Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Можно сказать, что, в глубочайшем смысле, «Преломленное Тело и пролитая Кровь», о которых говорил Христос Своим ученикам на Тайной Вечере, не были просто предвкушением и предчувствием – Его Креста, гроба, трёхдневного воскресения, вознесения на небо, – но, напротив, всё это произошло, чтобы люди получили Божье благословение вечного Святого Причастия. Поэтому за Вечерей Он обращается не только к апостолам, но и ко всем верующим людям: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. ( Лк.12:32 ) Но вы пребыли со Мною в напастях Моих; и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем… ( Лк.22:28–30 ) Таким образом, «Тайная Вечеря Сына Божия», непрерывно совершаемая на Божественной Литургии Церкви, является самой сущностью того, чем вечно будет жизнь в Царстве Божьем. Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! ( Лк.14:15 ) Блаженны званые на брачную вечерю Агнца ( Откр.19:9 ) Великая Пятница Утреня Великой пятницы обычно служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы – чтение так называемых Двенадцати Евангелий , то есть, двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещённых между разными частями службы. Первое и самое длинное из них – Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «путь и истину и жизнь», как драгоценный дар Божьей Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами красной нитью прочерчивается радостью спасения и искупления посреди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».  Заканчивается это евангельское чтение так называемой «Первосвященнической молитвой», которая являет нам весь смысл прихода Спасителя: …Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Все мы, как овцы, заблудились, человек с пути своего сбился. И Господь предал Его за грехи наши, и Сам Он от изнурения не открывает уст Своих. Как овца на заклание Он был приведен, и как агнец перед стригущим безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В унижении Его в правосудии Ему было отказано; но род Его кто изъяснит? Ибо отторгается от земли жизнь Его: из-за беззаконий народа Моего веден был на смерть. И дам злых за погребение Его, и богатых за смерть Его, ибо Он беззакония не сделал, и не нашлось обмана в устах Его, – и Господь желает очистить Его от поражения. Если вы дадите жертву за грех, душа ваша увидит семя долговечное. И хочет Господь рукою Своею избавить от скорби душу Его, показать Ему свет и создать разумом, – оправдать Праведного, хорошо служащего многим: и грехи их Он Сам понесет. Потому Он возьмет в наследие многих, и разделит добычу сильных, за то, что предана была на смерть душа Его, и к беззаконным был причислен, и Сам грехи многих вознес, и за грехи их был предан. Возвеселись, неплодная, не рождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что много детей у покинутой, больше, чем у имеющей мужа!    Ис 52:13–15; 53:1–12; 54:1 Прокимен Апостола, глас 6: Положиша Мя в рове преисподнем,/в темных и сени смертней.  Стих: Господи Боже спасения Моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою. Прокимен, глас 6 Положили меня во рве глубочайшем,/во тьме и тени смертной.  Стих: Господи, Боже спасения моего, днём я взывал, и в ночи – пред Тобою.    Пс 87:7, 2 Апостол к Коринфянам, зачало 125: Апостол Первое послание к Коринфянам, зачало 125Б Братие, слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть. Писано бо есть: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу. Где премудр? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обуи ли Бог премудрость мира сего? Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих. Понеже и иудее знамения просят, и еллини премудрости ищут: Мы же проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Гал 6:2–10 Среда 16 седмицы. Послание к Галатам, зачало 215А Братья, посмотрите, какими большими буквами я написал вам своей рукой. Все те, которые по плоти желают произвести хорошее впечатление, пытаются принудить вас к обрезанию, лишь бы не быть гонимыми за крест Христов. Ведь обрезывающиеся и сами не хранят Закона, но желают вашего обрезания, чтобы вашей плотью похвалиться. Чтобы я похвалился, да не будет, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я – для мира. Ибо ни обрезание ничего не значит, ни необрезание, но новая тварь. И на всех, которые будут поступать по этому правилу, мир на них и милость, и на Израиля Божия! Отныне пусть никто не причиняет мне страданий, ибо я раны Иисуса на теле моем ношу. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с духом вашим, братья, аминь. Гал 6:11–18 Неделя 22. Послание к Галатам, зачало 215Б Братья, чтобы я похвалился, да не будет, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я – для мира. Ибо ни обрезание ничего не значит, ни необрезание, но новая тварь. И на всех, которые будут поступать по этому правилу, мир на них и милость, и на Израиля Божия! Отныне пусть никто не причиняет мне страданий, ибо я раны Иисуса на теле моем ношу. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с духом вашим, братья, аминь. Гал 6:14–18 Великая Пятница, на 1 часе. ПОСЛАНИЕ К ЭФЕСЯНАМ Зачало 216 217 218 219 220А 220Б 221 222 223 224А 224Б 225 226 227 228 229 230А 230Б 231 232 233 234 Послание к Эфесянам, зачало 216 Павел, волею Божией Апостол Христа Иисуса, святым, находящимся в Эфесе и верным во Христов Иисусе, – благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас всяким благословением духовным на небесах во Христе, как и избрал Он нас в Нем прежде основания мира, чтобы быть нам пред Ним святыми и непорочными, в любви предопределив нас к усыновлению Ему чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление кровью Его, отпущение согрешений по богатству благодати Его, которую Он в изобилии излил на нас во всякой премудрости и разумении, поведав нам тайну воли Своей, по благоволению Своему.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Глас 6: В сей день повешен на Древе/на водах землю повесивший;/венцом из терний венчается/Ангелов Царь;/в ложную багряницу облекается/Покрывающий небо облаками;/принял по лицу удар/в Иордане освободивший Адама;/гвоздями был пригвожден Жених Церкви;/копьем был пронзен Сын Девы./Поклоняемся страданиям Твоим, Христе./Поклоняемся страданиям Твоим, Христе./Поклоняемся страданиям Твоим, Христе./Покажи нам и славное Твое воскресение! И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. В сей день повешен на Древе/на водах землю повесивший;/венцом из терний венчается/Ангелов Царь;/в ложную багряницу облекается/Покрывающий небо облаками;/принял по лицу удар/в Иордане освободивший Адама;/гвоздями был пригвожден Жених Церкви;/копьем был пронзен Сын Девы./Поклоняемся страданиям Твоим, Христе./Поклоняемся страданиям Твоим, Христе./Поклоняемся страданиям Твоим, Христе./Покажи нам и славное Твое воскресение! Диакон: Премудрость. Будем внимать. Чтец: Прокимен, глас 6 Сказал безумный в сердце своём:/«Нет Бога!». Стих: Нет делающего добро, нет ни одного. Пс 13:1а, 3б Диакон: Премудрость. Чтец: Пророчества Иеремии чтение. Диакон: Будем внимать. Чтец: Господи, открой мне, и я познаю: тогда я увидел занятия их. Я же, как агнец беззлобный, ведомый на заклание, не познал, что против меня они замыслили замысел злой, говоря: «Придите, и вложим дерево в хлеб его, и истребим его с земли живых, и имя его не вспомнится более». Господи Сил, Судящий праведно, испытывающий внутренности и сердца! Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе открыл я оправдание моё. Потому так говорит Господь о мужах Анафофа, ищущих души моей, говорящих: «Не пророчествуй во имя Господа, а если не так, умрешь от рук наших», – потому так говорит Господь Сил: вот Я посещу их: юноши их от меча умрут; и сыновья их и дочери их скончаются от голода. И остатка не будет от них; ибо Я наведу бедствия на обитающих в Анафофе в год посещения их. Праведен Ты, Господи в том, что смогу оправдываться пред Тобою; и однако о судах буду говорить с Тобою: почему это путь нечестивых успешен? Процветают все, поступающие вероломно! Ты насадил их, и они укоренились, детей родили и принесли плод.