«Возлюбите ближнего своего – и тогда вы возлюбите Христа!» К 90-летию со дня рождения схиархимандрита Виталия (Сидоренко) Зиновий Чесноков В 1928-м году родился схиархимандрит Виталий (Сидоренко) , подвизавшийся в Грузии прозорливый старец, молитвенник и утешитель страждущих. Наследник духовной традиции Глинских старцев , батюшка Виталий учил духовных чад покаянию и любви: «Надо себя хулить, винить, пороть, наказывать, а всех любить, считать Ангелами». Владыка Зиновий с отцом Виталием. Начало 1980-х годов В тбилисский Александро-Невский храм не иссякает поток верующих. В его Никольском пределе под спудом покоятся честные мощи великого и благодатного Глинского старца – преподобного митрополита Зиновия (в схиме Серафима (Мажуги); 1896–1985), который с начала 1950-х годов стал настоятелем этого русского храма в столице Иверии и собрал вокруг себя многих Глинских подвижников. «Филиалом» Глинской пустыни называли этот островок России в Закавказье. Одним из тех Глинских подвижников, которые перебрались под омофор святого Зиновия, был схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Его честные останки погребены во дворе русской церкви Александра Невского. Верующие грузины, русские и люди других национальностей приходят в этот русский храм, чтобы поклониться мощам святого Зиновия и честным останкам схиархимандрита Виталия, зажечь свечи и возложить цветы на месте их упокоения. Кто приходит в скорби в надежде на благодатную помощь этих угодников Божиих в тяжелых жизненных ситуациях, кто благодарит за получение просимого. От верующих можно услышать многочисленные истории о том, как помогают святой Зиновий и отец Виталий в решении их проблем и утешают в скорбях и по отшествии своем в «селения праведных» (Пс. 117, 15). Храм Александра Невского в Тбилиси Вся жизнь этого старца была воплощением любви, смирения и сострадания В этом году мы отмечаем знаменательную дату – 90-летие со дня рождения схиархимандрита Виталия. Вся жизнь этого старца была воплощением любви, смирения, добродетели и сострадания. Незадолго до своей кончины в письме духовным чадам он составил нам замечательное поучение, которое можно назвать его духовным завещанием:

http://pravoslavie.ru/117631.html

заложил каменную Спасскую ц. Собор в честь Рождества Пресв. Богоро-дицы. Суздале 1222 г. - 1 - я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богоро-дицы. Суздале 1222 г. - 1 - я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. После кончины еп. Симона во епископа Суздальского, Владимирского и Переяславского 14 марта 1227 г. был хиротонисан игум. владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря сщмч. Митрофан . При нем в 1230 г. была окончена роспись Рождественской ц. в Суздале, в этом же году архиерей освятил «вельми дивную резным камением» Георгиевскую ц. в Юрьеве-Польском, построенную блгв. кн. Святославом (Гавриилом) Всеволодовичем . В 1237 г., накануне нашествия монголо-татар. завоевателей, святитель установил во владимирском Успенском соборе «над трапезою» «кивот» и «украси его златом и сребром», одновременно был расписан притвор храма. Наиболее значительным церковным событием этого времени было перенесение во Владимир «из Болгарьское земли» в 1230 или 1231 г. мощей мч. Авраамия Болгарского , помещенных в Княгинином мон-ре. Еп. Митрофан принял мученическую кончину вместе с великокняжеской семьей 7 февр. 1238 г., во время разгрома города монголо-татар. войсками, на хорах владимирского Успенского собора. После 1238 г. Суздальско-Владимирской епархией управлял Ростовский еп. Кирилл II , в 1250-1274 гг.- живший во Владимире митр. Киевский и всея Руси Кирилл II (III) . 23 нояб. 1263 г. в храме Рождества Богородицы владимирского муж. мон-ря был погребен блгв. кн. Александр Ярославич Невскийсхиме Алексий). К сер. XIII в. предание относит возникновение 3 мон-рей: суздальского во имя Св. Троицы , суздальского во имя свт. Василия Великого , суздальского во имя мч. Александра. В 1271 г. из Суздальско-Владимирской епархии была выделена обширная Тверская епархия. Суздальский мон-рь во имя свт. Василия Великого. Фотография. 2003 г. Суздальский мон-рь во имя свт. Василия Великого. Фотография. 2003 г. В 1273 г. во епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского был хиротонисан архим.

