Особо выделяю 4 главные позиции, характеризующие княгиню, как женщину: 1. «... девам российским образ целомудреннаго жития...»; 2. «... матерем наставнице законного супружества и добраго чад воспитания...»; 3. «... вдовицам правило спасения...» (вдовственную чистоту сохранила); 4. бабушкам - пример воспитания внуков (Владимир, Олег, Ярополк). Великая княгиня Ольга, ставшая равной апостолам, горячо молилась Богу о народе своем, о потомках, о нас с вами: «...Якоже и от мене древле учуженую присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род и в роды, и вовеки. Аминь». Княгиня Ольга положила начало женской святости на Руси, а также церковно-государственным отношениям, начала создавать условия для спасения людей, указала путь в Царствие Божие, то есть смысл человеческой жизни. Зарождалась и воплощалась идея симфонии властей - государства и Церкви, которая к нам пришла из Византии, где приняла святое Крещение княгиня Ольга. Величие духовного подвига и святость жизни семьи рождает добрый плод - святость потомков. Добрый плод святой княгини Ольги - внук, святой великий князь Владимир, Креститель Руси. Его младшие сыновья - святые князья Борис и Глеб, правнуки святой княгини. Идеологией народа и государства стала святость, стремление к ней, народ воздвигал храмы и монастыри. За это Русь и получила звание Святой Руси. Из жестоких язычников воспитывались сильные духом и благородные люди, горячие патриоты. Ярко расцвели русская культура, литература, архитектура, живопись, музыка. Это - заслуга православных монастырей, в которых концентрировались все интеллектуальные силы государства Российского. Россия за тысячу лет дала миру столько святых, как ни одно государство в мире! Сильный пример всем нам! Основание всему этому заложила самодержавная правительница - богомудрая великая княгиня Ольга. Вот малый перечень имен святых ее потомков: великий князь Александр Невский, Даниил Московский, великий князь Дмитрий Донской и великая княгиня Евфросиния Московская, Евфросиния Полоцкая (Беларусь, прапраправнучка св. кн. Ольги), Феврония Муромская, великий князь Михаил Тверской и Анна Кашинская, мчч. Государыня императрица Александра Феодоровна и вел. кн. Елисавета Феодоровна, новомученицы и исповедницы российские ХХ века, и ещё многие, и многие великие люди России.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Поступив в 1835 г. на должность законоучителя цесаревича, Бажанов приобрел большое влияние на детей императора. Вел. кн. Ольга Николаевна вспоминала: «Наш первый преподаватель Закона Божия и духовник о. Павский читал нам Евангелие, не давая ничего нашему детскому представлению, и только позднее о. Бажанов стал объяснять нам Богослужение, чтобы мы могли следить за ним… в нас, детях, развилось сильное влечение к нашей православной вере… Как мы благословляли судьбу за эту нашу веру отцов, как мы любили нашего духовника о. Бажанова!». Под влиянием О. Бажанова младшие дети императора обрели сильную и устойчивую веру. За сочинение курса Закона Божия «О вере и жизни христианской» (1837) для цесаревича Александра Николаевича отец В. Б. Бажанов получил степень доктора богословия. Он впервые в православии написал для цесаревича курс христианского поведения – «Об обязанностях христианина» (1839). За успехи, проявленные наследником-цесаревичем на экзаменах и за труды в Главном педагогическом институте, 17 апреля 1837 г. Бажанов был награжден орденом св. Анны 2 степени «с императорской короной», что давало право потомственного дворянства. Летом того же года получил степень доктора богословия и определен членом «Комитета для рассмотрения книг по всем частям богословского учения». Законоучитель влиял на нравственное становление молодых Великих князей и вел с ними воспитательные беседы: «О. Бажанов сказал нам (дочерям Николая I), что жизнь молодой