В копт. искусстве вариантов изображений М. известно немало, в т. ч. восходящих к визант. традиции: фигура в рост в росписи на колонне в ц. Эль-Муаллака в Ст. Каире ( Горматюк А. А. Церковь аль-Муаллака в Ст. Каире: Исслед. и реставрация одного памятника. М., 2013), иногда с мечом в правой руке, в т. ч. у престола Пресв. Девы вместе с арх. Гавриилом, либо верхом на коне с копьем, поражающим змея (как на миниатюре из лицевой рукописи проповедей на праздники М.) ( Французов С. А. Две иллюминированные эфиопские рукописи из колл. М. П. Звягина//Петербургская африканистика: Памяти А. А. Жукова: Сб. науч. ст. СПб., 2008. С. 192-198, 201-203). Между образами конного архангела в искусстве Балкан и М.-всадником в русском искусстве XVI-XVII вв. есть т. н. переходные звенья, напр. инициал из Буслаевской Псалтири (Псалтирь с восследованием из Троице-Сергиевого мон-ря, см.: Буслаев. 1881. С. 18; ныне РГБ. Ф. 304/1. 308(481). Л. 211, 2-я пол. XV в.). Изображение ангела на крылатом коне заменяет заглавную букву «А» в слове «Ангел» в начале 1-го икоса Акафиста Божией Матери («Ангел предстатель с небеси послан бысть рещи Богородице Радуйся…»), что само по себе дает возможность сопоставить это изображение с композициями «Благовещение Пресв. Богородицы», «Воплощение» и «Рождество Христово». Иконография конного М. на Руси развивалась иначе, чем в искусстве стран правосл. Востока. Огромных размеров икона «Благословенно воинство Небесного Царя» (сер. XVI в.; ГТГ) содержит в т. ч. изображение летящего на крылатом коне М., за к-рым следуют св. правители: прав. Иисус Навин, держащий в руках красное знамя с крестом, равноапостольные имп. Константин Великий и кн. Владимир Киевский. За ними следуют св. воины - великомученики и мученики: Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат, Феодор Тирон и др., а также св. князья. Изображены не только те святые, которые при жизни прославились воинским подвигом. Святые подвижники (в первую очередь мученики за веру) причисляются к воинству Царя Небесного. Эта икона представляет М. как архистратига, предводителя небесного воинства, напоминает о его покровительстве избранному народу.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Арх. Михаил. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», Кастория. Кон. XV в. Арх. Михаил. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», Кастория. Кон. XV в. В 1663 г. храм был обновлен на средства архонтиссы Феологины, от родового имени к-рой получил свое название. В это время были расписаны нартекс и наос, кроме сев. стены, причем мастера постарались сочетать сюжеты и масштаб новой росписи с оставшейся старой. Росписи, занимающие большую площадь этого сравнительно крупного храма, сохранились достаточно хорошо. В верхней части вост. стены наоса представлены сцены евхаристического цикла, в верхних зонах остальных стен - двунадесятые праздники и Страстной цикл, в нартексе - чудеса и притчи, деяния апостолов, жития святых. В щипцах вост. и зап. стен наоса выделены масштабом композиции «Вознесение Господне» и «Преображение Господне»; на аналогичном месте в нартексе изображен «Страшный Суд». Иконографическая программа росписи отличается многочисленностью сюжетов и деталей, плотностью композиций. Нижние ярусы, как обычно, занимают фигуры святых, особо выделяются св. воины, одетые как вельможи XVII в. В этих и нек-рых др. деталях иконографии сказывается влияние как местной традиции, так и эпирской школы. Лит.: Πελεκανδης. 1953. Πιν. 249а; Τσιγαρδας. 1988. Σ. 15, 18; Δρακοπολου. 1997. Σ. 118. Πιν. 100; Πασδου. 2002. Σ. 36-37, 267-268. Свт. Модест Иерусалимский. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца " ту Магалиу " в Кастории. 1504/05 г. Свт. Модест Иерусалимский. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца " ту Магалиу " в Кастории. 1504/05 г. Церковь свт. Николая Чудотворца «ту Магалиу» . Хорошо сохранившийся ансамбль этого храма создан в 1504/05 г., как считают исследователи, той же артелью, работавшей на рубеже XV и XVI вв. В верхних частях стен здесь размещаются евангельские сцены, в нижних - фигуры святых и ктиторские изображения, включенные в большой Деисус в нижней части сев. стены, в к-рый также входят великомученики Димитрий Солунский, Георгий Победоносец, Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Ктиторы - сын некоего Алексея Актасис и его мать - изображены весьма реалистично. Иисус Христос возлагает венец на голову молодого человека, что, возможно, свидетельствует о царском происхождении его рода (судя по всему, иноземного). Сын и мать представлены в необычных одеждах и головных уборах, подобные образы имеются и среди памятников XVI в. в Сербии, Косове, Болгарии и близ Охрида. Молодой человек был изображен посмертно - его мать от горя рвет на себе волосы. Портрет Актасиса был частично записан, а надпись, сопровождавшая изображение его матери, утрачена.