понедел. 1 седм., Тип., л. 312). Вследствие этого в Триоди Постной в последованиях означенных дней подобны напечатаны именно в первых стихирах, а самогласен и мученичен – во вторых. Между тем, бывают случаи, что иногда в среду почему-либо не отправляется литургия преждеосвященных даров и поется одна вечерня и, наоборот, иногда почему-либо, напр., ради храмового или другого праздника, она совершается в такой день, в который при обыкновенных условиях не полагается. В первом случае, т. е. на вечерни среды, поименованные песнопения надобно распределять так, как они распределяются в понедельник, вторник и четверток, или, иначе, в стихирах на Господи, воззвах петь 3 подобна, а в стихирах на стиховне – самогласен 2-жды и мученичен 1-жды (см. 9 марта, л. 196 на обор. 25 марта, основн. благовещ. гл., л. 202 на обор.; храм. гл. 35, л. 419 на обор.); во втором, т. е. на вечерни понедел., вторника и четверга петь все эти песнопения (иногда за исключением только мученична, который совсем оставляется) в стихирах на Господи, воззвах (см. храм. гл. 35, л. 420). При песнопении на И ныне чрез отверзтые царские двери совершается вход с кадильницей (Тип., гл. 49, и Служебн., стр. 272) 688 , чин которого описан выше. Священник читает молитву входа; Вечер, и заутра, и полудне... (чит. ее в Службн., стр. 272), и благословляет вход. По окончании песнопения на И ныне диакон или священник: Премудрость, прости (Служебн., стр. 273). Лики поют: Свете тихий... (там же). Диакон: Вонмем (там же). Священник: Мир всем (там же). Чтец: И духови твоему. Диакон: Премудрость (там же). Чтец (Служебн., стр. 273; Тип., гл. 49. и особ. изд. Сл. на кажд. день 1 седм. св. Четыред., л. 75); Прокимен, глас N, и самый прокимен. Первый лик поет этот прокимен. Чтец – стих. Второй лик поет прокимен. Чтец сказывает первую половину прокимна, а лик поет вторую. Диакон: Премудрость. Чтец: Бытия чтение. Диакон: Вонмем. Царские врата затворяются, а чтец читает паремию. Царские врата отворяются. Диакон: Вонмем. Чтец: Прокимен, глас N, и самый прокимен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Диакон тоже переходит к жертвеннику и становится на колени рядом со священником. Священник, когда поется в последний раз Да исправится... сделав поясной поклон, отдает кадило диакону, который продолжает кадить Святые Дары, а сам идет к престолу и повергается ниц 25 . По окончании пения алтарник ударяет в колокол, и все встают. Священник перед престолом произносит молитву святого Ефрема Сирина с 3-мя земными поклонами. Молитвой святого Ефрема Сирина заканчивается вечерня и начинается литургия Преждеосвященных Даров 26 . Диакон произносит сугубую ектению. Священник во время ектении тайно молится словами прилежной молитвы Господи Боже наш, прилежное сие моление... после чего (во время чтения Еще молимся о Великом Господине...) ставит Евангелие справа от дарохранительницы, раскрывает антиминс с трех сторон и по окончании сугубой ектении возглашает: Яко милостив... Хор: Аминь. Царские врата закрываются. Диакон произносит ектению об оглашенных: Помолитеся, оглашеннии, Господеви... Священник в это время читает молитву об оглашенных и при словах Открыет им Евангелие правды разворачивает антиминс полностью. По окончании ектении священник произносит: Да и тии с нами славят... При этом возгласе он начертывает на антиминсе знамение креста губкой, целует ее и полагает на правой стороне антиминса. Хор: Аминь. Диакон произносит Елицы оглашеннии, изыдите... 27 и малую ектению Паки и паки... Священник читает 1-ю молитву верных Боже великий и хвальный... и возглашает: Яко подобает... Хор: Аминь. Диакон произносит малую ектению: Паки и паки... Священник тайно читает 2-ю молитву верных Владыко святый, преблагий... после чего возглашает: По дару Христа Твоего... и снимает камилавку. Хор: Аминь. Ныне силы небесныя... Диакон входит в алтарь северными дверями, открывает Царские врата, берет кадило и кадит алтарь и священника, тайно читая 50-й псалом 28 , а по окончании каждения становится у престола рядом со священником. Священник и диакон кладут 3 малых поклона перед престолом с молитвой Боже, очисти мя, грешнаго...