даров (Тип., л. 191 на об.). Так как здесь не упомянуто об отпусте после изобразительных и сказано, что после нех абие (тотчас) начинаем вечерню и т. д., то в этом предписании надобно видеть указание на одно богослужебное собрание для отправления всех дневных служб, что в числе этих служб находится литургия преждеосв. даров, хотя бы праздники приходились в такие дни, в которые не полагается никакой литургии, и что, наконец, все эти службы надобно отправлять в храме, потому что литургия, кроме храма, не отправляется ни в каком другом месте. б) В 34 храм. главе, имеющей заглавие: «Подобает ведати, аще случится храм святаго или святыя в понедельник 2 или 3 и 4 и 5 и 6 недели святых постов», сказано, что в день храмового праздника «при часе 3 дне поем 3 час и 6, такожде поем 9 час... блаженны скоро без пения... и отпуст: и абие начинаем вечерню», вместе с которой отправляется литургия преждеосвященных даров (Тип., л. 419 на об.). В 35 храм, гл., имеющей заглавие: «Аще случится храм святаго в кий либо день 2, 3, 4, 5 и 6 недели постов, кроме субботы и недели, сказано: «Поем час 3, 6 и 9...: на часех... по Ослаби, остави кондак храма и отпуст, и абие начинаем вечерню», вместе с которой отправляется литургия преждеосв. даров (Тип., л. 420). В обеих этих главах говорится о двух богослужебных собраниях, из которых первое должно быть в 3 часу дне, но собраниях, отделенных одно от другого уже не известным более или менее значительным промежутком времени, а только переменою места служения: другими словами, здесь говорится о том, что часы с изобразительными в 3-м часу дня надобно отправлять не во храме, где всегда отправляется вечерня с литургией, а в другом месте (каковым может быть и притвор, как в Великие четверток и субботу, и трапеза, как в праздник Благовещения, когда он случится в постный день), но так, однако, чтобы вслед за ними перейти во храм и в нем служить вечерню с литургиею преждеосвященных даров 645 . 4) Кроме вышепоименованных праздников, на постные дни св. Четыредесятнищы может падать праздник Благовещения пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

13) Просительная ектенья. На полной литургии должен быть Евхаристический канон, а здесь его нет, поэтому сразу следует возглас: «Преждеосвященная Святая святым» и хор поет: «Един Свят...» 14) Отче наш, после чего поется причастный стих, всегда один и тот же для литургии Преждеосвященных Даров: «Вкусите и видите, яко благ Господь...». 15) Причащение священнослужителей в алтаре, с закрытой завесой. 16) Причащение мирян. Выносят Чашу и, как всегда, говорят: «Со страхом Божиим...»..., а хор отвечает не то, что обычно, он отвечает стихом из 33 псалма: «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих». А дальше все очень похоже на чин полной литургии, только два-три текста заменяются. Священник: «Спаси, Боже...» – обычный возглас, а хор поет: «Хлеб небесный, Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь». Потом, как на полной литургии, священник про себя: «Благословен Бог наш», а вслух: «Всегда, ныне и присно...» и осеняет всех Чашей, а хор поет: «Аминь» и «Да исполнятся уста наша...». Следует ектения и «С миром изыдем», но заамвонная молитва читается не обычная, а специально составленная для Преждеосвященной литургии, в которой испрашивается помощь Божия для того, чтобы «сокрушить главы невидимых змиев», чтобы явиться нам в посту победителями греха. 17) «Буди имя Господне...», Слава, и ныне, и псалом 33-й. Этот псалом мы имеем счастье слышать только на литургии Преждеосвященных Даров, а он должен быть на каждой полной литургии. Этот прекрасный и такой нужный текст нетрудно спеть, но почему-то его всегда опускают. 18) «Благословение Господне на вас...», «Аминь» и обычное окончание литургии – «Слава Тебе, Христе Боже наш...» и отпуст. Отпуст требует особого внимания: на Преждеосвященной поминаются святые двух дней. Это нужно твердо знать всем – и тем, кто своими устами, может быть, когда-нибудь сподобится этот отпуст произносить, и тем, кто его слышит, чтобы знать, что вечерня действительно относится к двум дням. Святые каких двух дней поминаются? Дня, который уже прошел, который уже кончился, и дня, который наступил. В пятницу на отпусте Преждеосвященной поминают святых, память которых выпала на пятницу, и тех, чья память приходится на субботу, ведь вечерня в пяток вечера соединяет эти два дня, стоит на их границе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На литургии