девушки подобна поездке на лодке по чудным водам, но всегда с целью приплыть к берегу», – вспоминала позже вел. княгиня Ольга Николаевна. Благодаря превосходному знанию немецкого языка, Бажанова назначали наставлять в православной вере немецких принцев и принцесс, прибывавших в Россию для брака с Великими князьями и княжнами. В 1840 г. он готовил к принятию Православия принцессу Марию Гессен Дармштадтскую и вел церемонию миропомазания ее высочества. С ней, будущей Императрицей Марией Александровной, он в последующие годы поддерживал теплую духовную связь. В октябре 1847 г. Бажанову было указано «законоучить высоконареченную невесту Вел. кн. Константина Николаевича» принцессу Александру Саксен-Альтенбургскую. Одновременно в 1840-х гг. Бажанов служил в Св. Сергия Радонежского «всей Русской артиллерии» соборе и приобрел неподалеку, на Сергиевской улице (ныне участок 44), деревянный дом. Заметим, что дядя его супруги о. И. Ф. Горянский долгое время служил в храме Свв. Косьмы и Дамиана, при артиллерийском госпитале, и имел дом рядом, на Фурштатской улице. Таким образом, жизнь семьи была связана с восточным кварталом Литейной части.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

Особое место в политике К. занимала Русь. Незадолго до свержения, в 944 г., Роман I заключил мирный договор с вел. кн. Игорем (RegImp, N 647; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 46-53; заключен от имени Романа, К. и Стефана). Вскоре Игорь был убит, и у власти на Руси оказалась его вдова Ольга , регентша при малолетнем сыне Святославе. К., на собственном опыте знавший о специфике жен. правления, по всей вероятности рассчитывал воспользоваться ослаблением Русского гос-ва. Возможно, именно поэтому кнг. Ольга решилась на редкий в средневековой политической практике и весьма рискованный шаг: лично отправилась за границу для переговоров. Офиц. визит женщины, стоявшей во главе гос-ва, был экстраординарным явлением с т. зр. придворного этикета, и благодаря этому в составленной под редакцией К. кн. «О церемониях...» сохранилось подробнейшее описание 2 приемов, оказанных кнг. Ольге в К-поле - в среду 9 сент. и в воскресенье 18 окт. (Δοχ τς Ελγας τς Ρωσνας - De cerem. II 15. 1829. P. 594-598; рус. пер.: Новиков. 2006. С. 343-346). Сочетание числа месяца и дня недели теоретически допускает 2 даты - 946 и 957 г.; позиции исследователей по этому вопросу разделились (за раннюю дату: Gesner. 1756; Thunmann. 1774; Литаврин. 1981а, 1981б, 1983, 1986, 2000; Kresten. 2000; за позднюю: Muralt. 1855; Макарий (Булгаков). 1994; Назаренко. 2001; Featherstone. 2003). Судя по тональности упоминаний о «росах» вообще и их правительнице в частности в сочинениях К., Ольге удалось отстоять интересы Руси и сохранить ее международный авторитет. Помимо этого рус. княгиня приняла в К-поле крещение по греч. обряду, получив имя Елена. Согласно традиции, ее восприемником должен был выступать сам император, что нашло специфическое отражение в летописной легенде о «хитрости» рус. княгини: император якобы соблазнился ее красотой и собирался на ней жениться, но Ольга, крестившись, оказалась его крестной дочерью, что сделало брак невозможным (ПСРЛ. Т. 1. 2001. Стб. 60-62; Т. 2. 2001. Стб. 49; Т. 3. М., 2000. С. 113 и т. д.). К. не счел нужным упоминать о крещении рус. правительницы, хотя о событии известно из хроники Иоанна Скилицы ( Scyl. Hist. P. 240). Слав. и лат. источники дополняют сведения о посольстве Ольги: согласно Повести временных лет, она не была удовлетворена результатами визита в К-поль и высокомерно отказалась предоставить К. военную помощь, а согласно Продолжателю хроники Регинона Прюмского, в 959 г. обратилась к герм. имп. Оттону I с просьбой прислать на Русь епископов и священников ( Назаренко А. В. Русь и Германия в IX-X вв.//ДГВЕ, 1991. М, 1994. С. 61-80).

