– Помню, она твердила: “Ну, пожалуйста, он так хочет снова с вами встретиться”. Я наотрез отказалась. С того времени я виделась с Распутиным лишь в присутствии Алики, когда та приходила к Вырубовой в гости. Ники не хотел его больше видеть во дворце из-за злых сплетен, распространявшихся в обществе. Насколько мне известно, Ники терпел Распутина только потому, что тот помогал Алексею, причем, мне это известно, помощь была существенной. Тут я спросил у Ольги Александровны, есть ли хоть крупица правды в утверждениях, которые можно часто слышать, относительно дерзкого обращения Распутина с Императором и Императрицей. Примеры такого обращения можно было якобы видеть как во дворце, так и за его пределами. – Подобные россказни выдуманы людьми, которые не имели ни малейшего представления о личности моего брата или Алики и не были знакомы с крестьянской психологией, – горячилась Великая княгиня. – Во-первых, подобное поведение было бы тотчас же пресечено. А во-вторых, и это особенно важно, Распутин был и всегда оставался крестьянином, в глазах которого Царь – особа священная. Он всегда был почтителен, хотя я не думаю, чтобы он где-то учился хорошим манерам. Он называл моего брата и Алики “батюшкой” и “матушкой”. Они же называли его как при личном общении, так и без него Григорием Ефимовичем. Во время его редких появлений во дворце он или молился за Алексея или же вел с Алики беседы о религии. Если судить по глупостям, которые написаны о нем, он безвылазно жил во дворце. Тут Великая княгиня сослалась на одну книгу, опубликованную сравнительно недавно, где автор описывает столовую в Александровском дворце, в которой Император, Императрица и все их пятеро детей сидят за столом и с нетерпением ждут прихода Распутина. Причем Императрица, по словам автора, говорит в отчаянии, что она уверена: случилось несчастье. Ведь Распутин никогда раньше не опаздывал к обеду. – Весь этот эпизод – глупая выдумка от начала и до конца, – сердито проговорила Ольга Александровна. – Как правило, дети не ели вместе с родителями.

http://azbyka.ru/fiction/memuary-velikoj...

Подобное же явление наблюдаем и у русских славян. «Болтин во всех [не есть ли это опечатка – вместо «в своих«] замечаниях на историю Леклерка и Щербатова говорит об обычае, существовавшем в древней Руси, переменять имена при входе в замужество…» 414 . Обсуждая те же и подобные факты и указывая, что в подобных случаях не таили своих имен, митрополит Евгений [Болховитинов] отмечает, что в иных случаях было преднамеренное скрывание имен крещальных и замена их другими. «Есть и ныне, – говорит митрополит Евгений, – в России по некоторым местам еще люди, которые тоже не именуются крестный именем, но другим, данным от родителей или переменным по бракосочетании по вышеупомянутому же предубеждению [т.е. из-за боязни порчи, уронов и т.д.]» 415 . Указания эти (особенно указания ученого Святителя) весьма драгоценны. Итак, в древности и еще недавно у нас существовал обычай мены и имени у новобрачной при бракосочетании. По-видимому, эта мера имела характер презерватива от возможности магических воздействий на брак – быть может, на рождение детей: вспомним громадную распространенность в древности и особенно в Средние Века и далее некоего колдовства, называвшееся «l’aiguille», и других тому подобных чарований, направленных против деторождения. Но, конечно, в мотивы переименования входила и перемена бытовой обстановки. «Женишься – переменишься», говорит пословица, а тем более должно было бы сказать: «Выйдешь замуж – переменишься». Ведь