Само иночество заключает в себе две степени, малый и великий образ (образ ангельского жития), которые по-гречески называются малая схима и великая схима. При вступлении в самое иночество, над монахом совершается последование малой схимы , в которой монах дает обеты иночества и ему дается новое имя. Когда наступает момент пострижения, монах трижды дает игумену ножницы, в утверждение своего твердого решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает крестообразно волосы ему, во имя Пресвятой Троицы, посвящая его этим всецело на служение Богу. На принявшего малую схиму надевают параманд (параманд – небольшой четырехугольный плат с изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник и пояс; затем постригаемый покрывается мантией – длинным плащом без рукавов. На голову надевается клобук , так называется камилавка с длинным покрывалом – наметкой . В руки даются четки – шнурок с нанизанными на него шариками для подсчета молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах. В заключение обряда дается в руки новопостриженному крест и свеча , с которыми он стоит всю Литургию до самого Св. Причастия. Монахи, принимающее великую схиму , дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. В облачении также есть изменения: – вместо параманда надевают аналав (особый плат с крестами), на голову вместо клобука надевают куколь , покрывающий голову и плечи. У нас обычаем принято называть схимниками исключительно только тех иноков, которые пострижены в великую схиму. Если монах поставляется в игумены , то ему дается жезл (посох). Жезл есть знак власти над подчиненными, знак законного управления братией (монахами). Когда игумен возводится в архимандриты на него надевают мантию со скрижалями . Скрижалями называются четырехугольники из материи красного или зеленого цвета, нашитые на мантию спереди, два наверху и два внизу. Они означают, что архимандрит руководит братией по заповедям Божиим. Кроме того, архимандрит получает еще палицу и митру. Обычно из архимандритов поставляются на высшую степень священства – в епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

М. была высокого роста, с продолговатым «белым и свежим лицом», светло-русыми густыми волосами и голубыми глазами. В рассказах дивеевских стариц упоминается, что у М. «перед смертию опухли ноги и живот. Была же в памяти во все время своей болезни, даже посылала к б[атюшке] о. Серафиму спросить, можно ли ей пить воду холодную. Старец ответил: «Она уже скончалась, а вы идите на погребение ее, и волосы расчешите, и припадите к ее гробу, как Мария Магдалина припала ко гробу Матери Божией. Она не Мария, а схимонахиня Марфа»». Предузнав час кончины М., прп. Серафим со скорбью признался о. Павлу, соседу по келии: «А ведь Мария-то отошла, и так мне ее жаль, так жаль, что, видишь, все плачу!» По благословению прп. Серафима тело М. положили в присланный им дубовый круглый выдолбленный гроб «в 2-х свитках [рубашках], подряснике бумажном, подпоясанную покромкой черной шерстяной, потом схима черная с белыми крестами, а сверху мантия длинная - на головке шапочка бархатная зеленая вышитая золотом, сверх ее камилавка черная. А сверх всего была повязана большим драдедамовым темно-синим платком с кисточками. Покров черный суконный, чулки нитяные, башмачки козловые и четки кожаные. Все это описанное платье сам батюшка отец Серафим дал ей самой в руки и приказал ей приобщаться в нем». Когда сестра Прасковья Семеновна и Акулина Васильевна приехали в Саров за гробом, прп. Серафим рассказал: «...я ее посхимил, у нее все есть - схима, и мантия, и камилавочка моя, во всем этом положите ее». Старец велел Прасковье не унывать, т. к. душа М. «в Царствии Небесном и близ Святыя Троицы у Престола Божия, и весь род ваш по ней спасен будет» (Там же. С. 267). Рака с мощами прп. Марфы (Милюковой) (ц. Рождества Богородицы Серафимо-Дивеевского мон-ря). Фотография. 2015 г. Рака с мощами прп. Марфы (Милюковой) (ц. Рождества Богородицы Серафимо-Дивеевского мон-ря). Фотография. 2015 г. Старец также пожаловал деньги на поминальные обеды. Всех, приходивших к нему, он посылал в Дивеево на похороны М. Так, сестрам, работавшим на берегу на р. Сатис и не знавшим о кончине подвижницы, преподобный повелел: «Скорее, скорее грядите в Дивеев; там отошла ко Господу великая раба Божия Мария!» Также Екатерину Егоровну и Анну Алексеевну, собиравших ягоды в Саровском лесу, и других девиц он посылал домой, говоря, что присутствующие при погребении М. получат отпущение грехов. Даже саровских монахов и множество мирян, шедших к нему, старец Серафим посылал на погребение, а мирским девицам и сестрам приказал приодеться, расчесать волосы и припасть ко гробу усопшей.