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Художник греческий, водворяя в искусстве красоту, остается все-таки консерватором в типах и сюжетах. Его искусство не поражает оригинальной новостью замысла: все в нем так же просто, ясно, определенно, как было и прежде, в то же время красиво и величественно. Качества панселиновой живописи пришлись по душе даже и афонским отшельникам, и вот почему протатская живопись доселе привлекает к себе всеобщее внимание агиоритов. Храм протатский не велик, но в нем обнаружила себя с достаточною ясностию школа Панселина. Общий распорядок стенной росписи напоминает старинные византийские приемы. Композиции изображений в своих основных чертах те же, что и в древних памятниках византийских, но они оживлены: следы оживление заметны в картине крещения Иисуса Христа, где присутствует живописная группа ангелов; Бог изрекает Свое свидетельство (рука); море и Иордан, олицетворенные в виде двух человеческих фигур, сидящих на рыбах, возвращаются вспять; а вдали видна проповедь Иоанна Предтечи с приближающимся к нему Иисусом Христом; в картине молитвы в саду Гефсиманском представлена группа спящих учеников, к которой приближается из-за горной скалы Иисус Христос: группа живописна, положения фигуры естественны и разнообразны. Очень хорошо скомпонованы также: введение Богоматери во храм в сопровождении дев, беседа с самарянкою, представленною в виде красивой, молодой женщины с распущенными волосами, с кувшином в руках. Красота отдельных типов превосходит решительно все, что мы знаем в этом роде из эпохи упадка и возрождения в греческих стенописях: всем известно прекрасное изображение Младенца Иисуса «Недреманного ока», неоднократно изданное в качестве образца панселинова стиля; прекрасен великомученик Пантелеймон, таковы же св. Феодор Тирон, Феодор Стратилат в воинских доспехах, прекрасен двенадцатилетний Иисус, поучающий в храме. В этой особенности дан противовес недостатку красоты в памятниках эпохи, предшествовавшей Панселину: для примера достаточно обратить внимание на нередицкие и староладожские копии с византийских живописей, где стремление сообщить молодым лицам суровую важность убивает красоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

От первоначальных фресок кон. XIII в. сохранились незначительные фрагменты, позволяющие тем не менее представить систему росписи в целом. Внизу вдоль стен шел живописный фриз, имитирующий мраморную облицовку. Над ним располагались изображения святых в рост (сохр. фигуры воинов). Живопись имеет сходство с фресками из ц. вмч. Димитрия в Мистре (1312). Выше располагались сюжеты протоевангельского цикла, от к-рого дошли фрагменты сцен «Рождество Богородицы», «Введение во храм» и «Благовещение». В 3-м ярусе были представлены 12 праздников и евангельские сюжеты. В алтаре юго-вост. парекклисиона находится изображение Богоматери «Живоносный Источник». На юж. стене - небесные покровители храма великомученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон, предстоящие перед Богоматерью с Младенцем на троне. На сев. стене между величественными фигурами ангела и св. Иоанна Предтечи изображена маленькая фигурка в царских одеждах. На своде расположены сцены из жития Богоматери; в тимпане зап. части - «Успение». Фрески датируются ок. 1400 г. В сев.-вост. парекклисионе находится гробница. Высказывалось предположение, что это место захоронения имп. Мануила II Палеолога, к-рый представлен рядом коленопреклоненным перед образом Богоматери с Младенцем. Однако в надписи как дата смерти погребенного указан 1423 год, а император скончался в 1425 г. и был погребен не в Мистре. Церковь в честь Пресв. Богородицы Одигитрии (Афендико) Церковь во имя Пресв. Богородицы «Одигитрия» (Афендико) мон-ря Вронтохион. 1310–1322 гг. Церковь во имя Пресв. Богородицы «Одигитрия» (Афендико) мон-ря Вронтохион. 1310–1322 гг. (от φντης - господин, властитель) начала строится ок. 1310 г. и завершена до кончины архим. Пахомия в 1322 г. Ее можно отнести к т. н. типу Мистры, к-рый соединяет в себе базилику и храм, имеющий вписанный в основание крест. Церковь 2-этажная, пространство нижнего этажа, как в базилике, делится 3 парами колонн на 3 нефа. 2-й ярус воспроизводит крестово-купольную композицию с куполом над средокрестием. Рукава креста перекрыты полуцилиндрическими сводами. 4 угловых компартимента галереи завершаются куполом. Храм имеет нартекс с куполом и хоры. Вдоль сев. фасада идет открытая галерея с высоким цокольным этажом. С запада к объему храма примыкает колокольня.

