2:13), или Давид: « Велик Господь и всехвален » ( велий Господь и хвален зело ) (Пс. 47:2). Великий Царь, великий пророк; когда Иисус творил чудеса, говорили народы: « великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой » ( яко пророк велий воста в нас и яко посети Бог людей своих ) (Лук. 7:16). И не только по Божеству велик, но и по плоти; как по Божеству — Бог великий, и Господь великий, и царь великий, так с другой стороны — великий священник и великий пророк. Откуда это? Говорит Павел: « имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего » (Евр. 4:14). Если Господь — архиерей великий и пророк великий, то подлинно посетил Бог людей Своих и воздвиг пророка великого во Израиле. Если Он великий пророк, великий священник, великий царь, то и свет великий: « Галилея языческая… Народ, сидящий во тьме, увидит свет великий » (Ис. 9:2). Даже и день Его называет пророк великим: « прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный » ( прежде даже не прийти дню Господню великому и просвещенному ) (Иоиль , 2:31). Везде слыша о великом и великих делах Господних, с чего ты вздумал, еретик, раскалывать и умалять великое? Итак, будем иметь залог нашей жизни на небе, куда мы совознесены с Христом. И потом опять будем восхищены на облаках, если будем достойны встретить на облаках. Подсудимый не устраивает встречи судье, но является к нему с покорностью — не устраивает встречи, потому что лишен смелости. Итак, будем молиться и мы все, возлюбленные, чтобы нам оказаться хотя бы в последних рядах встречающих, потому что, как при встрече царя, хотя бы не все участники были равночестны, но почитаются им одинаково, так будет и тогда. Не все одинаково потрудились: « каждый получит свою награду по своему труду » (1 Кор. 3:8). Да не будет никаких препятствий Слову Божию, но нераздельно с истиной будем дерзновенны все в любви Христовой, питая народ, орошая души, будучи разделены душами, но не разъединены в мыслях. Враг мира имеет судящего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И Писание всегда с воодушевлением называет Его великим; например, Павел говорит: «великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» ( Тит. 2:13 ), или Давид: «Велик Господь и всехвален» ( «велий Господь и хвален зело») ( Псал. 47:2 ). Великий Царь, великий пророк; когда Иисус творил чудеса, говорили народы: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» ( «яко пророк велий воста в нас, и яко посети Бог людей своих») ( Лук. 7:16 ). И не только по Божеству велик, но и по плоти; как по Божеству – Бог великий, и Господь великий, и царь великий, так с другой стороны – великий священник и великий пророк. Откуда это? Говорит Павел: «имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания /нашего/» ( Евр. 4:14 ). Если Господь – архиерей великий и пророк великий, то подлинно посетил Бог людей Своих и воздвиг пророка великого во Израиле. Если Он великий пророк, великий священник, великий царь, то и свет великий: «Галилея языческая... Народ, сидящий во тьме, увидит свет великий» ( Ис. 9:1–2 ). Даже и день Его называет пророк великим: «прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» ( »прежде да же не прийти дню Господню великому и просвещенному») ( Иоил. 2:31 ). Везде слыша о великом и великих делах Господних, с чего ты вздумал, еретик, раскалывать и умалять великое? Итак, будем иметь залог нашей жизни на небе, куда мы совознесены с Христом. И потом опять будем восхищены на облаках, если будем достойны встретить на облаках. Подсудимый не устраивает встречи судье, но является к нему с покорностью – не устраивает встречи, потому что лишен смелости. Итак, будем молиться и мы все, возлюбленные, чтобы нам оказаться хотя бы в последних рядах встречающих, потому что, как при встрече царя, хотя бы не все участники были равночестны, но почитаются им одинаково, так будет и тогда. Не все