В мидраше Tanchuma сказано: раввин Симеон учил, что вся твердь состоит из воды, ангелы же огонь, и слуги Бога – пламя, но, однако, вода не тушит огня, а огонь не истребляет воды. Menachem Recanati даже дает классификацию ангелов, основываясь на данном стихе 103 псалма: Есть ангелы из воздуха и есть ангелы из огня. Jalkut Chadasch замечает: Когда служебные духи посылаются вестниками, то обращаются в ветры, когда же служат и пребывают у престола Славы Божией, то становятся огнем. В талмудическом трактате Schabbath Моисей говорит Преблагословенному, что страшится быть опаленным дыханием уст ангелов. В Pirke Eliezer подобно Jalkut предполагается огневидность ангелов при служении их у престола Божия. Де-Ветте и Люнеманн считают, что слова «духи» (ветры) и «пламень огненный» характеризуют ангелов, как существа, быстро изменяющиеся и даже совершенно исчезающие, подобно порывам ветра или подвижному способному угаснуть пламени. Мнение об эфемерности бытия ангелов может опереться исключительно на одну иудейскую экзегетику, где помимо речи о кратковременности индивидуального бытия ангелов приписывается ангелам и постоянное изменение. В Shemonth rabba сказано: Бог именуется Господом воинств (т.е. сил), ибо с ангелами Своими делает, что хочет, по Своей воле Он то обращает их в сидящих ( Суд. 6:11 ), то делает стоящими ( Ис. 6:2 ), иногда уподобляет их женщинам ( Зах. 5:8 ), в другой раз – мужам ( Быт. 18:2 ), иногда же превращает в ветер и огонь (пс. 103). В Jalkut Schimeoni читаем следующий ответ ангела Маною: Не знаю, по чьему образу я создан, ибо Бог нас изменяет по часам, зачем поэтому спрашивать о моем имени? Иногда Бог превращает нас в огонь, в другое время – в ветер… В мидраше Bereschith rabba на Быт. 31:26  дается такое изъяснение: Ангел сказал Иакову: Отпусти меня, ибо появляется свет зари. Раввин Хальбо от имени раввина Самуила сказал: Не вечно воспевает горнее воинство, но ежедневно Бог творит новое воинство ангелов, которые воспевают Ему новую песнь – и исчезают. «Отпусти», сказал ангел, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Воскреснуть в день суда, таким образом, возможно и праведникам и грешникам. Во-вторых, выражение «судить» используется эквивалентно, так сказать; согласие на действие рассматривается как эквивалент сделать это. Посему тем, которые согласятся с Иисусом-Судьей, одобряя Его приговор, будет сказано судить. В этом значении всем избранным надлежит судить, посему написано: «Будут судить племена и владычествовать над народами» ( Прем. 3:7, 8 ). В-третьих, человеку говорят судить как заседателю, потому что он как судья, о чем свидетельствует его место, которое возвышается над другими, и, таким образом, заседателю сказано судить «заседатель» – это тот, кто «сидит позади» судьи]. Некоторые говорят, что те, кому обещана судебная власть ( Мф. 19,28 ) будут судить в этом смысле, а именно, что они возвысятся до экспертов, потому что они возвысятся над другими на суде, и отправятся в путь «встретить Христа в воздухе». Но очевидно этого недостаточно для выполнения обещания Нашего Господа: «Вы сядете… судить» ( Мф. 19,28 ) потому что представляется, что Он сотворит суд, добавив нечто особенное, чем просто восседание. Следовательно, есть четвертый способ судить, который будет предназначен для идеальных мужей, как содержащий решения Божественной справедливости, согласно которой люди будут судимы: таким образом, книге, содержащей закон, может быть сказано судить, написано ( Откр. 20,12 ): «(Суд занял свое и книги раскрыты были» в скобках не из Вульгаты. В Откр. 20,4 мы находим: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить»]. Ришар Сен-Викторский объясняет этот суд следующим образом, он говорит: «Те, которые упорно добиваются Божественного созерцания, которые читают ежедневно книгу мудрости, транскрибируют, как говорить, в своих сердцах, что бы они не постигли ясным пониманием истины»; и далее: «Что есть сердца тех, которые судят, божественно обученные всем истинам, как не свод законов?» (De judic. potest.). Поскольку суд означает действие, которое производится над другим человеком, следует, что говорят судить тому, кто произносит суд над другими.