Если мы не будем так устроять себя и прилагать такое попечение о своей душе, то не будет нам никакой пользы от поста и неядения, особенно, когда окажемся хуже и тех, которые прилагают такое старание о собрании денег. Смотри, каждый из этих людей употребляет всю бдительность, как бы всякий день прибавить что-либо к прежнему, и никогда не насыщается, но чем более умножается у него имение, тем более усиливается и рвение и усердие. Итак если люди выказывают такую бдительность там, где часто и старания бывают бесплодны, и богатство причиняет великий вред спасению души, то не гораздо ли более должно поступать так здесь, где от усердия великая польза, несказанная награда, и безмерный прибыток? Там, кроме всего сказанного, большая неизвестность: приобретение имущества не нарочно, не только потому, что при наступлении смерти оно остается здесь и не приносит никакой пользы собиравшему его, но и потому, что он, за имущество остающееся здесь, должен (там) дать самый строгий отчет. Часто случается еще и то, что человек, собравший великое богатство, после многочисленных трудов, тяжких усилий и беспокойств, с наступлением, как бы бури какой, неблагоприятных обстоятельств, еще прежде смерти своей вдруг делается беднее самых бедных людей — и это приходится видеть каждый день. Но касательно духовного богатства ничего такого никогда не должно опасаться: оно твердо и неподвижно, и там, где особенно нуждаемся в нем, подает нам великую помощь.    3. Итак, пока имеем время, умоляю, употребим на приобретение этого духовного богатства хотя столько же старания, сколько эти люди, и никогда не прекратим заботы о том, сделали ли мы что-нибудь доброе, прогнали ли от себя своею бдительностию какую-либо возмущавшую нас страсть, дабы, чувствуя одобрение своей совести, вкусить нам великое удовольствие. Дело не в том только, чтобы мы каждый день приходили сюда, постоянно слушали об одном и том же и во всю четыредесятницу постились. Если от постоянного хождения сюда и увещания не приобретем ничего, и из постного времени не извлечем чего полезного для своей души, — все это не только не доставит нам никакой пользы, но и послужит к большему осуждению нашему, когда, при такой (о нас) заботливости (со стороны Церкви), мы останемся все такими же, — когда гневливый не сделается тихим, вспыльчивый не обратится к кротости, а завистливый не перейдет к доброжелательству, сребролюбец не оставит своей страсти и не расположит себя к подаянию милостыни и питанию бедных, распутный не сделается целомудренным, гоняющийся за суетною славою не научится презирать ее и искать истинной славы, не заботящийся о любви к ближнему не воспрянет и не приучит себя не только к тому, чтобы быть не хуже мытарей: «аще бо, — сказано, — любите любящих вас, кую мзду имате? не и мытари ли тожде творят?» (Мф.5:46), но и к такому состоянию души, чтобы кротко смотреть и на врагов и показывать к ним великую любовь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Все старые продукты – и с плесенью, и с жучками – Старец откладывал на Великий пост , видимо, из тех соображений, что Великим постом съедят все. Поэтому мы знали, что если Старец хранил червивую фасоль, то, значит, Четыредесятница у нас будет скоромной. Желудку было тяжко. По ночам – бдение с двойным правилом, а днем – работа. Мы таскали доски, пшеницу, цемент. Даже животные не стали бы переносить тяжести, если их не покормить, а мы и воды не пили. Однажды мы сказали: – Старче, у нас подкашиваются ноги. И он нам дал немного сухарей и воды. Когда же наступила Страстная седмица, у меня не было сил ее пережить. Болел желудок, часто случалась рвота. Я еле держался на ногах. А ночью я должен был исполнять свои обязанности: тысячи поклонов, стояние на ногах целыми часами, десять часов келейного бдения с четками, чтением, поклонами. Таково было правило. И молчание. Ни с кем не разговаривать. В конце концов мой желудок не выдержал. Всю Пасху была рвота. Старец, увидев это, сказал: – На следующий год будет тебе снисхождение, с понедельника