Славяне, узнав о том, заняли теснины и места укрепленные, призвали на помощь разных других Славянских Князей (πασαν την βαρβαρον διαφυρων ρηγων βοηθειαν). Ход и последствия сей войны Солунский историк описывает не довольно ясно для нашего времени. Известие его заключается в следующем: Греческое войско, помощью Великомученика и других Святых, одержало победу над Славянами. Славяне погибли в тех самых сетях, которые приготовили они для других, соединенные толпы их рассеялись, так что некоторых, прибежавших в Солунь «Великомученик тайно увещевал возвратиться в свои селения, недалеко бывшие, и собрать плоды, так как страх заставил их бросить без защиты и помощи свои семейства.» За тем Солунский повествователь говорит, что Император, по просьбе Солунян, отправил в Солунь войско и корабли, нагруженные хлебом; а поели того еще присланы были военные корабли. Тогда-то неприятель, потерпев сильное поражение, потребовал мира, и, след., до того времени он еще держал Солунь в осаде. 94 Упоминаемые в пятой войне Драговичи, Сагудаты и Белезиты уже известны нам, по описанию четвертой войны. Рунхины и Стримонцы, вступившиеся прежде других за Первунда, являются в этой войне каждый раз соседями-союзниками. Стримонцы получили название свое по реке Стримону, которая вытекает выше Радомира и впадает в Эгейское море; Греческий Стримон у Славян Струма, Струмень, получил свое название от Славянского слова стремление: это чисто Славянская река; Струмень на пути своем справа принимает Лыстрицу, а слева Черную, потом опять справа принимает реку Струмицу или Струмишу, на которой лежит город Стремница, Острумчь, у Греков Амфиполь. Струмень протекает недалеко от Меленон, Демиргисара (древней Ираклии Сантинской), Сереса и, пройдя сквозь Церцинское озеро, впадает в море при Орфане. Влево от Струмена, почти параллельно с ним, течет Мста, на которой стоят: Ситаньград (Сетунь Византийцев), Бапиек, Филипово, Капица; здесь же Греческая клиссура – ущелье. Рунхины, оставили свое имя в Македонском городе Рондино, что на берегу Стримонского залива, между устьем Стримона и озером Больбийским, или между Амфиополем и Солунем 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На второй день праздника, в самую полночь, серебренная рака Победоносца разрушена была огнем». Слух о пожаре тотчас распространился по городу; все бежали в храм и все стали хлопотать, как бы огонь не истребил всего храма. Тащили и ломали все, как случилось. В храм стала такая темнота, что почти нельзя было выходить из дверей храма. Надобно было выгнать толпы из храма, но выгнать не могли. Начальнику Дунайской когорты вдруг пришла мысль странная; он закричал: «Граждане! варвары у стен города, – бегите с оружием за отечество все бросились вон, схватили оружия и поспешили на стены города. И что же? На рассвет действительно «увидели неприятеля на поле храма св. мученика Христофора; он был не многочислен (считали у нас до 5000), но очень силен: то были люди отборные и опытные в военном деле». Солуняне имели время собраться с силами, сделали вылазку, неприятель с обыкновенною своею зверскою дерзостью достиг уже храма св. мучениц Хионии, Ирины и Агапии, что в близи городской стены. Граждане то нападали, то отступали но без потери, так как на сторон неприятельской стоял избранный цвет всего Славянского народа» 25 . Между этою войною и тою, которую далее описывает повествователь, Солунь сильно пострадал от голода и язвы 26 повествователь, говоря о помощи, какую подавал Великомученик во время сей язвы, пишет, что это было «не много лет прежде сего, и каждый, как думаю, слышал об этом; и многие в посещении Мученика и сами испытали милость Божию» 27 Язва окончилась в июле 597 года 28 . Следовательно первая Славянская война происходила прежде 597 г. Другие указания на время воины: «мир, широко простиравшийся», и не дозволявший опасаться нападения варваров, известить варваров Солуни. Если начальник Дунайской когорты надеялся, что известие о близости варваров заставило немедленно взяться за оружие, и граждане действительно, ни мало не медля, с оружием в руках поспешили на стены Солуня, то это показывает, что варвары уже известны были Солунянам по своим набегам. Сам повествователь говорить, что только в то время, о котором он пишет, не было слышно о варварах, но дает разуметь, что прежде того слышали о них многое.