Апостолы Павел и Варнава после молитвы и поста оставили христиан Антиохии, Листры и Иконии ( Деян.14: 21–23 ). Корнилий сотник пред своим крещением постился около четырех дней ( Деян.10:30 ). 9. Как говорит о своем посте ап. Павел? «Был часто в посте» ( 2Кор.11:27 ). «Являем себя в постах»... ( 2Кор.6:5 ). «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). 10. Какой совет дает ап. Павел о посте мужу и жене? «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» ( 1Кор.7:5 ). 11. Откуда видно, что у первых христиан было особое время для поста? « ...Плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел... » ( Деян.27:9 ). 12. С какою целью Церковью установлены общие для христиан посты? 1. Для единодушия: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим.12:15 ). 2. Для устранения соблазна: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» ( 1Кор.8:13 ). История Церкви и свидетельства св. отцов с несомненностью доказывают апостольское происхождение св. постов. 69-е апостольское правило о Великом посте говорит так: «Аще кто епископ, или пресвитер или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу пред св. Пасхою или в среду или в пяток, кроме препятствия от немощи телесные: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Св. Игнатий Богоносец , поставленный в 66 году по Рождестве Христовом в епископа Антиохийского, в послании к Филиппийцам дает такое наставление о посте: «Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову». О Петровом посте в постановлениях апостольских говорится так: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу, а после нее одну седмицу поститесь: ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления» (5 кн. 20 гл.). Седмица эта – первая неделя Петрова поста. История древней христианской Церкви представляет многочисленные примеры великого постничества и высокого подвижничества, благодаря чему постники удостаивались божественных откровений, даров прозрения, исцеления и высочайшей святости. Евангелист Матфей, по свидетельству св. Климента Александрийского , питался одними только хлебными семенами 48 . Ап. Иаков воздерживался от мяса и вина 49 . Первенствующие христиане Александрийские, по постановлению Евангелиста Марка, вкушали пищу только к вечеру, а мяса и вина вовсе не употребляли 50 . 2. Монашество

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Апостолы показывали своим последователям примеры самоотверженного служения Господу, важной составляющей которого был и пост. Так в своем Втором послании к Коринфянам апостол Павел пишет: Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах… ( 2Кор. 6; 3–5 ). Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лже-братиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. И; 26,27). Заповеданный Христом пост соблюдается в Православной Церкви с самых ранних времен. Завет о посте Христа и апостолов, собиравших первохристианскую Церковь , свято чтится всеми христианами доныне. Канонические установления Церкви о посте Первым, собственно христианским установлением о посте можно считать правило Иерусалимского Апостольского Собора, предписывающего членам Церкви такой устав: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите ( Деян. 15; 29 ). Это постановление Иерусалимского Собора подтверждается 63-м Апостольским правилом, которое к требованиям заповеданного поста прибавляет наказания за их неисполнение: «Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо с кровью, в которой душа, или мясо растерзанного зверем животного, или мертвечину, да будет низвержен. Ибо сие и закон Моисеев запретил. Если же это соделает мирянин, да будет отлучен». 