1. Понедельник 2-й седмицы. Прмц. Евдокии. Прп. Мартирия Зеленецкого (службу зри 11 ноября). Прмцц. Анны и Матроны Макандиных Алексиевских . Прмц. Дарии Зайцевой . Вечерня . Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 21 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 5-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных утрени), Триоди, глас 4-й и глас 6-й – 3, и прмц. Евдокии (с 1 марта), глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, солнцезрачная луче...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние…», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 21 февраля). На малом повечерии в Неделю 1-ю Великого поста, накануне понедельника 2-й седмицы, поется канон (без ирмосов) святых пророков, глас 5-й, со стихирами, глас 1-й (см. в Триоди Постной), и служба прп. Кассиана Римлянина (с 28–29 февраля) . Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Примечание. О чтении Евангелия на часах Великим постом см. ниже. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. Если во вторник 2-й седмицы (2 марта) будет совершаться полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б) : На вечерне (в понедельник вечера) – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 8-й – 3, и стихиры Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная») – 3. «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»).

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-14/

     Посещение всенощного бдения очень важно для целостного восприятия и православного богослужения в общем и для Божественной литургии в частности. Фактически в этимологическом и даже содержательном смысле и всенощное бдение, и часы, и Литургия составляют одно целое – одно богослужение, которое можно, на мой взгляд, объединить под словом Литургия (в переводе с греческого – «общее дело, служение»). Но во всенощном бдении можно выделить наиболее важные моменты службы. С Божьей помощью назовем их: само начало богослужения с возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», являющимся исторгнутым из глубины жизни Церкви сугубым начальным славословием Богу, каждение на предначинательном 103-м псалме при открытых Царских вратах, вход на вечерне с последующим чтением паремий, чтение шестопсалмия, полиелей с чтением Евангелия, каждение на «Честнейшей», завершающее богослужение, великое славословие. Каждый из моментов требует предельного внимания молящегося. Поговорим о чтении паремий. К сожалению, часто приходится видеть, как люди без должного уважения относятся к чтению паремий. Как только чтец выходит на середину храма и раскрывает книгу, начиная возглашать Священное Писание, тут уж пошли и свечи ставить, и разговаривать, в общем, заниматься своими делами, упуская Слово Божье, читаемое специально для нас, являющееся животворным родником для души. И, конечно, совершается двойной грех. С одной стороны, нерадивая беспечность, когда Слово Божье проходит мимо наших ушей, мимо сердца, мимо души. Мы упускаем возможность богообщения, созерцания Господа, нашего исцеления глаголом, исходящим из уст Его. С другой стороны, в этом есть нотки святотатственные, когда человек во время богослужения поворачивается к своему Создателю внутренне – спиной, тем самым оскорбляя Его. Итак, что же такое паремия? Во-первых, ее нужно рассматривать в неразрывной связи со входом на вечерне. Когда во время пения определенных молитвословий (на воскресной службе – это догматики, на двунадесятые праздники – стихира праздника) священники выходят из алтаря северными диаконскими дверями, идут по солее, становятся напротив Царских врат лицом к ним, благословяют их с молитвой «Благословен вход святых Твоих…», что обозначает: в это время все святые и Ангелы вместе с батюшками совершают вход. Потом священник крестообразно благословляет кадилом (либо Евангелием) Царские врата, поворачивается, целует иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы возле Царских врат, благословляет свещеносцев и входит в алтарь Царскими вратами. Это священнодействие – символ того, что Христос пришел в мир спасти людей. Царские врата символизируют Пресвятую Богородицу, посредством Которой Спаситель пришел в мир. Возглас «Премудрость, прости» обозначает, что сейчас будет звучать слово Премудрости, внимая которое мы должны стать ровно, выпрямиться, но не только внешне, но и внутренне.

