Будничную утреню («славословие ежедневное») служит пресвитер, иногда даже без участия народа. Она состоит лишь из одной 3-частной молитвы со вступительным возгласом: «Благодать Господа нашего со всеми вами». Но далее приводятся слова от лица верных: «И со духом твоим». Священник: «Хвалите Господа». Народ: «Достойно и праведно». Молитва вдвое короче епископской, но совпадает с ней в некоторых выражениях. Народ на каждый из 3 частей отвечает теми же возгласами, что и на епископской утрене. Молитвы вдов должны совершаться ночью и на заре или дома, или в церкви (в период очищения вдовам не дозволяется приступать к алтарю). Как ночное, так и утреннее славословие (Ibid. 1. 43) состоят каждое из одной молитвы. Литургический год В «З. И. Х.» упоминается ограниченный набор праздников, характерный для большинства литургических традиций 1-й пол. IV в.: Пасха, Пятидесятница и Богоявление (Ibid. 1. 28, 42). Кроме того, говорится о Четыредесятнице Пасхи (Ibid. 2. 8). Предпасхальный пост прекращается в полночь (после IV в. эта практика стала нормой в правосл. Церкви (см. Трул. 89), хотя в кон. III - IV в. время прекращения поста было предметом споров). Великий четверг , Великая пятница и Великая суббота являются особыми днями. В Великий четверг совершаются обряд возжжения светильника с пением «Аллилуия» и Евхаристия (но из текста «З. И. Х.» неясно, причащаются ли в этот день все верные). Начиная с этого дня и до окончания Пятидесятницы отменяются коленопреклонения в церкви. В Великие пятницу и субботу полагается строгий пост и службы совершаются клириками практически круглосуточно. На Пасху причащаются все (тем, кто больны, Дары относят диаконы и диакониссы). Изд. и пер.: Rahmani Ignatius Ephraem II, ed. Testamentum Domini Nostri Jesu Christi. Moguntiae, 1899. Hildesheim, 19682; Nau F. Fragment inédit d " une traduction syriaque//J. Asiatique. P., 1901. Vol. 17/18. P. 233-256; idem. La version syriaque de l " Octateuque de Clément. P., 1913; Cooper J., Maclean A. J. The Testament of Our Lord Translated into English from the Syriac. Edinb., 1902; V öö bus A., ed. The Synodicon in the West Syrian Tradition. Louvain, 1975. (CSCO; 367, 368, Syr.; 161, 162); Beylot R., ed. Le Testamentum Domini éthiopien. Louvain, 1984; Sperry-White G. The Testamentum Domini: A Text for Students. Bramcote (Nottingham), 1991 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/182427.html

Впоследствии точно так же провожали на вечный покой и тех, которые хотя и не страдали за Христа, но всю жизнь посвящали на служение Ему, как напр., проводил на вечный покой св. Григорий Нисский сестру свою Макрину (память ее 19-го июня). Такое всенощное псалмопение над почившим называлось панихидою, то есть всенощным бдением. Отсюда молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название панихиды. Панихида начинается псалмом девятидесятым: «Живый в помощи Вышнего» и т. д. В этом псалме выражается мирная безтревожная жизнь человека, живущего под покровом Всевышнего, – до того мирная и безтревожная, что его не могут возмутить не только никакие страшные для других явления здешней жизни, но даже и переход из этой жизни в другую, столь ужасный для всех. Ничего не убоится он, – не только жизненных стрел, но и ужасов смертной ночи. Откуда же такая небоязненность? От несокрушимой ничем веры в слова Господа: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его». Можно ли с таким Заступником и Покровителем бояться чего бы то ни было, хоть бы то было страшнее самой смерти? После псалма следует великая ектенья, в которой после каждого прошения, молящиеся возглашают: «Господи помилуй». Миром Господу помолимся. О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся Помолимся Господу об оставлении согрешений скончавшегося, да незабвенна будет память об нем. Помолимся Господу об упокоении, мире и доброй памяти всегда незабвенного раба Божья (такого – то). Помолимся Господу, чтобы Он простил ему всякое согрешение, намеренное и не намеренное. Помолимся Господу, чтобы он (скончавшийся) мог без осуждения предстать пред страшным престолом Господа славы. Помолимся Господу о тех, которые плачут, скорбят, ждут утешения от Христа. Помолимся Господу, чтобы скончавшийся был избавлен от всякого мучения, скорби и душевных страданий, и был вселен там, где все полно светом лица Божия. Помолимся, чтобы Господь Бог наш упокоил душу его в месте светлом, радостном, мирном, там, где праведники пребывают. Помолимся Господу, чтобы он (скончавшийся) вступил в среду Авраама, Исаака и Иакова. О избавиться нам от всякие скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. Испросив милость Божью, царство небесное и оставление грехов тому (скончавшемуся) и себе самим, поручим Христу Богу друг друга и всю нашу жизнь. (Тебе, Господи).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