http://pravenc.ru/text/155448.html

Преподобный Авксентий Наказание за божбу Сей преподобный однажды уврачевал двух прокаженных, которые за легкомысленную божбу были наказаны от Бога проказою. Препод. Исаакий, затворник Печерский При большом искушении и святые падают Сей преподобный был в затворе и держал строгий пост, вкушая чрез день одну просфору. Однажды бесы своими кознями довели его до того, что он стал вместе с ними плясать; затем, по раскаянии и сокрушении сердечном, он получил опять надежду спасения и стал творить чудеса. Св. апостол Онисим Суетные дела Св. апостол Онисим суетными делами именует: прелюбодеяние, сребролюбие, чародеяние, гордость, зависть, злословие, лицемерие, ложь, гнев и пьянство. 17. Св. великомученик Феодор Тирон Пища духовная Когда мучитель вверг в темницу святого великомученика Феодора и дверь ее запечатал печатью, то Феодор там питался Духом Святым, и явился к нему Господь и сказал: «Дерзай, Феодоре, ибо Я с тобою: не принимай ни пищи, ни пития земного, ибо тебя ожидает жизнь иная, негибнущая, а вечная, со Мною на небеси.» ( Аввак. 2, 4 . Рим. 1, 17 ). Происхождение колива или кутьи Иулиан богоотступник тайно велел осквернить кровью от идольской жертвы христианскую пищу на рынке, но Бог , чрез великомуч. Феодора Тирона, повелел христианам не вкушать ее, а питаться коливом – вареною пшеницею. 18, Св. Лев, Папа Римский Слово святого мужа и свирепого человека укрощает Аттила готовился разорить всю Италию, но св. Лев укротил его ярость словом своим и тем не допустил разорить свое отечество: «я видел двух мужей (Ап. Петра и Павла), стоявших с обнаженными мечами по обе стороны сего мужа», сказал Аттила после беседы со св. Львом. Небесный цензор Однажды св. Лев написал опровержение против еретиков – Евтихия и Диоскора и положил это рукописание на гроб св. Апостола Петра, прося его об исправлении. После сорокадневного моления и поста, апостол Петр явился к нему и сказал: «прочел и исправил». Действительно – в раскрытой рукописи найдены следы свежих поправок чернилами. Достойное приготовление к смерти Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Вечером в Великий Четверток совершается малое повечерие. В кафедральных соборах при архиерейском богослужении после Литургии архиереем совершается чин умовения ног сослужащим с ним священникам. Великомученик ( греч. μεγχλομρτυς, лат. magnus martyr) – мученик, претерпевший особенно жестокие и продолжительные мучения и проявивший при этом чрезвычайную твердость в вере; именование В. связано с определенной традицией, выделение В. из всего множества почитаемых Церковью мучеников подчеркивает значимость этого рода подвига; службы В. отличаются особой торжественностью. Современный календарь Русской Православной Церкви включает имена 13-ти В., из которых в России наиболее почитаются Георгий Победоносец († 303), Пантелеймон Целитель († 305), Димитрий Солупский Мироточивый († ок. 306), Евстафий Плакида († ок. 118), Феодор Тирон († ок. 306), Феодор Стратилат († 319), а также 10 великомучениц, из которых в России более всего чтутся Екатерина Александрийская († 305–313), Варвара Илиопольская († ок. 306) и Анастасия Узорешительница († о к. 304). Величание – краткое песнопение, в котором прославляется празднуемое лицо или событие. Начинается со слов «Величаем» или «Ублажаем». В. поется сначала священнослужителями перед праздничной иконой посреди храма, а потом несколько раз и певчими правого и левого клиросов, к которым присоединяются все присутствующие за богослужением. Венцы – короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания, необходимая принадлежность таинства Брака, от чего и самое бракосочетание называется венчанием. Венчание – богослужение, во время которого совершается таинство Брака, благословляется и освящается христианский брак. По обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, становятся на белый плат, лежащий перед аналоем с крестом и Евангелием, Священник, спросив о твердости их намерения, после положенных молитвословий возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (слав, их)».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

