Вот этот отзыв. «При указе Св. Синода, от 16 сего мая (1854 г.) за 26, препровождены ко мне переложения на ноты церковной песни “Взбранной воеводе” и десяти духовных песнопений из постной триоди, с рукописным предисловием, и предписано представить мое заключение: 1) о достоинстве оных и 2) в особенности о том, можно ли и в какой мере допустить новый род нотных сочинений для домашнего употребления вне церкви и богослужения, коих текст заимствуется из молитв, входящих в церковное богослужение, а напев предлагается отличный от установленного церковью. I. Дабы получить достаточное понятие о сих новых нотных сочинениях, большая часть оных были списаны раздельно по голосам, и слушано исполнение оных частью в Москве кафедральными певчими, частью в Лавре здешними певчими, при чем мое суждение поверил я суждениями некоторых приглашенных лиц духовного звания, разумеющих дело. Нотное положение кондака “Взбранной воеводе” имеет достоинство, но не церковное. Внезапные в ходе напева то ускорения, то возвышения и усиления звуков производят такое впечатление, как бы хотели удивить слушателя искусством, а не сообщить ему чувство, свойственное церковному песнопению. Нотное положение тропаря “пречистому образу” еще менее производит свойственного церковному пению впечатление, нежели предыдущее песнопение. В напеве стихиры “постящеся. братие, телесне» не достает умиления, свойственного особенно великопостному песнопению. Когда мы, после нового напева, велели пропеть сию стихиру обыкновенным церковным напевом; нам удиви- —625— тельно показалось, для чего напев правильный, удобный к исполнению, соответственный тексту и времени, хотят заменить произвольно игрой звуков, в которой может быть найдут пищу знатоки искусства, но которое не дает пищи благочестивому чувству. Вообще, в рассматриваемых нотных сочинениях нет правильных, удобоисполнимых и церковному песнопению приличных напевов. II. Рассмотрение первого вопроса пролагает путь рассмотрению второго. Кто расположен ввести в домашнее употребление некоторые из песнопений, входящих в состав церковного богослужения, каковы суть: тропари, кондаки, стихиры, догматики, тот не имеет нужды составлять и изучать новые напевы оных, когда есть церковные напевы, приличные предметам, удобные к исполнению, способные питать благочестивое чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» О совершении мирянами в домашних условиях чинопоследований, которые традиционно совершаются только в храме, рассказывает преподаватель Саратовской православной духовной семинарии, кандидат богословия, автор учебного пособия «Литургика» Алексей Сергеевич Кашкин . Теоретически в домашних условиях при наличии необходимых книг можно совершить все службы суточного круга. В этом вопросе в качестве конкретного руководства можно рассматривать такие книги, как «Часослов для мирян» и «Служба мирским чином» (Киев, 2006). В то же время запрещено совершать церковные таинства, в том числе и Литургию любого типа (как полную, так и Преждеосвященных Даров); важно отметить, что Литургия не является службой суточного круга, потому наше утверждение о возможности совершения всех служб суточного круга можно принимать без оговорок. При этом следует руководствоваться следующими правилами: Основные трудности при совершении домашнего богослужения могут быть связаны с двумя аспектами: знание богослужебного последования и наличие комплекта богослужебных книг. Знание последования и принципов формирования богослужений. Среди мирян, думается, лишь единицы могут похвастаться хорошим знанием богослужебного устава. Потому человеку, не имеющему опыта совершения церковных богослужений (хотя бы в качестве чтеца или певца), будет достаточно сложно совершить на дому полный круг богослужебных последований. С технической точки зрения службы можно разделить на две группы: часовые и изменяемые. К часовым службам относятся все часы (1й, 3й, 6й, 9й), повечерие, полунощница, изобразительны в седмичные дни поста. Это стабильные последования, которые не меняются существенным образом в зависимости от дня седмицы. По каждой из служб отметим следующие нюансы. К изменяемым службам следует отнести вечерню и утреню, а также изобразительны в субботние и воскресные дни. Эти богослужения имеют внушительное количество изменяемых песнопений, и их совершение в полном виде на дому людьми, не искушенными в церковном уставе, весьма затруднительно.

http://azbyka.ru/o-sovershenii-velikopos...

