Паства Не покоряющиеся посланным от Господа не их только бесчестят, но и Самого Пославшего, и навлекают на себя суд тягчайший, нежели содомляне и гоморряне (свт. Василий Великий , 7, 404). Источник. Будь слушателем добрых поучений, и размышлением о них храни свое сердце (свт. Василий Великий , 9, 48). Источник. ...Врачуемым должно принимать наказания не во вражду и не мучительством почитать попечение, какое настоятель из сердолюбия прилагает о спасении души. Ибо если больные телом столько доверяют врачам, что почитают их благодетелями, даже когда они режут, или прижигают, или утруждают принятием горьких лекарств, то стыдно нам к врачам душ наших, когда суровым своим обращением совершают наше спасение, не иметь такого же расположения... (свт. Василий Великий , 9, 167–168). Источник. ...Как овцы покоряются пастырю и туда обращаются, куда ведет пастырь, так и подвижники по Богу должны покоряться наставникам, не входя в исследования их приказаний, когда они чисты от греха, но исполняя приказанное со всяким усердием и тщанием (свт. Василий Великий , 9, 377). Хотя бы настоятели наши к нам... были и строптивы (чего да не будет!), однако же будем служить им по доброй совести, как Господу, а не как человекам, зная, что от Бога получим награду (прп. Ефрем Сирин , 30, 569). Источник. Овцы, не пасите пастырей и не выступайте из своих пределов; для вас довольно, если вы на доброй пажити . Не судите судей, не предписывайте законов законодателям (свт. Григорий Богослов , 13, 154). Первое место дай Богу, а следующее за тем – иерею, земному Христу, руководителю твоей жизни. Поспешай за ним на крылах, покоряйся ему безмолвно; с ним радуйся, когда простираешься вверх, и ему подчиняйся, когда падаешь, чтобы, пришедши в страх, опять вознестись высоко(свт. Григорий Богослов , 16, 91). Источник. ...Слушание (поучений) будет небезопасно для вас, если оно не будет сопровождаться делами (свт. Иоанн Златоуст , 44, 759). Источник. Подлинно, как прекрасно пастырю быть закланным за овец, так же прекрасно и овцам в самой смерти не отделяться от пастыря; если они будут с ним нераздельно, то не станут бояться волка – дьявола (свт. Иоанн Златоуст , 46,441).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пётр Сладкопевцев Общий очерк подвижничества в Святой земле В III веке по Р. Х., когда в Египте святые Павел Фивейский и Антоний Великий , ревнуя о высшем нравственном совершенстве, проводили жизнь в строгом уединении, в необычайных трудах христианского самоотвержения и таким образом полагали начало иноческой жизни христианской Церкви, в горах Иудейских подвизался в пещере отшельник, коему выпал великий жребий – положить начало подвижничества в Святой Земле. Это был преподобный Харитон Исповедник. Слух о необыкновенных подвигах и высоких добродетелях отшельника распространился далеко, и скоро собрались около него ревнители благочестия и подражатели равноангельской его жизни, явилась первая, знаменитейшая в Святой Земле лавра – Фаранская. Почти одновременно в окрестностях Газы подвизался другой великий отшельник. Это был Иларион, ученик Антония Великого , подобно своему учителю, также заслуживший название Великого. Скоро и к преподобному Илариону стали являться люди, искавшие убежища от суеты мирской, желавшие высшего нравственного совершенства. Святой подвижник принимал всех, и окрестная пустыня населилась бесчисленным множеством ревнителей благочестия, а около места подвигов великого старца явилась благоустроенная обитель. Когда же имена Харитона Исповедника и Илариона Великого огласили христианский мир и наполнили его славою их необыкновенных подвигов