В духовном родстве, препятствующем заключению законного брака, считаются восприемник с воспринятой дочерью и ее материй (34. 35), лица имеющие одного и того же крестного отца иди крестную мать, хотя бы они принадлежали и к разным семействам, и их прямые потомки до 8 степени включительно (212). Относительно священных лиц и клириков можно отметить след. правила: 1) Если монах священник примет великую схиму, то сохраняет право священнослужения; если же архиерей примет великую схиму, то да не действует святительское что отнюдь или священническое (90). 2) священник в случае нужды может совершать требы и для своих близких родных; так он может приобщить евхаристии свою жену и детей (142), может совершить чин браковенчания для своего сына (210), может крестить своего ребенка, но не может воспринять его от купели крещения, потому что в таком случае он стал бы кумом своей жены и должен был бы разлучиться от сожития с нею (209); 3) Клирики в случае тяжб и неудовольствий между собою должны обращаться к суду своего епископа (146). Монах не может крестить детей и воспринимать от купели крещения, не потому чтобы не имел власти, а потому что монаху не прилично завязывать связи с миром, особенно с лицами другого пола (84). Относительно мирян можно заметить след. правила: 1) Миряне не могут входить в алтарь, кроме одного царя, когда он принесет дары Господу. Монахиня может входить в алтарь для того, чтобы вымести и прибрать его (66). 2) Миряне не могут совершать крещения; только в случае крайней нужды им позволяется совершить формулу крещения (204). 3) Запрещается погребать мирян внутри церкви (173). В греческой церкви сокращенный номоканон заменял для приходского священника употребление полного номоканона. Тоже значение он должен был иметь и в практике русской церкви. В предисловии ко второму Киевскому изданию Захарии Копыстенского прямо сказано, что настоящий краткий номоканон должен служить заменой полных собраний правил. Значит, когда духовник может иметь под руками номоканон полный, для него уже не оказывается надобности обращаться к краткому номоканону.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Лаврский иеродиакон Софроний также часто посещал это правило, и игумен Филипп поделился воспоминанием об одном примечательном эпизоде, свидетелем которому был во время совершения такого правила. Отец Софроний был известен своим непростым характером, даже некоторым юродством. Говорили, что он обладал даром прозорливости – по крайней мере по его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались. После пострига в великую схиму, с архимандритами Кириллом и Варфоломеем, 1979 год На вечернем правиле отец Софроний смотрел обычно не на иконы, а на чтеца – вглядывался пристально, как говаривали в шутку братия, – «прям в уста смотрел», при этом изредка он отводил свой взор и посматривал на остальных присутствовавших. Однажды он так посмотрел на отца Дамаскина, который стоял и слушал правило. И вдруг отец Софроний изменился в лице. Как бы оглядывая пространство вокруг схимника, он с глубоким чувством произнес: «Брат ты мой!» На его лице отражалось изумление, потрясение… Помолчав немного, он только и смог снова повторить: «Брат ты мой!..» Можно только догадываться, что было открыто в тот миг одному подвижнику о духовной жизни другого… Келейник схиигумена Дамаскина поделился первыми впечатлениями от встречи со старцем: «Поначалу он показался мне странным, загадочным. Он практически не говорил, был немного сгорблен и смотрел всегда вниз. Если что-то говорил, то странно, отрывисто, очень непонятно, даже когда тщательно выговаривал слова. Лишь иногда приподнимал лицо, чтобы разглядеть кого-нибудь, кто вызывал его интерес. Тогда можно было увидеть его очень необычные, очень живые и думающие глаза. Позже, когда мне довелось ухаживать за ним в лавре, я видел его несколько иным, более открытым и естественным». После пострига в великую схиму в алтаре Трапезного храма, 1979 год В духовном руководстве старец не давал категорических благословений – «тебе туда, а тебе туда», часто задавал наводящие вопросы, так что трудно было понять, что он имеет в виду, – нужно было искать ответы самому… При этом жить со старцем было очень нелегко. На все надо было брать благословение – даже «по любви», но своевольно сделанное могло быть наказано.

