Иноки малой схимы не могут сложить с себя монашества, что еще возможно для рясофорных иноков по особому разрешению и чрезвычайно уважительным причинам; канонически и нравственно они обязаны до смерти соблюдать данные ими обеты. При пострижении в великую схиму на постригаемого возлагается плат, подобный параману, но б?ольших размеров, называется он аналавом (), а вместо клобука надевается кукуль (), нечто вроде капюшона, покрывающего голову и плечи; на кукуле расположено пять крестов: на лбу, на груди, на плечах и на спине; первые семь дней после пострижения инок не должен снимать его. Монах, принявший великую схиму (по-русски — схимник), дает обет проводить свою жизнь в особенно строгом посте и непрерывной молитве, он уже не выполняет никаких послушаний вне своей кельи. Условием пострижения в великую схиму для каждого инока является безупречное подвижническое житие; после 30 лет такого жития в монастыре он, при условии высокой иноческой добродетели, получает от настоятеля разрешение и благословение на пострижение в великую схиму; постриг совершается по доброй воле самого монаха. Рясофорные иноки после 30 лет безупречного подвижничества могут сразу принимать великую схиму. Если инок до пострижения в великую схиму был уже рукоположен в иеромонахи, он сохраняет право совершать литургию; епископ же, согласно Номоканону, после пострижения в великую схиму уже не может осуществлять свое архиерейское служение . До пострижения в монахи послушник должен пребывать под духовным руководством достойного и опытного пожилого монаха. Иными словами, требуется, чтобы будущий инок, по крайней мере до пострижения, прошел духовный искус под водительством старца. Трудно установить, в какой степени в XVI–XVII вв. исполнялось это требование. |
Каждый мон-рь содержит следущие книги: а) Монахологий — перечень братии со сведениями о каждом монахе: мирское и монашеское имя, фамилию, имена родите-лей, место рождения, род занятий до прихода на А., время и место испытательного послушания, время пострига, имущество на время пострига, семейное положение, военнообязанность, прежние места подвижничества, священный сан (для клириков) и монастырский чин (игумен, советник, проистамен); б) Книга послушников — ана-логичный перечень со сведениями о послушниках; в) Монахологий зависимых уч-реждений — перечень монахов скитов, келлий и др. мест подвижничества, припи-санных к данному мон-рю; г) протокол входящих и исходящих документов; д) Книга деяний духовного собора мон-ря; е) хозяйственные книги (Ежедневник; Приходно-расходная; Бухгалтерская; Складская); ж) Ктиматологий — опись недвижимого имущества мон-ря; з) книга записи движимого имущества; и) Книга святынь — ин-вентарь святых мощей, священных облачений и сосудов, икон, рукописей, книг, древних памятников и всех предметов, находящихся под особым попечением мона-стырских властей. В разных мон-рях существуют свои традиции монашеского пострига. В большинстве обителей послушники по прохождении искуса от 1 до 3 лет постригаются в рясофор. Рясофорные монахи могут быть рукоположены в священный сан, что определяется богослужебной необходимостью (обычно в мон-ре бывает 4–5 иеромонахов). При несении ими послушания седмичного священника, канонарха и пономаря они носят мантию, их имена вписываются в Монахологий обители. Постриг в малую схиму существует в тех немногих мон-рях, где нет пострига в рясофор. По истечении опре-деленного срока (как правило, ок. 3 лет; в мон-ре Филофея — до 15 лет) рясофорные монахи или постриженные в малую схиму постригаются в великую схиму. Имя при этом может меняться или не меняться. В редких случаях послушник может быть сра-зу пострижен в великую схиму. Т. о., все святогорские монахи рано или поздно при-нимают великую схиму; в нее пострижены все игумены мон-рей. Монахи-великосхимники могут быть рукоположены в любую священную степень. Постриги и рукоположения совершаются по решению игумена и духовного собора; благосло-вения К-польского Патриарха для рукоположения не требуется. Схима и многокре-стие (особо сплетенные веревочные кресты) надеваются под рясу только при При-чащении Св. Таин и при совершении иеромонахами-великосхимниками Божествен-ной литургии. |
