Но ум твой ослеплен, и ты не можешь видеть Сего Божественного Целителя и недостоин того. Речь Варвары разгневала правителя, он приказал повесить мученицу на дереве, строгать тело ее железными когтями, опалять горящими свечами ребра ее и бить по голове молотом. Святая Варвара претерпевала мужественно все эти страдания. В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла и Иулиания, свидетельница чудесного исцеления святой Варвары, – она заплакала, сострадая мученице. Иулиания начала обличать немилосердного правителя в бесчеловечном мучительстве и хулить языческих богов. Тотчас была она схвачена и на вопрос о том, какой она веры, объявила, что она – христианка. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варварой. Иулиания была повешена вместе с Варварой и ее строгали железными гребнями. Видя страдания Иулиании и сама испытывая мучения, Варвара молилась так: «Боже, испытующий сердца человечес кие, Ты знаешь, что я всю себя принесла Тебе в жертву и отдала себя во власть Твоей всесильной Десницы, стремясь к Тебе и любя Твои святые заповеди. Не оставь меня, Господи, но милостиво призрев на меня и на сострадальницу мою Иули анию, укрепи нас обеих и дай нам силы совершить настоящий подвиг: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26: 41; Мк. 14: 38)». По молитвам святой небесная помощь к терпению страданий невидимо подавалась мученицам. После сего мучитель велел отрезать у обеих сосцы. Когда это было исполнено и страдание мучениц усилилось, святая Варвара снова взмолилась к Богу: «Духа Твоего Святого не отними от нас, возврати нам, Господи, радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди нас в любви Твоей! (Пс. 50: 13–14)». Затем Маркиан приказал заключить Иулианию в тюрьму, а Варвару велел водить по городу обнаженной с издевательствами и побоями. Страдая от стыда более, чем от побоев, святая Варвара взывала ко Господу: «Боже, одевающий небо облаками и землю мглою, как пеленами, повивающий, Ты – Сам, Царь, покрой наготу мою и страдание великомученицы Варвары, сотвори, чтобы очи нечестивых не видели тела моего и чтобы не до конца была осмеяна раба Твоя!» Господь Иисус Христос, взиравший свыше со всеми Своими святыми Ангелами на подвиг рабы Своей, тотчас поспешил к ней на помощь и послал к ней светлого Ангела покрыть наготу святой мученицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему Небесному Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны 17 декабря. ПРАВМИР. Святая великомученица Варвара жила и пострадала при императоре Максимиане (305–311). Отец ее, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в г. Илиополе Финикийском. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери. Видя необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил воспитать ее, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только ее языческие учителя. С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты. Вскоре девушка стала задавать себе вопрос о Причине и Создателе столь гармоничного и прекрасного мира. Постепенно она укрепилась в мысли, что бездушные идолы – творение рук человеческих, которым поклоняются ее отец и учителя, не могли столь мудро и великолепно устроить окружающий мир. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве. А слава о ее красоте распространилась в городе, и многие домогались ее руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась от брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость может окончиться трагически и разлучить их навсегда. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнутой жизни. Он позволил ей выходить из башни и дал полную свободу в выборе друзей и знакомых. Девушка встретила в городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения. В то время при доме Диоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочие готовились сделать в ней два окна на южную сторону. Но Варвара, пользуясь отсутствием отца, упросила их сделать третье окно, во образ Троичного Света. Над входом в купальню Варвара начертала крест, который прочно запечатлелся на камне. На каменных ступенях бани остался след ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу, которую Симеон Метафраст, описывая страдания святой мученицы, сравнивает с животворной силой струй Иордана и источника Силоамского.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