http://pravoslavie.ru/98938.html

Вечернее богослужение во вторник первой седмицы Великого поста в Сретенском монастыре 8 марта 2011 г. Рейтинг: 8.7 Голосов: 126 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Вера 31 марта 2014, 21:19 Дорогие отцы, объясните пожалуйста является ли книга Новый Завет и Псалтирь от Христианского общества " ГЕДЕОН " православной? галина 4 марта 2014, 22:24 слава Богу за такую возможность!как будто в Храме побывала!работаю на улице.поэтому нет возможности побывать ни утром ни вечером.а душа просит.слушала запись-сердце пело! Дария 4 марта 2014, 14:03 Спаси Господь! Приход за 330 км. Оксана Петру 20 марта 2013, 01:43 Спасибо большое за возможность прослушать Великопостые службы на русском языке,действительно душа радуется.Спасибо всем вам за ваш труд. Оксана, Кипр. Странник 19 марта 2013, 23:43 Прочитал дифирамбы. Восторг людей мне понятен, marija даже предлагает мозг Богу отдать, только беда твоя marija в том что мозг твой ,да любой мозг Богу не нужен. Ему нужно сердце наше очищенное от страстей. В другой будь повнимательней когда начинаешь разглагольствовать. О службе. Хор-профессионалы ничего не скажешь, но есть одно но. Не оправдано длинная пауза между ирмосами и припевами, между катавасией и ирмосом и между тропарями и припевами. Мне лично больше нравится когда читает игумен Тихон. После Патриарха Кирилла он первый чтец, кому бы я отдал пальму первенства. Жаль что он не весь канон читает как это было два года назад. О.Ивов мог подготовится получше, всё таки трансляция на весь мир идет. А один иеромонах из-за неоправданно больших пауз(очевидно) на 6-й песне не дождался припева сходу на тропарь перешёл. Всё это конечно мелочи если не учитывать того,что Сретенский монастырь лицо нашей Великой державы, а хор-лицо монастыря. Написал я это не для того,чтобы кого-нибудь обидеть просто считаю что критика должна иметь место, чтоб не расслаблялись. Простите меня грешного. Владимир 19 марта 2013, 21:52 Конечно очень здорово слушать аудиозапись и одновременно самому читать канон святого Андрея Критского. Спасибо вам огромное. Хор поёт божественно!

http://pravoslavie.ru/45169.html

Где помолиться в новогоднюю ночь? Храмы Москвы и Санкт-Петербурга, где пройдут молебны на начало Нового года и литургии в новогоднюю ночь 29 декабря, 2014 Храмы Москвы и Санкт-Петербурга, где пройдут молебны на начало Нового года и литургии в новогоднюю ночь Сегодня все больше людей встречают наступление Нового года в храмах, посещая молебны на начало Нового года и литургии в новогоднюю ночь. Правмир составил список храмов Москвы и Санкт-Петербурга, в которых 31 декабря и 1 января пройдут такие богослужения. Список составлен на основе информации, размещенной на сайтах приходов, но редакция рекомендует заранее позвонить в выбранный храм на случай изменения времени богослужений. МОСКВА Храм Христа Спасителя 19.00. Новогодний Патриарший Молебен. Сретенский монастырь, ул. Б. Лубянка, д. 19, к. 1 18:00. Вечернее богослужение. Полиелей. 23:00. Новогодний молебен. Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2-й Троицкий переулок, д. 6а, стр. 9 17:00. Вечерня. Утреня. Полиелей. 00.00. Литургия. Храм мц. Татианы при МГУ, ул. Большая Никитская, д. 1. 15.00. Новогодний молебен. Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение) Большая Никитская, дом 18 17.00 — новогодний молебен Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, Софийская набережная, д. 32. 22.00. Утреня. Часы. Литургия. Донской ставропигиальный мужской монастырь, Донская пл, 1-3 31 декабря 16.40 — вечернее богослужение, по окончании — новогодний молебен. 1 января 0.00 — Божественная литургия (Большой собор) 9.00 Вторая Божественная литургия. Покровский собор в Измайлово, Серебряный остров, д.1, стр. 1. 22.30. Ночная служба – Утреня, Часы, Божественная литургия. Служба мч. Вонифатию и прп. Илии Печерскому. Храм Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове, ул. Байкальская, д.37а. 18.30. Молебен на начало нового года Храм Рождества Христова в Измайлово, Измайловский пр., 28 17.00. Новогодний молебен. Храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, ул. Маросейка, дом 14/2, строение 3. 18.00. Молебен на начало Нового года.