http://pravoslavie.ru/157266.html

Также, чем ранее происходит отречение, тем больше времени остается для утверждения в добре: «Намеревающагося начать подвиги по Богу, скоро знаменать знамением благодати, яко некоею печатью,  сим самым споспешествуя ему не коснеть долго,  не колебаться,  более же поощряя его к избранию добра и ко утверждению в оном», - так заканчивается 40 правило VI Вселенского Собора , назначающее предельно ранний срок для сознательного принятия монашеских обетов – 10 лет. С другой стороны, отречение имеет необратимый жесткий характер. Самовольное сложение с себя иноческих обетов и возвращение в мирской чин не допускается (7-е правило Халкидонского Собора ), также как и бегство из затвора – в последнем случае против воли возвращать беглецов и умерщвлять их плоть постами и прочими суровостями (41 правило VI Вселенского (Трулльского) Собора ). Естественно, что монахам не допускается – наряду со священнослужителями - мирское времяпрепровождение и наслаждение мирскими удовольствиями (24 правило VI Вселенского (Трулльского) Собора ). Также , в идеале ,не допускается никакое высокое церковное служение для того, кто полностью отрекся от мира, приняв великую схиму. Епископ, если принял великую схиму, должен отречься от епископства, в то время как священник может продолжать служить (2 правило Великого Софийского Собора) . Актуальные вопросы в связи с отречением: 1.            Совместимо ли подлинное монашество с разными видами активной деятельности в Церкви: миссией, благотворительностью, преподаванием и пр.? 2.            Должен ли монах памятовать о былых прегрешениях своей жизни, от которых он освободился через отречение-обеты? 3.            Кем по сути в большей степени является монах для окружающих: духовным авторитетом или человеком, идущим по пути смирения? 4.            Насколько совместимо отречение от мира с удобствами мира? 5.            Чем обусловлено своеобразное «выгорание» некоторых монахов, которые потеряли ревность к духовной жизни? 6.            Каковы наиболее эффективные средства для преодоления монашеской теплохладности?

http://bogoslov.ru/article/3516854

491 Более подробная информация об Истинно-Православной Церкви Сербии приводится в разделе «5.4.2 Распространение греческого старостильного раскола юрисдикции «флоринитского» Синода на территории Сербии». 492 Почтовый адрес «флоринитского» Синода: ΕΚΚΛΗΣΙΑ Γ.Ο.Χ. ΕΛΛΑΔΟΣ. ΙΕΡΑ ΣΥΝΟΔΟΣ. ΚΑΝΙΓΓΟΣ, 32 106 82 ΑΘΗΝΑΙ. ΤΗΛ. 210 3828 280. ΦΑΞ 210 3847 365. 493 ΙΕΡΑΡΧΙΑ/ΕΚΚΛΗΣΙΑ ΤΩΝ ΓΝΗΣΙΩΝ ΟΡΘΟΔΟΞΩΝ ΧΡΙΣΤΙΑΝΩΝ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://ww.ecclesiagoc.gr/ierarhia/h082/q0011.peg 8 – Дата доступа: 06.02.2007. 494 Род. в 1920 г. Во иеромонаха рукоположен в 1947 г. В великую схиму пострижен в 1948 г. В 1956 г. в сане архимандрита назначен на должность Генерального Секретаря Церковного Совета «флоринитского» Синода ЦИПХ Греции. Принимал активное участие в диалоге с РПЦЗ. Рукоположен в сан митрополита Фессалоникийского в 1971 г. Избрание на афинский архиепископский престол состоялось в 1986 г. 495 Наиболее влиятельный и авторитетный иерарх «флоринитского» Синода. Род. в 1926 г. Племянник покойного «флоринитского» архиепископа Афинского Акакия (Паппаса-старшего). Пострижен в монашество в 1947 г., в великую схиму в 1950 г. Рукоположен во диакона и иерея в 1954 г. В 1957–1959 гг. входил в состав Церковного Совета. Рукоположение во епископа Диавлейского принял в 1962 г. С мая 2003 г. является Заместителем Председателя Синода, а с марта 2004 г. Председатель Экономического Комитета «флоринитского» Синода ЦИПХ. 496 Род. в 1933 г. Монашеское и великосхимническое пострижение принял в 1950-е гг. Диаконское и священническое посвящение состоялось в 1961 г. В 1977–1978 гг. игумен Свято-Покровского монастыря в Каратее. Во епископа Магнезийского рукоположен в 1979 г. в «каллистовской» юрисдикции. В 1998 г. назначен митрополитом Фессалоникийским. Член Синодальной Комиссии по догматическим и каноническим вопросам. 