http://pravenc.ru/text/2562492.html

Монашеская схима есть в подражание схимы Пустынножителя и крестителя Иоанна. Зане одежда его бе от влас велблюжь, и пояс его – от кожи. Что являет пострижение главы Постригают священно монаси главу свою отнюдъ в подражание святаго Иакова, брата Божия, и Павла апостола, и прочих. Что являет куколь и камилавка Кукулий и камилавхий являета умерщвление плоти, по апостолу, глаголющю, яко: мир мне распятся и аз– миру. Что знаменует мандиа 141 Мандиа убо, яко же есть простерта, являет парителное подражание, сиречь крила ангельския. Сего ради и «ангельская» схима глаголется. И плащаница, юже нарицаем «убрус», с неюже служат диакони, являет смирение Христово, еже показа во умовении, егда умы ноги учеников. Глава 51. Како именуется приносимое в священнодействие Оно, еже приносится в церковь священнодействия ради, именуется «хлеб», «благословение» 142 и «начаток». Хлеб убо – за небесный Хлеб, Христа, Иже взят плоть от самых кровей пречистыя Богородици. Благословение же – ибо раздра 143 клятву первосозданных. Приношение же – зане приносится в святая святых Дар, яко от всего рода человеческаго, в честь Бога и Создателя нашего. Начаток же – зане есть от всех даров, ихже могл бы кто приносити Богу, начаток священнейший и святейший. Убо сие приношение полагаем во 144 предложении во образ всепетыя Богородици. Глава 52. Что являет предложение Предложение же являет место Вифлеема, ту, идеже родися Христос, и Назарет, и Капернаум, в нихже Христос хождаше. И, единою рещи, тридесять лет, в них же Христос хождаше на земли, предложение образует. Но обаче, яко Бог пресущный, Един святыя Троицы, Сын Божий и Слово, воплотся от святыя Богородици, во едином лице бе совершен Бог и совершен человек, яко же мы, подобен во всех, разве греха. Сицевым образом и Господне тело, яко от некоего чрева, и кровей, и плоти святыя Богородици девы, глаголю, от всего хлеба просфоры с собственною ипостасию изимается от диакона, яко же Великая 145 Церковь прият и предаде. И режется неким железом, еже глаголется «копие». Той убо диакон, иже изимает и режет тело от просфоры, образует ангела, иже рече Деве: радуйся! Аще и днесь священници сие режут, но обаче в Белицей Церкви сицевым образом бываше древле: от диаконов просфора резашеся. Убо диакон, иже творяше древле сие по образу Великия Церкве, уготовивый и кровь Владычню, яже имать быти в благолепно время страсти пришествием Святаго Духа, и оставляет сия в предложении, глаголющю священнику молитву сию. Глава 53. Чесо ради дается время от архиерея священнику 146

