В М. А. люди видели «своего заступника», который «прославиша Господа Бога и Пресвятую Богородицу». Князь был «велми добродетелен и милосерд ко христианом», на его похоронах св. блгв. вел. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский «плакашеся» вместе с людьми своей земли «великим плачем» (РГБ. Ф. 178. Муз. 4288. Л. 616 об.- 617, список кон. XVII в.; Сиренов. 2003. С. 76-77). Гробница князя первоначально находилась в зап. углу сев. галереи Успенского собора во Владимире, однако, «возможно, в связи с сооружением в 1848 г. деревянной лестницы на хоры, или раньше, может быть, в XVII или XVIII в.- ее поставили в другое место, вглубь галереи, справа (то есть восточнее) от северного портала собора» ( Тимофеева Т. П. Исследования по истории владимирского Успенского собора. М.; СПб., 2013. С. 104, 106; Виноградов А. И. История кафедрального Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 1891. С. 21. Примеч. 2). Некая «мраморная статуя» у нового места погребения М. А. считалась в XIX в. поставленной Андреем Боголюбским в память о сыне ( Доброхотов. 1849. С. 56). В 1882 г., во время реставрации Успенского собора, в нем были приведены в порядок княжеские гробницы, а останки М. А. освидетельствованы. 12 и 15 февр. 1919 г. мощи Владимирских святых, очевидно и М. А., подверглись вскрытию. Они были возвращены Церкви в 50-х гг. XX в. (до 1958), в наст. время почивают во владимирском Успенском соборе. Канонизация М. А. подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, празднование которому было восстановлено определением Поместного Собора от 26 авг. 1918 г. (список святых впосл. пополнялся, см.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 361 («Мстислав Владимирский»)). Ист.: Муханов П. А. Сборник [док-тов по рус. истории]. СПб., 18662. С. 599-600; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 18, 234; Т. 25. С. 79, 81-83; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 2002р. С. 244-245, 249-251; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах.

http://pravenc.ru/text/2564280.html

Скачать epub pdf Глава I Предки св. Александра Невского. – Общая характеристика суздальских князей. – Деды св. Александра – св. Андрей Боголюбский и Всеволод III Большое Гнездо. – Дяди св. Александра – кн. Константин и св. Юрий Всеволодовичи. – Отец вел. кн. Ярослав. – Предки св. Александра по матери. – Общая характеристика южнорусских князей. – Прадед св. Мстислав Ростиславич Храбрый. – Дед Мстислав Удалой. – Мать св. Александра. – Св. Александр – наследник добродетелей своих предков Радуйся, корене благочестиваго отрасле прелестная. Радуйся, благоверия предков наследниче. Радуйся, добродетелей отца боголюбиваго подражателю. Радуйся, кротости и благочестия матерняго преемниче. (Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, икос 1) В ста двадцати верстах от Москвы и на таком же расстоянии от Ярославля, при упраздненной шоссейной дороге, среди неровной и довольно болотистой местности, по обоим берегам реки Трубежа, впадающей здесь в озеро Переяславское, расположен небольшой уездный городок Переяславль-Залесский 3 . Первый устроитель суздальской земли, прадед св. Александра Невского – князь Юрий Владимирович Долгорукий, в 1152 году основал этот город среди глухих дремучих лесов и назвал его Переяславлем в память Переяславля южнорусского. Подобно другим древним русским городам, в нем и теперь еще много церквей и 4 монастыря. Некогда это был знаменитый стольный город удельного княжества. Отец св. Александра Невского, князь Ярослав Всеволодович, был удельным князем переяславским и жил в своем уделе, когда родился у него сын Александр. Но прежде чем говорить о первых годах жизни Александра Ярославича, познакомимся с его ближайшими предками. Ближайшие предки св. Александра жили в знаменательную эпоху, наложившую на них резкий отпечаток. То была эпоха возвышения ростовско-суздальской земли, когда заметно начали выясняться новые начала общественного развития русского народа. Русь, видимо, уходила все далее и далее в глубь северо-востока, чтобы там, вдали от всяких иноземных влияний, выработать крепкие, устойчивые основы быта, драгоценный залог будущего мощного развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