у девушки меняется вся внешняя обстановка при выходе замуж, меняется дух семейный, отношения и первоначально домашние боги (Домовой и др.). Девушку ввели в семью чужую («И вот, ввели в семью чужую», А. Пушкин, Евгений Онегин). Естественно, что при этом самое имя должно было измениться. О том же говорит и пословица: «Под чужой потолок подведут, «так и другое имя дадут» 416 . «Другой потолок» пословицы – это синекдохическое обозначение другой обстановки, ибо в новой избе, да новой семье все по-новому. К счастью, мы имеем несколько прямых указаний на такую мену имен – указаний, сделанных митрополитом Евгением 417 и Болтиным 418 . Так Рогнеда, дочь Рогвольда, вышедши замуж за Владимира I, получила имя Гориславы 419 . Индегерда, супруга великого князя Ярослава I, – Ирины. Мария, сестра вел. князя Ярослава, выданная замуж за Казимира, короля польского, получила имя Доброгневы. Княгиня Ольга, супруга великого князя Игоря, – Прекрасы (по мнению митроп. Евгения 420 ); впрочем, относительно последнего случая Болтин 421 утверждает, что Ольга сперва называлась Прекрасою, и потом уже переименована в Ольгу; но Морошкин 422 сомневается насчет этого. Итак, мы имеем следующие случаи переименования:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Приезд Куликовских в Торонто прошел спокойнее. Но Ольга Александровна с огорчением узнала, что для “сельскохозяйственных иммигрантов” зарезервированы роскошные номера в “Ройял Йорк Отеле” – одной из крупнейших гостиниц Британского Содружества. – Пушистые ковры, роскошные портьеры, множество диковинных цветов – чего там только не было! Для меня все это было просто невыносимо. Моим близким весь этот блеск был тоже не по нутру. Только моя бедная милая Мимка все твердила о том, что гостиница напоминает дворец и вполне подходит для ее хозяйки. Как сейчас, вижу милую старушку, которая ходит из одной комнаты в другую, прищелкивая языком от удовольствия. Но мы вынуждены были разочаровать ее. Два дня спустя мы переехали в очень скромный пансионат, принадлежавший расположенной к нам эмигрантской чете. Там не было ни роскошных ковров, ни уютных кресел, зато какое это было наслаждение – увидеть, что в каждой комнате висят иконы, и есть щи с пирожками. Все жители Торонто были очень добры к нам и помогали, чем могли, – с теплым чувством добавила Ольга Александровна. В то время американским консулом был господин Малькольм Догерти, который оказал большую помощь семье Великой княгини. Когда-то он со своей семьей гостил у Куликовских в их датской усадьбе Кнудсминне. Не предъявляя ни малейших претензий к Великой княгине, они считали, что находятся в родстве с ней и называли ее “тетя Ольга”! Оказалось, что у госпожи Догерти была бабушка-турчанка, которая утверждала, будто между ее семьей и Романовыми существовали кровные связи. Однако Куликовские приехали в Канаду не затем, чтобы ходить с одного приема на другой или уплетать пирожки с мясом, испеченные по старинному русскому рецепту. Надо было подыскивать ферму, а на это понадобилось время. Благодаря любезности господина А.Г.Крейтона, местного чиновника, Куликовские, не имевшие опыта в подобных делах, избежали возможных промахов и ошибок. Он вел все нужные переговоры, не раскрывая личности возможной покупательницы. С именем Романовых по-прежнему связывали баснословное богатство, и большинство агентов по продаже недвижимости наверняка нажились бы на этом. День за днем разъезжала по округе Великая княгиня в сопровождении мужа и господина крейтона.

http://azbyka.ru/fiction/memuary-velikoj...