http://pravenc.ru/text/Владимирская и ...

Пришвина В. Д. Жизнь как слово//Москва. 1972. Пришвина В. Д. Пришвин в Дунине. М., 1978. Пришвина В. Д. Наш Дом. М., 1980. Пришвина В. Д. Круг жизни. М., 1981. Пришвина В. Д. Путь к слову. М., 1984. Против буржуазного либерализма в художественной литературе (Дискуссия о «Перевале»). М., 1931. Соколов-Микитов И. С. На теплой земле. Л., 1978. Соколов-Микитов И. С. Из карачаровских записей//Новый мир. 1991. Солнцева Н. М. Китежский павлин. М., 1992. Тимрот А. Д. Пришвин в Московском крае. М., 1973. Хмельницкая Т. Творчество Михаила Пришвина. Л., 1969. Указатель имен Аввакум Петрович (1620 или 1621–1682), протопоп, идеолог раскола 108, 220 Авербах Леопольд Леонидович (1903–1939), критик 331 Айхенвальд Юлий Исаевич (1872–1928), критик 167 Аксюша, домработница в семье М. М. Пришвина в 30е годы 278, 404–407, 410–412, 419, 421, 427, 434, 493 Акулина, знакомая Е. П. Смогалевой 84 Александр II, имп. (Романов Александр Николаевич) (1818–1881) 59, 163, 210 Александр Невский (Александр Ярославич, в схиме Алексий) (1220–1263), святой благоверный великий князь 277 Александр III, имп. (Романов Александр Александрович) (1845–1894) 38 Алпатов-Пришвин Лев Михайлович (1906–1957), сын М. М. Пришвина, журналист 87, 93, 164, 169, 197, 199–200, 202, 206, 222–224, 236, 304, 317, 324, 416, 420–421, 525 Альмединген Алексей Николаевич (1855–1908), журналист, педагог, издатель 390 Амвросий (в миру Гренков Александр Михайлович), старец Оптиной пустыни (1812–1891), 10, 14, 174 Андреев Андрей Андреевич (1895–1971), советский государственный партийный деятель 360 Андреев Леонид Николаевич (1871–1919), писатель 10, 77, 114, 208 Андреева Мария Федоровна (наст. фам. Юрковская) (1868–1953), актриса 86 Анненский Иннокентий Федорович (1855–1909), поэт 113 Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ 36 Арсеньев Владимир Клавдиевич (1872–1930), этнограф, писатель 97, 108 Арцыбашев Михаил Петрович (1878–1927), писатель 77 Асеев Николай Николаевич (1889–1963), поэт 442 Ауслендер Сергей Абрамович (1886 или 1888–1943), писатель 115

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Куренкова – крестьянка с. Васильево Дмитровского района Московской области. Лаврентий (Насонов Лазарь Петрович; 1883–10.12.1937) – иеромонах. Лазарь (Василий Хореев; 1833–1915) – монах, сын блаженного Филиппушки. Латков Александр Афанасьевич (1863–1949) – архитектор Троице-Сергиевой лавры, строитель Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Лебедев Александр Константинович (1804–1882) – отец прп. Игнатия. Леонид (Кавелин Лев Александрович; 1822–1891) – архимандрит, наместник Троице-Сергиевой Лавры. Леонид (в схиме Лев), (Наголкин † 1841) – оптинский старец. Лукашевич Виталий Николаевич (1877–1941) – протоиерей церкви Всех Святых на Кокуевском кладбище в Загорске. Леонтия (Любовь Леонидовна Нечуй-Левицкая) – схимонахиня Аносина монастыря. Лисенковы Сергей и Матвей – братья, крестьяне села Мордыш. Лосев Алексей Федорович (1893–1988) – русский философ, историк философии и эстетики, филолог. В тайном постриге – монах Андроник. Лосева-Соколова Валентина Михайловна – супруга А.Ф. Лосева . В тайном постриге монахиня Афанасия. Маврикий (Полетаев; 1880–1937) – архимандрит Троице-Сергиевой лавры, преподобномученик. Магдалина, (графиня Мария Владимировна Орлова-Давыдова, фрейлина) – основательница (1893) и игуменья общины в с. Щеглятьево Домодедовского района под Москвой. Магдалина (Фомина Татьяна, † в начале 1980-х годов) – монахиня Аносина монастыря. Макарий (1482–1563) – святитель, митрополит Московский и всея Руси с 1542, составитель «Четей-Миней» и «Степенной книги». Макарий (Булгаков , 1816–1882) – митрополит Московский и Коломенский, занимал Московскую кафедру с 1879 года. Выдающийся богослов и историк Церкви. Макарий (Парвицкий; «Невский» † 1926) – митрополит Московский. Макарий (Даев † 1960) – архиепископ Можайский, викарий Московской епархии. Максим (Жижиленко †1931) – епископ Серпуховской, ранее – врач Таганской тюрьмы. Максимилиан (Марченко) – игумен Троице-Сергиевой Лавры. Мамонтов – врач в Зосимовой пустыни. Мария Федоровна (1847–1928) – Императрица Российская, мать Императора Николая II.