http://pravenc.ru/text/2057048.html

Воскресенское. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Построен в 1825 году иждивением помещицы Анастасии Николаевны Хитрово. В 1881 г. устроен теплый придел во имя вмч. Пантелеимона. Приход возобновлен в 1999 году. Богослужения совершаются в близ расположенном доме. Наиболее точные сведения об истории церкви приводятся в книге Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии». Село от Тулы и Одоева отстоит на 35 верст, расположено на правом берегу реки Упы. Время образования прихода неизвестно. Настоящее свое название приход получил по храму в честь Обновления храма Воскресения Христова. Приход состоит из села и четырех деревень: сельца Слободы, Фуньковой, Терещевой и Новой деревень. На конец XIX века прихожан мужского пола 1421 душ, женского пола 1512 душ. Сначала в селе был деревянный храм, но в 1823 году он сгорел. Новый храм во имя Обновления храма Воскресения Христова был построен из камня в 1825 году и сохранился до сих пор. Средства на строительство выделила помещица Анастасия Николаевна Хитрова, родственница фельдмаршала Кутузова. Она была вдовой генерала Хитрова, участника войн с Наполеоном в 1812 - 1814 гг. На западном фронтоне церкви до 1953 года славянской вязью было написано: «Сей храм был построен в 1825 году. На средства генеральши Хитровой Анастасии Николаевны» и освещен 26 сентября в «День славного Воскресения». Вел строительство церковный староста Хомутов. В 1881 году на средства горожан и неизвестных благотворителей была расширена трапезная часть для устройства в ней теплого придела во имя великомученика Пантелеймона. В 1882 году обновлен иконостас настоящего храма, а в 1890 году стенная живопись в приделе. В приходе есть две часовни. Одна - в сельце Слободка, устроенная для помещения в ней икон из сгоревшего деревянного храма. Другая при реке Колодне, где ежегодно, в день рождества Иоанна Предтечи, 21 июня совершаются молебствия. Было в приходе 2 земские школы в селе Воскресенское и Слободе. На начало ХХ века попечителем церковно-приходской школы для мальчиков в селе Воскресенское и церковно-приходской школы в сельце Слободка «Епархиальные ведомости Тульской губернии» указывают Урусова Сергея Леонидовича. Княгиня Урусова Ольга Павловна была попечительницей одноклассной женской церковно-приходской школы в селе Воскресенское.

http://sobory.ru/article/?object=13908

Сюжет с крещением О. показан на гравюре Дж. Валкера по рисунку И. А. Акимова (в кн.: Евгений (Булгарис), архиеп. Историческое разыскание о времени крещения российской вел. кнг. Ольги. СПб., 1792). Раскрашенная гравюра «Царица Ольга в 995 году в Константинополе принимает христианскую веру» вклеена в рукописный сб. «Солнце пресветлое» (ГИМ. Муз. 42. Л. 1) - у О. на голове корона с высоким конусом. В кн. «Живописный Карамзин, или Русская история в картинках» (СПб., 1836. Ч. 1. 9, 10) вошли 2 гравюры по рисункам Б. А. Чорикова: «Великая княгиня Ольга отдает последний долг (тризну) над прахом супруга своего Игоря, отмщая древлянам за умерщвление его» и «Св. крещение княгини Ольги». Литография сер.- 3-й четв. XIX в. (РГБ; хромолитография - ГМИР), очевидно, восходит к житийной иконе О. В среднике представлена О. в имп. одеждах с горностаевой мантией, с крестом в правой руке, стоящей в легком развороте вправо в интерьере с колонной, портьерой и столом, на котором лежат скипетр и держава. В клеймах житийные композиции: 1) «Премудрая Ольга, желая познать истинного Бога, отправляется на корабле в Грецию в сопровождении вельмож и бояр»; 2) «Царь Греческий и патриарх с честью встречают кнг. Ольгу, прибывшую в Царьград»; 3) «Кнг. Ольга на Божественной Литургии слушает с усердием слово Божие»; 4) «Кнг. Ольга, уверовав в истину христианской веры, изъявляет желание креститься»; 5) «На предложение вступить в брак премудрая