Закрыть itemscope itemtype="" > «Задача родителей объяснить детям, что пост не является наказанием» Отец девятерых детей протоиерей Димитрий Арзуманов об особенностях проведения Великого поста детьми 19.02.2018 1092 Время на чтение 3 минуты Сегодня первый день Великого поста. Его главная цель - подготовка христианина к празднованию Пасхи; это период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Господа Иисуса Христа. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Первая седмица Великого поста очень строгая и имеет народное название «Фёдорова неделя». На храмовых богослужениях в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается по частям Великий канон преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве - молебный канон великомученику Феодору Тирону (отсюда и название первой седмицы) и совершается благословение колива (кутьи). Понедельник 1-ой седмицы Великого поста в народе называется «Чистым понедельником». О том, как богоугодно и душеспасительно провести эти дни, рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный московский пастырь, и.о. настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, отец девятерых детей протоиерей Димитрий Арзуманов : Каждый год мы говорим о том, как проводить Великий пост. Пост - это начало нашего спасения. В остальное время своей жизни мы не заботимся о спасении своей души, не думаем о стяжании Святого Духа, не заботимся о ближних и своей бессмертной душе. Пост начинает нас немножко тормошить, заставляет думать о том, что впереди вечность, а рядом с нами живут братья и сестры, созданные по образу Божию. В мире много несовершенства, несправедливости и зла. А рядом с нами люди, которые страдают горше нас. Но самое главное - мы возвращаемся к той мысли, что впереди нас ожидает вечность. От Бога и от наших усердных движений зависит, обретем ли мы вечную жизнь. Пост - время для подвизания. Нам надо подвизаться. Однако для каждого человека есть свой предел и свой уровень - есть люди сильные духом и телом, а есть совсем немощные. Для воцерковленных людей многие вещи являются навыком, утвержденным знаниями. Многие только начинают этот путь, начинают что-то узнавать о христианстве, Церкви и вечности. Для каждого человека путь Великого поста особенен.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/19/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Умер великий русский человек» На 90-ом году жизни отошёл ко Господу известный художник-реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР Адольф (в крещении Николай) Овчинников 19.04.2021 1558 Время на чтение 7 минут В четверг, 15 апреля, отошёл ко Господу Адольф Николаевич Овчинников, заслуженный деятель искусств РСФСР, известный художник-реставратор, педагог и выдающийся копиист. Адольф Николаевич, в крещении Николай, накануне своей кончины сподобился принятия Святых Христовых Таин. Отпевание и прощание с А. Н. Овчинниковым состоится 19 апреля в 11.30 в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке в Москве , сообщает Православие.ru. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной новопреставленного раба Божия Николая, сообщает Патриархия.ru. « С печалью воспринял известие о кончине заслуженного деятеля искусств РСФСР, заслуженного работника культуры РСФСР, художника-реставратора высшей квалификации Адольфа Николаевича Овчинникова, - говорится в Патриаршем соболезновании. - Начав трудовую деятельность художником-оформителем, Адольф Николаевич (в крещении — Николай) по Промыслу Божию открыл для себя мир византийской и древнерусской живописи и более 60 лет своей жизни посвятил работе с предметами церковного искусства. При его непосредственном участии отреставрированы несколько сотен икон, в том числе и древнейших. Им опубликованы десятки статей и монография о символике христианского искусства, работы по теории реставрации темперной живописи. Он стал основоположником нового направления в изучении памятников религиозного искусства — создания копий-реконструкций старинных храмовых фресок, и благодаря его неутомимым трудам мы можем видеть изображения угасающих или уже утраченных росписей XII века из Старой Ладоги, XIII века из Суздаля, XV века из Пскова, VIII-XIII веков из Грузии. Об актуальности этой работы говорит тот прискорбный факт, что из восьми храмов, фрески которых были им полностью скопированы, половины уже не существует.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/19/um...

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Даты указаны по новому стилю Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться. В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста. Великий Пост 27 февраля 14 апреля Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы. В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг горячая пища без масла; суббота, воскресенье пища с растительным маслом. Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы. Петров, или Апостольский пост 11 июня 11 июля С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха. Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2136...