—  Это из Киева — от мощей Варвары великомученицы. — По некоторым сказаниям, мощи св. Варвары великомученицы, время жизни которой III–IV в (?) (память 4 декабря ст. ст.), в начале XII b. были перенесены в Киев. Святая считается заступницей страдающих от огня и на море. 374 Я написала по этому поводу писателю Щедрину — И подписалась, „мать“ — О полемике Достоевского с Щедриным, начавшейся в шестидесятые годы и продолжавшейся до конца жизни Достоевского, см. Борщевский С. Щедрин и Достоевский: История их идейной борьбы. М., 1956, Кирпотин В. Достоевский в шестидесятые годы. М., 1966, С. 122–131, Розенблюм Л. M. Творческие дневники Достоевского//Литературное наследство. М., 1971, Т. 83. С. 40–44. Письмо Хохлаковой Щедрину напоминает письмо от неизвестной особы, отправленное согласно почтовому штемпелю, 1 марта 1876 г. из Петербурга и адресованное Достоевскому: „Если бы можно было сейчас, сию минуту очутиться возле Вас, с какой радостью я обняла бы Вас, Федор Михайлович, за Ваш февральский «Дневник“ (имеется в виду февральский выпуск „Дневника писателя“ за 1876 г. Он в основном посвящен делу об истязании малолетней девочки, делу Кронеберга, — Ред.). Я так славно поплакала над ним и, кончив, пришла в такое праздничное настроение духа, что спасибо Вам. Мать“ (Письма читателей к Ф. М. Достоевскому/Вступит. статья, публ. и коммент. И. Волгина//Вопр. лит. 1971, С. 181). В ответ на упоминание своего имени в связи с письмом Хохлаковой Щедрин возразил Достоевскому в „Отечественных записках“ за 1879 г. (статья „Первое октября“), говоря, что о назначении „современной женщины“ он всего менее писал, но вместо этого много занимался изображением людей, „которые мертвыми дланями стучат в мертвые перси“. А это изображение действительно стоит благодарности. Слова о людях, стучащих „мертвыми дланями“ в „мертвые перси“, метили в Достоевского (Отеч. зап. 1879. Отд. П. С. 115–116). В следующем номере „Отечественных записок“ Щедрин еще раз к этому вернулся (статья „Первое ноября. — Первое декабря“). 375

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

4.36.5. Патриаршим знаком великомученицы Варвары награждаются клирики и миряне за труды духовному возрождению России, труды по социальному обеспечению тружеников горнодобывающей отрасли и их семей, а также за труды по восстановлению и строительству храмов и монастырей. 4.36.6. Знак носится на левой стороне груди и при наличии других общецерковных наград Русской Православной Церкви располагается вслед Патриаршим знаком Материнства. 4.37. Положение о Патриаршем знаке «За труды по духовно-нравственному просвещению» 4.37.1. Патриарший знак «За труды по духовно-нравственному просвещению» учрежден указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла У-01/330 от 23 июня 2011 года. 4.37.2. Патриарший знак «За труды по духовно-нравственному просвещению» имеет одну степень. 4.37.3. Патриарший знак «За труды по духовно-нравственному просвещению» представляет собой позолоченный крест, каждая ветвь креста состоит из пяти рельефных лучей. Между лучами расположен орнамент. В центре знака – круглый медальон, покрытый синей эмалью, в центре которого изображено раскрытое Евангелие со словами на церковно-славянском языке «АЗЪ ЕСМЬ СВЕТЪ МИРУ», поверх которого находится восьмиконечный крест. Медальон обрамляет кольцо из белой эмали с надписью «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ» внутри. В верхней части пятилучевого позолоченного креста расположено позолоченное изображение Патриаршей митры, в нижней – позолоченная Патриаршая монограмма. Материалы: латунь с позолотой, холодная эмаль. Размеры знака: ширина 70 мм, высота 70 мм. На оборотной стороне знака – приспособление для крепления. 4.37.4. Знак носится на левой стороне груди и при наличии других общецерковных наград Русской Православной Церкви располагается вслед Патриаршим знаком великомученицы Варвары. 4.37.5. Патриаршим знаком «За труды по духовно-нравственному просвещению» награждаются священнослужители и миряне за труды по духовно-нравственному образованию и воспитанию. 4.37.6. Награждение Патриаршим знаком «За труды по духовно-нравственному просвещению» производится на основании резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