В настоящее время, как монахи, так и монахини постригаются в великую схиму по одному чину. В XIV в. и ранее у нас было тоже самое. Митрополит Киприан в своих «Ответах игумену Афонасию» писал: «Постригание же чернцем и черницам едино есть, но токмо молитвы егда прочитаете постригальные и приидет, идеже имена святых и преподобных отец написана суть, тогда применяется имена на преподобных святых жен» 138 . Памятники говорят тоже самое. Так в Требнике XIV в., изданном Обществом любителей древнерусской письменности для мужей и жен положен один чин пострижения в великую схиму с применениями согласно указанию Киприана. В другом более древнем Требнике, глаголическом XI в., изданном Гейтлером по синайской рукописи находим тоже самое: чин пострижения для обоих полов один, но после перечня имен постников в молитве: «Прещедры Боже и многомилостиве» сделано такое замечание: «над межи се реци. а над женами ее. Преподобных постницах Христовых, Евпраксии, Фетронии, Оломьции, Иеронии, и прочиим. с нимиже и наследи царство небесное о Христе Иисусе Господи нашем. емоуже слава держава. ныне и присно и» 139 . Кроме того здесь положена особая молитва «женам коуккулю снятии» – «Благы человеколюбче Господи» 140 святоумоу твоемоу стадоу, и ликоу мудрых дев, и сподоби и. с светлою свещею непостыдном лицем с своим женихом срести. Христоу Богоу нашемоу. и небесное оулоучити царство 141 . Словом, в древнерусской и славянской церкви практика относительно пострижения в великую схиму была почти совершенно тожественна с современной. Но с XV в. в наших рукописных требниках, рядом с чином пострижения в великую схиму мужчин начал помещаться особый «чин пострижения черниц ангельского образа». Чин этот встречается не постоянно и не во всех требниках (так наприм., в требниках Синодальной библиотеки его нет), но, однако ж, довольно часто. |
Братия: Аминь». Настоятель крестообразно постригает волосы на его голове и дает ему новое имя: Брат наш (имя) вторично постригает волосы своей головы в знак окончательного отречения от мира и всего мирского и окончательного отречения от личной воли и от всех плотских влечений, чтобы, ревностно подвизаясь в безмолвии и деятельной усидчивости, внимать себе, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». Братия: «Господи, помилуй!» (трижды). Настоятель, касаясь правой рукой власяницы, в которую одет принимающий схиму, произносит: Брат наш (имя) вторично одевается в одежду правды и облекается в ризу радости великого ангельского образа, чтобы во имя Христа добровольно нести ему совершенную, духовную и телесную нищету, всячески уклоняться от всякого приобретения и накопления имений и для отвержения и победы над всеми плотскими и мирскими скорбями и бесовскими смущениями и для постоянной во Христе духовной радости и веселив, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». И крестообразно благословляет принимающего схиму, который целует власяницу и правую руку настоятеля последний же одевает его в схимническую рясу. Братия: «Господи, помилуй» (трижды). Далее настоятель каждый раз берет полагающиеся при принятии схимы одежды и предметы в левую руку, благословляет их правой и вручает принимающему схиму; последний же, принимая, целует их и руку настоятеля. Братия после каждого возгласа настоятеля: «Воззовем все…» трижды поет: «Господи, помилуй». 1. Настоятель возлагает на принимающего схиму великий параман: «Брат наш (имя) принимает совершенный параман великого ангельского образа, как одежду нетления и душевной и телесной чистоты, для непрестанного напоминания о взятии на себя благого ига Христа и ношения Его легкого бремени и для обуздания и связывания всех плотских похотей и желаний, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 2. Опоясывает схимника кожаным поясом: »Брат наш (имя) вторично препоясывает свои чресла силою истины для умерщвления тела и обновления духа, в неусыпное наблюдение за собою, в исполнение Христовых заповедей, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». |