497 Род. в 1946 г. Получил высшие экономическое и медицинское образование. В 1971 г. пострижен в монашество. Диаконское и священническое посвящение принял в 1972 г. Во епископа Ахайского рукоположен в 1979 г. в «каллистовской» юрисдикции. Помимо непосредственного возглавления Ахайской митрополии, с 1985 г. является временно управляющим епархией Ионийских Островов и Западной Греции, совмещая свое служение с должностью Экзарха «флоринитского» Синода ЦИПХ в Западной и Центральной Европе. В 1998–2001 гг. являлся Председателем Синодального Экономического Комитета. В настоящее время является Генеральным Секретарем «флоринитского» Синода и членом Синодальной Комиссии по догматическим и каноническим вопросам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синод РПЦЗ отказал в участии во Всезарубежном соборе послу США на Украине 10 марта 2006 г. 14:17 Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) выступил против участия во Всезарубежном соборе посла США на Украине Джона Хербста — по причине его контактов с ЦРУ. Ранее посол, наряду со священником Леонидом Пляцом, был избран делегатом Собора Одесской епархии РПЦЗ. На сайте этой епархии, возглавляемой епископом Агафангелом (Пашковским), сообщается, что Синод отказал в участии «мирянину Джону Хербсту», поскольку он «по долгу своей службы имеет контакты с ЦРУ». Отцу Леониду было также отказано по той причине, что он «в момент перехода в РПЦЗ находился под прещением в Русской Православной Церкви». Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на «источник в РПЦЗ», в конце февраля Синод направил епископу Агафангелу официальное разъяснение. В нем говорилось, что члены Архиерейского Синода «не сомневаются в личных качествах и достоинствах Джона Хёрбста», но его «нельзя считать свободным членом» Всезарубежного собора, поскольку он не может «участвовать в общественной жизни в качестве частного лица» без ведома и согласия государственного департамента США, будучи по должности обязанным «поддерживать позицию своего правительства». Поэтому «присутствие такого делегата, безусловно, многими было бы воспринято как проявление своего рода «сергианства», а члены Синода желают быть совершенно свободными от какого-либо политического вмешательства на соборе», сказано в документе. Члены Синода Зарубежной Церкви также отметили, что «немногим более года тому назад в Киеве состоялся переворот, к которому США имели прямое отношение», поэтому «присутствие посла США в Киеве на Всезарубежном соборе может быть воспринято в России как провокационное». Что касается священника Л. Пляца, то его участие во Всезарубежном соборе, как отметили в РПЦЗ, «может быть ущербным» для Церкви, поскольку у многих возникает вопрос относительно личности «священника, принявшего монашеский постриг, давшего монашеские обеты, а также постригшего свою жену в великую схиму, а затем — передумавшего». Документы, полученные предсоборной комиссией от Минской епархии Московского Патриархата, подтверждают, что в 1992 году отец Леонид без разрешения своего епархиального начальства принял монашеский постриг с именем Георгий, а затем постриг свою жену в великую схиму. Пострижены в монашество им были и еще несколько женщин. Однако год спустя иерей счел свои собственные действия «противоправными и преступными с духовной точки зрения» и попросил митрополита Минского Филарета «все сии постриги считать недействительными». Священник был прощен и продолжил жить со своей супругой, освободившейся от схимнических обетов. Однако впоследствии за новые канонические и моральные нарушения Л.Пляц был лишен священного сана, покинул Минскую епархию и перешел на службу к епископу Агафангелу (РПЦЗ). Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/87871.html