по пятницу один раз в день будешь есть фасоль. В мою первую у Старца Великую Четыредесятницу установленный им пост мне показался очень строгим. Но в предыдущие годы, в предыдущие Четыредесятницы, он держал еще более строгий пост. Мы же теперь, будучи очень слабыми душой и телом, не можем и помыслить о такой аскезе. Старец вместе с отцом Арсением, кроме постов, установленных Церковью , совершали еще и дополнительные посты. Однажды они решили целый месяц совсем не есть хлеба. Они ели только немного вареной фасоли. В другие свои посты они ели только хлеб, и ничего другого. Но особенно строго они постились в Великую Четыредесятницу. Наша жизнь, по обычным человеческим меркам, была трудна, но благодаря помыслу самоотречения делалась легкой. Когда послушание звало нас бежать с горы вниз и тащить груз, часто превосходящий наши силы, мы это делали сразу без всякого возражения. Ведь Старец учил так: – Человек, имеющий произволение к телесным трудам, имеет произволение и к трудам духовным, если положит доброе начало, если хорошо усвоит, что такое монашество. Тогда завершается превращение подвижника в человека духовного. Ибо телесный труд, сознательный и согласный с истинной целью монашеской жизни, чудесно помогает монаху в покаянии, плаче и слезах.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

на правый клирос, а певцы левого с правого клироса шли на левый. Перестановка хоров с пением «Господи, воззвах» и стихиры усиливала выразительное значение обряда. Этот обычай студийцев был закреплен в их уставе, и в одном из списков его XI – начала XII века, хранящемся в Государственном историческом музее (шифр Син. 330–380), XI – нач. XII века читаем: «В субботу цветную на вечерни по отпетии „Блажен муж» пременяетася стороне: левая убо преходит на десную, а десная на левую, и починает левая сторона „Господи, воззвах», якоже и в ины субботы» 811 . Заамвонная молитва, читаемая на литургии Преждеосвященных Даров «Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый», возникла тоже в кругах палестинского монашества. Испрашиваемая в ней у Бога помощь «подвигом добрым подвизатися, течение поста совершите» ассоциируется с подвигом пятинедельного поста без какого-либо вкушения пищи, а прошение «веру нераздельну соблюсти» говорит о той борьбе, которую приходилось преп. Савве и другим аввам вести против несториан, евтихиан и монофизитов, своей еретической пропагандой пытавшихся разрушить тот оплот Православия, который представляла собой пустыня Святого града. Этот подвиг был равносилен поражению «глав невидимых змиев и победе над грехом». Вершиной желаний отшельников было «неосужденно достигнута поклонится и святому Воскресению». Это желание их исполнялось в Великую Пятницу на Голгофе. Автор писал об иерусалимском богослужении: «Отличительной чертой этого богослужения была его стациональность, вызванная вековой традицией посещения в праздники тех или иных святых мест» 812 . Среди этих святынь чаще всего упоминаются Краниево место и Голгофа. Рукопись Иерусалимской патриаршей библиотеки 1043 первой половины X века уточняет расположение этих святых мест: «И тотчас лития на святое Краниево… и восходит патриарх на святую Голгофу для каждения… и ожидает протопоп со всем клиром… и тотчас спускается патриарх» 813 . Только в Великую Пятницу Голгофа предоставлялась монахам, проводившим Святую Четыредесятницу в строгом посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Итак, если люди выказывают такую бдительность там, где часто и старания бывают бесплодны, и богатство причиняет великий вред спасению души, то не гораздо ли более должно поступать так здесь, где от усердия великая польза, несказанная награда и безмерный прибыток? Там, кроме всего сказанного, большая неизвестность: приобретение имущества не нарочно не только потому, что при наступлении смерти оно остается здесь и не приносит никакой пользы собиравшему его; но и потому, что он за имущество, остающееся здесь, должен (там) дать самый строгий отчет. Часто случается еще и то, что человек, собравший великое богатство, после многочисленных трудов, тяжких усилий и беспокойств, с наступлением как бы бури какой, неблагоприятных обстоятельств, еще прежде смерти своей вдруг делается беднее самых бедных людей – и это приходится видеть каждый день. Но касательно духовного богатства ничего такого никогда не должно опасаться: оно твердо и неподвижно, и там, где особенно нуждаемся в нем, подает нам великую помощь. 