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой – это идеал человека. Поведение святого – пример для поведения всех людей. Однако святые – это идеальные люди, заслуживающие с точки зрения верующих не только поклонения, но и подражания, и святость которых как бы удостоверена Богом. Однако народ не может жить одним, унифицированным идеалом человека. Перед великим народом всегда открываются разные пути и к разным идеалам. Чем многообразнее у народа идеалы, тем он духовно богаче. Если мы с этой точки зрения взглянем на весь собор русских святых, то поразимся не только многообразию и разноликости святых, но и их связью с русской действительностью – различной в разное время и в разных географических условиях России. Среди святых Древней Руси – рядовые монахи, основатели монастырей и крупных, а иногда малоизвестных, церковные иерархи, князья-военачальники, князья-мученики за веру, просветители народов, окружавших Русь, княгини, монахи, домохозяйки, дети-мученики, юродивые. Не все они пользовались равным почитанием. Были среди них и местночтимые, и получившие всероссийское признание. И тем не менее святых нельзя делить по роду религиозных подвигов, ими совершаемых, или по тому, какое место они занимали в жизни. Патриарх Гермоген или митрополит Филипп – святые иерархи, но одновременно и мученики. Александр Невский святой, но не только потому, что он как полководец ограждал православную веру, а и по той схиме, которую он принял перед смертью : не случайно он на старых иконах изображается не в одеянии воина, а именно схимником. Святая Ефросиния Полоцкая была княгиней и много сделала для своей полоцкой епархии, но она же переписывала книги и этим не меньше потрудилась во славу Господа. Основатели монастырей на Севере и Востоке часто являлись просветителями соседних языческих народов. Святые подвизались на разных поприщах, и их объединяла деятельная вера и глубокая аскеза. Итак, в разное время возникают разные типы святости. Конечно, святость одна, но различны ее проявления. Эпохой наивысшего подъема святости на Руси являлся конец XIV и весь XV век. И среди всех святых этого времени выделяется лик Сергия Радонежского и возникновение от основанного им Троице-Сергиева монастыря множества монастырей Русского Севера – русской фиваиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кажется, нет ни пяди русской земли, в которой не покоились бы люди — мученики, великомученики, страдальцы за Православную веру, за Богородицу, за Христа и святых Его угодников во все времена отечественной истории. А ещё сонмы и сонмы тех, кто прожил свою жизнь по-божески, по-христиански, по-русски и чья земная жизнь была успешна, но не в нынешнем значении этого слова, подразумевающего, как правило, финансовое или профессиональное преуспеяние, а в исконно русском. Ведь если согласиться с тем, что успех — это прежде успех финансовый, то такие светочи отечественной культуры, как А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский, наверняка люди неуспешные. Первый из них погиб, оставив после себя двести пятьдесят тысяч долга; слава Богу, что Император Николай I поступил по-христиански, погасив долги покойного и положив денежные пособия детям. Второй же всю свою жизнь, вплоть до последних дней, остро нуждался материально. А между тем имеющий «уши слышать» не может не уловить, что слово успех