Окончив разливанье, которым так любовались художественные натуры села Протозанова, Патрикей Семеныч сходил с возвышения и становился за стулом у бабушки, и отсюда опять продолжал давать молча тон мужской прислуге и Стоя за Варварой Никаноровной, Патрикей не смел служить ей как обыкновенный лакей. Он всегда к этому имел тяготение, но это ему давно строго-настрого было запрещено. Он дерзал только прислуживать княгине, и когда лакей подносил бабушке блюдо, Патрикей слегка поддерживал его под краек, как делают камергеры. Бабушка, говорят, много раз настаивала, чтобы Патрикей и такого участия не принимал в столовой услуге, но это запрещение служить ей так сильно его огорчало, что княгиня нашлась вынужденною ему уступить. Затем во всех обязанностях Патрикея при княгине не было ничего сближавшего его со званием комнатного слуги, хотя, впрочем, он никакого другого официального звания при доме не имел. С тех пор, как излагал последние минуты князя и, позабыв в свечном ящике свою вольную, отыскивал трубача Грайворону, он так и остался attache, без всякого особого названия, но с полнейшим во всем полномочием. Он вел все переговоры с людьми, которых бабушка иногда почему-нибудь не могла принять; устраивал ее бесчисленных крестников и вел все безотчетные расходы по выдаче наград состоявшим на пайке губернским и уездным чиновникам. К орудованию всякими подобного щекотливого свойства делами у него была особенная способность, которую Ольга Федотовна, может быть, не совсем неосновательно, считала врожденною. — Что же, — говорила она, — отчего от него, бывало, какой председатель или вице-губернатор даров не возьмет? Всякий возьмет. Маленьким, тем, бывало, что нужно малые дары, управитель дает, а к старшим с большими дарами или с средними Патрикей едет, и от других будто не брали, а от него всегда брали, потому что повадку такую имел, что внушал доверие: глядел в глаза верно и ласково, улыбался улыбкой исподтихонька, одними устами поведет и опять сведет; слушать станет все это степенно, а в ответ молвит, так его слову никто не усомнится поверить. Все тайны и знал зато.

http://azbyka.ru/fiction/zahudalyj-rod/

Окончив разливанье, которым так любовались художественные натуры села Протозанова, Патрикей Семеныч сходил с возвышения и становился за стулом у бабушки, и отсюда опять продолжал давать молча тон мужской прислуге и служить предметом восторгов для наблюдавших за ним из своего секрета женщин. Стоя за Варварой Никаноровной, Патрикей не смел служить ей как обыкновенный лакей. Он всегда к этому имел тяготение, но это ему давно строго-настрого было запрещено. Он дерзал только прислуживать княгине, и когда лакей подносил бабушке блюдо, Патрикей слегка поддерживал его под краек, как делают камергеры. Бабушка, говорят, много раз настаивала, чтобы Патрикей и такого участия не принимал в столовой услуге, но это запрещение служить ей так сильно его огорчало, что княгиня нашлась вынужденною ему уступить. Затем во всех обязанностях Патрикея при княгине не было ничего сближавшего его со званием комнатного слуги, хотя, впрочем, он никакого другого официального звания при доме не имел. С тех пор, как излагал последние минуты князя и, позабыв в свечном ящике свою вольную, отыскивал трубача Грайворону, он так и остался attaché, без всякого особого названия, но с полнейшим во всем полномочием. Он вел все переговоры с людьми, которых бабушка иногда почему-нибудь не могла принять; устраивал ее бесчисленных крестников и вел все безотчетные расходы по выдаче наград состоявшим на пайке губернским и уездным чиновникам. К орудованию всякими подобного щекотливого свойства делами у него была особенная способность, которую Ольга Федотовна, может быть не совсем неосновательно, считала врожденною. — Что же, — говорила она, — отчего от него, бывало, какой председатель или вице-губернатор даров не возьмет? Всякий возьмет. Маленьким, тем, бывало, что нужно малые дары, управитель дает, а к старшим с большими дарами или с средними Патрикей едет, и от других будто не брали, а от него всегда брали, потому что повадку такую имел, что внушал доверие: глядел в глаза верно и ласково, улыбался улыбкой исподтихонька, одними устами поведет и опять сведет; слушать станет все это степенно, а в ответ молвит, так его слову никто не усомнится поверить. Все тайны и знал зато.