По фрескам Смоленского собора можно судить о переменах, к-рые произошли в системе храмовой декорации во 2-й пол. XVI в., что проявилось прежде всего в преобладании в составе росписей повествовательных циклов, призванных наглядно проиллюстрировать главную идею и напрямую связать посвящение храма с сюжетами росписи. На вост. стене Смоленского собора, над алтарем, помещен огромный Смоленский образ Божией Матери, а изображения на сводах и стенах иллюстрируют тему прославления Богородицы, к-рая раскрывается в 4 живописных циклах: протоевангельском (Житие Богородицы), ветхозаветном цикле пророчеств о Богородице, Акафиста Богородице, Сказания о Лиддской (Римской) иконе Божией Матери. В соответствии с принципом историзма, характерным для рус. культуры 2-й пол. XVI в., фрески Смоленского собора расположены как исторический свиток - сверху вниз от купола и сводов спускаются к нижнему регистру стен. На художественное убранство собора Н. м. м., где доминирует цикл Акафиста, несомненно оказали влияние росписи Успенского собора Московского Кремля (кон. XV - нач. XVI в.) как наиболее авторитетного образца для московского искусства XVI в. Однако в отличие от Успенского собора и от цикла Акафиста в росписи Дионисия в соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря (1502) в росписях храма Н. м. м. отсутствуют изображения Вселенских Соборов и евангельский цикл. Тематика росписей собора Н. м. м., а также иконография отдельных сцен сближают его с ансамблем Троицкого (первоначально Покровского) собора Александровской слободы (70-е гг. XVI в.). Систему росписи Смоленского собора отличает также то, что фресковые циклы на стенах опоясывают ярусами весь объем, последовательно переходя с юж. стены на западную и северную, в то время как в храме Ферапонтова мон-ря, в Успенском и Покровском соборах, всю зап. стену занимает изображение Страшного Суда. Важная роль в подборе святых, изображенных на столбах собора Н. м. м., отводится теме воинского подвига и подвига за веру святых древней Церкви - Георгия, Димитрия, Феодора Стратилата, Андрея Стратилата, Меркурия Кесарийского, Артемия, Уара и др. Этот ряд продолжают первые рус. святые - князья-страстотерпцы Борис и Глеб, кн. Михаил Черниговский и его боярин Феодор, и кн. Михаил Тверской. Особо выделены св. цари и рус. благоверные князья, поборники благочестия, строители христ. гос-ва (имп. Константин Великий, князья Всеволод (Гавриил) Мстиславич и Андрей Боголюбский). Значительное место занимают жен. образы, расположенные на зап. столбах: равноапостольные имп. Елена и кнг. Ольга, защитницы Православия визант. царицы Ирина и Феодора, великомученицы Екатерина и Анастасия, мученицы София и Матрона, преподобные Мария Египетская и Ксения. Нек-рые из св. жен являются соименными рус. царицам и вел. княгиням.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

В истории греческо-рус. связей имя Л. Х. также связано с подложным полемическим сочинением против старообрядцев - «Соборным деянием на еретика, на армянина, на мниха Мартина», известным с нач. 10-х гг. XVIII в. и опубликованным в 1718 г. под видом документа 1157 г. Согласно этому сочинению, еретик Мартин, распространявший среди киевского духовенства кн. «Правда», содержавшую элементы католич. и арм. учения, был осужден на соборе в Киеве, а затем приговорен Л. Х. к сожжению в К-поле (RegPatr, N 1046-1047; Калугин. 2013). А. И. Алмазов опубликовал вопросоответное каноническое собрание, включающее 20 ответов Л. Х. ( Алмазов. 1903. С. 19-49). Л. Х. рассуждает о вопросах брака, о наказании за мужеложство, об обычае целования усопших, о покаянии воинов, совершивших убийство в бою, и дает советы, касающиеся порядка совершения богослужения. Вопросы и ответы оторваны от исторической конкретики, однако в 11-м вопросе упоминается война «с турком, венгром или сербом». Вероятно, собрание сохранилось не в первоначальном виде, а представляет собой интерполированную версию, поскольку в нем есть дословные текстуальные совпадения с каноническими ответами других авторов - патриарха К-польского Николая III Грамматика, Петра Хартофилакса, Феодора Вальсамона ( Анашкин. 2015. С. 109-112). Соч.: Грамота К-польского патр. Луки Хрисоверга к вел. кн. Владимирскому Андрею Боголюбскому//ПДРКП. Стб. 63-76; Алмазов А. И. Неизданные канонические ответы К-польского Патриарха Луки Хрисоверга и митр. Родосского Нила. Од., 1903. Лит.: RegPatr, N 1045-1108e; Grumel V. La chronologie des Patriarches de Constantinople de 1111 à 1206//REB. 1943. T. 1. P. 250-270; Herman E. Le professioni vietate al clero bizantino//OCP. 1944. Vol. 10. P. 23-44; Classen P. Das Konzil von Konstantinopel 1166 und die Lateiner//BZ. 1955. Bd. 48. S. 339-368; Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг: (Из истории рус.-визант. отношений XII в.)//ВВ. 1962. Т. 21. С. 29-50; Mango C. The Conciliar Edict of 1166//DOP. 1963. Vol.

