Искаженное грехом сознание законников и книжников не заметило тех мест из Ветхого Завета, в которых даны духовные черты обетованного Мессии: «се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (3ах. 9: 9); «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Ис. 42: 1–3; ср.: Мф. 12: 20). При всей кажущейся многоликости событий, предшествовавших суду над Спасителем мира, главная причина совершившегося тяжкого преступления одна – люди вкоренились в грехе и возлюбили его. Они кипели злобой на Того, Кто пришел в мир победить грех и уничтожить его. После того как пришедший спасти мир Мессия-Христос был оклеветан, поруган и казнен, наступила духовная смерть вождей избранного народа. Господь Иисус Христос прямо сказал иудеям: «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего» (Ин. 15: 23). Это значит, что монотеизм иудейских вождей стал совершенно формальным. В литературе нередко смешивают ветхозаветную религию, которая кончилась с заключением Нового Завета, и иудаизм. Отождествление это совершенно неверно. В литературе нередко смешивают ветхозаветную религию, которая кончилась с заключением Нового Завета, и иудаизм. Отождествление это совершенно неверно. То ожидание Мессии, которым проникнута была многовековая история религии потомков пророка Моисея, кончилось. Цели и устремления иудеев, руководимых фарисеями и саддукеями, остались на земле. Земное благополучие, богатство, успех, власть стали основными ценностями. В соответствии с ними они представляли ожидаемого Мессию. Однако пророки предвозвестили приход другого Мессии – Страждущего. Об этом с впечатляющей яркостью и точностью говорит пророк Исаия , которого из-за множества пророчеств и точности исполнения их на Иисусе Христе называют «ветхозаветным евангелистом» (см.: Иероним , блаженный. Послание к Павлину).

http://pravoslavie.ru/68586.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мелхиседек Салимский, прав. - житие МЕЛЬХИСЕДЕК (евр. - " царь мой - праведность " ) - ветхозаветный царь и первосвященник, служитель " Бога Всевышнего " , благословивший Авраама после победы над союзом четырех царей во главе с Кедерлаомером. Мельхиседек вышел навстречу Аврааму и вынес ему хлеб и вино - прообраз новозаветной евхаристической жертвы (Быт XIV, 18-20). Ветхозаветный прообраз новозаветного первосвященника Христа ( " ...Ты священник вовек по чину Мельхиседекову - Пс CIX, 4; ср. Евр V, 6 и VII, 1-17). Жизнеописание Мельхиседека, история и истолкование его служения в канонических библейских книгах отсутствуют; различные предания о нем встречаются в иудейских и христианских апокрифах. Что касается Салима, в котором царствовал Мелхиседек, то большинство новейших исследователей отождествляют его с Иерусалимом, потому что так назывался Иерусалим. -- Толковая Библия Лопухина Мелхиседек благословляет Аврама Быт.14:18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, -- он был священник Бога Всевышнего, -- Быт.14:19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; Быт.14:20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. «И Мелхиседек, царь Салимский…» Из числа других лиц, выходивших на встречу Аврама, священный историк останавливает наше внимание на выдающейся и совершенно исключительной личности Мелхиседека, царя салимского. То обстоятельство, что Моисей не дает нам никаких биографических сведений о Мелхиседеке, а Псалмопевец и Апостол Павел ставят его в таинственную связь с самим Господом Иисусом Христом (Пс 109:4; Евр 7:1–3), породило множество самых разнообразных взглядов на личность Мелхиседека и на достоинство его служения: одни видят в нем престарелого патриарха Сима (таргумы, Лютер и др.), другие — Ангела (Ориген), иные — Святого Духа (Иеракс египтянин)… Но ни одно из этих толкований, ввиду их неустойчивости и произвольности, принято быть не может. На личность Мелхиседека должны быть твердо установлены две основные точки зрения: несомненно, во-первых, что это была строго определенная историческая личность, жившая и даже царствовавшая в эпоху Аврама, но столь же несомненно, что эта историческая личность получила впоследствии прообразовательное значение, которое и раскрывают отчасти Псалмопевец, а главным образом Апостол Павел (Евр VII гл.).

