Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 46. Вечернее богослужение Общая схема и смысл вечерни. Ее связь с трапезой и Евхаристией Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня мы начнем разговор о Вечерни. Нам понадобиться не одно занятие, чтобы объяснить ее структуру, отдельные части и смысл. Сначала обратимся к истории. Первоначально не было таких основных служб, как вечерня или утреня. Были лишь молитвенные часы (3, 6 и 9), и то, это было домашнее молитвенное правило, состоящее из нескольких псалмов и молитвы «Отче наш». Вечерня появилась из общей вечерней трапезы, которая называлась трапезой любви (Агапой), и сначала завершалась Евхаристией, а затем, когда Евхаристия переместилась на утро, превратилась в благотворительную и поминальную трапезу. И вот с этого времени прежнее евхаристическое вечернее собрание стремится обрести свой собственный молитвенный чин. И в этом – исток появления Вечерни. Причём, возникающая Вечерня продолжает рассматривать себя в качестве подготовки к утренней Евхаристии, т.е. её чин складывается как пред-евхаристический. И до сих пор существует требование участвовать в вечернем богослужении готовящимся к причащению! В Православной Церкви вообще литургический день начинается с захода солнца, согласно библейскому последованию творения: «И был вечер, и было утро: день один» ( Быт. 1. 5 ). Начинается вечерня на закате дня, т.е., когда еще светло и солнце не зашло. По объему вечернее богослужение сравнительно краткое. Потому что, будучи первой службой церковного дня, она вместе с тем является одной из последних служб дня естественного, когда сил на длительную службу уже нет. Устав различает несколько типов вечерни – вседневную, великую и малую: Вседневная вечерня совершается по будням; Великая – накануне воскресных и праздничных дней; Малая – лишь в некоторых монастырях перед трапезой, предшествующей всенощному бдению, чтобы не оставлять вечернее время совсем без молитвы. В большинстве случаев она не совершается никогда.

http://azbyka.ru/video/46-vechernee-bogo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 52. Обряд Тихого Света Возжжение светильника вечером Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем знакомится с частностями Вечернего богослужения. Итак, после псалмопения с чередованием иерейских молитв и церковных песнопений, наступает кульминационный момент вечернего богослужения пение Гимна под названием «Свете тихий», в котором этим Светом святой славы бессмертного Отца Небесного, именуется Христос. Мы, прийдя на закат солнца и увидев свет вечерний, воспеваем Бога – Отца, Сына и Святого Духа, говоря, что Он, как Сын Божий, дающий жизнь, достоин быть воспеваемым и прославляемым во все времена благоговейными (преподобными) устами. Для нас Господь — Свет Немеркнущий и Незаходящий. Заметим, что в этом песнопении нет просьбы или какого-то прошения, даже хвалебный и благодарственный характер в нем пребывает прикрыто. Это гимнография созерцательного характера. Слова «пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний» выявляют тематическую связь гимна с вечерним временем суток. Именно этот текст определяет во многом характер Вечерни. В.З. В ранней Церкви пение данного гимна сопровождал обряд возжжения светильников. Этот обряд восходит еще ко временам ветхозаветного вечернего богослужения, совершавшегося в скинии, когда Аарон вечером перед воскурением фимиама зажигал лампады ( Исх. 30 ;8). Книга Левит указывает, в чем заключалась обрядовая сторона этого богослужения: „И сказал Господь Моисею, говоря: Прикажи сынам израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник… На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда” ( Лев. 24:1-4 ). Как видим, в центре этого богослужения находился обряд возжения и поставления светильника, перед которым Аарон воскурял фимиам и который затем горел „пред Господом от вечера до утра”. Обряд вечернего возжигания светильника у иудеев считался настолько священным, что он не был забыт после разрушения Иерусалимского храма, и талмуд предписывает воздавать славословие Богу, зажигая вечером светильники 2 .

