Св. Никифор в правиле 16 говорит, что монахи в Четыредесятницу не должны заниматься земледельческими работами, отыскивая предлог для разрешения поста на масло и вино. А в 19-м правиле он говорит, что монахи, находящиеся в монастыре, в среду и пятницу должны вкушать пищу один раз в день. Отметь, что настоящее апостольское правило, говоря о Четыредесятнице, включает в нее и всю Великую Страстную седмицу, потому что и в это время нужно поститься. Смотри также примеч. к VI Всел. 29. Правило 70 Если епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто-либо из находящихся в списке клириков постится с иудеями, или празднует с ними, или принимает от них праздничные дары, например опресноки или нечто подобное, да будет извержен. Если же это мирянин, да будет отлучен. (Апост. 7, 65, 71; VI Всел. 11; Антиох. 1; Лаодик. 29, 37, 38; Карфаг. 60, 81, 117.) Толкование Если того, кто только помолится с отлученными или с изверженными, соответственно отлучают или извергают наравне с ними, то тем более постящегося или празднующего вместе с христоубийцами-иудеями клирика извергают, а мирянина отлучают. Потому настоящее правило и определяет: если епископ, пресвитер, диакон или вообще кто-нибудь из находящихся в списке клириков либо постится вместе с иудеями, либо празднует с ними пасху или другие праздники, либо принимает дары с их праздников, например, опресноки [ 506 ] (которые они едят в дни своей пасхи и на все праздники и которые они приносили при всяком жертвоприношении) или что-то другое подобное, да будет извержен, а если это делает мирянин, да будет отлучен. Пусть даже принимающие такие дары, постящиеся и празднующие вместе с иудеями не придерживаются их учения (в противном случае их следовало бы не извергать и отлучать, а предавать анафеме, согласно Лаодик. 29), тем не менее они подают повод к соблазну и вызывают подозрение, не чтут ли они иудейские обряды – что православным чуждо. Не говорю уж о том, что они оскверняются общением с христоубийцами, которым Бог говорит: Пост и праздность... и праздники ваши ненавидит душа Моя 507 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вот как рассуждает о сем св. Амвросий: «Спаситель наш, намереваясь вступить в борьбу с диаволом, прежде всего постился, чтобы мы знали, что мы не сможем победить искушений диавола, если не вооружимся против него постом». Тесто ячменное – оружие на мадиама, пост же – оружие на диавола, железо на страсти; он есть острота, прободающая и умерщвляющая греховную сладость. Хотел я еще лучшее кушанье предложить любви вашей, а именно ту манну, которою одождил Господь в пустыне и которая имеет великую усладу, но жалею тех, которые спешат к нынешним отпустным трапезам. Посему, чтобы не затянуть время моим убогим угощением, я посоветую в кратких словах следующее: если кто в святую Четыредесятницу начнет поститься до солнечного захода, то и сухой хлеб будет для него, как манна, ибо пост и худую пищу сладит, и горькую редьку с хреном превращает в мед и сахар. Неужели же мы забыли о соли? Нет, не забыли. Как же может трапеза быть без соли? «Всякая жертва солию осолится» ( Мк. 9:49 ); и духовная пища требует духовной соли. Солью же духовной является рассуждение во всех делах. При пощении вашем пусть будет такое рассуждение: не постимся ли мы лицемерно, из тщеславия; не осуждаем ли мы и не укоряем ли непостящихся; не гневаемся ли постясь на домашних наших? Ведь многие, постясь, обыкновенно гневаются, ярятся и ропщут, наподобие медведя, который, лежа в своем зимнем логовище, ничего не ест, а только сосет свою лапу и непрестанно урчит. Итак, да постимся мы не с иным каким-либо намерением, как только во исполнение заповеди Божией, апостольской и церковной, по преданию от святых отцов. Да послужит нам пост к умерщвлению страстей наших, к удовлетворению за грехи наши; все же сие во славу Божию. Наконец, на трапезах ставится не только соль, но и сбитень. На нашей же духовной трапезе сбитнем пусть будет следующий стих Студита: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть: отчуждение от зла, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинения, лжи и клятвопреступления: оставление всего этого и есть пост истинный и благоприятный». Мы должны поститься не только в кушаньях, но воздерживаться и от всех небогоугодных дел. Сбитнем нашим на трапезе духовной, сверх поста в кушаньях, пусть будет пост, воздержание от страстей духовных и всякого злого дела. Приготовлены у меня еще и другие великопостные снеди, но не достает теперь времени; потому оставлю их на другое время, если Бог поможет, и живы будем. А теперь теми челом бью: простите. Аминь. 