Мы поставили самовар, и, напившись чаю, я пошел в монастырь. И тайны этой никто не знал. + + + В главном Свято-Троицком Соборе монастыря изображено над южным выходом дивное видение: явление Божией Матери о. Ионе 1 марта 1861 г. Посередине Богоматерь в обычном хитоне, покрывающем главу и плечи. В правой руке у Пречистой жезл – символ игуменства. Божия Матерь окружена огненным сиянием в виде огненной купины. По обеим сторонам предстоят лики святых, направо: прп. Афанасий Афонский , Антоний и Феодосии Печерские , святитель Михаил, митрополит Киевский, прп. Петр Афонский, Феодор Студит , Антоний Великий , Феодосии Великий, Пахомий Великий , Паисий Великий, Евфимий Великий, Арсений Великий , Сысой Великий, Савва Освященный, Авва Дорофей , Ефрем Сирин , Харитон Исповедник, Варсанофий, Пимен Великий , Макарий Великий , Андрей Критский , Кассиан Римлянин , Исаак Сирин , Марк Фрачевский, Макарий Египетский , Пафнутий, Павел Препростый, Иоасаф Царевич Индийский, Иоанн Колов, Виталий, Варлаам, Иоанн Лествичник , Иосиф Песнописец; налево: Свв. Апостолы Петр, Марк. Евангелисты: Иоанн Богослов, Матфей и Лука; Симеон, Павел, Иаков, Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей. Равноапостольные цари Константин и Елена, равноапостольные князи Владимир и Ольга, благоверный князь Александр Невский, князья-мученики Борис и Глеб, царевич Димитрий, царица Александра мученица, Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, великомученик Пантелеймон Исцелитель, Меркурий, царица Феодора, мученик Феодор Тирон, Иоанн Воин и Феодор Стратилат. Явление Божией Матери 9 марта 1862 года После этого происшествия я опять занялся своим делом в Выдубецком монастыре по назначению отца архимандрита Вениамина. Старался позабыть о происшедшем и быть спокоен. 9 марта мне нужно было зачем-то сходить в сад, что-то сказать отцу Иоанну и брату Гавриилу. Я встал, умылся и пошел на гору через форточку (калитку), которая всегда была открыта. Поднявшись вверх, я увидел сильный пожар. Я хотел подойти поближе, но страх так овладел мною, что я остался на месте и не мог двинуться, думая, что они там сгорят.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не вы бо будете глаголющий, но Дух Отца вашего глаголяй в вас» ( – ст. 17–20). Потом прямо и ясно велел им, сколько возможно, убегать от гонителей. «Егда же гонять вы во граде сем, бегайте в другий» ( – ст. 23). Предсказание Господа о жестокой ненависти мира к Его последователям не замедлило исполниться во всей точности. Основанная на кресте Его святая Церковь , «яко багряницею и виссом, украсилась кровьми» светлых и добропобедных Его мучеников. Мучения, какие пришлось им испытать за веру в Господа, были самые жестокие, самые разнообразные, самые продолжительные. Один только Господь Бог всесильною Своею благодатию мог седлать избранных Своих способными чисто и невредимо пронести веру в Него чрез горнило невообразимых мучений. Но вот что особенно некоторых приводит в недоумение, при чтении или слушании жизнеописаний святых мучеников Христовых: весьма многие из них соделались мучениками, по своей собственной воле, из свободного желания пострадать за Господа. Так одни из них, не быв допрашиваемы врагами Господа об исповедуемой ими вере, из желания мученически пострадать, сами свободно объявили себя пред ними христианами, например, Евлампия (пам. ее октяб. 10), Евстратий, Евгений, Мардарий (дек. 13), Вонифатий (дек. 19), Никифор (февр. 9), Георгий великомученик и победоносец (апр. 23); а другие возбудили против себя ненависть гонителей веры Христовой чрез какие-либо поступки, ясно указывавшие на их христианскую веру и ревность по ней, например, великомученик Феодор Тирон (февр. 17) своевольно зажег идольский храм; мученик Созонт (сент. 7) своевольно сокрушил идолов. Иные подверглись мученической смерти за громкое обличение совершаемых язычниками празднеств, таковы мученики: Трофим, Савватий (сентября 19), Мокий (мая 11), или за громко выраженное удивление несправедливым царским постановлениям, таков мученик Евлампий (окт. 10). Иные, из желания принять венец мученичества, предпринимали нарочито отдаленные путешествия в ту страну, где свирепствовало гонение. Так мученик Емилиан (авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Епарх