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Дух, дойдя до конца самого последнего времени, часто возвращается опять к тому же самому времени и восполняет все, что было раньше изложено только отчасти. И хотя тайнозритель, напр., повторяет в видении чаш то, что уже подразумевалось в видениях труб, это не означает повторения самого факта, а только двоякое изложение одного предопределенного события» 862 . 439 He повторено: «и деревьям»; но это слово снова повторяется в следующем стихе, как понятие, необходимое в видении. 459 Пр. Правильное чтение: κρζουσιν – «восклицают», – настоящее время для выражения повторяемости и постоянства действия. Подлежащим при этом глаголе подразумеваются люди – νθρωποι, что можно видеть как из слова – стоящие – κττεν (9 ст.), так и из слова – облеченные – περιβεβλημνοι (ст. 13). 521 Пр. Более правильное чтение не: διεφθρη, но διεφθρησαν, и согласование относятся к τν πλοων, Ewald, Kliefoth. 539 μρα μ φανη τ τρτον ατ ς – буквально значит: день не показывал (и) третьей части себя (как) дня, – со стороны своего света. 540 Пр. Допуская эту невозможность буквального понимания, Генгстенберг разумеет под потемнением жестокие войны; Папе – материализм и реализм и т.п. 545 Cornel a Lapid. Ewald как бы делает уступку чтению с γγλου, говоря, что Иоанн видел ангела в виде орла. 556 Ες τν γν – привильнее перевести: «в землю»; назначение звезды кончилось ее падением, чем и ограничился Бож. небесный элемент в этом видении. 601 Пр. Kliefoth принимает ангела из бездны за самого антихриста, а под саранчою – все обнаружения его деятельности. 603 Чтение ρχονται предпочтительно, так как впереди «горе – οα» Иоанн употребляет с членом женского рода и потому δο должно требовать глагола во множ. числе. 605 Μαν φωνν, – μαν употреблено здесь в значении неопределенного члена. Ср. 8:3. Ewald, Fuller. 606 Из средины пространства между ними (Ebrard, Fuller), а не «из-за жертвенника, т.е. от самого Бож.престола» (Ewald). 634 Пр. «χοντες» – «которые имели» лучше относить к ближайшему определяемому слову «сидящих» – τος καθημνους (Ewald, Kliefoth), чем к обоим: ππους и καθημνους к коням и всадникам (Ebrard, Fuller), потому что описание всадников и коней и в дальнейшем ведется совершенно отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Был в Бухаресте (Buchs-arreste?) как-то и зачем-то. Отличная погода. Тепло и светло и все кругом зелено. Солдаты с музыкой отправляются по Яффской дороге. Созерцание сего сверху. Чай. Письмо в Иерихон. Осман с Ллойдовой почтой. В «Немецких листах» 465 еще нет ни слова о 1-м Марта. В «Церк Вестнике» статья из Иерусалима некоего Отшибихина 466 . Пикантные примечания действительно напечатаны en toutes lettres 467 . Сидение и чтение наверху. Консул с запросом о способе и времени представления моего эрцгерцогу. Я нашел лучшим совсем не представляться. Он же сообщил, что с Жоржем Селями 468 , выехавшим встречать принца, случился удар, и он тут же на месте помер. Жалости достойно. Обед. От доктора «Нового времени» 469 от 2 марта с Манифестом нового Государя АЛЕКСАНДРА III о восшествии на престол прародительский и разными подробностями об ужасном происшествии 1-го числа. Газета прислана сестрам милосердия их знакомыми СПбургскими. С нею к консулу, а оттуда в город, на Воскресенскую площадь 470 , и по дороге к Шапире, 15 фр. С полчаса ожидание Высоких Гостей. Все латинское духовенство города, одетое в белые камизы 471 , предшествовало попарно с пением. Последним шел v Bracco 472 , имевший по правую руку свою Родольфа, а по левую Тосканского экс-Великого Герцога 473 . Первый оказался высоким стройным и красивым юношей, одетым генералом, а второй – малорослым пузатиком и старичком. Свита блестящая. Кабога сиял в красной рубахе ордена Иоаннитского 474 . Принц прикладывался к Камню Помазания и прошел с монсиньором в Св Гроб, где пробыл не менее 5–6 минут. Потом малая коленопреклонная молитва , и конец всему. На Голгофу не восходили, и все отправились обратно тем же путем в Pilgerhaus. Мы с Османом еще раз встретили Высочеств у магазина Нахле 475 . Оттуда прошли к дому новопреставленного Селями. Плачевное зрелище! Приемная комната полна сидящих на полу кругом усопшего родственниц и близких, рыдающих и причитающих. Покойный был единственная надежда всего дома. Тяжело мне стало до слез. Зашел еще к больному Патриарху, лежащему в постели и приунывшему крепко. У себя зашел в больницу к Порфирию, найденному мною весьма обескураженным. Весь потный, я сидел наверху и, пока было светло, читал «Отеч Записки». Невесело было мне, и я поспешил забыться сном. Среда, 18 м

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

В 7 и 8 ст. всемирная Наставница и учительница Премудрость невидимому не хочет наставлять злонравных, и призывать упорных на свое пиршество, на пиршество образования ума истиною, сердца добром, воли направлением к исполнению всего истинного и доброго. Нет. Любообильная Премудрость хочет, чтобы все пришли в совершенное познание истины, и с высоты небесного престола своего, и с высоты благодатной тверди всех зовет на спасительное учреждение свое, даже и тех, которые по мирским пристрастиям открыто отрекаются от приглашения на вечерю Ее ( Мф.22:3–10 ). Однакож после настоятельного убеждения самых заблудших, упорных и прекословящих ( 2Тим.4:2 ), когда находит их отвергающими пути Божии ( Деян.13:46;18:6 ), тогда оставляет неисправимо-злонравных и противодействующих ( Мф.10:14–15 : Тим.3:10–11), как отчуждающих себя от истины и добра, дабы не повергать напрасно драгоценностей в прах, бисера пред свиньями ( Мф.7:6 ; Сир.22:6–7 ). Затем Премудрость ( Прит.9:8–9 ) одобряет внимательность к добрым наставлениям, благопокорную приемлемость и беспрекословное последование оным. Ибо только путем послушания добрым наставлениям, и кроткого последования оным учащийся любомудренно научится благочестию, а с этим спасительным познанием достигнет во времени мирной, по кончине блаженной жизни ( Прит.9:10–11 ). Паремья 164 на 6 час. Сред. 3-й Н. П. Ис. 10:12–20 «12. В то время когда, Господь будет производить дело свое на горе Сионе и в Иерусалиме: тогда воззрю, говорить Он, на тщеславное обнаружение надменного сердца царя Ассирийского и на высокомерие гордых очей его. 13. Ибо он говорит: я сделал силою своей руки то, что передвинул пределы народов; нажитые ими богатства у них взял, и как победитель (герой), безопасно сидящих в укреплениях низверг. 14. Я взял рукою моею богатство народов, как птичье гнездо, и как берут оставленные яйца, так я все земли обобрал, что никто ни крылом не пошевелил, ни рта не разинул, ни пискнул. 15. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Гордится ли пила пред тем, кто пилит ею? Как будто жезл движет тем, кто его поднимает, как будто жезл имеет волю поднять того, кто на дереве.