«Постригаться немедленно меня отговорили старцы, но православным я стал очень скоро под их руководством», писал, как мы знаем, Леонтьев через 20 лет о данном моменте своей жизни. К сожалению, к этому именно году относящихся «документов духовного переживания» Леонтьева нет. Но в достаточной степени вознаграждают нас поздние сообщения его, поздние его речи, ассоциировавшиеся с этим первым пребыванием на Святой горе. Леонтьев прав, когда говорит, что он скоро под руководством старцев сделался «православным“. Вопрос другой, правильно ли Леонтьев воспринял православие Афона, но именно в эти дни и месяцы первого пребывания в стенах его, прочно сложилось религиозное мировоззрение, которое с такою настойчивостью, порою фанатизмом, развивал и проповедовал он во всю остальную свою жизнь. К 73–74 году относятся труды Леонтьева, в которых мы встречаем уже цельную систему христианского воззрения. Но созревала она под сенью монастырей Святой горы. Обратимся к источникам. В первое же свое посещение, Леонтьев пробыл на Афоне Святую Четыредесятницу, – когда «непостижимый для непривычного, хотя бы и верующего, человека аскетизм большинства греческих и русских обителей на Святой Горе доходит до того, что становится в иные минуты страшно о нем и подумать» – и Пасху. «Великое море Четыредесятницы! Море голода и уныния, усталости и насильственной молитвы, от которой однако сама совесть, сама, личная воля не позволит отказаться без крайнего изнеможения»... «В это время все на Афоне становятся, волей и неволей, высокими подвижниками духовными и телесными. Тот, кому это полегче, не должен гордиться, а должен смиряться перед высшей «благодатью» подобного облегчения; тот, кому это очень трудно, больно и скучно, должен помнить, что эта боль и эта скука, это состояние почти ежеминутного несносного понуждения, оно-то и есть настоящее монашество, т. е. добровольное хроническое мученичество во славу Божию» 127 ... «Церковные службы и в обыкновенное время, по нашему мирскому суду, слишком долгие и слишком частые, во время поста наполняют почти весь день и всю ночь; ограничение в пище доводится до самого крайнего предела. В иные дни только певчим дается по ломтю хлеба, чтобы они были в силах петь“... Настает «Великая неделя страданий. «И в честь Христа, во славу Божию человеческие усилия становятся еще более жестокими“ 128 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