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Русские купцы в середине IX века, по арабским источникам, появлялись в Багдаде, «выдавая себя за христиан». Крепла довольно сложная структура русской государственности. «По смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива. – Авт.) потомство их стало держать княжение у полян», – говорится в одном из дошедших до нас списков начальной летописи [II, 12, с. 92]. А по свидетельству польского историка Яна Длугоша (XV век), хорошо знакомого и с древними, не дошедшими до нас, русскими летописями, «после смерти Кия, Щека и Хорива, наследуя по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русских, пока наследование не перешло к двум братьям Аскольду и Диру» [II, 12, с. 307]. Аскольда (по Никоновской летописи – Осколда) знал византийский император Василий I (867 – 886) и называл его «прегордым каганом» («каган» – титул, равный царскому) [II, 12, с. 307]. Осколд вел успешные войны с печенегами, греками, болгарами. Границы «Русской земли» в узком смысле (сплошная линия) по данным ретроспективного анализа летописей. Граница полей погребений VI – VII вв. (пунктирная линия), где обнаруживаются фибулы и односпиральные и двуспиральные височные кольца Во второй половине IX века на севере русских земель появляется варяг Рюрик с родичами и дружиной. Легенда о призвании Рюрика заключает в себе зерно правды. Оно состоит в том, что удаленные от Киева и страдавшие от внутренних усобиц и «варягов- находников» (выражение летописи) новгородцы, кривичи и подвластные им чудь и весь решились пригласить к себе в качестве беспристрастного судьи и защитника князя, который мог бы их защищать и судить «по правде». При этом они решали, из какой земли лучше призвать князя: «или от нас, или от козар, или от полян, или от дунайчев (русских, живших на Дунае), или от варяг», – говорит об этом одна из летописей [II, 12, с. 306]. Наиболее оправданным показалось призвание Рюрика Ютландского. Рюрик правил в северных русских землях. На Киев он не пошел. Напал на «матерь городов русских» другой варяг – Олег. Это произошло около 882 года. Убив Осколда и Дира и захватив киевское княжение, он сделался князем русским, правителем Руси, и на некоторое время подчинил себе почти все земли до Новгорода включительно. Не тогда ли в сознании новгородцев произошло отождествление Руси с варягами? Олег совершил успешные походы на хазар, на Византию, дойдя в 907 году до Царьграда и заключив с империей в 911 году выгодный для Руси договор. В 912 году он погиб, причем для некоторых русских летописцев неизвестно, где в точности (или в Киеве, или в Ладоге, или у себя на родине – в стране варягов). После него стал княжить Игорь. Он не был в родстве с Олегом, а являлся, по летописи, сыном Рюрика. Правда, некоторые ученые сомневаются в этом, считая Игоря славянином. В это время на историческом горизонте восходит утренней звездой святая равноапостольная княгиня Ольга – жена князя Игоря, но рассказ о ней и последовавших событиях уместно повести там, где речь пойдет о проникновении на Русь Христовой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Киеве было уже много христиан, и в христианство обратилась Ольга в Киеве, но она  крестилась в Константинополе,  причем Патриарх благословил ее крестом с надписью: «Земля Русская была воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги». Крест этот исчез во время разгрома Киева татарами в 1240 г. В Константинополе св. Ольга была еще раз, причем посещение ее было описано императором Константином VII Порфирогенетом (или Багрянородным) — в книге его «Об обрядах и крещениях Византийской империи».  С Ольгой была большая свита и племянник ее князь Глеб, который, по кончине ее, был убит, как христианин, князем Святославом. Крестившись, Ольга обошла всю Русскую землю с проповедью Христа и многих обратила к Нему. На своей родине — на реке Пскове — она основала город Псков, причем ей было явление трех светоносных лучей, сходивших на землю. На этом месте был воздвигнут впоследствии собор во имя Пресвятой Троицы, который существует до сих пор.  