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По 1-й песни – малая ектения. По возгласе: «Ты бо еси Царь мира...» – кондак дня: «Иаков рыдаше...» Пред 9-й песнью – каждение. «Честнейшую» не поем. По 9-й песни малая ектения. Ексапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (трижды) 34 . После ексапостилария чтец – хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры самогласны, глас 1-й. «Слава, и ныне» – глас 5-й: «Господи, грядый ко страданию...» Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним...» Стихиры на стиховне, глас 5-й. «Слава, и ныне», глас 8-й: «Вторую Еву...» Чтец: «Благо есть...» и прочее по обычаю, с 16 поклонами. 1-й час , без кафизмы, но с постовыми тропарями, молитвой св. Ефрема Сирина и с 16-ю поклонами. По «Отче наш» – кондак: «Иаков рыдаше...» Отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть...» (святые храма и дня не поминаются). Часы и вечерня с литургией Преждеосвященных Даров Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются по великопостному чину с постовыми тропарями и поклонами. На всех часах и изобразительных после «Отче наш...» – кондак Триоди: «Иаков рыдаше...» Особенности часов в первые три дня Страстной седмицы В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие. Во время чтения псалмов 3-го часа открывают Царские врата, и иерей, облаченный в епитрахиль и фелонь, в преднесении свещеносцем свечи, выносит на средину храма Евангелие. Положив Евангелие на аналой, иерей полагает начало часов обычным возгласом: «Благословен Бог наш...» После «Приидите, поклонимся...» совершает каждение окрест Святого Евангелия, потом алтаря, иконостаса, молящихся и всего храма. Вынесенное Евангелие остается на средине храма на время чтения всех часов. Иерей стоит перед Святым Евангелием и здесь же произносит тропари часовые и молитву св. Ефрема Сирина с поклонами (до поклонов в конце 9-го часа). Во время чтения псалмов 6-го часа совершается малое каждение, т. е. кадят только окрест Евангелия 35 . На 9-м часе совершается полное каждение храма, как и на 3-м 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После возгласа: «Боже, ущедри ны…» Великим постом произносится молитва преп. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко жизни нашей, не даждь нам дух праздности, уныния, и прочих страстных состояний, свойственных сидящим на самоизоляции, не даждь мне. Кстати говоря, в Великую Среду эта молитва произносится последний раз. В храме это делается в конце литургии преждеосвященных Даров, а вы можете это сделать на 9 часе (с 15:00 до 17:00). И еще обратите внимание на то, что Трисвятое - это не только обычное начало, но и обычное окончание любой службы. Мы уже говорили, что трисвятое указывает на момент окончания Часов. Но им же заканчивается и вечерня, после которой следует «Ныне отпущаеши», и Утреня (вспомните славословие) и все другие службы. Трисвятым и тем, что обычно за этим следует, можно окончить и вседневную полунощницу. Хотя далее еще следует очевидная ПРИБАВКА в виде отдельной службы с псалмами и тематическими молитвами. Две из них знакомы нам по утреннему правилу (о них так и написано зри в молитвах утренних). Причем, они (как пишется там же) глаголются от 22-го септемвриа, до Недели Ваий, т.е. сейчас их читать уже не следует. Потом к этому добавляются еще два псалма (102, 132), поминовение усопших (в виде малой панихиды, чин прощения (если со священником) и молитвы о ненавидящих и обидящих нас, которые мы обычно читаем уже перед сном у одра. Обращаю внимание, что такое прибавочное окончание соответствует окончанию великого повечерия. Значит, когда будет совершаться это повечерие, то окончание у полунощницы должно быть иным. Что касается совершения поминовение усопших (по представленному здесь чину), то это вполне уместно теме полунощницы, которая наводит нас на мысль о Страшном Суде и при желании тоже может совершаться, но о том, как его совершать я сейчас рассказывать не буду, потому что с наступлением Страстной, когда все внимание должно быть сосредоточено на следовании за Господом на вольные Его страдания, этот чин совершать неуместно. Ближайшее время для его совершения – Радоница. И вот накануне Радоницы мы и поговорим об этом чине более подробно.

http://azbyka.ru/video/12-polnochnaja-mo...