http://pravicon.com/info-2933

Кстати, я, по-моему, вам говорил, что по хронологии, когда Иаков покидает Святую землю и потом возвращается назад, потеряно где-то 14 лет – трудно определить, где он находился. И есть предположение, что 14 лет до прихода к Лавану он был в духовных школах Мелхиседека (Сима), где изучал закон Божий. Древние все же знали закон Божий. Об Аврааме Сам Бог свидетельствует: «…Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» ( Быт. 26:5 ). «послушался гласа Моего» – это десять испытаний Авраама; «соблюдал, что Мною заповедано» («и хранил мои охранения») – удалялся от греха; «повеления Мои» – уже установленные законы (заповеди Ноя, десятина и обрезание и т. д.); «уставы Мои» – все те повеления Бога, которые имеют ограничительный характер; «законы Мои» («учения Мои» – торотай множественное число) – Ветхий и Новый Завет. То есть все тонкости Откровения! То, что ветхозаветные пророки исследовали Вечное Евангелие, об этом говорит и апостол Петр: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Пет. 1:10–11 ). Вот Исав при всех своих проблемах, как видно из Писания, был прекрасный сын своего отца. У нас тут нет оснований сказать, что он в чем-то ослушался его. Исава даже в пример можно поставить многим людям: он всегда слушал своего отца. Отец говорит: «Иди, найди мне дичь, приготовь». И он все строго выполнял! То есть о любом человеке мы должны говорить объективно, даже о таком, как Исав, хотя Исав – злодей, человек агрессивный. Если бы только вот эту агрессию, природную агрессию, он использовал в мирных целях, что называется, например, стал бы палачом и участвовал бы в казни людей, которые нарушили закон Божий! Дело в том, что ветхозаветные люди считали, как мы уже ранее говорили, что если кого-то казнили, то с него снимается ответственность за содеянное преступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИМЯ БОЖИЕ [евр.    ,      ; греч. νομα το θεο]. И. Б. в книгах ВЗ Ветхозаветное понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от совр. употребления имен. В ВЗ к имени относились не просто как к опознавательному знаку или названию, но как к таинственному символу, указывающему на основополагающие характеристики его носителя и находящемуся с ним в прямой связи. Имя воспринимается в ВЗ как полное и действительное выражение именуемого предмета или именуемой личности. В Библии имя имеет не отвлеченный или теоретический, а жизненно-практический характер: значение имени не словесное, а действительное. На языке Библии имя не просто условное обозначение того или иного лица или предмета, оно указывает на основные характеристики своего носителя, являет его глубинную сущность. Кроме того, имя определяет место, к-рое его носитель должен занимать в мире. Имя таинственным образом связано с душой: когда имя произносят, оно возносится к душе своего носителя. Ветхозаветное представление об имени предполагает его не столько как набор звуков или букв для отличия одного человека от другого, сколько как связь с самим человеком. Узнать чье-либо имя означает войти в связь с носителем имени, познать его внутреннюю суть. Человек в ВЗ воспринимается по принципу: «Каково имя его, таков и он» (1 Цар 25. 25). Адам дает имена животным. Роспись Успенского собора Свижского мон-ря. 60-е гг. XVI в. Адам дает имена животным. Роспись Успенского собора Свижского мон-ря. 60-е гг. XVI в. ВЗ открывается повествованием о сотворении Богом мира и человека. В этом рассказе Бог представлен не только как творящий небо, землю, свет, твердь, сушу и воду, мужчину и женщину, но и как нарекающий им имена: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью... И сказал Бог: да будет твердь посреди воды... И назвал Бог твердь небом... И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша... И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» (Быт 1. 3-6, 8-10). О сотворении людей там же говорится: «Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт 5. 2). Т. о., процесс творения включает в себя 2 этапа: собственно творение и наречение имени. Нарекая имя той или иной твари, Бог определяет ее место в иерархии тварного бытия, устанавливает ее взаимоотношения с др. тварями. Наречение имени твари означает также подчинение твари Богу.