Почти обо всём тебе написал. Внимательно наблюдай за своей душой и заботься о ней, и Бог да будет всегда с тобой. Передай от меня поклон Владыке. Молюсь о тебе от всей души. Смиренный Старчик Иосиф Мне нездоровится, не знаю, продержусь ли я еще какое-то время. Письмо 25 Монаху Пантелеимону Святая Гора, 1 июня 1959 Чадо мое любимое, утроба моя божественная и священная, благословенное мое дитятко, Пантелейчик, желаю тебе всего доброго! Прошло несколько дней, как я получил твое письмо, но меня мучает болезнь, и, пока она не отступит, я не могу ни читать, ни писать. Такова она, эта одышка. И даже есть не могу. Теперь я ем только утром, раз в день, что [у нас] найдется. Мне говорят, что есть какой-то кислород, его вдыхают с помощью пузыря, и становится легче. Еще мне прислали какое-то лекарство, но моя болезнь очень тяжела и требует более сильного лекарства. Присланное лекарство называется «пробон», действует две минуты, а потом всё начинается снова. Если Преосвященнейший знает какого-нибудь ученого врача и существует более сильное лекарство, прекращающее одышку, то пришли мне его. Чтобы мне поспать полчаса, должны мне махать, иначе я задыхаюсь и не могу уснуть. Но хватит об этом. Что касается твоего монастырька, о котором ты говоришь, для Магдалины было бы прекрасно его устроить, чтобы жили там две-три [сестры,] и Клио с ними. Для них это легко, так как они женщины. Для тебя же это очень трудно. О, если бы была возможность, чтобы ты побыл рядом со мной [хоть] немного времени и научился тонкому делу монашества! Только ты сможешь помочь другому [человеку,] никто иной из тех, кого, как ты мне говоришь, тебе пришлют, – ни Дионисий, ни другие из здешних. Никого не проси, ни на кого не рассчитывай. Ты, что можешь, делай сам, поскольку иначе не получается. Устроишь небольшую церковку, две-три комнаты. Найдешь пару приятелей, хороших ребят, и безмолвствуйте, как пустынники. И когда состарится Преосвященнейший, тогда придет к вам и найдет в вас хороших ребяток, которые за ним поухаживают, как он сам о том и говорит. Если же все-таки ты сможешь приехать и остаться ненадолго с нами, то примешь великую схиму, – я тебя постригу, – и кое-чему научишься. И снова вернешься туда опытным пустынником, и других будешь постригать в великую схиму, и будете помогать словом и другим братьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

После евангелия (постриг происходит, очевидно, за литургией), новопостриженный в одном коловии входить в алтарь, где огласитель ( κατηχητς) облачает его в великосхимнические одежды, произнося обычные слова при возложении каждой одежды. В то время, как в алтаре совершается облачение, братия поет тропарь, гл. 4: νδσασθε χιτνα τς σωτηρας 485 . По окончании облачения, читаются две молитва: Κριε Θες μν, πιστς... и Κριε Θες μν, εσγαγε τν δολν σου τνδε... Чин окончен. XLVII Что же представляет собой по содержанию этот Κατχησις σντομος в сравнение с полным κολουθα το μεγλου κα γγελικο σχματος? – В нем, прежде всего, отсутствует вся песенная часть последования: канон, стихиры, блаженны, тропари и припевы. В Евхологии 213 указан единственный тропарь при облачении: νδσατε χιτνα... Исключены многие обряды, как: постепенное приближение к алтарю, припадание, лобызание, проводы в трапезу, и др. Отсутствует поучение. Число священнических молитв сокращено. Из последования великой схимы в Κατχησις σντομος вошли только молитвы: первая и две последние. Место молитвы: ν Δσποτα παντοκρτορ, ψιστε βασιλε τς δξης... как бы заняла молитва: Κριε Θες μν, ξους σου εναι νομονθετσας..., положенная по тому же 213 в Εχ π το μλλοντος λαμβνειν μαντον 486 , каковым заголовком в Евхологии надписывается чин, предваряющий собою великую схиму 487 . А вместо третьей молитвы: γιε Κριε τν δυνμεων... заняла молитва: Κριε Θες μν, τν παρθεναν οτως γαπσας... Что касается до молитвы: Κριε Θες μν, ξους... то внесение её в Κατχησις σντομος следует, кажется, объяснить тем, что