Календарь постов и трапез на 2012 год Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).   Даты указаны по новому стилю       Н ичего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.      В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.   Великий Пост 27 февраля – 14 апреля      Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.      С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.      В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.      Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.   Петров, или Апостольский пост 11 июня – 11 июля      С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.      Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Молитвы Евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной Литургии) Источник Восточная Православная Церковь в настоящее время имеет во всеобщем употреблении две литургии. Одна из них приписывается св. Василию Великому , а другая – столь же славному отцу Церкви, св. Иоанну Златоусту . Литургия св. Василия совершается 10 раз в году: в связи с вечерней накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления, как бы открывая собой торжества этих праздников 1 , в пять воскресных дней Великого поста, также выделяя торжественность этих дней в ряду дней Четыредесятницы, в Великий Четверг, когда воспоминается установление Евхаристии Господом, в Великую Субботу – опять же в связи с вечерней этого дня, вводя нас, подобно литургии навечерия Рождества Христова и Богоявления, в предстоящее торжество торжеств праздника праздников – Воскресения Христова. Десятая литургия совершается в день кончины св. Василия – 1 января. Редкое, но связанное с особо торжественными праздниками церковного года, совершение литургии св. Василия выделяет эти дни от прочих дней года, когда полагается литургия св. Иоанна Златоуста . Не исключена возможность, что когда-то литургия Василия Великого совершалась и в другие торжественные дни церковного года. Так можно полагать потому, что в более древних евхологионах она помещается прежде литургии Иоанна Златоуста . В евхологионе IX века, хранящемся в Ленинградской государственной публичной библиотеке под Гр. 226 и известном под названием Порфирьевского, после литургии Василия Великого даны особые заамвонные молитвы на праздники Сретения, Богоявления, недели Мясопустной, 1, 2, 3, 4 и 5-й недель Великого поста, Недели ваий, Великого Четверга, Пасхи, Антипасхи и для праздников вообще 2 . Впрочем, обе литургии – и Василия Великого , и Иоанна Златоуста  – не отличаются одна от другой ни в обрядовых действиях, ни в самой конструкции чинопоследования в целом. Обе литургии имеют один и тот же чин проскомидии, одно общее начало, малый вход, молитву Трисвятого, чтение посланий апостольских и Евангелия, молитвы об оглашенных и верных, великий вход. Обеим свойствен один и тот же порядок благословения освящаемых Даров, возношения их, причащения и окончания богослужения. Более того, в обеих литургиях имеются одни и те же молитвы. Такова молитва в конце чина проскомидии «Боже, Боже наш, небесный хлеб», молитвы антифонов, молитва Трисвятого «Боже Святый, Иже во святых почиваяй», молитва перед чтением Евангелия «Воссияй в сердцах наших», молитва прилежного моления «Господи Боже наш, прилежное сие моление», молитва перед великим входом «Никтоже достоин», молитва перед возношением Даров «Вонми, Господи» и, наконец, заамвонная молитва. В силу изложенного естественно возникает вопрос: в чем же, собственно, заключалось литургическое творчество этих святителей?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Иже в шестый день же и час» 28.03.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Пассия Слово на Пассии. Евангелие от Матфея Сегодняшнее чтение Евангелия от Матфея начинается с рассказа о щедром даре любви человека своему Господу. Некая жена приносит в дом Симона фарисея сткляницу драгоценного мира и возливает его на главу Спасителя. Самое главное в христианстве — это способность все, что есть, принести и отдать Господу. И тут же нам показано, как власть денег над душой может довести человека до предательства Самого Бога. Мы видим глубину ужаса учеников перед возможностью предательства ими своего любимого Учителя. Даже самый близкий ко Господу человек не лишен этой страшной, Богом дарованной ему свободы. Мы присутствуем на Тайной Вечери, где Христос Своею Кровью заключает Новый Завет с родом человеческим. И мы слышим слова апостола Петра: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26, 33). Он верит в это, он любит своего Господа. В духовно напряженные моменты нашей жизни мы даем обещание Богу, что будем Ему верны, что наше мужество не поколеблется и ничто не сможет нас сломить. Мы как бы устремлены ко Господу, но на самом деле ослеплены верой в свои собственные силы. И в этом ослеплении не видим Господа, Который горестно смотрит на нас. Потому что решимость наша исходит не из благодатного, Богом данного предведения. Ни один человек не может предсказать, как он будет вести себя, когда его поставят лицом к стенке. Мы более всего уповаем на свое благородство, на свою верность, и желаемое принимаем за действительное. Если мы не понимаем самих себя, своей ограниченности, своих ложных претензий быть всегда непоколебимо верными Христу, как сможем мы постигнуть пути Господни, которые Он открывает для нашего спасения? Церковь ведет нас Великим постом к Страстной седмице, к Тайной Вечери. Мы готовимся к ней каждым нашим причастием. И когда наступит Великий Четверг, мы должны будем приобщиться нашими сокровенными глубинами истине Христовой, которую невозможно выразить словом. Но это то, что Господь предлагает каждому из нас. Он зовет лично каждого из нас на брачный пир Царства, Он — в Сионской горнице, где эта Вечеря совершается. Он есть дверь, открывающая Царство. «Аз есмь дверь, — говорит Он, — Мною аще кто внидет спасется» (Ин. 10, 9). И Он — Слуга, умывающий ноги входящим на Тайную Вечерю. И Он — Первосвященник, приносящий пасхальную жертву. И Он — Агнец, закалаемый за нас, Жертва, приносимая ради нашего спасения.