http://pravenc.ru/text/2110825.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРП (XVII в. (?), Медушский погост (ныне Ковровского р-на Владимирской обл.)), прав. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Медушский, Ковровский. Время и обстоятельства жизни святого неизвестны. Согласно местному преданию, он был прихожанином ц. Рождества Пресв. Богородицы на Медушском погосте. Место его погребения в XIX в. почиталось окрестными жителями, здесь служили панихиды, земля с могилы праведника считалась целебной. В 1854 г. на погосте вместо деревянной церкви был построен каменный храм, один из приделов которого освятили во имя св. мучеников Карпа и Папилы. 13 окт., в день памяти св. мучеников, храм посещало множество паломников. В 1941 г. церковь закрыли. В 2006 г. началось возрождение храма иноками мстёрского в честь Богоявления муж. мон-ря ; ныне храм является подворьем монастырского Свято-Казанского скита близ Мстёры. Канонизация К. совершилась включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование которому было установлено в 1982 г. Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 88; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 563; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 380. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых) ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых)

http://pravenc.ru/text/1681129.html

Первоначально здание храма использовали под клуб металлургов. Позднее — в качестве спортивного зала, затем музея. Современное состояние [ править править код ] В 1992 году соборное здание возвратили верующим и началось восстановление храма. В октябре 2009 года был вновь возведен центральный купол, в следующие годы восстановлен алтарь, возведены купола, восстановлена колокольни. В августе 2020 года владыка Кирилл освятил 5-тонный колокол, который занял главное место на восстановленной колокольне. Деятельность прихода [ править править код ] При храме действует детская и взрослая воскресные школы, молодежный клуб. Организован гуманитарный склад, в работе которого участвуют около 15 добровольцев: нуждающиеся получают вещевую и продуктовую помощь. Проводятся звонарские курсы, обучение желающих научиться клиросному искусству, работает приходская библиотека. Был открыт приходской музей-архив. Есть просфорня и пекарня для выпечки хлеба. Проводятся экскурсии по храму, колокольне, музею. Прихожане многое делают своими руками: проводятся субботники, реставрация своими силами, уборка, украшение храма. Описание [ править править код ] Кирпичный храм выстроен в формах эклектики. Четырёхстолпное здание, увенчанное пятью шатровыми куполами, с обширной трапезной и четырёхъярусной колокольней. В 2019 году рядом с храмом в Михайловске реконструирован парк имени С. М. Кирова: красивые дорожки, декоративные фонари, детская площадка, много зелени. За храмом открывается красивый вид на окрестные угоры. Святые [ править править код ] С 1908 по 1914 года в Соборе служил священник Александр, будущий священомученик Аркадий, епископ Екатеринбургский Святыни [ править править код ] Частицы мощей святых: прпмцц. вел. кн. Елисавета и ин. Варвара, прпп. Александра и Марфа Дивеевские, прп. София Суздальская, свт. Иоанн Тобольский, прп. Далмат Исетский, свв. блгвв. кнн. Андрей Боголюбский, Глеб и Георгий Владимирские Блж. Андрей Симбирский сщмчч. Александр, Алексий и Лев Красноуфимские. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Вознесен...

