Стихира на стиховне: «Проповедник покаяния, Иоанн Креститель, когда отсечена была твоя голова, ты освятил землю, ибо уяснил верующим заповеди Божии и истребил нечестие. Как предстоящий ныне пред престолом Небесного Царя Христа, моли Его о помиловании наших душ».     Тропарь, гл. 4: «Память праведника чтится похвалою, для тебя же, предтеча Христов, достаточно одного свидетельства Господа. Ты, явившись воистину славнейшим из всех пророков, удостоился крестить в водах Проповеданного; и пострадав за истину с радостью, ты благовестил и находящимся в аду о явившемся во плоти Боге, взявшем на себя грехи мира и подающем нам великие милости».     Величание: «Прославляем тебя, Креститель Спасителя, Иоанн, и все почитаем честной головы твоей усекновение».     Стихи псалмов: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Обилие и богатство в доме Его и правда Его пребывает во век. В вечной памяти будет праведник» (Пс. 111:1, 3, 6). «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобной кедру на Ливане» (Пс. 91:13). «Праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него» (Пс 63:11). «Я не возбранял устам моим, Господи» (Пс. 39:10). «Ты знаешь правду мою и истину мою. Язык мой будет проповедовать правду Твою и хвалу Твою всякий день» (Пс. 34:28). «Свет сияет на праведника и на правых сердцем — веселие» (Пс. 96:11). «Род правых благословится» (Пс. 111:2). «Славою и честью увенчал его» (Пс. 8:6). «Ибо Ты благословляешь праведника, Господи, благоволением, как щитом, венчаешь его» (Пс. 5:13). «Посетил нас Восток свыше просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лук. 1:78-79).     Прокимен на утрени, гл. 7: «Дорога в очах Господних смерть святых Его».     Стих: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне» (Пс. 115:6, 3).     Кондак, гл. 5: «Славное усекновение Предтечи совершилось по особенному Божественному промышлению, чтобы он проповедывал и находившимся в аду пришествие Спасителя. Да восплачет же Иродиада, испросившая беззаконное убийство, ибо не закон Божий, не истинную вечную жизнь она возлюбила, но жизнь обманчивую и временную».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“Как в месяц ксанфик закрытые землею корни износят плод свой, дают свои цветы и украшения и оплодотворяются и тогда обнаруживаются добрые корни и явными делаются те, на которых есть тернии: так и в оный день всякий покажет и обнаружит и доброе и худое, что сделал он при помощи собственного своего тела. Ибо в этом состоит суд и воздаяние” 8 . Хилиазм Мысль о том, что последнему Суду и основанию нового творения будет предшествовать тысячелетнее Царство Христа на земле, ведет свое начало от неканонических иудейских апокалипсисов. Она повторена в Иоанновом Апокалипсисе: И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их (Откр 20:4–9). Это царствование Христа на земле среди оживших праведников понималось определенной христианской средой первых трех веков, а именно — иудеохристианами Малой Азии, в прямом, буквальном смысле. Хилиазма придерживались Папий, священномученик Ириней Лионский, священномученик Мефодий Олимпский. Однако начиная с IV века это учение было единодушно отвергнуто церковной традицией, которая установила, что двадцатая глава Апокалипсиса должна быть понята символически. У экзегетов Апокалипсиса возобладали два толкования: либо тысяча лет означает время жизни Церкви от прекращения гонений со стороны римского язычества (которое в восемнадцатой главе Апокалипсиса обозначено как падение “Вавилона”) до великой скорби, которая будет предшествовать Второму пришествию, либо они символизируют весь период от воскресения Христова до Второго пришествия 9 . Апокатастасис Апокатастасис — греческий термин, обозначающий восстановление ранее бывшего состояния, возврат к первоначальному положению. В христианской эсхатологии он обозначает теорию, согласно которой в конце времен весь тварный мир будет восстановлен в своей изначальной гармонии и все будут спасены, включая проклятых и демонов.