Литургия Преждеосвященных даров Литургия Преждеосвященных Даров, как показывает само ее название, отличается от литургии святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные прежде. Посему на литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношения (проскомидии) и освящения Даров (евхаристии). Литургия Преждеосвященных Даров совершается в дни Великого поста, потому что приношение Святых Даров и освящение их несовместны со строгостью поста. Присутствуя при освящении Святых Даров или совершении таинства евхаристии, истинные христиане одушевляются чувством высокой радости о Христе Спасителе. Но эти чувства не согласуются с сокрушением и печалью, с какими должно проводить дни Великого поста. Потому в известные дни Великого поста и не положено совершать таинства евхаристии (освящения Святых Даров). Но, с другой стороны, и причащение не вовсе отменяется в дни поста и покаяния. Ибо постящимся, при подвигах умерщвления плоти, необходимо подкрепление небесною пищею Тела и крови Христовой. Посему, чтобы постящиеся могли приобщаться Тела и Крови Христовой, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Дары же, которые преподаются верным на литургии Преждеосвященных Даров, освящаются прежде – при совершении литургии или св. Иоанна Златоуста (в неделю сыропустную, в неделю ваий, в Благовещение, случившееся в седмичные дни) или св. Василия Великого (в 1, 2, 3, 4 и 5 недели Великого поста). Святой хлеб преждеосвященных Даров приготовляется на проскомидии в то время, когда приготовляется и агнец для литургии, совершаемой в тот день. Так как в Великом посту (в седмичные дни) только по вечеру дозволяется принимать пищу, то литургия Преждеосвященных Даров совершается после 9 часа и вечерни. Перед литургиею совершаются великопостные 3, 6 и 9 часы с Изобразительными и вечерня. После часов и Изобразительных священник говорит отпуст по обычаю. Затем диакон, на обычном месте у святых дверей, возглашает: «Благослови, владыко».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Сборщики ожидают окончание пения молитвы Господней «Отче наш». когда становятся перед царскими вратами, ниже солеи. После возгласа «Святая святым», когда начинают петь киноник, т.е. причастный стих, сборщики делают три поясных поклона, крестясь на иконостас, затем, обернувшись, делают поясной поклон народу и идут собирать пожертвования, один на правую половину храма, а другой на левую половину. Нет надобности, как делают некоторые, еще раз, после сбора, возвращаться к солее и делать благодарственный поклон народу. Третья тарелка — на особые цели, объявляемые настоятелем, ставится у целования креста, после раздачи антидора. Можно только приветствовать те приходы, где удается избегать этих волнений со сборами, и собирать жертвы иным путем, например, у свечного ящика или другими способами. Литургия Преждеосвященных Даров Общие понятия «Литургия преждеосвященных Даров, как самое название ее оказывает, отличается от литургии св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Св. Дары, уже освященные прежде. Посему на литургии преждеосвященных Даров не бывает приношения (проскомидии) и освящения Даров (Евхаристии). Литургия преждеосвященных Даров совершается в дни Великого поста (Лаодик. соб. прав. 49, 51. Трульск. соб. прав. 52) потому, что приношение Даров и освящение Даров — Евхаристия — несовместны с строгостью поста. По Уставу, литургия преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток великой Четыредесятницы. Также в понедельник, вторник, четверток, если в них случится праздник с полиелеем или храмовый, и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. В связи с тем, что литургия преждеосвященных Даров не является полной литургией, есть обычай на седмисвечнике зажигать не все семь лампад, а только три. Время совершения Литургии Так как в Великом посту (в седмичные дни) только по вечеру дозволяется принимать пищу (Тип., гл. 8 и послед. понед. и сред. 1й седм. Вел. поста), то литургия преждеосвященных Даров совершается после 9го часа и вечерни . Пред литургиею совершаются великопостные 3й, 6й и 9й часы с Изобразительными и вечерня (Никольский, стр. 460).