Ольга сказала царю: «Для крещения пришла сюда, а не для брака»»; 6) «Патриарх поучает кнг. Ольгу истинам св. веры»; 7) «Во Св. Крещении кнг. Ольга во время Литургии приобщается Св. Таин»; 8) «Кнг. Ольга увещевает своего сына Святослава принять христианскую веру»; 9) «Патриарх напутствует благословением кнг. Ольгу в обратный путь, дает ей Честный крест, св. иконы и священные книги»; 10) «Приняв св. Таин, блаж. Ольга тихо скончалась». Сохранились иконные образцы с изображением О. («Равноап. кнг. Ольга и блгв. кн. Александр Невский» сер. XIX в., ГИМ; святая с развернутым свитком в руке). Подготовительный рисунок для иконы «Мц. Клавдия и кнг. Ольга» 1897 г. худож. С. Д. Корина (МПИ) решен в академической манере (руки святой скрещены на груди, голова склонена). Неск. рисунков с образом О. хранятся в ИАХМНИ. В декоративно-прикладном искусстве

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Плаща ясно отделить нельзя; но его надобно предположить по боковым чертам платья, кажется он был нарисован закинутым за одно плечо. Платье довольно длинно с накладкой по подолу, а может быть и по переду, если только видные продольные черты не обозначают полы плаща, приподнятой на руку. Из-под платья видны ноги в сапожках» ( Срезневский. 1868. С. 6, рис. на с. 8). Первое сохранившееся подписное изображение О. представлено на миниатюре в визант. «Хронике» Иоанна Скилицы (Matrit. gr. 2. Fol. 135, XII в.) с изображением приема О. имп. Константином VII (надпись: Η το ρχοντ(ος) τν Ρς γυν Ελγα τονομα προσλθε τ βασιλε Κωνσταντν κα βαπτσθη («Супруга правителя Руси именем Ольга пришла к царю Константину и была крещена» - пер.: Л. В. Луховицкий). Княгиня показана вполоборота вправо, на ней - скрывающий руки темно-синий плащ поверх светло-синего платья, из-под к-рого видна красная обувь, на голове платок, завязанный наподобие тюрбана, его концы свисают сзади; над головой надпись с именем. Темный силуэт фигуры О. на светлом фоне пространства средней арки делает ее центром композиции. Взгляд вел. княгини обращен к императору, сидящему на троне в правой арке, жест - к собеседнице. Рядом с О., слева, изображена сопровождающая ее дама; в левой арке - люди из свиты. Ряд из 16 миниатюр со сценами, в которых фигурирует О., представлен в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30). Чаще всего вел. княгиня изображается сидящей на троне: она принимает послов, отдает повеления, беседует с сыном или с визант. императором. Первое изображение О.- в сцене приема древлянских послов после убийства кн. Игоря (Л. 28). На этом же листе внизу 2 композиции: древлянские послы у О. и она приказывает расправиться с ними. В обеих сценах О. сидит на престоле в длинном синем платье с красной каймой по подолу, в красном плаще с золотой каймой и в сафьяновых сапожках, на голове - синий плат. В нижней композиции поверх плата на голове видны следы желтой краски, по рисунку напоминающие тонкий золотой обруч или венец.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

185 В Ровно находился большой лазарет, которым заведовала Вел. кн. Ольга Александровна. Великая княгиня Ольга Александровна, работая в госпитале, ничем не выделялась среди сестер, она имела, так же как и другие, своих больных, наблюдала за ними, делая все необходимое по указанию врача, жила она вместе с сестрами, пила чай и обедала согласно распорядку госпитальной жизни. 187 Лазарет Их Императорских Высочеств Великих княжон Марии Николаевны и Анастасии Николаевны бал размещен в архитектурном ансамбле «Федоровский городок», построенном архитектором С.С. Кричинским в 1913 г. в древнерусско-новгородском стиле. Пять зданий, обнесенных кремлевской стеной со сторожевыми башнями, бойницами, каменными с богатой резьбой воротами. В здании трапезной находилась церковь Пр. Сергия Радонежского. В ней был пятиярусный дубовый иконостас с подлинными древними иконами. Роспись художника Г.