7. Поучение в первую неделю великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Применительно ко времени деятельности митр. Иоасафа (скончавшегося по всей вероятности около 1440 г.) появление издаваемого теперь памятника нужно отнести вообще к первой половине XV в. Иоасафа, иеромонаха и великого протосингеаа, ответы на вопросы, которые предложил богобоязненнейший во иереях кир. Георгий Дразин 13 . К сему глава – предисловие. Хвалю твою ревность и попечение о благе, ибо ты непрестанно вопрошаешь нас и предлагаешь вопросы, каковые от других, равночестных тебе там, никому не вздумалось когда-либо предложить. Это же свидетельствуете о твоей великой ревности о божественном и о желании быть многознающим; продолжай же быть любознательным ибо для сего я и принялся за решения вопросов с усердием и теперь пишу тебе благожелательное. 1 Итак, в первой главе ты писал – с какого часа мы должны начинать литургию? Отвечаем так: кроме установленных великих празднеству когда совершаем божественную литургию Василия Великого , в прочие [дни] должны начинать с наступлением третьего часа, потому что третий час дня был, когда Святый Дух снизошел на Апостолов. В святую же и великую четыредесятницу, когда не бывает полной литургии, но только вечерня и в некотором роде малая евхаристия и только воспоминание благодений Божиих для нас, – ибо святая прежде освящена и уже есть совершенная, – должно начинать вечерню по исполнении шестого часа. Это мы говорим для мирской сферы; в монастырях же бывает позднее. 2 Может ли священник, имеющий только единственную просфору, сделать на другом простом хлебе кресты и изображения и на таковых [хлебах] совершать приношение? Это – и не канонически, и не преданный церковный обычай, почему и священник, допустивший это, да запретится священства на установленное время. 3 Может ли священник литургисат хлебами, благословленными на великой вечерне? И это не есть церковный обычай, и никогда не найдется допустивший это, почему да не допустишь сего и ты. 4 С какой стороны должно заколать агнца: Отвечаем: с правой; это значит – против твоей левой руки, когда смотришь на восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

19 . В последний год жизни для Батюшки самой тяжелой скорбью было то, что, будучи духом, а иногда и физически бодрым, он был лишен возможности посещать и служить в храме; особенно он скорбел в большие праздники и в Великую Четыредесятницу, которые он в течение более чем 30-ти лет никогда не пропускал. Также удручающе действовало на Батюшку то, что он, по предписанию врачей и по другим причинам, был лишен возможности принимать к себе народ, с которым он прожил всю свою жизнь одной жизнью. Он тяготился бездействием и был рад беседовать с тем, кто к нему приходил в его уединении от жизни, долго не отпускал и когда говорил о затруднениях к посещению его, то по его голосу чувствовалось, что для него это больной, мучительный вопрос. 20 . Батюшка, по присущей ему необыкновенной чуткости и такту, никогда не делал вида, что замечает прегрешения кого-либо, никогда не укорял прямо, а старался навести человека на раскаяние и сознание, как бы случайно заводя речь о подобных поступках, приводя подходящие примеры из жизни. 21 . Батюшка редко, в тех случаях, когда просили его совета, отвечал непосредственно на вопрос, а большей частью рассказывал какой-либо бывший ранее в его опыте, случай, отвечавший на данный вопрос. 22 . Батюшка никогда никого не понуждал настойчиво к исполнению его воли и даже не подчеркивал своего желания в данном деле и волю свою духовным детям не навязывал. Когда у него просили благословения на какой-либо поступок, то он обыкновенно с первых же слов высказывал свое мнение и отношение к данному предмету. Если же кто-нибудь настаивал на своем мнении, приводя доказательства, то Батюшка бывало и согласится и благословит, но свое мнение он высказывал однажды. 23 . Батюшка часто отвечал в неопределенной, неясной форме, так что иной раз можно было его ответ понимать по-разному, бывали случаи, что некоторые переспрашивали его, желая получить точный, ясный ответ. 24 . Батюшка своим духовным детям не дозволял посещать других старцев и духовников, а особенно различных блаженных и т.п. Он говорил, что духовник должен быть только один и что к нему только и должно обращаться. Также Батюшка не позволял ходить в иные церкви, кроме

