Ктины. Церковь Димитрия Солунского. Церковь. Не действует.   Престолы: Димитрия Солунского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:между приблизительно 1863 и 1871. Колокольня - после 1907. Адрес: Россия, Псковская область, Плюсский район, деревня Ктины Координаты: 58.709776, 28.59881 Проезд:Автобус Плюсса-Заянье. Остановка д.Детково или д.Гнездилова Гора Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1573 году поместье Елизарья Тыртова в Лядском погосте (в том числе и поч.Болота) было передано другому помещику – Василею Ивановичу Умному Колычову. До нашего времени сохранился текст ввозной грамоты (из записной книги ввозных грамот Шелонской пятины), где говорится о передаче этого поместья. «Такова ввозная дана околничему Василю Ивановичю Умного Колычова на Елизарево поместье Тыртова: 56. По государеву цареву и великого князя Ивана Василевича всеа Русии приказу, от государевых царевых великого князя диаков, от Семена Федорова сына Мишурина да от Ивана Дорофеева сына Собакина, в Шелонскую пятину, в Лятцкои погост: в селцо во Хтино, у озера у Хтина, а в селе великомученик Дмитреи, да на полатех Сергеи Чюдотворец, в двор болшои на пол трети обжи (в дрв) в Дедково на обжу, (в дрв) в Олексино на полторы обжи (в дрв) Ярун на полторы обжи, (в поч) в Земско, (в) Ермолка Кузмин, пашни полторы осмины (в поч) в Мелницу, (в) Яшко Микулин, пашни полторы осмины, (в поч) в Болото дан к церкве великомученику Дмитрию, (в) Ерешка Никитин, (в) Тренка Василев, (в) Остратко Петров, пашни три чети; и всего и с починки на восм обеж с четвертью, что было то селцо и деревни и починки в помесе за Елизарем за Тыртовым. Всем крестьяном, которые в том селце и в деревнях и в починкех живут: пожаловал государь царь и великий княз тем селцом и деревнями и починки околничего своего Василя Ивановича Умного в поместье со всеми угоди; и вы б все кресяне, которые в том селце и в деревнях и в починкех живут, околничего Василя Ивановича Умного и его приказщиков слушали, пашню его похали и оброк ему помещиков хлебнои и денежнои платили, чем вас изоброчит. К сеи ввознои грамоте царев великого князя диаки Семен Федоров сын Мишурин да Иван Дорофеев сын Собакин печати свои приложили. Писан в государеве отчине в Великом Новегороде лета 7081г марта в 21д. Се помесе отдано все по государеве грамоте Ивану Соловому Тимофеевичю Петрова в 83м году».

http://sobory.ru/article/?object=04137

Салоники (Θεσσαλονκη). Церковь Димитрия Солунского. Ιερς νας Αγου Δημητρου Карта и ближайшие объекты Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века. С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом). В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).  В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог " . С сайта http://fakty-o.ru Базилика Святого Димитрия - пятинефная христианская базилика, построенная в греческом городе Салоники на месте гибели великомученика Димитрия Солунского. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии - над его могилой) была построена между 313-323 годами. Спустя сто лет, в 412-413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году.