И как трогательно, чудно, благотворно, спасительно проявилась и проявляется Ее общение с самого начала Ее прославления и доселе в бесчисленных знамениях, поразительных и чудесных! Сколько чудес Ее заступления, защищения, спасения царств православных и народов, частных благочестивых лиц или покаявшихся искренно в своих грехах и неправдах! Сколько чудотворных икон, праведно ублажаемых, прославляемых! По подобию Господа и Богоматери какое общение любви и спасения проявляли и проявляют св. ангелы, архангелы, многие, многие святые в Церкви Христовой над христанами православными, напр. святитель Николай Чудотворец, великомученики Георгий и Пантелеимон и разные мученики, и мученицы: – Феодор Тирон, Феодор Стратилат, безсребренники и чудотворцы Косьма и Дамиан, великомученицы Параскева, Екатерина, Варвара, и множество разных святых. Этому общению любви поревнуем и будем подражать по силе и мы, причастники Духа Христова и благодати Христовой – православной веры! Будем носить тяготы друг друга, да исполним заповеди Христовы! ( Гал.6:2 ). При всяком богослужении церковном, домашнем, частном, и общественном, духовному взору православного христианина представляется мысль, идея об едином духовном Теле, которое есть Тело Христа, столп и утверждение истины, Глава коего есть Сам Христос Бог; эта – Церковь Христова или духовное Тело Христа состоит из трех колен, – небесного, земного и преисподнего, потому св. Церковь земная (или колено земное) ежедневно ходатайствует пред своим Главою о прощении грехов усопших в вере и покаянии и водворении их в Царствие Небесном и в посредники своего ходатайства призывает членов Церкви небесной и Саму Начальницу мысленного наздания церковного, Матерь Божию, да молитвами их Господ покроет грехи их и не лишит Царствия Небесного. Нам, живущим на земле, членам Церкви Божией – весьма отрадно и утешительно всегда веровать, знать и надеяться, что духовная Мать наша, св. Церковь , непрестанно тайно день и ночь молится за нас; и что мы находимся всегда под покровом благодатным Самого Господа, Богоматери, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Царский Деисус. Роспись ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории. 1383/84 г. Фрески сохранились полностью. Традиционно живопись поделена на 3 регистра: в широком нижнем ярусе помещены фигуры святых в рост, в более узком среднем - образы в медальонах, в верхнем - сцены евангельского цикла. В конхе изображена Пресв. Богородица «Платитера» с архангелами, ниже - «Причащение апостолов» и «Служба св. отцов». Над конхой сохранились фрагменты композиции «Вознесение Господне». Евангельский цикл начинается с «Благовещения Пресв. Богородицы» (по сторонам апсиды), с необыкновенно сложной архитектурой на фоне. В жертвеннике в нижнем ярусе изображено «Видение сщмч. Петра Александрийского», над ним в конхе жертвенника - первомч. Стефан архидиакон, рядом - прп. Симеон Столпник. В юж. части вост. стены представлен свт. Кирилл Александрийский, на юж. стене - особо чтимые в этом регионе святители Климент Охридский и Ахиллий Ларисский. Рядом с темплоном в расписном рельефном арочном обрамлении изображен в более крупном масштабе свт. Афанасий Великий. Далее - свт. Николай Чудотворец, великомученики Димитрий Солунский, Феодор Стратилат и Феодор Тирон, Прокопий и Меркурий. На западной стене - равноапостольные Константин