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Господи! Кто поверил слышанному от нас? И мышца Господня кому открылась? Возвестили мы, что Он – как дитя пред Ним, как корень в земле жаждущей; нет ни вида у Него, ни славы. И мы увидели Его, и не имел Он ни вида, ни красоты: но вид Его бесчестен, [и] умален больше, чем у всех сынов человеческих. Человек, пребывающий в страдании, и умеющий переносить недуг; ибо отвернулось от нас лицо Его, Он был обесчещен и вменен в ничто. Он грехи наши несет, и за нас мучится; и мы сочли, что Он пребывает в скорби, и в поражении Богом, и в бедствии. Но Он был изранен за грехи наши и измучен за беззакония наши; наказание мира нашего на Нём, язвою Его мы исцелились. Все мы, как овцы, заблудились, человек с пути своего сбился. И Господь предал Его за грехи наши, и Сам Он от изнурения не открывает уст Своих. Как овца на заклание Он был приведен, и как агнец перед стригущим безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В унижении Его в правосудии Ему было отказано; но род Его кто изъяснит? Ибо отторгается от земли жизнь Его: из-за беззаконий народа Моего веден был на смерть. И дам злых за погребение Его, и богатых за смерть Его, ибо Он беззакония не сделал, и не нашлось обмана в устах Его, – и Господь желает очистить Его от поражения. Если вы дадите жертву за грех, душа ваша увидит семя долговечное. И хочет Господь рукою Своею избавить от скорби душу Его, показать Ему свет и создать разумом, – оправдать Праведного, хорошо служащего многим: и грехи их Он Сам понесет. Потому Он возьмет в наследие многих, и разделит добычу сильных, за то, что предана была на смерть душа Его, и к беззаконным был причислен, и Сам грехи многих вознес, и за грехи их был предан. Возвеселись, неплодная, не рождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что много детей у покинутой, больше, чем у имеющей мужа!    Ис 52:13–15; 53:1–12; 54:1 Апостол ко Евреем, зачало 306: Апостол Послание к Евреям, зачало 306 Братие, святяй и освящаемии от Единаго вси: еяже ради вины не стыдится братию нарицати их, глаголя: Возвещу имя Твое братии Моей, посреде Церкве воспою Тя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Господи, помилуй,  трижды.  Слава, и ныне. Господи, помилуй  (3),  Слава, и ныне: Честнейшую Херувим/и славнейшую без сравнения Серафим,/без истления Бога Слова рождшую,/сущую Богородицу, Тя величаем. Честью высшую Херувимов/и несравненно славнейшую Серафимов,/девственно Бога-Слово родившую,/истинную Богородицу – Тебя величаем. Именем Господним благослови, отче. Именем Господним благослови, отче. Иерей: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны. Священник: Боже, сжалься над нами и благослови нас; яви нам свет лица Твоего и помилуй нас. Чтец: Аминь. Молитва святого Мардария Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе, Едино Божество, едина сила, помилуй мя грешнаго и имиже веси судьбами спаси мя недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Владыка Боже, Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе и Дух Святой! Единое Божество, единая Сила, помилуй меня грешного, и Тебе известными путями спаси меня, недостойного раба Твоего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. И АБИЕ ПОЕМ ШЕСТЫЙ ЧАС. ЧАС ШЕСТОЙ Глаголем: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.  И псалмы. Придите, поклонимся Царю нашему, Богу! Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу! Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему! Псалом 53: Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. Яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей. Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо. Яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое. Псалом 53 Боже, именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня. Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих. Ибо чужие восстали на меня, и сильные искали душу мою, и не представили Бога пред собою. Но вот, Бог помогает мне, и Господь – заступник души моей. Обратит Он зло на врагов моих: истиною Твоею истреби их. Я усердно принесу жертву Тебе, прославлю имя Твоё, Господи, ибо оно благо, ибо от всякой скорби Ты избавил меня, и на врагов моих смотрело око моё.