Ты, Христе, лучший путь к возвышению указал в смирении, истощив Себя и принявши вид раба, не приняв хвастливой молитвы Фарисея, а сокрушенное стенание мытаря приняв горе, как непорочную жертву. Посему и я взываю Тебе: милостив будь Боже, будь ко мне милостив Спаситель, и спаси меня. Мученичен Гди, въ памть стыхъ твоихъ вс тварь празднетъ, нбса радютс со а гглы, и земл веселитс съ человки. тхъ молитвами помилй насъ. Господи, в память мучеников твоих празднует вся тварь, небеса радуются с ангелами, и земля веселится с человеками. Молитвами их помилуй нас. Богородичен Архаггльское слово и пртол показалас и на б твоихъ носила бце, надежд дшъ нашихъ. Ты приняла архангельское слово, и оказалась престолом херувимским, и на объятиях твоих, Богородица, носила надежду душ наших. На первом часе стихиры на поклонении кресту животворщем древ поклонимс, на немже хртосъ црь славы волею рц распростеръ, вознес насъ на первое блженство, и хже прежде украдъ врагъ, изгнаны бга сотвор. древ поклонимс, и мже сподобихомс невидимыхъ врагъ сокршити главы. вс зыкъ, кртъ гднь псньми почтимъ: радйс крте, падшаго адама совершенное теб наши хвалтс, к твоею силою люди державн тебе нын со страхомъ цлемъ: на теб пригвоздившагос бга славимъ, глаголюще: гди, на томъ пригвоздивыйс помилй насъ, к благъ и человколюбецъ. Придите верующие, будем покланяться животворящему древу, на котором Христос, Царь славы, простерши добровольно руки свои, возвысил до первого блаженства нас, которых враг, удержав удовольствием, сделал изгнанными от Бога. Придите верующие, будем кланяться древу, посредством которого мы удостоились раздроблять главы невидимых врагов. Приидите все племена народов, почтим песнопениями крест Христов: радуйся крест, совершенное искупление падшего Адама; тобою хвалятся правоверные цари наши, так как силою твоею могущественно покоряют народ – измаильтян. Ныне мы, христиане, со страхом лобызаем тебя, и пригвожденного на тебе Бога прославляем, говоря: Господи, пригвожденный на нем, помилуй нас, как благий и человеколюбивый.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни) 3 мин., 25.02.2024 Содержание Великий пост в 2024 году начнется 18 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель Слово недел я в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется седмицей .. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания Все постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни; в приходской практике они не всегда применимы и требуют благословения духовника. в эти дни? 25 февраля. Неделя о мытаре и фарисее Смысл названия На Литургии читается отрывок Лк 18:10—14, в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. Богослужебные особенности В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. К примеру, на Всенощном бдении накануне воскресенья поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери» . Цикл Евангелия Великого поста: евангелие о мытаре и фарисее 26 февраля — 2 марта. Сплошная седмица Постовые предписания: всю последующую после Недели о мытаре и фарисее седмицу отменяются любые виды поста, в том числе — в среду и пятницу. 3 марта. Неделя о блудном сыне Смысл названия На Литургии читается отрывок Лк 15:11—32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку. Богослужебные особенности Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских» , который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним. Цикл Евангелия Великого поста: притча о блудном сыне

http://foma.ru/velikiy-post-podgotovitel...