http://moral.ru/passia_mathei/

Разделы портала «Азбука веры» ( 9  голосов:  3.8 из  5) Предыдущий Следующий 122. Андреево покаяние Десятина кающихся грешников четверг 5ой седмицы Великого поста, память Марии Египетской Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Из предыдущих двух наших занятий мы получили вывод, что для мирян Четыредесятница – это время усиленной социальной деятельности, тогда как временем карантина она может быть лишь для монахов! Сегодня же я расскажу вам о тех из мирян (равно как и монахов) для коих Четыредесятница должна быть временем плача в изоляции. Для этого я воспользуюсь минейной памятью, которая почти единственная на весь Великий Пост осталась неперенесенной на субботу или воскресенье, закрепившись за четвергом 5ой седмицы и связавшись с известным великим каноном св. Андрея Критского . Наверняка вы подумали, что сейчас речь пойдет о покаявшейся грешнице Марии, жизнеописание которой Синаксарий ставит в причину составления Великого канона, а службу с его чтением называют «стоянием Марии»?! Но, как это ни покажется странным, разговор будет не о ней и не только потому, что сообщение Синаксария не дает основания соглашаться с тем, будто житие египетской блудницы послужило для св. Андрея поводом к написанию канона. Объективно говоря этого и не могло случиться по той простой причине, что будущий критский святитель только родился в то время, когда составитель жития Марии (патриарх Софроний) уже умер. О том, что великий канон не имеет прямого отношения к службе Марии Египетской видно еще и из того, что поначалу его предписывалось петь по частям в течение всей 5ой седмицы, и даже в 5е воскресенье Вел. Поста в то время, когда память преп. Марии еще не была закреплена за этим днем. Вопрос: По какому же тогда поводу и с какой целью был написан этот знаменитый канон? Сначала давайте выясним обстоятельства и время для его написания. По некоторым признакам можно понять, что канон был составлен в последние годы жизни его составителя. Так, в нем несколько раз упоминается о старости автора и приближающемся конце его жизни. Уже в первой песне мы читаем: Повержена мя Спасе пред враты Твоими поне на старость (т.е. в старости) не отрини мене в ад тща (троп. 13). Приближается душе конец, и не радиши, ни готовишися, время cokpaщaemcя (IV, 2). Исчезоша дние мои яко соние востающего: темже яко Езекиа слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота (VII, 20). Гиезиев подражала еси окаянный разум скверный всегда душе: его же сребролюбие отложи поне на старость (VIII, 6). Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех (IX, 2).

