прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 10. Сегодня мы продолжаем нашу тему о истории ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака, Иакова Вы помните, когда Господь являлся Иакову, точно так же, как в случае с Авраамом, повторилось обетование: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, к северу и к полудню; и благословятся в тебе все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты не пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (28:13–15). Об этом мы говорили при видении лествицы Иакова. Мы говорили о том, что у Иакова родилось 12 сыновей и что спустя 20 лет своей жизни он приходит опять в Землю обетованную со своим многочисленным семейством. Жизнь Иакова, как никакого другого патриарха, была исполнена различных злоключений, но самые серьезные испытания провидение готовило ему через наиболее любимого сына – через Иосифа. В библейской истории Иосиф предстает перед нами впервые 17-летним юношей. Как любимый сын, он постоянно присутствует рядом со своим отцом и изредка навещает своих братьев, которые пасли стада. В простодушии своем Иосиф часто рассказывает отцу о различных поступках братьев – и добрых и злых, которые не отличались высокой нравственностью. Постепенно ненависть братьев все более и более усиливалась, они уже буквально не могли видеть своего брата и воспринимать его без раздражения. Особо раздражала их разноцветная одежда, которую носил Иосиф. «И увидели братья, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно» (37:4) То, что Иосиф был чистым и душой и сердцем, показывают нам его сны, и он чистосердечно рассказывал братьям, что ему приснилось. Приснилось ему следующее: вот мы вяжем снопы посреди поля, вот мой сноп встал прямо, и вот ваши снопы стояли кругом и поклонились моему. «И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами, неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его». А он опять видел сон, опять пересказывает, что луна, солнце и звезды одной звезде кланяются. И еще более раздражения вызывает все это. И сказано:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пророчество о Примирителе, моющем одежду в крови: как его расшифровать? 8 мин., 29.12.2022 Журнал «Фома» традиционно приглашает вас, дорогие читатели, пройти вместе дорогой к Рождеству. Каждый день в  Рождественском онлайн-календаре  мы создаем для вас предвкушение праздника, или напоминаем о важных смыслах поста: один день — один подарок. В Ветхом Завете содержится пророчество о «Примирителе», который произойдет от колена Иудина. В чем его смысл? И сбылось ли оно? Разбираемся в проекте «Фомы» « Как Ветхий Завет продолжается в Новом ». Что за пророчество? В пророческих текстах Библии даются указания на происхождение и время пришествия Мессии. Одно из них — благословение ветхозаветного патриарха Иакова, обращенное к одному из его сыновей — Иуде: Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [ его ] от вина, и белы зубы [ его ] от молока (Быт 49:8–12) . В каком контексте пророчество появляется в Ветхом Завете? В книге Бытие рассказывается о двенадцати сыновьях ветхозаветного библейском контексте патриарх — старший в роду, объединявшем множество семей) Иакова. Ранее мы писали , как однажды они из зависти продали в рабство своего же брата Иосифа и как впоследствии им пришлось предстать перед ним с повинной. Проведя братьев через покаяние и очищение, Господь в благословении Иакова удостоил их стать родоначальниками двенадцати колен Израилевых. По настоянию Иосифа все многочисленное семейство Иакова переселилось в Египет, в плодородную область Гесем, располагавшуюся в восточной части дельты Нила. По прошествии семнадцати лет Иаков почувствовал приближение смерти. Перед кончиной он собрал своих сыновей, чтобы проститься с ними. Лежа на смертном одре, Иаков дал каждому благословение, или некое особое напутствие.

http://foma.ru/prorochestvo-o-primiritel...