http://azbyka.ru/video/52-obrjad-tihogo-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Статьи Собрание статей отца Александра Шмемана — великого православного богослова и пастыря XX века. Статьи, довольно грубо, можно разбить на три темы: литургическое богословие, Церковь, современное положение Православия. В данное собрание вошли следующие статьи отца Александра Шмемана: Пост и Литургия Авторитет и свобода в Церкви Богослужение в секулярный век Исповедь и причастие Богословие и богослужение По поводу богословия соборов Богослужение и таинства Догматический союз Задача православного богословия сегодня Знаменательная буря Литургическая реформа: Дебаты Литургия и эсхатология Мир в свете православной мысли и опыта Миссия Православия Можно ли верить, будучи цивилизованным? О христианской любви Обновление Освящение жизни Основополагающий вопрос О чуде Православное богослужение Православный мир: прошлое и настоящее Рождественское богослужение Православной Церкви Русское богословие 1920–1972 Светлая печаль Свобода в Церкви Святая святым Символ веры Символы и символизм византийской литургии Таинство и символ Таинство любви Церковь после апостолов Школа русского богословия Дети и Церковь Статьи Пост и Литургия Заметки по литургическому богословию Перевод Наталии Безбородовой Оригинал на сайте Schmemann.org Литургические правила Православной Церкви предписывают совершать Божественную Литургию после Вечерни в определенные дни поста. А именно: в четверг и субботу Страстной Седмицы Великого Поста, вечером накануне Рождества, Богоявления и праздника Благовещения. Как и Литургия Преждеосвященных Даров, она всегда служится после Вечерни. Как мы помним. Типикон предписывает определять время для совершения Вечерни, ориентируясь на заход солнца, но не в определенные часы дня. Всем уже давно известно, что это правило сегодня стало мертвой буквой, и исполняется лишь формально, таким образом, что не Литургия переносится на вечер, а наоборот, Вечерня совершается утром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Содержание (ИСТОРИКО-ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)    История не сохранила до нашего времени литературных свидетельств о существовании в раннем христианстве вечернего богослужения, которое имело бы значение нарочитого молитвенного освящения христианами вечернего времени, вне связи с евхаристией или с агапой. Возможно, что такого отдельного от евхаристии и вечери любви общественного богослужения не существовало. Но, с другой стороны, было бы неправильным отрицать существование в раннем христианстве самой идеи молитвенного освящения вечера и выражение ее хотя бы в самых простейших литургических формах, доступных для общей молитвы членов тех „домашних” церквей, о которых говорит ап. Павел (Римл. 16:4).    Апостолы происходили из иудеев, и свою проповедь о Христе распространяли в первую очередь среди своих благочестивых соплеменников. Это обстоятельство обусловливало существование некоторых связей между Новозаветной церковью и центром религиозной жизни иудейства — ветхозаветным храмом. Наличие этой связи отмечает Дееписатель, когда говорит, что первые христиане „каждый день единодушно пребывали в храме” (Деян. 2:46) и что „Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый” (Деян. 3:1). Предание сохранило сведения о том, что первому епископу Иерусалимской христианской общины, ап. Иакову не возбранялось входить даже во „Святая”, и его обычно видели в храме стоящим на коленях и молящимся. Эта связь первых христиан с Иерусалимским храмом прекратилась только в связи с рассеянием их из Иерусалима после мученической кончины первого диакона св. Стефана (Деян. 8:1). Но и после этого слово благовестил о Христе неслось в первую очередь к иудеям рассеяния, так что до средины II века основной контингент членов Церкви составляла диаспора.    Обращаясь к религиозной жизни ветхозаветного иудейства, мы видим, что еще книга Исход предписывала евреям совершение в скинии нарочитого вечернего богослужения: „И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши” (30,8). Книга же Левит указывает, в чем заключалась обрядовая сторона этого богослужения: „И сказал Господь Моисею, говоря: Прикажи сынам израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения и скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда” (24, 1 —4). В центре этого богослужения находился обряд возжения и поставления „вне завесы ковчега откровения и скинии собрания” светильника, перед которым Аарон воскурял фимиам и который затем горел „пред Господом от вечера до утра”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