3. Итак, пока имеем время, умоляю, употребим на приобретение этого духовного богатства хотя столько же старания, сколько эти люди; и никогда не прекратим заботы о том, сделали ли мы что-нибудь доброе, прогнали ли от себя своей бдительностью какую-либо возмущавшую нас страсть, дабы, чувствуя одобрение своей совести, вкусить нам великое удовольствие. Дело не в том только, чтобы мы каждый день приходили сюда, постоянно слушали об одном и том же и во всю Четыредесятницу постились. Если от постоянного хождения сюда и увещания не приобретем ничего, и из постного времени не извлечем чего полезного для своей души, – все это не только не доставит нам никакой пользы, но и послужит к большему осуждению нашему, когда, при такой (о нас) заботливости (со стороны Церкви), мы останемся все такими же, – когда гневливый не сделается тихим, вспыльчивый не обратится к кротости, а завистливый не перейдет к доброжелательству, сребролюбец не оставит своей страсти и не расположит себя к подаянию милостыни и питанию бедных, распутный не сделается целомудренным, гоняющийся за суетной славой не научится презирать ее и искать истинной славы, не заботящийся о любви к ближнему не воспрянет и не приучит себя не только к тому, чтобы быть не хуже мытарей: «Аще бо, – сказано, – любите любящих вас, кую мзду имате? Не и мытари ли тожде творят?»( Мф.5:46 ), но и к такому состоянию души, чтобы кротко смотреть и на врагов и показывать к ним великую любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Совершение Преждеосвященной литургии на вечерне, и вообще совершение литургии на вечерне яснее всего показывает, что вечерня связана с двумя днями и к двум дням относится. В Великую Субботу литургия совершается на вечерне, и это литургия не первого дня Пасхи, а Великой Субботы, потому что вечерня завершает уходящий день. После вечерни литургия совершается в особые дни года: в Великую Субботу, в Великий Четверг, в Рождественский и Крещенский сочельники. Также если Благовещение попадет на будний день Четыредесятницы, то полная литургия тоже совершается на вечерне. Преждеосвященная литургия всегда совершается на вечерни. Что это значит? Реально мы с вами чувствуем, что служба чуть длиннее, чем просто полная литургия. На самом деле мы бы должны это чувствовать острее и сильнее, потому что вечерня в эти дни должна совершаться пополудни (в 3-4 часа дня). И поэтому целый день мы с вами пребываем в совершенном посте — ведь чтобы участвовать в Евхаристии, надо ничего не есть (на литургическом языке это называется совершенным постом, в отличие от поста аскетического, когда нельзя есть определенных видов пищи). В 3-4 часа пополудни начинается девятый час, изобразительны, вечерня и литургия; таким образом причастие будет уже ближе к вечеру. Назначение литургии на вечерне — это не формальность, а предписание, полное глубокого смысла: оно выделяет определенные дни года, которые чада церковные должны провести в совершенном посте, в напряженном ожидании литургии и Причастия Св. Тайн. Эти дни несут на себе совершенно особую печать, и мы с вами, хотя и не постимся до вечера, должны это знать. Сейчас во многих Православных Церквах в странах Запада Преждеосвященную литургию совершают именно вечером, как того и требует Устав. Надо заметить, что в этом случае на службу могут прийти те, кто работают днем. Ведь человек, работающий пять дней в неделю, порой может так и не побывать ни на одной преждеосвященной за весь Пост. Священный Синод Московской Патриархии в 1968 году вынес следующее определение:

http://pravmir.ru/liturgii-v-dni-velikog...

