Итак, священнослужитель должен быть, во-первых, «непорочен», «не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец». Он не должен быть одержим страстями, потому что, как мы убедились, двум господам служить совершенно невозможно. Или платишь «положенное» Богу, или – своей страсти. Или выполняешь Божью волю, или убиваешь Его посланников. А еще служитель Божий должен быть «страннолюбив», то есть всегда готов дать приют братьям христианам, странствующим по причине гонений или церковной потребы. А сребролюбец, не желающий ничем поделиться, или пьяница, скрывающий свой порок, как откроет двери своего дома? Также священнослужитель (ныне это относится только к пресвитерам и диаконам) должен быть «муж одной жены», то есть женат первым браком. Потому что жизнь в одном браке говорит о верности, о постоянстве, о том, что человек не ходит на поводу своих очей. Должно и «детей иметь верных, не укоряемых в распутстве или непокорности». Какие у человека дети – во многом говорит о его способности учить. А главное воспитание – воспитание своей жизнью. Священнослужитель должен быть «любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен». Особо важно, чтобы он держался «истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать». На епископах и пресвитерах – великая ответственность. Данный нам в аренду виноградник даже вдвойне не наш, потому что как бы еще раз куплен Хозяином, ценою Крови Своего Сына. И как же должна вопиять эта Кровь в ответ на всякий отказ дать Богу законных «плодов из виноградника», а тем боле – на всякий помысел, будто виноградник Божий принадлежит нам! Пятница. О чистых и нечистых Лк.20:19–26 Тит.1:15–2:10 Продолжая наставлять Тита, Апостол Павел предостерегает, чтобы христиане не внимали «иудейским басням и постановлениям» ( Тит.1:14 ). Очевидно, имеются в виду постановления о «чистом и нечистом». Потому что тут же он говорит: «для чистых все чисто». Иудейская боязнь понести духовный урон от чего-то внешнего – присуща и иным христианам. Так, некоторые считают источником нечистоты в доме – собаку. Несомненно, все, по возможности, должно быть на своих местах, во избежание даже просто физической нечистоты. Но духовно осквернить собака не может, потому что Сам Господь сказал: лишь «то, что выходит» из наших собственных «уст, оскверняет» нас. «Ибо из сердца исходят злые помыслы» ( Мф.15:11,19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

А другие говорили: " посмотрим, придет ли Илия спасти Его " . Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: " Жажду " . Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя. Вкусив уксуса, Спаситель сказал: " Совершилось " , то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: " Отче! в руки Твои предаю дух Мой " . И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим. Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: " истинно, человек этот был Сын Божий " . А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 27, 33-56; от Марка, гл. 15, 22-41; от Луки, гл. 23, 33-49; от Иоанна, гл. 19, 18-37. Снятие с креста и погребение Спасителя. В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный - из страха перед иудеями.

http://zavet.ru/ssedm-sl04.htm

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли в дали и смотрели на это. Лк. 23, 32-49 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Лк. 23, 48 Великая Пятница. Распятие, VIII в, Синай Какое то было зрелище, которое приводило зрителей в совершенное недоумение? Какое было то зрелище, которое запечатлевало уста зрителей молчанием, и вместе потрясало души их? Приходили они на зрелище, чтоб удовлетворить любопытству; уходили со зрелища, ударяя в грудь и унося с собою страшное недоумение… Какое было это зрелище? На это зрелище смотрели не одни человеки: смотрели на него с ужасом и глубочайшим благоговением все Ангелы Божии; предметы небесные уже не привлекали их внимания; взоры их устремились, приковались к зрелищу, открывшемуся на земле. Солнце увидело невиданное им, и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь… Какое это было зрелище? Было зрелище, которое ныне мы созерцаем в воспоминании, в совершаемом церковном служении, в священном Изображении, предлежащем нашим взорам. Зрелищем был Сын Божий, сошедший с небес, вочеловечившийся для спасения человеков, обруганный, убитый человеками.

