Закрыть Покровитель больных и воинов Почитание вмч.Пантелеимона в Санкт-Петербурге Марина Михайлова   01:35 09.08.2023 3427 Время на чтение 14 минут Память 27 июля/9 августа Неподвластными человеческому разумению путями чрез богоизбранных людей прилеплялась русская душа ко Господу. Еще в своем духовном младенчестве особо полюбила она некоторых вселенских святых, навсегда соделав их родными себе. Первый в этом ряду, бесспорно, святитель Николай Чудотворец, а также великомученик Георгий Победоносец, великомученица Параскева Пятница, особо, до языческих предрассудков, почитавшаяся русскими женщинами, и, конечно же, великомученик и целитель Пантелеимон, которому и посвящен этот рассказ. Не отъять теперь святого Пантелеимона целителя от духовной жизни Святой Руси, он ее небесный заступник, один из самых чтимых и любимых святых нашего Отечества. Почитание этого никомидийского великомученика известно еще со времен Киевской Руси. Из летописей знаем, что великий князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимоном (1097 - 1154). Он имел на своем боевом шлеме изображение святого великомученика и был чудесно спасен его заступничеством от верной смерти в битве 1151 года. С тех пор почитание св. Пантелеимона как милостивого целителя на Руси соединилось с его почитанием как крепкого покровителя воинов. Это его служение раскрывается в имени, данном до крещения - Пантолеон, что значит " лев во всем " . Иконописец Р.Гирвель Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в Малой Азии в семье знатного язычника Евсторгия и назван был Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она желала воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе. В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения двадцати тысяч христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/09/...

Чернобаево. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь в селе была построена в 1870 году на средства надворного советника Саввы Васильевича Большого. Каменная церковь с такой же колокольней в одной связи. Престолов было три: главный во имя Святителя Николая Чудотворца, правый во имя Святой мученицы Параскевы, левый во имя Святого мученика Саввы Стратилата. В приходе имела земская школа, открытая с 1884 года, в ней обучалось в 1915 году 83 мальчика и 40 девочек. С 1886 года законоучителем в школе был священник сельского храма Федор Яковлевич Чернобаев. В 1940 г. указывалось, что церковь считается действующей, так как юридически не была закрыта. Служба в ней не проводилась с 1932 г. http://www.ryazeparh.ru/ Село Чернобаево, церковь Николаевская. В качестве села Чернобаево упоминается в книгах приправочных г. Пронска Каменского стана 1597 - 98 гг., где оно с находящимися в нем церквами описывается так: «Село Чернобаево на речке Милесье, а в селе церковь Николая чудотворца да другая церковь святая Пятница. В том же селе Чернобаеве жеребей за Микифором да за Иванком Ивановичами, детьми Потулова, отца их поместье, а на их жеребей двор помещиков Микифорков да 4 двора крестьянских…» В том же селе «жеребей за Ромашком да за Онашкою Михайловичами, детьми Потуловыми, отца их поместье, а на их жеребей двор помещиков да восемь дворов крестьянских, да двор бобыльский..». В том же селе Чернобаеве «по жеребью за вдовою Огрофеною Ивановной, женою Лысцова с детьми семнадцать чети да за Микитою Федоровичем, сыном Потулова, тридцать три чети и всего в селе Чернобаеве за помещики 334 чети». В писцовых книгах Каменского стана 1628 - 29 гг. видно, что в начале XVII столетия при Николаевской церкви был придел великомученика Христова Георгия, а о другой – Пятницкой церкви замечено, что она теплая, а все церковное строение в тех церквах было мирское приходных людей, самое же село Чернобаево значится по прежнему за Потуловым. Вместо двух церквей, существовавших в селе Чернобаеве, в 1770 г. построена была помещиком Трофимом Андреевичем Потуловым одна деревянная церковь Никольская с приделом в честь св. муч. Параскевы – холодная. В 1870 г. на сумму, завещанную еще в 1810 г. доктором Саввою Большим, в количестве 10 769 руб. ассигнациями, начато строение ныне существующей каменной Никольской церкви с двумя приделами, из коих пока освящен только один Пятницкий придел. В настоящее время на постройку храма имеется до 5000 руб.

