Греческие богословы, однако, придерживались другого мнения. Различие было, в самом деле, выражением двух противоположных точек зрения в религиозной мысли. В то же самое время атмосфера растущей враждебности приводила к тому, что люди стали замечать и жаловаться на различия в обрядовой практике, чему прежде не придавалось никакого значения. Греки обвиняли латинян в приверженности к иудаизму, потому что они постились в субботу, особенно во время Четыредесятницы. Они подчеркивали, что латиняне не служили литургию Преждеосвященных Даров в дни Великого поста. Они были потрясены тем, что латинские священники брили бороды; при этом достойно сожаления, что более образованным греческим богословам такие вещи не казались смешными. Обсуждали они и вопрос брака духовных лиц, который теперь запрещался у латинян, а у греков не только допускался, но и требовался в случае, если ставленник не принимал монашество. Вопрос о разводе, который запрещался у латинян, но допускался при определенных условиях у греков, ибо брак для них был не только Таинством, но и гражданским договором. Обсуждался догматический вопрос о чистилище, который казался грекам слишком определенным. Слишком дерзко, говорили они, претендовать на знание того, как Бог в Своей премудрости решит поступить с душами усопших. При этом они были готовы поверить, что души, которые не были однозначно приговорены к адским мучениям, могли еще не быть достойными предстать непосредственно перед Богом, и молитва могла помочь таким душам на их пути к Небу. Латиняне, в свою очередь, подвергали сомнению два момента в совершении греками Евхаристии: во–первых, использование греками теплоты, а, во–вторых, что было еще серьезнее, эпиклезу, призывание Святого Духа, без чего, по мнению греков, не могло совершиться пресуществление. Большая часть различий не была существенна; серьезные богословы были готовы примириться с ними. Было, однако, одно отличие в обрядовой практике, вокруг которого разгорелись жаркие споры. Речь шла о том, какой хлеб следовало употреблять на литургии — квасный или бесквасный.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Посем поклоны великия три, глаголюще в них на коемждо поклоне молитву преподобнаго Ефрема: Священник произносит молитву св. Ефрема Сирина с поклонами: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми. Поклон великий. Господи и Владыка жизни моей! Духу праздности, суетности, властолюбия и празднословия не предай меня. (Поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. Поклон великий. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. (Поклон) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Поклон великий. Да, Господи-Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. (Поклон) Таже малых поклонов 12, глаголюще себе втай на кийждо поклон: Боже, очисти мя, грешнаго. Также 12 малых поклонов с молитвой: Боже, очисти меня, грешного. И паки, скончав поклоны, глаголем молитву всю вышеписанную: Господи и Владыко живота моего: И поклон един великий. И снова всю молитву: Господи и Владыка жизни моей: и один великий поклон. Таже, Трисвятое. И поклоны три. И по Отче наш: Иерей: Яко Твое есть Царство: И мы: Аминь. Господи, помилуй, 12. Чтец: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Таже молитву: Если великая Четыредесятница, читаем: Всесвятая Троице, Единосущная Державо, Нераздельное Царство, всех благих Вина: благоволи же и о мне, грешнем, утверди, вразуми сердце мое и всю мою отыми скверну. Просвети мою мысль, да выну славлю, пою, и покланяюся, и глаголю: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца, аминь. Всесвятая Троица, единосущное Владычество, нераздельное Царство, Виновница всех благ! Благоволи же и о мне, грешном: утверди, вразуми сердце моё и удали от меня всякую скверну, просвети моё помышление, чтобы мне всегда славить, воспевать, поклоняться и восклицать: “Один Свят, один Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца”. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vechernya...