http://pravoslavie.ru/1701.html

11 Штандарт с изображением римской богини плодородия Цереры — символ власти прокуратора. На картине Василия Верещагина «Ночь на Голгофе», которая хранится в Третьяковской галерее, запечатлена погребальная процессия с телом Христа.  В Церкви этот момент воспроизводится на богослужении вечером Великой Пятницы, когда верующие троекратно обходят храм с плащаницей — большой иконой умершего Спасителя. 1 Тело Христа несут Никодим и Иосиф Аримафейский, который дерзнул попросить у Пилата разрешения забрать его, чтобы похоронить. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу (Мк 15:44–45). 2 Иосиф Аримафейский был иудейским старейшиной и членом синедриона, однако в суде над Спасителем не участвовал. Он сам был тайным учеником Христа, и тело Спасителя положили именно в его новую гробницу. 3 Апостол Иоанн Богослов. Он единственный из апостолов, который был со Спасителем во время распятия, пока остальные в страхе разбежались. Перед самой смертью Господь соединил его судьбу с судьбой Своей Матери: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26–27). 4 Никодим — еще один член синедриона и тайный ученик Христа. Его разговору со Спасителем о том, зачем Он пришел в этот мир, евангелист Иоанн посвятил почти целую главу (Ин 3:1–21). Никодим, выступая на собраниях фарисеев — сам будучи одним из них, — вступался за Христа (Ин 7:50–53). И именно он принес на погребение Учителя состав из смирны и алоя, литр около ста (Ин 19:39), которым обычно помазывали тела только очень богатых людей. 5 Мария Клеопова, сестра Богородицы, и Мария Магдалина, которые будут приготавливать тело Христа к погребению. 6 Скорбящая Мария. В Евангелии почти не говорится о том, какие чувства испытала Богородица, видя своего Сына на кресте. Лишь евангелист Лука, повествуя о Сретении Господнем, когда Его на 40-й день после рождения принесли в Иерусалимский храм, приводит обращенные к ней пророческие слова праведного Симеона: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк 2:35).

http://foma.ru/velikaya-pyatnitsa-na-kar...

И вот тогда я начинаю понимать, что «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9: 22). Отказ от себя и есть то мученичество, на которое идет христианин, чтобы ощутить радость общения со Христом в Духе Святом, – уже в этой жизни. А тот, кто не получил здесь Духа Святаго, говорит преподобный Симеон Новый Богослов, не надейся, человек, получить Его в загробной жизни. Только Дух Святой и наполняет человека жизнью измененной, преображенной, которая и есть жизнь вечная, – начаток ее здесь, на земле. Если в Адаме все погибают, то во втором Адаме – Христе – все оживут. Но я боюсь этой боли: «да мимо идет чаша сия» (Мф. 26: 39). Но вот что я забываю, так это вторую часть этой фразы гефсиманской: «но не что Я хочу, а что Ты». Пока же я не скажу этих слов, есть повод к самооправданию. И тогда Бог не может приступить к исправлению моего сердца. Тогда всегда виноват будет кто-нибудь другой, какие-то обстоятельства... Но если я скажу: впрочем, Господи, «не что я хочу, а что Ты», – тогда для меня всё начнет в жизни складываться удивительным образом... Сыне, Я хочу, чтобы ты был со Мною. От тебя требуется только одно: нравственное, благоговейное, ответственное проживание своей жизни – Сыне, до твоего рождения Я прошел твой жизненный путь. Я всё сделал для того, чтобы ты был спасен, теперь от тебя не требуется никаких нравственных оценок ситуаций, событий, людей, которые посылаются тебе, ибо всё это от Меня, – говорит Господь. – Даже волос не упадет с головы твоей без воли Отца твоего Небесного (см. Мф. 10: 29). Всё, что ты встретишь на твоем пути, это всё по любви к тебе. Я хочу, чтобы ты был со Мною. От тебя требуется только лишь одно: нравственное, благоговейное, ответственное проживание своей жизни. Необходимо со креста оправдать того, кто причиняет мне боль Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в. Только тот христов, кто Христу подражает в своем жизненном пути. – Следуй за Мною, – говорит Господь. – И будет Голгофа, и будет Фавор. И будет предательство Иуды, но ты не задавайся вопросом: «а на каком основании?» или «почему?!», – ибо Отец Небесный, Сама Любовь, тебя распинает...