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Вечерня не имеет начального возгласа и начинается непосредственно после изобразительных (после молитвы святого Ефрема Сирина) возглашением «Приидите поклонимся». На этой вечерне стихословие кафизмы отличается от стихословия на вечерне, соединяемой с Литургией Преждеосвященных Даров. После каждой «Славы» хор поет: «И ныне»: «Аллилуиа» (3), «Слава». Чтец: «И ныне» – и далее читает следующую «Славу». Таким образом, ектении между «Славами» кафизмы не бывает. После кафизмы возглашается малая ектения, и после возгласа поются стихиры на «Господи, воззвах». Входа нет. Царские врата на пении прокимнов закрыты. После второй паремии чтец читает «Сподоби, Господи» и бывает ектения «Исполним вечернюю молитву», затем – пение стихир на стиховне. После стихир на стиховне – «Ныне отпущаеши», по «Отче наш» – тропари: «Богородице Дево, радуйся», «Крестителю Христов» и прочее. Затем – «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую Херувим», возглас «Сый благословен», «Небесный Царю» и молитва святого Ефрема Сирина . В воскресенье вечером в этом месте службы священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже» и творит отпуст. После второго «Отче наш» – молитва: «Всесвятая Троице»; далее окончание вечерни сходно с окончанием изобразительных перед Литургией Преждеосвященных Даров. Только после молитвы «Всесвятая Троице» трижды поется «Буди Имя Господне» и читается 33 псалом. Затем священник возглашает: «Премудрость». Хор: «Достойно есть» и прочее, и бывает полный отпуст 398 . 390 Излагается по пособию: Нестеровский Е. Литургика или наука о богослужении Православной Церкви. СПб., 1905.Ч. 1–2. 391 Протоиерей Смирнов-Платонов. О Литургии Преждеосвященных Даров//Православный собеседник. 1892. N 6–7;//Руководство для сельских пастырей. 1897. N 10–12;//Он же. О Литургии Преждеосвященных Даров. М., 1850. 392 В Александрийской хронике под 615 годом при Патриархе Константинопольском Сергие есть известие о введении в Литургию Преждеосвященных Даров пения «Ныне Силы Небесныя». 393 Это обрядовое действие имело связь с наступлением сумерек и с возжением в храме светильников, выносимых из алтаря, от которых возжигались и прочие светильники во храме.//Руководство для сельских пастырей. 1897. N 10– 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Каноны оба поются на 14. Катавасия – ирмос 2 канона. По 3 песни седален праздника; по 6 песни кондак: Всех радость... и икос. Прочее так же, как выше изложено. Литургия субботы 6 седмицы. На ней на блаженны песнь 3 и 6, обе на 8. Но входе тропарь праздника. Слава, и ныне, кондак праздника. Вместо трисвятаго, поется Елицы во Христа креститеся... Прокимен: Господь просвещение мое... и стих; Господь защититель живота моего... Апостол к Евр., зач. 333 от полу. Аллилуиарий: Господь воцарися... и стих: Ибо утверди вселенную... Евангелие Иоанна, зач. 39. Причастен: Из уст младенец. Глава 23. О богослужении субботних дней св. Четыредесятницы, если случится Обретение главы Предтечи (9 и 13 мр. гл. 24 февр.,Типик., л. 190 и 192 на об.). Вечерня и литургия преждеосвященных даров накануне праздника, случившегося в субботу 1 седмицы. Вечерня накануне праздника, случившегося в субботу 1 седм., если почему-либо не будет литургии преждеосвященных даров. Вечерня и литургия преждеосвященнъгх даров накануне праздника, случившегося в субботу 2 и 3 седм. Вечерня накануне праздника, случившегося в субботу 2 и 3 седм., если почему-либо не будет литургии преждеосвящ. даров. I. Вечерня поется после молитвословий из последования изобразительных: Господи и Владыко... и т. д., сопровождаемых 16 поклонами, трисвятаго, Пресвятая Троице, Отче наш с возгласом, Господи, помилуй 12 и Всесвятая Троице... 725 , за которыми следуют: Благословенно царство... Аминь. Приидите поклонимся... 3. Благослови, душе моя, Господа... и т. д. в обычном порядке. II. После тех же самых молитвословий, какие указаны в 1 графе, читается: Приидите поклонимся 3. Благослови, душе моя, Господа и т. д. в обычном порядке. Примеч. Такое окончание изобразительных, при слиянии с ними в один состав вечерни, составляет особенность этого дня. III. Вечерня поется после молитвословий из последования изобразительных: Господи и Владыко... и т. д., сопровождаемых 16 поклонами, Трисвятаго, Пресвятая Троице, Отче наш с возгласом, Господи, помилуй 12 и Всесвятая Троице...