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Господь дает Мне язык научения, чтобы знать, когда следует сказать слово. Он поставил Меня рано утром, дал Мне ухо, чтобы слышать. И наставление Господне открывает Мои уши, Я же не противлюсь и не противоречу. Спину Мою Я отдал на раны, а щеки Мои – на удары; лица же Моего не отвратил от стыда оплеваний. И Господь, Господь помощником Моим сделался: потому Я не был посрамлен, но поставил лицо Моё, как твердую скалу, и познал, что не постыжусь, ибо приближается Оправдавший Меня. Кто – вступающий в тяжбу со Мною? Пусть противостанет со Мною вместе. И кто – вступающий в тяжбу со Мною? Пусть приблизится ко Мне. Вот, Господь, Господь поможет Мне: кто причинит Мне зло? Вот, все вы, как одежда, обветшаете и как бы моль съест вас. Кто среди вас – боящийся Господа? Пусть послушается гласа Отрока Его. Те, кто ходит во мраке и нет у них света! Положитесь на имя Господне и утвердитесь в Боге. Вот, все вы, [как] огонь разжигаете, и усиливаете пламя, – ходите при свете огня вашего и пламени, которое зажгли! За Меня сделалось это с вами: в скорби уснете!    Ис 50:4–11 Таже Апостол, к Римляном послания, зачало 88 от полу: Апостол Послание к Римлянам, зачало 88Б Братие, Христос сущим нам немощным, по времени за нечестивых умре. Едва бо за праведника кто умрет: за благаго бо негли кто и дерзнет умрети. Составляет же Свою любовь в нас Бог, яко еще грешником сущим нам, Христос за ны умре. Много же убо паче оправдани бывше ныне Кровию Его, спасемся Им от гнева. Аще бо врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся, спасемся в животе Его. Братья, Христос, когда мы были еще немощны, в установленное время умер за нечестивых. Ведь едва ли кто умрёт за праведного. Может быть за кого-нибудь доброго кто-то и дерзает умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда еще мы были грешниками. Поэтому, оправданные теперь кровью Его, мы тем более будем чрез Него спасены от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы были примирены с Богом чрез смерть Сына Его, – тем более, примиренные, будем мы спасены в жизни Его.    Рим 5:6–11

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Да настигнет его сеть, которой не знает он, и ловушка, которую скрыл, да захватит его, и в сеть – да падет в неё! Душа же моя возрадуется о Господе, насладится спасением от Него; все кости мои скажут: «Господи, Господи, кто подобен Тебе, избавляющему нищего от руки сильнейших его, и нищего и бедного – от грабителей его». Восстали на меня свидетели неправедные, о чём я не знал, вопрошали меня, воздали мне злом за добро, и бездетностью – душе моей. Я же, когда они досаждали мне, одевался в рубище, и смирял в посте душу мою, но молитва моя в лоно моё возвращалась. Как ближнему, как брату нашему, так я угождал; как скорбящий и сетующий – так я смирялся. И они возрадовались и собрались, собрали на меня удары – а я и не знал. Они разделились, но не смягчились: искушали меня, насмеялись надо мною с глумлением, скрежетали на меня зубами своими. Господи, когда Ты это увидишь? Отведи душу мою от злодейств их, от львов – одинокую мою. Я прославлю Тебя, Господи, в собрании великом, среди народа сильного восхвалю Тебя! Да не возрадуются обо мне враждующие против меня неправедно, ненавидящие меня без причины и подмигивающие глазами. Ибо мне они о мире говорили – но во гневе коварства измышляли. Раскрыли на меня уста свои, сказали: «Хорошо же, хорошо же, видели глаза наши». Ты видел это, Господи! Не промолчи. Господи, не отступи от меня. Пробудись, Господи, и обратись к суду моему, Боже мой и Господи мой, – к тяжбе моей! Рассуди меня, Господи, по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не возрадуются они о мне, да не скажут в сердцах своих: «Хорошо же, хорошо же душе нашей», и да не скажут: «Мы поглотили его». Да устыдятся и посрамятся вместе радующиеся несчастьям моим; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мной. Да возрадуются и возвеселятся желающие оправдания моего, и да говорят всегда: «Да возвеличится Господь» желающие мира рабу Его. И язык мой будет проповедовать правду Твою, весь день – хвалу Твою. Боже, на хвалу мою не промолчи! Ибо уста грешника и уста коварного против меня отверзлись, наговорили на меня языком коварным, и словами ненависти окружили меня, и воевали со мной без причины.