одинаково потрудились: «каждый получит свою награду по своему труду» ( 1Кор. 3:8 ). Да не будет никаких препятствий Слову Божию, но нераздельно с истиной будем дерзновенны все в любви Христовой, питая народ, орошая души, будучи разделены душами, но не разъединены в мыслях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Наша сегодняшняя тема – это именно Архиерей. Это очень наглядно демонстрирует архиерейская служба. Вот архиерей входит в храм, его ждут, его встречают еще на улице – это ангелы на земле. «Кто есть сей Царь Славы?» – восклицают ангелы неба ангелам земли. А ангелы земли отвечают ангелам неба, когда встречают архиерея на улице. А потом он входит и постепенно, по ходу службы, продвигается от входных дверей сначала к кафедре, потом к алтарю. И уже на малом входе заходит в алтарь за завесы. «Христос – Архиерей Великий, прошедший небеса». Преподобный Максим Исповедник задается вопросом: почему Христос сошел на десятый день? У нас девять ангельских чинов. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам» (1 Тим 3: 16). То есть он показал Себя девяти чинам ангельской иерархии, а на десятый день сел одесную Отца. И в этот же момент, в это же мгновение Дух Святой сошел на апостолов. Отсюда преподобный Максим Исповедник выводит вот эти десять дней. Здесь мы имеем Архиерея Великого, который действительно совершает это священнодейство, проходит небеса с тем, чтобы предстать перед Отцом Небесным. Христос – священник и жертва в едином лице Снова обратимся к тексту. Вернувшись с небес на землю сей Архиерей по чину Мелхиседекову «во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Богу, могущему спасти Его от смерти» (Евр. 5: 7). С сильным воплем и слезами Христос молился Тому, Кто мог бы избавить Его от смерти Это Гефсиманский сад. В Евангелии нет указаний на то, что Иисус в Гефсиманском саду плакал. А здесь это указание есть. Трижды плакал Иисус: у гроба Лазаря, при входе в Иерусалим, сидя на ослике, и третий раз – здесь, в Гефсиманском саду. С сильным воплем и слезами Он молился Тому, Кто мог бы избавить Его от смерти. Это потрясающе. Он что, хотел избежать смерти? Опять мы в наше время как будто этого не чувствуем, не замечаем. Хотел. «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26: 39). Человеческая немощь была настолько реальна во Христе, Он настолько был настоящим Человеком! То, что Он был настоящим Богом, – с этим у нас все нормально. А вот то, что Он был настоящим Человеком, этого чувствования у нас меньше. Но он был настоящим Человеком, и его человеческая немощь ужасалась, смертельно тосковала и просила, чтобы смерть миновала. И она просила Того, в чьих руках все было.

http://pravoslavie.ru/144772.html

– «Благодать Вседержителя Бога и любовь Господа нашего Иисуса Христа и причастие Святого Духа буди со всеми вами». – И все согласно пусть скажут: «и со духом твоим». – Архиерей: «горе ум!» – Все: «Имеем ко Господу». – И Архиерей пусть скажет: «Достойно и праведно, прежде всех, восхвалять Тебя, истинно сущего Бога, прежде тварей суща, из Него же всякое отечество на небе и на земле именуется, Единого Нерожденного, Безначального, и Владыки, не имущего нужды чуждого... Тебе покланяются бесчисленные воинства ангелов..., непрестанно вопия». – И весь народ вместе скажет: «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполн небо и земля славы Его, благословен во веки, аминь». – И архиерей говорит далее: свят еси воистину и т. д.). – И весь народ да скажет: «аминь». – И епископ да скажет: «Мир Божий буди со всеми вами». – И весь народ да говорит: «и со духом твоим». – И диакон снова да провозглашает: «Опять и опять помолимся Богу Христом Его. О даре сем, принесенном Господу Богу помолимся, чтобы благий Бог принял его ходатайством Христа Его в пренебесный свой жертвенник в воню благоухания. О церкви сей, и людях помолимся...» – И епископ да говорит: «Боже великий и великоименитый... призри на нас и на стадо Твое сие...» – И, когда все скажут: «аминь», диакон да говорит: «вонмем!» Епископ же да пригласит к людям: «народ же послушно да отвечает: «Един свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, благословен во веки, аминь. Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам, осанна в вышних». – После сего пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами – диакониссы, девы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку, со стыдливостью и благоговением без шума. Епископ же пусть преподает приношен ие, говоря: «Тело Христово», а принимающий пусть говорит: «аминь». Диакон же пусть держит чашу и, подавая, пусть говорит: «Кровь Христова, чаша жизни», а пиющий, пусть говорит: «аминь». Во время же причащения всех прочих, пусть говорят 33 псалом. 95 А, когда причастятся все мужчины и женщины, диаконы, взяв остатки, пусть внесут их в притвор. По окончании псалмопения, диакон пусть говорит: «причастившиеся честного Тела и Честной Крови Христовой, возблагодарим сподобившего нас причаститься святых Его тайн и помолимся – не в суд, но во спасение нам быти, в пользу души и тела, в стражбу благочестия, во оставление грехов, в жизнь будущего века. Восстанем. В благодати Христовой сами себя Богу, Единому, Нерожденному Богу, и Христу Его предадим». И Епископ пусть благодарит: «Владыко Боже Вседержителю... и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Отныне и тебя будут называть архипастырем. Молюсь, дабы это наименование было не просто красивым церковным словом, к которому привыкают, не просто данью традиции, но неким сердечным ответом верующих на твою искреннюю заботу о них и твои ревностные труды по созиданию Тела Христова (Еф. 4:12), по ограждению паствы твоей от всякого духовного врага и супостата. Многоразличны и весьма сложны обязанности епископа, но самое ценное, что должно быть в нашем служении, — это живые отношения пастыря с паствой, отношения, основывающиеся не столько на власти, сколько на любви и преданности друг другу. Твой прямой долг, по слову Господа, — хорошо наблюдать за стадом и иметь о нем попечение (Притч. 27:23), защищать его от лютых волков (Деян. 20:29), снисходительно относиться к каждому человеку, не уклоняться от поиска даже одной пропавшей овцы (Лк. 15:4) и с любовью заботиться о слабых и беспомощных, потому что слабого и беспомощного особенно легко похитить зверю лютому. Вдохновляйся в этом делании примером нашего Господа, Который агнцев берет на руки и носит на груди Своей (Ис. 40:11). На всякий день и час своего архиерейского служения помни предостережение Божие, реченное через пророка Иезекииля: «Горе пастырям, которые пасли себя самих Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» (Иез. 34:2-4). Дабы не впасть в такое состояние, постоянно пребывай в подвиге очищения своего сердца, памятуя, что нельзя служить Господу, имея оскверненную грехами душу. Недостойно пастыря Церкви призывать врученный народ жить по заповедям Спасителя, если он сам не стремится к нравственному совершенству и не живет по этим заповедям. Об этом замечательно говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Великий стыд для наставника молиться Богу о даровании послушнику того, чего сам еще не стяжал» (Пастырь. 3.1). В то же время не страшись неизбежных трудностей и, смиряясь под крепкую руку Господню (1 Пет. 5:6), не унывай и помни, что Пастыреначальник Христос, по великой милости призвавший тебя к этому деланию, непременно подаст Свою силу для преодоления испытаний и достойного несения архиерейского креста. Утешением для тебя пусть будут слова Спасителя, сказанные Им апостолам: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). Это значит, что со всеми нами, последователями святых апостолов, Господь пребывает и будет пребывать до скончания века.

http://patriarchia.ru/db/text/6109349.ht...