и высоких совершенств, в Палестину устремились с разных сторон люди, жаждавшие спасения души; избирая места, ознаменованные какими-нибудь священными событиями или отличавшиеся пустынным положением, они любили здесь жить и подвизаться о Господе. Стремление христиан в Палестину для иноческих подвигов усилилось особенно в первой половине следующего столетия, когда, как яркое светило, воссиял в ней великий Евфимий и славою своих дивных подвигов и добродетелей озарил христианский мир. И процвело иночество в Палестине, так же как в Египте и других странах. Сион, Елеонская гора, Вифлеем, горы Иудейские, гора Искушения, Кармил, пустыни Фаранская, Зиф, Иерихонская, долины Иосафатова и Иорданская увидели подвижников Креста Христова и огласились их священными песнопениями и славословиями Богу. В диких пещерах, в непроходимых дебрях и ущельях, которыми наполнены особенно горы Иудейские и гора Искушения, подвизались отшельники, служа Богу день и ночь постом и молитвою, никому не ведомые, беседуя только с единым Господом. Сделались знаменитыми самые пустынные и неизвестные места: Рува, Каламон, Хузива, Пентокль, как места необыкновенных подвигов славных отшельников. Возникли в разных местах благоустроенные лавры и киновии, в которых находилось все необходимое для удовлетворения духовных потребностей избранников подвижничества, которое и по видам, и по совершенству своему явилось и здесь на такой же высокой степени развития, на какой оно стояло в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пост Великий длится столько же сколько и Рождественский, т.е. 40 дней. И тогда почему этот пост называется Великий? Понятно, если бы он был 47 дней вместе со Страстной неделей. А так возникает вопрос. 29.04.2016 07:07:51 Протоиерей Андрей Ткачев Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/04/22/21-00.html - Дорогие братья и сестры, добрый вечер. Мы с вами будем говорить о Лазаревой субботе, о воскрешении Лазаря. Начнем с того, что Христос воскрешал до Лазаря ещё и других людей. Дочку начальника синагоги Иаира и единственного сына вдовицы в городе Наин. Там умершие были только что умершими. Лазарь был четверодневен, т.е. там уже запах гниения исходил из гроба, и умерший, очевидно, растлевался смертью. О чём Христос, собственно, и плакал, что смерть безобразна, она не входит изначально в планы Божии. Но завистью дьявола смерть пошла в мир. И так Христос воскрешал до этого дочку Иаира, о которой Он говорил, что не умерла, но спит. А окружающие смеялись над ним, потому что ясно было, что умерла. Что значит  спит? Мертвая она. Он взял за руку и сказал: «Девочка, тебе говорю, встань»  - она встала. Так же и наинский мертвец.  Город Наин расположен недалеко от Галилеи. Там Господь встретил погребение, т.е. его несли хоронить. Остановил процессию, прикоснулся к гробу и обратился к юноше как к живому: «Тебе говорю, встань» -  он встал. И отдал его матери его, и все удивлялись, на всех был страх и радость одновременно. Заметьте себе, что страх и радость -  они вообще не враги. В жизни мирской, кого боишься -  того не любишь. И если есть страх, то радости нет. Т.е. страх и радость противоположны друг другу в вещах мирских, там, где есть грех. А где греха нет, там страх и радость -  они вместе. Т.е. ты Бога боишься и радуешься о Нём одновременно. И одно другому не мешает. Это стоит запомнить, потому что очень важная вещь, на мой взгляд. И вот Христос воскрешал дочь Иаира, сына вдовицы в Наине, а теперь Лазаря. Лазаря воскресил уже не так, как тех, потому что тех воскресил в первые часы после смерти.

http://radonezh.ru/text/post-veliky-dlit...