Мол. 8. Служ. и дай же нам сон безбоязнен иже еси в покой помощи нашей рекл, треб. и дай же нам сон его же в упокоение нощи нашей даровал еси; служ. умиляющеся, треб. поуверзаеми. Мол. 10. В служебнике надписываемая в поклонение главы, соответствует 11-ой требника, а 10-я в требнике, лишняя против служебника, называется молитвой прилежного моления. Итак, мы будем сравнивать 10-ю мол. служебника с 11 требника. Служ. нечеловеческия чающе помощи, но твоея ожидающе милости, треб. не от человека ожидающе помощи, но твою чающе милость; служ. от всякаго гнева и от всякоя противнаго детели и от смысл суетных и от всех похотий неприязнин (sic). Треб. от всякаго врага и от всякаго спротивнодейства, помыслы суетными и вспоминании лукавыми. Молитвы утренние. Сл. л. 116 об. Треб. 59. Из них мы выпишем 10-ю «на хвалите Господа с небес». Служ. Боже, Боже наш составлей мысленныя силы волею своею, тебе ся молим и тебе ся милием прими славословление наше и богатыми дарми твоея благости воздаждь нам, хвалим непрестанно от всея твари твоея, яко тебе покланяеть всяко колено небесных и земных и преисподних и всяк дух, всяка тварь хвалит непостижную твою славу. Треб. Боже, Боже наш иже умныя и словесныя представивый силы своею волею, тебе приносим и тебе ся молим, приими нашее со всем созданием твоим еже по силе славословие и богатыми твоея благости воздай же даровании, яко тебе преклоняется всяко колено небесных, земных и преисподних и всяко дыхание и создание хвалит непостижимую ти славу. Приложение V. От типика святыя горы о поклонех. (Псалтирь митрополита Киприана л. 191 об). Отдаютжеся (прекращаются) поклоны святыя четыредесятницы в церкви многая убо коленопреклонения в великую среду, а иже посреде собрании и 3 великия отпустная (т. е. поклоны на отпусте) в пяток на вечерни бывают. Имущии же заповедь и произволяющии рекше в великую субботу в келиях своих творят (т. е. поклоны), судивше се (на том основании), яко за еже имети сей субботе пост паче всего лета, (в) субботу елико может койждо творит и тако отдаваются, и паки от всех святых начинают коленопреклонения. В прочая же дни лета, егда несть праздник, по скончании же 9-го часа в пяток отдаются и даже до вечерни недельныя от сподоби господи в вечер сей без греха и паки начинаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Без сомнения, об этом услышали бы соседние города, вернее же не только соседние, а и до самых концов земли дошла бы молва, так как естественно, что и торговцы, имеющие с вами сношения, и другие, приходящие оттуда, рассказали бы обо всем этом. Многие, когда хвалят другие города, указывают на гавани, на рынок, на богатство товаров: дайте же приходящим сюда возможность говорить, что того, что есть в Антиохии, нельзя видеть нигде в других городах, так как люди, обитающие в этом городе, предпочтут скорее вырезать язык, чем произнести клятву. Это нам будет украшением и твердыней; мало того — доставит еще и великую награду, так как несомненно, что вам станут соревновать и подражать другие. А если приобретший даже одного или двоих получит у Бога великую награду, то какого вознаграждения не получите вы, воспитывающие всю вселенную? Итак, должно стараться бодрствовать и трезвиться, зная, что мы получим величайшее воздаяние не только за собственное исправление, но и за исправление других, и найдем великое благоволение у Бога, которое все мы непрестанно получая, да достигнем царства небесного во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. О СТАТУЯХ БЕСЕДА ДВАДЦАТАЯ О том, что поста четыредесятницы недостаточно для приготовления к приобщению, а требуется преимущественно душевная добродетель; также о том, как возможно не злопамятствовать, — что у Бога много значит этот закон, и что злопамятство, еще до геенны, наказывает преданных ему; наконец, о воздержании от клятв, и о не переставших клясться.   