69-е правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Святитель Тимофей Александрийский в своих канонических ответах к числу лиц, не имеющих возможности совершать телесный пост, прибавляет рожениц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Как говорит наш Кассиан 24 , некоторые совершеннолетние не придерживаются закона о великом посте, а также малые не подчиняются этому канону 25 ; в отношении же тех, кто в течение всего года опутан мирскими наслаждениями и делами, главы Церквей постановили 26 , чтобы те, связанные этой законной необходимостью, были вынуждены освободиться хотя бы в эти дни ради Господа и передали бы ему десятину дней своих, которые они сожрали, как какие-то плоды. Глава 38. О посте Пятидесятницы Второй пост – это тот, который, согласно канонам, начинается на другой день после Пятидесятницы; о нем говорит и Моисей: «В начале ячменного месяца отсчитайте семь седьмиц» 27 . Ввиду авторитета Евангелия этот пост после Вознесения Господня соблюдается многими, понимающими в историческом смысле то свидетельство Господне, где Он говорит: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» 28 . Ведь говорят, что в течение сорока дней после воскрешения Господня тем, кто вместе с учениками потом был обращен, не подобает ни поститься, ни печалиться, поскольку мы радуемся. После этого, когда прошел тот срок и когда Христос, вознесшись к небесам, оставил телесную бренность, был провозглашен пост, чтобы через смирение сердца и воздержание от мяса мы бы удостоились Святого Духа, обещанного с небес 29 . Глава 39. О посте седьмого месяца Третий пост – это тот, который соблюдался иудеями после праздника кущей, который Церковь отмечает на десятый день сентября 30 . Первоначально он был установлен Господом по закону, как сказано Моисею: «Скажи сынам израилевым: десятый день седьмого месяца 31 будет называться днем молитв. Да он будет для вас священным, да смиряйте души ваши в посте. Всякая душа, которая не смирит себя постом в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, эта душа истребится из народа своего» 32 . Книга же Ездры напоминает, как соблюдали этот пост в древности. «После того, – говорит он, – как пришли сыны израилевы в Иерусалим и отпраздновали великий праздник кущей, они обратились к посту, к вретищам и к пеплу на своих головах и встали исповедоваться в грехах своих и преступлениях отцов своих. И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть ночи исповедовались и поклонялись Господу Богу своему» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Если говорить о посте как о воздержании от определенных видов пищи, то нет, не каждому православному пост вменяется в обязанность. Не должен поститься ребенок, больной человек, если назначения лечащего врача предписывают вкушение скоромного, не нужно поститься беременным и кормящим женщинам. Но тут еще хочется сказать о том, что именно наполняет пост смыслом. Как для человека, который едет по дороге на автомобиле смысл поездки не в том, чтобы просто ехать и наматывать на кардан километры, а в том куда он наконец приедет, так и для постящегося смысл поста лежит не в самом посте, а за его пределами. Смысл Великого Поста в Пасхе, в радости о том, что победа Христа над смертью это и наша победа. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав. В этом весь смысл христианской веры. Христос не только сам силою своего Божества воскрес, но и нам жизнь даровал. Вот стать участником этой победы Жизни над смертью, можно только будучи участником Таинства Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Христа. Без Причастия пост – всего лишь диета. Поэтому если постящийся человек не участвует в Божественной Литургии, не посещает храм, ну а саму Пасху, проводит во всяческом разгуле, то такой пост по своей сути нецерковен, да собственно и постом не является, а профанацией поста. 4. Что такое благословление, и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься? Благословением на пост для нас для всех является день Прощеного Воскресенья, когда православные, собравшись в храме просят прощения друг у друга и у священства за вольные и невольные обиды. Пост и покаяние – это наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними, по слову Самого Христа. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. ( Мф. 24 ) Особое же благословение нужно брать не на сам пост, а на то чтобы его нарушить по тем или иным объективным причинам, например по болезни. И потому те кто не может поститься в полной мере, в Прощеное Воскресенье испрашивают у духовенства благословения на послабление поста. 5. Кто определяет постящемуся степень строгости поста?

http://azbyka.ru/vosem-voprosov-o-veliko...