преждеосвященных Даров и на литургии св. Василия Великого, с коею соединена бывает вечерня, и когда предносится «на входе» и потом читается св. Евангелие, — какую «входную» молитву читать: «Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех»… или же: «Вечер, заутра и полудне…» что на вечерни? На этот вопрос нет указания ни в уставе, ни в чиноположении и Учительном известии о церковном богослужении. Впрочем, судя по тому, что отправляется вечерня, читаются вечерния «светильничныя» молитвы, петы стихиры на «Господи воззвах», поется: «Свете тихий»… прокимен вечера, мы думаем, что правильнее будет читать входную молитву, положенную на вечерне: «Вечер, заутра и полудне»… То же самое должно сказать и о преждеосвященной, когда на ней положено читать св. Евангелие (Р.д.С.П., 1877 г. Как переносить при начале стихословия на литургии преждеосвященной св. агнец с престола на жертвенник? При начале стихословия, сказано в служебнике, священник отходит в предложение и, взяв из хлебоносца (дарохранительницы) преждеосвященый Хлеб, с великим благоговением полагает на святой дискос, вливает потом во святую чашу вино и воду, как то обыкновенно бывает на литургии полной (Злат. или Васил. Велик.), затем кадить звездицу и покровы и покрывает последними дискос и чашу, не произнося никаких молитв проскомидийных, а только говоря: «молитвами свв. отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Так и должно бы поступать во всем согласно с изложенными указаниями служебника. Но дело в том, что ныне хлебоносец, или дарохранительница, обыкновенно находится не в предложении, не на жертвеннике, а на престоле, потому при вынимании св. Даров из дарохранительницы совершается нечто особенное, а именно: берется святое Евангелие, лежащее на антиминсе, и ставится на престоле за антиминсом; потом развертывается антиминс, поставляется на нем дискос и полагается на него дарохранительницы преждеосвященный хлеб. После того священник с диаконом, держащим в руке свечу, или один священник, кадит престол, обходя его трижды, и, наконец, сотворив поклон св. Дарам, полагает дискос на свою главу и переносит его на жертвенник, в предшествии диакона со свечею и кадильницею. На жертвенник священник вливает вино с водою в святую чашу, кадит звездицу и покровы и покрывает последними дискос и потир. Затем священник идет к престолу, складывает антиминс и полагает на нем св. Евангелие (Р.д.С.П., 1886 г. ср. 1898 г.,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Если же служилась вседневная вечерня, то после отпустительного тропаря мы услышим неполную сугубую ектению (она начинается со слов: «Помилуй нас, Боже…») и другое окончание службы: Возглас диакона: «Премудрость!» на что лик поет «Благослови!», а иерей возглашает «Сый благословен Христос Бог наш…». Хор поет: «Аминь» и «Утверди, Боже…». Далее иерей произносит: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Хор: «Честнейшую херувим…» Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше…», хор: «Слава, и ныне». (5, с. 14). В самом конце вседневной и великой Вечерни иерей произносит великий отпуст. После отпуста поется многолетие. Выше мы говорили, что вечерня является началом суточного круга богослужения. Сейчас, после подробно ознакомления с этой службой, уместно несколько уточнить место вечерни в суточном круге. Внимательное изучение чинопоследования вечерни показывает, что граница между уходящим и наступающим днем находится внутри нее. Например, вечером в Господские двунадесятые праздники на вечерне, формально относящейся к следующему церковному дню, ради прошедшего праздника возглашаются торжественные Великие прокимны «Кто Бог Велий, яко Бог наш» или «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори». Пограничный характер вечерни хорошо виден и в службе «Прощеного воскресенья». Во время прокимна и «Сподоби, Господи» священнослужители в алтаре переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» диакон читает уже в черном облачении, и хор отвечает ему особым великопостным напевом, а не тем, обычным, который звучал в начале службы. Еще один пример – совершение Литургии после вечерни (или на вечерне) в Великий Четверг, Великую Субботу, Рождественский и Крещенский сочельники, а также Литургия Преждеосвященных Даров. Литургия, которую служат на вечерне, относится к отошедшему дню, хотя формально начались уже следующие церковные сутки (например, литургия Преждеосвященных Даров служится после вечерни среды и пятницы, но относится именно к среде и пятнице) (3, с. 44–45, 194). 2.1.3. Утреня с полиелеем в составе Всенощного бдения. Вседневная утреня