http://pravmir.ru/gde-pomolitsya-v-novog...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ [греч. ψυχοσββατα - субботы (поминовения) душ (усопших), ср. рус. «задушные субботы»], или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы , посвященные поминовению (см. ст. Заупокойное богослужение ) всех без исключения усопших правосл. христиан. Вселенское поминовение составляет главную тему богослужения В. с. в отличие от др. суббот года, в т. ч. проч. родительских, богослужение к-рых посвящено в первую очередь прославлению всех святых и лишь во вторую - поминовению усопших. В. с. принадлежат годовому подвижному кругу богослужения, находясь в самом начале и самом конце этого периода - перед неделей о Страшном суде (1-я В. с., мясопустная) и перед неделей Пятидесятницы (2-я, Троицкая). Тем самым вселенское поминовение всех от века усопших как бы обрамляет собой важнейший период церковного года - период пения Триоди. В Типиконе Великой ц . IX-X вв. только мясопустная суббота имеет заупокойную службу на литургии (прокимен из Пс 36, Апостол 1 Кор 10. 23-28, аллилуиарий со стихом из Пс 64, Евангелие Лк 21. 8-36 (вероятно, с пропуском стихов 10-24 и 28-32 - так в рукописях служебного Евангелия, хотя Типикон об этом умалчивает), причастен Притч 10. 7) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2, 136). В субботу перед Пятидесятницей назначаются чтения Деян 28. 1-31, Ин 21. 14b - 25. В послеиконоборческих визант. монастырских Типиконах В. с., сохраняя литургийные чтения Типикона Великой ц., получают сугубо заупокойное последование на вечерне и утрене. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 234-235, 272), в мясопустную субботу соединяются 2 последования, субботнее из Октоиха и заупокойное из Триоди. Минейная служба рядового святого отменяется, кроме случаев совпадения с большими праздниками. На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуия» ; на утрене вместо «Бог Господь» - «Аллилуия» на 8-й глас, затем тропарь 8-го гласа    (  ) с богородичном (в конце вечерни тропаря нет).

http://pravenc.ru/text/Вселенские ...

О богослужении Западной церкви. Статья 2. О богослужебных временах Западной церкви и их принадлежностях Источник I. Богослужебные времена храмовые В течение суток западное духовенство семикратно 1 славословит Бога: три раза ночью и четыре раза днем, и потому имеет вечерню, повечерие, утреню, первый, третий, шестой и девятый час. Этот круг суточного Богослужения латинское духовенство совершает в кафедральных, коллегиальных и монастырских Церквах в хоре, а во всех прочих Церквах частным образом в доме. Это седмикратное Богослужение, по символике западной, соответствует семи главным обстоятельствам в страданиях Спасителя 2 и вместе напоминает нам разные периоды нашей жизни. 3 Сие Богослужение имеет на западе три главных чина: Римский, Медиоланский и Мозарабский. В состав вечерни (vesperae), по Римскому чину, кроме молитвы Господней и Богородичной (Ave Maria) и призывания, входят пять псалмов, главизна (capitulum) из Св. Писания, гимн со стихом, песнь Богоматери (magnificat), антифоны, одна или несколько молитв (oratio); по Медиоланскому чину – приветствие (Dominus vobiscum), которое повторяется в продолжении вечерни пять раз, светильничен (lucernarium), антифоны, гимн, респонсорий, пять псалмов, троекратное Господи помилуй, молитва дня, песнь Богоматери, еще антифоны с троекратным Господи помилуй и другая молитва дня. 4 По Мозарабскому чину приветствие, хвалитны (laus), респонсорий (sonus), антифон, другие хвалитны (laus), гимн, прошение (supplicatio), главизна (capitulum) и молитва Господня с благословением (benedictio), третии хвалитны, при пении которых бывает каждение по всей церкви, и молитва дня. Повечерие (completorium) по чину Римскому состоит из главизны, исповедной молитвы (confiteor), четырех псалмов, краткого (breve) респонсория, песни Симеона (Nunc dimittis), и молитвы; к сему присоединяется еще антифон Богородичен и молитва, которая изменяется судя по времени. Повечерие Медиоланское начинается так же, как и Римское, потом следует гимн и три псалма с малым славословием, за сим три псалма с аллилуйя, небольшой Апостол, краткий респонсорий, песнь Симеона, антифон Богородичен и исповедная молитва . По чину Мозарабскому на повечерии сперва читается два псалма с троекратным аллилуйя, далее один псалом просто, еще два псалма с гимнами и потом прошение (supplicatio); служба оканчивается так же, как и по Римскому чину.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