История судеб падшего человечества предварена другой, неясно дошедшей до нас, но несомненной историей падшего духа, так что в начале земного бытия являются уже два грешника: диавол и человек, — грешник гордый, самообольщенный, нераскаянный и грешник сокрушенный и смиренный. Это своего рода фарисей и мытарь. Один в безмерном самомнений и помыслить не может о покаянии, другой от страха и гнетущего сознания своего недостоинства не смеет очей возвести к Богу. Последний привлекает зато на себя милость Божию, а первый осуждается на вечную погибель. Затем грешный род наш распадается на две численно неравные и неравноправные, но разнородные и равнобытные половины: народ избранный и язычников, на людей любимых и людей только терпимых. Первая половина была в Завете с Богом и служила Ему по мере сил. Последняя отдалилась от Бога и жила самозаконно, поступая по собственным своим похотям ( 2Петр.3:3 ) и служа иным богам ( Втор.11:16 ). Пришло, однако же, время, что ипоследняя возвратилась к Богу и вступила наравне с первой в общий обеим Новый Завет с Ним. Всё это в подробности раскрывается в поучительной и трогательной притче о блудном сыне; следующее затем воспоминание Страшного Суда Божия представляет нам само действие осуждения или помилования грешников, смотря по их заслугам в том или другом смысле; причем диаволу и его волю творящему языческому миру уготовляется мука вечная, а кающимся мытарям и раскаивающимся сынам блудным даруется жизнь вечная. Эти три изображения составляют вступление в историю человека и суть как бы план или чертеж всех следовавших за его грехопадением событий. Затем начинается сама история, столь известная всем и каждому. Человек преступает прямую и определенно выраженную волю Божию в полном ведении последствий своего тяжкого греха и вслед за тем падает с высоты своего богоподобного совершенства до уровня животных бессловесных, но уже в самом падении своем получает залог восстания, ибо падает с раскаянием. Изгнанный из Рая, он сидит прямо его и, свою наготу рыдая, плачет, и мы с умилением слушаем его трогательную молитву: помилуй мя падшего. Помилование ему обещано. Но он и всё потомство его должны приготовить себя к грядущей милости Божией долговременными страданиями. Человечеству предстоит великая Четыредесятница подвига. Пять тысяч лет, как пять недель Поста, должны были пройти для рода Адамова в покаянном сетовании, самоукорении и самоисправлении, в прискорбных воспоминаниях прошедшего и радостных ожиданиях будущего. В течение шестой тысячи должно было окончиться ожидание и начаться сретение ожидаемого.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Притом, в последствии времени, устроил новый деревянный дом на подворье Заборовском 8 со службами и оградою кругом каменными. Также и на другом подворье в Хамовниках, деревянный дом со службами и оградою каменными. Но не оставил и загородного Черкизовского дома, который был крайне запущен и к падению склонен. Он его возобновил во всём, пристроил новые, построил службы, сад в порядок привёл и кругом обнёс оградою каменною. Возобновил прорвавшийся пруд, поставил мельницу и прочее, что всё исчислять трудно. И всё сие производил коштом монастырским. Ибо при заведении верного и доброго хозяйства доходы весьма против прежнего умножились и на всё устроение с излишком доставало. Но между всеми делами весьма нередко служил и всегда проповедовал слово Божие, особливо в Четыредесятницу каждое воскресенье, служа, поучал народ, что видно из поучительных его напечатанных слов. Между тем, в том же году к Троицыну дню Императрица с Великим Князем и с Великою Княгинею посетила Лавру, где архиепископ принимал и проводил сих Высоких Гостей и милостиво награждён и с обителию, получив на устроение Лавры до 30 000 рублей. Препроводя таким образом 1775 год, в начале 1776 г. отправился в С.-Петербург для присутствия в Синоде И хотя сие было против его желания, но надлежало повиноваться верховной воле. Скоро по приезде, в апреле месяце открылся нечаянный и для Платона поразительный случай. Великая Княгиня Наталия Алексеевна, особая его благоприятнейшая благодетельница, приближась к рождению, при радостной всех надежде, не разрешившейся её утробы, апреля 15 дня скончалась. Платон её напутствовал исповедью и святым Причастием, и при погребении почтил её святую память надгробным словом. При окончании года, не находя архиепископ удовольствия жить в С.-Петербурге, в разлуке с паствою, о пользе коей он весьма ревновал, и скучая присутствием, по течению дел, с его мыслями и началами несходному, и не видя в сотрудниках своих в том содействия, которые поступали по своим видам, ища может быть более своих выгод, нежели общих, решился просить Императрицу об отпуске в епархию, и о увольнении навсегда от Синода, почему и был отпущен, но токмо на год.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

