Оклады Оклады изготовляли главным образом из металлов – латуни, серебра, золота и даже из белой жести. Серебряные оклады иногда золотили, а латунные – серебрили и золотили. Существовали также резные оклады из дерева, которые левкасили и также покрывали позолотой. Были оклады, шитые по холсту серебряными, золочеными нитями, мишурой, бисером и другими материалами. Оклад состоит из венца, рамы, ризы, фона, цаты. Венец – это украшение вокруг головы на месте нимба. Зубчатое украшение в вершине венца называется коруной. Рама – это часть, закрывающая поле иконы. Риза – часть оклада, закрывающая одежду изображенных на иконе фигур. Фон оклада закрывает собой живописный фон. Цата – украшение в виде полумесяца (иногда с фигурно вырезанным краем), подвешиваемое к венцу в виде ожерелья. Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, называют наборным. С начала XVIII века такие оклады стали вытесняться цельными окладами, которые делали из цельных листов металла и прикрепляемых в ним венцов. Икону не всегда сразу всю украшали окладом. Нередко оклад наращивали постепенно: отдельные части изготовляли позднее и добавляли к уже укрепленным или заменяли прежние на новые. Все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, прибивая живопись и левкас. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которым и прибивались оклады. Гвозди различной величины делали из сплавов меди или серебра. В XIX веке дешевые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов. Довольно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными камнями или цветными стеклами, которые закрепляли с помощью металлических оправ – каст. Начиная с XVIII века в окладах использовали также второй вид крепления камней – лапки. Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с помощью штифтов. Иногда делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах проволоку, которую крепили к окладу. Древнейшие русские оклады, сохранившиеся на иконах, относятся к XII веку. Это иконы с изображением апостолов Петра и Павла и Богоматери Одигитрии, хранящиеся в Софийском соборе города Новгорода. Оклады сделаны из серебра способом чеканки.  

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

Существовало немало различных способов художественной обработки металлических окладов – резьба, чернение, эмаль, скань. Резьба (гравировка) – это нанесение изображения (узора) с помощью стальных резцов – штихелей. Особый прием глубокой резьбы – оброн, при котором фон вокруг линии изображения или надписи опускался (обирался) при помощи резца, благодаря чему изображение выступало над фоном. Иногда углубление оброна заполняли чернью или эмалью. Эмаль – особый сплав стекла различных цветов. Чаще всего она бывает непрозрачной. Чтобы покрыть металл эмалью на его поверхность напаивали перегородки, которые разделяли эмали разных цветов друг от друга. Иногда эмалями заполняли гравированные углубления при оброне. Перегородчатые эмали на драгоценных окладах русских икон встречаются с конца XVI века. Широко их применяли для украшения венцов, уголков рамок и инициалов на окладах в XIX – начале XX века. Чернь – это особый сплав сернистого серебра, меди и свинца. Цвет его – от серого до бархатистого черного. На иконных окладах чернью наводили орнаментальные рисунки или на небольших пластиночках – дробницах –делали изображения фигурок святых, которые прикрепляли к поверхности оклада. Иногда на дробницах писали инициалы или полностью имена изображенных на иконе персонажей. Отдельные части оклада, а иногда и полностью весь оклад делали из скани – скрученных металлических проволочек, обычно пропущенных через плоские вальцы, в результате чего получалась ленточка, у которой рубчатыми оставались лишь верхний и нижний края, а боковые части становились плоскими, гладкими. Изогнутые по рисунку ленты спаивали между собой. Сканые оклады делали ажурными, из сквозного набора, и сплошными, в которых скань напаивали на металлическую поверхность. На поверхность сканого набора иногда еще напаивали маленькие металлические шарики – зернь. В XIX веке начитают изготавливать штампованные оклады, которые были обычно украшены машинной гравировкой по листам позолоченного серебра. Для икон-подокладниц (грунтованные красно-коричневым грунтом иконы с изображением только лиц, рук и ног святых) в конце XIX века производили латунные штампованные оклады и оклады из медной посеребрянной фольги.  