http://pravmir.ru/smert-pobezhdena/

 Читая пророчества Апостола о смерти второй, мы узнаем, что осужденные Страшным Судом будут брошены в «озеро огненное вместе со зверем, лжепророком и диаволом» ( Откр. 20:10 ). Последствия этого будут простираться не только на дух человека, но и на воскресшее тело, которое хотя и не умрет, но испытает жесточайшие мучения. 6. Воскресение и восхищение На основании приведенного определения «смерти второй» нам будет легче понять, в чем смысл «первого воскресения» праведников. Полное отчуждение человека от Бога, или смерть духовная, начинаясь здесь, на земле, достигает полноты своего проявления после всеобщего Воскресения и Страшного Суда в «смерти второй». Точно так же и единение человека с Богом в вечной блаженной жизни, начинаясь для чад Божиих во время их земной жизни, достигает своего развития в воскресении тела (второе воскресение). Очевидно, что выражение Апостола «воскресение первое» следует изъяснять и в том смысле, что имеющим участие в нем предстоит еще и второе воскресение. Все вышесказанное вполне определенно следует из содержания 20-й главы книги Откровения, опровергая учение иеговистов о первом и втором воскресении. Откровение повествует нам: «Они (по учению иеговистов – это 144 тысячи праведников. –  И.Е. ) ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – воскресение первое» ( Откр. 20:4–5 ). Отсюда, согласно логике иеговистов, должно следовать, что прочие из умерших воскреснут только после окончания тысячелетнего царства. Однако учение «свидетелей» на сей счет совершенно противоположное: второе воскресение для праведников, не рожденных свыше, не явных злодеев (которые никогда не воскреснут) должно произойти перед началом тысячелетнего царства. Иначе – само Священное Писание с необходимостью опровергает ложную концепцию иеговизма о первом и втором воскресении. Единственную трудность для правильного понимания 20-й главы книги Откровения представляет 4-й стих: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою» ( Откр. 20:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Апостол языков говорит: мне еже жити Христос, а еже умрети приобретение есть... одержим есмь, от обою, желание имый разрешитися и со Христом быти ( Фил. 1, 21 . 2В). Дерзающе убо всегда и ведяще, яко живуще в теле, отходим от Господа, верою бо ходим, а не видением·, дерзаем же и благоволим паче отити от тела и внити ко Господу ( 2Кор. 5, 6–8 ). Здесь а) в том и другом месте живая вера ожидает для святых непосредственно за преселением из тела преселения ко Господу, б) в том и другом месте состояние святых по смерти представляется блаженным, называется бытием со Христом, состоянием видения, а не веры, приближением ко Господу. Тайнозритель Иоанн, которому открыты были судьбы церкви, писал: и видех и слышах глас ангелов многих окрест престола и животных и старец: и бе число их тьмы темь и тысяща тысящей ( Апок. 5,11 ). Видех под олтарем души избиенных за слово Божисие и за свидетельство еще имеяху… И речено бысть им: да почиют еще время мало, дóндеже скончаются и клеврети их и братия их... ( Апок. 6, 9. 11 ). Но сих видех и се народ мног, его:же исчести никто же может, от всякаго языка и колена и людей и племен, стояще пред престолом и пред Агнцем, облечены в ризы белы и финицы в руках их. И возопиша гласом велиим, глаголюще: спасение седящему на престоле Богу нашему и Агнцу ( Апок. 7, 9. 10 ). Тайнозритель видел а) святых Божиих в славе, прежде нежели открыт был последний страшный суд Божий на всю вселенную ( Апок. 20, 6. 12–14 ); б) святые, как зрел Иоанн, наслаждаются блаженством и понимая цену Искупителя своего – Агнца, славословят Его вместе с ангелами и след. совсем не находятся ни в состоянии бездействия, ни в состоянии бессознательном. В другом видении тайнозрителя ( Апок. 20, 2 – 6 ) представляется следующее: а) дракон-сатана запирается в бездне, доколе не окончится тысячи лет, после чего ему должно быть освобождену на малое время (ст. 3); б) и увидел я, говорит тайнозритель, престолы и сидящих на них и дано было им судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же мертвые не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это есть воскресение первое (ст. 4. 