3 . Полунощница (при желании ее совершить, ибо эта монастырская служба на приходах в принципе не совершается) вычитывается без особенностей, кафисма для нее (в седмичные дни – 17-я, в субботы – 9-я) читается по Псалтири. 4 . Изобразительны в седмичные дни поста совершаются по Часослову без отпуста (после молитвы преподобного Ефрема Сирина сразу осуществляется переход на вечерню). Единственная уставная трудность – чтение кондаков по «Отче наш…». Здесь можно рекомендовать такую упрощенную схему: кондак дня, святого Минеи; «Слава»: «Со святыми упокой...»; «И ныне»: «Предстательство христиан непостыдное...». Все перечисленные тексты есть в Часослове на ряду, кондак святого дня можно взять из Минеи (или, например, из популярного «Православного церковного календаря с тропарями и кондаками»). К изменяемым службам следует отнести вечерню и утреню, а также изобразительны в субботние и воскресные дни. Эти богослужения имеют внушительное количество изменяемых песнопений, и их совершение в полном виде на дому людьми, не искушенными в церковном уставе, весьма затруднительно. Тем не менее именно эти службы являются основными и более значимыми, нежели рассмотренные выше богослужения часовые. При их совершении мирянами дома в седмичные дни Великого поста можно рекомендовать, во-первых, популярную книгу «Службы первой седмицы Великого поста». Хотя в этой книге, как следует из ее названия, содержатся службы только первой седмицы, там же даются подробные последования всех великопостных служб, так что на последующих седмицах можно читать последование вечерни и утрени по указанной книге, заменяя только тексты Минеи и Триоди актуальными для конкретного дня. В крайнем случае можно совершить предельно сокращенное последование, состоящее только из неизменяемых молитвословий этих служб, которое опубликовано в указанном выше «Часослове для мирян». По мере возможности каждый благочестивый христианин может добавлять в такой краткий чин утрени изменяемые тексты: каноны (в седмичные дни поста прочитать канон Минеи и трипеснец Триоди), кафисмы, стихиры. Отметим также, что в дни, когда положена Литургия Преждеосвященных Даров, христианин на дому может прочитать вместо нее вечерню великопостным чином (это позволяет делать наш Типикон, который каждый раз после указаний для Литургии Преждеосвященных Даров делает оговорку «аще великия ради нужды несть Литургии» и представляет последование вечерни великопостным чином).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Самым многочисленным и «подвижным» жанром в И. являются ирмосы. В зависимости от того, как они распределяются между частями сборника, можно условно выделить 3 основных структурных типа И. ( Ясиновьский. 1982. С. 143). В 1-м типе большинство ирмосов (в т. ч. минейных и триодных) помещены в осмогласнике, и эта часть является самой объемной в книге («гласовый» тип И., по Ю. П. Ясиновскому ). Во 2-м типе И. праздничные и великопостные ирмосы помещены в минейно-триодной части по порядку дней, наряду со стихирами и др. песнопениями, что значительно расширяет эту часть («календарный» тип И.). В 3-м типе И. ирмосы исключались (полностью или частично) и из осмогласника, и из минейно-триодной части и размещались вне их отдельными циклами; при этом структура И. становилась более дробной («жанрово-тематический» тип И.- Там же). Жанрово-тематический тип структуры наиболее часто встречается в ранних И. (кон. XVI - нач. XVII в.). В них в виде отдельных циклов могли размещаться также розники , различные группы песнопений Октоиха и др., что увеличивало общее количество частей в И. до 6-8 (таковы преимущественно ранние белорусские И.), в чем очевидно сходство с ранними певческими сборниками Московской Руси. На протяжении XVII в. количество частей в И. уменьшилось, типичным для большинства украинских И. стало 4-частное строение («гласовое» или «календарное»). Одновременно с типом структуры в XVII в. изменилась и последовательность частей в И., что хорошо видно по местоположению обиходной части: в ранних И. она расположена чаще всего в середине или ближе к концу сборника (это свойство унаследовал Львовский печатный И. 1700 г.), тогда как в поздних она открывает книгу (Львовский печатный И. 1709 г.). Типичным началом украинского И. в XVII-XVIII вв. является разд. «Всенощное бдение». Помимо 3 основных структурных типов И., существовало 2 дополнительных, связанных с визант. традицией певч. книжности. К 4-му, «греческому» типу, в котором ирмосы излагались по канонам, а не по песням канонов ( Ясиновський. 1993. С. 53), относится примерно 30 (ок. 3%) сохранившихся укр. книг XVII - нач. XIX в. (напр.: НБУВ ИР. Ф. I. 1743; ХНБ. 819515-819516 и др.). Иную, весьма самобытную структуру (5-й тип) имеют 3 списка из Манявского скита, развивающие традицию мон-рей Молдавии и Валахии и воспроизводящие тип визант. Аколуфии через посредство балкано-слав. Аколуитиков ( Тончева. 1981. С. 143; Ясиновський. 1993. С. 53). Песнопения в них идут по порядку суточного круга: вечерня (запевы «Господи, воззвах», догматики, богородичны, вечерние стихиры на избранные праздники, подобны), утреня («Бог Господь» с тропарями, блаженны, стихи полиелея, «припелы» на избранные праздники, тропари и др. песнопения Великого поста, катавасия - 9-я песнь праздничных канонов), литургия. Бытование

http://pravenc.ru/text/674075.html

Закрыть itemscope itemtype="" > По пути смирения Богослужения Страстной седмицы 28.04.2021 1480 Время на чтение 6 минут В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости - собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс - полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети...» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче...». Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица - это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе... Каждый день этой недели - воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы - это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг - воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница - день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/17/...