сродни понятию успеть. И это очень верно. Нельзя не заметить, что чаще всего в этой жизни успевают именно организованные, дисциплинированные люди. Но что же такое главное должны успеть все мы? Наверняка не на автобус и не на званый ужин. Может, всё же успеть спастись? Кж же правильно называется враг рода человеческого по-русски — лукавый. Ведь, как известно, кратчайшее расстояние между двумя точками — прямая. Нечистый же всё норовит выгнуть подобно луку, удлинить наш путь к Богу, ко спасению, авось не дойдём… А потому — и пусть кому-то это покажется преувеличением — глубоко убеждён, что у любого — на выбор — русского человека в каком-то поколении всенепременно окажется в роду святой, и притом не один. Так, среди предков великого нашего поэта А.С. Пушкина 12 святых по прямой линии и 30 — по боковым ветвям! В числе прямых предков Александра Сергеевича значатся святые равноапостольные великие князья Владимир и Ольга, святой благоверный князь Александр Невский, святой князь Ростислав, святой князь Мстислав Великий, святой князь Михаил Черниговский и святая княгиня Анна Кашинская, святые князья Петр и Феврония (в схиме Давид и Евфросиния), а также четыре Царских Дома: Рюрика, Византийского Императорского, польских и датских королей; потомство же его войдёт в родство с Царским Домом Романовых и Английским Королевским. Вообще, известно более 3000 предков великого поэта, в числе которых князь Дмитрий Пожарский, прославленный полководец Кутузов, известный историк Татищев, поэты Кантемир и Веневитинов, древо Пушкиных переплетается с родами Гоголя и Толстого, композитора Мусоргского и Рахманинова. Просто он, в отличие от миллионов своих соотечественников более низкого происхождения, но в согласии с обычаем собственных предков, вёл свою родословную нить.

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

—79— нование памяти Владимира более или менее вскоре после 1240-го года, и не в Киеве или вообще южной Руси, а в Новгороде. В 1240-м году, 15-го июля, в день преставления Владимира, Новгородцы под предводительством князя своего Александра Ярославича Невского, одержали при впадении Ижоры в Неву знаменитую победу над Шведами (победу, за которую именно Александр Ярославич получил прозвание Невского), и по инициативе ли Александра Ярославича или самих Новгородцев память о знаменитой победе, имевшей место в день преставления Владимира, и была увековечена в Новгороде установлением церковного празднования последнему. Точным образом указать время установления празднования не можем, но современный биограф Александра Ярославича Невского, скончавшегося 14-го ноября 1263-го года, писавший более или менее вскоре после его смерти, дает знать, что во время писания им биографии празднование было уже установлено 1282 . Так как в Новгороде не могло быть речи о чудесах при гробе Владимира, который и в —80— Киеве в нашествие Батыево, 6-го Декабря 1240-го года, был погребен под развалинами Десятинной церкви, то необходимо думать, что празднование было установлено ему не как чудотворцу, а как равноапостольному крестителю Руси, при чем мог быть имеем в виду пример Константина Великого . 15 . Великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся в схиме, с именем Алексея, 14-го ноября 1263-го года. Должно думать, что почитание его памяти началось с самой минуты его погребения, ибо погребение это ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл и о котором, по словам летописи, всем было проповедано от митрополита 1283 . В 1380-м году, вследствие видения, были открыты его мощи, от которых начали совершаться чудеса и, по всей вероятности, тогда и установлено было местное ему празднование 1284 . 