(ν τ σταδ)     Συστματα, как в Лукиан. и др. сп., а не συστματα, как в Александр.сп.    Так Златоуст: ν ατ καθ μοιτητα, κατ γνος, вопреки Лукиан. чтению, где ν ατ κατ γενος ­­ в нем, по роду (Елизав. Библ.), но сходно с Алекс. и Бодлеан. сп.; в масор. тексте читается только «лемино ­­ по роду своему».    Это обличение Златоуста падает и на тех толкователей, которые при объяснении истории творения начинают, подобно иудеям, счета, дней или суток с вечера.    (τ καννι) Беседа 6. (Быт.1:14 ) «И рече Бог: да будут светила ... «И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощию: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета» (Быт.1:14).   1. Хочу обратиться к обычному учению, но останавливаюсь и медлю; облако уныния нашло на ум мой, возмутило и расстроило его; а лучше сказать, облако не только уныния, но и гнева, и я не знаю, что мне делать, — такое смущение овладело моею душею. В самом деле, как подумаю, что лишь только диавол немного дунул, вы, забыв наше непрерывное учение и каждодневное увещание, все побежали на сатанинское то позорище, когда случились конские скачки, то могу ли с ревностию опять предлагать вам учение, когда все прежнее так скоро исчезло? Особенно увеличивает мою скорбь и усиливает мой гнев то, что вы, вместе с нашим увещанием, выбросили из души своей и благоговение к святой четыредесятнице и таким образом сами отдались в сети диавола. Как может кто-либо, хотя бы у него была каменная душа, легко перенести такую небрежность вашу? Стыжусь, поверьте, и краснею, когда вижу, что мы напрасно трудимся и бросаем семя на камни. Но слушаете ли вы слова мои или не слушаете, назначенная награда будет мне, потому что я исполнил весь долг свой, отдал серебро, сделал внушение. Только боюсь и беспокоюсь, чтобы чрез это самое мне не сделаться виновником большого вашего осуждения. «Раб мой, — сказано, — ведевый волю господина своего, и не сотворивый, биен будет много» (Лк.12:47). Никто из вас не может уже сослаться на незнание, когда мы ежедневно так внушаем вам одно и то же, и показываем диавольские сети и великую легкость добродетели, если только захотим быть бдительными.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По освящении Архангельского собора 1 Февраля 1813 г. благовест и звон для Архангельского собора, и в сигнал к благовесту в прочих церквах, велено производить на колокольни Чудова монастыря. В конце 1813 года, когда два большие соборные колокола повешены были на столбах, и в первый раз 12 декабря того же 1813 г. произведен благовест и звон на Ивановской колокольне, то народ столько был тем обрадован, что, как доносил Пр. Августин Св. Синдоду, скинул шапки и творил земные поклоны. По устройстве благовеста соборного при Иване Великом, пр. Августин, подобно своим предместникам, ревновал, чтобы при московских церквах благовест начинали не прежде благовеста соборного. Так, в 1813 году апреля 8 пр. Августин упрекал Московское духовенство, что оно в Великую Четыредесятницу, к стыду своему как бы тяготясь трудом пощения, начинало благовест к божественной службе прежде благовеста на Ивановской колокольне, и предписал благочинным обязать священноцерковнослужителей московских церквей строжайшими подписками, чтобы не прежде начинали благовест, как по благовесту соборному. Присовокупим к сему сведение о большом колоколе на соборной Ивановской колокольне. Государь Александр Павлович, в пребывание свое в Москве в 1816 году, объявил пр, Августину свою волю, чтобы повредившийся при падении соборной колокольни (Филаретовской башни) большой колокол, называемый Успенским, был перелит, чтобы к колоколу, называемому Реутом, вместо отшибленных ушей приделаны были новые, и чтобы как сии два колокола, так и другие два, висящие под деревянным шатром на столбах, повышены были на колокольне, вновь устроенной. Дело это поручено пр. Августину вести по сношению с графом Аракчеевым, который должен был прислать искусных мастеров, как для поднятия колоколов, так и для перелития Успенского колокола и исправления Реута. Государь хотел, чтоб и большой колокол, находившийся близь Ивановской колокольни в яме, был из оной вынут, и поставлен в приличном месте под шатром. Но еще прежде указом Св. Синода от 3 февраля 1814 года предписано было освидетельствовать колокола на Ивановской колокольне, и Синодальная контора сделала уже торги как на переливку Успенского колокола, так на исправление Реута и на поднятие колоколов на Ивановскую колокольню, и производство сего дела на торгах осталось за московским купцом М.