Настоятель крестообразно постригает волосы на его голове и дает ему новое имя: ,, Брат наш (имя) вторично постригает волосы своей головы в знак окончательного отречения от мира и всего мирского и окончательного отречения от личной воли и от всех плотских влечений,, чтобы, ревностно подвизаясь в безмолвии и деятельной усидчивости, внимать во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй . Братия: «Господи, помилуй!» (трижды). Настоятель, касаясь правой рукой власяницы, в которую одет принимающий схиму, произносит: «Брат наш (имя) вторично одевается в одежду правды и облекается в ризу радости великого ангельского образа, чтобы во имя Христа добровольно нести ему совершенную, духовную и телесную нищету, всячески уклоняться от всякого приобретения и накопления имений и для отвержения и победы над всеми плотскими и мирскими скорбями и бесовскими смущениями и для постоянной во Христе духовной радости и во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». И крестообразно благословляет принимающего схиму, который целует власяницу и правую руку настоятеля последний же одевает его в схимническую рясу. Братия: «Господи, помилуй» (трижды). Далее настоятель каждый раз берет полагающиеся при принятии схимы одежды и предметы в левую руку, благословляет их правой и вручает принимающему схиму; последний же, принимая, целует их и руку настоятеля. Братия после каждого возгласа настоятеля: «Воззовем все…» трижды поет: «Господи, помилуй». возлагает на принимающего схиму великий параман: «Брат наш (имя) принимает совершенный параман великого ангельского образа, как одежду нетления и душевной и телесной чистоты, для непрестанного напоминания о взятии на себя благого ига Христа и ношения Его легкого бремени и для обуздания и связывания всех плотских похотей и во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». схимника кожаным поясом: «Брат наш (имя) вторично препоясывает свои чресла силою истины для умерщвления тела и обновления духа, в неусыпное наблюдение за собою, в исполнение Христовых во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». |
Рясофорные иноки после 30 лет безупречного подвижничества могут сразу принимать великую схиму. Если инок до пострижения в великую схиму был уже рукоположен в иеромонахи, он сохраняет право совершать литургию; епископ же, согласно Номоканону, после пострижения в великую схиму уже не может осуществлять свое архиерейское . До пострижения в монахи послушник должен пребывать под духовным руководством достойного и опытного пожилого монаха. Иными словами, требуется, чтобы будущий инок, по крайней мере до пострижения, прошел духовный искус под водительством старца. Трудно установить, в какой степени в XVI–XVII вв. исполнялось это требование. О характере и распространенности старчества в эту эпоху подробнее будет говориться в главе XV, здесь же отметим только, что к этой эпохе относятся два сочинения, посвященные духовному становлению послушника. Первое сочинение называется «Предание старческое к новоначальным иноком, како подобает жити у старца в . Жизнь будущего монаха должна состоять из молитвы, чтения Священного Писания (если он грамотен, если же неграмотен, то только из молитвы) и рукоделия; и все это нужно делать так, как велит старец. Послушник, говорит «Предание», должен «перечнем ступени не ступити ни на кое дело не по благословению» старца; свободного времени у монаха быть не может, его жизнь всегда должна быть заполнена богоугодным деланием, ибо «истинному иноку несть на земли праздника, ни Пасхи, Пасха ему есть тогда, коли прейдет от (земной) суеты в вечный покой». Литургическое содержание годового круга богослужений определяет богослужебный устав всей Восточной, и в том числе Русской Церкви. «В то время как собственное содержание самой Божественной литургии, в отличие от литургии нашей Церкви, почти пишет в своем кратком, но содержательном очерке годового круга богослужений Восточной Церкви П. Килиан все богатство восточной духовности, пронизывающей ритмы богослужений, изливается почти исключительно в богослужениях, примыкающих к Божественной литургии. |
