинской учёности, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и учёных. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал её избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет её в знатности, богатстве, красоте и мудрости. Мать Екатерины, тайная христианка, повела её за советом к своему духовному отцу, святому старцу, творившему молитвенный подвиг в уединении в пещере недалеко от города. Выслушав Екатерину, старец сказал, что он знает Юношу, Который превосходит её во всем, ибо " красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает его, а умножает, высота рода Его - неизреченна " . Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Истина, к которой рвалась её душа, открылась ей. На прощание старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной - Матери Небесного Жениха о даровании видения Её Сына. Великомученица Екатерина Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пресвятую Деву, Которая просила Своего Божественного Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвращал Свой лик, говоря, что не может смотреть на неё, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и не запечатлённый печатью Духа Святого.

http://drevo-info.ru/articles/7997.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010