Первосвященник был облечен полной духовной властью. Он следил за правильностью проведения Богослужений, руководил священнослужителями. На первосвященнике лежали важные обязанности: Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи . Обратите внимание: для человеков поставляется , то есть не для себя, не для удовлетворения собственных амбиций и стяжания всех преимуществ власти, а для людей, для того чтобы служить посредником между Богом и еврейским народом. Первосвященник, как мы слышали, приносил дары и жертвы за грехи людские. Под дарами разумеются неодушевленные приношения – хлеб, пшеница, вино, елей и многое другое, а под жертвами – чистые животные, которые предназначались для жертвенного заклания. В скинии, а затем в Иерусалимском храме дары и жертвы приносили обыкновенно простые священники. Но по праздникам жертвоприношение совершал сам архиерей. Так, в день очищения, великий праздник для всех иудеев, однажды в год первосвященник должен был входить в святая святых с кровью принесенных жертв. В этом священном месте первосвященник приносил Богу покаяние за грехи всех людей, всего еврейского народа. Естественно, так как первосвященник избирался из людей, ему тоже была свойственна человеческая немощь, он тоже мог грешить, ошибаться, искушаться. И по природе своей мог снисходить невежествующим и заблуждающим . В связи с этим апостол указывает: И посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И делал это первосвященник не только в праздник очищения, но и в другие торжественные дни. Понятно, что если архиерей осознавал свои грехи и слабости, каялся в них, желал исправиться, ему были открыты чувства других кающихся грешников, вызывавшие в его душе не осуждение, а желание поддержать, помочь, наставить. Только к костенеющим в грехах своих, не приносящим покаяния, первосвященник не мог иметь сострадания и жертвы за них не приносил. Быть первосвященником считалось очень почетно. Архиерей имел не только великую власть, но и пользовался всеобщим уважением. Апостол Павел называет служение первосвященника честью . Из людей никто сам собой не мог бы ее воспринять, но только призываемый Богом, как и Аарон.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Синоду, яко не от поган, но от своих мнящихся быти овец правоверных, толикое мучительство претерпеваем, от тех, которым надлежит веровати, яко мы аще и недостойные, аще и узники» однако к нам относятся слова Христовы: что вы свяжете на земли, то будет связано и на небе и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. ( Мф. 18:18 )... Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается ( Лк. 10:16 )... а также и слова Апостола: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ибо они неусыпно пекутся о душах ваших ( Евр. 13:17 )... По поводу же обязания архиереев заводить высшие школы митрополит Арсений высказывал следующие соображения: По какой причине возлагать на архиереев, чтобы они «всякие науки содержали и снабдевали, сиречь, философские, богословские, математические и астрономические»? Ведь им, как преемникам апостолов сказано только: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Св. Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам. ( Мф. 28:19–20 ). О необходимости же заводить академии нет указаний, да на это нет и средств, когда от архиереев и монастырей отнимают последнее пропитание и содержание. Приходские священники по большей части все равно живут в крайней бедности, несут подати не меньше мужиков и обрабатывают землю для своего пропитания, и, если он будет богослов или астроном, то более ничего не получит. Школы и академии нужны, но надлежащим порядком, как издревле бывало в Греции, а теперь на Западе, по местам знатным в царствующих городах, на содержании государственном, в каковых академиях учились и св. Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст : Все мы знаем, что учение свет, а не учение тьма. Однако и свет, «от начало создания семо и овамо шатающийся» Бог восхотел без такого шатания сосредоточить в солнце едином, а не во многих. Подобно этому и академиям богословским и философским и прочих наук не надлежит быть по грязям и болотам, но по знатным городам царствующим. Да и Духовный Регламент, «ежели его внятно, в тонкости прочесть, повелевает академии и семинарии быть при Синоде на государственном коште» (содержании) и учившихся в них присылать к архиереям для посвящения в ту степень, к какой будут способны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Начиная с 14 ст. четвертой главы идет речь о Господе Иисусе Христе, как о великом Первосвященнике и раскрывается Его превосходство перед ветхозаветным первосвященником. В последних стихах этой главы (14-16) намечается тема или главный предмет догматико-нравственного рассуждения о первосвященстве Христовом. " Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха " . В этих словах заключается целый ряд чрезвычайно важных мыслей. Во-первых, Иисус Христос — Великий Архиерей, единственный и превознесенный над всеми другими архиереями; во-вторых, Он прошедший небеса , то-есть явившийся пред лице Самого Бога, в то время как ветхозаветные архиереи могли лишь однажды в год входить только во Святая Святых, бывшее лишь местом явления славы Божией; в-третьих, Иисус Христос есть Сын Божий , в то время как другие