и Елена, арх. Михаил и вмц. Варвара. На северной стене - чтимые в Сев. Греции прмч. Николай Вуненский (пам. греч. 9 мая) и сщмч. Александр Пиднский (пам. 13 марта). В нижнем регистре предпочтение отдано воинам и местночтимым святым. В вост. части сев. стены в тройной рельефной арке представлен 5-фигурный Деисус: в центре Спаситель на престоле, по сторонам Богоматерь и св. Иоанн Предтеча, вмч. Георгий Победоносец и неотождествленный святой. Рядом с образом Иисуса Христа имеются надпись: «Царь Славы» - и неполная цитата из Евангелия от Матфея: «Тогда скажет Царь… приидите, благословенные Отца Моего» (Мф 25. 34), что объясняет царские одежды Спасителя с высокой митрой и лором. В поствизант. время эта иконография, называемая «Царь царствующих и первосвященник», получила широкое распространение. Изображение Пресв. Богородицы в царских одеждах вдохновлено словами псалма: «Предста царица одесную Тебе…» (Пс 45. 10). Вмч. Георгий Победоносец и неизвестный святой, стоящие рядом с Пресв. Богородицей, изображены как вельможи в богатых одеждах и головных уборах. Композиция Деисуса имеет триумфально-эсхатологический смысл.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

А женским он стал недавно: лишь в середине XX века. И это так хорошо! Ведь если б он остался мужским, мы бы не познакомились с матушкой Параскевой. И имя у неё чудесное. Параскева — значит приготовление, подготовка к субботе, то есть пятница. Вот и получилось у святой великомученицы двойное прозвание, греческое с русским переводом: Параскева Пятница. По-сербски — Петка, а в русском народе — Прасковья, уменьшительно-ласкательно — Фрося или, как у Пушкина в «Медном всаднике», — Параша. В древности святая была настолько любима православными и так популярна, что придорожные часовни в народе называли пятницами, ибо в каждой из них стояла её икона. И святителя Николы Угодника, конечно. В древности святая была так популярна, что придорожные часовни в народе называли пятницами На этот раз мы собрались в монастырь на неделю. За несколько лет до памятной поездки я по случаю купил в антикварной лавке на окраине города медную икону великомученицы Параскевы Пятницы. Тогда я ещё не знал о существовании ни обители, ни её настоятельницы. И вот, перед самым отъездом в монастырь жена предложила: — Давай подарим матушке твою медную иконочку святой Параскевы. Я был в лёгком шоке. Не скажу, что у меня большое собрание медных икон, я их покупал по случаю, чтобы просто спасти от нечистых рук «коллекционеров» и спекулянтов. Так накопилось полтора десятка образов. Все они стояли в красном молитвенном углу. Я даже познакомился с собирателями медных икон, чтобы хоть немного освоить датировку. Моя Параскева, согласно мнению ценителей, оказалась древней. И вдруг: здравствуйте, пожалуйста. Одну из лучших моих икон отдай игуменье, которую я и видел-то всего два раза в жизни. И только потому, что её зовут Параскева. А у меня есть и святитель Николай, и страстотерпцы Борис и Глеб, и преп. Нил Столобенский, и Феодор Тирон с Феодором Стратилатом, и… Да мало ли кто у меня есть! Так можно ради совпадения имён все иконы раздарить… В общем, пожалел я, пожадничал. На границе с Сербией очередь оказалась непривычно длинная, к тому же в 5–6 рядов. Придётся простоять несколько часов. Как правило, мотор на границе не выключаешь, очередь движется быстро. А тут застопорилась. Турки на шикарных немецких машинах ехали с многочисленным семейством из Германии к себе домой, в отпуск, а их на предмет контрабанды проверяли заметно строже. Все заглушили моторы и, когда надо было подвинуть машину, просто толкали её руками. Иначе задохнёшься в выхлопных газах.

http://pravoslavie.ru/135174.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010