Не таково православное учение. По учению Церкви в очах Божиих душа всякого человека дороже всех благ мира. Ни один малейший наш добрый порыв не будет забыт Богом в жизни будущей. Стакан воды, поданный нами усталому путнику Христа ради, будет оценен. И все, что здесь мы сделали в жизни земной хорошего и светлого, за все это воздано будет нам мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною (Лк. 6, 38). Все наши страдания за правду, за истину будут увенчаны радостью, как говорит нам Спаситель: Блаженны плачущие, ибо они утешатся... Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся... Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 4, 6, 11-12). Каждый человек получит от Господа по мере добра, которое он сделал, кто бы он ни был, какое положение в жизни ни занимал бы. Всякий человек получит свой жребий в будущей жизни в зависимости от того, как он вел себя в этой земной жизни – хорошо или худо. И это на всю вечность: или вечная радость, или вечная мука. Таким образом, по учению Православной Церкви вся наша жизнь земная как приготовление к жизни вечной, загробной имеет величайший смысл для каждого человека персонально, и каждый шаг, каждый поступок, даже каждое слово расценивается под взглядом вечности. Говорят также: каким образом мертвецы могут воскреснуть, если они сожжены, или развеян их прах, или птицы их поклевали, или рыбы съели. Еще святитель Кирилл Иерусалимский (+ IV век) слышал подобные возражения. И он рассуждал: конечно, если с человеческой точки зрения посмотреть на это, то оно непонятно и недопустимо. Но нужно смотреть на это с точки зрения Божественного всемогущества. Ведь не сами собою тела мертвых вновь соединяются, а силою Божией. Если Бог из ничего создал весь мир одним словом Своим, то разве Ему трудно собрать элементы нашего тела и соединить с душою наше тело? Удивляешься ты воскрешению мертвого тела? Но посмотри на природу – деревья, растения. Зимою все это замерзло, но весною все оживает и цветет. Зерно пшеничное должно раньше сгнить, а потом из него уже вырастет колос. Что есть сон наш, когда мы ничего окружающего не видим, не слышим, не понимаем, как не своего рода смерть? Но после сна мы встаем бодрыми и принимаемся за свои дела.

http://pravoslavie.ru/49597.html

Но и в самые трудные годы своей жизни св. Иоанн был счастлив и блажен в своем действовании (Иак. 1,25). Да и мог ли, несмотря на все болезни и труды своего апостольского служения, быть когда-либо несчастлив тот, кто удостоен был возлежать на персях своего Учителя и Господа на Тайной Вечери, кто был усыновлен Пречистой Деве Богоматери Ее умиравшим на кресте Божественным Сыном, кто имел утешение проявлять сыновнюю заботу о Ней, вплоть до самого Ее блаженного успения?! И мы легко можем понять, что именно опыт огромного лично испытанного счастья, опыт блаженной жизни во Христе соделал св. апостола и евангелиста Иоанна верным свидетелем и провозвестником того счастья, которое может испытать, и той радости, к которой может приобщиться еще здесь, на земле, не говоря уже о будущей блаженной жизни, каждая верующая душа, если только, отвергнув путь греха и порока, она решится неуклонно следовать за Христом. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии … Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная … И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна… Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 3,2; 2,25; 1,4; 5,20) Желая стать счастливым, человек использует для достижения этой цели разные способы. Обычно он заботится о приобретении как можно большего количества знаний, опыта, полезных навыков. Снискивая себе уважение своим умением трудиться и создавать общественные ценности, он не забывает и о том, чтобы как можно лучше устроить личное и семейное благополучие. С христианской точки зрения это вполне естественно и похвально, если, конечно, человек общей пользе не предпочитает свою личную выгоду, если не обращает благородное дело служения другим людям в способ эгоистического самоутверждения. Но опыт показывает, что даже при наличии вполне достойных мотивов жизнь в обстановке внешнего благополучия далеко не всегда чает человеку истинное и глубокое внутреннее удовлетворение. Самых напряженных усилий и самых добрых намерений нередко бывает недостаточно для подлинного счастья человека. А иногда, среди, казалось бы, полного благополучия, душу человека начинают разъедать сомнения и разочарования, особенно при различных жизненных невзгодах и при мысли о неизбежности приближающейся смерти. И невольно возникает вопрос: неужели нет в мире такой силы, которая могла бы сделать человека счастливым в любых условиях: в радости и в горе, при удачах и при неудачах, независимо от личных успехов и от каких бы то ни было иных внешних обстоятельств?