5); в) тайнозритель восхваляет блаженство имеющих участие в первом воскресении и говорит, что они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет (ст. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Великий Ириней свидетельствует, что в пришествие Христа диавол впервые узнал, что он осужден в бездну и геенну. Поэтому я думаю, что под вышесказанным нужно понимать осуждение диавола Христом. Тем, что сему осуждению служит ангел, показывается, что диавол не может сопротивляться Богу, ибо он слабее даже ангела. Ужем (канатом - Ред.) называется связующее и отнимающее силу его действие Божие. Тысячу лет лучше считать не за определенное количество лет - тысячу, но или вообще за множество лет, или за число совершенное, ибо так считаются и те тысячи, о которых говорит Давид: слово, еже заповеда в тысящи родов (Пс. 104,8). Это число означает вообще многие годы, чтобы во всем мире было проповедано Евангелие и укоренились семена благочестия, но может означать и просто совершенное число, потому что, оставив в них подзаконную жизнь, мы призваны в мужа совершенна в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4,13). Таким образом, тысяча лет - это время от воплощения Христа до пришествия антихриста. Верно ли то, как мы понимаем, или тысяча лет есть десять раз по сто лет, как думают некоторые, или еще меньше, - это известно лишь Богу, Который Один знает, до каких пор для нас полезно Его долготерпение и продолжение нашей жизни. А по окончании этого времени антихрист возмутит всю вселенную, по действию Велиара изливая на людей его ядовитую злобу, потому что он знает о неизбежности своего наказания. Но всемилостивый Бог да спасет нас от дел его и избавит от наказания, уготованного ему и слугам его, соделав нас причастниками вечных благ, уготованных приявшим смерть за непокорность диаволу. Богу же подобает милость к надеющимся на Него, благодарение от всех сил ангельских и живущих на земле и поклонение Христу со Отцем и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь. ОТДЕЛ XXI Статья шестьдесят первая О престолах для сохранивших неизменным Христово исповедание И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

Величественно изображает пророк будущую славу сего храма и утверждения незыблемого царства на земле, царства Христова: «так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир» (Агг.2:6–10). И еще было слово Господне к пророку: «скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Агг.2:21–24). По кончине своей, святой Аггей с честью был погребен близ священнических гробов, ибо происходил из священнического рода. Был он мужем, совершенным в добродетели, и, как славный и великий пророк, был любим и чтим всеми. Имя его, в переложении с еврейского языка на русский — значит праздник или празднующий [ 5 ]. Изображается святой Аггей старцем с благообразным лицом, обрамленным круглою бородою, глава его частью была лишена волос. Житие блаженной царицы Феофании Блаженная Феофания родилась в Царьграде и происходила из царского рода. Родители ее — Константин, имевший сан иллюстрия [ 1 ], и мать Анна, живя в честном супружестве, долгое время были бесплодны, почему всегда скорбели о том, что не имели детей. Сильно желая иметь плод своего супружества, они молились Пречистой Владычице нашей Богородице и, часто приходя в Ее всечестный храм, бывший в Форакии [ 2 ], в прилежном молении изливали пред Нею сердца свои. — Да разрешится, — молились они, — о, Госпожа мира, бесплодие наше Твоим милосердием, и да приимем по ходатайству Твоему от Создателя чадородие! И так как они просили с верою, то и получили просимое благодатью Той, к Которой усердно обращались с молитвою: они прияли разрешения своего бесплодия и родили дитя женского пола, которое назвали Феофаниею. С шестилетнего возраста Феофанию стали обучать грамоте, и наставлять на всякое доброе дело. Еще в детские лета ее, можно было видеть ясные знамения будущих ее великих добродетелей и святости. Видя ее благонравие и ум, родители Феофании очень радовались и надеялись впоследствии утешаться ее благочадием. Посему они искали юношу, подобного ей по знатности рода, благонравию и уму, чтобы сочетать ее по закону браком, так как она уже приходила в возраст и больше сверстниц своих была украшена всеми дарованиями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Во многих греческих монастырях