Пушкинские Горы. Церковь Параскевы Пятницы. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Параскевы Иконийской Год постройки:не позже 1880. Год утраты:1944 (разрушена в ходе боёв) Адрес: Россия, Псковская область, пос. Пушкинские горы Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью Деревянная церковь с колокольней, построенная в 1880. Имелись приделы Спаса Нерукотворного и Александра Невского. Закрыта в 1930-х. Сожжена в 1944 отступающими немецкими войсками. http://svyatayarus.su/church/detail/51682/ Деревянная церковь построена в 1795 году, рядом со Святогорским монастырем. Со временем она обветшала и в 1880 г. прихожанами построена новая деревянная на каменном фундаменте церковь. Престолов в церкви было вначале два, в документах 1914 года речь идет о трех престолах. Кроме главного престола, в правом приделе был престол в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, в левом приделе – святого Благоверного князя Александра Невского. В церкви находились почитаемые народом иконы: Святой Великомученицы Параскевы, нареченной Пятница, и Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского с ликами святых, имена которых носит императорская фамилия. Колокольня также деревянная на каменном фундаменте, построена в связи с церковью. На ней было пять колоколов. Первый колокол весил 55 п. 22 ф., второй – 7 п. 1 ф., третий – 5 п., четвёртый – 1 п. 3 ф. и пятый – 37 ф. Одинаковая надпись была на третьем и четвёртом колоколах: «Вылит в Валдае в заводе купчихи Пелагеи Ивановны Усачевой». На втором колоколе тоже была надпись: «Сей колокол куплен крестьянином деревни Кошкино», имя и отчество жертвователя не указано. Вне села, на расстоянии 100 саженей, у Казанской церкви, находится кладбище. Крестьянином Слободы Таболенец Федором Лужковым, купеческой вдовой г. Острова Анной Посисьевой, дворянкой Софьей Борисовной Вревской сделаны пожертвования в пользу причта на вечное поминовение их сродников. В приходе церкви были три часовни. Одна находилась на Тимофеевой Горке, вторая – в деревне Лобозы, третья – в деревне Ганьково. Все часовни были деревянные.

http://sobory.ru/article/?object=44336

Благодать на нас изливалась преизобильная. Я решилась на большее. – Дэда Параскева, вы же храните кровь старца… – Да, она всегда при мне. Двадцать лет не расстаюсь. И сплю с ней на груди. Мать Параскева достала из потайного кармашка чудесную пробирку с нетленной кровью старца и быстрыми движениями крестообразно помазала каждого из нас. Время пролетело незаметно. Надо было уезжать. И невдомек мне было тогда, что Господь приготовил мне еще не одну необыкновенную и незабываемую встречу. Встреча вторая. Садгери Храм вмч. Георгия в Садгери      Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. (1 Ин. 4: 16) 26 сентября мои знакомые предложили поехать в Садгери, в монастырь великомученика Георгия Победоносца. Это был день памяти святой царицы-великомученицы Кетеван и, соответственно, день ангела одной из монахинь – матушки Кетеван (Точилашвили). Монастырь располагается высоко в горах, окружен с трех сторон глубоким ущельем, где-то далеко внизу гулко шумит стремительный поток… Мы поставили свечи в храме святого Георгия, вскоре нас пригласили в небольшой храм во имя великомученицы Кетеван. Встретила нас сама матушка Кетеван – довольно молодая, красивая, с глубокими умными глазами. Храм и икона святой Кетеван были украшены цветами. Нино сообщила, что роспись в храме исполнена матушкой. Мы сердечно поздравили именинницу с днем ее ангела, и были приглашены в трапезную. Войдя в нее, потеряли дар речи: перед нами стояли мать Параскева и патара Габриэл – настоятель монастыря Цихисджвари, который мы посетили накануне. Нужно ли объяснять, какая это была радость – встретиться снова? Тем более что у меня оставались еще вопросы к келейнице старца Гавриила. И наш разговор продолжился к великому удовольствию всех присутствовавших, так как старца в Грузии необычайно любят и почитают. Рассказ монахини Параскевы Монахиня Параскева (Ростиашвили), келейница старца Гавриила      – Итак, я начала служить отцу Гавриилу. Божия Матерь, как и обещала, всегда помогала и укрепляла меня. Я неоднократно ощущала Ее помощь. Последнее время жизни старец очень сильно болел. Периодически ему становилось лучше, но потом стало так худо, что пришлось поставить в келье второй топчанчик, чтобы я могла быть при нем неотлучно. Я попросила его быть моим духовником, и он согласился, сказав, что мой духовный наставник всегда наблюдает за мной.