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Правильно ли поступают некоторые священники, дозволяя себе вынимать из просфор, на литургии преждеосвященных Даров, частицы за здравие и за упокой и возвращать таковые просфоры подающим? Обязанность каждого священника – разъяснить своим прихожанам значение преждеосвященной литургии и существенное ее отличие от полной литургии; указываемым же в вопросе выниманием частиц из просфор, для чего на этой литургии нет ни оснований, ни даже времени, миряне могут быть только сбиты с толку в своем представлении о различиях между полной и неполной литургиями. Поэтому о правильности тут и речи быть не может (Ц. В-к, 1899 г., Не противоречит ли ответ о возможности поминовения усопших за литургией преждеосвященных Даров известному примечанию к тому месту Типикона, которое относится к вечеру Сырной недели («аще будет брату нашему отъити к Господу во святых сих днех, посреде седмицы не бывают третины его даже до пятка вечера»… и т. д.)? И должны ли слушаться младшие члены причта распоряжений старшего священника относительно служения заупокойных литургий преждеосвященных Даров? В пояснение указываемого примечания Типикона следует обратить внимание на то, что говорится о поминовении в Номоканоне при Большом Требнике. Именно здесь, в пункте 169, читаем: «В двунадесятодневном, в первую седмицу Четыредесятницы и в Великую седмицу и в Светлую седмицу, в понедельные дни и в великие праздники помины не бывают, прочее же во все лето поминаются». Кроме того, из самого этого примечания видно, что поминовение в 40 день должно быть совершено в тот именно день, в который оно придется. Из сопоставления этих двух мест вытекает возможность того порядка, который указан по данному вопросу, тем более, что мы имели в виду, главным образом, приведенное место Номоканона, как бы поясняющее устав. А потому, распоряжение настоятеля о приложении поминовений за преждеосвященной литургией, если только оно не делается на 1-й и Страстной седмицах, едва ли может возбуждать какое-либо недоумение в подчиненных ему членах причта (Ц. В-к, 1900 г.,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   И тогда диакон выходит перед паремией. А по паремии тотчас поётся «да исправится» и совершается прочее обычное последование литургии Преждеосвященных Даров. 319. О том, что надобно с особенным благоговением поклоняться во время входа на литургии Преждеосвященных Даров    При входе со Святыми Дарами мы должны поклоняться с особенным благоговением, потому что Божественные Дары освящены и в них истинно присутствует Сам Спаситель наш, ибо на дискосе возлежит Всесвятое Тело Его с Божественной Его Кровью.    В конце же литургии читается заамвонная молитва как умилостивительная и отпустительная, как молитва прошения о том, чтобы мы увидели Воскресение и торжествовали его и здесь и там. А читается она за амвоном, среди храма, для того чтобы мы слышали её и словами её молились за весь народ, как пред лицом Божиим.    Когда таким образом литургия окончена, бывает всенощное бдение. Вот посмотри и чин его. 320. О всенощном бдении в первую седмицу святой Четыредесятницы    На первой седмице, после заамвонной молитвы иерей (или архиерей, если он присутствует) благословляет певца, и певец тотчас поёт: «Живый в помощи» (Пс. 90), а иерей, произнося молитву, относит в сосудохранилище священные сосуды, потом на «слава, и ныне» творит великую ектению и совершает возглас: «яко подобает Тебе». Певец поёт первый антифон ко Господу «внегда скорбети ми» (Пс. 119:1), с припевом «яко благоутробный Господи», и вместе с тем стихи поются обоими ликами. Иерей говорит молитву первого антифона иже во время дня.    После «слава, и ныне» и прибавочного стиха иерей опять творит малую ектению и возглас: «Яко святися и прославися». Левый лик поёт второй антифон к «Тебе, Господи, воздвигох душу мою», с припевом «милосердия двери». Во время же пения вместе с этим стихом, иерей читает молитву второго антифона «Тебе, вечный» и «невечерний Свете», и присоединяет другие две молитвы: «Иже неусыпное и непрестанное славословие» и «Владыко Вседержителю непостижиме». Эти дивные молитвы принадлежат, по преимуществу, панихиде.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