16 . Рязанский князь Роман Олегович, потерпевший мученическую смерть за веру в Орде 19-го июля 1270-го года. Должно думать, что в Рязани, куда принесены были его мощи из Орды, началось местное празднование его памяти тотчас вслед за его мученичеством, ибо в Рязани, конечно, смотрели на него так же, как смотрят на него летописцы и как действительно и надлежит на него смотреть, именно – как на нового мученика, который страданием своим купил себе царство небесное и принял венец от руки Господней 1285 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Им составлено описание Глинской пустыни, уставы для трех женских монастырей, переписаны многие святоотеческие и богослужебные книги. При постоянном упражнении он получил от Бога дар непрестанной умно-сердечной Иисусовой молитвы. О.Филарет удостоился при жизни явления Божией Матери. – 16, 29. Филарет – старец, Новоспасский иеромонах. В схиме Феодор. 9 мая 1758 † 27 августа 1842. В мире Феодор Николаевич Пуляшкин. Родился в семье купца города Вязьмы Смоленской губернии. Тринадцати лет поступил в Саровскую пустынь, а затем в Московский Симонов монастырь. В 1785 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона. В 1788 г. перемещен в Александро-Невский монастырь, а в следующем году рукоположен в иеромонаха. В 1794 г. определен в больничную церковь Московского Новоспасского монастыря, в 1798 г. избран братским духовником, но уже на следующий год от всех должностей уволен по болезни и оставлен на больничном содержании. Несколько лет провел в безмолвии, затем вышел на открытое служение ближним. В 1826 г. был келейно пострижен в схиму с именем Феодора. Похоронен в усыпальнице Новоспасского монастыря под алтарем Знаменской церкви. Старец Филарет находился в духовном общении с архимандритом Александром Арзамасским, схимонахом Афанасием (Захаровым), иеромонахом Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Амфилохием. Обладал в высокой степени духовными дарами мудрого совета и прозорливости. Старец Макарий по его совету перешел из Площанской в Оптину Пустынь. – 37, 70, 118. Филофей – преподобный Синайский. Начало IX в. Инок и впоследствии игумен обители Купина на горе Синай. Известен своими трудами аскетического характера, ему принадлежат «40 глав о трезвении», «О бодрствовании и молитве» и другие сочинения, часть из которых вошла в русское Добротолюбие. – 316. Филофей – епископ Костромской и Галичский. 1808 † 29 января 1882. В мире Тимофей Григорьевич Успенский. Родился в селе Заколякине Даниловского уезда Ярославской губернии. В 1832 г. окончил Московскую духовную академию и тогда же пострижен в монашество. С 1832 по 1842 гг. был бакалавром Московской и инспектором Петербургской духовных академий. С 1842 по 1849 гг. служил ректором духовных семинарий: Харьковской, Вифанской и Московской. В 1849 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 1853 по 1857 гг. был епископом Костромским. В 1857 г. перемещен в Тверскую епархию. В 1861 г. возведен в сан архиепископа, а в 1876 г. назначен митрополитом Киевским и Галицким со званием священноархимандрита Киево-Печерской лавры. По отзывам современников, отличительною чертою высокопреосв. Филофея было подвижничество в самых высоких и строгих формах, не умеряемое ни болезнью, ни старостью, и особый благостный характер. – 169.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В мире Афанасий. Родился в селении Неохори, близ Солуня. Родители отдали его в обучение башмачнику. Подвергаясь жестоким побоям от хозяина, Афанасий согласился на предложение двух турчанок принять мусульманскую веру и отрекся от Христа. До 18 лет жил в доме хазнадара Юсуфбея, а потом, спасаясь от преследований его жены, вернулся в родительский дом. Желая искупить свой грех, Афанасий удалился на Афон. Там он жил в Хиландарском и Иверском монастырях и Ксенофском скиту. Узнав о подвиге новых преподобномучеников Евфимия и Игнатия, пожелал сам принять мученическую кончину и начал подвизаться под руководством иеромонаха Никифора и старца Акакия. Последний постриг его в монашество с именем Акакия и вместе со старцем Григорием отправил на корабле в Константинополь. Там Акакий приобщился Св.