http://sobory.ru/article/?object=16863

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриаршее послание в связи с принесением в Россию ковчега с частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского 06.11.2008 406 Время на чтение 3 минуты Архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию ковчега с частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского Возлюбленные о Господе Архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры! Господь наш Иисус Христос, непрестанно изливающий Свою Божественную благодать на Святую Русскую Православную Церковь и на весь наш народ, вновь являет нам Свою милость, ибо в пределы нашего Отечества приносится великая святыня христианского мира — ковчег с частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского. Назначенный проконсулом Солуни (Фессалоник) святой Димитрий, несмотря на приказ римского императора Галерия Максимиана усилить гонения на Церковь, сам, исповедуя воскресшего Спасителя, стал открыто говорить о христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство в городе. Ревность о Боге военачальника Димитрия была столь велика, что его сравнивали со вторым апостолом Павлом, потому что именно «апостол языков» основал здесь общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Император Максимиан, узнав о том, что назначенный им проконсул — христианин и многих обратил в веру Христову, был весьма разгневан. Желая расправиться с солунскими христианами, он решил ввести войска в город. Святой же Димитрий, памятуя слова Спасителя, «если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19:21) раздал все свое достояние, а сам, готовя себя к принятию мученического венца, предался посту и молитве. Вызванный на суд императора Димитрий, как истинный воин Христов, не устрашился смерти, но, обличая неправду и суетность римского многобожия, мужественно исповедал себя христианином. За это святой военачальник был предан мученической смерти через пронзение копьями.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Почему именно в субботу? Потому что суббота еще в дохристианское время выбрана для особого поминовения усопших. Если копать глубже, то уже в Священном Писании говорится о субботе как о дне покоя. Слово на Димитриевскую родительскую субботу священника Алексия Агапова, настоятеля храма Архангела Михаила в городе Жуковский Московской области. — Дорогие братья и сестры! Сегодня в Церкви совершается так называемая Димитриевская родительская суббота. Этот день переходящий, но чаще всего эта суббота выпадает на субботу, ближайшую к дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Великомученик Димитрий Солунский – древний святой, очень почитаемый. Его еще называют Димитрий Мироточивый, поскольку мощи его источали миро, исцелявшее тех, кто приходил к нему с верой. Великомучениками Церковь называет великих людей мира сего, которые стали мучениками за веру Христову. То есть это люди, которые имели власть, богатство, почет, и могли средствами мира сего повлиять почти на всё, что происходило вокруг них. Можно сказать, держали свою судьбу в собственных руках. Но исповедуя Христа, они отказались и от власти, и от могущества, и от богатства, а предали себя в руки Божии, и через муки, которые претерпели от гонителей на веру Христову, вошли в Его Небесное Царство. Поскольку это были люди великие, про которых все слышали, их мученичество особенно сильно свидетельствовало о Христе, об истине Христовой веры, Воскресении Христа, о победе Воскресшего Христа над смертью. Поэтому Церковь и установила для них особый чин – великомученики. Великомученик Димитрий жил в первые века, был военным, полководцем, служил в языческом воинстве, и когда спросили, кто христианин, он, один из предводителей войска, вышел вперед. Для римлян это был скандал, а для Церкви – великая слава, потому что видя страдания и стойкость великомучеников, множество язычников обращалось ко Христу. Пользуясь средневековой терминологией, великомученика Димитрия можно назвать князем, потому что князь – это изначально военачальник. Это тот, кто водит за собой войско и строит город, крепость, таким образом укрепляя свою власть. Именно потому, что великомученик Димитрий Солунский был князем, в его честь называли многих князей на Руси. В том числе и Димитрий Донской, который предводительствовал русским войском во время Куликовской битвы, имел своим небесным покровителям великомученика Димитрия. Куликовская битва, как мы помним, состоялась в 1380 году, 8 сентября по старому стилю.

http://pravmir.ru/roditelskaya-subbota-n...

15. Димитриевская родительская суббота. Прп. Евфимия Нового, Солунского. Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского. Свт. Иоанна, еп. Суздальского. Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (служба может быть перенесена на пятницу, 14 октября) . Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах. Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского. В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба прп. Евфимия Нового, Солунского, совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона. Служба прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского, переносится на повечерие. Примечание. Полиелейная служба в честь свт. Афанасия исп., еп. Ковровского, может быть перенесена на пятницу (14 октября). На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 3-й (2-й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила...», 3-й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила...», 4-й: «Пророцы, и апостоли Христовы...»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты...», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал...», и проч.). «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тебе молимся...». Примечание. «На стиховне мученичен 1-й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды .

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-28/

Канаши. Церковь Димитрия Солунского. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Канашинское село находится от епархиального города в 182 в., от уездного в 16 в. на северо-запад, расположено по берегам незначительной речки Большой Канаш, впадающей в р. Исеть. Климатическия условия местности, вследствие отсутствия лесов и свежей проточной воды, нельзя назвать вполне благоприятными для здоровья. Немаловажное значение для развития в селении различных болезней имеют расположенные около него кожевенные заводы, откуда распространяется по временам невыносимое зловоние и в значительной мере отравляет воздух. Почва в окрестностях села черноземная. Точных данных для определения времени основания села Канашинского нет, но несомненно, что в конце XVII столетия оно, как деревня, уже существовало. Образовалось оно из беглых крепостных крестьян Вологодской губернии, принадлежавших помещику Велико-Устюжского уезда отставному прапорщику Павлу Иванову Дебособрову. В промежуток между 1721 и 1725 г.г. помещик Дебособров разыскал своих беглецов, но не принуждал их переселяться обратно, оставив за собою право владения ими и на новом месте их жительства. По смерти Дебособрова этим селением владели жена его и две сестры и их наследники. В 1806 г. крестьяне с. Канашинского откупились от своих помещиков за 15200 рублей. Наименование свое село Канашинское получило от речки Канаш, по берегам которой оно раскинулось; в прежнее время оно называлось, кроме того, еще Димитриевским по имени храма, освященного в честь Св. Великомученика Димитрия Солунского. В состав прихода Канашинского, кроме самого села, входит деревня Мальцева, расположенная на расстоянии 1-й версты от него по той же речке. Численность населения в приходе равняется 1481 м. п. и 1570 ж. п. православных, - и раскольников разных толков 399 м. п. и 438 ж. п. Главное занятие прихожан – земледелие, в очень значительной степени развито в приходе дубление и вообще выделка кож, а также производство простой глиняной посуды. Благодаря этим промыслам, население довольно зажиточно.

http://sobory.ru/article/?object=48214

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 28 октября 2023 года 15. Димитриевская родительская суббота. Прп. Евфимия Нового, Солунского. Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского. Свт. Иоанна, еп. Суздальского. Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (служба может быть перенесена на пятницу, 14 октября) . Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах. Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского. В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба прп. Евфимия Нового, Солунского, совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13й главе Типикона. Служба прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского, переносится на повечерие. Примечание. Полиелейная служба в честь свт. Афанасия исп., еп. Ковровского, может быть перенесена на пятницу (14 октября). На вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4й – 3, и мученичны Октоиха, глас 3й (2й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила…», 3й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила…», 4й: «Пророцы, и апостоли Христовы…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – преподобного, глас 6й: «Преподобне отче…», «И ныне» – догматик, глас 3й: «Како не дивимся…». Входа нет. Прокимен дня, глас 7й: «Боже, Заступник мой еси Ты…», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал…», и проч.). «Слава» – преподобного, глас 5й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тебе молимся…». Примечание. «На стиховне мученичен 1й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина » (Типикон, гл. 13я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4го, 5го или 6го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1й), а мертвен повторить дважды .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Троекурово. Троекуровский Дмитриевский Иларионовский женский монастырь. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты Церковь св. Димитрия Солунского - самый старый храм Троекуровского монастыря. Была построена вместо прежней приходской деревянной церкви местной помещицей Прасковьей Раевской в 1811-1814 гг. Главный престол посвящен святому великомученику Димитрию Солунскому, правый придел - Георгию Победоносцу, левый - Иоанну Воину. 13 января 1864 года последовал указ Святейшего Синода, в котором сказано, что Димитриевская церковь становится главным храмом Троекуровской Илларионовской женской общины. С тех пор и сама община стала именоваться Димитриевской. Двусветный основной объем состоит из четверика, увенчанного ротондой, полукруглого алтаря и трапезной. К притвору с обеих сторон примыкают парные колокольни. На одной из колоколен на средства местного помещика были устроены часы с боем. На другой располагались колокола весом в 21 пуд, 4 пуда, а также  маленькие колокола, общий вес которых составлял 535 кг 266 г. Лестничные всходы были изготовлены из мячковского камня. Из этого же камня был выстлан пол. В 1876 году в Димитриевской церкви была обновлена настенная живопись, с западной стороны для монашествующих устроены хоры, установлены новые вызолоченые иконостасы всех трех престолов. Западный вход храма украшен лоджией с двумя колоннами. Главки на церкви были обиты " белым листовым железом " , крыша покрашена зеленой краской, кресты вызолочены. Двери и решетки на окнах первого яруса кованые. Клиросы были деревянные, выкрашены голубой краской. Резной, искусно выполненный иконостас был покрыт белой, а резные колонны палевой под лак краской (позднее колонны и царские врата были вызолчены). Над царскими вратами в резном сиянии находился образ Нерукотворного Спаса, " на котором риза и венец серебряные, кованые, вызолоченые, со вставленными мелкими драгоценными камнями " . Храм славился богатой утварью: двумя серебряными крестами, тремя серебряными с позолотой сосудами и серебряным с позолотой ковчегом. Так же в храме находилась богатая библиотека.