Не даром в 1687 г. патриарх жаловался, что «мужчины и женщины, юные отроки и священного чина люди не только прочие установленные посты, но и великую четыредесятницу презирают;... повсюду люди ненаученые... мнятся быти мудрыми и, совратясь от стезей отцов своих, говорят: для чего так в церкви делается, нет никакой в том пользы, человек это выдумал, – для чего посвящения, памяти по усопшим, молебны Богу, Богородице и угодникам Божиим» 649 . Внешняя набожность, неодухотворенная внутренним благочестивым настроением, конечно не могла очищать нравы общества. Поэтому пороки предшествующего времени уцелели в нем и теперь, даже возросли. От начала до конца данного периода постоянно слышатся скорбные жалобы лучших русских людей на нравственные недостатки общества 650 ; постоянно встречаются мрачные свидетельства иностранцев 651 и очень часто предпринимаются меры к очищению народной нравственности. Но все или было тщетно, или же имело кратковременный и относительный успех. Следующие недостатки бросаются теперь в глаза: 1) грубость нравов. Она проявлялась в грубых развлечениях, как наприм. звериная травля, потешный бой человека с медведем, кулачные бои и т. п.; в частых драках, доходящих до смертоубийства, в жестоких наказаниях и пытках, каким подвергали виновных или подозреваемых лиц 652 ; в частых разбоях и грабежах (частых даже в столице); в последних не раз оказывалось виновным даже духовенство 653 ; грубость проявлялась в высокомерии бояр, в притеснении сильными слабых, в своевольстве – особенно чиновников и посыльщиков разного рода, равно как стрельцов, не раз поднимавших бунт в Москве. Как прежде, так и теперь грубость нравов особенно проявлялась во время общественных волнений: смутное время открыло раздолье своевольству; в это – то время и усилились разбои, убийства, насильничество сильных, не скоро прекратившиеся и после смутного времени; восстание Стеньки Разина наполнило Поволжье сценами убийства, кощунства над святынями, разбоя и грабежа; подобное же случалось в Москве во время стрелецких бунтов, сопровождавшихся избиением бояр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Елей и вино разрешаются, по некоторым уставам, в четверток пятой седмицы поста ради последования, которое обыкновенно называется «Марииным стоянием» (чтение Великого канона). Несколько особняком стоят Лазарева суббота и Вербное Воскресение. Они отделяют собственно Великую Четыредесятницу от поста Страстной седмицы. В эти дни пост получает существенное послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры (значит, автоматически елея и вина), а в Вербное Воскресение, равно как и в праздник Благовещения, разрешается вкушение рыбы (следовательно, икры, елея и вина). Единственная оговорка: если Благовещение попадает на Страстную седмицу, то рыба не разрешается, а позволены только вино и елей. На Страстной седмице: понедельник, вторник и среда — сухоядение; Великий Четверток — по некоторым уставам сухоядение, по другим — елей и вино. Более обоснованной мне представляется вторая точка зрения, поскольку совершается полная Литургия, которая не очень вяжется с сухоядением. Великий Пяток — совершенный пост; Великая Суббота — сухоядение, но разрешается вкушение вина «труда ради бденнаго», что закреплено литургически в том, что по отпусте Великой Субботы совершается чин благословения вина и хлеба, но без елея, потому что в этот день устав о трапезе разрешает вино, но запрещает елей. Вино мыслится как пища более постная, нежели елей. Вино, подразумеваемое уставом, есть средство отнюдь не опьяняющее, а укрепляющее. Чистое некрепленое виноградное вино с водой (а иначе в те времена, когда редактировался устав, не пили) укрепляет силы человека и назначается в те дни, когда совершается полная Литургия, всенощное бдение и т. д. Между прочим, у святых отцов нигде не говорится о грехе пьянства как о грехе, отдельном от чревоугодия. Пьянство всегда рассматривалось исключительно как сопуствующее обжорству. В современном мире, по крайней мере в России, это не так. Пьянство выделилось в самостоятельный грех, с обжорством никак не связанный. К сожалению, каждый народ в каждую эпоху имеет те или иные свои пороки. Если говорить о России, то это пьянство, а в Византии были распространены несколько иные телесные грехи, которые в России особенного распространения не имели. Кстати говоря, в римских войсках под страхом сурового наказания (а в военное время под страхом смерти) было запрещено пить воду без вина, не закрашенную вином, потому что виноградное вино обладает дезинфицирующими свойствами. Это хорошо знали древние, которые ввели такое запрещение во избежание эпидемий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Почему? Потому что в это время священник творит проскомидию, и в некоторых старых уставах говорится, что этот возглас говорит не священник, который в это время читает проскомидийные молитвы, а, скажем, уставщик с клироса и т. д., т. е. лицо не