http://pravoslavie.ru/133418.html

Из этих слов Пилат увидел, что перед ним стоит проповедник истины, учитель народа, а не возмутитель против власти Римлян. Пилат сказал Ему: " что есть истина? " И, не дожидаясь ответа, вышел к иудеям на лифостротон и объявил: " я не нахожу никакой вины в этом Человеке " . Первосвященники же и старейшины настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудеи, начиная от Галилеи. Пилат, услышав о Галилее, спросил: " разве Он Галилеянин? " И узнав, что Иисус Христос из Галилеи, он велел отвести Его на суд к галилейскому царю Ироду, который, по случаю Пасхи, был также в Иерусалиме, Пилат был рад отделаться от этого неприятного суда. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг: от Матф., гл. 27, 2, 11-14; от Марка, гл. 15, 1-5; от Луки, гл. 15, 1-7; от Иоанна, гл. 18, 28-38. Иисус Христос на суде у царя Ирода. Царь галилейский Ирод Антипа, казнивший Иоанна Крестителя, много слышал об Иисусе Христе и давно желал видеть Его. Когда привели к нему Иисуса Христа, он очень обрадовался, надеясь увидеть от Него какое-нибудь чудо. Ирод предлагал Ему много вопросов, но Господь ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усиленно обвиняли Его. Тогда Ирод вместе со своими воинами, надругавшись и насмеявшись над Ним, одел Спасителя в светлую одежду, в знак Его невиновности, и отослал обратно к Пилату. С того дня Пилат и Ирод сделались друзьями между собой, а прежде были во вражде друг с другом. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 23, 8-12. Последний суд над Иисусом Христом у Пилата. Когда снова привели Господа Иисуса Христа к Пилату, то уже к претории собралось много народа, начальников и старейшин. Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: " вы привели ко мне этого Человека, как развращающего народ; и вот я вас исследовал, и не нашел Его виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Я посылал Его к Ироду, и Ирод также ничего не нашел в Нем достойного смерти. Итак, лучше, я накажу Его и отпущу " . У евреев был обычай отпускать на праздник Пасхи одного заключенного, которого выбирал народ.

http://zavet.ru/ssedm-sl03.htm

Псалом 50: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя, се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати Лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от Лица Твоего, и Духа Твоего святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всессожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на алтарь Твой тельцы. Слава, и ныне, аллилуна, трижды. Г осподи, помилуй, трижды. Слава, тропарь, глас 6: Господи, осудиша Тя иудее на смерть, Жизнь всех, иже Чермное море жезлом прошедший, на Кресте Тя пригвоздиша: и иже от камене мед ссавшии, желчь Тебе принесоша. Но волею претерпел еси, да нас свободиши от работы вражия, Христе Боже, слава Тебе. И ныне, Богородичен: Б огородице, Ты еси лоза: И поем три тропари от двунадесяти, повторяюще я. Глас 8: Страха ради иудейскаго, друг Твой и ближний Петр отвержеся Тебе, Господи, и, рыдая, сице вопияше: слез моих не премолчи, рех бо сохранити веру, Щедре, и не сохраних: и наше покаяние такожде приими и помилуй нас.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnicachto-...