и даже городских храмах после агрипнии или, как ее называют у нас – полунощницы с пением канона Великой Субботы, в полной темноте, епископ или архимандрит, облаченный в праздничные одеяния, становится в царских вратах, держа в руках свечу, зажженную от неугасимой лампады, находящейся за престолом, и поет стихиру: «Приидите, приимите свет от невечерняго Света и прославите Христа, воскресшаго из мертвых». Вход в Кувуклию над пещерой Гроба Господня Дивный напев этого чудного песнопения, исполняемого клириками, проникает в сердца многочисленных богомольцев и переполняет их небесной радостью. Все молящиеся спешат зажечь свои свечи от святого огня неугасимой лампады и принять с этим священным огнем участие во встрече воскресшего Христа. После этого епископ или архимандрит в торжественной процессии, но без хоругви и крестов, держа в руках лишь Евангелие и икону Воскресения, выходит в притвор храма и здесь, при закрытых дверях, после прочтения воскресного Евангелия начинает пасхальную утреню. 321 Воскресение Спасителя есть обновление человеческого естества, оживление, восстановление и возвращение к бессмертной жизни. Когда под влиянием света воскресшего Христа отваливается греховный камень, лежащий на сердце человека, страсти отступают от него, как пораженные воины, и Господь дает душе силу дерзать, побеждать мир, очищать свое сердце. Удивительное происходит тогда в человеке: чем больше он очищает свое сердце, тем больше исполняется светом Воскресения. Чем больше наполняется он этим светом, тем больше очищается. И здесь, на земле, видит человек воскресшего Господа и ясно слышит Его слова: «Радуйтесь»! 322 Едва изумленные апостолы Петр и Иоанн удалились, как Мария Магдалина в скорби снова пришла к пустой гробнице. «А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит (θεωρε) двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела (θεωρε) Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! что значит. Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела (ρακα) Господа и что Он это сказал ей» ( Ин. 20:11–18 ).

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Вопрос: Как истолковывать апокалипсическое пророчество о Тысячелетнем Царстве (когда сатана скован на тысячу лет). Вроде бы, принято считать, что эпоха христианства – и есть эта эра, то есть она уже наступила (ссылаются обычно, по-моему, на мнение блаж. Августина). Однако если это так, то, следуя хронологии Апокалипсиса, нужно сделать вывод, что Антихрист уже был побежден. В то же время слышал, что у свят. Иринея Лионского была мысль о том, что Тысячелетнее царство еще грядет в будущем, но отцы Церкви в большинстве отвергли это как хилиазм. В общем, я запутался. Если можно подскажите, пожалуйста. Спаси Господи! Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Чтобы правильно понять слова И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. (Откр.20:4), надо обратиться к Священному о Писанию в целом. Оно ясно указывает, что будет только одно пришествие Иисуса Христа во славе, чтобы совершить Суд (Мф.25:31-38). Будет только одно общее воскресение в последний день (Ин.5:25-29). И Царство будет одно: Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть (1Кор.15:25-26). Поэтому учение еретика Керинфа о тысячелетнем царстве (хилиазм; от греч. chilias – тысяча) было отвергнуто Церковью. В приведенном стихе (Откр.20:4) ничего не говорится о земном тысячелетнем царстве. Оживление понимается духовно-нравственное. Св. Иоанн Богослов называет это первым воскресением (20:5). Святые будут царствовать с Христом до полной победы над антихристом, когда произойдет всеобщее воскресение и Суд. Тогда души святых соединятся с телами их, и будут царствовать вечно. Число тысяча употреблено символически как выражение многочисленности и полноты. Что касается Папия, св. мученика Иустина и священномученика Иринея Лионского, то их высказывания не имели характер учения, а были частными богословскими мнениями. При этом надо обратить внимание, что они ссылаются не на Откровение (20:4), а главным образом на ветхозаветных пророков. 20 июля 2005 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6680.html