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  Кондак 9 Всякое естество Ангельское удивися, Димитрие святый, великаго твоего дерзновения делу. Хотящу бо Господу врагом предати Солунь, и явлением Ангельским, повелевшу ти оставити град, не оставил еси того, славне. Темже сподобивыйся ужасного видения и слышания, Иллюстрий с трепетом возглашаше: Аллилуиа.   Икос 9 Витии многовещанныя не возмогут разумети, как плененныя иногда девы, образ твой, святе, пленившему и их князю швением уготовавшия, внезапу восхищени быша тобою, и у гроба твоего поставлени, бдению на память твою совершающуся, благословяще убо о тебе Господа, со умилением зовем ти: Радуйся, за истину на земли, даже до крови пострадавый; радуйся, на небеси со дерзновением престолу Божию предстояй. Радуйся, благопотребная оттуду верным посылаяй; радуйся, от бед призывающия тя свобождаяй. Радуйся, яко во озлоблении сущим скоро помогаеши; радуйся, яко Господь молитвами твоими благоутробно внемлет. Радуйся, чудес неисчерпаемый кладезю; радуйся, знамений неоскудеваемый источниче. Радуйся, плененных свободителю; радуйся, варварския дерзости укротителю. Радуйся, печальным утешение посылаяй; радуйся, скорбящим радость подаваяй. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.   Кондак 10 Спасти хотя град твой от глада, являлся еси, Димитрие, во пристанищех морских и отоцех, повелевая имущим пшеницу плыти с тою в Солунь. Темже тобою от смерти избавленнии, благодарственне пояху о тебе Богу: Аллилуиа.   Икос 10 Стена явился еси граду твоему несокрушимая, богомудре, и необоримый защитник всем призывающим тя, зане тако благоволи о тебе небесе и земли Творец. Темже и нас научи приглашати тебе: Радуйся, милосердия великий любителю; радуйся, о бедствующих сострадательный попечителю. Радуйся, от глада верныя спасаяй; радуйся, от нашествия языков тех изымаяй. Радуйся, множицею избавивый солунян от уз работы горькия; радуйся, губительную язву и иный вред от них удаливый. Радуйся, воеводо, никимже в мужестве одолимый; радуйся, ратоборче, николиже в силе оскудевающий. Радуйся, вся на град твой устремляющияся, яко Моисей Амалика, низлагаяй; радуйся, яко Сампсон, иноплеменники прогоняяй. Радуйся, царем верным на враги одоление подаваяй. Радуйся, христолюбивым воином на брани помогаяй. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

http://isihazm.ru/1/?id=643

Славяне окружили Солунь и с моря и с сухого пути; они были тут и с семействами своими и с домашнею собственностью, намереваясь по взятии города, основаться в нем 53 . В городе поднялась тревога; кораблей иностранных и своих, которые могли бы, по крайней мере, заградить вход в пристань, не было. В этот раз точно тоже было, что и в предшествовавшую войну. Солунянам дано было время собраться с духом. Славяне стали обшивать лодки кожами, чтобы тем защитить их от стрел. Потом, когда решились на приступ, вместо того, чтобы прямо подходить к стенам, какой-то страх заставил их делать дальний обход около города. Солуняне ободрились, заградили вход в пристань цепью и лодками, защитили рвом и орудиями слабую част стены 54 . На третий день Славяне подошли ближе к Солуню с моря, а на четвертый с рассветом бросились с криком на стены; одни метали из машин каменья, другие подставляли лестницы, третьи бросали облака стрел и огонь 55 . В это время не только Христиане, но даже Евреи Солунские, ясно видели славного защитника Солунского, Св. Димитрия; в белой хламиде он сперва ходил по стенам города, потом по морю, как по суше; Славяне поражены были страхом и смятением; поднявшийся ветер мешал управлять лодками, которые сталкивались и разбивались одна об другую; флот почти весь погиб; Славяне бежали. Князь их, Хатцон (Χατζων), обратился к богам своим с вопросом: взойти ли ему в город, и, получив утвердительный ответ, взошел, но нашел здесь смерть 56 . Чрез два года после третьей, открылась четвертая война Славян с Солунем 58 . Славяне, досадуя частью на неудачу в последней войне, частью на то, что захваченные ими пленники скрылись от них в Солуни, просили Аварского Кагана воевать вместе с ними против Солуня. «Не должно быть тому, говорили они чрез послов, чтобы тогда, как опустошены все города и области, один сей город оставался цел и принимал к себе беглецов с Дуная из Паннонии, Дакии, Дардании и других областей и городов.» 