принимающий великий постриг ν περιστσει, в большинстве случаев, бывал из мирян и, как таковой, конечно, не был посвящен в предыдущий монашеский чин. А так как возлагать на мирянина сразу схиму великую признавалось неудобным, то молитва , взятая из чина малой схимы, и могла служить как бы заменой этого чина. Аналогичный пример представляет практика Русской Церкви в XVII веке. По Иноческому Потребнику 1639 года, если мирский человек, или жена к смерти будут, и восхощет кто пострищися в малый и великий образ, то убо первое действо сотворити все по указу малого образа. И егда совершится кафисма, 17, Блажени непорочнии, и по ней глаголется канон Великого образа, и все поряду сотворити, якоже зде указано 488 . Правда, по практике Русской Церкви соединение в один чин малого и Великого пострига производилось иначе, чем представляется оно нам в греческих памятниках, но сама идея соединения элементов малой и великой схимы, когда приходится постригать мирянина пред смертью , оказывается идеей общей в практике Русской Церкви и Церкви Византийской.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Великая схима возлагается ныне на тех подвижников-монахов, которые провели довольно уже времени в трудах аскетической жизни и заявили себя добрыми плодами монашеского делания. «Хотя самое Ангельское жительство до всех трех степеней вообще, то есть, новоначальных, совершенных и до тех, о которых сие последование есть, то есть настоящих велико-схимников принадлежит», – читаем в «Новой Скрижали», – «и хотя всякий устав во обителях для всех тех степеней Ангелоподражательным именуется: однако которые препроводили чрез несколько лет житие во обители и в чине малосхимников, потом не смущаемое о вещах небесных размышление, крепчайшыя пощения, должайшыя паче прочих молитвы, уединение, молчание, не спание, труды, малоедение, и прочие наконец изнурения, отказавшись от дозволенных общежительския жизни пособий, в остальное жизни течение понесть желают: те особливое и яко святейшее одеяние восприяв, яко от мира удалившиеся, и поистине Ангельскую жизнь стяжавшие, великосхимники, или великаго и Ангельскаго образа именуются. Сверх того и одежды монашеския главнейшия, каковые были издревле кукуль и аналав, оному чину учинились собственныя: и сами они в толикое от всех пришли удивление, что остающиеся во второй степени монахи, уступив им Ангельскаго образа именование, токмо совершенными старцами, и не более как высокия оныя и великия схимы учениками и подражателями сами себя именовать начали 147 ». Итак, пострижение в великую схиму является благословением Церкви на усугубление подвигов аскетизма. Такой смысл имеет и древнейший чин пострижения в великую схиму, записанный в Барбериновском Евхологии св. Mapka VIII–IX века и уже отчасти рассмотренный нами выше 148 . Сейчас мы остановимся вниманием несколько больше, чем это сделано было раньше, на самом тексте молитв этого чина, чтобы окончательно убедится в подлинном значении чина, как благословения Церкви подвижнику на вящние духовные подвиги. Вот что выражается в молитве: γιε, γαθ, ν γοις ναπαυμενος... Христос Иисус, Сын Бога живого, сокрушил гордыню и владычество врага. Даруя славу мудрости, он венчает венцом славы тех, кто, подобно святым, избрал тесный путь жизни и забыл о покое. «Вот и эти братья приходят к Тебе, Господи», – молится священник, – «даруй им силу, пошли благодать душе их и телу, освяти Твоим Святым Духом».