Пост — это возможность измениться Как действовать, чтобы Великий пост не прошел бесплодно? 4 марта, 2014 Как действовать, чтобы Великий пост не прошел бесплодно? Инна Стромилова: Здравствуйте. Наступает Великий пост. Количество людей, которые стараются его соблюдать, с каждым годом увеличивается. В связи с этим кафе, рестораны предлагают разнообразные постные меню, выпускаются книги, передачи с различными рецептами постных блюд. Но, к сожалению, не все знают, что существует не только телесный, но также так называемый духовный пост, и даже люди, укорененные в церковной жизни, не всегда умеют правильно распределить свои силы и внимание на эти две взаимодополняющие части постного подвига. Попытаемся разобраться, в чем же главный смысл поста, и как в связи с этим нужно проводить время Святой Четыредесятницы, вместе с руководителем информационно-издательского отдела Саратовской епархии, настоятелем Петропавловского храма Саратова игуменом Нектарием (Морозовым). Здравствуйте, отец Нектарий. Сегодня немало людей держат Великий пост , но не все до конца понимают смысл православного поста как такового, а некоторые приступают к посту, руководствуясь не всегда вполне христианскими мотивами: кто-то хочет поправить свое здоровье, кто-то хочет похудеть. Объясните, пожалуйста, в чем смысл поста, и из каких компонентов он состоит. Игумен Нектарий (Морозов): Дело в том, что человеку, в принципе, свойственно всё упрощать. И поэтому зачастую получается, что когда заходит речь о посте, в частности, о Великом посте, то легче всего усмотреть его гастрономическую составляющую, то, что касается материальной стороны жизни человека. Пост — не диета Достаточно легко узнать, что, повторюсь, с гастрономической точки зрения пост заключается в том, что мы не вкушаем определенных продуктов, то есть, в частности Великим постом по уставу можно вкушать только лишь продукты растительного происхождения, за исключением нескольких дней — Благовещения Пресвятой Богородицы и  Входа Господня в Иерусалим , когда разрешается рыба. Ну и ещё суббота-воскресенье Великого поста — это, как правило, дни, когда можно по такой афонской традиции вкушать различных морских гадов: креветок, мидий, что-то ещё есть, кто-то их переносит и может себе позволить их есть. В остальные же дни поста пища может вкушаться только лишь растительная.

http://pravmir.ru/post-eto-vozmozhnost-i...

преподобный Пимен Великий Нравственно-аскетические труды преподобный Пимен Великий Египетский подвижник V века. Делатель умной молитвы, наставник множества монахов. Пимен Великий родился в Египте около 340 года. В молодости он отправился в знаменитую монашескую общину в Скитской пустыне не один, он увлек за собой старшего брата Анува и нескольких младших. В 407 г. набег берберов вынудил монахов покинуть Скит и поселиться в развалинах языческого храма в Теренуфисе. Маленькой общиной по очереди руководили Анув и Пимен. Днем братья работали до полудня, в самую жару три часа читали, затем собирали хворост, а из двенадцати ночных часов четыре работали, четыре пели псалмы, четыре спали. Пимен сам иногда ничего не ел по неделе, но ученикам советовал не изводить себя чрезмерно: «Мы постимся не чтобы убить наши тела, а чтобы господствовать над ними». Пимен считал необходимым сохранить память о своих предшественниках, советовал монахам вспоминать изречения старцев, «и вы найдете помощь в них и спасетесь». Благодаря Пимену появился на свет сборник монашеских изречений, среди специалистов известный под греческим названием «Апофегмата» («Афоризмы»), причем из тысячи афоризмов и рассказов около четверти посвящены самому Пимену. Пимен всегда был готов действовать по ситуации, а не по традиции. Это разочаровывало его учеников, искавших ценных указаний, зато его советы не устарели по сей день, в отличие от большинства уставов. Например, на вопрос, что лучше: говорить или молчать, старец сказал: «Говоришь для Бога – молодец, для Бога молчишь – опять молодец». «Злоба никогда не уничтожит злобы», – говорил старец. Он поборол зло в себе, – и поэтому смог найти очень простое решение вопроса, который мучает многих «добрых» людей: сможет ли спастись сатана. Пимен считал, что будет мучаться в одном месте с сатаной, предоставляя другим возвышенно философствовать о возможности покаяния беса, оставляя себе униженное смирение. Считавший себя средоточием сатанинской злобы, смог познать милосердие Божие: в эпоху, когда каждый грех отмаливали по особому прейскуранту (до пятнадцати лет слез и коленопреклонений на искупление самых тяжких мерзостей), Пимен заявил, что три года покаяния вполне можно заменить тремя днями, лишь бы от сердца каяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Velikij/