59 Каган охотно согласился с Славянами, собрал многочисленное войско из своих Славян, Булгаров и других народов; содержание на все войско должны были доставить Драговичи 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности " вторым апостолом Павлом " , потому что именно " апостол языков " основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине. Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами. Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: " Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного " . А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца. Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан.   Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу - пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия. На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

http://isihazm.ru/1/?id=643

Солунский историк чудес Великомученика, живший в 8 веке, историей Кубера окончил свое, повествование о войнах Славян с Солунем и действиях Великомученика по отношению к Славянам. Нам остается сделать замечание о том, какое действие имели на Славян чудные дела Великомученика. Солунский Историк, к сожалению, не обратил на этот предмет особенного внимания; занятый только тем, что творил Святой для Солуня, он не имел в виду много говорить об отношении чудес Великомученика к Славянам. Впрочем, несколько замечаний его могут указать на дело. Солунский историк пишет, что Славянин художник, выдумавший разрушительную машину против Солуня, чудом Великомученика обращен был ко Христу, и что Великомученик доводил Славянина до того, чтобы он узнал, кто и по чьей воле, возложил руку на его ланиту. Далее, почти каждая война Славян с Солунем сопровождаема была такими действиями и явлениями Великомученика, которые не только понятны были для размышления, но очевидны были для глаза; показывали каждому язычнику, за кого действует небожитель – Вождь Христианский. Так, при окончании второй войны, сами Славяне рассказывают, что они видели предводителя войск, светоносного, грозного, заставившего их обратиться в бегство. То же при окончании четвертой войны. «Рассказывали о спасении города свыше и о чудном происшествии со стенами во время землетрясения, и что, по заступничеству явившихся им Святых, случилось, что орудия и машины их оказались неспособными и дурными, тогда как после предварительного различного испытания они признаны были годными и необходимыми.» Такие сильные впечатления чудодействий на сердца Славян не могли оставаться без того, чтобы не произвести перемены, по крайней мере, в некоторых из Славян по отношению к верованию религиозному. В описании последней войны историк говорить о пленниках Аварского Кагана: " с того времени (со времени пленения) они смешались с Булгарами, Аварами и другими язычниками, и когда родили один от других детей и возросли в многочисленный народ, то дети от отцов переняли расположения и любовь к нравам Римским, чрез веру Православную и животворное крещение умножилось Христианское племя.» И так пленники Христианские, чрез связи супружеские, смешались с Аварами, Булгарами и с Славянскими пленниками; но плоды супружестве освящаемы были крещением и, таким образом, явился целый народ Христианский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Славянские племена, Рунаины и Стримоицы, узнав об участи Первунда с негодованием потребовали от Императора свободы Первунду и возвращения его к ним. Император, занятый тогда войною с Агарянами, обещал прислать Первунда по окончании войны, и Славяне успокоились. Первунд, не доверяя Грекам, по совету одного из Императорских переводчиков, убежал из Константинополя, чтобы скрыться между единоплеменниками, но был пойман и возвращен в Константинополь