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Эта картина, разумеется, есть не что иное, как воспроизведение евангельского рассказа о том, как воскресший Христос разделил со своими учениками трапезу близ Тивериадского озера. В этом явлении Христа и в предшествовавшей ему обильной ловле рыбы экзегеты видели указание на успех евангельской проповеди , а в самой трапезе – аналогию с тайною вечерею, особенно если припомнить, что при другом подобном же случае Христос был узнан учениками «в преломлении хлеба». Благодаря этой аналогии, рыба так тесно сплотилась с духовною трапезою христиан, что сделалась символом евхаристии. Сюда относится также фреска в усыпальнице св. Каллиста, в которой представлен тоже стол с положенною на нем рыбою, а около стола – две фигуры, из которых одна – мужская – объясняется в значении священника, совершающего таинство, а другая – женская, молящаяся с воздетыми руками в смысле предстоящей церкви. Известно далее изображение рыбы, которая несет на своей спине корзину с семью хлебами и склянкой красного вина под ними. Опять символы евхаристии. Отмечу, наконец, и еще одну любопытную композицию того же евхаристического содержания, где рыба фигурирует в связи с историей умножения хлебов и превращения воды в вино на браке в Кане Галилейской. Имеем в виду очень интересную картину, открытую в катакомбах близ Александрии, теперь, к сожалению, обрушившихся. Она была помещена в алтаре над престолом и имела следующий вид: в середине картины стоит Христос, а по сторонам его, апостолы Петр и Андрей, из которых последний подносит Христу на блюде две рыбы. У ног Христа несколько коробов, наполненных хлебами. На левом поле картины изображен брак в Кане с гостями, сидящими подле стола, между которыми видное место занимает фигура с надписью: αγα Μαρα. На правом поле представлено несколько человек, сидящих также за столом, с надписью над головами: τς ευλογας του Χρστου σθοντες, т е. употребляющие в пищу благословенные хлебы Христа. Под термином ευλογα, означавшим в позднейшее время антидор, благословенные хлебы вообще, на древне-церковном языке разумелась евхаристия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Ах! если бы мы жаждали себе вечного спасения, так как Христос Господь нам жаждет – и зовет нас, сидя не при кладязе Иаковлевом, но на престоле славы Своей, со всеми святыми; – зовет нас к водам благодати, к водам благочестия и вечного спасения: „жаждущие благочестия идите на воду“. Вода есть благодать Божия, изливаемая чрез слово Божие, чрез таинства, чрез образы Святых, чрез все освященные вещи и чрез святую воду. Тот не жаждет благочестия, тот не ищет вечного спасения, – у кого нет жажды слушать слово Божие – Евангельское, кто не вкушает тела и крови Христовой, кто не со страхом Божиим и не с любовью лобызает святые иконы, кто нечасто или вовсе не пьет святую воду, чрез которую изливается благодать Божия. Но грешники ископали себе кладязи клятвенные, находят источники греха и беззакония, откуда с жадностью пьют беззаконие, яко воду – в осуждение свое, в наказание, в смерть и в погибель. Кто упивается напитками пьянственными, тот может ли жаждать воды благочестия? Кто упивается страстью похотения, тот может ли жаждать воды спасения? Кто алчет и жаждет воды сребролюбия и любостяжания, может ли тот иметь жажду к стяжанию сокровищ небесных? Кто одевается грехами всякого рода, яко ризою, кто покрывается вретищем беззакония, кто пьет чашу всех мерзостей земных, – станет ли он пред лицом Господа проливать слезы, чтоб Он дал ему воду живую, текущую в живот вечный? Много ли вы видите сидящих у ног Спасителя, подобно Марии, и слушающих слово Божие – и ищущих сего одного – необходимого на потребу вечного спасения? Много ли видите приступающих к святейшей чаше и пиющих кровь Спасителя, истекшую из пречистого Его ребра? Много ли жаждущих вод благочестия и непрестанно ищущих вечного спасения? Если мы отделим богачей, которые обеспечили себя земными и тленными сокровищами всякого рода; если отвергнем тех, которые идут сюда оскорблять Господа своими гордыми и чудовищными нарядами; если исключим из числа христиан – нераскаянных, которые в доме пьянству, разврату, ругательствам, злобе и ненависти предаются; если не примем в число спасающихся: ругателей, завистников, клеветников, хищников, обманщиков всякого рода, – скажите: много ли здесь найдется истинно жаждущих вод благочестия и вечного спасения? А ведь ничто грешное и нечистое не войдет в царствие небесное. Где постники? Где кающиеся? Где плачущие и припадающие? – Где истинно благочестивые? – Где идущие узким, прискорбным, но прямым путем к вечному спасению?