Православному постнику нечем хвалиться. Даже и сравнительно строгие постники, проводящие например четыредесятницу без рыбы, а 1, 4 и 7 седмицы без масла, не могут сказать, что они исполнили положенное, ибо уставный идеал великопостного пощения еще строже. А на замену правил поста каким-либо другим легким подвигом православному не может дать разрешения ни священник, ни епископ.    Рассказывают, что уставщик Площанской пустыни Орловской епархии, иеромонах Варфоломей († после 1917 г.) строго замечал чтецу: «Ты прочитал только 38 раз „Господи помилуй». Дочитай еще 2 раза». Это не мелочная придирка. Великая молитва должна быть совершаема с великим вниманием, с точным соблюдением Устава. Точное до йоты выполнение Устава — это не буквоедство, а ревность — за послушание не нарушать и на йоту установленного Церковью. Неверный в малом может ли быть верным в великом? (Лк. 16:10). См. выше в конце 58 примечания сказанное о. проф. Флоренским.    Вот несколько примеров, когда некот. уставные предписания при первом знакомстве с ними вызывают недоумение своим кажущимся несоответствием, тогда как на самом деле все они являются звеньями единой стройной системы нашего Церковного Устава. Странным может показаться, что начало кафизм на утрени и на великопостных часах предваряется пением Господи помилуй трижды, Слава... и ныне... На вечерне же кафизмы такого предварения не имеют, а начинаются прямо с чтения псалмов. Но на вечерне кафизмы следуют непосредственно за ектениями и пение Господи помилуй было бы повторением того, что только что перед этим было на ектении, тем более, что трекратное Господи помилуй в соединении со Слава... и ныне... соответствует малой ектении с возгласом, и при совершении службы мipяhaмu употребляется вместо этой ектении. А на утрени начало кафизмы отделяется от ектении пением тропарей и седальнов. Как правило, ряд псалмов, читаются ли они в качестве кафизмы или в качестве неизменяемых частей суточного богослужения, всегда завершается: Слава... и ныне... Аллилуйя трижды с тремя поклонами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Священник произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков». При этом творит Евангелием крест над престолом. Затем совершается вечерня; читается предначинательный псалом, произносится великая ектения и стихословится 18 кафизма: «Ко Господу внегда скорбети ми» ( Пс. 119–133 ). После каждого антифона, иначе – после каждой «Славы» кафизмы, диакон произносит малую ектению. После ектении певцы поют «Господи воззвах» и стихиры. Когда же поется последний стих, т.е. стихира на «Слава и ныне», тогда открываются царские двери и бывает вход с кадильницею без Евангелия. Если же на литургии преждеосвященных Даров будет читаться Евангелие, то вход бывает с Евангелием. По входе бывает чтение паремий. Диакон говорит: «Вонмем». Священник говорит: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец говорит: «Прокимен». И сказывает прокимен. Потом диакон говорит: «Премудрость». Чтец: «Бытия чтение». Диакон: «Вонмем». После чтения книги Бытия царские двери отворяются и произносится чтецом и поется певцами второй прокимен. После пения прокимна диакон, обращаясь к священнику, возглашает: «Повелите». Священник, взяв обеими руками кадильницу и подсвечник со свечою, стоит перед св. трапезою и, знаменуя крест, говорит: «Премудрость, прости», возбуждая молящихся к особенному вниманию и благоговению. Затем, обратясь на запад к народу и осеняя народ, говорит: «Свет Христов просвещает всех». Этим как бы показывается, что праотцы-пророки, коих Писание сейчас читалось и будет затем читаться, были просвещены тем же Божиим светом, который и ныне просвещает всех. Обыкновенно это совершается при открытых царских вратах, и молящиеся, повергаясь на колени, преклоняют главы к земле. Это священнодействие указывает на бывший в древности обычай, по которому в дни Великой Четыредесятницы готовящиеся к крещению осенялись перед выходом их из храма зажженною свечою, в знаменование благодатного света, который они получат в крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Будем стараться не опечаливать Христа ни единым падением, дабы Его Святый Дух упокоился в наших душах. Аминь. 41 Здесь, в этом суетном мире, чадо мое, мы будем скорбеть, печалиться и мучиться. Но все это на определенный срок, временно. Только бы в вечности не покинул нас Бог. Когда ты мучаешься и страдаешь, вспоминай Распятого и обретешь великое облегчение, ибо кто, взирая на Распятого и помышляя о Его страданиях, которые Он претерпел ради нас, не обрел бальзам для своих ран, будь они душевными или телесными? Взирай и ты, чадо, туда – ввысь, на Голгофу, туда, где Агнец одержал блестящую победу, дабы Своею Кровию омыть язвы наших грехов и страстей. Милосердие Его велико. Никогда не теряй дерзновения пред Тем, Кто распялся за тебя. Я желаю, чтобы Великую Четыредесятницу ты прожил в цветущем здравии души и тела. Аминь. 