Чин соборования в храме в честь Воскресения Словущего на Успенском Вражке ЖМП 4 апрель 2022 /  11 апреля 2022 г. 18:00 В суете будней сохранить главное ПРЕЛОМЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ВЕЛИКОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩИНАХ: ЦЕЛИ И СМЫСЛЫ СОВМЕСТНОГО  ДЕЛАНИЯ ПАСТЫРЕЙ И ПАСТВЫ Во время Великого поста от священнослужителей и мирян требуется особое напряжение сил — как душевных, так и физических. Как, не за­бы­вая о делах повседневных, не впасть в суету, уделяя главное внимание Святой Четыредесятнице? О важных аспектах созидания приходской жизни в это спасительное время «Журнал Московской Патриархии» поговорил со священнослужителями.  PDF-bepcuя. Литургия Преждеосвященных Даров: утром или вечером? Согласно богослужебному уставу, Литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, что отвечает порядку совершения самой вечерни, входящей в состав богослужения, а также согласуется с возможностями современного человека, в дневное время обремененного работой и прочими обязательствами. «Литургический опыт, который получает верующий при участии в Литургии Григория Двоеслова, особенный. Мы обязательно должны дать возможность нашим прихожанам пережить его. Кроме того, перенос чинопоследования вечерни на положенное ей время суток позволяет точнее воспринять это богослужение», — замечает епископ Волгодонский и Сальский Антоний . В некоторых удаленных от пределов Отечества епархиях Русской Церкви (например, в Сурожской , объединяющей приходы Великобритании и Ирландии) православных храмов немного. Поэтому прихожанам, как правило, требуется время и силы на дорогу, чтобы успеть к началу богослужения. Потому вечернее время совершения Литургии Преждеосвященных Даров для людей может оказаться наиболее подходящим. «В Успенском кафед­ральном соборе Лондона за последние годы уже сложилась традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время, которая была принята прихожанами с радостью, — рассказывает секретарь Сурожской епархии иерей Димитрий Недоступенко. — Несколько последних лет Преждеосвященные Литургии в нашем храме совершались еженедельно: по средам — в вечернее время, по пятницам — утром. В условиях столичного мегаполиса практика совершения Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время вполне оправданна. Такое расписание позволяет практически всем хотя бы один раз за пост поучаствовать в службе».

http://e-vestnik.ru/analytics/v_suete_bu...

Какого числа Радоница в 2024 году? Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. 28 апреля, 2020 Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. Радоница в 2024 году – какого числа? Радоница – 9-й день после Пасхи – родительский день, день особого поминовения усопших. Подробнее об этом – в статье! Радоница в 2024 году – какого числа? Радоница в 2024 году – 14 мая Радоница в 2025 году – 29 апреля Радоница в 2026 году – 14 апреля «Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Радоница в 2024 году – 14 мая. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

