Я дала объяснение соседке, но было ли это их оправданием? Конечно, нет. В погоне за внешним обрядом они теряли самое главное в религии — мир души, а с ним и Духа Святого и роняли в глазах неверующих и себя, и христианскую религию». Покаяние Глава 21 Значение покаяния и примеры его Храм носяй телесный весь осквернен. Но яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. Из великопостных песнопений Призыв к покаянию был первым призывом, первой проповедью Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие»  (Мф. 4, 17). Но, может быть, усиленное покаяние нужно лишь для больших грешников, а не для нас? В Евангелии есть одна, на первый взгляд, загадочная фраза. Господь сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»  (Мф. 9, 13). И Его часто обвиняли в том, что Он более имел дело с грешниками — блудницами и мытарями, и менее с теми, которые строго исполняли закон Моисеев, — с книжниками и фарисеями. Почему же Господь не хотел иметь дело с «праведниками»? Потому что те, кто почитали себя «праведниками», не имеющими нужды в покаянии, на самом деле были в самообольщении, были гордецами, т. е. грешили грехом, наиболее ненавистным Богу, и были душевно неизлечимы, благодаря полному отсутствию сознания своей греховности. Вполне «праведников» вообще нет на земле. Пророк Давид говорил: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13, 3). А один старец (имя его осталось неизвестным) так говорил своему ученику: «Ведай, сын, что не только я и ты, мнимые монахи, нуждаемся в непрестанном трезвении и плаче, но и великие подвижники нуждаются в них. Услышь следующее духовное рассуждение: ложь от диавола; страстное воззрение на женщину вменено Богом в любодеяние. Гнев на ближнего причислен к убийству, за каждое праздное слово обетовано воздаяние. Кто же такой человек и где его найти, который бы не ведал лжи, не был искушен вожделением, никогда не прогневался на ближнего напрасно, в котором бы не нашлось празднословия и который поэтому не нуждался бы в покаянии?»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Вонмем! Каждый раз, когда мы участвуем в Литургии Преждеосвященных даров, которая служится во время Великого поста (в среду и пятницу, и некоторые другие дни), нам тоже напоминается о Свете, который Господь принес нам. «Свет Христов просвещает всех!» – возглашает священник, держа в руке единственную свечу перед молящимися в сумраке храма. Мы повергаемся на землю и благодарим Бога за Его дар света в нашей жизни. Во многих песнопениях также говорится о Свете Христовом. А знаете ли вы, когда на богослужениях поются песнопения: «Свете тихий...», «Видехом Свет Истинный...», «Светися, светися, Новый Иерусалиме...»? Можете ли вы отыскать какие-нибудь другие упоминания Божественного Света в церковных песнопениях? В кругу семьи Совместно со своими домашними во время Великого поста сделайте себе напоминание о дивном даре света. Для каждого члена семьи возьмите свечу, а также кусочки или полоски ленточек, цветной бумаги или фольги разной формы, а также клей, чтобы приклеить их к свече. Пусть каждый красиво оформит свечу, за исключением верхней ее трети, чтобы свеча могла гореть до украшен ной вами части. Можно использовать эти свечи дома во время общей молитвы, поставить на стол во время великопостных трапез, или просто вместе посидеть в тишине при свете свечи и подумать о том, что Бог всегда незримо присутствует рядом с нами. Можно также попытаться совместно составить молитву, в которой мы благодарим Бога за дар света, за Его Сына, принесшего нам свет. При свете свечи с подобной молитвой можно благоговейно обратиться к Богу и даже ощутить Его присутствие рядом с нами. Знамения конца Засохшая смоковница После того, как Господь провел ночь в Вифании, Он возвратился в город. По пути Он проголодался. И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, Иисус Христос сказал ей: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла. Когда Его ученики увидели это, они удивились и говорили: «Как же это тотчас засохла смоковница?»