http://pravoslavie.ru/87351.html

– Итак, в руках у мучеников может быть крест, в ранних памятниках – венок. А еще? – Достаточно в позднее время в руках у мучеников и мучениц может изображаться свиток или кодекс, где указывается, за что они пострадали. Мы знаем много икон XVI века, особенно великомученицы Параскева, в руках со свитком, на котором – Символ веры, ведь Параскева пострадала за веру в единого Бога. Вмц. Параскева с житием. XVI в. Музей-заповедник «Дмитровский кремль» Вмц. Параскева Пятница. Русский Север. Начало XVI в. ГИМ Однако нельзя говорить, что ранее подобного не было совсем. Еще в миланских мозаиках V века мы видим у мучеников книгу с надписями. – Какую роль играет цвет в иконах мучеников? – Какая-то деталь одежды (например, плащ) может быть у мученика красного цвета, но все-таки красный цвет – не обязательный атрибут. В иконографии конкретных святых есть те или иные цвета, которые чаще имеют место быть при изображении этих святых. Иногда цвета могут быть вариативными. Например, нижняя одежда теплых оттенков, а верхняя – холодных. Или наоборот. Чем более почитаемый святой, тем у него складывается более стабильная традиция цвета одежд. – Мы в основном говорили про иконографию мирян. А какие особенности есть в иконографии преподобномучеников и священномучеников? Какая-то деталь одежды может быть у мученика красного цвета, но все-таки красный цвет – не обязательный атрибут – Чаще всего они изображаются в своих одеждах – преподобнических, священнических, в одеяниях святителя, диакона. При этом у них гораздо реже в руках встречается крест как атрибут мученичества. Особенно у святителей и священников. Хотя есть немногочисленные примеры, где это имеет место. А вот сегодня мы в большинстве случаем можем увидеть крест в руках новомучеников. Тем самым подчеркивается факт мученичества. Мчч. Мина, Ермоген и Евграф. Греция, XV (?) в. Монастырь Ватопед Сщмч. Василий Сыпановский. Алешин А.В. Фреска собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г. Мч. Исавр. Фреска монастыря Водоча. Северная Македония. 1-я пол. XI в.

http://pravoslavie.ru/159636.html

Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото Максима Земнова. Рисунок Марии Заикиной//Фома. - – ноябрь 2021. – С.92-93. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Вопросы о церковном искусстве : Что такое хризма? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Хризма наверху иконы равноапостольного Константина//Фома. - – ноябрь 2021. – С.94. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Почему святая Параскева Пятница на иконах в короне? И почему она — Пятница? Отвечает Анатолий Влезько , руководитель мастерской «Палехский иконостас».Ил.: Великомученица Параскева Пятница, икона конца XIX в.//Фома. - – ноябрь 2021. – С.94. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Реклама: С.95-97. Эпилог: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает публицист, колумнист Виктор Мараховский . Фото Людмилы Заботиной//Фома. - — ноябрь 2021. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »). Имеется биографическая справка (С.98). 1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Мне больше всего понравился материал из «культурологической», второй половины журнала — о Брейгеле (с.74)... Сегодня 400-500-летние полотна и образы могут говорить с нами по-настоящему только тогда, когда мы понимаем их язык — поэтому расшифровка и разъяснение того, что было открытой книгой для современников, необходимы жителям XXI века. 2. Какую публикацию Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Я бы посоветовал прочесть текст о предательстве (с.22) … Чувство реального масштаба проблем повседневности и вечности, даваемое подобными материалами, крайне уместно. 3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Я хотел бы прочесть текст о работе, трудоспособности и трудолюбии. В наше время трудолюбие имеет репутацию по меньшей мере сомнительной добродетели... Мне кажется, христианская позиция относительно труда, работы (и зарабатывания) должна звучать сегодня громче. На задней обложк е — обращение к читателям с просьбой поддержать журнал и другие проекты «Фомы». Поддержку можно оказать на сайте Foma.ru или по ссылке в QR-koдe. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Новое © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-223...