http://pravmir.ru/zhazhda-schastya-i-pot...

Но одновременно всё сильнее звучал голос Церкви, которая, как и в древние времена, обращалась к каждому человеку: «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, [дабы] любил Господа Бога твоего, слушал глас Его… ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле» (Втор. 30: 19–20). Те сильные духом и мужественные люди, которые отозвались на этот зов, приступили к делу: делу духовного, национального и государственного устроения. И тогда мы начали церковное обустройство родной земли, ибо не могли и не хотели мириться с тем, что земля нашего духовного родства может стать теперь всего лишь территорией ядерного бедствия, зоной отчуждения, безлюдным местом. Многие не захотели покидать родные места, среди таковых мы видим, естественно, и священнослужителей; многие со временем вернулись к своим очагам и начали в поте лица трудиться, чтобы жизнь вновь вступила в свои права. Труд и молитва стали опорой святого дела на оскорбленной земле. Вот почему нынешняя 20-летняя годовщина трагедии, которая произошла в Чернобыле, еще раз подтверждает истинность нашей извечной веры в победу Жизни над смертью. Не умерла наша земля, не погребальным звоном встретила она второе тысячелетие своей христианской истории! Она живет! — ибо ее возрождают к новой жизни такие люди, о которых сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, что они «вписаны в Книге Жизни Всемилостивого Господа и пребывают в новейшей истории зримым исполнением заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16)». В эти дни скорбь и радость идут рука об руку. И это — тоже проявление многосложности и противоречивости наших дней. Но радости у нас несравнимо больше, потому что Христос воистину воскрес! …Вечная память героям, которые ценою жизни заслонили нас от последствий катастрофы. Но они живы, потому что Бог наш «не есть Бог мертвых, но [Бог] живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20: 38). …Вечная память страдальцам, окончившим свой земной путь в болезнях. Но мы увидим их вновь, ибо Христос воскрес, — и жизнь жительствует!

http://patriarchia.ru/db/text/108548.htm...

Общаясь с Иисусом, ученики убедились в том, что Он был послан Богом: «...и они приняли и познали воистину, что Я от Тебя исшел, и уверовали, что Ты Меня послал» (17:8). Следовательно, им открылась вечная жизнь: «А жизнь вечная в том, чтобы знали Тебя, единого истинного Бога, и Кого Ты послал: Иисуса Христа» (17:3). А значит, совершилось то дело, ради которого Сын Божий пришел на землю: А воля Пославшего Меня – в том, чтобы каждый, видящий Сына и верующий в Него, имел Жизнь вечную; и воскрешу его Я в последний день» (6:39 – 40). Поэтому, покидая мир, Христос молится о том, чтобы Его дело не пропало и Отец сохранил веру учеников. Пока он находился в мире, Он соблюдал их, как Пастырь соблюдает своих овец, но теперь Он уходит из мира и передаёт их Отцу: «И Я уже не в мире, а они в мире, и Я к Тебе иду, Отче Святой, соблюди их во имя Твое, которое Ты дал мне, чтобы они были едино, как Мы. Когда Я был с ними, Я соблюдал их во имя Твое 212 , которое Ты дал Мне, и сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, дабы исполнилось Писание» (17:11 – 12). На протяжении Прощальной беседы мы встречали неоднократные обетования радости апостолам, несмотря на предстоящую разлуку (15:11, 16; 16:22). В Первосвященнической молитве обладание радостью становится прошением к Отцу: «Теперь же к Тебе иду, и говорю это в мире, чтобы радость Моя в них была полна» (17:13). Радости общения с Богом (и пребывания в Его любви ст. 23, 26) противостоит ненависть мира к ученикам: «Я дал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как Я не от мира» 213 (17:14). Человек, который принимает учение Иисуса Христа, живёт уже другими устремлениями, отличными от мира, не принимает устои мира как руководящий принцип своей жизни. И мир отторгает и ненавидит таких людей. Однако неприязнь и агрессивность мира не означают, что ученики должны будут покинуть мир. Для «спасения мира» им необходимо остаться в нём, «чтобы веровал мир» (17:21): «Я не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы соблюл их от лукавого» (17:15) 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Он, Своим возлюбленным ученикам обещая подкрепление в жизни, сказал: «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин. 14:13). Чрез Этого истинного Первосвященника и доброго Пастыря, Который принес Себя Тебе в жертву, положив