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

С теми, которые служат на опресноках и в сырную неделю едят мясо и кровь и удавленину, не должно сообщаться и сослужить; но есть с ними, в случае нужды, ради любви ко Христу, не должно слишком гнушаться. Если же кто хочет избежать и этого, под предлогом предосторожности или немощи, пусть избегнет; но с тем вместе пусть смотрит, чтобы отсюда не произошел соблазн великой вражды и злопамятования; надобно во всяком случае меньшее зло предпочитать большему 10 . ε»)Τος δ γε μ κοινωνοντας ν τας, κρωρεαις τς Ρωσσας, ς φησας, κατ τν μεγλην τεσσαρακοστν, κα τ κρε σθοντας κα τ μυσαρ, σπουδζειν τε χρ παντ τρπ πιδιορθοσθαι κα θεραπεειν τν τοιατην κακαν, νουθεσαις και διδασκαλαις, κα πανγειν πρς τν τοιατην κακαν, νουθεσαις κα διδασκαλαις, κα πανγειν πρς τν εσβειαν, κα καταπτοεν ατος, ς μ ντας, χριστιανος, να τ τοιοτ φβ πσχωνταιτς κακας, κα π τ εσεβστερον κα εσχημονστερον μετελθωσι. Κα πιμνουσι δ κα μ μεταδιδναι τν θεων γιασμτων, λλ ς θνικος ληθς κα τ εσεβε ντιβανοντας (λογζεσθαι), εν τ δ θελματι πορεεσθαι θελωσι. Иже не причащаеться краицех руськы (в рустей) земли, якоже еси рекл, и в великое говенье мясо ядять и скверное, подобаеть всякымь образомь направляти и възбраняти ту злобу наказаньемь и оученьемь, възвращати(възвращеньемь) на правоверное оученье, и потруженьемь, яко не крестьянину сущю, да темь страхом остануться тоя злобы и на веру благообразную пре(при)ложаться. Пребывающю (ще) же тако и не преложащуся(ться) не даяти имъ святаго причащенья. Но яко иноплеменника воистину и вере нашея противника поставити и в свою волю ходити. Тех, которые, как ты сказал, (живя) на окраинах 11 России, не причащаются в великую четыредесятницу и едят мясо и скверное, подобает всячески исправлять, и такое зло врачевать внушениями и поучениями, приводить их к благочестию и угрожать им, как не христианам, чтобы они таким страхом воздержались от зла и обратились к более благочестивому и благоприличному (образу жизни). Если же пребудут упорными и нераскаянными, то не причащать их божественных тайн, но считать как бы действительными язычниками и противниками благочестия, если они хотят следовать своей собственной воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В пример того, как разнообразны области, которых касаются несоблюдаемые каноны (вследствие какового разнообразия нельзя будет делать заключение, что это несоблюдение касается только какого-нибудь определённого круга дисциплинарных предметов), к указанным примерам можно прибавить: VI Вселенского собора правило 52 для Великого поста узаконяет совершение литургии преждеосвященных даров, за известными только исключениями в пользу других литургий. Однако же митрополит Филарет, всего менее склонный к разрушению церковной дисциплины, разрешает Златоустову литургию и в пост – для особых причин, но по рассуждению, что «совершение Златоустовой литургии в постные дни в существе дела не есть важное изменение порядка. В древности не так на сие смотрели в некоторых местах, как ныне вообще в христианской церкви» 25 . Следовательно, Филаретову теорию изменяемости дисциплины можно представить так: изменяемость или неизменность зависит не от качества памятника древности, свидетельствующего о форме известной дисциплины, а от степени важности самого предмета. Однородно с указанным правилом и правило VI, 55, но и с тем не безважным различием, что прототип его заключён даже в одном из правил Апостольских. Однако, как прототип, так и последующее ему правило – имеют одну и ту же судьбу: они вышли из употребления. Правило VI, 55 свидетельствует, что «в Риме во святую четыредесятницу, в субботы ея постятся – вопреки преданному церковному последованию». Упоминаемое церковное последование правило видит в 64 апостольском, которое указало вообще «единую токмо субботу» для поста – Великую, следовательно, не сделало изъятия и для времени четыредесятницы. Оба правила по ясности своей едва ли дадут возможность иного вывода, кроме того, что – никакая суббота, кроме одной, не подлежит соблюдению поста. Вне всякого сомнения, также, что в древности (затруднительно сказать, до какого времени) это именно таким образом и было, откуда и произошла известная затруднительность в исчислении количества дней древней четыредесятннцы, так как число это всегда окажется более «четыредесяти», если не принимать во внимание, что суббота и день Господень исключаются из дней поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