Приложение Перевод з грамоты, что писал к государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всеа Русии и ко отцу ево государеву блаженных памяти к великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичу Московскому и всеа Русии Цареградский патриарх Кирилл своею рукою греческим письмом в нынешнем во 142 году, Декабря в 8 день, з государевыми послы Офонасъем Прончищевым да з дьяком с Тихоном Бормосовым. «Во имя Отца и Сына и Св. Духа самаго единаго истиннаго Бога, Того слава во веки. Аминь. Кирил Вселенский патриарх. Благочестивому и Богом венчанному, христианскому, самодержавному, милостию Божиею великому государю, царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всеа Русии, самодержцу владимирскому – (следует полный титул) – и преблаженнейшему и святейшему патриарху и великому государю кир Филарету Никитичу Московскому и всеа Русии, о Святом Дусе возлюбленному брату и сослужебнику нашего емирения. Молю Отца, Сына и Св. Духа, да покрыет и сохранит великое твое царствие и преблаженство твое во благом здравии и во спасении, и вашего царскаго величества сына и великаго князя Алексея Михаиловича такожде да сохранит во многолетном здравии, и да покорит все враги ваша в подножие ногам вашим. Великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович всеа Русии и преблаженный великий государь и святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии – пришли послы великаго вашего царствия Офонасей Осипович Прончищев да Тихон Васильевич Бормосов, разумные и достойные люди во всех делех великаго твоего царствия и преблаженства твоего, и в тех во всех ваших государевых делех неусыпные и спешные, перед великим царем Салтан Муратом говорили сколько было пригоже, и великому царю Салтан Мурату и началному ево пресветлому везирю Магмет-паше полюбилося, и почтили их и говорили с ними сколько было надобно. А как те ваши царские послы похотели поехати, и великий царь Салтан Мурат ото уст началника везиря Магмет-паши велел им дать ответ любительной и доброй, что он с вами, великим государем царем и великим князем Михаилом Феодоровичем и с преблаженством твоим, великим государем святейшим патриархом господином Филаретом Никитичем Московским и всеа Русии, хочет быти в дружбе и любви, другу вашему хочет быти другом, а недругу недругом, и хочет послать войною на недругов ваших на проклятых ляхов за то, что они не спят и промышляют на всякое зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Радость Воскресения Христова должна сопровождать нас всю жизнь.. То, что мы стоим сейчас в храме и имеем возможность вступить в Великий пост, — это великая милость Божия к нам. Потому что уже нет между нами некоторых, тех, жизнь которых пресеклась и которые уже просят наших молитв. Во времени мы не властны. Мы только можем благодарить Бога за то, что Он дает нам это время и терпит нас. 5 марта, 2006 То, что мы стоим сейчас в храме и имеем возможность вступить в Великий пост, — это великая милость Божия к нам. Потому что уже нет между нами некоторых, тех, жизнь которых пресеклась и которые уже просят наших молитв. Во времени мы не властны. Мы только можем благодарить Бога за то, что Он дает нам это время и терпит нас. Слово после вечерни в Прощеное воскресенье Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Только что, возлюбленные отцы, братья и сестры, мы с вами прослушали молитву, которую Святая Церковь возносит Господу нашему и Спасителю, дабы Он укрепил нас в предлежащий Великий пост. Время неудержимо течет, как река, и постоянно поставляет человека в новые ситуации. И мы сознаем, что невольны над этим временем. Казалось: совсем недавно праздновали Рождество Христово , Богоявление , Сретение Господне ; но вот уже стоим на пороге Великого поста. Совесть нам подсказывает, что то время, которое дарует нам Господь, мы должны наполнить достойным содержанием, достойным звания человека как образа Божия. То, что мы стоим сейчас в храме и имеем возможность вступить в Великий пост, — это великая милость Божия к нам. Потому что уже нет между нами некоторых, тех, жизнь которых пресеклась и которые уже просят наших молитв. Во времени мы не властны. Мы только можем благодарить Бога за то, что Он дает нам это время и терпит нас. Мы подходим к посту. Пришли мы к нему не сразу — Святая Церковь, заботясь о нас, постепенно, в течение многих недель готовила нас к этому подвигу, поставляя перед нашим мысленным взором различные жизненные ситуации, евангельские картины и приглашая нас сравнить себя с теми людьми, о которых мы слышали.