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

На реках Вавилонских (Великопостная песнь из псалма 136) На реках Вавилонских, тамо седохом и плакохом, внегда помянути нам Сиона. Аллилуия! На вербиих посреде его обесихом органы наша. Аллилуия! Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аллилуия! Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвен буди десница моя. Аллилуия! Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздал еси нам. Аллилуия! Блажен, иже имеет и рабиет младенцы Твоя о камень Аллилуия! Покаяния отверзи нам двери. Одно из песнопений, которое мы будем петь во дни Великого Поста, называется «Покаяния отверзи ми двери». Хотя это песнопение не содержится целиком в Священном Писании , многие его фразы извлечены оттуда. Прочтите слова этого песнопения и найдите приведенные справа места в Священном Писании. Подчеркните разными цветами фразы из песнопения, напоминающие библейские тексты. Соедините линиями эти фразы с соответствующими им ссылками из Библии (некоторые слова могут встречаться в песнопениях неоднократно). Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго Но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости. Воскресение и жизнь. Мария и Марфа были очень огорчены: тяжело заболел их брат. Он жил вместе с сестрами в Вифании и был добрым другом Спасителя. Сестры послали сообщить Ему: «Господи! Вот, кого Ты любишь, болен». Спаситель, услышав это, сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Хотя Господь любил Лазаря и его сестер, Он все же счел нужным пробыть еще два дня в том месте, где находился. Господь идет пробудить Лазаря А затем Спаситель говорит своим ученикам: «Пойдем опять в Иудею». Ученики попытались отговорить Его, сказав: «Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Иисус Христос отвечал: «Не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним». Сказав это, говорит им потом: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его». Ученики Его сказали: «Господи! если уснул, то выздоровеет». Спаситель говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Он сказал им прямо: «Лазарь умер. И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали. Но пойдем к нему».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1 . Вас попросили прочитать ваше конкурсное сочинение на собрании в классе, причем должно присутствовать несколько официальных лиц. 2 . Вы взялись посидеть вечером со своей четырехлетней племянницей, а сестра с мужем отправились в гости. 3 . Вам хочется возглавлять других ребят при выполнении каких-либо дел в школе или на приходе. 4 . В зимний вечер вам предложили собраться с друзьями на природе – для начала вы выходите на улицу и смотрите, что за погода на дворе. 5 . Вы собираетесь в храм на пасхальную службу. После того, как закончите разыгрывать сценки, помолитесь Богу, чтобы Он помог вам достойно подготовиться ко всем обстоятельствам, которые встретятся в жизни, и, самое главное, стать достойным Его Царствия. 27. Приход Жениха Неделя Крестопоклонная Вот мы и достигли середины Великого поста. Крест полагают в центре храма и убирают цветами. И снова мы поем тропарь Кресту, тот самый, который пели и в сентябре в праздник Воздвижения Креста Господня, но на этот раз с земными поклонами. На протяжении первой половины Великого поста мы сугубо каялись в своих грехах и с особым тщанием пересматривали всю свою предыдущую жизнь. Великопостные молитвы и песнопения помогали нам лучше понять, чего Господь хочет от нас. Мы просили прощения и прощали других. А теперь в центре нашего внимания оказываемся не мы сами, а Господь, Его восхождение на Крест. Крестный путь На наших уроках мы следовали за Спасителем из Галилеи в Самарию и в Иудею. Спаситель пришел в Святой град Иерусалим, приветствуемый радостными криками «Осанна!» Время пребывания Его на земле подходило к концу. Он пытался предупредить апостолов, что впереди их ждут тревожные времена. Он повелел нам быть готовыми ко всему, так как никто не знает когда наступит конец мира, когда Господь вновь придет, чтобы судить нас. Ныне Господь указывает нам путь на Крест, в молчаливом смирении следуя воле Небесного Отца. «Хорошо, добрый и верный раб!» Слуга сказал: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