душу Свою за стадо Свое, прошу Тебя, любовь и благость Твою смиренно умоляю, всеблагой и прелюбезный Человеколюбец Боже, даруй мне, чтобы я Тебя с Сыном Твоим и Святым Духом за все благословлял и прославлял с сердечным сокрушением и слезным источником, потому что, у Которых одно существо, у Тех один дар. Но так как тленное тело отягощает душу, то восставь слабость мою силою Твоей и сотвори, чтобы я твердо пребывал в заповедях Твоих и в прославлении Тебя. Даруй мне, чтобы согрелось во мне сердце мое и в размышлении моем разгорелся огонь. И как Сам Единородный Сын Твой сказал: «никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44), — то я прошу и молю, влеки меня всегда к Нему, чтобы, наконец, Он Сам возвел меня к Тебе туда, где Он сидит одесную Тебя; где есть жизнь вечная и вечно блаженная, где нет никакого страха, а совершенная любовь, где вечный день, где истинная и величайшая безопасность, и спокойная отрада, и приятное благополучие, и блаженная вечность, и блаженное, без конца, лицезрение Тебя; где Ты с Ним и Он с Тобою в соединении Святого Духа вечно живешь и царствуешь, Боже, во все века. Аминь. 18. Молитвенное воззвание к Иисусу Христу    Надежда моя, Христе Боже, Человеколюбец, свет, путь, жизнь, спасение, слава и все украшение! За наше спасение Ты благоволил все претерпеть: оковы, крест, язвы, смерть и погребение, потом на третий день, победив смерть, восстал и, утвердив сомневающиеся сердца учеников, в сороковой день вознесся в высоту небес, и теперь живешь вечно и вовеки царствуешь. Ты — Бог мой живой и истинный, Отец мой святой, Господь мой щедрый, Царь мой великий, пастырь мой добрый, учитель мой единый, помощник мой благой, возлюбленный мой прекрасный, хлеб мой живой, священник мой вовеки, вождь мой в отечество, свет мой истинный, сладость моя святая, путь мой прямой, премудрость моя преславная, простота моя чистая, согласие мое мирное, ограждение мое безопасное, часть моя благая, спасение мое вечное, милосердие мое великое, терпение мое твердое, жертва моя непорочная, искупление мое святое, надежда моя крепкая, любовь моя совершенная, воскресение мое истинное, жизнь моя вечная, радость моя бессмертная, видение мое блаженное и бесконечное! Тебя усердно прошу, молю и смиренно умоляю, чтобы я Тобою ходил, к Тебе пришел и в Тебе успокоился, потому что Ты — путь, истина и жизнь, и без Тебя никто не приходит к Отцу: я желаю Тебя, сладчайшего и прекраснейшего Господа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Отсюда видно, что жизнь вечная в Священном Писании называется наградой, поскольку награда дается за труды, дела и заслуги, тогда как благодать дается даром. Из этого явно следует, что труды, заслуги и добрые дела необходимо приносить Богу для спасения. Подкрепление Небесная награда не только дается просто за дела, но, более того, по мере дел, то есть, чем они более многочисленны и значительны, тем больше и значительнее воздаяние. Это ясно из Священного Писания: что у Бога – сила, и что у Тебя, Господи, милость, ибо ты воздашь каждому по делам его ( Пс. 61, 12–13 ). Снова: ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф. 16, 27 ). Какою мерою мерите, такою и отмерится вам ( Лк. 6, 38 ). По упорству твоему и не­раскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его ( Рим. 2, 5 ). Каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор. 3, 8 ). Что посеет человек, то и пожнет ( Гал. 6, 7 ). Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его ( Откр. 22, 12 ). На основании приведенных изречений из Священного Писания ясно, что Гос­подь Бог дает Небесную награду по мере дел и обращает внимание на их достоинство, а не только оказывает благость, милость и милосердие. И если это так, то кто дерзнет сказать, что добрые дела бесполезны для спасения, ведь на них смотрит Праведный Воздаятель Бог и отмеривает каждому по его мере. Доказательство четвертое 1 . Каждому, кто хочет иметь жатву, должно прежде посеять. 2 . Жизнь вечная есть жатва, а добрые дела – посев. 