Им уподобился и этот богоносец, желая пребывать в единении, поступал по божьему образцу, показывая нам пример. Нашел он место пресветлое и исключительное, украшенное по подобию райскому красотами, в середине Кареи, где жили святые чернецы в скитах, в тишине, вместе по двое или трое, и то взял у Святогорцев и создал себе сихастирию 50 , и в ней церковь святого Саввы Иерусалимского для пребывания там двоих или троих, по речи Божьей: “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” ( Мф.18:20 ). Там святой жил по подобию первых древних святых отцов в великом воздержании, посте, бдении, всенощном стоянии, лишившись всякого телесного утешения, в посте и слезах воплотил всю силу свою, живя по ангельскому подобию, уподобился бестелесным силам, всякий день веселился духовно слезными потоками, ревнуя жизни святых, размышлял: “Продался Богу в рабство, чуждаюсь всего по заповеди Божьей, живу на чужой стороне и достойно мне быть порабощенными Божьей волей”. Умертвляя тело свое молитвами, а душу обливая богоразумьем слушания методичных речей, поучался этим день и ночь, по речи богоотца Давида: “И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет” ( Пс.1:2:3 ). Оставался здесь в великом молчании, бдя всенощными молитвами, никогда не поднимая ума, ожидая помощи от высшего, ради того умертвлялся каждый день, ел хлеб по мере, по мере пил воду, давал телу своему покой один или два часа. Воистину непорицаемый старатель царства небесного, можно вслед за Давидом сказать: “Сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прилипнули к плоти моей. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука” ( Пс.101:4–5, 108:24 ). Взял за правило себе великий канон 51 и всегда придерживался его, и так оставил тот канон тому, кто будет здесь жить; по тем правилам, заповедям, тем же образом соблюдать пения дневные и ночные.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

В новозаветное время постились Господь Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей пред выступлением на общественное Свое служение (ср. Мф.4:2 ). Этим примером Он освятил и установил пост для Своих последователей. «Познай и научись, – говорит святой Иоанн Златоуст , – что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому то и Сам Христос постился, – не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения». 569 Святой Иоанн Предтеча был строгим постником: пищею его были акриды и дикий мед ( Мф.3:4 ). Пророки и учителя Антиохийской церкви постились ( Деян.13:2 ). Апостолы Павел и Варнава помолились с постом ( Деян.14:23 ). Апостол Павел пишет о себе: «усмиряю и порабощаю тело мое» ( 1Кор.9:27 ). «Здесь он показывает, – объясняет святой Иоанн Златоуст , – что они и преданы чревоугодию, и не обуздывают этой страсти, и под предлогом совершенства удовлетворяют ей, о чем он и выше ( 1Кор.6:13 ) с сожалением говорил: «пища – для чрева, и чрево – для пищи... Дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Если же Павел, учитель столь многих, опасался этого даже после того, как распространил проповедь, сделался благовестником и получил господство над вселенной, то что должны сказать мы? Не думайте, говорит, будто для вашего спасения достаточно того, что вы уверовали; если мне, который проповедал, учил, обратил тысячи людей, недостаточно этого для спасения, когда сам себя не буду вести безукоризненно, то тем более вам». 570 «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении... в бдениях, в постах » ( 2Кор.6:4–5 ); «много раз был... в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (11:26–27). В апостольское время христиане постились : «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» ( 1Кор.7:5 ; Деян.27:9 ). Свидетельства святых отцов «Аще кто, епископ или пресвитер или диакон или иподиакон или чтец или певец, не постится в святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, – да будет извержен. Аще же мирянин, – да будет отлучен» (Апост. 69 правило). 571