http://sobory.ru/article/?object=17951

Вязьма. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Впервые упоминается на этом месте в 1627 году двухэтажная деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом Параскевы Пятницы. В 1715 году на месте деревянной церкви приходскими людьми строится каменный трехпрестольный храм: с престолом во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в холодном приделе, в теплых приделах – Успения Божией Матери и трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Придел трех святителей был устроен в 1893 году. Вокруг храма располагалась каменная ограда с коваными пролетами и двумя каменными сооружениями на углах с западной стороны: сторожки и церковно приходской школы. Закрыта не позже 1930-х гг., сломана в 1950-х гг. http://www.vyazmablago.ru/unsaved/1 Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы каменная, трехпрестольная, из коих настоящий храм холодный - во имя Благовещения, придельные теплые - во имя Успения Божией Матери и Трех Святителей - Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова. Церковь сия построена приходскими людьми в 1715 г. Прихожан в городе 235 душ муж. пола и 268 жен. пола и в деревне в 4 верстах 44 души муж. пола и 57 жен. пола. Капитала причтового 1286 руб., причт жалования не получает. Священник Захарий Димитриевич Четыркин, священник с 1885 г., на настоящем месте с 1891 г., награжден скуфьей в 1895 г.; псаломщик Стефан Александрович Строителев, в должности с 1861 г., на настоящем месте с 1881 г., в стихарь посвящен. В церковно-приходской школе учащ. 33 мальчика и 13 девочек. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. Между несколькими yлuцaмu: Nuohepckoй, III Интернационала, Ленских событий и Степана Разина располагалась церковь Благовещенская с приделом великомученицы Параскевы, нарекаемой Пятница. " А церковь и в церкви всякое церковное строение мирских людей приходских, у той церкви попа нет, а служит у той церкви, приходя, поп Алексей от церкви Петра и Павла. В приходе 1646 года было посадских 15 дворов, а людей в них 12 человек – мужчин, да 3 вдовы, 15 человек детей. По занятиям: 1 – извозчик, 6 – рукавишников, 1 – кормится христовым именем, 1 – хлебник, 3 сапожника, 3 вдовых сына в дьячках, да 1 вдовый сын кормится работою " .

http://sobory.ru/article/?object=34373

– Посмотри! Она нисколько не удручена печалью, лицо ее даже как будто сияет. Когда она стала пред судьями, военачальник посмотрел на нее и, удивившись красоте и благородству ее лица, сказал предстоявшим: – Вы напрасно оклеветали сию прекраснейшую девицу: ведь невозможно погубить такую солнцеобразную красоту. И он сказал ей: – Девица, скажи нам твое имя! Святая Параскева отвечала: – Я христианка, раба Христова. Военачальник сказал: – Созерцание красоты твоего лица склоняет меня к кротости, а исходящие из твоих уст слова возмущают до глубины души: я не желаю слышать таких речей! Святая отвечала: – Всякий правитель, производящий справедливый суд, слыша правду, радуется, а ты, выслушав сказанную мною истину, прогневался. Мучитель на это сказал: – Я потому гневаюсь, что не получил от тебя ответа; ведь я спросил тебя о твоем имени, а ты мне его не сказала. Святая отвечала: – Прежде всего мне надлежало сказать мое имя по вечной жизни, а потом уже объявить имя по жизни временной. Итак, я сказала свое имя по жизни вечной, что я христианка, Христова раба, а по временной жизни я родителями наречена Параскевою, так как родилась в день Параскевы (Параскева по-гречески значит – пятница). – Родители мои, – продолжала святая, – шестой день, который есть день вольных и животворящих страстей Господа нашего Иисуса Христа, всегда почитали постом, молитвами и милостынями. Так они делали в честь Христа, веруя, что из-за любви к роду человеческому в этот день Он излил Свою кровь и положил за нас на кресте Свою жизнь. Бог и даровал им плод честного их супружества – меня, недостойную Свою рабу, в тот именно день, который они добродетельно почитали, воспоминая страсти своего Владыки. Им заблагорассудилось дать мне то имя, которым называется этот день, и вот от дня Параскевы и я именуюсь Параскевою, – я – общница страстям Христовым. Военачальник сказал: – Перестань говорить сии безумные слова и принеси жертву нашим богам; тогда я возьму тебя в жены, и ты сделаешься обладательницею большого богатства, и многие тебя будут величать на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