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

- Касаясь содержания Вооруженных Сил, что вы скажете об одной из самых больных тем - величине денежного довольствия, заработной платы и пенсий? - Подчеркну, мы стояли и стоим на той точке зрения, что Вооруженные Силы - это важнейший атрибут государственности, гарантия суверенитета нашей страны. И люди в погонах должны быть обеспечены достойно. В ходе реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в связи с отменой ряда натуральных льгот удалось реализовать предложения Минобороны, позволившие с 1 января 2005 г. увеличить военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 70 до 120 процентов дифференцированно в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, а военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинг радской областях, где наиболее высокие тарифы на проезд общественным транспортом и ставки земельного налога и налогов на имущество физических лиц, - до 200 процентов оклада по воинской должности в зависимости от категорий военнослужащих. Это позволило повысить денежное довольствие военнослужащих в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях в среднем на 1.300 - 2.000 рублей, в столицах республик, краев и областей Российской Федерации - в среднем на 750 рублей, в других городах и населенных пунктах - в среднем на 460 рублей. Далее. Заменена возвратная ссуда на обзаведение имуществом первой необходимости аналогичной безвозмездной выплатой в размере 12 окладов денежного содержания. С 300 - 500 рублей до 900 - 1.500 рублей увеличен размер ежемесячной денежной компенсации за поднаем временного жилья. Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 177 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, замещающих воинские должности в центральном аппарате Минобороны России), с 1 марта 2005 г. выплачивается ежемесячное денежное поощрение в размере одного оклада по воинской должности, вследствие чего рост их денежного довольствия составил в среднем 25 процентов. Это что касается итогов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

На основании п. 2, в ст. 6 (по изд. 1893 г. Т. 5 Уст. о Герб. Сб. ст. 8 п. 2) гербового устава, выдаваемые церковными причтами (как по просьбам частных лиц, так и по требованиям присутственных мест или должностных лиц вследствие прошений частных лиц) метрические свидетельства и копии с них подлежат оплате 40 коп. (ныне 80 к.) гербовым сбором, за исключением лишь следующих: 1) свидетельства и копии с них о рождении и крещении младенцев, приносимых в воспитательные дома опекунского совета; 2) детей нижних воинских чинов и нижних служителей почтового и придворного ведомств и других команд, и мест 97 (ст. 79 п. 4, Уст. Герб. Сб. Т. 5, изд. 1893 г.) метрических свидетельств и копий с них, представляемых по делам воинской повинности (ст. 58 п. 2, Т. 5, изд. 1893 г. 98 ). В сем последнем случае в самих метрических свидетельствах или копиях с них должно быть прописано, что они выдаются для представления в такое-то воинское присутствие, по случаю призыва к отбытию воинской повинности. (Опр. Св. Син. 14 Мая – 2 Июня 1876 г. 867. Ц. Вест. 1876 г. б) Свидетельства, выдаваемые церковными причтами по требованию волостных правлений и для представления в казенные палаты, о смерти тех чинов крестьянских семейств, которые подлежат исключению из подушного оклада по Высоч. утв. 30 Декабря 1875 г. мнению Государственного Совета, изъяты из гербового сбора; причем в этих свидетельствах должно быть прописываемо, что они выдаются для представления в таковое-то волостное правление собственно для исключения из подушного оклада поименованных в свидетельстве лиц. (Реш. 1-го Депар. Прав. Сената 4 Апр. 1877 г. С. У. 1877 г. 60). в) Метрические выписи, выдаваемые причтами детям, поступающие в учебные заведения всех ведомств и справки из исповедных росписей о летах лиц, записанных в эти росписи, подлежат оплате 40 к. (ныне 80 к.) гербовым сбором, за исключением лишь тех из означенных справок, которые выдаются по делам об отбытии воинской повинности и потому изъяты из гербового сбора, на основании п.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