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   В ангельски чуткой и прозорливой душе боголюбящего Златоуста крест Христов вызывает неизреченное изумление своей чудотворной и деятельной силой, присно в нем пребывающей и неизменно из него действующей и чудотворящей. «Крест изгладил грех, — благовествует златоустый поэт евангельских радостей, — сделался очищением вселенной, примирением долговременной вражды; отверз врата небесные; людей, ненавистных Богу, сделал друзьями, возвел наше естество на небо, посадил его одесную Престола, даровал нам и другие бесчисленные блага».    «Крест соделался источником великого благословения, защитой (стеной) от всякой опасности, смертоносным отражением диавола, уздою демонов, грозою сопротивным силам. Он попрал смерть, сокрушил медные врата ада, сломил его железные вереи, разрушил твердыню диавола, рассек путы греха, избавил всю вселенную от осуждения, исцелил рану, нанесенную нашей природе... Крест сделал землю раем и матерью многочадной».    Крест, бывший древле символом осуждения и наказания, после Христа стал знамением спасения. «В самом деле, он стал для нас причиной бесчисленных благ: он освободил нас от заблуждения, он просветил сидящих во мраке, он примирил нас, бывших во вражде с Богом; он сделал друзьями отчужденных, он сделал близкими бывших далеко... Благодаря кресту, мы более не блуждаем по пустыням, потому что познали истинный путь; уже не обитаем вне царства, потому что нашли дверь; не боимся огненных стрел диавола, потому что увидели источник... Благодаря кресту, мы не трепещем пред тираном, потому что находимся около царя».    Крест — это символ Небесного Царствия. «Христос не оставил его на земле, но поднял его с Собою и вознес на Небо. Откуда это видно? Оттуда, что Он имеет прийти с ним во второе и славное Свое Пришествие» (см. Мф.24:30). «Крест — глава нашего спасения (σταυρς τ κεφλαιον τς σωτιρας τς μετρας); крест — причина бесчисленных благ. Благодаря ему мы, бывшие ранее отверженными и ничтожными, приняты теперь в число сыновей; благодаря ему мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину; благодаря ему мы, поклонявшиеся прежде деревьям и камням, теперь познали Создателя всех; благодаря ему мы, бывшие рабами греха, введены в свободу праведности; благодаря ему, наконец, земля сделалась небом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Пророк Исайя (в неоспоримо подлинных речах) находил такие же пороки среди своих современников и так же характеризовал их общественную жизнь.    Пути нравственной жизни современников Исайи искривлены, иудеи сидели во тьме греховной, слепые очами и глухие ушами, их организм покрыт греховными язвами и струпами (Ис.1:5—6; 3:12; 8:20; 9:1—2; 29:9, 18). Они имеют глаза и не видят, имеют уши и не слышат, имеют одебелелое сердце и не понимают (Ис.6:9—12). Они нечисты подобно женщине во время очищения (Ис.30:22).    Ис.42­­ 29(с — нравственно-глухой и — духовно-слепой).    Ис.53— и ­­ 1:5; 33(грехи ­­ болезнь).    Ис.53— ­­ 1:4, 14; 33(грехи — бремя).    Ис.53— ­­ 1(греховные раны). Ис.57­­ 1— (наказание за грехи). (духовное исцеление) — Ис.53­­ 6:10.    Ис.59— ­­ 10:1; 50— ­­ 9(духовная тьма и хождение в ней).    Такое же сходство заметно и в мессианских пророчествах 40—66 глав.    