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Вседневная вечерня бывает на праздник с бдением (например, 30-го января), если он случится на сырной седмице в четверток или субботу, равно на храмовой праздник, если этот праздник случится в седмичные дни Четыредесятницы: во вторник, среду, четверток, пяток и субботу (Тип., храм. гл. 35 и 36). На эти дни вечерня или совершается с Литургией Преждеосвященных даров, или бывает без литургии. Великая вечерня – праздничная, называемая полиелейной, разумея вечерню не на бдении (на коей бывает ектения «Рцем вси»), совершается на праздник и в самый праздник. Она совершается на следующие праздники: 1) На праздник с полиелеем; впрочем, в том только случае, если праздник с полиелеем случится от Недели апостола Фомы до Недели мясопустной 272 . 2) Великая вечерня не на бдении бывает на праздник с бдением 273 (напр., 30 янв.), если этот праздник случится в понедельник и во вторник сырной седмицы (Тип., послед. 30 янв.)• 3) Великая вечерня не на бдении бывает на воскресные и на все те дни, на которые положено бдение, но оно по какому-либо случаю не бывает (Тип., гл. 7). 4) Великая вечерня не на бдении совершается на день Преполовения, на 1-е и 13-е сентября, хотя в эти дни на утрени не положено петь полиелей. Великая вечерня не накануне, а в самые праздники совершается: 1) В первый день Пасхи. 2) Во все дни пасхальной седмицы и в Неделю апостола Фомы. 3) В вечер Владычных праздников: Рождества Христова. Богоявления, Преображения, Вознесения, Пятидесятницы, Воздвижения креста Господня. 4) В дни навечерий Рождества Христова и Богоявления и в Великий пяток. Вечерня великая на бдении бывает всегда, исключая тех дней, на которые положено начинать бдение всенощное великим повечерием. (О днях, в кои бдение начинается великим повечерием, увидим ниже.) Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие отправляется отдельно от утрени и в соединении с утренею, именно – на бдении всенощном. Отдельно от утрени великое повечерие отправляется на дни поста и притом такие дни, которые следуют тоже за днем поста, а не за праздником, именно: великое повечерие совершается: 1) На среду и пяток сырные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Иерусалимском уставе имеются так называемые «Марковы главы». Они появились вследствие увеличения числа памятей и необходимости сочетания подвижных памятей с неподвижными. Свое наименование эти главы получили, вероятно, от Марка, епископа Идрунтского (IX–X в.). Славянская редакция Марковых глав шире греческой. В греческом варианте имеется 95 глав, в славянском – 114. Суточный круг богослужения. Вседневная вечерня Службы суточного круга Суточный круг богослужения включает в себя девять служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1 час, 3 час, 6 час, литургия (чин изобразительных), 9 час. На практике происходит соединение некоторых из этих служб. К началу вечерни присоединяют 9 час, к утрени – 1 час, к началу литургии – 3 и 6 часы. Благодаря этому фактически богослужение обычно совершается не более трех раз в сутки – утром, днем и вечером (но чаще – два раза в сутки: утром и вечером). Все службы суточного круга имеют несколько видов. Существует малая, вседневная и великая вечерня; вседневные, великопостные, царские и пасхальные часы; великое и малое повечерие; вседневная, субботняя и воскресная полунощница; вседневная, славословная, полиелейная утреня; литургии Иоанна Златоуста , Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Вседневная вечерня: дни и время совершения Вседневная вечерня совершается в будние (седмичные) дни, когда совершается память святых без знака в уставе, шестеричных и славословных. В особых случаях вседневная вечерня бывает и в дни памяти полиелейного и бденного святого. Такое случается во время Сырной седмицы и Великого поста. Согласно указанию Типикона (9 глава), вседневная вечерня должна совершаться «перед вечером мало», т.е. перед заходом солнца. В современной практике вечерня бывает в 5 часов после полудня (чаще всего это бывает в зимний период) или в 6 часов после полудня. Идейное содержание вечерни В Учительном известии Служебника говорится, что при совершении вечерни служитель должен благоговейно поучаться в мысли своей, умиленно размышляя, «как Господь и Спас наш Иисус Христос, по спасительных Своих страстех в пяток вечера, на кресте грех наших вися, спасения ради нашего умре, како един от воинов копием ребра Ему прободе, из него же абие изыде кровь и вода, како посем Иосиф с Никодимом, тело Христово снемше, плащаницею обвиша и во гробе положиша, и како Мария Магдалина с Пречистою Материю Господнею, с плачем и великим рыданием, в горести сердца зряху сия».

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010