http://sobory.ru/article/?object=10918

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные указания за 2 ноября 2024 года 20. Димитриевская родительская суббота. Вмч. Артемия. Прав. Артемия Веркольского (службу зри 23 июня) . Прп. Гавриила Самтаврийского (служба может быть перенесена на пятницу, 19 октября) . В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба вмч. Артемия совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13й главе Типикона. Примечание. Полиелейная служба прп. Гавриила Самтаврийского может быть перенесена на пятницу (19 октября). На вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученика, глас 4й – 3, и мученичны Октоиха, глас 1й (2й: «Молитвами, Господи, всех святых…», 3й: «Еже на судищи…», 4й: «О, добрыя вашея купли…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – великомученика, глас 2й: «Разумнаго светильника…», «И ныне» – догматик, глас 1й: «Всемирную славу…». Входа нет. Прокимен дня, глас 7й: «Боже, Заступник мой еси Ты…», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал…», и проч.). «Слава» – великомученика, глас 6й: «За Христа законно…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…». Примечание. «На стиховне мученичен 1й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина » (Типикон, гл. 13я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4го, 5го или 6го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1й), а мертвен повторить дважды .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Астрахань. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1728 году астраханский купец Федор Черпаков просит разрешения у Астраханского епископа Варлаама на строительство новой каменной Смоленской церкви. 19 января ему была дана храмоздательная грамота, а к 1737 году строительство церкви было уже завершено. 10 ноября 1737 года новосооруженный храм был освящен епископом Илларионом. По указанию Астраханского епископа Мефодия 4 мая 1761 года был заложен придельный теплый храм в честь великомученика Димитрия Солунского и 26 октября 1762 года был овящен. Из-за ветхости и малой вместимости в 1829 году был разобран. Вместо него были пристроены к трапезной два новых придела. Северный придел был освящен 29 октября 1829 года в честь великомученика Димитрия Солунского, южный придел освящен 23 мая 1835 года в честь Преподобного Сергия Радонежского. В 1857 году была выстроена каменная колокольня. К началу 20-го столетия храм сильно обветшал и шла речь о разборке старого здания и построения на его месте нового, но за отсутствием средств проект было решено отложить до лучших времен. В 1930 году церковь была снесена. Информация с сайта Астраханско-Енотаевской епархии Храм этот, теперь не существующий, находился недалеко от Спасо-Преображенского монастыря на перекрёстке улиц Эспланадной и Смоленской. История его появления уходит глубиною в XVII век, когда территория Белого города стала приобретать черты густонаселённого посада. Если в западной его части била кругом торговая жизнь, а в центральной и южной разместились стрельцы, то северо-восточный его угол по-прежнему оставался малообжитым. Только в начале 70-х годов здесь, на территории между Спасо-Преображенским и Вознесенским монастырями, была основана слобода рыбных ловцов. Место было удобное – рядом располагались Косые, или Исадные, ворота Белого города, выходившие прямо на реку Кутум, бывшую тогда судоходной, а вдоль берега её тянулся богатый астраханский рынок Исады, где рыбаки могли сразу же продать свой улов. Слобода расстраивалась и процветала. Вскоре после основания рыбацкой слободы появились и первые упоминания о Смоленской церкви. Её появление было связано с основанием нового прихода, в который вошли жители новой слободы. Ими же, возможно, и была построена первая деревянная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=38508

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010