Недостаточность сорокодневного пощения для надлежащего приготовления к пасхальному причащению. — Прежде и более всего необходима добродетель. — Увещание забывать обиды. — Мщение за обиды мучит людей раньше огня адского. — Не должно клясться. — О тех, которые еще не исправились от этой дурной привычки.   В РЕМЯ подходит у нас уже к концу поста: посему и мы предадимся большей (ревности о) добродетели. Как бегущим (на ристалище) нет никакой прибыли (от того, что бегут), если они не получают наград; так и нам не будет никакой пользы от множества трудов и подвигов в течение поста, если не будем в состоянии вкусить священной трапезы с чистою совестью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Понятно, что если петь 118 пс. полностью, да еще и с тропарями, понадобится слишком много времени. Поэтому издавна выбрали лишь один самый характерный, 12 стих этого псалма «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», и к нему присоединили 6 воскресных тропарей, изображая этим пение как бы всей 17 кафизмы!! А то, что это имитация пения всей кафизмы, доказывается тем, что поются они на тот же 5-й глас, на который положено петь и 17-ю кафизму и оканчиваются обычным заключением кафизмы: «Слава и ныне», «аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже, – 3». Кстати, кроме воскресных, существовали и другие тропари. Так, например, в неделю Ваий, к припеву «Благословен еси, Господи, прилагались такие тропари: “Ангельский собор удивися, зря Тебе возшедша на жребя, ваиями и ветвьми всеми прославляема, на херувимских колесницах носима, осанна сыну Давидову слышавша”. “Херувим, иже на раменах серафимов седящий, яко содержащий всяческая, на жребя возшел еси, языки покоряя и неверных, Владыко, родителей, через верных детей прославляющих Тя”… и т.п. А в Великий Четверг такие: “Ангельский собор удивися, зря Тебе учеником собеседующа, тело Твое в пищу тайно подающа, нозе же, Спасе, умывающа рабов Твоих и от друга проданна на смерть”. В великую субботу: “Ангельский собор удивися, зря Тебе гробу преданна и плащаницею и смирною, яко мертвеца, повита, Его же Иосиф во гробе положи, вся дланию содержащего”. “Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменишася, Адам же, ликуя со Евою, взываше: погибшее овча аз есмь, воззови мя, Сыне, и спаси мя” и т.д. Если же вернуться к вопросу о Полиелее, то следует еще отметить, что первоначально в его состав входили не только 134 и 135 псалмы, но и 136, который c XIII-XIV веков, в праздничные дни зимнего периода года, стали заменять другими псалмами, которые затем уступили свое место так называемым избранным псалмам. Результатом такой замены (в декабрьские и январские праздники) оказалось то, что 136 псалом уцелел лишь в службах трех недель, предшествующих великому посту (чаще всего падающих на февраль). И таким образом, сегодня Полиелей совершается полностью (хотя и в сокращенном виде) лишь пред Четыредесятницей. И праздничное, а не покаянное значение 136-го псалма в данных службах подтверждается указанием современного Типикона петь этот псалом “с красною аллилуией ” и записью его в певческих книгах XV-XVII столетий демественным распевом, которым исполнялись торжественные песнопения.

http://azbyka.ru/video/102-utrennij-poli...