постригаемый одевается в рясу — одежду, носимую поверх власяницы, и игумен произносит при облачении: «Брат наш (сестра наша, имярек) облачится в ризу радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Эта одежда черного цвета, как и другие, напоминающая иноку о смерти и плаче, именуется «ризою радования», потому что надевающий ее избавляется от земных скорбей и печалей, вводится в нетленную жизнь, в полное послушание глаголам Господним. монаху при словах игумена: «Брат наш, имярек, своя силою истины, во умерщвление тела и обновление духа», надевают пояс, чтобы, крепче стянув свое естество, в бодрости и духовной силе он всегда творил заповеди Божии и соблюдал данное ему послушание. он облачается в мантию что обручение ангельского образа. Игумен говорит: «Брат наш, имярек, приемлет обручение великоаго и ангельскаго образа, во одежду нетления и чистоты». Мантия — знак покровительства Божия, она не имеет рукавов, напоминая иноку, что он не имеет воли творить дела ветхого человека, а свободно развеваясь при ходьбе, уподобляется крыльям Ангела, сообразно монашескому образу. надевается шлем спасения — клобук, или камилавка, иначе кокуль, или «плат камилавки, еже покрывало». Впрочем, камилавку новопостриженный мог иметь и раньше, но клобук надевается только при пострижении в малую схиму. Как воин покрывает себя шлемом, идя на брань, так и инок надевает клобук в знак того, что стремится отвратить очи и закрыть уши, чтобы не видеть и не слышать суеты мира, «покрывается шлемом надежды спасения» и «покровом послушания». постригающийся в малую схиму обувается в сандалии при возглашении игумена: «Брат наш, имярек, обувается в сандалия во уготовление мира». постригающемуся в малую схиму дается то есть веревочка с многими узлами или нанизанными на нее деревянными или костяными бусинами, иначе называемая четками. По четкам считают совершённые молитвы и поклоны, положенные монаху по молитвенному правилу. Игумен произносит: «Брат наш, имярек, приемлет меч духовный, иже есть глагол Божий, во всегдашней молитве Иисусовой. Всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». |
Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». И крестообразно благословляет принимающего схиму, который целует власяницу и правую руку настоятеля последний же одевает его в схимническую рясу. Братия: «Господи, помилуй» (трижды). Далее настоятель каждый раз берет полагающиеся при принятии схимы одежды и предметы в левую руку, благословляет их правой и вручает принимающему схиму; последний же, принимая, целует их и руку настоятеля. Братия после каждого возгласа настоятеля: «Воззовем все…» трижды поет: «Господи, помилуй». Настоятель возлагает на принимающего схиму великий параман: «Брат наш (имя) принимает совершенный параман великого ангельского образа, как одежду нетления и душевной и телесной чистоты, для непрестанного напоминания о взятии на себя благого ига Христа и ношения Его легкого бремени и для обуздания и связывания всех плотских похотей и желаний, — во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». Опоясывает схимника кожаным поясом: «Брат наш (имя) вторично препоясывает свои чресла силою истины для умерщвления тела и обновления духа, в неусыпное наблюдение за собою, в исполнение Христовых заповедей, — во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». Облачает в куколь, соединенный с аналавом: «Брат наш (имя) облачается в куколь незлобия, в шлем спасительной надежды для пребывания в молчании, в духовном размышлении и в тщательном к себе внимании, — во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем «Господи, помилуй». Возлагает на него куколь с аналавом, покрыв голову и опустив сзади и спереди; затем берет в левую руку конец передней полы аналава, правою благословляет полу и дает ему целовать: наш (имя) принимает аналав, как крест, на свои плечи, чтобы следовать за Владыкой Христом, всегда помнить Его добровольно перенесенные ради нас страдания и смерть и стараться усердно, насколько возможно, подражать Ему, — во имя Отца и Сына и Святого Духа. |
