15: 13). Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам» " Святитель Димитрий Ростовский о НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ: " Равным образом и святитель Димитрий Ростовский, разъясняя учение Нагорной проповеди о любви к врагам, пишет: «Не думай, слушатель мой, чтобы я повторил слова эти о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры… Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви» Сергий 28 июля 2009, 13:26 Ответ Валерию на комментарий " для меня весьма странной представляется подобная военно-патриотическая закалка " (2009-07-22 22:23) : Видимо, Вы не так поняли цель военно-патриотического клуба. Надо учиться защищать Родину всеми силами - духовными и телесными! Сегодня такая цель жизни должна быть главной для русского человека, как гражданина - это очевидно сейчас, а скоро станет единственно возможной для выживания. Помните заповедь " Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя " (Ин., 15, 13). Следовать этой евангельской заповеди — и значит сохранять " русскую тайну " , тайну наших побед, часто необъяснимых по всем канонам военной науки. " Человеку это невозможно, Богу же все возможно " (Мф., 19, 26). Святые воины - защитники земли Русской - их у нас великое множество, потому что на Россию нападали всегда (войны с жаждою корысти или преобладания с нашей стороны можно по пальцам пересчитать). Напоминаю некоторых, наиболее известных святых воинов: Святой равноапостольный великий князь Владимир ( 1015) - при котором произошло крещение Руси; Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб ( 1015); Преподобный Илия Муромец, Печерский - русский святой воин-монах (1143-1188) http://akafist.narod.ru/I/Ilya_Muromets.html ; Святой благоверный великий князь Александр Невскийсхиме Алексий, 1220-1263); Святой благоверный великий князь Димитрий Донской (1350-1389); Святой праведный воин Феодор (Ф.Ф. Ушаков, 1745 - 1817); Святой воин но-вомученик Евгени1 Родионов (1977-1996) http://podolsk.org/almanac/evgeny-rodionov.htm ;

http://pravoslavie.ru/31251.html

По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира (1721 год). Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года. Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа. Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября). Дни празднования святого Александра Невского: 23 мая (5 июня по нов. ст.) — Собор Ростово-Ярославских святых 30 августа (12 сентября по нов. ст.) — день перенесения мощей в Санкт-Петербург (1724) — 14 ноября (27 ноября по нов. ст.) — день кончины в Городце (1263) — отменён 23 ноября (6 декабря по нов. ст.) — день погребения во Владимире, в схиме Алексия (1263) Мифы об Александре Невском (Журнал «Фома» январь 2009) 1. Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что в западных летописях они даже не упоминаются. Неправда! Эта идея родилась из чистого невежества. Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности, в «Старшей Ливонской рифмованной хронике». Основываясь на ней, отдельные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего двадцати рыцарей. Но здесь важно понять, что речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров. О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

Свв. мчч. Адриан и Наталия В этот же день церковь вспоминает святых мучеников Адриана и Наталию – супругов, пострадавших за Христа в IV в. при императоре Максимиане. 11 сентября – Великий праздник Усекновения Главы пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна . За обличения в незаконном сожительстве с женой брата Иродиадой правитель Галилеи Ирод Антипа заключил пророка в темницу. Дочь Иродиады Саломея, угодившая Ироду пляской, по наущению матери потребовала в награду голову Иоанна. Усекновение главы св. Пророка и Предтечи Иоанна Ирод, поклявшийся исполнить любое ее желание, приказал казнить пророка. В этот день церковью установлен строгий пост – как выражение скорби. 12 сентября – день перенесения из Владимира в Санкт-Петербург мощей святого благоверного князя Александра Невскогосхиме Алексия) . Св. блгв. князь Александр Невский. http://www.icon-art.ru/75/AlfavitIcons.html В 1724 г. по приказу Петра I мощи были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 14 сентября – начало индикта, церковное новолетие . В этот день церковь молится о благополучии всего предстоящего года. Свв. правв. Захария и Елисавета Память святого пророка Захарии и святой праведной Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя, отмечается 18 сентября. Царь Ирод, знавший о чудесном рождении Предтечи и заподозривший в нем Мессию, послал к Захарии убийц. Отец Иоанна был убит в Иерусалимском храме, Елисавета, скрывшаяся с сыном в толще горы, пережила супруга на 40 дней. Чудо Архистратига Михаила в Хонех 19 сентября – воспоминание совершенного святым Архистратигом Михаилом чуда в Хонех . В Лаодикии в IV в. находился храм в честь Архистратига, воздвигнутый жителем города в благодарность за исцеление его дочери от немоты. Когда язычники задумали погубить храм и направили на него воды реки, служитель храма Архип усердно молился архангелу Михаилу о спасении, и Архистратиг своим жезлом открыл в скале расщелину, куда ушла вода. 21 сентября – Великий Двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы .

http://pravmir.ru/imeniny-v-sentyabre/

Уместно ли рассказывать о святом в формате комиксов, вот так, в картинках? Важно понимать, что мы можем и в какой-то степени должны научиться у любого святого. Один из сложных вопросов, которые нам часто задают: а уместно ли рассказывать о святом в формате комиксов, вот так, в картинках? В наше время люди разучились читать длинные тексты, и вот, хорошо ли делать так в угоду современности?.. Я хочу показать, что это не в угоду современности, это мы вспоминаем традицию. Это, конечно, современная интерпретация традиции, но это традиция. Я думаю, наши читатели и зрители знают икону в житиях, в клеймах, представляют себе, что такое образ святого, в данном случае святого благоверного князя Александра Невского, – здесь он в центре изображен как монах в схиме. Вот, пожалуйста, это такой комикс, посмотрите. Видите, сколько картиночек вокруг: вот он родился, вот его покрестили, вот он маленький учится, вот его пригласили на княжение, вот он с теми воевал, туда ездил, – все в картинках. А еще были лицевые Библии, вот лицевой летописный свод, в данном случае XVI века, был такой большой «Лицевой летописный свод» Иоанна Грозного, он, кстати, сейчас выложен в Интернете, все очень качественно оцифровано. В любом случае на таких примерах я хочу показать, что это возвращение к традициям, но, конечно, и с отсылками к современности тоже. Современными инструментами, современными средствами наглядности мы показываем нашу древнюю историю. Явление героя Итак, наша книга. На примере нескольких разворотов постараюсь дать о ней представление. Здесь не просто родился Александр Невский, а потом пошел воевать, всех победил, умер и прославлен. Что вообще тогда происходило? Это у нас начало XIII века, и мы показываем карту. Вот, посмотрите, здесь в серединке белая такая Русь, ну, мы белые и пушистые. А вот Орда, кто-нибудь еще помнит географию? Посмотрите, вот зона влияния Орды. Видите, Крым совсем не наш. До самой Венгрии доползает эта желтая территория. То есть это не где-то там дикие кочевники гуляют, народ пугают, а орды, которые способны сейчас и Европу завоевать, и, возможно, могло так случиться. А вот территория влияния Запада. Напомню, что к началу XIII века уже захвачен Константинополь. Все наши православные твердыни, все захвачено, за нами нет уже православной Византийской Империи. Мир практически поделен, и мы там зажаты. И вопрос: что с нами будет?

http://pravoslavie.ru/143504.html

К тому времени был издан указ Святейшего Синода от 15 июня 1724 года, в котором постановлялось: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ во одеждах великокняжеских». В Шлиссельбурге с раки святого был снят его образ (в монашеском одеянии, поскольку он преставился в схиме) и вместо него был помещен новый, писанный живописцем столичной типографии Иваном Одольским. Тогда же для печатания гравюр знаменитым гравером Пикаром была выполнена медная доска с видом Александро-Невского монастыря. В титул святого князя Александра Невского было добавлено слово «великий». В самом монастыре для встречи мощей была изготовлена особая лестница для внесения мощей в верхний храм во имя святого Александра Невского. Утром в воскресенье 30 августа 1724 года тремя выстрелами из Петропавловской крепости столица была оповещена о начале торжества. Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне честные мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы, у речки Монастырки. С берега святые мощи были перенесены царем и сановниками в монастырь и поставлены в новом храме, который освятили в тот же день. После окончания перенесения мощей святого князя Александра Невского Петр I велел «по новой службе, вместо прежде бывшей этому святому ноября 23-го числа службе, отныне праздновать 30 августа». Составление новой службы Синод поручил обер-иеромонаху флота, советнику Синода, школ и типографии протектору архимандриту Гавриилу ( Бужинскому). В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века. В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долго­ ждан­ ный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру. Вновь составленное житие святого Алек­ сандра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

http://patriarchia.ru/db/text/141045.htm...