О служении двух Литургий Типикон при изложении чинопоследований суточного круга богослужения имеет в виду служение только одной литургии, которая в обычное время года должна быть совершаема около полудня - откуда происходит ее название в просторечии: «обедня», в некоторые же праздники «порану, труда ради бденнаго», то есть ранним утром, а в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Благовещение Пресвятой Богородицы, «егда прилучится в пост», а также в Великий Четверток и в Великую Субботу литургия, по Уставу, должна совершаться во второй половине дня - в соединении с вечерней, по отпетии всех часов и чина изобразительных. Служения двух литургий в один день, хотя бы то был великий праздник, Типикон не знает. Тем не менее в русской богослужебной практике существует обычай служения в один день двух литургий - ранней и поздней, а иногда и более. В обычное время года служение двух литургий не вызывает недоумений. Но как совершать две литургии в дни, когда Церковный Устав указывает служить литургию в соединении с вечерней, по отпетии часов и изобразительных? Для правильного решения этого вопроса в смысле сохранения верности церковной традиции и идейного значения самих служб часов, изобразительных и вечерни, с которыми связано в Типиконе совершение литургии в навечерия великих праздников Рождества Христова и Богоявления, а также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Великий Четверток и в Великую Субботу, следует учесть, что 1) совершаемые в навечерия Рождества Христова и Богоявления «царские» (или великие) часы представляют собой особое чинопоследование, исторически возникшее на основе раннехристианского обычая встречать эти праздники начиная с предшествующего вечера в чтении Священного Писания, пении псалмов и особых праздничных антифонов. В этом смысле они отличаются от наших повседневных часов, возникших на основе древнеиноческого келейного правила псалмопения. Различное происхождение тех и других часов - одних, как нарочитого праздничного последования, а других как обычного часового псалмопения - позволяет совершение их в один и тот же день. История богослужения подтверждает возможность двукратного совершения часовых служб. Так, еще в XII beke в иерусалимском храме Воскресения Патриарх совершал со своим клиром часы Великого Пятка, затем монахи палестинских монастырей служили на Голгофе другие часы (Святогробский типикон 1122 года, изд. А. Пападопуло-Керамевсом. Anavlekta staculogivaz. Т. 2. С. 147);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3752...