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Настали дни Великого поста, время особенное. И если мы в эти семь седмиц не поленимся, постараемся бывать в храме регулярно — мы многое узнаем, многое почувствуем глубже, чем раньше, многим обогатимся… Об особенностях великопостного богослужения расскажет наш постоянный проводник в этом мире доцент Саратовской духовной семинарии Алексей Кашкин. —Алексей Сергеевич, начнем именно с расписания — и с первой седмицы Великого поста. Почему вдруг утреня утром? Всегда ведь вечером, после вечерни. —В седмичные (будние) дни Великого поста богослужения суточного круга совершаются особым чином. Это отчасти связано с тем, что в первой половине дня не совершается Божественная литургия, отчасти с тем, что совершаемое по вечерам первой седмицы великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского — служба продолжительная и самодостаточная. На первой седмице с понедельника по пятницу утро начинается утреней, затем читается первый час, затем третий, шестой и девятый часы, изобразительны (напомним: молитвословие, совершаемое тогда, когда нет Литургии; как бы изображающее ее) и вечерня. А далее, во время других седмиц Великого поста, последовательность служб меняется: по вечерам совершается Великое повечерие, утреня и первый час, а по утрам — великопостные часы, изобразительны и вечерня. —Почему же в седмичные (будние) дни поста не совершается Литургия? —Это древняя практика, она связана с тем, что Литургия, Евхаристия — это торжество, это радость, а дни Великого поста, тем паче дни седмичные — это покаяние, скорбь падшего человека о грехах: все богослужения седмичных дней имеют покаянный характер. Кроме того, Евхаристия — это Божественная трапеза, а во времена первых христиан она была связана еще и с трапезой обычной, вполне земной. А в постный день по монастырскому уставу полагается только ужин, до вечера трапеза отменяется. Поэтому отменяется и Литургия. Единственное исключение — это совершаемая в среду и пятницу Литургия Преждеосвященных Даров, когда освящения (преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа) не происходит, но люди причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на полной Литургии (подробнее на Литургии Преждеосвященных Даров мы остановимся в следующей беседе).

http://pravoslavie.ru/77630.html

   После кондаков читается: Господи, помилуй... (40 раз). Слава, и ныне... Честнейшую Херувим... Именем Господним благослови, отче.     Священник: Боже, ущедри ны, благослови ны, просвети Лице Твое на ны и помилуй ны.     Чтец: Аминь.    Священник глаголет молитву св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего... (с 16 поклонами).    После молитвы и поклонов чтец: Трисвятое по «Отче наш». И по возгласе священника – Господи, помилуй (12 раз) и молитву: Всесвятая Троице...     Священник: Премудрость.     Хор: Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.     Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас.     Хор: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.     Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.     Хор: Слава, и ныне... Господи, помилуй (трижды).    В заключение Последования изобразительных священник произносит малый отпуст.     Хор: Господи, помилуй (трижды).    Далее сряду начинается вечерня, соединяемая с литургией Преждеосвященных Даров. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ. на литургии преждеосвященных даров    Перед началом вечерни священнослужители совершают на солее входные молитвы (по обычаю), а затем по входе в алтарь облачаются.    Входные молитвы священнослужители читают после великих поклонов на девятом часе и во время пения: Во Царствии Твоем... В составе их те же молитвы, что и на полной литургии, за исключением молитвы: Господи, низпосли руку Твою... в которой испрашивается у Господа помощь на совершение Бескровной Жертвы, что бывает на полной литургии.    Скуфьи и камилавки принято снимать, как и перед полной литургией, при целовании икон. Потом, по облачении, надевают скуфьи и камилавки и снимают перед перенесением Святых Даров с престола на жертвенник. Затем надевают их и стоят в них до пения: Да исправится молитва моя... Перед сугубой ектенией вновь надевают их и снимают перед пением: Ныне Силы Небесныя... Далее, как и на полной литургии, скуфьи и камилавки надевают пред ектенией: Прости, приимще... и остаются в них до конца литургии (кроме времени чтения заамвонной молитвы).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