3 . Следовательно, каждый, кто хочет стяжать жатву вечной жизни, должен посе­ять зерна добрых дел. Об этом ясно говорит Апостол Павел: Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пож­нет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем ( Гал. 6, 7–9 ). Об этом образно говорится и в псалме: Сеявшие слезы пожнут радость. Уходив­шие в плен плакали и роняли, как семена, слезы свои; а те, кто вернется, придут в ра­дости и пожнут урожай ( Пс. 125, 5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Помните и о том, какой плод служения праведности или Богу? Какой плод служения и исполнения воли Божией, повиновения заповедям Его? Плод служения Богу святость, – освящение ваших мыслей, ваших чувств и желаний, или посвящение их Богу. Служа Богу, вы будете мыслить о Боге, питать надежду на Бога, стремиться к Богу, будете любить Его всеми силами; ибо Он есть высочайшее наше благо. А что от этого? И в настоящей жизни, приближаясь к Богу, то есть посвящая Богу свои мысли, чувства, желания и дела, человек постепенно более освящается, или усовершается в жизни духовной, от земли поднимается к небу, постепенно теснее соединяется с Богом и предвкушает радость будущей жизни; а там, в невидимом – мире, когда узрит Бога лицом к лицу, настанет для Него жизнь вечная, блаженная. Таков закон правды и благости Божией: ибо возмездие за грех смерть, и дар Божий жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь. Беседа 20. В неделю пятую Братие, благоволение моего сердца, и молитва , яже к Богу по Израили, есть во спасение ( Рим.10:1 ). В нынешнем чтении из послания к Римлянам, апостол Павел выражает свое молитвенное желание пред Богом, чтобы Иудеи обратились к вере в Иисуса Христа: он говорит, что они имеют ревность по Боге, но не по рассуждению, предпочитая свою мнимую праведность праведности Божией, которая приобретается чрез веру в Иисуса Христа; и затем показывает, как неудобно или невозможно достигнуть праведности по Моисееву закону, и как удобно достигнуть праведности чрез веру в Иисуса Христа. «Братия, желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение». Это желание Апостол повторяет теперь, высказав его прежде. С клятвенным уверением говорил он: «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему; я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим.9:2.3 ). Искренно желал Павел и молит Бога, чтобы Иудеи или Израильтяне сознали свое заблуждение и обратились к вере в Иисуса Христа. Это говорит Апостол, по изъяснению Златоустого, «отклоняя от себя всякое подозрение в неприязни, и приступает к делу после многих оговорок. Смотрите не на слова и обличения, говорит он; а на то, что говорю сие не с враждебным расположением. Несвойственно ненавидеть и отвращаться Иудеев тому, кто желает им спасения, и не только желает, но молится об этом " 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Поэтому надо хранить совесть свою чистою: как бы брата чем не оскорбить; как бы Духа Святого в себе не опечалить каким-нибудь плохим помыслом. Дух Святой очень похож на мать милую, родную. Мать любит дитя свое и жалеет его, так и Дух Святой жалеет нас, прощает, исцеляет, вразумляет и радует; познается Дух Святой во смиренной молитве... Сама молитва - также дар Святого Духа. Дух Святой открывает нам тайны Божий. Дух Святой научает душу неизглаголанно любить людей. Дух Святой так украшает душу и тело, что человек становится похожим на Господа во плоти Его. В вечной жизни все люди будут похожи на Господа. И никто не мог бы познать этой тайны, если бы ее не открыл Дух Святой. Многим за гордость ума их Господь не дает Себя познать, а они все же думают, что много знают. И что стоит их знание, если они Господа не знают, не знают благодати Святого Духа, не знают, как она приходит и за что теряется. Смотри умом, что делается в душе. Если небольшая благодать, то в душе мир и чувствуется любовь ко всем; если благодать больше, то в душе свет и радость великая, и если еще больше, то и тело ощущает благодать Святого Духа. Блаженны те, которые день и ночь имеют заботу, как бы угодить Господу, чтобы стать достойными любви Его: они опытом и ощутимо познают благодать Святого Духа " .  Глава 6. ЦАРСТВО БОЖИЕ И ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ. " Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа " (Ин.17:3) " Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царство Божие, отвечал им: не придет Царство Божие приметным образом и не скажут: " вот оно здесь " , или " вот, там " . Ибо вот Царствие Божие внутрь вас есть " (Лк.17:20-21) Когда в очищенную покаянием душу снисходит Святой Дух, то в ней водворяется Царствие Божие, которое, по словам Господа, " внутрь вас есть " (Лк.17:21) Как пишет Иоанн Златоуст - " Найди дверь внутренней горницы души твоей, и ты увидишь, что это дверь в Царство Небесное " . Божие Царство характеризуется особым, светлым, блаженным, радостным состоянием души человека, не зависит от внешних условий жизни