http://pravenc.ru/text/389525.html

Мысль о Мессии высказывается во многих обстоятельствах жизни Патриархов: так, они хотели видеть образ Его в своих детях, которым они давали знаменательные имена, в жертвах из коих, как они видели, благоприятны Богу приносимые с верою и чистотою сердца. Иакову открылось таинство смотрения Божественного в знаменательном видении, которое уразумел он, и поставил столп в память дивного видения, возлияв на верху его елей вместо жертвы 33 . Авраам отец верующих многократно являл в своей жизни столько опытов веры, что в них нельзя не видеть постоянного стремления его мысли к обетованному Искупителю. Сам Иисус Христос свидетельствует, что Авраам видел день Его и радовался о нем ( Ин.8:56 ), а Апостол объясняет, что сие блаженное видение имел Авраам во время приношения сына своего на жертву: тем же того и в притчи прият, говорит Апостол ( Евр.11:19 ) 34 . О сильной степени веры в Искупителя, оживлявшей и других ветхозаветных праведников, свидетельствует Иисус Христос, когда говорит: мнози Пророцы и праведницы вожделеша видети, яже вы видите и не видеша ( Мф.13:17 ). Слово: вожделеша (πεθμησαν) показывает, что желание ветхозаветных видеть Мессию было пламенное и утвердилось в них, без сомнения, созерцанием Иисуса Христа в сени и гаданиях, так что неясный образ Христа, преднаписанный в Ветхом Завете, переносил их мысли и желания ко времени явления самого Первообраза. Св. Златоуст замечает на сие место: «Они (Пророки и Праведники) видели, что Иисус Христос приидет к человекам, и устроит то, что после действительно исполнил. Ибо если бы они не знали Его, то и не желали бы видеть. Чего ж они не знали, и чего не видели? Того, что вы ныне видите и слышите. А если они и глас Его слышали и видели Его, то не во плоти. Итак, хотя они не видели пришествия во плоти, однако знали, что приидет Тот, Кого они желали видеть и веровали в Него, хотя Его во плоти не видели» 35 . В Псалмах Давида можно найти некоторые указания на то, что душа его видела Христа, имевшего воцариться на престоле его во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Надо не пререкаться и спорить с ними, а игнорировать их претензии на господство и управление над нами. Но если мы подчинимся власти нечестивых, требующих от нас подчинения их богомерзким законам, то мы непременно пострадаем. Сказано: «Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» ( Еккл. 8:9 ). И еще: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак. 4:4 ). Но вернемся к нашему повествованию. Что еще могут означать эти колодези? Это стратегические места для проведения миссионерской работы! Лучше мест на Востоке не найти. Что такое колодезь? Это место, где собираются самые разные люди. И тот человек, который контролирует колодец, может организовывать любые беседы у этого колодца. Люди не читали газет, не было журналов, не было телевидения, даже интернета не было. Были колодцы – у колодезя они узнавали все! И тот, в то время, кто контролирует колодцы, контролирует ситуацию, контролируя все информационные потоки. И за эти «потоки», колодцы идет ожесточенная борьба! «Исаак, следовательно, выкапывает новые колодези; вернее, их выкапывают рабы Исаака (то есть Христа, – О. С.). Рабы Исаака суть Матфей, Марк, Лука, Иоанн; рабы его суть Петр, Иаков, Иуда, раб его апостол Павел – все они колодези Нового Завета выкопали (то есть «колодезь воды живой», – О. С.). Но и за них ссорятся и борются те, кто мыслят о земном,· и не терпят, ни основания новых колодезей (то есть новозаветных, – О. С.), ни очищения старых (то есть ветхозаветных, – О. С.). Евангельским колодезям противоречат, с апостолами-колодезями борются. И поскольку во всем противоречат, вздорят из-за всего, говорится им: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот мы обращаемся к язычникам» ( Деян. 13:46 )» 287 . Таким образом, все информационные потоки оказались в руках у патриарха Исаака. Он боролся не только за воду: да много ли надо человеку воды? Ну, три литра в день, даже меньшим можно обойтись. Он хотел контролировать поток человеческой мысли, обмен информацией – он же Божий пророк! И это были очаги миссионерского служения во имя идеалов единобожия против язычества. А бесы борются с очагами, где распространяется слово Божие, они противостоят этому. Но Исаак продолжает свое дело, восстанавливает колодцы своего отца и находит новые.