http://pravmir.ru/radonica/

III. Богослужение несториан Общественное богослужение немыслимо: 1) без места; 2) без определенного времени; 3) без лиц священнодействующих, и 4) свящ. действий. А потому в исследовании о богослужении несториан мы предложим: А) о месте; В) о времени общественного богослужения у несториан; С) о священнослужителях, и D) о священных действиях. А. Место общественного богослужения у несториан Местом общественного богослужения у несториан служат храмы. Устройство их отличается особенною верностью древним церквам; так, например, в настоящее время у несториан находятся крещальни почти при каждом храме. Церкви всегда устрояются алтарем на восток; внутри имеют следующее расположение 79 : церковь по большей части, состоит из трех частей – 1) из притвора, или паперти 80 ; 2) собственно храма (νας, navis), где стоят миряне, клиросов, отделенных от храма решеткой, и 3) из алтаря. Святилище, или алтарь, отделяется от храма перегородкой, вход чрез которую закрывается завесою. Каменный престол устрояется посредине алтаря, а перед ним находится ступень, на которую священник становится во время богослужения. На клиросах, которые, большею частью, отделяются решеткой от храма, где стоят миряне, ставятся два каменных налоя, один для чтения богослужебных книг, а другой для чтения Нового завета. Крещальня занимает южную сторону алтаря и служит, вместе с тем, ризницею. В других храмах 81 на северной стороне алтаря устрояются усыпальницы для настоятелей церкви. В. Времена общественного богослужения У несториан можно разделить на три разряда: 1) на суточное богослужение, 2) недельное и 3) годичное. а) Суточное богослужение Церковные сутки у несториан, равно как и у всех восточных христиан, начинаются и считаются с солнечного заката. На исходе дня у них отправляется богослужение, называемое вечернею. После нее собрание прежде расходилось по домам и в сумерки возвращалось в церковь на повечерие. Эта последняя служба ныне совсем оставлена и бывает только во время Великого поста, в течение трех дней поста ниневитян и накануне тех праздников, когда она соединяется с вечернею и составляет одну с нею службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  3.7 из  5) Словарь церковных терминов Авва (арамсйск. «отец») – молитвенное обращение к Богу Отцу. В восточных церквах аввами называют настоятелей монастырей и старцев-подвижников. Акафист (греч. букв.: не сидящий) – цикл хвалебных песнопений и молитв в честь Иисуса Христа, Богородицы святых, которые исполняются стоя. Акафист состоит из 25 песнопений, из них 13 завершаются возгласом «Аллилуйя», а 12 обращенных к Богородице – возгласом «Радуйся». Амвон (греч.: край горы) – возвышение перед иконостасом и Царскими вратами в церквах, с которого священники и диаконы (на амвон всходить разрешается только им) ведут богослужения. Аналой, налой (греч.) – в православных храмах стол, на который во время богослужений кладутся Евангелие, крест и иконы (для поклонения верующих). Антиминс (греч. вместопрестолье) – обязательная принадлежность богослужения: четырехугольный плат из льняной или шелковой материи, на котором изображено положение Иисуса Христа во гроб; по углам – лики евангелистов-благовестников Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а в центре плата помещаются частицы святых мощей. Апостол (греч. посол, посланник) – в древности так называли странствующих проповедников веры. В Новом Завете апостолами названы двенадцать ближайших учеников Иисуса Христа: Симон (Петр), Андрей, Варфоломей, Иоанн, Матфей, Симон Зилот (по другой версии – Симон Кананит), Фаддей (или Иуда, сын Иакова), Филипп, Фома, Иаков – сын Алфея, Иаков – сын Зеведея и брат Иоанна, Иуда Искариот, предавший Христа. Апостолом называл себя и Павел, хотя учеником Иисуса он и не был. Артос – «просфора всецелая»: квасной хлеб, освящаемый молитвой на Пасху; его хранят всю пасхальную неделю, а в субботу раздают верующим. Архиепископ – старший епископ (см.). Архимандрит – высший монашеский чин, присваиваемый настоятелям монастырей, а также монашествующим лицам, которые занимают в церкви высокие административные должности. Вечерня – первая часть суточного богослужения (церковные сутки начинаются вечером). Суточный круг богослужений состоит из 9 служб, посвящаемых церковным событиям: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, б и 9й часы, литургия. Вечерняя посвящается воспоминаниям о сотворении мира Богом, грехопадении и раскаянии людей, об их надеждах на Спасителя. В канун больших праздников служится Вечерня великая.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