Числа 25:1–9 . В Ос. 11мы читаем: как поступлю с тобою, Ефрем? Жак предам тебя, Израиль? поступлю ли с тобой, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Здесь пророк называет города, существовавшие в древние времена, и делает намек на великое бедствие, постигшее по воле Божией эти города за их безнравственные деяния, предполагая, что несчастная судьба преступных городов хорошо известна его современникам – людям, к которым он обращал свою речь. Но указанные города названы в кн. Бытия 10:19; 14:2–8; а о бедствии, которому они подверглись, говорится лишь во Второзаконии 29:23, а затем уже нигде в ветхозаветных писаниях. Наконец, в 12 гл. кн. пророка Осии слова: убежал Иаков на поля Сирийские и служил Израиль за жену и за жену стерег овец (12 ст.); еще: опять поселю тебя в кущах, как во дни праздника (9 ст.), свидетельствуют о знакомстве пророка не только с повествованием кн. Бытия о патриархе Иакове, не только с законом вообще, но и с религиозными обычаями праздника кущей, который, по утверждению современной критики, был придуман послепленными составителями «священнического кодекса». Начиная свою обличительную речь против порочных, забывших Иегову жителей Иудеи и Иерусалима, пророк взывает: Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями! Оставили Господа, презрели Святого Израилева. Во что вас бить еще? От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны... Земля ваша опустошена, города ваши сожжены огнем, поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после опустошения чужими ( Ис. 1:2, 3:4–7 ). При сличении приведенного обращения пророка к преступным его соплеменникам с 28-ю и 32-ю главами Второзакония, оказывается, что пророк настолько был знаком с 5-ю книгою Моисея в ее настоящем объеме, настолько усвоил ее содержание и изложение, что выражения книги сделались собственными выражениями пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Это очень важно – иметь такое ощущение, оно должно быть даже на биологическом уровне: «свой–чужой», чтобы уметь вовремя распознать. И вот, они были в тягость, эти хананеянки, которых привел Исав в шатры Исаака и Ревекки. Это было тяжело – жить с этими девицами рядом! Они были в тягость, потому что они не приняли веру Авраама. То есть они не прошли гиюр, как это было тогда принято в ветхозаветной церкви, когда над женщинами совершали обряд присоединения к ветхозаветной вере, совершали обряд микве – полное погружение в воду. А эти девушки были в тягость, потому что они не присоединились к вере Авраама и Исаака. И далее мы читаем: Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я (Быт. 27,1). Итак, Исаак состарился. Скажем прямо: сто лет для людей того времени – небольшой срок, ведь отец Исаака Авраам прожил 175 лет! В каком же смысле он состарился ? Не в возрастном смысле имеется в виду! А какие-то духовные проблемы начались у этого человека! Притупилось зрение – какое зрение у него притупилось? У него притупилось духовное зрение, и сейчас мы это ясно увидим! То есть имеется в виду не просто слепота – это тоже с ним произошло! Но главное – у него притупилось и духовное зрение! Он же пророк Божий! Они же все были пророки Божии, эти ветхозаветные патриархи! Смотрите! [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей (Быт. 27, 2). Точно у него притупилось духовное зрение! – он не знает дня своей смерти! Например, Иаков знал день своей смерти! – Бытие, 48я глава, 21я стих. Иаков там ясно говорит о дне своей смерти. Иосиф – 50я глава книги Бытия, 2й стих – знает день своей смерти. Мой покойный дедушка Журавлев Егор Аркадьевич, который был простым человеком, четко сказал, когда с утра наступил день его смерти: «Я сегодня вечером умру». Попросил, чтобы воду поставили кипятить. Даже простым людям открывается момент ухода, не говоря уже о пророках! Иаков знает день смерти, Иосиф знает день смерти, а смотрите, что говорит Исаак: Вот, я состарился; не знаю дня смерти моей .