2) Что право на почетное гражданство имеют также и внуки и прочие нисходящие потомки лиц духовного звания, но только в том случае, когда сыновья лиц духовного звания, от которых они происходят, находились в живых во время издания закона 26 мая 1869 года, и наконец 3) Что приписанные к городским или сельским обществам дети и внуки священнослужителей и церковных причетников не прежде могут воспользоваться дарованными законами 26 мая 1869 года и 15 марта 1871 года правами, как со времени исключения их из подушного оклада, для чего таковым лицам предоставить просить подлежащую, по месту служения отцов и дедов, духовную Консисторию о выдаче им установленная свидетельства о принадлежности их к почетному гражданству (мнение Государственного Совета 7 ноябри 1872 года), и за сим, представив оное, просить подлежащую казенную палату об исключении их из оклада (т. 5, уст. под., ст. 309). Но соединенные департаменты законов и государственной экономии Государственного Совета, рассмотрев упомянутое представление главного присутствия, нашли: что так как Высочайше утвержденными 26 мая 1869 года и 15 марта 1871 года мнениями Государственного Совета дарованы права почетная гражданства детям священнослужителей и церковных причетников, без всяких ограничений, и не делая при том различия между детьми, рожденными в податном и не податном состояниях, и так как правом почетного гражданства, в силу закона 1869 года, должны были воспользоваться все вообще дети лиц духовного звания, находившиеся в живых во время издания названного закона, то означенное право очевидно должно распространяться и на потомство этих лиц, без различия, успели ли они, при жизни своей, исходатайствовать утверждение в новом звании; то по сему соединенные департаменты законов и государственной экономии, 1 мая и 23 октября того же года, признали, что возбужденные Высочайше учрежденным присутствием вопросы о применении закона 26 мая 1869 года к детям духовного звания, приписавшимся до издания этого закона к податным состояниям, равно как и указание порядка отыскивания приписанными к податным состояниям детьми лиц духовного звания предоставленных им сими законоположениями прав состояния, как могущие быть разъясняемы в административном порядке, не требуют разрешения законодательного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уходит другой после одиннадцатилетней службы в академии. Стремится наконец уйти и тот, ученая деятельность которого насчитывает всего только шесть лет. Не думайте, чтобы эти переходы совершались также легко, как учитель семинарии или гимназии переходит иногда из одного города в другой, или как чиновник совершает свое обычное восхождение по ступеням административной лестницы. Нет. Всякий, сколько-либо знакомый с жизнью наших высших учебных заведений, хорошо знаете, что в научной деятельности, в условиях корпоративной академической жизни столько высокого и привлекательного, что редко, нам думается, можно встретить такого человека, который способен был-бы оторваться от родной ему академии без жгучего чувства боли. Если он все таки отрывается, то в большинстве случаев вынуждаемый в тому к тому гнетущей необходимостью. Разве легко напр.: человеку, несколько десятков лет вращавшемуся лишь в сфере научных интересов переходить на многотрудное поприще деятельности приходского пастыря церкви и разве пожелал бы он переживать этот тяжелый перелом, если бы впереди ему предстояла светлая будущность хотя-бы скромного но вполне безбедного существования и спокойной, беспечной старости?! Но вот этих-то условий в наличности и не оказывается. При большой семье существовать человеку хотя-бы на две тысячи экстраординарного профессорского оклада становится весьма трудным, когда дети подрастут и когда для одного их приличного образования явится необходимость истратить из этого оклада по меньшей мере половину. В больших городах профессоры духовных академий находят возможность, не оставляя академической службы, улучшить свои средства при помощи каких-либо посторонних занятий, занимают кафедры в университетах, преподают в других учебных заведениях, служат при каких-либо ученых или общественных учреждениях и т.п., но наша посадская академия ставит профессора в такие условия жизни, что он может, кроме своего жалования, добыть что-либо только учебно-литературным трудом, вознаграждающимся, как известно, в нашей духовной прессе далеко не щедро.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Послание его находится в связи с деятельностью автора его. Из сказанного о Решилове видно, что он возбудил против себя неудовольствие со стороны стародубского начальства – Пашкова и Карпова; оба эти лица открыто противодействовали Решилову в сыске раскольников, сборе с них денег и устройстве собеседований о спорных предметах веры, официально обвиняя в то же время Решилова пред гражданским начальством в обидах, поборах и даже грабеже раскольников и их имущества. Оправдывая себя, Решилов обвинял Пашкова и Карпова в сопротивлении царским указам, в возбуждении раскольников к уклонению от платежа двойного оклада и т. п. Под влиянием таких обстоятельств писано послание Решилова по адресу его противников. Послание Решилова – полемического характера, с резкими нападками на лиц управления в Стародубье, потакавших расколу в явную противность царским указам; оно касается и заблуждений тамошних раскольников. Автор послания обвиняет Ерёму Карпова и его товарищей во враждебном отношении к правительству, обнаруживавшемся в неплатеже двойного оклада, в открытом бунте при постройке церкви в слободе Зыбкой и уклонении от разглагольствий о вере, вопреки данному обещанию. Слабые стороны, заблуждения и особенности стародубских раскольников состояли, по описанию Решилова, в несогласии и разладе между ними, доходивших до чрезвычайности, согласно поговорке: что ни двор, то учитель, что баба, то типик; от этой розни и происходила слабость раскольников в защищении своей веры. К важным заблуждениям Решилов относил отвержение стародубскими раскольниками православного епископа, без которого не могло быть св. мира и хиротонии, – и неповиновение властям духовным и гражданским; автор послания упрекает своих противников за то, что они вместо епископа управляются в делах церковных неизвестными и сомнительными лицами, отказавшимися от посвятившего их епископа ради корыстных расчётов и прельщения простаков. «Не в расколе, – писал Решилов, – спасение ваше, а в признании той веры, какую исповедует царь». В подтверждение своих рассуждений и обличений Решилов приводил много изречений из Св. Писания Ветхого и Нового Завета и свято-отеческих писаний, – изречений, неудачно приведённых, а потому не убедительных. Тон послания резкий, насмешливый, высокомерный; так, главного учителя стародубских раскольников отца их духовного, Бориса калужанина, он называл пустопопом, правившим козлиное стадо, смешанное с дивиими зверьми; а другого учителя (Димитрия, жителя м. Лужков) называл попищем мужиковщиной…