И был вечер, и было утро: день один Почему утреню у нас служат вечером, после вечерни, и все это вместе с первым часом именуется всенощным бдением? 19 мая, 2014 Почему утреню у нас служат вечером, после вечерни, и все это вместе с первым часом именуется всенощным бдением? Тема нашей очередной беседы с Алексеем Кашкиным, кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, — освящение времени. Освящение суток. Суточный круг богослужения. Как этот круг сформировался, в чем его смысл, почему необходимо жить по его часам? — Для начала вопрос, задаваемый многими: почему богослужебные сутки начинаются с вечера? — Это заимствовано христианством из иудейской традиции: и был вечер, и было утро — день один (Быт. 1, 5). У иудеев до сих пор шаббат — субботний покой — начинается перед заходом солнца в пятницу. — Как исторически складывался богослужебный круг? Когда-то ведь была только одна Евхаристия… — Да, в первые века христианства, действительно, была Евхаристия и, как правило, соединенная с нею агапа — трапеза любви. Но такие богослужения, как вечерня и утреня, сложились очень рано. Вечерня была призвана освятить темное время суток, утреня — светлое. По Типикону, вечерня должна совершаться после захода солнца, утреня начинается до восхода, завершается, когда солнце уже взошло. В III веке, как сообщают документы, вечерня была короткой и главным в ней было внесение в богослужебное помещение светильника. За этим следовали благословение, чтение Священного Писания, короткая молитва и отпуст. Утреня же отделилась от агапы. В древности утреннее богослужение включало в себя две библейские песни: песнь Моисея и песнь трех отроков в печи огненной (из книги пророка Даниила). Пелись также некоторые псалмы и Великое славословие, которое мы поем и сегодня: «Слава в вышних Богу…». В последующие века чинопоследования вечерни и утрени расширялись, и появились часовые богослужения — часы, как мы их называем, 1й, 3й, 6й и 9й. — Почему часы именно так нумеруются? Каково содержание часовых богослужений и когда они совершаются в храме?

http://pravmir.ru/i-byil-vecher-i-byilo-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРЕМИЯ [Греч. παροιμα - притча], в православной литургической терминологии обозначение отрывка ВЗ, звучащего за богослужением в качестве библейского чтения. Наименование связано с тем, что в LXX заглавие Книга Притчей Соломоновых, отрывки которой особенно часто используются в качестве П., передано как Παροιμαι (встречается и иное толкование термина, в котором слово παροιμα осмысляется как «прообраз», т. е. П. из ВЗ содержат прообразы событий НЗ). П., как правило, группируются в циклы из 3 чтений. Вне великопостного периода П. звучат только на вечернях накануне праздников, по 3 чтения, специально подобранные по содержанию праздника. Особые случаи - навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления , когда П. также включаются в службы царских часов (по 1 П. на каждом часе), а на вечерне вместо 3 П. звучат 8 (3+3+2) и 13 (3+3+7) П. соответственно; в навечерие Богоявления 3 П. также читаются в конце вечерни (и литургии, если она не переносится), в составе чина великого водоосвящения. Великим постом П. читаются с понедельника по пятницу ежедневно: 1 чтение - на 6-м часе, 2 - на вечерне; такой порядок, во-первых, связан с отсутствием полной литургии в будние дни поста (и, следов., с отсутствием ежедневных чтений из НЗ); во-вторых, отражает древнюю практику предкрещального оглашения , совершавшегося Великим постом (в частности, в К-поле наставления должны были произноситься между дневной службой тритекти - «третье-шестого [часа]» - и вечерней; т. о., цикл из 1 чтения на 6-м часе и 2 на вечерне в действительности представляет собой единый цикл из 3 чтений). Великопостные П. заимствуются из Книги прор. Исаии (на 6-м часе), Бытия и Книги Притчей Соломоновых (на вечерне). На Страстной седмице с понедельника по пятницу воспроизводится великопостный порядок чтения П., но тексты берутся уже из Книги прор. Иезекииля, Исхода и Книги Иова, причем в Великий четверг вместо 6-го часа П. читается на 1-м часе (и заимствуется из Книги прор. Иеремии, а не Иезекииля), в Великую пятницу П. (из разных пророческих книг) читаются на каждом из часов, к-рые образуют последование царских часов (именно этому последованию подражают царские часы в навечерия Рождества Христова и Богоявления). Последовательное чтение в период Великого поста и Страстной седмицы П. из 3 основных разделов ВЗ - Закона (книг Бытие и Исход), Пророков (Книг прор. Исаии и прор. Иезекииля) и Писаний (Книги Притчей Соломоновых и Книги Иова) - подчеркивает характер этого времени углубленного изучения Библии.

http://pravenc.ru/text/2579024.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010