В 300-ом году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам, и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим. У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась особой любовью. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее за покровительницу полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой с лучезарным венком на голове. Тропарь: Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергша, диавола победи, и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте, и огнем сожгите: аз бо радующися иду ко Христу – жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Преподобномученица Анастасия Римлянина 11 нояб. (29 окт. по церк.кал.) Святая Анастасия Римлянина осиротела в возрасте 3-ех лет. Воспитывалась она в монастыре близ Рима, в котором приняла иночество. При императоре Декии (249–251 гг.) Анастасии исполнилось 21 год. Она была очень красивой, и многие знатные римляне просили ее руки, но Анастасия всем отказывала, предпочитая остаться невестой Христовой. В то время император Декий воздвиг жестокое гонение против христиан. Язычники вытащили святую Анастасию из монастыря и привели к правителю города. Они обвиняли ее в том, что она не только презирает знатных и богатых женихов, но почитает за Бога распятого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Пожеревицы. Церковь Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь построена в 1824-1827гг. Приделы: Св.Георгия и Св. Параскевы Пятницы. Возведена на средства помещика Петра Дорина. Храм долгое время использовался как клуб и был перестроен. Погост Пожеревицы, церковь Рождества Христова В ведомости 1799 года говорится о деревянной церкви Святого Великомученика Георгия с приделом Святой Великомученицы Параскевы, построенной в 1717 году, «при ней» каменная церковь Рождества Христова, построенная в 1770 году помещиком села Дирины Горки Петром Ивановичем Дириным. Он же «во всем» содержал эту церковь. В 1824-1827 г.г. тем же помещиком и прихожанами построена новая кирпичная церковь Рождества Христова. В церкви было три престола. Кроме главного, были престолы в приделах: Святого Великомученика Георгия и Святой Параскевы, именуемой Пятница. В церкви находились древние иконы Святителя и Чудотворца Николая 1706 года в серебряной ризе, Святой Троицы, Тихвинской иконы Божией Матери 1739 года в серебряной ризе, а также Евангелие 1760 года. Колокольня также кирпичная, построена в связи с церковью. На ней висели шесть колоколов. Вес первого колокола 52 п, на нем была надпись: «Сей колокол лит в С.-Петербурге, мастер купец Михайла Макаров Стуколкин, в Пажеревицкую церковь старанием священника Тимофея Кустова. Декабря 24 дня 1858 г.». Вес второго колокола 30 п. 28 ф., на нем была надпись: «1831 г. при священнике Савве Тишинском и при священнике Иакове Хераскове». Вес третьего - пятого колоколов неизвестен. Шестой колокол весил 4 п., надписей на нем не было. Около церкви было кладбище. Другое кладбище, называемое «Пески», находилось в отдалении от церкви. Третье кладбище находилось при деревне Заборовье, четвертое - при деревне Сырково. В приходе было десять часовен: около деревни Пажеревицы, в селах Городок, Клемшино, в деревнях Дубки, Заборовье, Захонье, Зуево, Кривец, Савино, Сырково. В селе Лужок ранее стояла каменная православная часовня, однако в начале XX века, когда находившаяся здесь усадьба перешла в ведение зятя помещицы Н. И. Костюриной католика А. А. Малаховского, часовня неизвестными лицами была разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=01369