http://pravmir.ru/radost-voskreseniya-xr...

Разделы портала «Азбука веры» Великий пост – установленный Церковью 48-дневный пост, предшествующий Празднику Пасхи , направленный на духовную подготовку верующих к Дню Светлого Христова Воскресения . Период Великого поста включает в себя шесть седмиц Святой Четыредесятницы до пятницы шестой седмицы и последнюю седмицу перед Пасхой – Страстную седмицу . Иногда весь пост называют Святой Четыредесятницей по той причине, что Четыредесятница составляет основную по длительности часть Великого поста. Великий пост начинается не раньше 15 февраля и завершается не позже 7 мая включительно, в зависимости от даты празднования Пасхи. По периодам: начало 15.02–21.03, окончание 3.04–7.05 включительно. Таким образом период с 21 марта по 3 апреля оказывается всегда приходящимся на Великий пост. Каждая из шести седмиц Четыредесятницы в месяцеслове именуется по порядковому номеру и завершается Неделей (воскресным днём). Храм священномученика Вениамина Петроградского, г. Симферополь. Фото: Дарья Соловей Краткая история Великого поста Истоки предпасхального поста принято связывать с существовавшей в раннехристианской Церкви, во II–III вв.,  практикой соблюдения поста в пасхальную ночь, в воспоминание крестных страданий Господа Иисуса Христа (заметим: первоначально под Пасхой мог подразумеваться как праздник Воскресения Господня, так и воспоминание страстей (страданий и смерти Спасителя)). Считается, что обычай продолжительного поста перед Пасхой формировался параллельно с древней практикой катехизации (оглашения). Дело в том, что к III веку в Церкви распространилась практика совершать Таинство Крещения на Пасху. Таким образом, пост, соблюдаемый оглашаемыми в предпасхальный период, служил для них средством подготовки к принятию Крещения. Для верных этот период становился временем покаяния и аскетических упражнений. В александрийских источниках 2й половины III–IV века (см.: 1й канон св. Петра Александрийского ) есть упоминания о 40-дневном посте. Неясно только, был ли изначально связан этот пост с Пасхой или нет.

http://azbyka.ru/velikij_post

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Николай Погребняк Андрее честный и отче преблаженнейший, пастырю Критский! Не престай моляся о воспевающих тя… Богослужебные тексты Великого поста – неиссякаемая сокровищница воздержания плодов . Ведя своих чад поприщем Святой Четыредесятницы, обращаясь к духовному опыту преждепокаявшихся, Церковь дает им разум спасения, во оставление грехов . Но среди множества прекрасных великопостных песнопений, несомненно, самое любимое и известное – читаемый на 1й и 5й седмицах Великого поста Великий канон, творение преподобного Андрея Критского . Все исследователи, в разное время занимавшиеся изучением творчества святого Андрея, единодушны во мнении, что Великий канон “представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви“ 3 . Состоящий из 250 тропарей, Великий канон “велик не только по числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и силе выражений“ 25 . Духовно созерцая чреду событий и лиц Ветхого и Нового Заветов, преподобный Андрей побуждает нас к строгому трезвению, научает высоким духовным истинам, призывает, имея глубокую скорбь о своих грехах, не терять упования на Бога, всегда готового принимать кающихся грешников. Преподобный Андрей обогатил Церковь многими творениями: “Блаженный Андрей, сияющий светом Святой Троицы, ты воспел священные песни благозвучно, явился миру светилом светлейшим солнца… Ты верное правило богословия, ясно открывающее славу всеславной Троицы… Матерь Господа воспел ты медоточивыми словами, святых апостолов и сословие блаженных мучеников” (из службы святому Андрею, 4 июля). Биографические сведения о святом Андрее