П. Пашкова напоминала древние росписи Ферапонтова монастыря. С 1914 г. в одном из зданий был размещен лазарет для нижних чинов, в 1916 г. оборудуется второй лазарет для офицеров. 190 Из дневника Императора Николая Александровича: «Приехал в Вильну в 3 часа; большая встреча на вокзале и по улицам стояли войска шпалерами – запасные батальоны, ополчения и к моей радости спешенные эскадроны 2-й гв. кав. див. и конных батарей. Заехал в собор и в военный госпиталь. Оттуда в здание жен. гимн., где был устроен лазарет Красного Креста. В обоих заведениях обошел всех раненых офицеров и нижних чинов. Заехал поклониться иконе Остробрамской Божьей Матери». 191 Князь Олег Константинович – четвертый сын Великого князя Константина Константиновича. В мае 1913 г. он окончил с серебряной медалью лицей и был зачислен корнетом в Гусарский полк. С первых дней войны он в действующей армии в Восточной Пруссии. 27 сентября в бою близ деревни Пильвишки он был смертельно ранен. князю шел 22 год. Скончался в госпитале в Вильне. За храбрость в бою он был награжден Георгием 4 степени. Отпевание совершал архиепископ Литовский и Виленский Тихон (будущий патриарх). См. также примеч. 1 в записи за 3 октября из дневника Ольги Ник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Орден имеет три степени, при награждении вручается знак ордена и грамота. 3. Орден носится на левой стороне груди, и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом вслед за орденом святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского. Описание ордена святой равноапостольной княгини Ольги. I степень Знак ордена I степени представляет собой золоченый четырехконечный крест, покрытый белой эмалью и наложенный на круг, образованный лавровым венком темно-синей эмали. В центре расположен медальон, с погрудным изображением святой Ольги, выполненный в технике «Ростовской финифти». В правой руке Святой восьмиконечный крест. Изображение окаймляется пояском, покрытом эмалью ультрамаринового цвета. По верхней части пояска надпись позолоченными буквами «СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГА» («Святая равноапостольная княгиня Ольга») Внешние стороны креста оканчиваются восьмигранными стразами голубого цвета. В оглавии ордена находится корона. По диагоналям креста от круга до лаврового венка располагаются граненые лучи из полированного металла. Мельхиор с позолотой, литье, стразы, холодная эмаль, «Ростовская финифть». Размеры знака ордена: 50х57х7 мм. Крепление: булавка. II степень Знак ордена II степени аналогичен I степени, но изготавливается из посеребренного мельхиора. Центральное изображение Святой выполнено методом штамповки и позолочено. Обе руки Святой поддерживают восьмиконечный крест. Мельхиор с серебрением и частичной позолотой, штамповка, стразы, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 50х57х7 мм. Крепление: булавка. III степень Знак ордена III степени аналогичен знаку ордена II степени, но украшен только одним стразом голубого цвета, расположенным в верхней части креста под короной. Центральное изображение Святой выполнено методом штамповки и оксидировано, как и четырехконечный крест. Мельхиор с оксидированием, штамповка, холодная эмаль, страз. Размеры знака ордена: 50х38х7 мм. Крепление: булавка. Орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/429637/