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Отметь также и следующее. Хотя и Афанасий Афонский , и преподобноисповедник Дунале, упоминаемый в «Синаксаристе» (17 декабря), и некоторые другие приняли вначале малую схиму, а затем великую в разные времена, однако лучше и правильнее поступают те, которые сразу становятся великосхимниками, не принимая малой схимы, потому что этим единственным принятием схимы они показывают, что монашеская схима действительно только одна, как и требует предание святых. А молитва , напечатанная в книге оглашений Студита, который говорит, что ее составитель принял вначале малую схиму, а затем великую, хотя и умилительна, и душеполезна, однако принадлежит не Феодору Студиту , а некоему Феодосию, как видно из ее содержания, и составлена на основе разных источников. Отметь еще, что хотя любое время подходит для того, чтобы стать монахом, однако более подходит для этого время Четыредесятницы, как время покаяния, по 25-му ответу Симеона Фессалоникийского (Sym. Thessal. Respons. 25//PG 155, 876D). A Иов говорит, что за одной литургией не принимают постриг от руки одного старца много монахов или монахинь, но только один или одна. Ангельской же монашеская схима называется по разным причинам, но главным образом по следующим двум: во-первых, потому, что монах, хотя и облечен плотью, должен подражать бесплотной жизни и девству ангелов, во-вторых, потому, что монах должен всегда славить Бога, как ангелы на небесах, по словам Симеона Фессалоникийского (Idem. De poenit. 265//PG 155, 489B). А Дионисий Ареопагит говорит в главе «О монашеском совершении», что «отречение от делимого, не только существующего в жизни, но и воображаемого, являет совершеннейшее монашеское любомудрие, выражающееся в знании единотворящих заповедей» (Dion. Areop. De eccl. hierarch. VI, 3. 2//PG 3, 533D). 254 Вальсамон, видя, что настоящее правило вступившего в брак монаха наказывает только как мирянина, впавшего в блуд, говорит, что это снисхождение может быть оказано тем монахам, которые сами добровольно расторгнут свой беззаконный брак и прибегнут к исповеди и покаянию, а не тем, которые приносят покаяние недобровольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

После этого, настоятель объясняет ему смысл монашества, снова спрашивает добровольно ли и обдуманно ли он поступает, и только после того, как три раза получит из рук постригаемого ножницы, постригает его крестоорбазно, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, называя его при этом новым именем. Перемена имени означает, что, приняв постриг, новый монах начинает новую жизнь. На принявшего малую схиму (как теперь называется эта степень посвящения), одевают подрясник и параманд – четыреугольный кусок материи с изображением Креста Спасителя и орудий Его страданий. Поверх рясы облачается мантия – длинный плащ без рукавов и, наконец, на голову одевается клобук – камилавка с покрывалом – наметкой . В руки даются четки – шнурок с нанизанными на него шариками, которые служат для подсчета молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение, напоминая монаху о том, что он должен проводить духовную жизнь. После окончания облачения, произносится ектения с прошениями о новопостриженном, читается Евангелие – Мф. 10:27–11:28  и, наконец, ему даются крест и свеча. Принимающие великую схиму дают еще более строгие обеты. Приготовленное для них облачение кладется у Престола, им еще раз меняют имя, вместо параманда одевают аналав , который носится на плечах, и вместо клобука – кукуль , покрывающий голову и плечи. Когда монах поставляется в игумены, ему дается жезл (посох), в знак того, что он должен управлять монахами, а при поставлении в архимандриты на него одевают мантию с пришитыми спереди скрижалями – четыреугольными кусками материи красного или синего цвета. Скрижали обозначают, что архимандрит руководит монахами по заповедям Божьим. Кроме того, он получает палицу и митру . Епископская мантия делается цветной и, кроме скрижалей, на нее нашиваются несколько полос, называемых источниками и обозначающих учение, проистекающее из уст епископа. Монашество могут принимать и женщины, поэтому существуют и женские монастыри. Образ жизни, одежда и обеты монахинь те же, что у монахов. Суточный и недельный круги Богослужения. Требы

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010