Таин, переоделся в турецкую одежду и пошел в Оттоманскую Порту, где публично исповедал Христа и проклял Магомета. Сначала судьи уговаривали его отречься от христианства, но, видя его непреклонность, велели бить и бросить в темницу. Там св.мученик сподобился перед смертью причаститься и наутро был усечен мечом. Тело его было выкуплено у турок старцем Григорием, перевезено на Афон и погребено в церкви в честь новых преподобномучеников Евфимия и Игнатия. Св.главы всех трех преподобномучеников находятся в русской обители Св. Пантелеимона. Память 1 мая. – 74. Акакий – монах Оптиной Пустыни, впоследствии иеромонах, духовник Курской Коренной пустыни. 1826 † ?. В мире Андрей Никанорович Сергеев. Из государственных крестьян Щигровского уезда. В число братства Оптиной Пустыни определен 20 марта 1853 г., рясофором накрыт 28 февраля 1855 г., в монашество пострижен 14 августа 1860 г. Нес послушание смотрителя при рыбной ловле и луговой даче. Был способен к чтению. В 1863 г. выбыл в Коренную Богородицкую пустынь. – 296, 297, 298. Алевтина – монахиня. – 185. Александр Невский – святой благоверный князь. В схиме Алексий. 30 мая 1220 † 14 ноября 1263. Память 23 ноября и 30 августа. – 36. Александр II – Император Всероссийский, «Освободитель».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

22. «Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего» . Цитата принадлежит митрополиту Антонию (Храповицкому) . Ошибочно приписана прп. Сергию Радонежскому философом Евгением Трубецким. В действительности она выражает не «дух поучений прп. Сергия», а богословие «русского космизма» и «всеединства». 23. «Демократия в аду, а на небе царство». Цитата ошибочно приписывается св. праведному Иоанну Кронштадтскому . 24. «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Приписывается преподобному Серафиму Саровскому . Келейник же старца приводит такие слова: «Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысяча душ спасутся около тебя!» . Источник . 25. « Пей там, где конь пьет. Конь плохой воды не будет пить никогда. Стели постель там, где кошка укладывается. Ешь фрукт, которого червяк коснулся. Смело бери грибы, на которые мошкара садится. Сади дерево там, где крот землю роет. Дом строй на том месте, где змея греется. Колодец копай там, где птицы гнездятся в жару. Ложись и вставай с курями — будешь иметь золотое зерно дня. Ешь больше зеленого — будешь иметь сильные ноги и выносливое сердце, как у зверя. Плавай чаще — будешь себя чувствовать на земле, как рыба в воде. Чаще смотри на небо, а не под ноги — и будут твои мысли ясные и легкие. Больше молчи, чем говори — и в душе твоей поселится тишина, а дух будет мирным и спокойным ». Поучение неизвестного автора ложно приписывается преподобному Серафиму Саровскому. 26. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» — крылатое выражение, возникшее после художественного исторического фильма «Александр Невский» С. М. Эйзенштейна и приписываемое святому благоверному великому князю Александру НевскомусхимеАлексию). 27. «Невежество — мать истинного благочестия». Цитата ложно приписывается свт. Григорию Великому . Она “принадлежат католическому полемисту середины XVI в. Генри Коулу, причем мы знаем об этом только по сообщениям его богословского оппонента. Со временем они были восприняты как «папистская аксиома», как «максима» средневекового мировоззрения”. Источник с более подробным описанием…

http://azbyka.ru/citirovanie

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010