Организованы крещенские купания января 2023 В праздник Крещения Господня, или Богоявления, 18-19 января, в Санкт-Петербурге организуются крещенские купания. Большая городская иордань расположена в акватории Невы у Петропавловской крепости между Трубецким и Нарышкиным бастионами. Чин великого освящения воды в ней совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 19 января в 13:00. Полный список крещенских иорданей опубликован на сайте регионального управления МЧС . В нем возможны изменения в связи с погодными условиями. Адреса и время работы иорданей в Ленобласти можно посмотреть на сайте правительства региона. Василеостровский округ Успенское подворье Оптиной пустыни 18 января 08:00 - Царские часы, изобразительны; 09:40 - великая вечерня и Божественная литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды; 16:50 - вечернее богослужение. 19 января 06:40 - часы, Божественная литургия; 09:40 - часы, Божественная литургия; 16:50 - вечернее богослужение. Погружения в иордань: с 11:00 18 января до 05:00 19 января; с 10:00 до 23:59 19 января.   Колпинский округ Свято-Троицкий собор 18 января 09:00 - Царские часы; 10:00 - великая вечерня, Божественная литургия. Великое освящение воды; 17:00 - Всенощное бдение, освящение иордани. 19 января 09:30 - часы, Божественная литургия. Великое освящение воды; 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 17:00 - великая вечерня. Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 23:59 19 января. Храм святого благоверного великого князя Александра Невского 18 января 09:00 - Царские часы, изобразительны, Великая вечерня, Божественная литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды; 17:00 - Всенощное бдение с литией. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 17:00 - великая вечерня. Погружения в иордань: с 19:00 18 января до 01:00 19 января; с 12:00 до 23:59 19 января. Курортный округ Храм святых апостолов Петра и Павла 18 января 08:30 - Царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды;

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Правление бывшего герцога Курляндского с 17-го октября по 9-е ноября 1740 года 92 3593 . – 18 октября. О рассылке новой формы возношения на богослужении имён Высочайшей фамилии По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказали : из напечатанных в С.-Петербурге при Троицком Александро-Невском монастыре форм, каким образом отныне Его Императорское Величество и Высочайшую Его Императорского Величества фамилию и Его Высочества регента Российской Империи Иоанна герцога Курляндского во всех церковных священнослужениях на ектениях и прочих, где надлежит, местах воспоминать, для надлежащего исполнения к синодальным членам и в прочие подчинённые Святейшему Синоду места разослать при указах, сколько куда надлежит (Д. 482 – 1740 года). Форма возношения на богослужении имён Высочайшей фамилии Во-первых, на великих ектениях на вечерне, утрене и литургии. О Благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе нашем Императоре Иоанне Антоновиче всея России, о благоверной Государыне Принцессе Анне и о супруге Её; о Благоверной Государыне Цесаревне Елисавете Петровне; о Его Высочестве регенте Российской империи Иоанне Герцоге Курляндском; о всей Палате и воинстве их – Господу помолимся. В сугубых ектениях на вечерне, на литии, на утрене и литургии. Ещё молимся о Благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе нашем Императоре Иоанне Антоновиче всея России, о державе, победе и прочая. Ещё молимся о Святейшем Правительствующем Синоде и прочая. Ещё молимся о Благоверной Государыне Принцессе Анне и о супруге Её, о Благоверной Государыне Цесаревне Елисавете Петровне. Ещё молимся о Его Высочестве регенте Российской Империи Иоанне Герцоге Курляндском. На великом выходе в литургии. Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Иоанна Антоновича всея России, да помянет Господь и прочая. Благоверную Государыню Принцессу Анну и супруга Её; Благоверную Государыню Цесаревну Елисавету Петровну, да помянет Господь Бог и прочая. Его Высочество регента Российской Империи Иоанна Герцога Курляндского, да помянет Господь Бог и прочая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прокимен (προκεμενον — «предлежащее») — библейский стих (чаще всего из псалма), подобранный в соответствии с содержанием праздника или службы. В нашем богослужении прокимен по факту чаще всего поется перед чтением Священного Писания, однако есть и исключение: на вечерне в большинстве случаев прокимен поется без последующих библейских чтений. Ежедневные прокимны Вечерни На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется. Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день. Исключения из вышеизложенного правила: Великие прокимны Вечерни В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими. Великих прокимнов в современном богослужении четыре: Прокимны Утрени Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном. В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа: На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается. На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением). Прокимны Часов Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения: Прокимны литургии На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа: Источники текстов прокимнов

http://azbyka.ru/prokimen

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010