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Писании, и, благословляя народ рукою, наши священники поступают в полном согласии с словом Божиим. Ветхозаветные патриархи благословляли своих детей рукою ( Быт. 48:14 ). Сам Господь заповедал, чтобы ветхозаветные праведники благословляли народ рукою ( Лев. 9:22 – 24 ; Чис. 6:22–27 ). В VI главе книги Чисел есть свидетельство, что через благословение священническою рукою ниспосылает Бог помилование и Сам невидимо, таинственно благословляет. О таком великом значении священнического благословления говорит и Иисус, сын Сирахов (Иис. Сир. 36:18 ). Господь Иисус Христос, наивысший Первосвященник, возносясь на небо, руками благословил своих апостолов: «И подняв руки Свои, благословил их» – говорит св. евангелист Лука ( Лк. 24:50 ), – и тем дал Он и пастырям Церкви пример благословлять пасомых. Св. апостол Павел свидетельствует о благословении, как обычае хорошо известном среди христиан. «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» ( Евр. 7:7 ). Чтобы кто не подумал, что здесь подразумевается духовное благословение, апостол в другом послании своем, поясняет это следующими словами: «ибо вели ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» ( 1Кор. 14:16 ). Св. Апостольская Церковь , хотя и употребляет различные названия членов иерархии, но этим не увеличила степеней священства. Православная Церковь признает только три степени Богопоставленной иерархии, которые с древних времен существовали в церкви: «епископ», «пресвитер» и «диакон». Различные наименования членов этих трех степеней священства – только обыкновенные титулы, которые даются по заслугам тому или другому предстоятелю. Такие титулы носили даже св. апостолы. Хотя все они получили благодатные дары Св. Духа для своего апостольского служения, и все двенадцать имели одинаковую духовную степень апостольства и предстоятельствовали в Церкви, – однако разным апостолам даются различные названия или наименования. Так, Сам Господь Иисус Христос апостолов Иакова и Иоанна назвал: «воапергес», т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 2: 17 – 4: 6). Краткие сведения о жизни святых праотцев, пророков, апостолов и отцов Да простит нас благочестивый читатель, что мы в столь кратких строках попытались едва наметить канву жизни великих подвижников Божиих. Это было предпринято, чтобы, по мере чтения, явилась возможность соотнести слова святых или упоминания о них со сведениями об их земном пути. Каждый, кто проявит необходимые терпение и усердие, без сомнения, уточнит и восполнит приводимые сведения в общепризнанных церковных источниках. Святость – одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека Богу, его обоженности, в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке восстановлена его не поврежденная грехом природа, его соединение с Богом как «чада Божиего». «Православная церковь почитает праведников… как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествуют святых ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов» . Праотцы – разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианскою Церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Это предки Господа нашего Иисуса Христа по человечеству, тем самым они участвуют в истории спасения, движении человечества к Царствию Небесному. К праотцам прежде всего относятся ветхозаветные патриархи; это десять допотопных патриархов; все они по именам названы в Библии: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной (Быт. 5, 1–32). Послепотопные патриархи Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф. К праотцам относятся святые праведные богоотцы Иоаким и Анна – родители Богородицы, а так же праведный Иосиф, обручник Девы Марии. Пророки – ветхозаветные святые, почитаемые Церковью как провозвестники воли Божией, предрекшие приход Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Примером, подтверждающим, что Евангелие от Матфея было адресовано преимущественно еврейской аудитории, являются слова Иисуса: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Мф. 24:20). Упоминание о субботе имело значение только для евреев, для которых бегство