исполнил повеление Юлиана. Но злоумышление врагов сделалось известно христианам. Святой великомученик Феодор Тирон (воин), стяжавший мучени­ческий венец при императоре Максимиане, в Амасии, около 306 года 17 февраля, является Константинопольскому архиепископу Евдоксию и повелевает ему призвать рано утром в чистый понедельник верующих и запретить им покупать на торжище оскверненную пищу. Епископ не­доумевал, чем заменить это лишение, особливо имеющим недостаток в домашних запасах. Великомученик советовал употребить для пищи коливо, или вареную пшеницу с медом, называемую иногда кутьею, и таким образом обличил и посрамил нечестивое намерение хитрого кощунника. В память этого события и в благодарность великомученику Фео­дору как потребителю идолов, предстателю и хранителю стада Хри­стова Православная Церковь с тех пор, т. е. с IV века, доселе ежегодно творит празднование великомученику, совершая в навечерие субботы, в пятницу на Литургии по заамвонной молитве, молебный канон – со­чинение святого Иоанна Дамаскина , и благословляя в честь велико­мученика коливо, коим внушил он заменить на первой седмице поста оскверненную постную пищу. В субботу Церковь постановила читать похвальное слово Феодору – сочинение Григория Нисского , и петь канон Иоанна, митрополита Евхаитского. Память Преподобного Феодосия и ученика его Романа Начальные подвиги иноческой жизни преподобный Феодосий 335 , болгарин родом, совершал в Виддинском монастыре святителя Ни колая, под управлением игумена Иова, мужа добродетельного и раз­умного. «Постриженный Иовом в иночество, Феодосий оказывался готовым на всякое послушание»: и настоятель поручил ему заведывание экономией обители. Он мужественно подвизался и, как видели, служил не людям, а Богу. Послушание и смирение его были таковы, каких не видели в других. По кончине настоятеля Иова перешел он в Тернов, тогда стольный город болгарский, и стал жить в монастыре Богоматери, называвшемся Святою горою. Увлекаемый ревностью к высшей духовной жизни, он желал найти себе духовного наставни­ка и с этим желанием переходил из монастыря в монастырь, из Терновского в монастырь Червеный, из Червеного в Славенскую гору.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Изменение вектора служения главы государства с военного на сакральное, понимаемое не столько как духовное, сколько как юридическое, то есть поддержание правды и справедливости при помощи благочестивых законов, но прежде всего – личным примером благочестивого поведения, – вот та граница, которая отделяет античных императоров от христианских. Герой или святой? И тема военного предводительства теперь приобретает совершенно новый аспект. Отныне предводителем византийского воинства выступает Сам Господь, или Богородица , или святые. Воинство теперь воюет как библейское воинство во времена древних царей, во времена Моисея, когда воинство вел Сам Бог. И, естественно, теперь такое воинство не имеет никакой возможности воевать за неправедные цели, за неправильные плоды или выгоды. Поэтому любая война приобретает характер войны вынужденной, ибо другие типы войн запрещены в христианстве. Святые воины избирали именно верность Богу как самое главное И само служение воинов приобретает удивительный аспект. Как мы знаем, очень многие древние великомученики, наиболее почитаемые святые, были людьми военными, происходили из военного сословия. Это были времена еще языческой империи, воины эти служили в армии языческой, но своим подвигом засвидетельствовали истину христианства. Святые Георгий Победоносец , Феодор Стратилат, Феодор Тирон и многие другие являли собой удивительный тип воина-святого. Они давали главный пример, главный образец последующим поколениям, что такое святость именно воинская. Эта святость связана не с какими-то подвигами на поле брани, эта святость связана, прежде всего, с исполнением заповедей Христовых. Но с исполнением, которое именно для воина является особенно, скажем так, сложным, потому что требует от него совместить служение своему государю, своему народу, то есть верность присяге, и служение Богу и верность заповедям. И всегда святые воины избирали именно верность Богу как самое главное, но это не противопоставлялось их воинскому долгу, а скорее дополняло его.