б) Помыслим, братия, и о том, что так и во всякое время силен Господь воскрешать от смерти греховной к жизни благодатной. Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:24 ). Кто слушает слово Господа Иисуса и верует в Него и в Отца Его, тот имеет жизнь вечную, т.е. кто с верой слушает учение Иисуса Христа, и последует ему, как истинный ученик Христов, тот получает благодать Святого Духа, которая, если он пребудет верен Христу до конца жизни, будет в нем источником духовного мира и утешения, залогом и предначатием вечного блаженства, – будет приготовлять его к участи в вечной славе Господа Спасителя, Царя неба и земли. Имеющий в своей душе эту благодатную жизнь в последний день не подвергнется осуждению вместе с грешниками или не веровавшими в Иисуса Христа, или не исполнявшими Его заповедей. Но по гласу Господа, восприняв прославленное тело, он станет одесную Господа и услышит вожделенный глас Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). в) Иисус Христос говорил сестре Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь… Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» ( Ин.11:25–26 ). Так Господь Иисус есть и наше воскресение, и наша истинная жизнь. Будем всегда любить Его всем сердцем и всей душой, как Бога и Спасителя нашего. Будем более всего заботиться о том, чтобы верно исполнять Его заповеди, кто бы в каком звании и состоянии ни был. И мы вечно будем жить благодатию Господа Спасителя, и смерть телесная не будет страшна для нас: ибо сим путем мы только перейдем от этой суетной и скорбной жизни к жизни нескончаемой и блаженной. III. Христе Спасителю и Боже наш! Как Ты всесильным словом Твоим воскресил от смерти к жизни четверодневного Лазаря, так, силой Духа Твоего, воскреси и всех нас от смерти греховной к жизни благодатной и даруй нам всегда жить верой в Тебя, всегда исполнять заповеди Твои и пребыть верными Тебе до конца жизни, чтобы с надеждой перейти в жизнь вечную. (Сост. по «Проповеди» Евсевия, архиеп. Могилевского). Г. Некоторые великопостные молитвы и песнопения

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Честнейшую Честнейшую Честнейшую Честнейшую Херувим. Херувим. Херувим. Херувим. Именем Именем Именем Именем Господним Господним Господним Господним благослови, отче. благослови, отче. благослови, отче. благослови, отче. «Боже, ущедри ны». «Молитвами Святых «Молитвами Святых «Боже, ущедри ны». отец наших», или – отец наших», или – на великопостных на великопостных часах: часах: «Боже, ущедри ны». «Боже, ущедри ны». (На великопостных (На великопостных (На великопостных (На великопостных часах – великие часах – великие часах – великие часах – великие поклоны). поклоны). поклоны). поклоны). Молитва: Христе Молитва: Владыко Молитва: Боже и Молитва: Владыко Боже Отче Господи сил 522 . Господи Иисусе Вседержителю. Христе Боже наш. Взбранной Воеводе (Обиход. Служб. на кажд. день 1 седм. Вел. Поста). Служба каждого трипсалмного часа заключает в себе две части. Первую составляют молитвословия, чтения из Священного Писания, именно – псалмы, иногда паремия, Апостол и Евангелие, а вторую часть – молитвословия и песнопения церковные. Служба того часа, которым начинается ряд служб 523 , начинается возгласоом священника: «Благословен Бог наш», и затем чтец читает: «Царю Небесный», «Трисвятое», «Отче паш», «Господи, помилуй», 12-ть раз. «Слава и ныне». После сего взывает: «Приидите поклонимся», трижды. Служба же того часа, который непосредственно следует за другой службой 524 , начинается воззванием: «Приидите поклонимся», трижды. Засим на часах следует чтение трех псалмов. Псалмы на часах вседневных и великопостных одни и те же, а на царских часах иные. Но на каждом часе положены свои особые псалмы, которые сообразуются со временем дня, в которое совершается служба часа, с событиями, воспоминаемыми св. Церковью в то время, и с чувствованиями и помышлениями христианина, долженствующими быть тогда в душе его. Служба 1-го часа есть первая служба дня. Она есть как бы продолжение утренней службы и, исключая немногих дней в году, всегда совершается сряду после утрени. При совершении первого часа, сказано в Служебнике: «Иерей благоговейно да размышляет како Спаситель наш в 1-й час дне веден бысть в претор от Каиафы к Пилату, яко злодей, Благодетель связанный, и како тамо всего мира Судия от беззаконных архиереев и старцев Иудейских оболган и от неправеднаго судии осужден бысть» (Извест.