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Евангелист Матфей сообщает еще об одном важном обстоятельстве, происшедшем на другой день после погребения –  «На другой день, который следует за пятницею» , то есть в субботу, первосвященники и фарисеи собрались к Пилату, не думая даже о нарушении субботнего покоя, и попросили его дать распоряжение об охране гроба до третьего дня. Просьбу свою они мотивировали заявлением: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну»; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мертвых»; и будет последний обман хуже первого». « Первым обманом» они называют здесь то, что Господь Иисус Христос учил о Себе как о Сыне Божьем, Мессии, а «последним обманом» – проповедь о Нем как о восставшем из гроба Победителе ада и смерти. Этой проповеди они боялись больше, и в этом они правы были, что показала и вся дальнейшая история распространения христианства. На эту просьбу Пилат ответил им сухо: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете» . В распоряжении членов синедриона находилась на время праздников стража из римских воинов, которой они пользовались для охранения порядка и спокойствия, ввиду громадного стечения народа из всех стран в Иерусалим. Пилат предлагает им, использовав эту стражу, сделать все так, как они сами хотят, дабы потом они никого не могли винить ни в чем. «Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» –  то есть, вернее, камень, которым он был закрыт, шнуром и печатью, в присутствии стражи, которая потом осталась при гробе, чтобы его охранять. Таким образом, злейшие враги Господа, сами того не подозревая, подготовили неоспоримые доказательства Его славного воскресения из мертвых. «К этим святым воспоминаниям искупительной жертвы Господа и Спасителя нашего готовила нас Святая Церковь в течение всего Великого поста, – напоминал в одной из своих проповедей Патриарх Алексий II, – но человечество продолжает грешить. И если мы не каемся в своих грехах, если не стараемся построить жизнь по Христовым заповедям, то тем самым сораспинаем нашего Спасителя и Искупителя Господа Иисуса Христа. Разве мы с терпением несем свой жизненный крест? Но ведь каждому крест дается по его силам, не бывает креста выше сил человеческих.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnica/

Евр 10:1–18 Среда 30 седмицы. Послание к Евреям, зачало 324 Братья, имея дерзновение входить во святилище кровью Иисуса, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея Священника великого над домом Божиим, – будем приступать с искренним сердцем в полноте веры, кроплением очистив сердца от лукавой совести и омыв тело водою чистой. Будем держаться исповедания надежды неуклонно, ибо верен Обещавший; и будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам, не оставляя собрания своего, как есть у некоторых обычай, но призывая к бодрости, и тем более, чем ближе вы видите День. Ибо если, получив познание истины, мы произвольно грешим, то не остается уже жертвы за грех, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Человек, отвергший Закон Моисеев, без милосердия подвергается смерти на основании показаний двух или трех свидетелей; насколько худшего наказания, думаете вы, будет достоин тот, кто попрал Сына Божия и кровь завета, которою был освящен, не почтив ее как святыню и оскорбив Духа Святого. Ибо мы знаем Того, Кто сказал: “Мне отмщение, Я воздам”; и еще: “Будет судить Господь народ Свой”. Страшно впасть в руки Бога Живого! Евр 10:19–31 Великая Пятница, на 9 часе. Послание к Евреям, зачало 325 Братья, вспоминайте прежние дни, когда вы, будучи просвещены, претерпели великий подвиг страдания, то выставляемые напоказ в поношениях и притеснениях, то приняв участие в тех, кто находились в таком же состоянии: ибо вы и узникам сострадали, и расхищение вашего имения приняли с радостью, зная, что есть у вас имущество лучшее и пребывающее. Не оставляйте же дерзновения вашего, которому принадлежит великое воздаяние. Ибо терпение вам нужно, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное: “Ибо еще немного, очень немного, Грядущий придет и не замедлит. Но праведный Мой верою жив будет”. Евр 10:32–38 Суббота 3 Великого поста. Преподобномученикам. Послание к Евреям, зачало 326 Братья, не оставляйте дерзновения вашего, которому принадлежит великое воздаяние.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010