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Принятие великого ангельского образа (греч. – «туо мéга ангеликон схима», великая схима) – это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом ( Флп. 1, 23 ). Последование великого ангельского образа походит на чин пострижения в малую схиму, но совершается с большей торжественностью, строгостью, соответствующей высоте принимаемых обетов. С вечера в алтарь вносятся одеяния желающего принять святой образ и полагаются у подножия престола, дабы они освятились от близости трапéзы Господней. На утрене в день пострижения поется особый канон, состоящий из молений о приемлющем святой образ. Принимающий схиму вступает в церковь во время малого входа Литургии, снимает с главы покров и с ног сандалии, трижды поклоняется земно. После входа с Евангелием поется тропарь дня, потом особые тропари и умилительные, покаянные антифоны: «Хотех слезами очистити моих грехов рукописание, Господи, и прочее живота моего благоугодити Тебе, но враг льстит мя и вземлет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!». «Кто обуреваем и притекáяй к пристанищу сему не спасется? или кто, болéзнуя и припáдая ко врачевству сему, не исцелеет? Содетелю всех и Врачу недужных, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!». «Овча есмь словеснаго Твоего стада, и к Тебе прибегáю, Пастырю Доброму, взыщи мя заблудшаго, Боже, и помилуй мя». Затем настоятель предлагает принимающему великую схиму те же вопросы, какие предлагаются и в чине малой схимы: «Что пришел еси, брате? Желаеши ли сподобитися ангельскому образу?» и т. д. и при этом вопрошает: «Отрицаешися ли мира и яже в мире, по заповеди Господней?» После испытания пришедшего и молитв о нем настоятель велит ему трижды подать ножницы и затем постригает его. При пострижении ему дается новое имя. Затем следует облачение. Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы, только с ними соединено значение более великих обетов. Так, при облачении в рясу настоятель говорит: «Облачится в ризу правды и радования, великаго ангельскаго образа». При облачении в мантию говорит: «Приемлет мантию великаго и ангельскаго образа». Вместо клобука великосхимник надевает кукуль (греч. «то кукулион» – шапочка). Кукуль остроконечен и покрывает главу и плечи кругом, и украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. При надевании его настоятель произносит: «Облачится в куколь беззлобия, в шлем спасительнаго упования». Затем возлагается аналав (от греч. – «аналамванин» – воспринимать) – такой же, как и параман, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами. При возложении аналава настоятель говорит, что великосхимник восприемлет крест свой на рáмех и следует Владыке Христу. Оканчивается чин пострижения в великую схиму целованием мира – братским приветствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Хотя в предварительном чине рясофора или просхимы, введенном в кон. Х-нач. XI в. ( DeMeester 1942 1. P. 83]), монашеские обеты в большинстве рукописей и в печатных текстах не приводятся, по мнению Дэ Мээстра они или подразумевались под имевшими там место обрядами или прямо произносились. В сер. XIV в. свт. Григорий Палама в письме к иером. Павлу Асанию (σνιον) писал (текст сохранился в рукописи Великой Лавры, цитировался прп. Никодимом Святогорцем): «Сие есть великая и монашеская схима. А малой монашеской схимы отцы не знали, и не преподавали. Но некоторые из позднейших решили одно разделить на два, но они не разделили по истине. Ибо ты найдешь те же самые отречения и предписания (τς ατς γρ ποταγς κα συνταγς ερσεις π μφοτρων σκοπσας), если посмотришь на оба». И далее ссылка на прп. Феодора Студита (Цит. по: De Meester 1942 . P. 83). Патриарший собор при Константинопольском патриархе Антонии (1389-1390) постановил: «Собор сказал, что поскольку эта мысль выводится не вопреки канону, ибо одна была прежде монашеская схима, а не две, нет необходимость следовать экзегетам, но канону» (Мануил Гедеон 24. Т. 1. Σ. 22). Особо строгое мнение высказывал прп. Никодим Святогорец (кон. XVII-haч. XVIII в.), который, обличая малосхимных монахов, писал в «Руководстве для духовника», что их жизнь оправдана только с учетом стремления принятия совершенной великой схимы. Для прп. Никодима Святогорца пребывание в малой схиме – это повод к духовной теплохладности и безответственности. Ср. у Евстафия, митр. Фессалоникийского (ΧΙΙ в.), рассуждение о трех монашеских состояниях и первенствующей роли великосхимников: Евстафий Фессалоникийский. Об исправлении монашеской жизни 12:4-16. Принесенные монашеские обеты имели дополнительные ограничения, как, например, неядение мяса и пр. В докладе сделана краткая систематизация правил Вселенских и некоторых Поместных Соборов. В разделе рассматриваются только те  правила, которые более или менее раскрывают каноническое содержание трех монашеских обетов. В целом можно отметить, что эта большая часть правил, но не все.