иеромонах Иов (Гумеров) Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела ( 1Кор.6:13–18 ). Человек, принявший веру Христову, отрекается служению сатане, умирает для прежней порочной жизни. Так как Церковь есть Тело Христово, то христианин таинственно соединяется с Христом не только душою, но и телом: тела ваши суть члены Христовы. Поэтому дерзость и безумие – осквернять члены блудом, делать их членами блудницы. Другие грехи тоже совершаются посредством тела, но грех – вне тела, а в блуде сам грех в теле. Он неизбежно разрушает тело. Как понимать слова, что жена спасется деторождением? иеромонах Иов (Гумеров) Св. апостол Павел, призывая жен учиться безмолвию, говорит: жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием ( 1Тим.2:14–15 ). Так как чадорождение есть явление естественное, не имеющее само по себе спасительного значения, то святые отцы здесь понимают, прежде всего, воспитание рожденных ими детей в христианской вере и благочестии. «Деторождение, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – есть дело природы. Но жене даровано не только это, зависящее от природы, но и то, что относится к воспитанию детей. В том великая будет состоять для них награда, если они воспитают ратоборцев Христу; так что они могут заслужить спасение не только сами через себя, но и через других – детей своих». Для этого жена должна хранить себя в чистоте, вере и любви христианской. Женщины, живущие в блуде и делающие аборты, опасно уклоняются от пути спасения. И чем больше они совершают смертных грехов, тем трудней им восстать от падения. Однако пока путь земной не закончился, всегда остается спасительная надежда. Почему на неделе о мытаре и фарисее не соблюдаются среда и пятница как постные дни?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И вот, если уж такие, бесстрашные, богато одаренные люди ни на минуту не забывали, что они сильны только постоянно молитвенной связью с Богом, то и нам необходимо об этом помнить. Молитвой надо начинать каждое дело, с молитвой делать и молитвенно за все благодарить. «Приобретенное многими молитвами и трудами бывает твердо и прочно», – читаем у преподобного Иоанна Лествичника . «Кто непрестанно опирается о жезл молитвы, тот не преткнется; а, если бы это случилось, то не падет совершенно…», потому что молитва по сути своей есть «пребывание и соединения человека с Богом», – Ему честь и слава вовеки. О первой лжи Пятница Деян. 5:1–11 Известно, что чем ярче свет, тем гущи тени; и, кому больше дано, с того больше спросится. Много было предателей, но страшнее всех Иуда, потому что был в сонме учеников вокруг Солнца правды. Также и грехи первых христиан кажутся особенно уродливыми на фоне общей святости первохристианской общины: «У множества… уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех них. Не было между ними никакого нуждающегося; ибо все, которые владели землями и домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов» и каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян. 4:32–35 ). И вдруг – этот случай с Ананией и Сапфирой. Они тоже продали свое имение, тоже принесли и положили к ногам Апостолов деньги. Но принесли не все, а только часть, сказав при этом, что принесли все. Апостол Петр обличил Ананию: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце своем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен». Та же участь постигла и его жену, которая пришла позже и повторила то же. Если Всемилостивый Господь так сурово поступил, значит, тут произошло действительно нечто из ряда вон выходящее; значит, здесь начиналось то, что надо было пресечь самым решительным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

У старца было много народа, он был усталый и говорит: «Дорогие, я больше не могу, давайте идите в Иверский монастырь». Молодой человек подошел и говорит: «Я хочу тебе кое-что сказать». Старец ему отвечает: «Давай, дорогой мой, иди, иди, иди». – «Но мне надо сказать тебе что-то серьезное, геронда!» – «Иди, дорогой мой, ничего нет. Иди, и Бог поможет». Тот настаивал, но старец говорит ему: «Ну же, дорогой мой, иди, чтобы успеть в монастырь, а то он закроется». Тогда тот сказал ему: «Геронда, моя жена больна!» – «Иди, и ничего нет у твоей жены». Молодой человек посмотрел на часы, чтобы узнать, сколько времени остается ему, чтобы дойти до монастыря; было четырнадцать сорок пять. Он ушел разочарованный, потому что ничего не сделал. Когда он возвратился домой, его жена, абсолютно выздоровевшая, рассказала ему следующее: «Внезапно, когда я сидела на кровати, меня прошиб холодный пот, и с того момента я исцелилась. Я пошла к врачу, и он нашел меня совершенно здоровой». Он спрашивает ее: «В котором часу случилось это?» – «Это была пятница, четырнадцать сорок пять». То есть в тот момент, когда старец ему сказал: «Иди, и ничего нет у твоей жены». Можно было бы рассказать еще множество подобных случаев. Однако большое значение имеют не чудеса старца, а его великая любовь к Богу, его глубокая вера и то, что он был истинным чадом Православной Церкви и монашества. Думаю, что бы ни говорить, описать старца невозможно. Вот слова, которые он всегда говорил: «Давайте любить Бога и всегда трудиться по совести». Он говорил, что Христос – это кислород. И мы не должны Его делать углекислым газом. Поэтому он хотел, чтобы все христиане всегда имели мужество, чтобы они были наполнены радостью о любви Божией, и чтобы никогда не разочаровывались, потому что он говорил, что тревога и разочарование всегда от диавола и никогда – от Бога. Старец Порфирий Кавсокаливит Я хотел с вами говорить, мои дорогие, о памяти одного святого, который упокоился 2 декабря. Это святой нашего времени, великий святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010