Но мы молим Тебя: прояви неоскудевающие Твои благости на нас, прогневляющих Тебя каждый день и час нарушением дорогих и животворных Твоих заповедей. Оставь и прости нам все согрешения, совершенные нами делом, словом и помыслом в прошедшей жизни нашей и до настоящего часа. Сподоби нас остальное время прожить в покаянии и умилении и соблюдении Святых Твоих повелений. Если же многоразлично согрешили, прельстившись сладострастием, или провели время, обольщаясь мерзкими, вредными и неполезными похотьми, или, раздражившись бессмысленным гневом и яростью, оскорбили нашего брата, или через язык мы уловлены в лукаво запутанные и трудноизбегаемые крепкие сети врага; или преткнулись от увлечения и безумного замысла одним или всеми чувствами, вольно или невольно, сознательно или несознательно; или осквернили совесть злыми и суетными помыслами; или же другим каким-либо образом согрешили, будучи мучимы злыми помыслами и нравом, то, Всещедрый, Преблагой и Многомилостивый, все нам прости и оставь, и даруй в будущем с бодростью и силой исполнять Твою благую и благодатную совершенную волю и световидным покаянием рассеять ночное и мрачное зло и, как днем, благоприлично поступая; явиться нам, недостойным, очищенными пред Твоим Человеколюбием, воспевая и величая Тебя во веки. Аминь. Отпуст и обычный конец полунощницы. Утреня В Великую Четыредесятницу и когда утреня совершается без всенощной, после обычною начала читаются 19 и 20 псалмы. Слава и ныне: Трисвятое по Отче наш… и тропари: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Твое, даруй победы над врагами православным христианам и Крестом Твоим сохраняй Твой народ. Слава: Поднятый добровольно на крест, Христе Боже, даруй милости Твои новому обществу, носящему имя Твое; обрадуй силою Твоею православных христиан, даруй им победу над врагами, и да имеют они в помощь от Тебя Крест, как ограждение мира и знамя непобедимости. И ныне: Могущественная и надежная Защитница, Милосердная и всеми воспеваемая Богородица, не презри наших молитв, утверди и спаси православных христиан и подай им с небес победу, ибо Ты родила Бога, Единая Благословенная. Затем первые три прошения сугубой ектении с 7 священническою молитвою и возгласом, шестопсалмие и прочее. В будни поется великое славословие как на повечерии, но с заменой: «каждую ночь» на «каждый день» и «в эту ночь» на «в этот день». Читать далее Источник: Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий православной церкви на русском языке/Свящ. В. Адаменко. - Н. Новгород. 1926. – 465 с. ISBN 2-85065-152-4. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

И тогда диакон выходит перед паремией. А по паремии тотчас поётся «да исправится» и совершается прочее обычное последование литургии Преждеосвященных Даров. 319. О том, что надобно с особенным благоговением поклоняться во время входа на литургии Преждеосвященных Даров При входе со Святыми Дарами мы должны поклоняться с особенным благоговением, потому что Божественные Дары освящены и в них истинно присутствует Сам Спаситель наш, ибо на дискосе возлежит Всесвятое Тело Его с Божественной Его Кровью. В конце же литургии читается заамвонная молитва как умилостивительная и отпустительная, как молитва прошения о том, чтобы мы увидели Воскресение и торжествовали его и здесь и там. А читается она за амвоном, среди храма, для того чтобы мы слышали её и словами её молились за весь народ, как пред лицом Божиим. Когда таким образом литургия окончена, бывает всенощное бдение. Вот посмотри и чин его. 320. О всенощном бдении в первую седмицу святой Четыредесятницы На первой седмице, после заамвонной молитвы иерей (или архиерей, если он присутствует) благословляет певца, и певец тотчас поёт: «Живый в помощи» ( Пс. 90 ), а иерей, произнося молитву, относит в сосудохранилище священные сосуды, потом на «слава, и ныне» творит великую ектению и совершает возглас: «яко подобает Тебе». Певец поёт первый антифон ко Господу «внегда скорбети ми» ( Пс. 119:1 ), с припевом «яко благоутробный Господи», и вместе с тем стихи поются обоими ликами. Иерей говорит молитву первого антифона иже во время дня. После «слава, и ныне» и прибавочного стиха иерей опять творит малую ектению и возглас: «Яко святися и прославися». Левый лик поёт второй антифон к «Тебе, Господи, воздвигох душу мою», с припевом «милосердия двери». Во время же пения вместе с этим стихом, иерей читает молитву второго антифона «Тебе, вечный» и «невечерний Свете», и присоединяет другие две молитвы: «Иже неусыпное и непрестанное славословие» и «Владыко Вседержителю непостижиме». Эти дивные молитвы принадлежат, по преимуществу, панихиде. Потом, после «слава, и ныне» и прибавочного стиха, иерей совершает малую ектению и возглас «яко благ», и поётся третий антифон «возвеселихся о рекших мне», с припевом «помилуй нас, Господи, помилуй нас». Тогда иерей, взяв зажженную свечу и кадило, кадит сперва алтарь, а потом, по древнему обычаю, народ вне храма. Если же есть диакон, то он держит свечу и предшествует иерею.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010