В среду первой седмицы на утрени Стихиры на Стиховне. Гл. 8. Постом помышлений страсти приидите поработим, духовными себе крилы покрывше; да вражию движимую бурю легце прешедше, достойни будем крестнаго поклонения, о мире закланнаго волею Сына Божия; и духовно празднуим из мертвых Спасово воскресение, на гору вземшеся, со ученики прославим, власть приимшаго всю Сына от Отца, Человеколюбца. Приидите покорим постом страсти помыслов, покроем себя духовными крыльями, чтобы с легкостью перейдя волнующуюся бурю врага, соделаться нам достойными поклонения кресту волею закланного за мир Сына Божия и духовно праздновать воскресение из мертвых Спасителя и, восшедши на гору вместе с учениками, прославлять получившего всякую власть, человеколюбивого Сына от Отца. Слава и ныне. Крестобогородичен, гл. той же. Что зримое видение, еже моими очесы зрится, о Владыко? Содержав всю тварь, на древо вознесен еси, и умерщвлен всем даруяй живот: Богородица плачущи глаголаше, егда зряще на кресте, Всечистая, из Нея неизреченно возсиявшаго Бога и человека. Что за зрелище, которое усматривается глазами моими, Владыка? – «Держащий всю тварь, Ты повешен на древе, и умираешь, Подающий жизнь всем», с плачем говорила Богородица, когда Она, Всечистая, увидала на кресте Того, Кто неизреченно воссиял из Неё, – Бог и человек. В среду 1 недели на Литургии Преждеосвященных Даров Литургия преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток св. Четыредесятницы, четверг 5-й нед. В. поста, в первые три дня Страстной седмицы: По прочтении 3, 6 и 9 часа и изобразительных – возглас Литургии; Пс. 103 , великая ектенья; Кафизма 18; «Господи воззвах». Из стихир на Господи воззвах. Гл. 8. Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; расторгнем стропотная нуждных изменений; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы; да приимем от Христа Бога велию милость. Братия! Постясь телом, будем поститься и душою, разрешим всякие несправедливые узы, разорвем сети насильственных долговых обязательств, раздерем всякую несправедливую запись, дадим хлеб алчущим, и бедных, – не имеющих крова, введем в свои дома, чтобы от Христа Бога получить нам великую милость ( Ис. 58:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Говорил старец: «Некий сослужитель мой почувствовал, что его жжет Божественное Причастие и мне сказал: -Меня сожгло Божественное Причастие. -Я, – говорит старец, – ответил, что когда причастился, не почувствовал, что меня жжет Божественное Причастие.» «Когда я совершаю Проскомидию, – говорил старец, – вижу души, проходящие передо мной и просящие меня помянуть их, так что даже при желании, не могу их забыть.» Говорил также старец: «Когда Иерей вынимает частички и поминает имена верующих на Святом Предложении (Жертвеннике) нисходит Ангел Господень и берет поминовение это и приносит и возлагает к Трону Владыки Христа, как молитву поминовения о тех, которые поминались. Подумайте теперь, как важно, что вас поминают на Святом Предложении.» «Однажды, – говорил старец, – я забыл помянуть в усопших мать мою, которая была святая женщина. Когда закончилась Божественная Литургия, и я пришел в келлейку, там, когда сидел, пришла душа, дух матери моей и мне сказала с огорчением: -Отче Иакове, ты не поминал меня сегодня. -Как, мама, вас не поминал. Каждый день вас поминаю и даже лучшую частичку вынимаю, – сказал я ей. -Нет, чадо мое, сегодня ты не поминал меня, и душамоя не упокоевается столько, как в другие дни, когда ты меня поминал, – ответила она. Подумайте, какую великую выгоду и пользу принимает душа, когда ее поминает Иерей.» Детям старец советовал не иметь компаний и не отлучаться от родителей своих, и пусть характеризуют их другие, как необщительных. Советовал ничего не брать от чужого, ни одной конфеты, например, ни освежающего напитка, потому что велика опасность наркотиков, которая губит молодежь. Говорил старец: «От человека, которого не знаю и антидора не приму, потому что может тебе сказать, что антидор, а на самом деле, нет, но вещь от диавола.» «Когда мы болеем, – советовал старец, – следует ходить к врачу, быть послушным в лечении. Я, – сказал, – в одну Четыредесятницу, несмотря на пост, выпил шестьсот пилюль. Следует следить за нашим здоровьем, потому