http://pravoslavie.ru/111494.html

16) Крестить детей не нужно, если родители крещены, ибо от таких родителей дети рождаются без Адамова греха: «Если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви» ( Рим. 11:16 ): «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:18). 16) Из всей 11–ой главы послания к Римлянам видно, что под «начатком» и «корнем» разумеются не крещенные христиане, а святые ветхозаветные патриархи, сохранившие истинную веру в Бога, от которых «некоторые из ветвей (т. е. язычники) отломились» (ст. 17). А под «деревом добрым» разумеется всякий истинный христианин, а не тот лишь, кто имеет детей; как и под «добрыми плодами» разумеются не дети крещенных христиан, а добрые их дела. Жизнь сама показывает, что у добрых родителей христиан часто бывают дети хуже язычников. Для детей, рождающихся от крещенных и не крещенных родителей – один и тот же закон: все дети рождаются с Адамовым грехом, поэтому все в свое время и умирают, ибо «грехом смерть вошла» в мир ( Рим. 5:12 ). Следовательно, если бы от крещенных родителей рождались дети без Адамова греха, то они никогда бы и не умирали. Но как «смерть царствовала от Адама и до Моисея, и над несогрешившими подобно преступлению Адама» ( Рим. 5:14 ), так и теперь она царствует над всеми рождающимися от не крещенных родителей, ибо «как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (в Адаме) все согрешили» (ст. 12). И от этого Адамова греха каждого избавляет одно лишь крещение, почему и сказал Христос о всех рождающихся от крещенных и не крещенных родителей: «если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божье» ( Иоан. 3:5 ). 2 Вопросы и ответы православного 1) Могут ли дети без сознательной веры получить благодать Святого Духа и освятиться от Него? 1) Могут, и даже в утробе матери своей. Так Господь говорит Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя, пророком для народов поставил тебя» (Иер.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1, 13). Таковы-то были предания, оставленные народу старцами, и таковы последние делатели на жатве ветхозаветной церкви. Иисус Христос, по свидетельству Евангелиста Матфея, с жалостью смотрел на ходившие за ним толпы народа, „что они были изнурены и разсеяны, как овцы, не имеющия пастыря» (9,16). Для новых овец, покорных гласу верховного Пастыря, нужны были новые наставники, просвещенные чистым божественным учением, одаренные новыми духовными силами и послушные велениям Мессии, избравшего их из простых, бедных людей, не зараженных лжеучениями человеческими, как Он и сказал им: „Аз избрах вас, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет“ ( Иоан. 15, 16 ). Ясно, что жатва многа была указываема Господом не только в настоящем времени, но особенно в будущем, и делатели нужны были не только для народа еврейского, но для всего мира. II. Самое ясное указание на то, что рассматриваемое нами изречение Иисуса Христа относилось главным образом к церкви новозаветной мы находим в словах Спасителя, сказанным им у колодца Иаковлева, после беседы с Самарянкою. Когда по приглашению Самарянки, сказавшей жителям Самарии: „придите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?“ ( Иоан. 4, 29 ), народ из города устремился к Иисусу Христу, Он, указывая ученикам на толпы народа, сказал им: „возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве“ (35). Здесь Он называет жатву нивою и указывает связь между временем посева и временем жатвы, между сеятелями и жнецами: „жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их“ (36–38). Кто эти другие? Очевидно, ветхозаветные патриархи и пророки, подвижники добродетели и праведники, потом Св. Иоанн Предтеча, уготовавший путь Господу в сердцах народа Божия, и Сам Иисус Христос своею проповедью и чудесами оживотворивший и возбудивший души народа к такому решительному движению в новооткрывающееся Царствие Божие. Видите эти нивы, говорил Господь, готовые к жатве? Я послал вас жать то, чего вы не сеяли, чтобы и вы собрали плод в жизнь вечную, как собрали его сеятели, трудившиеся прежде вас, чтобы и они и вы вместе радовались в жизни вечной. Как же началась эта жатва и где нашлось число жителей, достаточное для необозримой нивы не только народа еврейского, но и всего мира языческого, угнетенного и исстрадавшегося под тяжестью заблуждений и страстей плотских и вместе с народом избранным ожидавшего избавления и Избавителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