И так, повторяю, от нас зависит удостоиться стоять на страшном суде на правой стороне и избежать левой; услышать всеблагословенный глас Спасителя, зовущий нас в царство небесное, и избежать страшного гласа, отсылающего в огонь вечный. Мы сами здесь пишем, так сказать, делами своими, вечное оправдание или вечное осуждение себе на страшном суде; и в этом, между прочим, смысле будущий суд называется написанным: сотворити в них , сказано , суд написан . (Пс 149,9) Совестные книги наши или оправдают нас, или осудят нас, и нам останется только выслушать праведный, вечный приговор Судии всемирного. Скорее же будем изглаживать усердным покаянием и милостынею из совести все грехи наши, вольные или невольные, и вписывать в нее всякие добрые дела . Дела бо их ходят вслед с ними (Откр 14,13) , говорит писание. Аминь. СЛОВО В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ Егда поститеся, не будите якоже лицемери сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся. (Мф,16) В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками — с тем, чтобы заслужить себе от людей славу. Скорее всего найдутся теперь люди, которые ни быть ни казаться не хотят постниками; потому что пост почитают для себя делом бесполезным и излишним, а казаться другим постниками — делом глупым и смешным. Но, при этих крайностях, есть без сомнения между христианами такие, которые держатся златой средины, и, не уклоняясь ни направо, ни налево, идут путем поста прямо и ровно, как истинные постники, постящиеся постом приятным, благоугодным Господеви. С завтрашнего дня наступает великая четыредесятница или великий пост — время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно в духе христианском. Чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению, побеседуем ныне о необходимости и пользе поста. Нужен ли пост, т. е. воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или царство небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам, воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Как не хотеть! Там, по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2339...

Закрыть itemscope itemtype="" > По пути смирения Богослужения Страстной седмицы 28.04.2021 1480 Время на чтение 6 минут В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости - собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс - полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети...» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче...». Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица - это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе... Каждый день этой недели - воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы - это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг - воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница - день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/17/...

Литургия Преждеосвященных Даров есть такое священно-действие, в котором не бывает ни проскомидии, ни освящения Св. Даров; но Св. Дары для причащения предлагаются уже освященные прежде – на литургии Василия Великого или Златоустого. Преждеосвященную литургию положено совершать по Уставу в среды и пятки Великего поста, в четверток 5-й недели и в три первые дня страстной седмицы; но дозволяется совершать и в другие дни, кроме субботы и воскресенья, смотря по нуждам, напр., по случаю храмового праздника. Литургия Преждеосвященных Даров предначинается вечернею и состоит из тех молитв и песнопений полной литургии, которые не относятся к освящению Св. Даров, но относятся к приготовлению верующих к причащению и благодарению за причащение. По составу своему она разделяется на литургию оглашенных и литургию верных. Совершается она так: Во время пения на часах: Во Царствии Твоем, иерей читает пред царскими дверями входное, на котором, впрочем, не полагается молитвы: «Господи ниспосли».., потом идет в алтарь и облачается 102 . После последнего на часах произнесения молитвы: «Господи и Владыко живота».., с 16-ю поклонами, читается трисвятое, Пресв. Троице», Отче наш, Господи помилуй 12, молитва «Всесвятая Троице», а после нея – Премудрость, достойно есть и отпуст малый. После сего иерей трижды покланяется пред престолом и начинает вечерню возгласом литургии. Благословенно царство Отца, и Сына, и Святого Духа... Лик: аминь, а чтец: Приидите поклонимся... и читает вечерний псалом: Благослови душе..; иерей читает в это время пред царскими вратами светильничные молитвы, начиная с 4-й, потому что первые три вычитываются на славах кафизмы. После псалма – ектенья великая. Стихословится 18-я кафизма (кроме 5-й недели), и после каждой славы ее или антифона, бывает ектенья малая. «Господи воззвах» поется во глас триоди первых стихир. Стихир на «Господи воззвах» 10-ть: триоди 6 и минеи 4, слава и ныне Богородичен минеи. В пяток на 1-й неделе поста: самогласен 2-жды, мученичны октоиха прилучившагося гласа 4, св. Феодору 4, слава святому, и ныне Богородичен – догматик рядового гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