15. Св. чудотворная икона мученицы Параскевы, нарицаемая Пятница. Св. мученица изображена на иконе с крестом в правой руке и с сосудом в левой. О чудесах этой иконы упоминается в летописях, в 1-х под 1429 годом 8 где, между прочим, описывается страхование велие на христианы от сей иконы; во 2-х, под 1552 г., 9 где указано на четырех больных, получивших от иконы исцеление от своих недугов и в 3-х 1571 г. описаны звонящими сами по себе колокола и великий страх, происшедший от сего чудесного звона в той церкви, где была икона сия. По отношению к времени написания, икона св. мученицы Параскевы-Пятницы считается одною из древнейших в Новгороде, икон. Величиною икона в вышину 2 аршина, а в ширину 1 ½ аршина. Сия икона находится в приписной к Николо-Дворищскому собору Пятницкой церкви, отстоящей от собора в 13 саженях. Эта церковь основана в 1245 г. при блаженном Архиепископе Василии, на месте прежней церкви того же имени, построенной заморскими купцами в 1156 году и разрушившейся от пожара. В настоящее время Пятницкая церковь еще сохраняет следы древности. 16. Чудотворный образ Спасителя , писанный на алебастре, вышиною 1 арш. 13 вершк., а шириною 1 арш. 5 ½ вершк., в серебряной ризе. Время написания иконы неизвестно; но чудеса, бывшие от неё, по сохранившейся записи, напечатанной на особом листе известны следующие: в 1633 г. у сего образа получили исцеление: Евфросиния, священническая дочь, от черной болезни, потом жена Новгородского посадского человека Малахия от неизлечимого недуга; в следующем 1634 году получили исцеление, сряду по отпетии молебна пред образом Спасителя, Василий, сын священника церкви Луки Евангелиста, потом сын Священника церкви Никиты великомученика; Павловой улицы посадский человек Семен Иванов и рабочий человек Федор Сидоров с сыном своим от трясовицы; в том же году неоднократно сама собою загоралась свеча пред образом, чему был очевидным свидетелем воевода Павел Иванович Волынский. Из показаний же новгородского посадского человека Ивана Поповщикова видно, что к сему Спасову образу исстари приходили многие больные люди, которые одержимы были различными болезнями и, помолившись у того образа, получали тотчас исцеление. Этот образ Спасителя, первоначально находился на башне, на городских воротах в Павловской улице потом в Спасской, что на валу, церкви; оттуда, по случаю пожара, истребившего её, перенесен в Ильинскую церковь , где и состоит храмовым образом или иконою в Спасском приделе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

На этом основании предпринимающие дальний путь, соединенный с непредвиденными опасностями, предварительно служат великомученице Варваре молебен (намять 4 декабря). Вторая замучена в городе Иконии. Название Пятница вот как объяснила сама она на допросе перед мучителями: «родители назвали меня Параскевой, потому что я родилась в день параскевы» (так по-гречески называется пятница, т. е. она родилась в пятницу, потому и названа Пятницей (имя ее также глубоко чтится на Руси православной). Особенно славные и особенно чтимые Церковью подвижники. Антоний Великий. На двадцатом году оставшись сиротой с огромным имуществом, он все роздал, и целых 85 лет провел в глубочайшем уединении и в самых тяжких подвигах – изнурения плоти постом, трудами и неусыпной молитвой (память 17 января). Взошла однажды ему мысль, что он первый пустынножитель в Фиваиде. Но Господь открыл ему во сне, что в этой пустыне есть другой отшельник, который начал раньше его свои подвиги. Проснувшись, он отправился отыскивать и нашел старца 113 лет. Это был Павел Фивейский. 91 год провел он в пустыни, ни однажды не видавши лица человеческого (память 15 января). Феодосий Великий, подвизавшийся в пустыни палестинской. В течение 30 лет он не только не вкусил, но и не видал хлеба, питаясь соком, зеленью и пустынными корнями и лишь на столько, чтобы только не умереть с голоду. Он называется общих в житий начальник, потому что первый устроил обитель для тех, которые хотели подвизаться под его руководством. Из этой обители, сначала одинокой и пустынной, впоследствии образовалась знаменитая лавра (память 11 января). В православной Руси таких пустынных подвижников было так много, что едва ли есть местность, не освященная святыми подвигами кого-либо. Назову особенно славных. Антоний, первый подвижник в России, слишком 56 лет подвизавшийся в изрытых им близ Киева пещерах, потому и названный – пещерский или печерский. Феодосий, ученик его, подвизавшийся в тех же пещерах. Они-то и положили основание славным киевским пещерам, в которых такое множество подвизалось и доселе нетленно почивает угодников Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Н.И. 25 августа 2018, 13:07 Исправление: " Когда в апреле 1943г,о.Петр прибыл в с.Пятница за ним пришли гонцы от блаженного " читать " Когда в апреле 1943г,о.Петр прибыл в с.Заколпье за ним пришли гонцы от блаженного " Н.И. 25 августа 2018, 12:14 Икона Царских Страстотерпцев встретила нас и в часовенке блаженного Григория Синжанского,куда поехали от батюшки Петра.Когда в апреле 1943г,о.Петр прибыл в с.Пятница за ним пришли гонцы от блаженного,причастил и пособоровал о.Петр блаженного,он же по его благословению его и отпел 18 июля.На стене часовенки два листочка:митрополит Евлогий впервые узнал о блаженном в 2004г на престольный праздник Синжанского храма.Так поразил его блаженный,что Владыка стал читать на трапезе воспоминания о нем и благословил все устные предания собирать. " Вот придёт Николай и меня заберёт " ,-говорил блаженный о дате своей кончины. Н.И. 25 августа 2018, 12:13 Почитание Царской Семьи в Великодворье началась при игумене Панхарии Баранове,служившего с 1944 по 1950г(похоронен у алтаря)и продолжилось при батюшке Петре,чьи мощи в храме(Царские портреты у него изъяли еще до служения здесь при аресте в Заколпье в 1949г) и о.Анатолии Яковине(с 1972 по 2000г.),похоронен в бывшей могиле о.Петра у алтаря.Удивительным кажется и то,что своего духовного отца митрополита Серапиона,погребенного по его завещанию в храме,здесь часто навещает другой митрополит-Екатеринбурский и Верхотурский Кирилл.Из одного Царского места он едет в другое Царское место,сюда-в с.Пятницу в храм Великомученицы Параскевы Пятницы. Н.И 25 августа 2018, 12:12 На новомучеников и исповедников Соловецких совершили паломничество к святому исповеднику Петру Великодворскому.Взяв благословение у муромских чудотворцев и духовника дивеевских сестер в Муроме прот.Вениамина Дашкеева(его ранее запущенная могила на Напольном кладбище теперь с новым дивеевским крестом и без травы в рост)отправились в Великодворье(Пятницу).Всего не опишешь в комментарии.Но это такое Царское место!От входа,где проявилась нерукотворная икона Царя-Мученика до иконостаса,где икона Царской Семьи над диаконовскими вратами с Царём и священником Мелхиседеком(прообразом Христа).В акафисте Царю: " Радуйся,Христу уподобление " (и далее там же ещё ветхозаветное: " Радуйся,жертва всесожжения " )