Критском довольно скудны 27 . Современные агиографы считают, что он родился около 660 г. в Дамаске, а скончался 4 июля 740 г. в Эресосе, на острове Лесбос. Основным (и наиболее ранним из сохранившихся) источником о жизни святого Андрея является житие, написанное не позднее 843 г. патрикием и квестором Никитой; переработанный текст этого жития включил в свои Великие Минеи Четьи святитель Макарий. Это житие содержит биографические сведения, но ничего не говорит о гимнографическом творчестве составителя Великого канона. Второе по значимости житие было написано монахом Макарием Макрисом в 1422 г. и переведено на новогреческий язык святым Никодимом Святогорцем (в составе “Нового сборника”, Neon Eklogion), – здесь святой Андрей именуется ритором, гимнографам и мелургом, автором многих канонов и тропарей.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Самоконтроль Каждый день рассуждай, в чем погрешил; и если помолишься о том, Бог простит тебе (прп. авва Исаия , 89, 292). Рассматривай в себе каждодневно, какую страсть победил ты, прежде чем вознесешь к Богу прошения свои (прп. авва Исаия , 89, 344). Обсуждай себя здесь каждый день, в чем недостаточествуешь, и не будешь в затруднении в час нужды смертной (прп. авва Исаия , 89, 348). Рассматривай же себя, брате, каждодневно, если желаешь узнать сердце свое, что есть в нем перед Богом, – не осуждение ли (там брата), или ненависть (к нему), или зависть, или презорство? (прп. авва Исаия , 89, 410). Горе нам, что не посматриваем на то, что находится внутри чрева нашего, и потому побеждаемы бываем сластолюбием и гордостию! (прп. авва Исаия , 89, 440). Рассматривая делание каждого дня, сравнивай его с деланием предшествующего и поспешай к исправлению (свт. Василий Великий , 9, 51). Источник. По прошествии дня и по приведении к концу всякого дела, телесного и духовного, прежде упокоения, совесть каждого должна быть подвергнута испытанию собственного его сердца (свт. Василий Великий , 9, 63–64). Источник. ...Надобно всякое дело совершать, как бы оно делалось перед очами Господа, и всякую мысль слагать, как бы Господь назирал ее (свт. Василий Великий , 9, 92). Источник. ...Обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи... (свт. Василий Великий , 9, 150). Источник. ...Что ты ни производил бы делом или словом, имей свидетелем совесть свою, что совершаемое тобою делается по Богу, и спасешься (прп. Ефрем Сирин , 31, 305). ...Произведем строгое испытание не только дел своих, но и слов, и помышлений, и строго исследуем, как проведен каждый день, какой грех сдалан в продолжение сего дня, сколько дней прожито худо, и какое движение или помышление возбудило нас к недоброму движению. И постараемся по мере грехов своих показать и покаяние. Наложим наказание на совесть и подвергнем ее сильному уреканию, чтобы по восстании от греха, страшась мучительности прежних ран, не осмелиться нам снова впасть в ту же пучину. Веди в совести запись и замечай в ней ежедневные грехи свои, и пусть эта записная книга каждый день будет раскрыта перед тобой; взвешивай сам в себе, что доброго и лукавого тобою сделано; приводи себе в память реку огненную, червя неусыпающего и горький ад, чтобы страхом мучений приумножать в себе доброе и истреблять лукавое. Будем плакать прежде времени, чтобы не скрежетать зубами во время и не плакать во времена. Сею жертвою благоугождается Бог; сими водами орошаемый человек приносит плод, сими водами омывается персть, сими водами угашается огонь, просветляется тьма, разрешаются узы, обращаются заблуждавшие, спасаются все, и Бог прославляется; сими водами и Петр омыл прившедшую в него скверну, ибо, изшед вон, плакася горько ( Мф. 26, 75 ) (прп. Ефрем Сирин , 32, 369–370).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010