Бывали случаи, что больного, который не в состоянии сам ходить, просто привозили и оставляли у больницы, таковых также принимать, ибо это «Лазари», как называл их отец Иероним, лежащие при вратах богатых, нам через них-то и посылает Господь милостыню в обитель. На принятого и положенного на кровать больного смотреть, как на Самого Христа, и всевозможно стараться успокаивать его и не оскорблять. Если же он не имеет никакой болезни, а говорит, что больной, то из больницы его не высылать, а утешать и свежею рыбкою угощать (если таковая будет) – может, он больной душевно и скорбит от того. О всяком желающем принять Таинство Покаяния немедля доносить духовнику или предложить оное, если больной сам о том не догадывается. Если же кто из мирских пожелает принять монашество, а из монахов – великую схиму, немедленно доносить кому следует. Можно и предлагать постриг, только не насильно, а по желанию, чтобы в вечность все шли монахами. Если кто, удостоившись святой схимы и находясь близ смерти, пожелает еще совершения над ним Таинства Елеосвящения, то оного делать не нужно, ибо святая схима все покрывает и разрешает – нужно только ежедневно причащать его Святых Таин Христовых. Схимника же, давно принявшего схиму, или мантийного монаха, или мирянина соборовать можно. (Были случаи, что мирские поклонники после Таинства Елеосвящения желали пред смертию принять святую схиму – отказа не было, хотя и связаны были они мирскими узами. Но было и такое, что по принятии схимы больной мирянин выздоравливал, тогда много скорби было доктору, ибо батюшка велел брать его к себе в келлию.) После исповеди вновь поступившего больного духовник, совершивший это Таинство, должен сказать брату, исполняющему обязанности доктора, не находится ли больной под запрещением. |
95 «Аналав – четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлет плечи монаха и украшен крестами. Как при пострижении в малую схиму возлагается параманд, так великосхимнику полагается аналав»//Полный православный богословский энциклопедический словарь. Спб., б. г. Т. 2. . В Большом Требнике возложение аналава следует за облачением в мантию и кукуль. 96 Отождествление паллия Великой схимы не с мантией (как в значительной части средневековых рукописных чинов, в Большом Евхологии и в основных русскоязычных справочных изданиях), а с рясой не находит буквального соответствия в (см. прим. 80), хотя, согласно письменным свидетельствам насельников Ватопедского монастыря, также составляет элемент современной афонской практики. 97 «Кукуль – покрывало, надеваемое сверх камилавки при пострижении в великую схиму вместо клобука, который надевается при пострижении в малую схиму. Кукуль отличается от клобука тем, что имеет остроконечную форму, покрывает голову и плечи кругом и украшен пятью крестами, находящимися на челе, на груди, на обоих плечах и на спине»//Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., б.г. Т. 2. . 111 Десные и шуии прельщения – то есть происходящие от уклонения подвижника с «царского» (среднего) пути вправо или влево. Характерное для аскетической письменности пространственно- метафорическое обозначение прельщений, возникающих от нерадения и теплохладности («шуии») или от самочиния и ревности «не по разуму» («десные»). 123 Там, где соизволяет Бог, преодолевается природный порядок вещей» (ц.-слав.). Незначительно измененный текст из догматика (Богородична на Господи воззвах в субботу вечером) 7-го гласа (Октоих). 128 «Там, где соизволяет Бог, преодолевается природный порядок вещей» (ц.-слав.). Незначительно измененный текст из догматика (Богородична на Господи воззвах в субботу вечером) 7-го гласа (Октоих). 129 Авситидийская страна – в Септуагинте и славянской Библии (в русском синодальном переводе: «земля Уц») – страна, где жил Иов. Приписка к славянскому переводу Книги Иова помещает ее «на пределех Идумеи и Аравии», то есть между южной Палестиной и северо-восточной частью Аравийского полуострова. |
|