http://pravoslavie.ru/110565.html

При участии Матери Божией совершается тайна Воплощения; тем самым «В Ее лице освящается материнство и утверждается важность женского начала, причастность к делу спасения и возрождения человечества»(Х.5) Христос избрал в апостолы и служители только мужчин, хотя среди Его учеников и слушателей было немало женщин. Роль женщины в жизни Церкви здесь нисколько ни принижается, но всегда озаряется светом личности Девы Марии, Матери Господа и Царицы мира. Это и евангельские, и равноапостольные (Нина, Елена, Ольга), и современные жены-мироносицы: Святая Елена Московская (Девочкина), Ефросиния Полоцкая, кн. Чешская Людмила, Фотина, Лариса, Блаженные: Ксения Петербургская, Матронушка Босоножка (Петербургская), Матрона Московская, Матрона Анемнясевская, Пелагия и Параскева Дивеевские, Пелагия, Любовь Рязанская, Валентина Минская, Марфа Царицынская, Елена Таганрогская, Таисия, Ефросиния Колюпановская, Анастасия Владикавказская, Алипия Киевская, Дарьюшка Костромская, Макария, Евдокия, мать Наталья, Валя и сонмы Святых мучениц: Великомученица Ирина и Екатерина, София, Вера, Надежда и Любовь, Варвара, Мария, Неонилла, Галина, Валентина, Параскева Пятница, Фекла, Виринея, Святые Царственные мученицы: Царица Александра Федоровна, Царевны: Ольга, Мария, Татьяна, Анастасия, Великая княгиня Елизавета Федоровна (Романовы), Греческая царица Пульхерия и Великомученицы царицы Грузинская Тамара и Кетевана и множество других праведных жен! ...Близ Спасителя мы находим всех истинных женщин. Пройдем молчанием святых жен ветхозаветных, которые не получив обетований, только издали видели их и в вере умерли (Евр.11,18); не будем говорить ни о благочестивой Сарре, ни о скромной Ревеке, ни о нежной Рахили, ни о храброй Деворре, ни о смиренной Руфи, благоразумной Авигее, молчаливой Сунамитянке. Ограничимся только женами новозаветными. Вот подле Спасителя пророчица Анна, - образец жены верной. В том самом храме, где служила Богу молитвой и постом день и ночь, она первая прославляет Христа и, несмотря на свои 84 года, находит в себе юношескую бодрость говорить о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лук.2,36,38).