В Великую Среду после «Буди имя Господне...» три великие поклона (с молитвою св. Ефрема Сирина ). Почти повсеместно и на всех преждеосвященных литургиях после «Буди имя Господне...» говорится молитва «Господи и Владыко живота моего...» – с поклонами 102 , и произносится отпуст, на котором священник поминает святого следующего дня. Особенности архиерейского служения литургии преждеосвященных Даров Встреча архиерея и чтение входных молитв совершается так же, как нами описано в чине полной (архиерейской) литургии. При облачении архиерея, как и при облачении иерея, не читаются молитвы, положенные при совершении полной литургии, протодиакон только говорит: «Господу помолимся». По открытии царских врат, протодиакон произносит: «Благослови, владыко», а первый архимандрит (или старший иерей), стоя пред престолом, возглашает: «Благословенно Царство». Затем, по закрытии царских врат, вечерня совершается обычным порядком до пения последней стихиры на «Господи, воззвах», с тем лишь отличием, что, во-первых, светильничные молитвы читает первый архимандрит в алтаре, а во-вторых, на время произнесения великой и малых ектений (только на это время) открываются царские врата. При пении при открытых царских вратах последней стихиры на «Господи, воззвах» совершается вечерний вход с Евангелием в том же порядке, как и на полной литургии, с тем лишь отличием, что по произнесении протодиаконом «Премудрость, прости», архиерей и сослужащие ему поют «Свете тихий» (а не «Приидите поклонимся»), при словах «Видевше свет вечерний» архиерей преклоняет голову и затем благословляет народ дикирием и трикирием к востоку, западу, югу и северу и потом идет в алтарь. Во время совершаемого далее каждения певчие (исполатчики) поют в алтаре «Ис полла эти деспота» трижды, и потом на клиросе (хор) -однажды. Далее до конца вечерня совершается обычным порядком, причем возгласы и священнодействия, совершаемые священником, совершаются архиереем (при словах «Свет Христов...» архиерей осеняет народ, имея в руках кадило и трикирий).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

и Слезами очистивше... Мр. гл. 9 марта под стихирами креста подразумевает те же самые, но, кроме того, и те стихиры, которые в последовании вторника 4 седмицы названы «подобными Триоди дне» и суть следующие: Посреде земли... Мертв был еси... и Его же древле Моисей... Из всех этих 6 песнопений для стихир на Господи, воззвах надобно взять 4. Остальные же два, по Типикону, надобно пропеть на утрене среды в хвалитных стихирах. На И ныне же хвалитных стихир можно петь богородичен вечерних стихир: Зрящи тя тварь..., так как он остается не пропетым во вторник, если совершается литургия преждеосвященных даров. – После стихир на Господи, воззвах – «вход, прокимен и чтения дне, и Да исправится молитва»... и т. д. Если же во вторник почему-либо не будет литургии преждеосвященных даров, то песнопения 40 мучеников поются только на вечернем богослужении понедельника, на утреннем и дневном вторника до изобразительных включительно. На вечерни же вторника они уже не употребляются; для стихир на Господи, воззвах в этом случае назначаются все 6 стихир креста. 2) Если 40 мучеников случится в четверток Великого канона, то служба их правится во вторник 5 седмицы Великого поста. 3) Если 40 мучеников случится в субботу Акафиста, то служба их правится в неделю 5-ю Великого поста. Отдел III. Глава 25. О богослужении Страстной седмицы Вечерня накануне понедельника. Хотя неделя Ваий есть господский двунадесятый праздник, но вечером этого дня после 9 часа отправляется не великая, а вседневная вечерня, подобно тому, как и в другие недели Великого поста. Порядок вечерни в неделю Ваий такой же, как и в сии последние. Отличие состоит 1) в том, что стихиры на Господи, воззвах полагаются на 6, а не на 10, и все из Триоди Постной. На Славу, а равно на И ныне поются песнопения из Триоди же. 2) Вместо великого прокимна произносится обыкновенный дневной: Се ныне благословите Господа... со стихом, причем, однако, вход после стихир на Господи, воззвах положен. 3) Для стихир на стиховне назначены особые припевы: Воспойте Господеви песнь нову...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Господи! Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того Благий, не отьими от нас, но обнови нас молящихся. Господи! В третий час Своим апостолам ниспославший Пресвятого Твоего Духа, Того Ты, Милосердый, не отними от нас, но обнови в нас молящихся Тебе. На шестом часе В воспоминание распятия Христа на кресте читается и поется: Иже в шестый день же и час на крест пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех и согрешений наших рукописаниераздери, Христе Боже, и спаси нас. Христе Боже! В шестом часу шестого дня пригвоздивший ко кресту грех, по дерзости сделанный Адамом в раю. Раздери рукописание и наших грехов и спаси нас. На девятом часе В воспоминание смерти Христовой читается и поется: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Христе Боже! В девятый час вкусивший плотию смерть из-за нас и для нас (нас ради), умертви мудрование нашей плоти и спаси нас. На конце каждого часа произносится, сопровождаясь земными поклонами 1 , краткая, но умилительная молитва Святого Ефрема Сириянина (жившего в 5-м в.); ее следует христианину для нравственного его усовершенствования постоянно помнить и произносить на всяком месте, при обуревании души тою или другою страстью. Вот она: «Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия (властолюбия) и празднословия (пустословия) не даждь ми (не дай мне)». »Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». " Ей (о!) Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков». Вечерня По окончании часов начинается вечерня словами диакона: «Благослови, владыко!». На вечерни, как обыкновенно, после ектений бывает пение: «Господи, воззвах!» Во время пения «Господи, воззвах» и стихир, святые преждеосвященные дары благоговейно переносятся из ковчега с престола на жертвенник. Господи, воззвах Вход с кадильницею – Паремии – «Свет Христов просвещает всех» После этого бывает вход из северных дверей в царские врата с кадильницею без Евангелия, а иногда и с Евангелием, если когда 2 положено бывает чтение его на литургии преждеосвященных даров. По входе начинается чтение чаще всего двух, так называемых, «Паремий», т. е. исторических и назидательных отделов из ветхозаветных книг. По прочтении первой паремии. Отворяются царские двери; и диакон, обращаясь к священнику, возглашает: повелите, т. е. предстоящим пасть ниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

и 9 мар. и храмовых, случившихся во вторник, среду и пяток, а также и в четверток и субботу, если накануне последних двух дней (в среду и пяток) не будет литургии преждеосвящ. Даров, поются тропарь и богородичен праздника; после этого во всех указанных случаях, вместо «Господи помилуй» (40 раз) положена ектенья: «Помилуй нас Боже», а непосредственно за нею «поклоны 3 великия» (с молитвой св. Ефрема Сирина ), и после них, кроме вечерни пятка 1-й седмицы, читается молитва: «Всесвятая Троице», и далее, как указано в таблице и 54-м примеч. (см. Уст., Мр. гл. 24 февр. и 9 мар., 35 и 39 хр. гл.; см. также Мр. гл. 24 март., 2-е «зри», и 25 март., 1-е «зри»); в пяток же 1-й седмицы, «идеже не быти преждеосвященной», в конце отправляемой после изобразительных вечерни, вслед за 3 великими поклонами поётся «молебный канон св. Феодора» Тирона и «бывает молитва на благословение колив», после чего непосредственно следует «Буди имя Господне» и проч. (молитва же «Всесвятая Троице» читается в конце изобразительных, а в конце вечерни чтение её не положено). 47) Сугубую ектенью: «Помилуй нас Боже», произносит иерей, «изшед из алтаря пред царские врата» («Последов. у.в.п. »). – На малой вечерне эта ектенья состоит только из 3 прошений; текст её см. в Служеб., в начале утрени, и в 1-й гл. Устава. На вседневной вечерне эта ектенья произносится вся, но без двух первых прошений («Рцем вси», «Господи Вседержителю»), которые произносятся только на великой вечерне; текст этой ектеньи находится в Служеб. в последовании вечерни, и начинается указанными двумя прошениями, опускаемыми на вседневной вечерне. – В Уставе иногда прямо говорится, какая должна быть на данный день отправляема вечерня и какие на вечерне полагаются ектеньи. Но если в Уставе только сказано: «ектенья» или «ектенья и отпуст», то следует произносить ектенью, начиная с прошения: «Помилуй нас Боже», и, следовательно, Уставом разумеется вечерня вседневная; если же в Уставе указывается, что после прокимна произносятся «ектеньи», то имеются в виду ектении: «Рцем вси» и «Исполним вечернюю», и, следовательно, отправляется вечерня великая (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010