   Повечерие после вечерни – малое.    Полунощница – вседневная.    На утрене порядок тот же, какой имеет утреня, отправляемая в седмичные дни в период времени пения Октоиха. На «Бог Господь» поется тропарь святому и т. д. В данное время поются сначала обыкновенные два канона Октоиха (в понедельник – покаянный, или умилительный, и Бесплотным), первый с ирмосом на 6, второй без ирмоса – на 4, а после них канон Минеи без ирмоса – на 4.    Но в тех песнях, в которых есть трипеснец или, точнее, два трипеснца, Октоих оставляется, поются же сначала канон Минеи с ирмосом – на 6, потом трипеснцы, каждый – на 4, оба – на 8, без ирмосов, только в заключение в тех песнях, где есть трипеснцы, на катавасию – ирмос второго трипеснца. В понедельник трипеснцы содержат 1, 8 и 9-ю песни, в другие дни 8 и 9-я всегда остаются, но первая меняется. Песни Священного Писания стихословятся по разделу Ирмология «Господеви поем».    Часы – обыкновенные.    Литургия – Златоустого. Вторник сырной седмицы    Вечерня – вседневная. Стихиры поются так же, как накануне понедельника.    Повечерие – малое.    Полунощница – вседневная.    Утреня – вседневная. Каноны положены из Октоиха (покаянные и Предтечи) и из Минеи. Трипеснцы – два, состоящие из 2-й, 8-й и 9-й песней. Каноны и трипеснцы 8-й и 9-й песней поются и стихословятся так же, как в понедельник. Что касается 2-й песни, то в начале ее поется ирмос 1-го трипеснца, а в конце – 2-го. Припев к тропарям «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».    Часы и Литургия – обычные. Среда сырной седмицы    На вечерне поются песнопения Октоиха, Триоди и Минеи. Порядок такой же, какой имеет вседневная вечерня. Но есть и особенности, свойственные великопостному богослужению, а именно: по «Ныне отпущаеши» и Трисвятом – тропарь, глас 4-й – «Богородице Дево, радуйся», поклон, «Слава» – «Крестителю Христов», поклон; «И ныне» – «Молите за ны», поклон. «Под Твое благоутробие» без поклона. «Господи, помилуй» – 40 раз, «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче». «Сый благословен». «Аминь». «Небесный Царю». Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко» (разделяемая тремя великамы поклонами), с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго», 12 малых поклонов, молитва «Господи и Владыко» (один великий поклон). Трисвятое по «Отче наш». Возглас. «Господи, помилуй» (12 раз). «Слава Тебе, Христе Боже». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Из календаря пространной редакции Лекционария в Тропологий вошли, за небольшими исключениями, только те великие праздники, тропари к-рых уже были в Лекционарии; те песнопения, к-рые были указаны в Лекционарии в виде инципитов, в Древнем И. приведены полностью; репертуар этих же праздников в основном пополнили песнопения нового типа - стихиры и каноны. Циклы стихир и тропарей отдельных песней канонов в Древнем И. нередко состоят из неск. дополнений (2-3), что является показателем поэтапного расширения песненного материала И. и дает возможность проследить развитие их форм до кон. IX в. Песнопения Древнего И. не имеют авторских атрибуций. Дни, к-рые в иерусалимском Лекционарии из изменяемых песнопений имели лишь литургийные или вечерние прокимны (таких дней довольно много; см.: Leeb. 1970. S. 65-78, 171-176), не нашли отражения в Древнем И., за исключением будних дней Пятидесятницы. В Древнем И. содержится полный круг песнопений великопостного цикла, который открывается мясопустным воскресеньем, а со следующего, сыропустного, песнопения даются на каждый день поста; неделя Ваий открывает Страстной цикл. Период Пятидесятницы также представлен в полном виде. Из праздников, помимо воскресений Пасхи и Пятидесятницы (7-е воскресенье по Пасхе, согласно счету недель в Древнем И.), в него включены: в воскресенье по Пасхе - Новая неделя, во 2-ю субботу по Пасхе - исцеление расслабленного, в 3-й четверг - память св. младенцев, в 5-й четверг - Вознесение Господне, в 6-ю субботу - исцеление слепого в Силоаме. Те будние дни периода Пятидесятницы, к-рые не отмечены как особые, содержат лишь литургийные прокимны и аллилуиарии. По сравнению с Лекционарием, к-рый приводит для служб рядовых воскресений только прокимны, в Древнем И. впервые появляются комплекты воскресных песнопений 8 гласов (что в т. ч. является одним из древнейших свидетельств оформления системы осмогласия ). В каждом гласе они включают: для вечерни - цикл стихир на «Господи, воззвах» (в нек-рых рукописях - также припевы к Пс 140. 2 (см. ст. «Да исправится молитва моя» ) и охитай вечерни) и песнопения на «Се ныне благословите» (Пс 133) и «Креста» (вероятно, первоначально предназначенные для шествия после вечерни в иерусалимском храме Воскресения к Кресту на Голгофе - см.: Ibid. S. 70-71); для утрени - 9 циклов тропарей для 9 библейских песней утрени (т. е. канонов), антифонный псалом перед Евангелием (о воскресных утренних Евангелиях см. ст. Воскресенье ) и песнопение после Евангелия (гардамоткумай), цикл хвалитных стихир; для литургии - прокимен, аллилуиарий, тропарь умовения рук и тропарь Св. Даров. Многие, но не все циклы стихир и тропарей заключаются богородичном . По мнению Рену, по крайней мере часть воскресных песнопений Древнего И. восходит ко 2-й пол. IV в., к гомилиям святителей Кирилла и Исихия Иерусалимских (Ibid. S. 14-85).