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Они были слепыми вождями слепых. Господь сказал: «Оставьте их!» Слава Богу, давно-давно есть у нас другой Вождь — Господь Иисус Христос, за Которым мы идем, за Которым всегда будем идти. Мог бы я на этом окончить слово свое, но прибавлю, что на словах о том, что ничто, входящее в уста, не оскверняет человека, люди, не желающие соблюдать постов, основывают свое отношение к ним, свое отрицание. Привлекают в оправдание свое и слова святого апостола Павла: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14, 1–3). Вот и говорят: «Совсем не надо нам разбираться в пище, ибо только немощный уверен, что надо есть овощи, что не надо есть мяса и молока. А мы не немощные, имеем глубокое разумение и в посте не нуждаемся». Есть ли хоть доля правды в этих рассуждениях? Никакой, ибо о чем говорит Христос? Об осквернении от пищи. А наш пост разве основан на том, что желаем избегнуть осквернения? Правила церковные о посте имеют целью вовсе не предохранить нас от осквернения какой-либо пищей, а совсем другую цель. Пост установлен Святой Церковью, чтобы приучать к воздержанию, установлен для того, чтобы, начав с воздержания от скоромной пищи, начав с обуздания нашего чрева, требующего вкусной, сытной пищи, научились мы обуздывать сердце свое, научились хранить его от страстей, от похотей, от того, что истинно оскверняет нас, ибо эта наша задача — освобождение себя от страстей и похотей — и есть основная задача христианской жизни. Нужно постоянное упражнение в великом деле воздержания, ибо, научаясь воздерживаться от пресыщения чрева своего, мы постепенно научаемся обуздывать и другие страсти свои. Не понимая этого, противники поста приводят слова Христовы и Павловы в оправдание своего нежелания обуздывать свое чрево и вообще воздерживаться от того, что прельщает, что нравится, что льстит самолюбию нашему. Воздерживайтесь, воздерживайтесь прежде всего от того, что оскверняет вас, исходя из уст ваших: от лжи, проклятий, осуждения, от ссор и сплетен. Воздерживайтесь от этого, и тогда сердце ваше будет постепенно становиться всё более чистым и чистым, и мало-помалу из пристанища бесов преобразится в храм Святого Духа. Аминь. «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16; 6, 11–12)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Почему пальцы пригибаете? Господь велит важнейшие заповеди навязать в знак на руку ( Втор. 6:8 ) исправляя древний обычай ( Евр. 9:10 ), мы крест кладем знаком на руке и на всем теле. Слагаем пальцы во имя Троицы и во имя Богочеловечества Иисуса – это важнейшие заповеди. Сын мой, навяжи их на персты твои ( Притч. 7:3 ). Это ничуть не помогает! Опыт пустоты, нечувствия всегда ущербнее положительного. Если вы чего-то не чувствуете, это не значит, что этого нет. Атеисты с той же позиции отрицают бытие Бога. Пост Пост не заслуга, не ублажение Бога, а средство смирения плоти ради воспитания духа. Принцип православного поста: Все мне позволительно, но не все полезно ( 1Кор. 6:12 ). Календарность: Секта: Если Я желаю – Я пощусь, когда Я хочу и как Я хочу и т.д. Но, календарностью поста исправляется самое главное в нас – наше «я». Евреи держали 4 календарных поста в году: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого сделается для дома Иудина веселым торжеством; только любите истину и мир ( Зах. 8:19 ). Апостолы тоже: прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел ( Деян. 27:9 ). Постились по-разному: Давид: колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука ( Пс. 108:24 ). Ездра: Хлеба он не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев ( 1Ездр. 10:6 ). Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои ( Дан.10:2–3 ). Анна пророчица не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк. 2:37 ), Иоанн (Креститель) имел одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс на своей пояснице, а его пищей были саранча и дикий мед ( Мф. 3:4 ). Важность: Пост для христиан: придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься ( Мф. 9:15, 6:16 ). Вся наша жизнь – борьба с диаволом, а с ним борются только молитвой и постом ( Мк. 9:29 ). Когда они служили Господу и постились… совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их ( Деян. 13:2–3, 14:23 ). Мы всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах ( 2Кор. 6:4–5 ). Много раз был… в труде и в изнурении… часто в посте (ст. 26–27). Семейным парам Павел заповедал, дабы иногда, по согласию, уклонялись друг от друга на время, для упражнения в посте ( 1Кор. 7:5 ) («для упражнения», т.е. регулярно, чтобы духовно не зачахнуть).