И подумал я: не потому ли мне хочется познать всё живое, что во всём этом отражается живой Бог? Должно быть, это так. И решился я подмечать следы Божии во всём живом, больше же в человеке, как образе Божием. Не даст ли это мне успокоения? А Аф. Н. посоветую «постранствовать», авось, и он найдёт пищу для своей души («Церковное слово». 1907. 31. С. 486–488). 21 января. Отчего это бывает, когда уяснишь какую-нибудь мысль, особенно серьёзную и долго занимающую, — и как будто освободишься от оков и готов всякому встречному человеку улыбаться? 24 января. «Отымите лукавство от сердец ваших», — говорит Господь. Как часто лукавишь (уязвляешь луком ненависти другого) — и сам того не замечаешь. Страшна ярость: она прямо все стрелы свои вонзает в невинную жертву. Страшней лукавство: оно из подполья, незаметно для самого лукавящего, как мышь, гложет его душу. Сначала лукавящий уязвляет, ранит лукавством себя самого, и потом уж израненный, уязвлённый после долгого, тихого и подпольного лукавства с бешенством зверя набрасывается, при удобном случае, на свою жертву. Если редко доходить до высшей своей степени, то в меньшей степени лукавство находится в каждом из нас: как часто мы оскорбляемся одним недовольным (хотя и справедливым) взглядом на нас, и начинается в нас язва лукавства. Благо человеку, если он постарается уврачевать эту страшную язву вначале и не допустит ей поразить всю душу. Пресвятая Владычице Богородице! Святыми Твоими всесильными мольбами отжени от нас смиренных и окаянных вся скверные, лукавые помышления! (Из утренн. молитв.). 8 февраля. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» Приближается великая Четыредесятница — время поста и молитвы. Вскоре предстоит принять под кров души своей Великого Гостя. Но, увы, обитель для Него не готова! Если Капернаумский сотник при своей вере, подобной которой Сын Человеческий не встречал на земле, говорил: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты пришёл под кров мой», что же скажешь ты, душа моя, вместо укрепления чрез веру в такое важное время обуреваемая сомнением, унынием и нерадением? Как можешь обновиться покаянием ты, просвещённая, и вкусившая дара небесного, и соделавшаяся причастницей Св.

http://bogoslov.ru/article/6172271

Господь и Спаситель наш, Матерь Божия Пречистая и все святые да помогут вам причаститься в оставление грехов и Жизнь Вечную! Аминь. 31 марта 1865 года В Великий четверток (Господь в нас! Озаботимся навсегда удержать его в себе) Слава Тебе, Господи! Какой светлый у нас ныне день! Сколько причастников Святых Христовых Тайн! Радуйтесь, блаженные души! Господь в вас! Господь в вас! Ибо Сам сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6:56). Будем все радоваться общею радостию. Нет, думаю, семейства, где бы не было причастников. Нет, следовательно, дома, который бы лишен был особенного Божия присещения (надсматривания). Так весь град наш стал ныне жилищем Богу, и не наш только град, но и всякий другой град и весь (селение), вся Россия, весь православный мир. Ныне у Господа великая Вечеря. Он ликует с душами и есть всюду «всяческая во всех» (1 Кор. 15:28), и как Источник благ, и как Владыка сердец. И вот существо того царства, которое основал Он на земле: исполняя всех Собою, всех благоустроять, внушая должное, давая силу, ободряя в трудах. О, когда бы помог нам Сам же Господь никогда не лишиться Его в нас пребывания! Тогда, Им направляемые, все мы верно шли бы спасительным путем, по вечным Его о нас преднамерениям. И вот об этом-то, братие, и должна быть у нас теперь вся забота. Господь в нас! Озаботимся навсегда удержать Его в себе. Сам Он любообщителен. На то и в мир пришел, чтоб быть во всех. И не пошел бы Он от нас, но что делать, если мы при Нем начинаем держать себя так, что Ему нельзя уже более оставаться в нас? Прошедшие дни мы очищали и убирали храмину сердца для принятия Господа. Ныне снисшел в нас сей Пренебесный Гость и Посетитель душ. Озаботимся же дать Ему покой, доставить утешение, открыть угодное Ему в нас действование. Озаботимся дать покой. Устранены были у нас житейские суеты и развлечения на это время, и не будем разрешать на них. Назначена уже скромная мера удовлетворения нужд тела, и пусть эта печать скромности и нужды навсегда останется на этой части неизбежной для нас работы тлению. Введены у нас в порядок дел домашних благочестивые занятия, и пусть это останется всегдашним неизменным законом нашей жизни. К сему присоединим вот что: удержимся от расхищения помыслов, не допустим волнение желаний, не соизволим на движения страстей. Станем всем вниманием своим и всем желанием у входа в сердце, где Господь, и всевозможно будем отревать все могущее нарушить покой Его в нас, и Он упокоится в нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2943...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010