и, по приказанию Императора, лишен жизни. Тогда племена Славянские, и особенно Стримонцы, Рунхины и Сагудаты, решились мстить Солуню жестокой войной. Сперва они, в продолжение двух лет, опустошали места, соседние с Солунем и уводили жителей в плен. Солунь также был осажден. Открывшийся в нем голод дошел до такой крайности, что одни из жителей бежали, куда могли, другие, оставшись в Солуне, принуждены были утолять голод мясом ослов, лошадей и другою, еще менее выгодною, пищею. Император, занятый войною, мог послать только десять карбазов (καραβα, малых военных судов) с хлебом. Но этого было слишком мало. Те же посланные Императора, посадив отважных на суда, отправились в Фивы и Деметриаду, чтобы закупить там хлеб Солунянам у Белезитов, тогда бывших в мире с Солунянами. Князья Драговичей, узнав о том, нашли это время самым благоприятным для нападения на Солунь. Сагудаты и Драговичи подошли к Солуню сухим путем, а Рунхины в тоже время с моря. Стримонцы по договору также должны были идти к Солуню, но устрашены были некоторыми видениями и остались на своих местах 91 . Жители Солуня приведены были в трепет этой осадой. В северной части города, которая защищена была только простой стеной (без вала и пр.) и где были небольшие ворота, Великомученик явился не во сне, а наяву, одетый в белую хламиду и с жезлом в руке; казалось, он гнал жезлом из тех ворот нескольких Славян, делавших там нападение, и говорил: «Напрасно принес их сюда Бог; что потом буду я делать здесь?» и таким образом выгнал их из ворот. Другие видели Мученика за стеною; он собирал там светоносных мужей и указывал им держать стражу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3 июля/8 августа 1877 года за 1077 в Святейшем Синоде состоялось определение: «Св. Синод признает возможным разрешить напечатать упомянутый акафист в количестве 200 экземпляров для употребления в Лебедянском Троекуровском монастыре». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 10 августа 1877 года за 2608 211 . Акафист св. великомученику Димитрию Солунскому составлен схимонахом Аркадием, автором акафиста св. великомученику Пантелеймону. 60 Акафист св. равноапостольному великому князю Владимиру 14 декабря 1877 года настоятель Сретенской церкви города Скопина Рязанской губернии священник Симеон Соловьев представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет прошение о разрешении напечатать акафист св. равноапостольному князю Владимиру, при чем была приложена резолюция преосвященного Палладия, епископа Рязанского и Зарайского. В Санкт-Петербургском духовно-цензурном комитете отзыв поручено было дать архимандриту Виталию, который 17 января 1878 года доносил комитету: «Акафист св. равноапостольному князю Владимиру, составленный священником г. Скопина Рязанской губернии Симеоном Соловьевым, и по мыслям, догматически и исторически верным, и по чувствам благочестивого усердия к равноапостольному просветителю земли Русской, и по правильному изложению соответствует своему назначению и может быть одобрен к напечатанию». Преосвященному Палладию, епископу Рязанскому и Зарайскому, автор священник Симеон Соловьев в сентябре 1877 года писал: «Побуждением для меня к составлению сего акафиста служили: а) чувства благодарности и благоговения пред величием благодеяний, оказанных равноапостольным князем Владимиром народу русскому через просвещение его православной верой; б) желание принести посильную лепту в пользу раненых и больных русских воинов пожертвованием этого акафиста в случае одобрения цензурного комитета в комитет о раненых». Это обстоятельство, а также одобрительный отзыв об акафисте архимандрита Виталия были приведены в донесении Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета Святейшему Синоду от 24 января 1878 года за 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Песнь 1 Ирмос: Возничего колесницы фараона погрузил/некогда чудодейственный Моисеев жезл,/крестообразным ударом разделивший море,/Израиля же беглеца, пешего путника спас,/песнь Богу воспевавшего. Mvpa благовонна и честна, Димитрие,/отверзеный источниче,/страстей скверны сердце мое омый/и, добродетелей деянием благовоние мя показав Христово,/ум мой облагодатстви,/благодати твоя Божественныя пети. Mvpa благовонного и драгоценного отверзшийся источник!