архиереи были лишь обыкновенными смертными людьми; в-четвертых, Иисус Христос есть Великий Архиерей, несмотря на все свое недосягаемое величие, может сострадать нам в немощах наших , искушенный во всем, подобно нам, кроме греха . Б потому, заключает Апостол, " да приступаем с дерзновением к престолу благодати " , на котором восседает столь превознесенный, но в то же время столь нам доступный и способный сострадать нам, великий Первосвященник. В пятой главе Апостол проводит сравнение между ветхозаветным священством по чину Ааронову и первосвященством Христовым " по чину Мелхиседека " . Основными чертами всякого первосвященника, избиравшегося из человеков в Ветхом Завете, было то, что он " для человеков поставлялся на служение Богу, чтобы приносити дары и жертвы за грехи " людей, как сам " обложенный немощью " , он должен был не только за народ, но и за себя приносить жертвы за грехи, честь первосвященническую он должен был воспринимать не сам от себя, но непременно от Бога, как и Аарон (5:1-4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Архиерейство Иисуса отличалось от архиерейства Аарона настолько, насколько отличается тело от производящей им тени, ибо архиерейство Аарона было образ и сень, и обетование будущего вечного архиерейства, Аарон же и преемники его были человеки, подлежащие немощи и греху, поэтому и однажды только в год он входил во Святая Святых, дабы принести жертву за грехи людские, и её не свободно, но после того, как прежде приносил жертву умилостивительную за свои грехи. Иисусово же архиерейство было самое предобразованное и предвозвещенное, вечное и истинное архиерейство. Сам же Иисус был и есть и будет вечный Архиерей, «Первосвященник будущих благ, пришед с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:11–12 ), ибо не был человек, облагаемый немощью, но Богочеловек, Сын Божий, денница Славы Его и характер ипостаси Его, вечно существующий, прежде веков рожденный и вечно пребывающий архиерей, вечно приносит свою жертву за жизнь и спасение мира священными Своими литургиями, которые учинил в Церкви Своей, ибо в таинственной совершаемой жертве, Он – приносящий и приносимый, приемлющий и раздавающий. Святые апостолы называют Иисуса Христа: 1) Посредником за всех: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2:5–6 ). 2) Спасителем мира: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин.2:2 ); «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» ( 1Ин.4:14 ). 3) И умершего за всех людей: «Если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» ( 2Кор.5:14–15 ). III. О Царском достоинстве Христа Спасителя 1. Спаситель наш Иисус Христос, как по преимуществу Царь Спаситель наш Иисус Христос как Великий и Вечный Царь, что сотворил? Спаситель основал на земле Царствие Небесное сразу после Вознесения Своего, когда сел одесную Отца и принял от безначального Отца Своего власть на Небе и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему... (Иак. 5:14-15). Так апостол говорит о важности и необходимости таинства Соборования, которое принято совершать Великим постом. Однако его частота и уставные особенности на многих приходах сильно разнятся. «Таинство Соборования мы, как правило, совершаем дважды за Великий пост, — рассказывает председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель московского храма во имя преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной протоиерей Максим Козлов . — Храм у нас небольшой, вместить в один день всех желающих невозможно». Иногда встречается практика совершения Соборования на Страстной седмице. «Исторически, если заглянуть в памятники литургической письменности, Соборование совершалось, например, в московском Успенском соборе в день Великого Четверга. Но перенос данной практики в наши дни мне представляется затруднительным. Более того, я уверен, что не очень разумно совершать Соборование, у которого иное целеполагание, на Страстной седмице», — продолжает отец Максим. В некоторых же храмах и епархиях Соборование совершается еженедельно: «Общие Соборования в нашем храме совершаются только Великим постом. Они проходят еженедельно начиная со второй недели Четыредесятницы. На Соборованиях задействован весь штат духовенства храма, на Страстной седмице в таинстве участвует еще и епархиальный архиерей», — рассказывает протоиерей Димитрий Недоступенко. Общее служение и молитва: мессенджеры на службе у неравнодушных Важный элемент великопостного пути, который способен подарить душе истинную радость и свет, — общее благое дело. Это может быть и совместная молитва (например, соборное чтение Евангелия или Псалтири), и помощь нуждающимся. В Волгодонской епархии социальная деятельность переместилась и в информационное пространство, на что обращает внимание правящий архиерей епископ Антоний: «Последние два года мы организуем специальную рассылку в приходских группах в мессенджерах и социальных сетях. Священнослужители отвечают за нее поочередно. В течение дня верующим предлагаются сообщения на богословские темы, цитаты святых отцов, толкования отрывков из Священного Писания и т.д. Также при необ­ходимости в этих группах объявляется сбор средств для помощи тем или иным категориям наших нуждающихся прихожан».

http://patriarchia.ru/db/text/5916268.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010