42 Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая ожидает нас 107 . Радуйся, чадо мое, радостью великой, потому что благий Бог, на Которого возлагаем надежду нашего спасения, сподобит нас быть всем вместе в Небесном Царстве и произносить слова святого Андрея, юродивого ради Христа: «О, блаженная рука, сотворившая сие!». Вышний Иерусалим, нерукотворный город радости, ожидает чад Божиих, которые в этой жизни страдают и мучаются, нося это многотрудное тело. Он ожидает их, чтобы дать им кров и доставить великое отдохновение. Сам Агнец, закланный ради нашего спасения, омоет и нас Всесвятой Кровью Своей, очистит пятна наших грехов и упокоит нас в вечности! Держи крепко, чадо мое, свой крест и поднимайся на спасительную Голгофу, которая приведет нас к живоносному воскресению, когда вострубит в последний день великая труба и будет явлено сокровенное человеков. Какой же это великий и святой день для спасенных душ, потому что они вкусят в полноте благословение Божие! Тогда откроются духовные богатства бесконечного Божества в безграничном и нескончаемом наслаждении во веки веков! О болезнях 1 Истина заключается в том, что болезни, скорби и страдания христиан соделывают очищение души и прощение грехов. У каждого христианина есть священный долг: какой бы крест ни возложил на него Бог, принять его беззлобным и простым сердцем и поднять высоко на славную Голгофу. Иногда случается человеку ослабевать от труда и тяжести, но Бог посылает другого доброго Симона Киринейского 108 , то есть благодать терпения, дабы она подняла на Голгофу крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Поводом к изданию этого правила является то же, что вызвало и 51-е Ап. правило. Воскресение праздновалось христианами как день, в который Христос воскрес из мертвых, увенчав этим дело нашего искупления. День этот был для христиан днем радости и братского общения, вследствие чего пост, как проявление покаяния и печали о грехах, не мог быть допустим в этот день. Приблизительно то же можно было сказать и относительно субботы, считавшейся у христиан также днем радости, посвященным воспоминанию сотворения мира и Божьего покоя. Гностики, следуя своему учению о материи, как абсолютном зле, постились в субботу, выражая этим свою печаль о появлении материи; они постились также и в воскресенье, так как не верили ни в воскресение мертвых, ни в воскресение Христово и, считая христианское учение о воскресении иудейским заблуждением, нарочно постились в этот день, выражая этим осуждение мнимого заблуждения. Особенно это было развито у маркионитов. Имея в виду это ложное учение, Апостольские постановления (V, 20, VII, 23) не только осуждают пост в субботу и воскресение, но определенно называют его грехом. Точно так же учат отцы и учители церкви 286 . Данное Апостольское правило, подтверждая православное учение о воспрещении поста в субботу и воскресение и провозглашая это учение в форме закона, угрожает духовному лицу, уличенному в нарушении этого правила, извержением из священного сана, а мирянину – отлучением от св. причащения. Исключением, как по этому правилу, так и по Апостольским постановлениям (II, 59, VIII, 83), является только одна Великая суббота, потому что, как говорит в толковании этого правила Вальсамон, в этот день тело Господне лежало мертвое в гробу, и Сам Господь заповедал нам поститься в этот день ( Мк. 2:20 ; Лк. 5:35 ) 287 . Для того, чтобы с обычной мирской точки зрения понять предписание этого правила, воспрещающего поститься в воскресение и субботу (кроме Великой субботы), следовательно, и во время четырех установленных церковью постов, необходимо помнить, что здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы (монахам одно сочиво без елея в 223-м правиле Номоканона при Б. требнике). Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, – в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Сказав это, преподобная простилась со старцем и удалилась в пустыню. – Прошел год; наступила великая четыредесятница, дни поста и молитвы; старец Зосима помнил просьбу преподобной и, казалось, не мог дождаться страстной недели – так велико было в нем желание увидеть преподобную; наконец наступила неделя страстей Христовых, и в четверг старец, после литургии, взяв дары, вышел из монастыря. Дошедши до реки, он сел на берегу ее и ждал прихода преподобной. Уже старец, томимый душевной тоской, думал, что, по его недостоинству, она не желает придти к нему, или уже она была здесь и, не найдя его, удалилась: одна мысль прискорбнее другой тревожила старца. Вдруг увидел он преподобную, шедшую к нему по водам. Старец, устрашенный этим видением, хотел поклониться ей, но она сказала: «Св. отче, что делаешь? Ты пресвитер с божественными тайнами». Приблизившись к нему, она требовала благословения, и, по просьбе преподобной, он благословил ее и прочел Символ веры  и молитву Господню. По окончании молитв, она приняла тайны тела и крови Христовой и, подняв руки к небу, со слезами радости воскликнула, как некогда Симеон во храме Иерусалимском с Божественным на руках Младенцем: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» ( Лк. 2:29 ). Простившись со старцем, она просила его придти к тому месту, где в первый раз они имели свидание и беседу, «И там, – сказала преподобная, – увидишь меня, если это угодно будет Создателю моему». Прошел еще год, и старец снова отправился на место первого их свидания, но не нашел уже преподобной в живых. Приблизившись к ее телу, он слезами омыл ее ноги, потом стал читать погребальные молитвы, и вдруг мысль, – угодно ли преподобной погребение, – смутила его, и он недоумевал. Вдруг он увидел на земле начертанные слова: «Зосима, на сем месте похорони тело недостойной Марии и, предавши тело погребению, молись о ней, преставившейся в первый день апреля, в ту самую ночь, в которую сподобилась принять от тебя спасительные дары тела и крови Христовой». Не дивны ли, не чудны ли дела Всевышнего, пекущегося о нас, недостойных рабах Его! Всещедрый Господь сподобил преподобную скончаться в тот день, в который она, причастившись тела и крови Христовой, сделалась причастницею жизни вечной... Прославив Бога и Его столь дивные благодеяния, оказываемые исполняющим волю Его, старец Зосима похоронил тело преподобной и, возвратившись в ту обитель, где он имел пребывание, разсказал там о всём, что Господь привел ему увидеть («Чет.-Мин.» апр. 1 д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И говорю в предостережение, как бы кто, отлагая неделю за неделею говение, и совсем не отложил его в этот пост. И будет целый год томиться под тяжестью грехов и гнева Божия за них. И хорошо еще, если доживем до следующего благоприятного времени. А то и на тот свет пойдем непомилованными, а там и без нас, конечно, отворят нам дверь, но уже не покаяния, втолкнут в нее и запрут навсегда, за нею же встретят нас не объятия Отча, а огнь неугасимый, червь неусыпающий и духи злобы, ненавистники наши.    Сие приводя на память, поспешим, братие, отворить себе дверь покаяния, по указанию преподобной Марии Египетской, еяже молитвами да умудрит нас Господь в сем столь нужном для нас деле. Аминь.     21 марта 1865 года В неделю пятую Великого поста (два мощные способа, чрез кои устояла святая Мария Египетская в борьбе и одолела грех)    Ныне прославляется святая Мария Египетская, из великих грешниц — великая праведница. Итак, радуйтесь, грешники! Вам не только отверста дверь покаяния, но и открыт чертог славы. Смотрите, чем была Мария и чем стала, и воодушевитесь к мужественному течению ее путем. Воззвал ее Господь, она встала и пошла и, пошедши, уже не возвращалась вспять. Зовет и нас всех ныне Господь: и кто не отозвался на сие Его милостивое призвание? Почти все уже поговели, исповедались и Святых Тайн причастились, то есть вняли призванию и восстали. Пойдемте же теперь неуклонно и тем путем, каким пошла Мария, восстав от падения, чтоб достигнуть и того, чего достигла она напоследок.    Святая Мария, покаявшись, все оставила и, прешедши Иордан, там, в пустыне, проводя жестокое житие, очистилась от страстей и спаслась. Вот образец! Готовьтесь на подражание.    Так действовать, может быть, никто из нас не давал обета буквально, но все должны поступать именно так, если смотреть не на внешний образ действий, а на их дух и силу.    Удалившись в пустыню, святая Мария отстранилась от прелестей мира и отстранила тем все искушения со стороны их. Грех после сего мог влечь ее только чрез плоть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Греческие богословы, однако, придерживались другого мнения. Различие было, в самом деле, выражением двух противоположных точек зрения в религиозной мысли. 