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. ( Мф.6:16–18 ) Об этом и предсказывает Господь, что после Его вознесения христиане будут поститься ( Мк.2:19–22 ). Цель поста — распять свою плоть с ее страстями и похотями ( Гал.5:24 , Еф.4:22–24 ). Кроме того, пост необходим для борьбы с диаволом ( Мф.17:19–21 ), а отчасти и для прощения грехов ( 3Цар.21:27–29 ; ср. Иоил.2:12, 15, 18 ). Именно постом Илия сделал себя достойным видения Бога ( 3Цар.19:8–12 ). Поэтому постились и апостолы ( Деян.13:2, 14:23 ). «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении… в бдениях, в постах» ( 2Кор.6:4–5 ); «много раз был… в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» ( 2Кор.11:26–27 ). В апостольское время христиане постились: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» ( 1Кор.7:5 ; Деян.27:9 ). Итак, Вы видите, что пост был в Церкви изначально. Со временем система постов была формализована, чтобы дать верующим некий образец воздержания и смирения своего тела. Но духовное содержание поста осталось неизменным. Надеюсь, Вам хватило цитат из Библии, чтобы понять, что пост — это не человеческое, а божественное установление, имеющее целью наше спасение и совершенство. Пост как аскетическая практика, как важное духовное средство, неоднократно упоминается в Библии, цитаты вам уже привели. А то, какие конкретно постные периоды и дни в году следует соблюдать, уже устанавливала Церковь на протяжении своей истории. Это нормально, Господь дал Церкви полномочия упорядочивать жизнь верующих и помогать им на пути к спасению. Митрополит Стефан (Яворский) пишет: Церковь Христова, т.е. Вселенские и Поместные Соборы, пастыри и учители, столпы и светила Церкви имеют полномощную власть устанавливать законы для исправления верных чад своих, побуждать их к соблюдению оных законов, вменяя им в грех их неисполнение, и всеми мерами исправлять непокорных. Всякий, кто непокорен им, является непокорным не человеку, но Богу, Который дал им Духа Святого, по слову апостольскому, или, лучше сказать, по слову Христову: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10, 16 ).

http://azbyka.ru/vopros/kem-zaveshhany-p...

—472— в роде своём, будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий,--жестоко гнал Церковь Божию и опустошал её 2518 . Но эта ревность была по Боге, т. е. лишь ложно направленным потоком пламенной любви, горевшей в юной груди восторженного ревнителя, увлечённого обманчивой наружностью фарисейского лжепатриотизма и лицемерной маской пустосвятства. Эта любовь, как существо и сила всякой правды, всегда и везде спасала своих искренних служителей, – вывела она и молодого зилота на истинный путь. Уже кровь столь же юного и самоотверженного ревнителя Христова Стефана должна была согреть и увлажить холод и сухость Савлова изуверства. Когда он, вскоре после мученической кончины Стефана, шёл в Дамаск, с дурными полномочиями от властей – вязать и мучить слуг Христовых, внезапно воссиявший небесный свет поверг этого злого ревнителя зла на землю и озарил перед его духовным оком наипревосходнейший путь добра – любовь, а духовный зов Богочеловека поставил избранника Божия на этот путь по преимуществу. Прежний Савл встаёт новым Павлом 2519 . Ослепший для мира и умерший для лжи, зла и смерти, – он теперь созерцает одного только Небесного Адама и живёт Им Одним – только для правды, только для добра, только для жизни. С бедностью 2520 физической организации, незначительно- —473— стью внешнего вида, слабостью речи, с отсутствием вообще всего, что так высоко ценилось греками для убедительности и силы слов человеческой мудрости, – Павел стал избранником Божиим, вмещавшим небесное сокровище в глиняном сосуде, для возвещения имени Божия перед народами и царями и сынами израилевыми, – носителем силы Божией в немощи плоти 2521 . Трижды даже молит он Господа, чтобы избавиться от этого „жала во плоти, ангела сатанинского, удручавшего его“. Но Господь сказал ему: „довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается“ 2522 . Эта сила заставляет Апостола даже радоваться своему бессилию по плоти и похваляться своими немощами, – благодушествовать в болезнях, обидах, нуждах, гонениях, притеснениях за Христа и взывать: „когда я немощен, тогда силён“. Она 2523 влечёт Апостола к постоянному и тяжкому подвигу целой жизни ради любви ко Христу, – дневному и ночному изнурению себя тяжёлым ремеслом для пропитания, – ежечасно быть в бедах, великом терпении, нуждах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в бдениях, в постах, в ранах, многократно при смерти, в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, от единоплеменников, от язычников, в городе, пустыне, на море, между лжебратиями, – в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, нередко в посте, на стуже и в наготе, с постоянными язвами Господа на теле своём 2524 . И при всём

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010