обязательно иерейского сана. Некий след этого в современном уставе остался. Великим Постом этого нет, потому что нет проскомидии. Поэтому на всех Часах возглас иерейский: «Боже, ущедри ны». Между прочим, в тех случаях, когда Литургия начинается вечерней (скажем, в Великий Четверток, Великую Субботу, когда Литургия полная, с проскомидией), на всех Часах возглас: «Боже, ущедри ны», потому что проскомидия совершается по уставу во время вечерни, начинается на «Господи, воззвах» и продолжается на паремиях. Поэтому если Часы не сопровождаются проскомидией, то возглас на всех Часах — «Боже, ущедри ны». Так же и если мы по какой-то причине не служим Литургию. Есть еще частные особенности великопостных Часов — не всех, а 1–го и 6–го. На 1–м Часе особым образом поется «Стопы моя исправи». Предполагается вот что: правый лик начинает: «Стопы моя исправи….», а второй поет то же самое. Потом правый лик продолжает: «Избави мя от клеветы…» — левый лик поет то же самое. И так далее. И, наконец, на сходке оба лика в третий раз поют последний стих: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи…» Это тоже можно отнести к особенностям великопостного 1–го Часа. Другая особенность 1–го Часа (она неоднократно встретится нам в других службах): так называемое конечное Трисвятое. Ни для кого не секрет, что 1–й Час замыкает собой утренний ряд Богослужений. «Именем Господним благослови, отче», «Боже, ущедри ны», молитва Ефрема Сирина с 16–ю поклонами. По восстании от последнего поклона еще раз читается Трисвятое по «Отче наш». Затем — возглас священника, «Господи помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», молитва «Христе свете Истинный…» и только потом — отпуст. Эта вставочка перед заключительной молитвой и называется конечным Трисвятым. Следующая особенность относится уже к 6–му Часу. Здесь после Богородична идет тропарь пророчества (дважды) через «Славу, и ныне», прокимен, паремия, второй прокимен, а дальше последование Часа продолжается с прерванного места, хотя, строго говоря, там еще должно быть чтение «Лествицы». Впрочем, чтение «Лествицы» положено на каждом великопостном Часе после Богородична, кроме 1–го и 2–го Часа — т. е. на всех 3–х, 6–х и 9–х Часах Великим Постом идет чтение из «Лествицы», причем «Лествица» разделяется так, что за Четыредесятницу она прочитывается вся. Есть Великим Постом еще одна краткая служба, которая имеет название «Последование изобразительных». Откуда она появляется? Поскольку не служится Божественная литургия, получается, что в суточном круге образуется некая неполнота, недостаточность. Последование изобразительных как раз и восполняет эту недостаточность. Совершаются Изобразительны после 9–го Часа, перед вечерней. Коротко разберем это последование. Последование Изобразительных

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

А бездейственность в мире сем произведет в день суда ужасную скорбь в тех, которые дремлют в оной. Итак, умоляю: потрудимся, в подвигах духовных, поработим и тело трудам и подвигам духа, дабы с многим усердием и усилием собрав для себя в путь благое и полезное, перешли к нескончаемой жизни во Христе Иисусе Господе нашем. Слава Ему и держава ныне и всегда, и во веки веков! Аминь. Слово святителя Амфилохия епископа Иконийского о жене–грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее на святую и великую четыредесятницу 1. Вполне утешил нас недавно Христос, когда Он гостил у Закхея, потому что, где Христос гостит, и с людьми возлежит, и вкушает нашу пищу и питие, все направляется к слову радости. Действительно, кто из мытарей или блудниц и из сотворивших постыдное и ужасное, видя, что Творец неба и земли вошел под кров мытаря, и что Податель хлебов берет из рук человеческих хлеб, и что Насадитель винограда благословляет вино для общего пития, так вот, кто из них не согласится, что это – праздник и торжество? Это поистине праздник, это поистине радость ангельского пира — видеть, как Владыка с рабами, Бог с людьми, Судия с виновными вкушает общую трапезу. Именно поэтому пришел Он на землю, не оставив при этом небо, и именно для того стал человеком, не переставая быть Богом, чтобы и, по морю плавая, извлекать из глубины греха обуреваемых житейской бурей, и, обходя города и проходя по узким тропам, стезям и путям, заблудившихся на перепутье, как овец, не имеющих пастыря, привести в свое стадо. Потому что Он — Взыскующий погибшую овцу, Он — Оставивший девяносто девять и Отправившийся на поиск одной. Он ищет одну не потому, что многими пренебрегает, и не потому, что всем предпочитает одну. Но