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

- это порядок, согласно которому на живописную поверхность наслаиваются различные красочные элементы: графические и живописные. Его наипростейшим, «сокращенным» вариантом была 3-слойная скоропись, в к-рой поверх основного цветового тона наносилась темная и светлая графическая разделка. Порядок работы средневек. художника можно реконструировать благодаря руководствам по технике живописи («Schedula diversarum artium» пресв. Феофила, кон. XI - нач. XII в.; «Il libro dell " arte о Trattato della pittura» Ченнино Ченнини, кон. XIV в.; «Ерминия» иером. Дионисия Фурноаграфиота, ок. 1730-1733,- несмотря на позднюю датировку, терминология «Ерминии» может быть применена для наиболее точного описания приемов визант. и древнерус. живописи). Схема работы иконописца, отвечающая средневек. живописному методу, содержит неск. последовательных этапов. В первую очередь на белой грунтованной доске художник делает «очерк изображения», нанося кистью жидкой черной (реже цветной) краской предварительный рисунок (в иконе в отличие от стенописи он редко дублировался процарапанной графьей). Затем он приступает к золочению фона, «сажая» на особый клей или лак золотые или серебряные, тонко выкованные листочки. Это было «сусальное» (по терминологии рус. ювелиров) золото либо серебро. Оно отличалось от твореного (т. е. растертого в «твориле» вместе со связующим веществом) не только блестящей и гладкой фактурой, но и экономичностью. Золото на фонах икон полировалось, так что стыки «внахлест» приклеенных листиков не были видны. Под золото иконописец мог подкладывать особый цветной грунт - коричневый болюс, или оранжевый сурик, или желтую охру, но чаще процесс золочения в визант. и древнерус. иконе в этой технологии не нуждался. Иногда золото покрывало всю поверхность, приготовленную для живописи, особенно в миниатюрных формах, и тогда краски приобретали повышенную яркость. Фоны икон золотились не всегда. Они могли быть окрашены чаще всего в желтый, а также в светло-зеленый, голубой, светло-коричневый, ярко-красный, белый цвета. Иногда оформление фонов подражало живописными средствами орнаменту металлического оклада или эмалям. Нередко ту же роль - имитации рамы-оклада - играли цветные или золотые поля икон, украшавшиеся либо надписями, либо медальонами с изображениями святых.