Пророк предрекает, что Мессия — Раб Иеговы — при рождении и жизни Своей не будет иметь ни вида, ни величия. Он подобен чахлому ростку дерева в пустыни (Ис.53:1—2). Он будет презрен и умален пред людьми и сочтется великим грешником (Ис.53:3). Но для перенесения страданий и выполнения высокой миссии Мессии дарована будет благодатная помощь. На Нем будет почивать Дух Господень (Ис.42:1; 61:1—2). Так как посланничество Мессии будет исполнением обетовании, данных Давиду (Ис.53:3), то Раб Иеговы — Мессия, как истинный царственный потомок его, принесет на землю и распространит суд и правду (Ис.42:1—4 ­­ 2Цар.7:16; 3Цар.3:11—12). Он просветит сидящих во тьме греховной, откроет очи слепых и уши глухих (Ис.42:6—7). Его жизнь кончится позорной смертью преступников, но послужит умилостивительною жертвою за грехи человечества. Мессия понесет на Себе нравственные болезни человечества и смертью Своею исцелит его немощи (Ис.53:4—12; 61:1).    Подобным образом предызображает Мессию пророк Исайя в неоспоримо-подлинных речах. Мессия, по неоспоримо-подлинным пророчествам Исайи, будет отраслью корня Иессея (Ис.11:1, 10). Он родится в бедности и нищете, не только Своего семейства, но и всей Иудеи (7:14—20). Но для подкрепления Его сойдет и почиет на Нем Дух Господень и сообщит ему Свои духовные дары (Ис.11:1—4). Как потомок Давида, Мессия воссядет на его царском престоле и совершит суд и правду на земле (Ис.9:6—7). Сидящие в греховной тьме с рождением Его увидят великий свет (9:2). У слепых и глухих будут отверсты очи и уши (Ис.6:10—13; 29:18). Нравственные болезни человечества будут исцелены (6:10; 19:22; 30:26). Между 40—66 главами и неоспоримо-подлинными речами Исайи в учении о Мессии находится тесная связь: в неоспоримо-подлинных своих речах Исайя предызображает начало Его жизни: рождение и воспитание, в 40—66 главах конец служения Мессии: страдания и смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Герсону и др. Однако он по настроению и насыщенному германизмами языку близок к другим сочинениям Ф. К. И здесь мы встречаем тихое и сдержанное, но решительное отклонение внешних религиозных «заслуг» (напр., паломничеств), а также схоластических авторитетов (см. там же). Трактат далек и от неоплатонической спекуляции в духе Экхарта; в противовес ей он возвращается к типу мистики, известному по сочинениям Бернарда Клервоского, но заменяет пыл последнего ровным, размеренным, меланхоличным умилением. «О подражании Христу» — одна из вех на пути, ведущем от «умного делания» православных исихастов через его сентиментализацию в духе бюргерского мироощущения к пиетизму и другим созерцательно–религиозным кружкам XVII–XVIII вв. Книга выдержала более 2000 изданий, была переведена на все языки христианских народов и получила межвероисповедное распространение (с XVIII в. — в греческих и русских православных кругах). ФРАНЦЙСК АССЙЗСКИЙ (от греч. χιλις — тысяча) — вера в «тысячелетнее царство» Бога и праведников на земле, т. е. в историческую материализацию мистически понятого идеала справедливости. Эта вера основывалась на пророчестве Апокалипсиса (см. ст. «Иоанн Богослов»): «И увидел я престолы, и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образ) " его… Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20:4). В этом пророчестве, как и во всем X., отчетливо ощущается мотив компенсации общественной неправды, характерное уже для ветхозаветных пророков умозаключение от невыносимости настоящего к возмещению крови и слез в будущем: притом эта компенсация должна произойти не вне человеческой истории (в «царстве небесном»), но внутри ее, ибо иначе история потеряла бы для жаждущих возмездия приверженцев X. свой смысл. Типологически и генетически христианский X. связан с иудейскораввиническим учением о земной державе Мессии, в которой воскреснут и получат тысячекратное воздаяние за свои муки все праведные страдальцы (Арос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010