http://bogoslov.ru/article/3516854

14 Послушник — лицо, проходящее предварительное испытание перед принятием пострига. На определенном этапе послушник может получить благословение на ношение подрясника или рясы с клобуком (но без мантии). Существует также пострижение в рясофор (иногда с переменой имени) как некая начальная степень монашества. По новейшей терминологии таковые лица именуются иноками. Постриг в мантию («малая схима») с произнесением монашеских обетов (целомудрия, нестяжания и послушания) — вторая степень монашества. Постриженные в «великую схиму» именуются схимниками. Их жизненный подвиг отличается большей степенью отречения от мира и более высокими требованиями, обязательными к исполнению в молитвенно-аскетической жизни. «Великая схима» — удел немногих монашествующих, достигших высокой степени духовного совершенства. 15 «Монах Авраамий, из мещан, в монашество пострижен в 1822г., о.Ионафаном; с большой ревностью много лет неутомимо трудился он на кузнечном послушании, не пропуская при том церковной службы; изнуряемое тяжкими трудами тело его не знало никакой отрады. В 1829 году он был послан из обители на остров Ювенсу, отстоящий верст на 15 от г.Сердоболя, для присмотра за рабочими и для поправления инструментов. На том острове рвали порохом мрамор для монастыря на обжогу в известь. При взрыве куском мрамора прошибло старцу бок. Чувствуя, что получил удар смертельный, он попросил немедленно везти себя в г.Сердоболь. Одним полотенцем заткнув рану, а другим перевязав её, о.Авраамия привезли в город; там он исповедался и причастился Св.Христовых Тайн, и когда, после причастия, его полагали на разостланную шубу, свалилась его повязка и мгновенно его душа оставила многотрудное тело. Тогда из глубокой раны струёю побежала кровь, дотоле не обнаружившая себя ни одною каплей; течение крови не переставало во всё время продолжительной переправы тела из г.Сердоболя в монастырь и при самом отпевании, почему поставлен был сосуд для стока её. Кровь его была совершенно чиста, как кровь живого человека» (Валаамский монастырь и его святыни. Л.,1990. С.159—160).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Духовно – административное устройство монастыря Управляет монастырем настоятель, или наместник. Он может иметь сан архимандрита, игумена или быть просто иеромонахом. Если монастырь ставропигиальный, то он подчиняется не епархиальному архиерею, а непосредственно Патриарху. Женским монастырем управляет игуменья. Заместитель наместника – благочинный. Наместник или благочинный назначают из числа монашествующей братии казначея, ризничного (он следит за благолепием храма, отвечает за церковную утварь, облачения), эконома (в его ведении хозяйственная жизнь обители, он же назначает послушания), келаря (отвечает за заготовку и хранение продуктов), гостиничного (обеспечивает проживание приехавших в монастырь). Многие монахи имеют священный сан, служат диаконами и священниками. Самую низшую ступень в монастырской иерархии занимают послушники. Это люди, которые живут в монастыре, подчиняются всем его законам, но еще не приняли пострига. Далее идут монахи разной степени духовного посвящения: рясофорные монахи (или иноки), мантийные монахи (малая схима) и схимонахи (великая схима) 90 . Обращение к монахам К наместнику, благочинному и монахам, занимающим другие должности (казначея, эконома...), можно обратиться с указанием его должности или с употреблением имени, например: «отец настоятель», «отец благочинный», «отец эконом» или: «отец Николай», «отец Иоанн». Настоятель и благочинный обязательно имеют священнический сан, поэтому благочинного можно назвать «батюшка», а вот к настоятелю обращаться «батюшка» неправильно. В официальной обстановке к настоятелю полагается обращаться «Ваше Высокопреподобие» (если он архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). К ризничным, келарям и другим монахам, занимающим различные должности, возможно обращение «батюшка» только в том случае, если они имеют духовный сан. Ко всем монахам, имеющим постриг, обращаются «отец ... (имярек)», к послушникам – «брат», если послушник в преклонном возрасте, то к нему также принято обращаться «отец».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

При этом самым главным источником для монашеских обетов является не христианская богословская или даже каноническая письменность, а литургические чины пострижения в великую или малую схиму , в которых три монашеские обета – несмотря на крайнее разнообразие в последовательности и содержании частей – оставались в целом неизменными, начиная с древнейших чинов монашеского пострига . Это единство монашеских обетов соответствует взгляду на то, что монашеский постриг един, впервые сформулированному прп. Феодором Студитом в конце VIII - нач. IX в.: «Не давай, как говорят, малую схиму, а затем годы спустя другую как великую. Ибо схима одна как и крещение, как говорили святые отцы» ( Ο δοης περ λγουσι μικρν σχμα,  πειτα μετ χρνους τερον ς μγα· ν γρ τ σχμα σπερ κα τ βπτισμα) . Этот взгляд сохранял свой канонический авторитет впоследствии , в частности в традиции афонского монашества . Тем не менее, после того как в конце X в. в Византии был введен рясофор, а сразу вслед за ней и на Руси , три монашеские чина: рясофор, малая, великая схима – в соответствии с тремя этапами духовного возрастания – стали традиционными формами устроения монашества. Последовательность произнесения обетов в чине монашеского пострига следующая: 1. Девство (παρθενα, σωφροσνη); 2. Послушание (πακο, ποταγ); 3. Нестяжание (πτωχεα, κτημοσνη) . Естественно, что все эти обеты являются христианскими добродетелями и как таковые могут и должны рассматриваться в системе нравственного богословия и аскетики. Принесение всех трех обетов основывается на отречении (ποταγ) от мира, которое оказывается важнейшей отправной точкой монашеской жизни. У современника свт. Василия прп. Ефрема Сирина находим одно из древних свидетельств об особой значимости трех монашеских обетов как особых добродетелях монаха: «Несребролюбивый монах – вернейший вестник Царствия Небесного, а тот, кто недугует сребролюбием зле погибает. Украшение монаха юноши – целомудрие, приобретшее не имеющее пределов девство. Достояние монаха – послушание, приобретший его будет услышан Господом» .