В отсутствие своего сына Святослава, занятого походами, св. Ольга воспитывала трех его сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Двое старших были склонны к христианству, а Владимир был еще мал. Но окрестить их она не могла, так как отец их был убежденный язычник. В 969 г. св. Ольга заболела предсмертной болезнью и сделала последнюю попытку обратить его в христианство. Но он решительно отказался. Тогда св. Ольга предсказала обращение всей Руси ко Христу, а сыну своему плохой конец и вечную погибель. Скончалась она 11 июля 969 г. и была погребена по-христиански, без языческих обрядов. А сын ее, Святослав, был убит через три года печенегами, которые сделали из его черепа чашу своему князю. Внук св. равноапостольной Ольги вел. князь Владимир (память его 15 июля), став христианином, перенес  ее святые мощи  в Десятинную церковь, но во время частых разорений Киева они были скрыты в неизвестном месте. •  Иоакимовская летопись описывает, что княгиня Ольга принадлежала к роду древнерусской княжеской династии Изборских, родословие ее восходит к Гостомыслу. Родилась она в селении Выбуты под Псковом, в 903 г. стала женой князя Игоря, давшего ей варяжское имя Хелъга, произносимое по-русски — Ольга. В 955 г. княгиня Ольга посетила Константинополь и вскоре приняла там христианство, получив во святом Крещении имя Елена. Восприемником ее стал византийский император Константин VII Багрянородный (913-959)  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Император принял Ольгу, окруженный высшими чинами. От русского посольства поднесены были дары. В зале Юстиниана принимала вел. княгиню императрица. В другой зале, в присутствии императорской фамилии, Ольга разговаривала с императором. Обед был в Юстиниановом зале; императрица сидела на троне; вел. княгиня сидела за столом с придворными дамами первого класса. Во время стола пели два хора певчих – певчие храма св. апостолов и певчие св. Софии. Свита вел. Княгини, за исключением особ княжеских, обедала за другим столом. После обеда подносили вел. княгини и ее свите подарки. Окт. 8 был другой обед: в. княгиня сидела в особой зале с императрицею и ее детьми; император с русскою свитою сидел в другой. 678 Обед 8 октября был, конечно, прощальный. «Отправляясь в дом, говорит Нестор, Ольга была у патриарха для испрошения его благословения: она говорила ему «народ мой и мой сын – язычники (погани); когда бы Бог соблюл меня от всякого зла»! «Чадо верное! отвечал ей патриарх, крестясь во Христа, ты облеклась во Христа: Он сохранит тебя». 679 По древнему прологу патриарх дал на благословение Ольге крест, который долго сохранялся в Киеве и после Ольги. 680 «Ольга привела с собою в Киев», говорит Иоакимова летопись, «умных иереев, построила деревянный храм Софии» и украсила его иконами, которые «прислал ей патриарх». Этот храм св. Софии сгорел в 1017 г. (после кончины Ольги), так пишет Дитмар и он же говорит, что в 1018 г. встречали короля Болеслава – «в монастыре св. Софии». 681 Если же блаж. Ольга привела с собою иереев и построила в Киеве храм христианский, то конечно не она одна возвратилась из Константинополя христианкой. В самом деле, с нею были в столице христианской «родственники и родственницы ее», в том числе «племянник», до 10 «знатнейших жен», 18 «почетных служительниц», 22 поверенных, в. княгини и русских князей, 43 купца, до 10 чиновников. Вероятно ли, чтобы никто из этих людей не последовал примеру в. княгини в Цареграде? Скорее можно положить, что немногие не последовали и едва ли не одни те, которые уже были крещены.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По письменной рекомендации Николая II посетил раненых детей Столыпина, на которого было совершено покушение на Аптекарском острове. В марте 1907 г. в доме Вел. княгини Милицы Николаевны по просьбе Государыни Александры Феодоровны познакомился с фрейлиной Её Величества - Анной Александровной Танеевой, которой предрёк неудачное замужество и указал на благословенный для неё Богом путь служения Их Величествам. Не одобрил венчания Вел. князя Николая Николаевича и Вел. княгини Анастасии Николаевны (Станы), которое произошло 29 апреля 1907 г., в Ялте (Анастасия Николаевна развелась с первым мужем - герцогом Лейхтенбергским Георгием Максимилиановичем 15 ноября 1906 г.). В том же году (1907) Г.