— Об Александре Невском можно говорить бесконечно, настолько велики его дарования. Он и сегодня для нас как живой, и его пример достоин подражания. Поэтому за прошедшие столетия память о нем не изгладилась, люди помнят и о чертах его характера, и об исторических подвигах, которые он совершал, — все это сохранилось в наших сердцах. Нам выпала честь и ответственность отпраздновать этот юбилей — 800 лет со дня его рождения — здесь, в Северной столице. Кстати, почитают Александра Невского не только у нас в России, но и во всем мире. Мы особо должны благодарить Бога за то, что Он благословил нас провести этот год с именем святого Александра Невского на устах. Откуда мы знаем о князе Александре Невском? Из уст в уста передается предание об этом великом подвижнике Божием. И нам предстоит задача своим детям, внукам и правнукам передать это имя, чтобы оно никогда не было забыто. И память о нем не угаснет в наших сердцах... Не будем забывать о нем ни одного дня и передадим его святое имя из уст в уста следующим поколениям, которые после нас будут так же торжественно почитать его великое имя». Святой Александр НевскийсхимеАлексий) скончался в Городце по пути из Орды 14 ноября 1263 года, а 23 ноября (6 декабря) был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря во Владимире. Почитание благоверного великого князя началось сразу же по его погребении, ибо оно было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Нетленные мощи благоверного князя были открыты перед Куликовской битвой, в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Для общецерковного почитания благоверный князь был прославлен при митрополите Макарии, на Московском Соборе 1547 года. 30 августа 1721 года Петр I после продолжительной и изнурительной войны со шведами заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского в новую столицу — Санкт-Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там, пока 30 августа 1724 года не были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5730237...

Казань, 26 марта 2012, «Татар-информ» Храм в честь благоверного князя Александра Невского построен в 2015 году. Регулярные богослужения до недавнего времени проходили только в нижнем храме в честь Сергия Радонежского, в верхнем же храме в честь Александра Невского всё это время производились работы по созданию внутреннего убранства и шла подготовка к освящению, приуроченное к празднованию в 2021 году 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. 6 декабря 2021 года Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма и возглавил Литургию в новоосвящённой церкви. Из журнала: " Журнал Московской Патриархии " . Май/5/2021 6 декабря 2021 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил великое освящение Александро-Невского храма города Казани. В этот же день по благословению главы Татарстанской митрополии викарий Казанской епархии епископ Елабужский Иннокентий совершил освящение нижнего храма во имя преподобного Сергия Радонежского. Затем митрополит Кирилл и епископ Иннокентий совершили Литургию в новоосвященном Александро-Невском храме. По окончании богослужения митрополит Кирилл вручил настоятелю прихода протоиерею Владимиру Пономареву одно из 27 напрестольных Евангелий, которые Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал для новых приходов во время Первосвятительского визита в Казань 21 июля сего года, в праздник явления Казанской иконы Божией Матери. Также глава митрополии удостоил наград особо потрудившихся в деле строительства и благоукрашения храма. Александро-Невский храм выстроен в древнерусском стиле, его высота составляет 34 метра, толщина стен — 1,85 метра. Храм имеет четыре входа, два этажа и сводчатые потолки, возведённые по старинной технологии, и вмещает до тысячи человек. Место под строительство храма было освящено архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием 6 декабря 2007 года. Строительство началось в июле 2010 года. В 2014 году на неё были установлены купола и кресты. Разработка внутреннего убранства началась в 2019 году, проектировщиком выступила архитектурная мастерская «Тектоника» (Санкт-Петербург) под руководством художника-архитектора Кирилла Яковлева.

http://sobory.ru/article/?object=21119

О проставлении св. Александра Невского, во иноцех Алексия, л. 1143. О провидении духом Кирилла Митроп., како провиде преставльшася св. Александра, а душу его святу несому на небо святыми ангелы, л. 1143. О еже како святый Александр (Невский) прият прощальную хартию у Митрополита Кирилла, мертв лежа во гробе аки живе, л. 1145. О преславных чудесах бываемых от гроба по преставлении св. Александра (Невского), л. 1147 об. Чудо о Донской победе, л. 1149. О явлении на воздусе святого В. Князя Александра Невского, о пожаре, л. 1152. Чудо Святого о двою женах слепых, л. 1155 об. Ино чудо Святого о некоем человеце, иже суху ногу имущем, л. 1156 об. О расслабленном человеце, л. 1157. О иноке расслабленном, л. 1158. О другом иноке больном, л. 1159. О свещи самовозгоравшейся у гроба св. Александра Невского , л. 1159 об. О бесном человеце, л. 1161. О болящем сыне болярском, л. 1161 об. О втором сыне болярском болящем Симеоне, л. 1162. О человеце расслабленном, л. 1163. О бесном человеце, л. 1163 об. О чудесах св. Александра Невского, иже в наша времена и лета новобываемых от чудотворной раки его, л. 1164. Чудо Святого о жене слепой, л. 1166. О бесном человеце, л. 1166 об. Ноября в 23-й день память святого благоверного Князя Александра Невского нового чудотворна, л. 1168–1174 об. Нач. «Сей убо бысть благоверный Князь Великий Александр.». В той же день и Ноября в 27-й день житие и хожение инока Домиана пустынника Юрьевы горы, л. 1177 – 1210. Нач. «Сей раб Божий Домиан родися близ студеного моря, Каргопольского уезда». Ноября в 5-й день святого Ионы Архиепископа Новограда нового чудотворца, л. 1211–1215 об. Нач. «Сей убо блаженный 1иона рожение имея и воспитание в Великом Новограде». Ноября в 6-й день память Преп. Варлаама Новгородского чудотворца, иже на Хутыне, л. 1217–1222. Нач. «Сей Преподобный отец наш Варлаам родися в Великом Новограде от благоверну и христиану родителю». Октября в 5-й день о Демьяне и о Еремии, л. 1223. Нач. «Демьяне пресвитер бяше таков постник». Ноября в 18-й день мучение св. Романа рекше похвала, л. 1224–1229 об. Нач. «Пророческая убо труба вселенныя провозглашающи согласие о Христе глаголаше». Март