в субботу означало нарушение заповеди субботнего покоя. Евангелие от Матфея начинается с того, чем заканчивается Ветхий Завет. Последняя книга раздела «Невиим» (Пророки) — Книга Малахии 2 — завершается пророчеством, которое в христианской традиции толкуется как относящееся к Иоанну Крестителю. С рождения Иисуса и проповеди Иоанна Крестителя начинает свое повествование Матфей. Может быть, именно это, а также общая направленность Евангелия от Матфея, адресатом которого служили прежде всего христиане из иудеев, стала причиной того, что это Евангелие было поставлено в каноне Нового Завета на первое место, как бы соединяя Ветхий Завет с Новым. Тема взаимосвязи между двумя Заветами — одна из центральных у Матфея. Именно в его изложении Иисус строит Свое главное поучение — Нагорную проповедь — на сопоставлении предлагаемых Им нравственных постулатов с заповедями закона Моисеева: «Вы слышали, что сказано древним... А Я говорю вам...» (Мф. 5:21; 5:27; 5:33; 5:38; 5:43). При этом только у Матфея Иисус говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить... Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17-18). Только у Матфея Иисус подчеркивает важность ветхозаветного закона, тогда как у других двух синоптиков этот мотив фактически отсутствует. Более того, у Матфея Иисус, хотя и критикует фарисеев, все-таки говорит о том, что их надо слушаться: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте ; по делам же их не поступайте» (Мф. 23:2-3). Ни в одном другом Евангелии мы не найдем подобного совета. Споры Иисуса с фарисеями, запечатленные в Евангелии от Матфея, часто касаются тематики, связанной с интерпретацией ветхозаветного закона. Подобные споры вели между собой представители различных школ раввинистической мысли Его эпохи. Отражение этих споров можно видеть в словах Иисуса о клятве храмом или золотом храма, жертвенником или даром, который на нем, о десятине с мяты, аниса и тмина; о внешности и внутренности чаши или блюда (Мф. 23:16-26). Для читателей Марка и Луки данная проблематика не имела значения, тогда как предполагаемый читатель Матфея должен был знать, в каком контексте Иисус развивал Свои мысли.

http://patriarchia.ru/db/text/5276683.ht...

Приходит Измаил, он какие-то походы, наверное, совершал военные, и эта женщина ему говорит: «Был человек, сказал, что он – твой отец, велел порог починить». Измаил задумался: «А-а-а, все ясно!» И прогнал ее. Потому что «порог» на востоке – символ: жена входит в дом через порог. И Измаил ее прогнал, взял другую. По этой легенде, Авраам опять пошел навещать Измаила, выяснить, появилась ли у него нормальная жена, в конце концов. Приходит – опять Измаила нет дома. А эта новая женщина говорит: «Да вы входите, садитесь, вот ноги вам надо омыть – вы с дороги! Сейчас я муку буду месить для вас, все приготовлю…» И старец побыл какое-то время, посмотрел на внуков, благословил их и говорит: «Скажи, что все нормально с порогом, что муж-то твой очень хорошо его починил!» И вернулся назад. Вот такая хорошая легенда. И вот сказано дальше про Измаила: « Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской » ( Быт. 21, 21 ). Это как раз первая жена имеется в виду. Сама Агарь была из Египта, оттуда и ему берет жену. Но мы видим, как трудно Агари было все это египетское наследие в себе изжить. Она жила в доме двух пророков, можно сказать, потому что и Сарра была наделена пророческим даром, и Ангелы Божии являлись. И все-таки – какое упрямство! И в жены сыну взяла такую же египтянку! Конечно, вполне вероятно, что Авраам позаботился, чтобы она покинула дом Измаила как можно быстрее. Итак, сегодня мы с вами рассмотрели 20-ю главу и начало 21-й главы. Далее идет текст, который не связан с семейной жизнью ветхозаветных патриархов, поэтому мы его опускаем, а в следующий раз, если мы будем живы, и Господь позволит, мы с вами будем читать 22-ю главу, где говорится об очень важном событии в жизни патриарха Авраама, когда Господь явился ему и сказал: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт. 22:2 ). Это будет самое тяжелое испытание для Авраама, и о том, как Авраам его преодолеет (или не преодолеет – я не буду забегать вперед), мы поговорим в следующий раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010