В ярославской ц. вмц. Варвары (Знаменской) (построена в 1668 на средства купца С. В. Добрынина, потомка выходцев из Вел. Новгорода) в 1742-1743 гг. артелью ярославских художников под рук. А. И. Соплякова был создан цикл росписей, повествующий о чуде от иконы «Знамение» ( Покровский Н. В. Церковная старина на Ярославском археол. съезде. СПб., 1888. С. 31-32; Преображенский Г. Н. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. Ярославль, 1901. С. 65-67; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 631-632). В 1930 г., перед разрушением храма, часть росписей (в т. ч. картуш с авторской надписью; ГНИМА) удалось снять. В фонде ЯГУАК хранится тетрадь «Описание иконостаса и стенописи ярославской Варваринской церкви» (нач. ХХ в.; ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 296А) со схемой росписи и с описанием каждого цикла настенной живописи. Знаменский цикл находился во 2-м регистре на стенах основного объема храма, причем каждая сцена, как клейма иконы, имела свою надпись. Всего было 12 сюжетов; 4 последние композиции хранятся в ГТГ (Святая Русь. 2011. С. 164-165. Кат. 83); другие - в ГРМ, ЯИАМЗ. Художники использовали в качестве лит. основы новгородский вариант «Слова о Знамении Пресвятой Богородицы», поэтому в подписи к 4-й сцене сын блгв. кн. Андрея Боголюбского назван Романом. Его изображения могли быть в 3-й композиции, располагавшейся на юж. стене («Посем князь Андрей на ярость подвижеся собрав силу велику хотяше паки ити на Великий Нов град» - Описание иконостаса…//ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 296А. Л. 4 об.), в 4-й (на юж. стене: «Божиим же попущением болезни на него нашедши, он же ни мало преста от таковаго начинания и посла сына своего Романа со всею силою» - Там же. Л. 7 об.), в 5-й (на зап. стене: «Но новгородцы же [видя] силу велику грядущу на них бяху в скорби великой ни откуду помощи надеющися токмо на Бога и на Пречистую Его Матерь надежду возложиша» - Там же. Л. 7 об.- 8), в 6-й (на зап. стене: «Суздальцы же пришедши со всею силою и стаху под градом три дни и три нощи» - Там же. Л. 8). В сохранившихся композициях все воины-всадники изображены в одинаковой одежде и шлемах, ни у кого нет княжеской атрибутики. Не исключено, что возглавляющий битву князь представлен в образе средовека в центре 11-й сцены («И абие честная Пресвятыя Богородицы икона отбративши лице свое от сопротивных и обратися на град и внезапу паде страх на сопротивных…»).

http://pravenc.ru/text/2564280.html

Характер населения значительно видоизменяется: образуется племя великорусское, заметно отличающееся по своему складу, по своим свойствам от других славянских племен, раньше упоминавшихся в истории Русской земли. Вместе с тем и деятельность князей ростовско-суздальской земли носит характер, чуждый идеалу южнорусских князей. Суздальские князья отличаются трезвым, практическим взглядом, строгим расчетом, искусством организации, «наряда», – они полагают начало единовластию на Руси в противоположность той разноголосице и нескончаемым междоусобиям, которые причинили так много горя Русской земле в так называемый киевский период. В связи с этим стремлением в их деятельности замечается пренебрежение старыми родовыми княжескими отношениями и счетами, намечается борьба с боярством, с старинным вечевым строем и мало-помалу подготовляется возможность государственного объединения Руси. Таков был, например, самый выдающийся из суздальских князейкнязь Андрей Юрьевич Боголюбский, родной брат и предшественник на суздальском престоле деда Александра Невского вел. кн. Всеволода Юрьевича. «Если вы будете во Владимире, – говорит историк, – ступайте в кремль поклониться этому древнему зданию зодчества в русском царстве (храму Святой Богородицы Золотоверхой – создание князя Андрея Юрьевича Боголюбского). На правой стороне от северных дверей стоит серебряная гробница, и недалеко от нее висит древний шитый образ во весь рост усопшего. Помолитесь ему и поклонитесь мощам благоверного князя Андрея. Это был самый смышленый князь своего времени, который умел захватить в свои руки власть почти над всею своею братьею, которого слушались равно и Киев, и Новгород, и Ростов, и Суздаль, и Владимир, князья смоленские, полоцкие, Волынские и прочие. Но не тем он заслужил особливую память в летописях отечества, а вот чем: он обратил средоточие русской государственной тяжести в нашу сторону, он вывел на позорище истории другое племя, великорусское, самое младшее из всех племен здешних, из всех племен славянских, и, второй Рюрик, положил основание другому княжеству, которое примет в один из меньших городов своих, заложенный отцом его, все прочие, и заключит в себе судьбы отечества» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Но гораздо вернее в упорном сопротивлении «русской души» - Логосу видеть одну из самых глубоких причин многих роковых «обвалов» и кризисов на русском историческом пути. 3 С татарским разгромом (1237 - 40) кончается киевский период русской истории. Но это не только государственная катастрофа. Монгольское иго начинает новый период и в истории русской Церкви, период сложный, менее всего поддающийся одной формуле, одной характеристике. Прежде всего меняются постепенно отношения Церкви и государственной власти. Уже с удельным дроблением началось затемнение той «симфонии», которая подавала такие надежды в начале Киевского «опыта». В 1157 г. Андрей Боголюбский выгнал из Ростова еп. Нестора, в 1168 г. Святослав Черниговский - еп. Антония Грека. Брат Мономаха, Ростислав убил инока Григория за обличение, а вел. кн. Святополк тоже за обличение мучил печерского игумена Иоанна. Но в общем голос Церкви в усобицах между князьями продолжал быть слышным, ее влияние на них было благотворно. С татарским игом центр государственной жизни переходит на север, в Суздальскую область, и за ним, естественно, передвигается и центр митрополии. Тринадцатый век - век расцвета Владимира и Суздаля. Но в государственном отношении это переходный период. С четырнадцатым веком начинается «собирание земли Русской» вокруг Москвы, и в этом собирании одним из решающих факторов оказывается союз с Москвой - Церкви, то есть именно ее иерархического центра. Само по себе передвижение митрополичьей кафедры (долгое время с сохранением за Митрополитом титула «Киевский») было естественным: глава Церкви не мог вести почти бродячую жизнь, какую вели первые Митрополиты татарского периода Кирилл и Максим (умер в 1305 г.); поселение митр. Петра и его преемников в Москве было вызвано естественным желанием поддержать единство распадавшейся в удельном хаосе Руси, соединить церковный центр с той государственной линией, которая стремилась к собиранию и единству. Но соединив свою судьбу с одной линией, всячески поддерживая ее, Церковь незаметно сама оказалась во власти этой линии, поставила себя ей на службу, перестала быть «совестью» государства, чтобы превратиться постепенно в опору и почти инструмент Московского «империализма».