Е. исцелил Царевича Алексея, у которого случился опасный приступ болезни. Свидетелем чуда была Вел. княгини Ольга Александровна, оставившая об этом воспоминания. В том же году епископом Тобольским Антонием (Каржавиным) было отдано секретное распоряжение Тобольской Духовной Консистории возбудить дело относительно принадлежности крестьянина слободы Покровской Григория Ефимовича Распутина-Нового к секте хлыстов. В Санкт-Петербурге вокруг старца Григория сформировался круг близких ему людей, его последователей. Многие из них приезжали в Покровское. В частности, неоднократно гостили в доме Распутиных-Новых: Х. М. Берладская, О. В. Лохтина, А. Н. Лаптинская, Зинаида Манштедт, Мария Головина. Среди гостей в материалах «Тобольского дела» упомянуты имена г-жи Е. Сильверс, сестер Екатерины Дмитриевны и Елены Дмитриевны Соколовых, супругов Медведь (священника Романа Медведь и его жены Анны Николаевны). Приезжала в Покровское и няня царских детей Мария Вишнякова. Дважды побывала у него на родине Анна Александровна Танеева (Вырубова), а также Юлия Александровна фон Ден. Участвовала в паломнических поездках в Верхотурье и Тобольск, хотя и инкогнито, но в сопровождении Григория Ефимовича, и сестра Государя - Вел. княгиня Ольга Александровна. В 1908 г. недовольство Вел. князя Николая Николаевича и сестёр-черногорок в отношении старца Григория Распутина-Нового переросло в раздражение в связи с решением Государя Императора Николая II признать аннексию Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией. Решение Государя связывали с влиянием Распутина.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/30/...

К твоим стопам Страдалица Царица, Дерзаю я смиренно положить Разрозненныя первая страницы Своей тоски и мыслей вереницы, И о прощеньи Родины молить И верю я, что Ангел Утешитель, Собравши слёзы царственных очей, Их отнесёт в Священную Обитель, И Сам Христос, Великий Искупитель, Утешит скорбь и боль души Твоей. Сам Павел Булыгин после революции и неудачной попытки вызволить царственную семью,(которая к тому же была уже расстреляна в это время)из заключения был вынужден покинуть свою Любимую Россию. И оказавшись в Парагвае стал советником по военным вопросам тогдашнего правителя Парагвая, он был профессиональным военным офицером. Там же он и скончался и там же похоронен. А книга его об убийстве царской семьи написана по материалам следственного дела, которое вел следователь Соколов, он был его помощником. А после гибели Соколова по материалам следствия и была написана эта книга. Издана она была в Лондоне в 1935г. А в России она была переиздана в 2010г. Благодаря многолетниму архивным и литературным изысканиям внучатой племянницы Павла Петровича Булыгина. Книга вышла благодаря меценату Николаю Ивановичу Андрееву (г.Гороховец Владимирской области)А так же были изданы воспоминания воспитателя цесаревича Алексея П. Жильяра и многих других. Эти книги я приобрела в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Советую всем кому эта тема не безразлична поискать эти книги и почитать, узнаете много интересного. Ольга 17 ноября 2016, 19:41 Какие прекрасные фотографии!Как щемит сердце о них - любимых!Простите нас! Они - наши заступники, наше сокровище!Святые Царственные мученики, молите Бога о народе своем, о всех нас! Алёна 17 ноября 2016, 17:29 Великая княгиня Ольга...Так мало пожила и какой сильный пример для подражания Ольга 17 ноября 2016, 16:00 Такая приятная неожиданность. Ольга-ангел мой! Столько фото, до слез! Царствие Небесное всей Вашей семье.Спасибо за помощь, Ольга. Помоли у Господа за Анну, чтобы не оставлял ее и чтобы Анна встала на путь благочестивый, с Иисусом Христом!

http://pravoslavie.ru/98652.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010