[Хроника моей жизни] Автобиографические записки высокопреосвященнейшего Саввы [Тихомирова], архиепископа Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Том 1. (1819–1851 гг.) Годы: 1849–1850]//Богословский вестник 1898. Т. 1. 2. С. 407–438 (4-я пагин.). (Продолжение) —407— и священником и приказным. Жду – не будет ли какого-нибудь побуждения свыше, от Правящего вселенной и особенно жребием человеческим, – поступить туда или сюда? Прощайте! Любящий вас брат Сергий Царевский». В конце Великого Поста прибыл в Москву Высочайший двор по случаю открытия и освящения возобновлённого Императорского Дворца, составляющего украшение Московского кремля. Освящение великолепного царского жилища последовало 3 апреля, в день светлого Христова Воскресения, после Литургии в дворцовой церкви. Обряд освящения совершал приснопамятный митрополит Московский Филарет и говорил при сем приличную речь. Государь Николай Павлович приглашал после сего Владыку к своей царской трапезе, но он не мог принять сего приглашения потому, что должен был совершать в Успенском соборе позднюю литургию. Во время Светлой седмицы некоторые из Высочайших особ посетили Троицкую лавру и нашу академию. Прежде всех, именно 2 числа, пожаловала к нам Великая Княгиня Мария Николаевна. Прибыв в лавру в два часа пополудни, в 7 ч. вечера она посетила академию. Через ректорские покои она перешла в залу собраний, где Её Высочеству были представлены наставники и студенты; посетила затем академическую библиотеку, комнаты для занятий и студенческие спальни. В 8 часов слушала в Троицком соборе пасхальную утреню, а на другой день, 7 числа, выслушав литургию и молебен преп. Сергию, в 10 ч. отправилась в обратный путь. 11 числа, в понедельник на Фоминой неделе, прибыл в лавру высокопреосвященный митрополит для встречи других августейших особ. Вслед за ним, 12 числа, прибыли сюда Великий князь Константин Николаевич с супругой, Великой кн. Александрой Иосифовной, Вел. князь Николай Николаевич и Вел. кн. Ольга Николаевна с супругом. Все они встречены были митрополитом во св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из числа святых, канонизацию которых мы прямо относим к продолжению времени от начала христианства в России до Макариевских соборов 1547–1549 годов, только пяти или семи святым было установлено формальным образом и с самого начала или спустя непродолжительное время после установления местного празднования общецерковное или повсеместное на пространстве всей Русской церкви празднование; всем же остальным святым было установлено празднование местное в теснейшем или обширнейшем смысле этого слова. 155 Пять святых, которым несомненно установлено было с первого раза или скоро в след за установлением местного празднования общецерковное празднование, суть: Борис и Глеб, Феодосий Печерский и митрополиты Петр и Алексий. Два святые, формальное древнее установление которым общецерковного празднования может быть предполагаемо, суть: Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский. Но ко времени митр. Макария стали из местных святых общерусскими святыми, кроме семи сейчас названных, еще пятнадцать святых. В одной из редакций жития митрополита Ионы, составленных при митрополите Макарии, читается рассказ о соборах 1547-го и 1549-го годов и в рассказе этом перечисляются святые, которым до митрополита Макария было праздновано во всей Русской церкви. Святые эти, кроме указанных (семи) суть следующие пятнадцать: 1) вел. княгиня Ольга, 2) вел. князь Владимир, 3 и 4) князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор, 5–7) князь Ярославский Феодор с сыновьями Давидом и Константином, 8–10) епископы Ростовские Леонтий, Исаия и Игнатий, 11) Антоний Печерский, 12) Никита Переяславский, 13) Варлаам Новгородский, 14) Димитрий Прилуцкий и 15) Аврамий Ростовский 156 . Относительно этих 15-ти святых составляет для нас вопрос: когда и как была усвоена им общецерковность или повсеместность. Что святых, канонизованных к местному празднованию, не запрещалось почитать и кому бы то ни было, – что некоторые из святых, канонизованных к местному празднованию, с течением времени постепенно приобретали общепочитаемость и достигли большей или меньшей степени таковой общепочитаемости, об этом мы говорили выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010