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

С развитием железнодорожной сети в конце XIX в. оборот ярмарки стал уменьшаться. Но до закрытия в 1930 г. её значение для экономики страны оставалось огромным. В наше время сохранились Спасский и Александро-Невский соборы, а также главное здание ярмарки, в котором размещены магазины. Ежегодно здесь проводится несколько десятков выставок. Монастыри [ править править код ] Благовещенский мужской монастырь (Нижний Новгород) [ править править код ] Нижегородский Благовещенский мужской монастырь расположен на высоком правом берегу реки Оки, недалеко от впадения ее в Волгу, и в настоящее время представляет собой величественный монастырский ансамбль из белокаменных храмов. Считается, что он основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским при закладке Нижнего Новгорода. В 1229 году монастырь подвергся нападению мордовского князя Пургаса, был полностью разорен и сожжен языческим князем и более чем на сто лет прекратил свою деятельность. В 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который направлялся в Золотую Орду предстателем за землю Русскую. После удачного завершения визита в Орду архипастырь выполнил взятый на себя обет по возрождению разоренного монастыря. Адрес: 603001, Нижегородская область, г.Нижний Новгород, пер. Мельничный, 8; Телефон: (831) 430-07-97 , 430-09-17 (наместник), 437-00-68 (бухгалтерия), 430-09-12 (швейные мастерские); Подробнее... Крестовоздвиженский женский монастырь (Нижний Новгород) [ править править код ] Между 1355 и 1365 годами супругой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Анастасией (в иночестве — Васса, в схиме — Феодора) был основан у подножия Нижегородского кремля Зачатьевский монастырь. После разгрома в 1478 году Новгорода Иваном III в монастыре насильно постригли в монахини новгородскую посадницу Марфу Борецкую. В пожарах 1685 и 1715 годов старый деревянный монастырь выгорел «без остатку», к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Поэтому в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевёл инокинь в Происхожденский женский монастырь, стоявший над обрывом Дятловых гор между Георгиевской башней кремля и одноимённой церковью.

http://azbyka.ru/palomnik/Нижний_Новгоро...

17 августа подошли к Москве, а 18 состоялась торжественная встреча святых мощей архимандритом и братией Симоновского монастыря, архиепископом Сарским и Подонским Леонидом, епископом Суздальским и Юрьевским Варлаамом, сонмом священнослужителей и множеством верующих. В Москву шли Мещанской улицей и по Сретенке, Введенской и Петровской улицами; не заходя в Кремль, по Тверской вынесли мощи за Ямскую Тверскую улицу и поставили в поле. При большом стечении верующих всю ночь совершались молебны святому Александру Невскому. 23 августа мощи были в Клину, 26 – в Твери, 28 – в Торжке, 31 – в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. У Софийского собора был совершен молебен. 10 сентября продолжили путь с мощами по Волхову с остановкой у Хутынского монастыря. 13 сентября их доставили в Старую Ладогу, 15 сентября – в Новую Ладогу. В Шлиссельбурге 19 сентября святые мощи встречали бригадир Шувалов и полковник Бухолц. Здесь мощи были поставлены в каменном храме и оставались до июля следующего, 1724 года. 24 июля Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлюшенбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа. К тому времени был издан указ Святейшего Синода от 15 июня 1724 года, в котором постановлялось: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ во одеждах великокняжеских». В Шлиссельбурге с раки святого был снят его образ (в монашеском одеянии, поскольку он преставился в схиме) и вместо него был помещен новый, писанный живописцем столичной типографии Иваном Одольским. Тогда же была выполнена медная доска знаменитым гравером Пикаром с видом Александро-Невского монастыря, для печатания гравюр. В титул святого князя Александра Невского было добавлено слово «великий». В самом монастыре для встречи мощей была изготовлена особая лестница для внесения мощей в верхний храм во имя святого Александра Невского, запасены пушки и порох для салюта. Утром в воскресение 30 августа 1724 года тремя выстрелами из Петропавловской крепости столица была оповещена о начале торжества. Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне честные мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы, у речки Монастырки. С берега святые мощи были перенесены царем и сановниками в монастырь и поставлены в новом храме, который освятили в тот же день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010