Вслед за поражением антихриста св. Иоанн увидел Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Ангел этот «взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его... доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобождённым на малое время» – как толкует св. Андрей Кесарийский , под этой «тысячей лет» надо понимать всё время от воплощения Христова до пришествия антихриста. С приходом Воплотившегося Сына Божия на землю и в особенности с момента искупления Им Своею Крестной смертью человечества сатана был связан, язычество низвержено, и наступило на земле тысячелетнее Царство Христово. Под этим тысячелетним Царством Христовым на земле разумеется победа христианства над язычеством и утверждение на земле Церкви Христовой. Число 1.000 определённое – взято здесь вместо неопределённого, означающего вообще длительный период времени до второго Пришествия Христова. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дело было судить» и проч. – эта картина символически рисует наступившее царство веры христианской после ниспровержения язычества. Восприявшие суд и воссевшие на престолах – это все достигшие спасения христиане, ибо всем им дано обетование царства и славы Христовой ( 1Сол. 2:12 ). В сем лике св. Тайновидец выделяет в особенности «обезглавленных за свидетельство Иисуса и за Слово Божие», то есть святых мучеников. «И увидел, – говорит св. Иоанн, – души обезглавленных» – отсюда ясно видно, что эти святые, участвующие в 1.000-летнем Царстве Христовом, царствуют со Христом и «творят суд» не на земле, а на небе, ибо здесь говорится только об их душах, ещё не соединившихся с телами. Из этих слов видно, что святые принимают участие в управлении Церковью Христовой на земле, а потому естественно и правильно обращаться к ним с молитвами, прося их о заступничестве перед Христом, Которому они соцарствуют. «И ожили и царствовали со Христом тысячу лет» – оживление здесь разумеется нравственно-духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вслед за поражением антихриста св. Иоанн увидел Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Ангел этот «ятъ древняго, иже есть дiaboлъ и сатана, и связа и на тысящу лтъ, и въ бездну затвори его, и заключи его (…) дондеже скончается тысяща лтъ: и по сихъ подобаетъ ему отршену быти на мало время» – «взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его (…) доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». Как толкует св. Андрей Кесарийский , под этой «тысячей лет» надо понимать все время от воплощения Христова до пришествия антихриста (гл. 60). С приходом Воплотившегося Сына Божия на землю и в особенности с момента искупления Им Своею Крестной смертью человечества сатана был связан, язычество низвержено, и наступило на земле тысячелетнее Царство Христово. Под этим тысячелетним Царством Христовым на земле разумеется победа христианства над язычеством и утверждение на земле Церкви Христовой. Число тысяча – определенное, взято здесь вместо неопределенного, означающего вообще длительный период времени до Второго Пришествия Христова. Откр. 20:4. И видхъ престолы и сдящыя на нихъ, и судъ данъ бысть имъ: и душы растесаныхъ за свидтелство Иисусово и за слово Бoжie, иже не поклонишася зврю, ни икон его, и не npiяшa haчepmahiя на челхъ своихъ и на руц своей. И ожиша и воцаришася со Христомъ тысящу лтъ. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Эта картина символически рисует наступившее царство веры христианской, после ниспровержения язычества. Восприявшие суд и воссевшие на престолах–это все достигшие спасения христиане, ибо всем им дано обетование царства и славы Христовой ( 1Сол.2:12 ). В сем лике св, Тайновидец выделяет в особенности «растесаныхъ за свидтелство Иисусово и за слово Бoжie» – «обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие», то есть святых мучеников. «И видхъ» – «и увидел», – говорит св. Иоанн, «душы растесаныхъ» – «души обезглавленных». Отсюда ясно видно, что эти святые, участвующие в тысячелетнем Царстве Христовом, царствуют со Христом и «творят суд» не на земле, а на небе, ибо здесь говорится только об их душах, еще не соединившихся с телами. Из этих слов видно, что Святые принимают участие в управлении Церковью Христовой на земле, а потому естественно и правильно обращаться к ним с молитвами, прося их о заступничестве перед Христом, Которому они соцарствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010