б)  За кого христианин терпит гонение? За Иисуса Христа. Вот второе утешение в гонении за правду! Кто имеет мягкое сердце и нежную душу, тому не покажется это непонятным. Он знает, что не столь приятно бывает веселиться с любезным нам человеком, сколь приятно разделять его горесть, не так сладостно благодетельствовать ему, сколь сладостно страдать за него. Ужели же покажется неимоверным то, чтобы христианин находил великое удовольствие в страдании за Иисуса Христа, чтобы не только не избегал, но даже желал частых случаев терпеть за Него, как случаев приятных и вожделенных? Кого любим больше, за того и страждем охотнее; а какая любовь может сравниться с любовью христианина к Иисусу Христу? Тот, который свидетельствовал о христианах, что ничто не может отлучить их от любви Божией, ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч, без сомнения, не находил для них безутешными страдания за Иисуса Христа. Ибо он, тотчас после этого свидетельства, выставляет себя и прочих христиан в пример противного. Наши страдания, говорит, за Иисуса Христа суть самые продолжительные и самые тягостные: Тебе ради умерщвляемы есмы весь день; вменихомся якоже овцы заколения. Но что же? Унываем ли мы от того? Теряем ли бодрость? Впадаем ли в отчаяние? Нет; но во всех сих препобеждаем за Возлюбльшего ны. III. Так, возлюбленные во Христе братия, блажен, стократно блажен гонимый за правду. Страдальческая жизнь и конец его служат предначинаниями вечного веселия и покоя; он шествует по земле, как герой, и, как победитель, вступает во врата неба; множество гонителей своим тщетным преследованием довершают его торжество. Аминь. (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 3-е. Св. великомученица Параскева (Польза размышлений о страданиях Христовых) I. Cb. великомученица Параскева, память коей ныне совершает св. Церковь, жила в царствование римского императора Диоклетиана в городе Иконии. Родители ее были христиане и особенно уважали пятницу – день крестных страданий и смерти Спасителя, проводя этот день в посте и молитвенном воспоминании страстей Христовых. Когда в этот день Бог даровал им дщерь, то они назвали ее Параскевою, что по переводу с греческого языка значит Пятница. Впоследствии, возрастая в вере и благочестии христианском, Параскева, по примеру родителей своих, особенно чтила пятницу и, в самом имени своем нося напоминание о страданиях Христовых, она и сердцем своим старалась непрестанно приближаться к распятому за спасение мира Господу и в этом приближении находила источник утешения и подкрепления своей веры и любви к Господу, – наконец, и сама достойно приобщилась страстям Христовым, мужественно исповедав Христа и претерпев за Него жесточайшие мучения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 2 (94) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2016-04-11) Описание: Икона святой мученицы Параскевы Пятницы в Александро-Невской Лавре, Санкт-Петербург.В деревне Ильеши икона явилась в конце XVIII, начале XIXbb. на окраине леса. По преданию, ее увидели на дереве. На месте явления был вырыт и освящен колодец, а позднее построена каменная часовня. Всвязи большим притоком богомольцев к чудному образу в 1864 г. в Ильешах был построен трехпрестольный храм шатрового типа с большой колокольней. По сложившейся традиции в день чудесного явления совершался Крестный ход. Из храма икону несли к часовне на специально изготовленных носилках. У часовни совершался молебен великомученице. В этот день на торжества в Ильешу из Петербурга приезжали викарные епископы и священство. В 1940 г. храм был закрыт коммунистами, а в 1941г. сюда прибыли священники из «Псковской миссии» и его опять открыли для совершения богослужений. В 1960 г. первый раз Крестный ход не пошел, а уже в 1961 году часовню взорвали, колодец же засыпали землей. И, не смотря на то, что в хрущевские времена 60-х была борьба властей со святыми источниками и мощами, местные жители восприняли это несчастье как наказание Божие за их маловерие. Храм Илии пророка по величине сравним с собором. Он очень разрушен, но настоятель, священник Леонид, возобновляет благочестивые традиции. Место чудесного явления иконы сейчас расчищено от зарослей и поставлен памятный крест. Заложен и новый фундамент под часовню. Каждый год в пятницу перед праздником святого Пророка Илии о. Леонид привозит из нашей обители (где она постоянно хранится) эту чудотворную скульптурную икону. Продолжая благочестивые традиции, икону с Крестным ходом из храма Пророка Илии несут сначала к месту явления, а затем по храмам Гатчинского и Волосовского районов. 10 сентября ее торжественно возвращают в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Параскева Пятница, вмц. " .