1. Тех, кого участь сделала служанками, призвание же привело и еще приведет к тебе сестрами, не упрекай рабским происхождением, но почитай по равенству служения. Вместе с тобой они поступили ко Христу на службу в воинство дев и сравнялись с тобой в свободе. 2. Я не призываю вас заискивать и взращивать гордость тех, кого ты приняла как сестер. Пусть они будут с благодарностью покорны тебе и почувствуют нашу кротость не по долгу службы, a no дару свободы. 485 Нет лицеприятия у Бога ( Еф.6:9 ), и по определению веры, одинаково отношение к госпоже и служанке, первая не знает предпочтения, а вторая унизительного положения. Обе крещены и вместе принимают Плоть и Кровь Христову. 486 3. Святые ветхозаветные патриархи в обыденной жизни сохраняли различие между рабами и сыновьями, одних считая подвластными, а вторых господствующими. Но когда дело касалось участия в грядущем обетовании, равными считались сыновья и чужеземцы, у которых был знак обрезания. 487 XXIII. Безмятежна дева и в бедности, и в богатстве 1. Снова, сестра, обращаюсь к тебе с наставлением, к чему меня побуждает родственная забота о тебе. Прошу тебя хранить безмятежность и невозмутимость души, чтобы тебя, хорошо знающую терпение Иова во время лишений, не сокрушили никакие напасти, и чтобы ты, читая о великих деяниях патриархов и смирении их души, не искала благополучия. 2. Блаженна ты, если и в бедах, и в радости будешь благодарить Бога, если за рассеивающиеся дым и туман будешь считать и богатство, и нищету. Царем был Давид, он изобиловал богатствами, крепкой рукой держал в своей власти бесчисленные народы, но считал себя наихудшим: Нищ я и в трудах от юности моей ( Пс.87:16 ). 3. И дочери Саула он сказал: Ничтожным я буду, ничтожным явлюсь перед Господом, Который предпочел меня отцу твоему ( 2Цар.6:21–22 ). Он же в другом месте: Странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои ( Пс.38:13 ). Пусть тебя не радуют преходящие вещи, и душу твою земное благополучие; пусть не трогает тебя достаток, и не смущают лишения, как написано: Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца ( Пс.61:11 ). Владея с пристрастием, потеряешь со скорбью, радуясь по плоти, с необходимостью не избежишь горечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Заповеди о почитании субботы Адаму не было дано. В Библии сказано только следующее: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 2:2–3 ). Где же здесь повеление Адаму праздновать субботу? 2 . Что ветхозаветные патриархи праздновали субботу еще до Моисея, в течение 2,500 лет, – относительно этого в Библии нет даже и намека. Один только раз в книге Бытия (29:27) упоминается слово неделя (не суббота), но им обозначается целый семилетний период времени! Адвентисты ссылаются на Исх. 16:23–30 ; но там ни слова нет для подтверждения предположения, будто суббота была празднуема до времен Моисея, а, напротив, говорится о первоначальном повелении святить субботний день. 3 . Через Моисея Бог дал заповедь «помнить день субботний». Но эта заповедь имела свое полное значение только для ветхозаветных евреев, как знамение их особого союза с Богом, что видно из следующих слов Божиих: «скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами» ( Исх. 31:13 ); «помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» ( Втор. 5:15 ). Так же изъясняют установление субботы пророк Иезекииль (20:10–12, 20) и Неемия (9:13–14). У христиан, как нового Израиля, есть другое знамение союза их с Богом – воскресение Спасителя из мертвых, без чего была бы тщетною и вера их ( 1Кор. 15:14 ). Впрочем, хотя в церкви христианской суббота и не празднуется уже как совершенный праздник, однако, отличается от прочих дней облегчением от поста и более торжественным богослужением (Прав. Катех). 4 . В виду многих мест Св. Писания ( Еф. 2:14–15 ; Кол. 2:14 ; Евр. 7:12, 28 ; Гал. 5:6; 6:15 ) адвентисты учат, что ветхозаветный обрядовой закон потерял свою силу со дня смерти Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