http://bogoslov.ru/article/3516854

Сие – великая и монашеская схима. А малой монашеской схимы Отцы не знали и не передали нам. Некоторые из позднейших Отцов полагали, что одна схима – в двух. Но их рассуждение неверно, ибо, рассмотрев, ты обнаружишь в обеих одни отречения и обеты. Поэтому и во святых Феодор Студит , более прочих сведущий в вопросах монашества, запрещает говорить о великой и малой монашеских схимах или принимать их. И мне кажется, что те, кто позднее разделили предписанные одеяния по схимам, оставили себе и отняли у молодых аналав и куколь, поскольку эти одеяния наиболее почитаемы людьми, которые их видят, а также теми, кто только стал монахом, как еще не утвердившимися в священном смирении и легко увлекаемыми к показу внешнего. Однако, если ты до сих пор еще не носил их, а теперь хочешь с молитвою в них облачиться – хорошо поступишь. Но утверди в своем уме и запомни: пусть тебе не покажется, что те, кто стремится быть недоступным и невидимым для толпы, являются какими-то великими людьми, необычной жизни, проводящими большую часть их жизни в святых местах. Так и ты имей поддержку в том, что толпа видит крест у тебя на плечах и куколь беззлобия на голове, и ты тотчас начинаешь ей казаться славным и совершеннейшим в добродетели. Но, видя это, держи в памяти свой долг, обещание Богу не творить зла и вести совершенную и богоподобную жизнь, которая выше плотских страстей, и так старайся, чтобы внутреннее расположение твоей души лучше соответствовало внешним символам. А так как ты принес обет иметь подобное расположение души и без этих символов, поскольку ты удостоился избрания монашеской жизни, должен ты и ныне ничуть не меньше каяться, смиряться ради Бога и спасения и призывать Его помощь в усердной молитве. Если ты и увидишь, что над тобой берут верх родственные отношения или телесные желания, или человеческие мнения и оценки, поскольку так ты приобретаешь и иные добродетели, через них с Божией помощью преуспеешь, а сверх того ты приумножаешь и смирение. Посредством всего этого, претыкаясь в каких-либо трудных обстоятельствах, ты возвращаешься на путь спасения. И в смертный час ты получишь восполнение своего несовершенства по человеколюбию Того, Кто человеколюбиво установил для человеческого рода закон покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Могут ли, вообще, падшие ангелы каяться и возвращаться к Богу? Свт. Иоанн Златоуст, например, пишет: «Если кто спросит: «Почему Бог не уничтожил древнего искусителя?» Мы ответим, что это Он сделал не почему-либо иному, как по великой попечительности о нас, ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод заслугам и отвергаешь средства к достижению венцов? Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу». Не отнимая свободы действия падших духов, Бог, тем не менее, ее ограничивает. Прп. Серафим Саровский говорит: «Будучи по природе ангелами, они (т. е. бесы) обладают необъятым могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю если бы Божественная благодать не делала бы бессильным их ненависть против Божия творения». Покаяние злых духов и их возвращение к Богу представляются невозможными. Часто приходится слышать вопрос: может ли Бог создать на земле камень, который Он Сам не смог бы поднять — как ответить? Бог все что хочет — может, но не все что может — хочет. Это проистекает из открытых нам свойств Его природы. Зачем бы Господу создавать такой камень? Впрочем, некоторые богословы полагают, что правильным ответом на этот вопрос является «человек» ибо Господь, создав человека, даровал ему свободу, которой Сам не ограничивает. С уважением, священник Михаил Самохин. Расскажите пожалуйста кратко и понятно о образе жизни в монастыре, о пострижении в монахи и об обетах. Заранее Вас благодарю. С уважением Алексей. Здравствуйте, Алексий. Постараюсь ответить кратко, и надеюсь понятно. Жизнь в монастыре состоит из   двух главных деланий молитвы и труда-послушания. Существует три чина монашества рясофор, малая схима, великая схима. Различаются эти чины степению подвига т.е. степению отвержения от мipa.    Предшествует им послушничество-искус, это   когда человек испытывает себя, может ли он жить по-монашески или нет. При пострижении человек умирает для мipa, и рождается для спасения. Как правило при постриге монаху нарекается новое имя. При пострижении дает три обета: девства, послушания  и нищеты.

http://pravmir.ru/za-sovetom-k-batyushke...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010