или состояния тела и является даром благодати Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Правда, не все, которых мы называем счастливыми, непременно погибнут, и не все, которые зовутся у нас несчастными, непременно спасутся. Но счастье земное, как мы его понимаем, всегда было и будет прямым путём к погибели, а земное несчастье — путём ко спасению. Как бы то ни было, а нет ни одного праведника на небесах, который бы не страдал на земле, и не испытал так называемых несчастий жизни. Итак, нам следует терпеть всё, что не случается неприятного в жизни, и терпеть без ропота, досады и зависти, так как терпением спасается душа наша ( Лук.21:19 ). Кроме того, нам следует непрестанно бороться со своими греховными желаниями, наклонностями, страстями и привычками, а это такой произвольный крест, который не вынесет человек без вышней помощи, нο кто страдает в угождение Иисусу Христу, тот может смело надеяться на Его всесильную помощь: “ибо как Он Сам претерпел искушение, так может помогать и искушаемым” ( Евр.2:18 ). Что Он вознёсся на небеса, это ещё не значит, будто Его уже вовсе не стало с нами на земле: нет, Он обещал пребывать с нами “во все дни до скончания века” ( Мф.28:20 ). Аминь. 23. Поучение в седьмую неделю Пасхи, — святых отец “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” ( Ин.17:3 ). Нельзя знать Бога и не любить Его, всё равно, как нельзя видеть солнце, и не чувствовать его света. “Бог есть любовь” ( 1Ин.4:16 ), и кто знает Его, тот узнает блаженство любви. Бог обладает такими совершенствами, что никакая душа, созерцающая их, не может не пожелать вечной жизни с Господом. О, если бы мы короче узнали Бога Отца и Спасителя нашего Иисуса Христа, — мир и всё нами теперь любимое потеряло бы для нас всю свою обычную привлекательность. Всякий грех, как нарушение воли Божией, стал бы казаться нам гнусным и ужасным, и никакая посторонняя сила не могла бы отвлечь нас от любви к Господу ( Рим.8:35 ). Бог есть красота неописанная, мудрость беспредельная, сила всемогущая, благо неизменное, вечная и неистощимая радость для всех тварей, Существо во всех отношениях всесовершенное. И если бы мы всё это знали в Нём с точностью и уверенностью, то никогда не предпочли бы Ему мира и обольщающих нас вещей, которые не могут доставить нам истинного благополучия.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchenija-dl...

Преодоление смерти в монашеской жизни Некий авва из Геронтикона говорил: “Я – не монах, но видел истинных монахов”. Вот почему я нахожусь сегодня среди вас. На основе увиденного мной я попытаюсь сказать несколько слов о том, кто он, православный монах, и о тесной связи между нами, литургической жизнью монастырей и личным опытом святых аскетов. 9 июля, 2014 Некий авва из Геронтикона говорил: “Я – не монах, но видел истинных монахов”. Вот почему я нахожусь сегодня среди вас. На основе увиденного мной я попытаюсь сказать несколько слов о том, кто он, православный монах, и о тесной связи между нами, литургической жизнью монастырей и личным опытом святых аскетов. Господь пришел в мир не с тем, чтобы улучшить условия этой жизни, не с тем, чтобы предложить новую экономическую и политическую систему или научить нас новому методу поддержания духовного и телесного равновесия. Он пришел, чтобы победить смерть и даровать нам вечную жизнь. “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16). И эта вечная жизнь является не только неким обещанием счастья после конца земной жизни, простым загробным существованием. Вечная жизнь – это благодать, которая просвещает и придает смысл настоящему и будущему, душе и телу человека. Явления воскресшего Христа ученикам случились для того, чтобы придать им уверенность в том, что смерть повержена. Господь воскрес. “Смерть уже не имеет над Ним власти” (Рим. 6:9). Он – совершенный Бог, входящий и выходящий сквозь закрытые двери. Он – совершенный человек, осязаемый, едящий и пьющий, как каждый из Его учеников. То, чем обладает человек, и то, чего он заслуживает, – это не столько его физические и умственные способности, сколько его возможность стать причастником Воскресения Христа, возможность умереть сегодня и начать жить вечной жизнью: “Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную” (Ин. 12:25). Монах, всецело предающийся Богу, хранит эту истину. Его жизни присуща единственная радость: “Кто погубит, тот сохранит…”

http://pravmir.ru/preodolenie-smerti-v-m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010