/От скверны страстей, Димитрий, сердце мое омой/и, путем исполнения добродетелей/благовонием Христовым меня явив,/ум мой облагодатствуй,/чтобы мне благодеяния твои Божественные воспевать. Воды живыя реки/истекати от чрева верных,/Слово Божие глаголет./Темже твоего проливаются мvpa источницы приснотекущии,/ихже струи веселят Божий град,/славящий мученическое дерзновение твое. О том, что реки воды живой/истекать будут из чрева верных,/Слово Божие возглашает./Потому и проливаются мvpa твоего источники, всегда текущие,/чьи струи веселят город Божий,/славящий мученическое дерзновение твое. Жезл убо древле Моисеев,/ударив камень в земли пустынней,/отверзе струи рек многотечныя;/тело же твое, Димитрие, прободенное копием,/мvpa источник показа,/новаго Израиля прохлаждающее. В древности Моисеев жезл,/ударив камень в земле пустынной,/струи рек многоводные отверз;/тело же твое, Димитрий, копьем пронзенное,/явило источник мvpa,/новый Израиль прохлаждающего. Яже убо имаши воздаяния, Димитрие,/мученических твоих язв,/ниже око виде, ниже ухо слыша;/ныне же мvpa море, воздаяния чистоты проливаеши мipa концем,/страсти душ очищающее. Воздаяния, что имеешь ты, Димитрий,/за мученические раны твои,/ни око не видело, ни ухо не слышало;/ныне же мvpa море – воздаяние за чистоту/проливаешь ты мipa концам,/страсти душ очищая. Богородичен: Пренескверно приятелище, Всечистая,/Слово обрет Тя Божие,/в Твоя вселися ложесна:/и еже из Тебе приятие помазав Своим Божеством,/Един пройде от двою,/и истощенное мvpo наречеся,/Христос бо Бог же и Человек. Богородичен: Пренепорочную обитель – Тебя, Всечистая,/Слово Божие обретя, в Твои вселилось недра;/и, принятое от Тебя Божеством Своим помазав,/прошел: Один – из двух, и мvpoм излившимся был назван,/ибо Христос – как Бог, так и Человек.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

И ты, сердце, поколеблися ныне,/видя Божие прещение належащее, и возопий:/пощади люди Твоя, Владыко Господи,/и устави праведный гнев Твой, Благоутробне. И ты, сердце, ныне содрогнись,/видя Божию угрозу надвигающуюся, и воззови:/“Пощади народ Твой, Владыка Господи,/и укроти праведный гнев Твой, Благосердный!” Люди и град, яже Твоею кровию стяжал еси, Иисусе,/не предаждь в погибель,/во еже смущатися земли трусом страшным,/лик апостол молит Тя. Народ и город, который приобрел Ты Своею Кровию, Иисусе,/не предай на погибель при смятении земли/от сотрясения страшного,/– хор апостолов умоляет Тебя. От путей Твоих, Владыко, правых/нравом уклоншеся развращенным,/в негодование преложихом Тя, Милостиваго и Непамятозлобнаго,/но милостив и щедр буди Твоим рабом. От путей Твоих, Владыка, правых/уклонившись нравом развращенным,/в негодование мы привели Тебя,/нам сочувствующего и не помнящего зла;/но будь милостив, о Сострадательный,/к рабам Твоим. Богородичен: Ныне помощи прииде время,/ныне пременению потреба, Чистая,/к Сыну Твоему и Господу,/яко да ущедрит согрешшия ны/и належащаго гнева избавит. Богородичен: Ныне пришло время помощи,/ныне нужда в примирении, Чистая,/с Сыном Твоим и Господом,/чтобы пожалел Он нас, преткнувшихся,/и от надвигающегося гнева избавил. Ин. Ирмос: Ты, Господи мой, Свет в мip пришел еси,/Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения/верою воспевающия Тя. Канон иной. Ирмос: Ты, Господи мой, светом в мир пришел,/светом святым, от мрака неведения обращающим/с верою воспевающих Тебя. Огнь любве Божественный в сердцы прием,/огнь угасил еси безбожнаго идолонеистовства,/славне Димитрие. Огонь любви божественной в сердце приняв,/ты огонь безбожного безумия идолопоклонства/угасил, славный Димитрий. Избавляя ны от бед, явися, Димитрие,/молитвами твоими покрывая/верою и любовию восхваляющия тя. Избавляя нас от опасностей, явись, Димитрий,/молитвами твоими покрывающим/тех, кто с верою и любовию/восхваляет тебя. Иже верою к твоему усердно притекающе храму, Димитрие,/недугов и страстей душетленных/вскоре избавляются.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010