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/15/...

Великомученик Феодор Стратилат, Гераклийский Тропарь, глас 4 Воинствословием истинным, страстотерпче,/Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре,/оружиями бо веры ополчился еси мудренно,/и победил еси демонов полки,/и победоносный явился еси страдалец./Темже тя верою//присно ублажаем. Кондак, глас 2 Мужеством души в веру оболкийся/и глагол Божий, аки копие, в руку взем,/врага победил еси,/мучеников превелий Феодоре,//с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас. Молитва О святый, славный и всехвальный великомучениче Феодоре Стратилате! Молим тя пред иконою твоею святою: моли с нами и о нас, раб Божиих (имена), умоляемаго от Своего благосердия Бога, да милостивно услышит нас, благостыни у Него просящих, и вся наша ко спасению и житию нужная прошения да исполнит. Еще же молим тя, святый победоносче Феодоре Стратилате, разруши силы возстающих на ны врагов, видимых и невидимых. Умоли же Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Великомученица Параскева Пятница Тропарь, глас 4 Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева,/мужескую крепость приимши,/женскую же немощь отвергши,/диавола победи и мучителя посрами,/вопиющи и глаголющи:/приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите,/аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему./Тоя молитвами, Христе Боже,/спаси души наша. Ин тропарь, глас 8 Иже веруя и мужеством душевным, тезоименитне,/диавола посрамила еси/и мучительское прещение и раны доблественне победила еси,/мученице Параскево, вопия:/мечем сосецайте и огнем сожизайте тело мое,/яко да, радуюся, прииду Жениху моему Христу Богу./Егоже моли спастися душам нашим. Кондак, глас 3 Всесвятое и непорочное мучение принесши,/яко вено пречестное, безсмертному Жениху Христу,/Ангельское ликостояние возвеселила еси/и победила еси демонския козни./Сего ради тя честно верою чтим,/мученице Параскево многострадальная. Молитва первая

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Святой источник великомученицы Параскевы Пятницы (Старая Ладога) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Источник во имя Святой Параскевы Пятницы в Старой Ладоге является древнейшим из известных святых источников на территории Ленинградской области. Источник находится за храмом под склоном берега. На святом источнике оборудовано место для забора воды, установлен крест с молитвою Параскеве Пятнице, обустроена каменная купель и деревянная раздевалка. Вода в святом источнике весьма прохладная. Содержание Описание [ править править код ] Источник расположен под Малышевой горой и Собором Рождества св. Иоанна Предтечи с приделом Параскевы Пятницы, строительство которого было начато в период с 1276 по 1299 год. Как известно, Параскева Пятница считалась покровительницей торговли и церкви в ее честь ставились всегда в городах на торгу. Рядом находится Успенский девичий монастырь , известный тем, что в 1718 году сюда из Суздальского Покровского монастыря была переведена монахиня Елена, которая ранее была известна под именем Евдокии Федоровны Лопухиной, имевшей неострожность стать супругой царя Петра. После смерти Петра в 1725 году она была переведена в Шлиссельбургскую крепость. Распорядился об этом А.Д. Меншиков, руками Екатерины I (а еще точнее - Елизаветы Петровны - ведь именно ее подпись украшала указы Екатерины). Охранял монахиню военный караул. Доступ в обитель был ограничен, а новые постриги не производились вообще. Монахиня Елена проявила себя с лучшей стороны, снискав уважение и сочувствие. Кресты X-XII и XVI веков и двойные линии как символ Христа и Богородицы В монастыре сохранились остатки липовой аллеи, которую она высадила. Жила она в небольшой бревенчатой келии на берегу речки Грубицы - в отдалении от основных построек монастыря. Источник во имя Св. Параскевы Пятницы в Старой Ладоге является древнейшим из известных святых источников на территории Ленинградской области да и, пожалуй во всей России. Судя по сохранившемся на обнажении породы над источником вытесанных изображений поклонных крестов, источник этот служил местом поклонения как минимум с IX века. Об этом говорит характерное изображение варяжского креста и крестов X-XII веков и более поздних - XVI века. Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Из Петербурга по Мурманскому шоссе до развилки Новая Ладога - Старая Ладога перед постом ДПС. Правый поворот на Старую Ладогу. После курганов слева, при въезде в поселок - слева будут видны купола Предтеченского собора. Можно свернуть к нему - перед собором есть небольшая парковка. Также можно оставить машину на большой парковке перед Успенским монастырем. Паломнику [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Святой_источни...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010