На второй день праздника, в самую полночь, серебренная рака Победоносца разрушена была огнем». Слух о пожаре тотчас распространился по городу; все бежали в храм и все стали хлопотать, как бы огонь не истребил всего храма. Тащили и ломали все, как случилось. В храм стала такая темнота, что почти нельзя было выходить из дверей храма. Надобно было выгнать толпы из храма, но выгнать не могли. Начальнику Дунайской когорты вдруг пришла мысль странная; он закричал: «Граждане! варвары у стен города, – бегите с оружием за отечество все бросились вон, схватили оружия и поспешили на стены города. И что же? На рассвет действительно «увидели неприятеля на поле храма св. мученика Христофора; он был не многочислен (считали у нас до 5000), но очень силен: то были люди отборные и опытные в военном деле». Солуняне имели время собраться с силами, сделали вылазку, неприятель с обыкновенною своею зверскою дерзостью достиг уже храма св. мучениц Хионии, Ирины и Агапии, что в близи городской стены. Граждане то нападали, то отступали но без потери, так как на сторон неприятельской стоял избранный цвет всего Славянского народа» 25 . Между этою войною и тою, которую далее описывает повествователь, Солунь сильно пострадал от голода и язвы 26 повествователь, говоря о помощи, какую подавал Великомученик во время сей язвы, пишет, что это было «не много лет прежде сего, и каждый, как думаю, слышал об этом; и многие в посещении Мученика и сами испытали милость Божию» 27 Язва окончилась в июле 597 года 28 . Следовательно первая Славянская война происходила прежде 597 г. Другие указания на время воины: «мир, широко простиравшийся», и не дозволявший опасаться нападения варваров, известить варваров Солуни. Если начальник Дунайской когорты надеялся, что известие о близости варваров заставило немедленно взяться за оружие, и граждане действительно, ни мало не медля, с оружием в руках поспешили на стены Солуня, то это показывает, что варвары уже известны были Солунянам по своим набегам. Сам повествователь говорить, что только в то время, о котором он пишет, не было слышно о варварах, но дает разуметь, что прежде того слышали о них многое.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Файл : Храм святой великомученицы Варвары (Kpeфeльд)4.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1280 × 622 (191 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры samsung Модель камеры SM-G960F Время экспозиции 1/50 с (0,02) Число диафрагмы f/2,4 Светочувствительность ISO 200 Оригинальные дата и время 11:17, 28 марта 2019 Фокусное расстояние 4,3 мм Ориентация кадра Нормальная Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение G960FXXU2CSC8 Дата и время изменения файла 11:17, 28 марта 2019 Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 11:17, 28 марта 2019 Выдержка в APEX 5,64 Диафрагма в APEX 2,52 Яркость в APEX 1,99 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 1,16 APEX (f/1,49) Режим замера экспозиции Центровзвешенный Статус вспышки Вспышка не срабатывала Поддерживаемая версия FlashPix 1 Конфигурация цветовых компонентов Доли секунд времени изменения файла 0170 Доли секунд оригинального времени 0170 Доли секунд времени оцифровки 0170 Цветовое пространство sRGB Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 26 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Номер изображения (ID) H12LLKF00VM Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_cвят...

Образ великомученицы Варвары, помещенный на своде трапезной – единственный не подвергшийся поновлениям крупный фрагмент клеевой росписи, по которому можно судить о качестве живописи сер. 19 в. Мастер отказался от помещения фигуры великомученицы в традиционное клеймо. Ее небесный образ показан на облачном фоне в окружении многочисленных ангелов и херувимов. Гризайльная манера написания ангелов и херувимов делает их изображения легкими, тающими. Фигура Варвары, напротив, выделена ярким контрастным сочетанием красного и синего цветов в ее облачении. Контрапост в постановке фигуры и внимание к пластике драпировок свидетельствует об ориентации мастера на образцы академической живописи. Белый с позолоченными деталями иконостас, перенесенный из Троицкой церкви села Красное Сумароковых, выполнен во 2-й четв. 19 в. в стиле позднего классицизма с элементами эклектики в резном декоре. Он двухъярусный с аттиком, на девять осей в нижнем ярусе и на три оси в верхнем. Два ближайших к царским вратам прясла оформлены поднятыми на постаментах гладкоствольными колоннами с коринфскими капителями, поддерживающими неполный антаблемент с гладким фризом. Антаблемент продолжен и над боковыми крыльями иконостаса. Во втором ярусе прясла фланкированы витыми колоннами, также установленными на постаментах и увенчанными коринфскими капителями. Стволы колонн в нижней четверти гладкие, а выше – витые. В аттике колонны отсутствуют, а прясла разделены подвесными гирляндами. Боковые прясла аттика увенчаны карнизами, центральное прясло – неполным фронтоном, над которым установлен крест. Иконы, заключенные в тонкие профилированные рамы, над царскими вратами имеют арочную форму, остальные – прямоугольные. На карнизе первого яруса по сторонам центрального прясла установлены фигуры двух ангелов с рипидами. В аттике над карнизами боковых прясел – две резные барельефные композиции, составленные из атрибутов Ветхозаветной и Новозаветной церкви. Они имеют облачные основания и обрамлены лучами сияния. Во фронтоне и в сени над царскими вратами помешены изображения голубя в лучах сияния – символ Святого Духа. Прорезная орнаментика присутствует в оформлении царских врат и волют с розетками в основании второго яруса иконостаса. В декоре врат основные мотивы – гирлянда, венок и крестовая розетка. Сень над царскими вратами украшена узкой подвесной драпировкой и пальметтой.