http://pravoslavie.ru/95653.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Все святые. Икона. XVIII в. Пятая частица вынимается в память мучеников – мужчин и женщИн.При этом поименно поминаются апостол, первомученик и архидиакон Стефана, великомученики Димитрий Солунский, Георгий Победоносец, Феодор Тирон, Феодор Стратилат, а также мученицы Фекла, Варвара, Кириакия, Евфимия, Параскева и Екатерина. Почитание мучеников – одна из древнейших традиций Церкви. О значении почитания мучеников говорит святитель Григорий Богослов в проповеди, посвященной памяти священномученика Киприана Карфагенского : ...Всех мучеников должно чествовать, для всех надо с готовностью отверзать уста и слух и мысль, чтобы охотно что-нибудь сказать и услышать о них, а всё прочее почитать ниже их подвига. Ибо хотя многое служит для нас руководством к лучшей жизни и многое назидает в добродетели – и разум, и Закон, и пророки, и апостолы, и сами страдания Христа, этого первого Мученика, Который взошел на крест и меня возвел с Собой, чтобы пригвоздить мой грех, восторжествовать над змием, освятить древо, победить сластолюбие, спасти Адама и восстановить падший образ; однако же, при столь многих и столь превосходных наставниках, не менее поучительны для нас мученики – эти словесные всесожжения, совершенные жертвы, приятные приношения, это проповедование истины, обличение лжи, исполнение духовно разумеваемого Закона, разрушение заблуждения, изгнание порока, потопление греха, очищение мира 570 . Почитание мучеников в древней Церкви выражалось прежде всего в том, что их гробницы становились местом совершения Евхаристии. Так, например, римские катакомбы служили одновременно местом захоронения мучеников и местом совершения евхаристических богослужений: гробницы соседствуют в катакомбах с алтарями. Почитание мучеников выражалось также в торжественном праздновании дней их памяти. Уже к концу IV века дней памяти мучеников в церковном календаре было достаточно много. Об этом свидетельствуют, в частности, проповеди Иоанна Златоуста , произнесенные в Антиохии. В одной из них он говорит: «Вчера день мучеников, и сегодня день мучеников. О, если бы и всегда нам совершать день мучеников!» 571 В другой проповеди, на память мученика Романа, Златоуст говорит: «Опять память мучеников и опять праздник и духовное торжество. Они страдали, а мы радуемся; они совершали подвиг, а мы веселимся; их венец, а слава общая, или лучше – слава всей церкви». Златоуст сравнивает мученический подвиг с победой на Олимпийских играх: побеждает один, а радуются все 572 . Мученики – это сокровищница Церкви, наполненная драгоценными жемчужинами: материальное богатство проходит, одежды изнашиваются, дома разрушаются, «в сокровищницах же духовных – не так, но всегда и во всем мученики остаются в одинаковом цвете и юности, сияя и блистая славою собственного света» 573 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

215 Из слова «Слово о святом Собрании и о том, что не следует судить и памятозлобствовать». Анастасий Синаит, ученик Иоанна Лествичника и, после брата его, игумен горы Синайской. Он жил в первой половине седьмого века и оставил после себя много писаний… Преимущественно ратовал он против противников Халкидонского собора. 219 Пост Успенский в простонародье называется испожинки. Это испорченное слово: госпожин пост, т. е. установленный в честь госпожи пр. Богородицы; Рождественский называется филипповки, потому что начинается 14 ноября, в день ап. Филиппа. В этот пост по уставу должны совершаться великие поклоны. 230 Весьма часто случается слышать вопросы: «Можно ли в пост и особенно во время говения пить чай, курить табак и т. п.? Все подобные вопросы решаются очень просто. Истинный пост в том и состоит, чтобы воздерживаться именно от того, что особенно нравится пашей изнеженной и избалованной плоти, будет ли то чай, табак – что бы то ни было. Лишь, соображаясь с уставом Церкви, все подобные роскоши могут быть допущены разве в те дни, в которые разрешается на вино и елей, и то в узаконенное время, т. е. после, вечерни или прежде литургии, а никак, отнюдь не утром. 231 Поставляется коливо в воспоминание следующего события. Греческий император Юлиан – отступник и гонитель христиан, захотел осквернить православных в первую неделю поста, особенно всеми чтимую, для чего и велел во всю неделю продавать припасы съестные, окропленные кровью от идольских жертв. Но в ночь на чистый понедельник великомученик Феодор Тирон (замученный в 306 г.) явился константинопольскому архиепископу Евдоксию и приказал, собрав рано утром православных, запретить им покупать на торгу оскверненные припасы. На вопрос Евдоксия, чем заменить те припасы, Феодор указал на коливо. Таким образом христиане сохранились от осквернения. В вечное воспоминание этого установлено в пятницу первой недели поставлять коливо, и над ним в конце преждеосвященной петь молебен великомученику Феодору. В последствии принято ставить коливо «в честь и память господских праздников или святых божиих», а наконец и всех умерших. Вот, откуда идет кутья, над которой поются панихиды по умершим. Состав кутьи по уставу: «коливо, сие есть кутия или вареная пшеница, с медом смешанная и различными сладкими овощами украшенная».