http://pravenc.ru/text/200125.html

Воздержание в пище – это одна сторона поста. Но есть другая сторона, духовная – это воздержание от дурных слов и дел и усиленная молитва . Я не могу допустить, чтобы у вас были великие грехи, а малых, конечно, много. Кто скажет, что между вами не бывает вражды, зависти, или ссоры? Кто скажет, что вы воздерживаете свой язык? Кто скажет, что вы не обижаете других? От этих то малых грехов и нужно воздерживаться. Пост сопровождается упражнением в добродетели, что до некоторой степени можете делать и вы. Что же касается молитвы, то ее вы должны творить наивозможно чаще. Вы, может быть, скажете, что и молитва у вас, можно сказать, казенная, и молитесь – то вы всего несколько минут; едва настроишься на молитву, а она уже окончена. Но нельзя, ведь, ограничиваться только этой общей молитвой, у каждой из вас должна быть своя, возможно частая молитва. Как за этой молитвой, так и за, так сказать, казенной должна непременно читаться такая покаянная молитва, как «Господи и Владыко живота моего... », которая читается почти за всеми службами Великого Поста. Все великопостные службы возбуждают в нас особенное молитвенное настроение, сокрушение о грехах и обращают к Господу, правда, они не отличаются такою торжественностью, как прочие службы, но за то имеют великое покаянное значение. Каким молитвенным настроением мы проникаемся, напр., при совершении Литургии Преждеосвящённых Даров? Сколько здесь глубоко умилительного, назидательного и возвышенно таинственного? В предшествующие годы я не раз выяснял вам великое значение Литургии Преждеосвященных Даров, особенно её возвышенных и умилительных песнопений. Всегда хочется и помолиться за этой Литургией с воспитанниками духовно-учебных заведений. Вот и к вам я прибыл сегодня за этим. Время мое уже прошло, настала старость. Быть может, эта Литургия Преждеосвящённых Даров уже последняя моя служба у вас. Благодарю вас за доставленное религиозно-духовное утешение! Благословение Господне на вас всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь. XII Речь, пред открытием и освящением Общества скорой медицинской помощи в несчастных случаях, сказанная в Харьковском Кафедральному Соборе 12

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010