оставил девяносто девять, потому что знал, что они безопасно пасутся в ограде, а одну — идет и ищет повсюду, чтобы не стала она пищей дьяволу. Ведь овца, не имеющая стада, — готовая добыча для зверей, и душа, не запечатленная Его печатью, — легко уловима для демонов. Поэтому недавно Закхея как овцу Он вырвал из пасти волка и поставил вместе со всеми в хлеву и удостоил Своей печати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Св. Никифор в правиле 16 говорит, что монахи в Четыредесятницу не должны заниматься земледельческими работами, отыскивая предлог для разрешения поста на масло и вино. А в 19-м правиле он говорит, что монахи, находящиеся в монастыре, в среду и пятницу должны вкушать пищу один раз в день. Отметь, что настоящее апостольское правило, говоря о Четыредесятнице, включает в нее и всю Великую Страстную седмицу, потому что и в это время нужно поститься. Смотри также примеч. к VI Всел. 29. Правило 70 Если епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто-либо из находящихся в списке клириков постится с иудеями, или празднует с ними, или принимает от них праздничные дары, например опресноки или нечто подобное, да будет извержен. Если же это мирянин, да будет отлучен. (Апост. 7, 65, 71; VI Всел. 11; Антиох. 1; Лаодик. 29, 37, 38; Карфаг. 60, 81, 117.) Толкование Если того, кто только помолится с отлученными или с изверженными, соответственно отлучают или извергают наравне с ними, то тем более постящегося или празднующего вместе с христоубийцами-иудеями клирика извергают, а мирянина отлучают. Потому настоящее правило и определяет: если епископ, пресвитер, диакон или вообще кто-нибудь из находящихся в списке клириков либо постится вместе с иудеями, либо празднует с ними пасху или другие праздники, либо принимает дары с их праздников, например, опресноки (которые они едят в дни своей пасхи и на все праздники и которые они приносили при всяком жертвоприношении) или что-то другое подобное, да будет извержен, а если это делает мирянин, да будет отлучен. Пусть даже принимающие такие дары, постящиеся и празднующие вместе с иудеями не придерживаются их учения (в противном случае их следовало бы не извергать и отлучать, а предавать анафеме, согласно Лаодик. 29), тем не менее они подают повод к соблазну и вызывают подозрение, не чтут ли они иудейские обряды – что православным чуждо. Не говорю уж о том, что они оскверняются общением с христоубийцами, которым Бог говорит: Пост и праздность... и праздники ваши ненавидит душа Моя 507 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

3) Не бывает стихословий Псалтири на вечерне в пяток страстной седмицы. Когда бывает стихословие Псалтири, тогда после стихословия каждого антифона или после стихословия всей кафизмы, которое бывает, чтобы возбудить в нас дух истинной молитвы, научить нас достойно славить Господа, употреблять на пользу себе то, чего мы просим от щедрот Вышнего, – бывает малая ектения, для произнесения которой иерей отходит пред Святые Двери (Тип., гл. 9). Малая ектения состоит из некоторых прошений великой ектении. После приглашения к молитве: «Паки и паки миром Господу помолимся», следуют в ней прошения, составляющие, так сказать, сущность великой ектении: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже. Твоею благодатию». Потом воспоминаются Пресвятая Богородица и все святые, как предстатели наши у Бога, и выражается наша преданность и покорность Господу: «Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Засим иерей славит Господа, как промыслителя и Царя благодатного и вечного царства: «Яко Твоя держава и Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Св. Духа, ныне, и присно, и во веки веков». На вечернях торжественных, в кои читается вся кафизма, как бывает на поделю (воскресение), равно – и на вечерне пред Литургией Преждеосвященных даров за каждым антифоном кафизмы следует малая ектения (Тип., гл. 2-я; Служебн.. Литург. Прежд. даров), и после каждой ектении 340 бывает особый возглас, именно: после 1-й малой ектении – «Яко Твоя держава»; после 2-й – «Яко благ и человеколюбец», и после 3-й – «Яко Ты еси Бог наш. Бог миловати и спасати» (Служебн., Лит. Преждеосв. даров). Впрочем, между антифонами кафизмы бывает ектения на вечернях более торжественных, каковы: вечерня пред литургией, и на дни воскресные, когда положено петь кафизму (Тип., гл. 2). Но на вседневной вечерне (Тип., гл. 9) и в великую Четыредесятницу на вечерне, совершаемой отдельно от литургии, не полагаются ектении между антифонами кафизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010