21. Находим ли в Писании Ветхого Завета события, в которых человек был удостоен особого ощущения непосредственного присутствия Бога? Задолго до Моисеева закона, когда понятия падшого человека о Боге еще не были ясны для всех, скорбящая Агарь восприняла вдруг посещение ея Самим Богом. »И нарекла (Агарь) Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог, видящий меня. Ибо, сказала она: точно я видела здесь в след Видящого меня« ( Быm. XVI, 13 ). Такое же ощущение и осознание присутствия Всевышнего испытали: патриарх Авраам, боговидец Моисей; явлений Бога и даже беседою с Невидимым были удостоены некоторые ветхозаветные пророки и праведники; »Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» ( Nc. XV, 8 ). 22. Что можно привести из Новозаветного Писания о душевном восприятии Божия присутствия? Участники евангельских событий не раз прозревали Богоприсутствие в лице Господа Иисуса Христа, когда им открывалось Его Божество. Св. Ап. Петр, увидел чудо на озере, «припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лyk. V, 8 ). Ап. Фома, осязав раны воскресшого Спасителя, воскликнул: «Господь мой и Бог мой» ( Иоан. ХХ, 28 ). То-же прозрение случилось с разбойником на кресте (Лук. XXIII, 42); то-же с римским сотником у Креста Иисусова (ст. 47). Ослепленный явлением Христа гонитель Савл вдруг познал во всей глубине всю Божественную сущность Спасителя ( Дeяh. IX, 6, 20 ). Первомученику апостолу Стефану пред его концом явственно открылось Триединое Божество, он «увидел славу Божию и Иисуса, стоящого одесную Бога» ( Дeяh. VII 55). Пребывание на земле воплотившагося Сына Божия настолько приблизило к Богу возрожденное человечество, что по сие время жизнь христианского мира наполнена многообразными явлениями непосредственного Божия прикосновения к душам обдельных людей. Чувство присутствия Бога, в разной степени может быть свойственно всем членам Церкви, особенно, когда чрез Таинства они познают явления благодати. 23. Как выражали свою радость праведники, ощутив сердцем присутствие Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

21 . Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня. 22 . Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя. Милосердый Отец вопиет к заблудшему чаду: „Израиль не забывай Меня!“ Нам кажется, что упоминание обеих имен патриарха и первоначального, и дарованного ему, после видения в Пенуеле 1470 , должно останавливать особое внимание. Яков было первоначальное имя „держащего за пяту“ 1471 или „запинателя“, как толковал это имя Митрополит Филарет (Зап. на кн. Бытия, ч. III, стр. 5 изд. 1835). Оно имело пророческий смысл в отношении брата его, но не имело таинственного высшего значения, которое представляло собою Израиль: „князь Божий“ или „Богоборец“. В последнем имени заключались обетования всего будущего народа и среди его рода Давидова, в потомстве которого родился Еммануил 1472 . Не Иаков, представляющий ветхозаветного человека, а Израиль, прообразующий обновленного благодатию человека, увидит искупление рода человеческого и прощение беззаконий, если только: „обратится к Господу, искупившему его“ (ст. 22). 23 . Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле. Прославление Господа во Израиле, но и Иаков, т. е. все ветхозаветные, искуплены Божественным страданием и смертию и изведены из ада, сошедшим во ад Господом ( 1Пет. 3:19 ), и совоскресли с Ним. Радость небес и земли, даже до самой глубины ее, проявляется, потому что искупил Господь Иакова и прославится во Израиле. Мы признаем в этом стихе всецело Мессианское пророчество. С 24-го стиха по 27-й стих говорится о творении мира и о чудесах, явленных Израилю. Стих 28-й есть обещание нового чуда для спасения народа, как мы скажем ниже, 24 . Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю, Нам Христианам почти непонятно, как было необходимо во времена язычества, заразившего и Евреев, выяснять настойчиво догмат о Едином Боге, Творце вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010