http://pravenc.ru/text/389066.html

Относительно выдачи третного жалованья из сумм государственного казначейства лицам, определяемым на учительские места в семинарии и духовные училища, постановлены следующие правила: 1) третное жалованье назначается по расчету из одного штатного оклада, не включая окладов жалованья добавочного, производимого из местных средств. 2) Священникам, вновь определяемым учителями в духовные семинарии или училища, выдается третное жалованье в таком лишь случае, если они не получили пособия из казны при рукоположении их в сан священника и при том, если они не состоят в штате местных приходских церквей, или не получают жалованья по должности священника. 3) Военным и гражданским чиновникам, а также учителям светских учебных заведений, которые, оставив занимаемые ими должности, будут перемещены на должности учителей в семинарии и мужские духовные училища, третное жалованье выдается в том лишь случае, если они при первоначальном определении своем на службу не получали какого-либо денежного пособия от казны. 4)Также точно и отставным учителям как духовных, так и светских учебных заведений, при определении их вновь на должности учителей семинарий и училищ, выдается третное жалованье в том только случае, если они при первоначальном поступлении на службу не получили какого-либо пособия из казны. 5) Лицам из уроженцев внутренних губерний, определяемым учителями в духовные семинарии и училища, состоящие в привилегированных губерниях, и получившим при этом установленное для определяемых в такие губернии пособие из казны, в размере годового или полугодового оклада жалованья, третное жалованье не выдается. 6) Не выдается также третное жалованье из казны лицам, определяемым на должности помощников инспекторов в духовные семинарии, а равно и на должности учителей в параллельные классы, содержимые на счет местных средств как при духовных семинариях, так и при училищах. Но если впоследствии времени такие лица поступят на штатные учительские должности в семинариях или мужских училищах, то они не лишаются при этом права на получение третного жалованья из казны.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Однако и у Феофила, и у Ченнини можно встретить тексты, отражающие взаимоотношения живописца с различными ремесленниками, быть может, собратьями по цеху: столярами, красильщиками шелка, золотых дел мастерами, стеклоделами, ювелирами, монахами, хранящими рецепты составления красок, миниатюристами, пергаменщиками, картонажниками и переплетчиками, шорниками, деревообделочниками и другими. При этом чем моложе текст, тем большую степень разделения труда он фиксирует, тем большим количеством соседей-ремесленников окружен живописец. Итак, в первую очередь на белой грунтованной доске художник делает , как записано в , затем приступает к золочению фона. Фон иконы золотили, на особый клей или лак золотые или серебряные, топко выкованные листочки. Это было (по терминологии русских ювелиров) золото либо серебро. Оно отличалось от (то есть растертого в вместе со связующим веществом) не только своей блестящей и гладкой фактурой, но и экономичностью. золото использовали для золочения фонов в книжной миниатюре, в иконе его стали применять на позднем этапе ее развития в поисках новой для замены белильных в изображении одежд. Этот этап совпал с обильным применением цветных лаков, что произошло в поствизантийской иконе уже к XVI в., а в русской - не раньше XVII в. Золото на фонах икон полировалось, так что стыки приклеенных листиков не были видны. Однако число использованных листов и их размер, вероятно, учитывались, поскольку в соборных описях масштаб отдельной иконы мог определяться именно их количеством: например, . Под золото иконописец мог подкладывать особый цветной грунт - коричневый болюс, или оранжевый сурик, или желтую охру, но чаще процесс золочения в византийской и древнерусской иконе в этой технологии не нуждался. Иногда золото целиком покрывало всю поверхность, приготовленную для живописи, особенно в миниатюрных формах, и тогда краски приобретали повышенную яркость. Фоны икон не всегда золотились. Их могли окрашивать различными красками - чаще желтыми, реже светло-зелеными, голубыми, светло-коричневыми, а также делать цвета умбры или ярко-красными, или белыми. Причем до недавнего времени считалось, что белые фоны некоторых икон - это слой белил, а не левкас (грунт), что подтверждалось физико-химическими анализами. Но недавно раскрыты иконы, в которых белый грунт по авторскому замыслу играет роль белого фона. Вероятно, такие иконы еще в мастерской художника сразу покрывались металлическими окладами. Подобные, уже готовые к креплению на доску, медные оклады были найдены археологами в новгородской усадьбе Алексея Гречина, возглавлявшего одну из живописных мастерских Великого Новгорода на рубеже XII-XIII вв, Завершая обзор фонов икон, стоит отметить, что иногда их оформление подражало живописными средствами орнаменту металлического оклада или эмалям. Нередко ту же роль - имитации рамы-оклада - играли цветные или золотые поля икон, украшавшиеся либо надписями, либо медальонами с изображениями святых.

http://pravicon.com/text-26

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010