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По содержанию Д. близок, но не аналогичен Обиходу знаменной традиции пения. В сравнении с последним он представляет ограниченную выборку песнопений в основном из служб суточного круга богослужения и Божественной литургии. Полные чинопоследования служб в нем отсутствуют, нет также и обособленной части, содержание к-рой в знаменных Обиходах составляли неизменяемые песнопения, поющиеся в подготовительные недели к Великому посту и в св. Четыредесятницу. В последование служб суточного круга введено небольшое количество триодных песнопений. Так, на вечерне после седмичных прокимнов даны прокимны Светлой седмицы, по их окончании выписан великопостный прокимен «Не отврати лица Твоего». На утрене после полиелея следует Пс 136, поемый по полиелее в недели, предшествующие Великому посту. В описываемых случаях введение триодных песнопений вполне оправданно, т. к. они заменяют соответствующие им по функции песнопения служб суточного круга. Этого нельзя сказать о небольшой подборке песнопений пасхальной заутрени (см. пункт 3 в описании состава Д.), к-рые включаются в последование песнопений великой вечерни и нарушают его. В составе поздних Д. можно выделить 2 больших раздела, в 1-м - небольшие подборки неизменяемых песнопений великой вечерни, утрени и Божественной литургии, во 2-м - последование изменяемых песнопений: циклы воскресных блаженн, прокимнов; циклы песнопений на Господские и Богородичные праздники и памяти святых (задостойники, блаженны, прокимны, стихиры по 50-м псалме); здесь же можно встретить отдельные песнопения молебных чинов. За исключением стихир по 50-м псалме, поющихся на утрене, все остальные песнопения 2-го разд. относятся к чину литургии, к-рый, т. о., представлен в Д. наиболее полно. За ним по количеству распетых текстов следует чин утрени. На последнем месте находится служба великой вечерни, представленная 3-4 песнопениями. Неравномерность использования демественного распева в названных чинопоследованиях объясняется, вероятно, неосмогласной природой мелодического содержания песнопений. В вечерне и утрене большое значение имеют гласовые песнопения, к-рые не могли быть распеты демеством. Из этих служб в состав Д. вошло ограниченное число неизменяемых внегласовых песнопений; последние, как правило, представляют собой наиболее важные тексты. Преимущественное распевание демеством текстов литургии связано со значением этой службы как основополагающей, а также с тем, что количество гласовых песнопений в ней минимально.

http://pravenc.ru/text/171654.html

Несмотря на то, что для настоящего исследования привлечено значительное количество лучших и древнейших рукописных триодей, оно все таки не дает полной и ясной истории этого сборника. Впрочем, такой цели едва ли можно и достигнуть. Объясняется это, главным образом, особенностями указанных источников и материалов. Первою такою особенностью является прямо таки подавляющее количество триодных песнопений, как употребляемых доселе, так, особенно, вышедших из употребления. Первоначальное ядро триоди при ее распространении в греческой церкви, с одной стороны, подвергалось сокращениям, а с другой – получало многочисленные дополнения. Эти дополнения вызывались частью богослужебными нуждами, частью – ревностью песнописцев, желавших украсить какую-либо великопостную службу своими произведениями. Весьма многие из таких дополнительных песнопений, собственно, почти не заслуживают и внимания: во-первых, большею частью они мелки по своему объему (светильны, седальны и т.п.), во-вторых, они – анонимны, в-третьих, они ничтожны по своему литературному достоинству, так как они в большинстве случаев шаблонно составлены по ритмам и к мелодиям других песнопений (т.е. подобны, по терминологии византийской церковной поэзии, в противоположность самогласным, оригинальным песнопениям), и, наконец, – самое важное, – большая часть этих песнопений, несомненно, имела крайне ограниченное местное употребление, – некоторые из них, быть может, записаны всего лишь в одной рукописи, потому что составить какой либо мелкий подобен было под силу всякому мало-мальски опытному певцу или образованному человеку. Нет почти ни одной даже поздней триоди, в которой не оказалось бы каких либо неизвестных песнопений в этом роде. В настоящей работе, вероятно, так или иначе упомянута большая часть вышедших из употребления песнопений, пользовавшихся сравнительно широким распространением, но этого нельзя сказать о песнопениях с узким местным употреблением. Для этого следует пересмотреть все существующие в мире рукописи Постной триоди. Хотя в виду вышеуказанных свойств рассматриваемых песнопений отсутствие полного подсчета их и не составляет крупного недостатка исследования, все таки этот подсчета, быть может, пролил бы какой либо свет на частные и местные редакции Постной триоди, где теперь удается различить лишь главные типы этого сборника, – восточный, западный, студийский и др. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Принятая обычаем система распределения распевов ограничивает их обширный круг известными только избранными песнопениями и, таким образом, облегчает изучение их, предупреждает произвол и разногласие певцов в выборе певческого материала при разных случаях. Без этой же системы не только многим певцам, но и двема, сошедшимся и привыкшим к разным распевам, было бы петь невозможно. Но принятая система распределения распевов сверх того много способствует разнообразию и торжественности и самого богослужения. Она позволяет клиросным певцам не только различать в церковном пении службы праздничные, заупокойные, великопостные, повседневный и частные, но и в каждом богослужении оттенять того или другого рода песнопения, которые и в древней Церкви различались частью оттенками своих напевов (в знаменном пении), а, главным образом, стихотворным построением (в греческом подлиннике). При богослужении ныне по напеву мы слышим, стихира ли поется, или тропарь, или же канон. Иногда даже одни и те же песнопения поются различно, смотря по месту и значению, усвоенному им церковным Уставом. Так ирмосы поются более кратким, катавасия же и особенно задостойники (9-я п. канона) более протяженным напевом; «Исайе ликуй», в чине венчания и хиротонии поется особым напевом, чем в ряду ирмосов 5 гласа; «Бог Господь» 4 гласа вне ряда тропарей празднуемого дня поется не обычным напевом, а греческим 34 . С другой стороны, обилие напевов позволяет важнейшие постоянные в богослужении песнопения петь в разные дни различными напевами. Так песнопения: «Свете тихий», полиелей «Взбранной Воеводе», «Единородный Сыне», херувимская песнь и «Достойно» имеют по несколько напевов 35 . Другие песнопения изменяются в своем напеве при их повторении сообразно различному составу поющих лиц: один напев песнопения мы слышим из уст священнослужителей, другой – на клиросе. Таковы, напр. «Придите поклонимся» и другие песнопения на литургии при архиерейском служении, а также величания, поемые священнослужителями величественно и протяженно (знаменным распевом), клиросными же певцами кратко и скоро (киевским, или же обычным напевом). Такое разнообразие пения придает богослужению особую торжественность. Сокращенные напевы усвоены практикой особенно молебным пениям и другим частным службам, протяженность которых, за их иногда громадным количеством, становится неудобной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Существенную часть их составляют ирмосы восьми гласов, подобны стихир, тропари и седальны и, так сказать, необходимые песнопения великопостные и праздничные, каковые песнопения и излагаются в каждом ирмологе. Прочие же песнопения имеются не в каждом ирмологе, но в одних ирмологах они изложены, в других нет. Поэтому в одних ирмологах мы видим более пространно изложенным один известный отдел песнопений, в других– другой. Так, Ирмолог 1652 г. изобилует праздничными песнопениями, но в нем вовсе нет отдела всенощного бдения и литургии. Отдел этот с присоединением иных песнопений, напротив, наиболее подробно изложен в ирмологах 1674 и 1709 г. Наиболее примененным к общим потребностям клиросной практики должно считать вообще Львовский Ирмолог 1709 г., вмещающий в себе весь годичный круг церковного пения в наиболее обширном сравнительно с другими ирмологами объеме, наиболее же кратким – Львовский Ирмолог 1700 г., не имеющий сравнительно с другими ирмологами многих, особенно же праздничных песнопений, и ограничивающейся, можно сказать, лишь самыми необходимыми из них. Ирмолог 1674 г. почти во всем сходен с Ирмологом 1709 г. и не имеет сравнительно с ним лишь немногих песнопений. Распределение певческого материала по отделам и порядок изложения песнопений в юго-западных ирмологах, при общем их сходстве в этом отношении, также не одинаковы в подробностях, именно: Главную и существенную часть всех юго-западных ирмологов составляют ирмосы, расположенные на восемь гласов, с присовокуплением некоторых песнопений из Октоиха. Отдел ирмосов в означенных ирмологах есть самый обширный отдел, по которому они и получили свое название. Количество ирмосов в ирмологах не одинаково, но в одних ирмологах их несколько более, в других менее, вообще же во всех юго-западных ирмологах их значительно менее, чем в Ирмологе синодального издания, – этом специальном сборнике ирмосов. Порядок ирмосов как в синодальном, так и в юго-западных ирмологах, один и тот же, за исключением неважных разностей. В этом отделе, в начале каждого из восьми гласов, пред ирмосами положены: воскресный богородичен догматик (догмат), богородичен на стиховне и степенны (антифоны: 1, 2 и 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010