http://azbyka.ru/video/122-andreevo-poka...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 101. На стихиру «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище». В Великий Четверг на утрене Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище, и на Него тщетная советоваше, предати Пилату на смерть неповиннаго… Стихира самогласная, на стиховне Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Каждое песнопение святой Страстной седмицы заключает в себе глубочайший смысл и подвигает нас на молитвенный подвиг и сострадание Господу нашему Иисусу Христу. Церковь Христова призывает всех православных христиан в эти благословенные дни внимательнее относиться к собственной душе и непрестанно держать в уме памятные события, связанные со страданиями Спасителя. Всё в храме Божием говорит нам сегодня об этом. Вот мы слышали вдохновенную и трепетную стихиру, которая начинается словами: «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище, и на Него тщетная советоваше, предати Пилату на смерть неповиннаго». Завистники и клеветники ополчились на Господа нашего. В словах их обвинительных нет правды, зато много хитрости земной и утонченного лукавства. Святитель Василий Великий говорил: «Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым, приводит к исполнению свой умысел». Так было и тогда, когда лукавое соборище собиралось против Христа Спасителя. На первый взгляд они ратовали за соблюдение чистоты иудейс кой веры, выступали обличителями «назорейской ереси», но на самом деле тешили и лелеяли жестокие планы расправы над Господом, Который сильно мешал им, отвлекал народ Своим учением, проповедью и невиданными чудесами. Они понимали, что теряют власть над людьми, что рано или поздно иудейский народ отступится от их наставлений, чтобы внимать правдивым словам Христа. И тогда в своих гордыне и тщеславии потерпят они полный крах! Значит пока не поздно необходимо расправиться с Иисусом из Назорета, предать Его смерти.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Часть 3. Антропологический и космологический контекст единения с Богом на примере текстов службы великого канона 1. Космологический контекст В четверток пятыя недели святых постов, клеплет в четвертый час нощи. И собравшымся нам в церковь бывает начало от иерея, по обычаю. И глаголем шестопсалмие, и поем Аллилуиа, и Троичны гласа... И чтем житие преподобныя Марии... Таже псалом 50... и абие начинаем Великий канон косно, с сокрушенным сердцем и гласом, творяще на кийждо тропарь метания три... припевая: помилуй мя, Боже, помилуй мя. В четверг пятой недели святого поста в четвертом часу ночи звонит колокол. И когда соберемся в храм, священник начинает утреню как обычно. И по шестопсалмии, пропев Аллилуйя и Троичны. И читаем житие преподобной Марии... Затем псалом 50... И сразу начинаем Великий канон – неспешно, с сокрушением сердца, на каждом тропаре делая по три земных поклона... произнося: помилуй меня, Боже, помилуй меня. Указания Триоди описывают не только чинопоследование, но и общую атмосферу службы Великого канона 415 . Определяются самые условия, при которых молитва бывает подлинна, действенна и плодоносна, то есть те рамки, которые могут помочь человеку сосредоточить все силы своего существа – ум, волю, сознание, душевные и телесные чувства, самое тело – на Боге, возводя их через это «притрудное припадание» к Нему к очищению, собранию воедино и просвещению, а тем самым и к полной отдаче Ему и единению с Ним. Пробуждение в «четвертом часу» (около полуночи), собрание в церковь , благословение священника, шестопсалмие (время чтения шестопсалмия прообразует ожидание Страшного суда, в храме гасится свет, и царит полная тишина), сразу за ним радостное ликование от присутствия Триединого Бога твари (Аллилуйя с троичными песнями) и, наконец, чтение Псалтири, подобно трубному звуку призывающей верных к великой всенощной битве 416 , – все это перестраивает наше обычное восприятие времени и пространства, и создает другие, не менее реальные условия, наиболее подходящие для деятельности по преимуществу человеческой – молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

Четвертый день. Поучение 1-ое. Св. Андрей, еп. Критский. (О том, как должно каяться). I. Св. Андрей, епископ Критский родился в Дамаске, в 7-м веке, и, исцеленный от немоты после причащении св. таин, посвятил себя чтению слова Божия, а на 14-тилетнем возрасте принят был патриархом Софронием в клир иерусалимской церкви. Когда арабы взяли святый град, Андрей оставался жить здесь. В сане архидиакона он присутствовал на 6-м Вселенском соборе и обличал еретиков, которые признавали во Христе единую божественную волю. По возвращении с собора, Андрей посвятил себя молитве и заботам о бедных и больных. Потом, поставленный в архиепископы острова Крита (ныне Кандия, на средиземном море), он мудро правил своей паствой, назидая ее словом и житием. Молитвами своими он спас остров от нашествия сарацин. Будучи призван в Константинополь по делам церковным, Андрей, на возвратном пути, предсказал, что не увидит острова Крита. Действительно, он скончался на острове Митилене, не доехав до Крита. Из песнопений св. Андрея важнейшим считается покаянный канон, который читается в великом посту на повечериях первой седмицы и на утрени в четверг пятой седмицы. Здесь св. Андрей оплакивает горестное состояние грешника и, изображая лица и события ветхого и Нового Завета, учит нас сокрушаться о грехах и уповать на милосердие Божие. Великий канон был привезен в Константинополь вместе с жизнеописанием св. Марии египетской, которое написал св. Софроний, патриарх иерусалимский, и тогда же оба эти творения включены в великопостную службу. II. Св. Андрей критский , составивший свой бессмертный великий канон покаяния, побуждает нас, братия, побеседовать с вами о том, как «должно каяться». Цель говения нашего есть приготовление к неосужденному принятию св. Христовых таин , к принятию Самого Господа, Который говорит: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Как Господь есть пречист, а мы нечисты, то приобщению св. пречистых Христовых таин предшествует у нас очищение совести и получение всепрощения в таинстве покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010