131 В то же самое время атмосфера растущей враждебности приводила к тому, что люди стали замечать и жаловаться на различия в обрядовой практике, чему прежде не придавалось никакого значения. Греки обвиняли латинян в приверженности к иудаизму, потому что они постились в субботу, особенно во время Четыредесятницы. Они подчеркивали, что латиняне не служили литургию Преждеосвященных Даров в дни Великого поста. Они были потрясены тем, что латинские священники брили бороды; при этом достойно сожаления, что более образованным греческим богословам такие вещи не казались смешными. Обсуждали они и вопрос брака духовных лиц, который теперь запрещался у латинян, а у греков не только допускался, но и требовался в случае, если ставленник не принимал монашество. Вопрос о разводе, который запрещался у латинян, но допускался при определенных условиях у греков, ибо брак для них был не только Таинством, но и гражданским договором. Обсуждался догматический вопрос о чистилище, который казался грекам слишком определенным. Слишком дерзко, говорили они, претендовать на знание того, как Бог в Своей премудрости решит поступить с душами усопших. При этом они были готовы поверить, что души, которые не были однозначно приговорены к адским мучениям, могли еще не быть достойными предстать непосредственно перед Богом, и молитва могла помочь таким душам на их пути к Небу. Латиняне, в свою очередь, подвергали сомнению два момента в совершении греками Евхаристии: во-первых, использование греками теплоты, а, во-вторых, что было еще серьезнее, эпиклезу, призывание Святого Духа, без чего, по мнению греков, не могло совершиться пресуществление. Большая часть различий не была существенна; серьезные богословы были готовы примириться с ними. Было, однако, одно отличие в обрядовой практике, вокруг которого разгорелись жаркие споры. Речь шла о том, какой хлеб следовало употреблять на литургии – квасный или бесквасный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые говорят: мы не можем поститься. По какой причине не в силах ты поститься? Знаешь ли почему? Потому, что не имеешь благодати Всесвятаго Духа; ради этого и не в силах. Итак, понудь себя к посту, чтобы приобрести благодать Всесвятаго Духа. Когда человек ест многоразличные яства, тело услаждается, но благодать отстраняется от него, и сердце человека обмирает. Не может тогда человек поститься, ропщет, когда наступает постный день или Великая четыредесятница. Чего ропщешь, несчастный человек? Постись и воздерживайся, если хочешь, чтобы в помощь пощению твоему пришла благодать Всечистаго Духа. Глава 46. О влечении обратно в мир Итак, если ты, монах, не призван к чадородству, то с какою целью возделываешь это обжорство, обременяешь дело спасения твоего и обновляешь делание распутства? Очевидно, ты раскаиваешься в том, что стал монахом, но какая польза в том, что ты в этом каешься? Ведь ты дал слово — обещание пред царскими вратами алтаря, это твое обещание записано; как же возможно тебе каяться в том, что ты вписался? Попекись же о том, чтобы не быть тебе побежденным и не оказаться в плену Денницы. Если ты, раскаявшись, вернешься в мир, то не думай, что возможно тебе сделаться хорошим мирянином, не выдержишь ты возделывания добродетелей, не выдержишь пути мирского, не понравится он тебе; и не вожделевай его. Ей, говорю: не вожделевай. Но, что пользы, напрасно теряю я слова мои (т. е. кто уже настолько помрачился, что возмечтал о супружеской жизни в миру, тот не послушает слов сих). Вы объяты возделыванием жизни мира сего; если я вам и стану говорить, не попользуют вас слова мои, ибо помрачились вы возделыванием мирским. Час от часу все больше влечет вас мир и вы отправляетесь в мир за сбором, под предлогом нужды. Глава 47. Уподобление осуетившихся монахов израильтянам в пустыне Нынешние монахи, едя и пия до пресыщения, прожорствуя с многообразною пищею, собирают себе тяжесть, накопляют семя в части спинного мозга, и тогда это семя насилует человека; не в силах будучи терпеть, инок начинает роптать, сердиться и возмущаться, что отрекся от брачной жизни, подобно израильтянам против Моисея. Так как не в силах были израильтяне возвратиться в Египет, то уклонились в идолопоклонство. И монахи сегодня, едя и пия, усиливают свое плотское сладострастие и, не в силах будучи вернуться обратно в мир, уклоняются к попечительной жизни мирской; эта попечительная жизнь мирская пред Богом есть идолопоклонство. О, монаше! Оставь путь жизни мирской сей; смотри, чтобы тебе всегда шествовать по пути спасения и не презреть обетов жизни монашеской, как скит Сервия. Глава 48. Сказание о чудесном вразумлении одного скупого игумена, урезывавшего довольствие братии в одной обители Костамонитов

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010