http://pravicon.com/image-26710

В Греции культ П. тесно соотносится с водными источниками, как и культ Параскевы Иконийской на Руси, что говорит о древнем родстве почитания этих святых, ныне забытом. В разных частях правосл. мира один и тот же культ Параскевы Пятницы, связанный с персонификацией Пятницы, а также с народными и языческими поверьями (подробнее см. в ст. Параскева (Пятница) , вмц. Иконийская), относился к 3 святым: П.- на Западе, в Греции и Румынии, Параскевы Иконийской - в М. Азии и на Руси, Параскевы (Петки) , прп. Эпиватской (Новой, Тырновской),- в Болгарии, Сербии, Молдавии и Румынии. Глава или часть главы П. хранится в Русском во имя великомученика Пантелеимона монастыре на Афоне, также части главы могут находиться в др. мон-рях. Частицы мощей П. имеются в сотнях храмов и мон-рей Греции, Кипра и Палестины, что свидетельствует об очень широком почитании святой (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 233-235). Западная традиция Западная традиция зафиксирована Петром Наталисом ( Petr. Natal. CatSS. LXI). П. почитается (особенно широко в Юж. Италии) под именем Венеранда (Венера) также в связи с рождением в пятницу (лат. «пятница», dies Veneris,- день Венеры, и чтобы не называть дочь именем языческой богини, ее отец-христианин придумал форму «Венеранда»). Согласно сведениям Петра Наталиса, Венеранда род. во II в. в Галлии, с юных лет отличалась добродетелями, изучала Свящ. Писание. Осиротев, отправилась на проповедь христианства на Сицилию. Там она поселилась в пещере и стала помогать больным и бедным. Проповедовала в Калабрии и Кампании. Во время гонения на христиан ее по доносу арестовали и подвергли пыткам - бросили в котел с кипящим маслом, однако мученица вышла оттуда совершенно невредимой, после чего была обезглавлена. В лат. преданиях имена родителей Венеранды передаются как Агафон и Ипполита, пытавшие ее правители: Антонин (Антоний) (повторяется сюжет из греч. Мученичества с ослеплением Антонина кипящей смолой и исцелением по молитвам Венеранды), Темий (Фемий) (Themios) или Феотим (Theotymos) (повторяется сюжет с драконом) и Асклепий, к-рый казнил Венеранду за отказ принести жертву Аполлону.

http://pravenc.ru/text/2579000.html

Широкое распространение почитания великомученицы отражает появление ее деревянных скульптур: «Великомученица Екатерина» (Подвинье, XVII b.); «Святая Параскева Пятница, с предстоящими великомученицами Екатериной и Варварой». В XVIII веке прославление великомученицы Екатерины как небесной покровительницы двух царствующих императриц и дома Романовых способствовало расширению ее почитания и созданию изображений святой Екатерины на иконах, в храмовых декорациях, в шитье, в прикладном искусстве. Образы великомученицы Екатерины создавались для новых храмов Санкт-Петербурга и для частных лиц. Распространению изображений святой Екатерины способствовало ее почитание как покровительницы наук. Облик великомученицы Екатерины и атрибуты святой в произведениях этого времени восходят к западноевропейским образцам. Одежды святой Екатерины покрыты крупным растительным орнаментом, на распущенных волосах святой – венец в виде барочной короны: икона Алексея Андреева (1719); «Великомученица Екатерина», мастер Григорий Попов (1743). На иконе Григория Агапова (1726, Романов?) святая Екатерина представлена с крестом в правой руке и с цветком в левой, сошедший к ней Ангел венчает ее главу, у ног святой изображено колесо, внизу, на фоне, – сцена перенесения двумя Ангелами мощей святой Екатерины на Синайскую гору. Как дева с распущенными волосами и в короне великомученица Екатерина представлена на стихаре XVIII века русской работы (монастырь великомученицы Екатерины на Синае); как юная царица с распущенными волосами и в венце, с большим крестом в левой руке – на иконе «Великомученица Екатерина» в шитом окладе (кон. XIX – нач. ХХ в., мастерская Новотихвинского монастыря). С кольцом и мечом святая Екатерина изображена на иконе Алексея Колмогорова (?) «Великомученица Екатерина» (ок. 1778). Судя по обилию Екатерининских престолов в разных храмах, в том числе домовых, традиция изображения святой Екатерины в синодальный период была весьма развитой, но о ней в настоящее время известно мало. С XVIII века дошло много образов святой Екатерины, созданных в академической манере живописи: в иконостасе Большого собора Зимнего дворца (икона 1762), в Исаакиевском соборе и других храмах Санкт-Петербурга, в церквях его пригородных дворцов, в храмах провинциальных городов (иконы И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. И. Бельского).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010