http://sedmitza.ru/lib/text/436732/

Таким положением дел и настроением боярства объясняется легкое падение Нижегородско-Суздальского княжества. Василий Димитриевич, зная настроение нижегородского боярства, купил в Орде ярлык на Нижний Новгород и Суздаль . Борис, кн. нижегородский, созвав своих бояр, сказал им: " Господа мои и братия, милая дружина! Вспомните крестное целование, не выдайте меня врагам моим " . Бояре клялись, и во главе их клялся боярин Румянец, который, между тем, уже давно завел переговоры с Москвою. Когда в Нижний Новгород явились московские бояре с татарскими послами, то тот же боярин Румянец сказал Борису: " Господин князь! Не надейся на нас (на бояр), мы уже теперь не твои и не с тобою, а на тебя " . Борис был схвачен с женою и детьми; его немногие доброхоты разосланы по разным городам. Василий Димитриевич таким образом приобрел, кроме Нижнего Новгорода, Городец , Мещеру , Муром , Тарусу , а через несколько лет и Суздаль . В 1395 г. Тамерлан , победив Тохтамыша, перешел Волгу и овладел Ельцом . Москва была в ужасе, но еще живы были соподвижники Димитрия Донского на Куликовом поле. Московские бояре не пришли в отчаяние, собрали полки и уговорили Василия Димитриевича стать во главе ополчения, чтобы с оружием в руках встретить грозного врага. Но Тамерлан, простояв недели две в земле Рязанской и опустошив страну в верховьях Дона, отступил. Причину отступления восточные историки приписывают приближению осени (отступление начато 26 августа). Благочестивое предание повествует, что отступление Тамерлана произошло в тот день, когда в Москву принесли Владимирскую икону Божией Матери . Костомаров весьма метко указал значение этого перенесения: Василий Димитриевич приказал перенести икону, которую Андрей Боголюбский тайком увез из Киева в свой любимый город Владимир; теперь эта икона служила освящением первенства и величия Москвы над другими русскими городами. Но подчинить вполне своей воле Великий Новгород , к чему стремились вел. князья с Андрея Боголюбского, Василию не удалось, хотя и ему, как и его преемникам, весьма много облегчал борьбу раздор Новгорода с бывшим его пригородом, Псковом .

http://drevo-info.ru/articles/26027.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010