http://sobory.ru/article/?object=01066

315. Беседа по освящении храма святой великомученицы Варвары, в Варваринском сиротском доме (Говорена ноября 1-го; напечатана в Твор. Св. Отц. 1855 г. и в собр. 1861 г.) 1855 год Священный Псалмопевец, в протяженном псалме, исполненном духа молитвы, любви к Богу и учения духовного, после молитвенного воззвания к Богу: «вразуми мя, и научуся заповедем Твоим», с некою нечаянностию, как бы озаренный внезапным светом, восклицает: «разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя» ( Ncaл. CXVIII. 73, 75 ). Видно, пред сим, смотря на свою жизнь и на некоторые происшествия, был он в недоумении о судьбах Божиих. Видно, встречал он такие события, о которых разум его умел только спрашивать: каким образом, почему и для чего сие устроено или допущено Провидением Божиим, и какая в сем правда судеб Божиих, но не умел дать на сие ответа. Как же просветилось неведение, и разрешились недоумения? – Он не домогался постигнуть в тайны судеб Божиих, он желал только «научиться заповедям» Божиим, достаточно уразуметь волю Божию, чтобы благоугождать Богу, и о сем молился: «вразуми мя, и научуся заповедем Твоим». И сия простая, смиренная молитва привлекла ему свет, который озарил его не только познанием заповедей Божиих и спасительной воли Божией, но и откровением таин и разумением сокровенной правды судеб Божиих: «разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя». Сей духовный опыт святого мужа преподает нам достойные глубокого внимания наставления. Не смущайся, когда встречаешь события скорбные или тягостные, и тебе непонятно, как оне допущены Провидением Божиим, и как согласить их с правдою и благостию Божиею. Не думай, что там уже и нет правды Божией, где не усматривает ее твое не тонкое око. Не усиливайся проникать в тайны судеб Божиих. Не дерзали на сие и Святые. Пойми то, что можно и нужно понять прежде прочего, именно, что твой разум один недостаточен не только для проницания в тайны Божиих судеб, но и для разумения заповедей Божиих во всем их пространстве и глубине, и в разнообразном их приложении к жизни внутренней и внешней; и что для сего надобно приобрести дар разумения усердною молитвою к Богу: «вразуми мя, и научуся заповедем Твоим». Уразумей сию утешительную истину, что искреннее и деятельное желание научиться заповедям Божиим, и исполнять волю Божию, может возвысить душу к нему, и привлечь ей молнию духовного света, не ослепляющую и поражающую, но просвещающую не только ведением правого пути жизни, но и откровением таин правды Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Файл : Храм великомученицы Варвары (Oлehebka)2.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1000 × 750 (157 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon PowerShot SX400 IS Время экспозиции 1/125 с (0,008) Число диафрагмы f/4 Светочувствительность ISO 100 Оригинальные дата и время 15:01, 19 декабря 2015 Фокусное расстояние 4,785 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 180 точек на дюйм Вертикальное разрешение 180 точек на дюйм Дата и время изменения файла 15:01, 19 декабря 2015 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 15:01, 19 декабря 2015 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 3 Выдержка в APEX 6,96875 Диафрагма в APEX 4 Компенсация экспозиции 0,33333333333333 Минимальное число диафрагмы 3,625 APEX (f/3,51) Режим замера экспозиции Матричный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 19 041,32231405 Разрешение по Y в фокальной плоскости 18 989,010989011 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости дюймов Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Дополнительная обработка Нестандартная обработка Режим выбора экспозиции Ручная установка экспозиции Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Тип сцены при съёмке Стандартный Версия блока GPS-uhфopмaцuu 0.0.3.2 Оценка (из 5) Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_вели...

Файл : Храм великомученицы Варвары (Cмoлehck)4.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1260 × 903 (391 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Название изображения SONY DSC Производитель камеры SONY Модель камеры DSLR-A350 Время экспозиции 1/160 с (0,00625) Число диафрагмы f/10 Светочувствительность ISO 100 Оригинальные дата и время 15:39, 13 июня 2010 Фокусное расстояние 18 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Windows Photo Editor 10.0.10011.16384 Дата и время изменения файла 22:30, 4 мая 2021 Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Программа экспозиции Пейзажный режим (для пейзажных снимков, с фоном в фокусе) Версия Exif 2.21 Дата и время оцифровки 15:39, 13 июня 2010 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 8 Яркость в APEX 9,12 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3,61 APEX (f/3,49) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 494 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 27 мм Тип сцены при съёмке Ландшафт Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_вели...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010