что врачей и лекарства Бог дал и нельзя ими пренебрегать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сам Иоаким «свое соборное постановление пренебрег и иное якоже восхоте, тако и постанови и устав исправи... а како исправлен, о том известие не имамы... ибо держат у себе, справщиком (каким был и сам Медведев) не являюще». Говоря о неправомудрствовании некоторых по вопросу о пресуществлении, Медведев замечает: «Еда же их кто вопрошает, откуду они сие ведят? отвещают от новых греческих ученых иеромонахов Иоанникия и Софрония: они тако поведают. А онии греки почесому сие разумеют (сами бо словенски, вемы, яко не разумеют)? И защитители тоя их неправды еще отвещают, яко о том ученики их, которые у них училися, поведают». Как же научилися ученики, не зная греческих слов? «Кто чесого сам не имеет, како то иному может дати?...» Лихуды выдают свою проезжую от патриарха грамоту за указ патриарха, будто бы приславшаго их в Москву 719 , и даже дерзнули написать об этом в «предисловии книги своея, юже они написавше подаша великим государем и великой княжне Софии Алексеевне». Должно быть, Лихуды «не суть православнии, но от еретиков лютеров или кальвинов или от римлян на возмущение нашея православныя веры» 720 , подосланы или «еже не были бы они от турка ради созерцания и к нему вести препосылания подосланы. Опасно дабы они... веру смутя потом во ину какову веру не превратили, о чесом мое непщевание утверждается тех новоезжих греков или латиногреков писанием (Акосом), еже они к В. Г. нашим и к В. Б. Г. Ц. и В. К. Софии Алексеевне и святейшему патриарху нынешняго 196 лета в святую великую четыредесятницу поднесоша на второй неделе, в нем же многая ово ложная, себе власти своей и вероятельства ко утвержению, ово неправедная и самому слову Божию и древним святым отцем и в мале прежде того их писания (то есть, Акоса), их же советом в мир ради правоверных смущения изданных о том же пресуществлении тетратей (подразумеваются тетради, доставленныя Сильвестру Иоанном Черниговским) противная и сами с собой несогласная писаша, ему же возобличительная, аще повелят В. Г. Цари и В. Г. Царевна Божиею мне благодатною помощию писати еще же потщуся, якоже за их государским указом и на первыя их лжею исполненныя тетрати возобличительную книгу (праведный ответ на тетрати, переработанный в Манну) написах и В.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На 9м часе, апостол к евреем, зачало 324. В тойже пяток вечера. Прокимен, глас 6: Положиша мя в рове преисподнем,/в темных и сени смертней. Стих: Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Апостол к коринфяном, зачало 125. Аллилуиа, глас 5: Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея. Стих: Поношение чаяше душа моя, и страсть. Стих: Да помрачатся очи их, еже не видети. ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ СУББОТУ. На утрени, по великом славословии. Прокимен, глас 7: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца. Стих: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Апостол к коринфяном, зачало 133, конец в 206м зачале. Аллилуиа, глас 5: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся. На литургии. Прокимен, глас 5: Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе,/да поет же имени Твоему, Вышний. Стих: Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его. Апостол к римляном, зачало 91. Аллилуиа не поется, но по еже рещи иерею: Мир ти. И абие чтец глаголет: Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех. И лик тожде на глас 7. Чтец же глаголет стихи сия: Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит. И певцы: Воскресни Боже: Стих: Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете? И певцы: Воскресни Боже: Стих: Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте. И певцы: Воскресни Боже: Стих: Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его. И певцы: Воскресни Боже: Стих: Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят. И певцы: Воскресни Боже: Стих: Да подвижатся вся основания земли. Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси, вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете. И певцы: Воскресни Боже: И абие чтец: Воскресни, Боже, суди земли. И лик: Яко Ты наследиши во всех языцех. Другие переводы Самое популярное Сейчас в разделе 381  чел.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kako-dolz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010