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Кроме чтимого образа св. Архангела Михаила, о древней истории обители напоминает икона преп. Саввы Освященного. Есть здесь и еще одно свидетельство древних русско-палестинских связей. С правой стороны церкви существует небольшой придел во имя св. Иоанна Златоуста , устроенный, как предполагают, на средства царя Иоанна Грозного. Монастырь свв. Феодоров. Подобно другим старинным иерусалимским обителям, монастырь, посвященный двум соименным мученикам – Феодору Тирону и Феодору Стратилату, использовался в XIX в. для размещения русских паломников. До 1847 г. здесь жили как богомольцы-мужчины, так и женщины. С созданием Русской Духовной Миссии в Иерусалиме российские дипломаты настояли на предоставлении мужчинам и женщинам двух различных монастырей. Мужчины-паломники перешли вместе с членами Миссии в Архангельский монастырь, а женщины остались в Феодоровском. К сожалению, мало известно об истории и каких-либо святынях обители. Архим. Леонид (Кавелин) в своем путеводителе «Старый Иерусалим и его окрестности» пишет только: «Монастырь велик и удобен. Церковь небольшая. На храмовой иконе изображены Феодор Тирон и Феодор Стратилат совместно». Никольский монастырь был построен грузинской (кахетинской) царицей Еленой, в монашестве Елизаветой. Он посвящен свт. Николаю Чудотворцу, архиеп. Мирликийскому, – одному из самых великих и чтимых христианских святых, к тому же непосредственно связанному с Иерусалимом. Согласно Житию, еще будучи молодым архимандритом, он побывал с паломничеством в Святой Земле. И когда пришел к храму Гроба Господня, – врата церковные сами чудесным образом растворились пред ним... Храм монастыря трехпрестольный: главный алтарь посвящен свт. Николаю Угоднику, боковые приделы – преп. Антонию Великому и великомученице Варваре. В иконостасе много икон русского письма, привезенных в середине XIX в. Иерофеем, архиеп. Фаворским. Иерофей (он стал впоследствии патриархом Антиохийским) шесть лет провел в России – со специальной задачей сбора средств на нужды Иерусалимской Церкви. Миссия его увенчалась полным успехом, архиепископ вернулся в Палестину, собрав более 500 тыс. рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Исповедали Господа Иисуса Христа Богом истинным узники в темницах пред допросами и пытками грозной языческой власти; исповедали Его мученики пред мечем, в огне и разных муках, и свое исповедание запечатлели собственною кровью. Жития святых Христовой церкви свидетельствуют о том, что воинов-мучеников за веру Христову было до 17 тысяч и что в этом числе были как воеводы, так и рядовые воины. Все они пострадали за веру Христову и стяжали себе нетленные венцы в обителях Отца Небесного. Нельзя не умилиться духом, читая о величии их подвигов. Из многочисленных примеров, которыми изобилует история православной церкви, приведем себе для назидания описание подвигов Св. Великомученика Георгия Победоносца. Красивый, молодой, богатый воин, Георгий, любимец, римского царя Диоклитиана, когда нужно было исповедать свою веру во Христа, не убоялся пойти на самые страшные мучения. Его заключили в темницу. Здесь ноги его забили в колоды, а на грудь положили тяжелый камень. На утро императоры приказал привести исповедника из темницы. Получив отказы на предложение принести жертву идолам, он повелел предать Георгия колесованию. Исполнители казни привязали Георгия к колесу. Ножи вонзаются в его тело, кровь мученическая брызжет из него, тело страстотерпца режется на части. Сам императоры удалился, полагая, что Георгий окончить жизнь на колесе. Но едва он удалился с места казни, как сияние небесное наполнило пространство, прогремел гром и послышался голос: «не бойся Георгий! Я с тобою!» A явившийся мученику ангел исцелил раны его. Это так поразило присутствующих, что многие исповедали Бога Георгия истинным Богом и веру его – единою истинною верою. После долгих мучений ему усекли голову. Так пострадал Св. Георгий Победоносен за веру Христову. Дорогие воины, в память великих страданий за веру православную Св. Георгия Победоносца, Императрицей Екатериной Великой учреждены почетный Орден – Кресты Св. Георгия, которым награждаются все те воины наши, кои подобно Св. Георгию, а так же и другим воинам мученикам, как Иоанн воин, Феодор Стратилат, Феодор Тирон и более 17 тысяч воинов мучеников за Веру, проявляют доблесть и выдающееся мужество в борьбе с врагами веры, Царя и Отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010